Статья 3. адвокатура и государство

Статья 3. Адвокатура и государство

Об адвокатской деятельности

Первая статья закона об адвокатуре регламентирует понятие адвокатской деятельности.

Согласно нормативному акту, деятельностью адвокатов именуется профессиональная юридическая помощь, основанная на нормах Федерального закона. Данный вид деятельности нельзя назвать предпринимательским.

Адвокаты помогают физическим и юридическим лицам защитить их права и свободы, а также обеспечить свободный доступ к правосудию.

Деятельность адвокатуры в РФ строго регламентирована, а потому нельзя называть адвокатской следующие виды юридической помощи:

  • оказание правовых услуг нотариусами и патентными поверенными;
  • оказание профессиональной юридической помощи предпринимателями, государственными служащими и работниками органов местного самоуправления.

Таким образом, статус адвоката обладает особыми чертами, о которых будет рассказано далее.

Профессия адвокат

Статья 3. Адвокатура и государство

Адвокат может работать как индивидуально — в так называемом адвокатском кабинете, так и в группе коллег — в специальной адвокатской коллегии. Оказание юридической помощи, которую осуществляет рассматриваемый работник, заключается в следующем:

  • предоставление справок, связанных с правовыми вопросами;
  • консультации;
  • представление в ходе судебного процесса интересов доверителя;
  • участие в судопроизводстве — гражданского или административного типа.

В рамках своей компетенции он может осуществлять некоторые другие виды деятельности. Отдельно закон повествует об иностранных адвокатах, которые имеют право оказывать юридическую помощь своим соотечественникам на территории РФ.

О полномочиях адвоката

На вопрос о том, что такое адвокатура, лучше всего отвечает статья 6 Закона, повествующая об адвокатских полномочиях. Для реализации своих законных прав адвокат обязан иметь соответствующую лицензию, ордер, а также соглашение от Минюста. Согласно закону «Об адвокатуре», рассматриваемый работник имеет право:

  • заниматься сбором сведений, необходимых для оказания юридической помощи;
  • вести опрос лиц, которые обладают той или иной информацией, важной для адвоката;
  • собирать вещественные доказательства и вести работу с ними;
  • привлекать отдельных специалистов в рамках того или иного делопроизводства;
  • встречаться с доверителем и вести с ним работу.

При этом адвокат не вправе:

  • принимать от доверителя поручения, носящие незаконный характер;
  • занимать в деле позицию, несоответствующую воле доверителя (за исключением случаев самооговора доверителя);
  • говорить о вине доверителя, притом что сам клиент ее отрицает;
  • разглашать сведения, доверенные ему доверителем, без согласия последнего.

Запрещается также тайное сотрудничество адвоката с оперативно-розыскными органами.

Об обязанностях адвоката

Статья 3. Адвокатура и государство

  • разумно и честно отстаивать права и интересы доверителя;
  • заниматься исполнением требований закона об участии адвоката в качестве государственного защитника в уголовном судопроизводстве;
  • постоянно совершенствовать собственные умения, знания, навыки и профессиональные качества;
  • соблюдать правила профессиональной адвокатской этики, исполнять решения, принимаемые адвокатской палатой — федеральной или региональной;
  • отчислять каждый месяц средства на развитие адвокатской палаты;
  • страховать собственные профессиональные риски.

За неисполнение или некачественное исполнение хотя бы одной из перечисленных обязанностей у адвоката могут отнять удостоверение, закрепляющее профессиональный статус. А что представляет собой статус адвоката? Когда и как он может быть получен?

Об адвокатском статусе

Статья 3. Адвокатура и государство

Присваивает адвокатский статус специальная квалификационная комиссия, которая, в свою очередь, формируется министерством юстиции. Кандидат в адвокаты должен успешно сдать квалификационный экзамен, после чего в течение трех месяцев комиссия предоставит адвокату соответствующий статус. Стоит отметить, что статус является неограниченным, а стало быть, может быть приостановлен или изъят лишь в исключительных случаях, о которых будет рассказано далее.

Прекращение и приостановление статуса

Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» содержит в себе статьи 16 и 17, в которых повествуется о ситуациях, при которых статус адвоката может быть изъят — временно или навсегда. Что это за ситуации?

Статья 16 гласит о приостановлении адвокатского статуса. Вот что может способствовать остановке работы адвоката:

  • избрание адвоката в государственный орган или в орган местного самоуправления;
  • неспособность адвоката исполнять свои профессиональные обязанности более полугода;
  • призыв адвоката на военную службу.

Прекращение же статуса, согласно статье 17, происходит в следующих случаях:

  • совершение адвокатом преступления;
  • смерть адвоката;
  • адвокат становится недееспособным;
  • адвокат сам подает соответствующее заявление в адвокатскую палату.

Лишением или приостановлением статуса занимается адвокатская палата — одна из форм адвокатских образований. А что вообще представляют собой адвокатские формы?

Адвокатская тайна и адвокатский запрос

Статья 3. Адвокатура и государство

Адвокатский запрос регламентируется в статье 6.1. Данное понятие подразумевает возможность отправлять различные справки в государственные органы, судебные инстанции и органы местного самоуправления. Необходимо это в разных целях: для получения соответствующих сведений, для оформления отдельных видов документации, для выявления определенных нарушений и т. д.

Формы адвокатских образований

Адвокатура РФ имеет целую иерархию, представленную в виде пяти основных форм. Все эти формы взаимосвязаны, тесно функционируя друг с другом. Вот что фиксирует закон:

  • Адвокатский кабинет. Так называется деятельность адвоката, работающего обособленно. Это, по сути, физическое лицо, но не индивидуальный предприниматель. Для получения такого статуса нужно иметь пятилетний рабочий стаж.
  • Адвокатская коллегия. Это некоммерческое юридическое лицо, представляющее собой объединение адвокатов. В организации должен быть устав и председатель. Председатель занимается вопросами функционирования коллегии, а также распределением работы между подчиненными.
  • Адвокатское бюро. Несколько схоже с коллегией. Однако образуется оно на небольшое количество времени, что четко фиксируется в договоре. Как правило, бюро формируется для разрешения какого-то одного дела совместными усилиями;
  • Юридическая консультация. Периодически формируется органами государственной власти или местного самоуправления для оказания юридической помощи населению.

Существует и пятая форма, именуемая адвокатской палатой. О ней будет рассказано далее.

Адвокатская палата

Статья 3. Адвокатура и государство

Региональная адвокатская палата занимается формированием и регистрацией всех четырех форм адвокатских образований, приемом квалификационного экзамена, установлением контактов с органами государственной власти и местного самоуправления.

О всероссийском съезде адвокатов

Как ни странно, но пятью формами адвокатских образований все не ограничивается. Закон «Об адвокатуре РФ» гласит о необходимости созывать съезд юристов два раза в год. В него входит две трети региональных адвокатских палат, которые занимаются:

  • утверждением сметы расходов;
  • принятием уставов адвокатской палаты федерального типа;
  • принятием этического кодекса юристов;
  • утверждением регламента съезда и многими другими вопросами.

Адвокатские конференции

Российская адвокатура имеет право на самостоятельные собрания в любое удобное время. Так, статья 41 рассматриваемого закона гласит о возможности собирать специальные конференции. Единственное требование — в состав собрания должны входить члены коллегий, а общее число присутствующих лиц должно составлять не менее двух третей от списка заявленных делегатов.

Статья 3. Адвокатура и государство

Что такое адвокатура? Это широкая система, включающая в себя большое количество форм и образований, осуществляющая, по сути, только одну функцию: оказание населению качественной юридической помощи.

Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе

Попов, В. А. Проблемы взаимоотношений адвокатуры и государства: общая характеристика и значение в уголовном процессе / В. А. Попов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 114-115. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72648/ (дата обращения: 23.07.2021).

Статья 3. Адвокатура и государство

Сегодня благодаря объединенным усилиям общества и государства, направленным на борьбу с правовой неграмотностью, преодолением явлений правового нигилизма и повышению уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина, в том числе в уголовном процессе, достигнут определенный прогресс в снижении степени криминализации общественных отношений и повышения уровня доверия граждан к правоохранительной системе Российской Федерации. Так, по итогам 2019 года можно отметить, что при непосредственном участии представителей адвокатского сообщества рассмотрено 5 612 уголовных дел, из них с участием адвокатов по соглашению с подзащитным — 3 355, адвокатов по назначению — 360; адвокатами выявлено 3 500 преступлений, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, факты о которых переданы для расследования по подведомственности. В сравнении с аналогичными критериями оценки по итогам 2018 года приведенные цифры демонстрируют динамику роста степени участия адвоката в уголовном судопроизводстве, а, следовательно, свидетельствуют об увеличении влияния адвокатского сообщества на уголовный процесс и в целом на развитие правовой системы Российской Федерации. Несмотря на высокую долю участия адвокатов в уголовно-процессуальных отношениях, до сих пор в российском отраслевом законодательстве дискуссионными остаются вопросы статуса адвокатов-защитников, круга лиц, имеющих право участвовать в уголовных делах в качестве защитников наряду с адвокатами, вопросы объема их прав и обязанностей, гарантий, механизма реализации их прав, и некоторые другие, которые имеют существенное значение для обеспечения эффективности деятельности адвокатов (защитников) по уголовным делам и требуют своего научного осмысления, даже с учетом того, что и в Федеральном законе от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации сформулированы понятийный аппарат относительно участников уголовного процесса, включая защитника, определены принципы участия их в уголовном процессе, закреплена роль органов государственной власти по обеспечению участия адвокатов (защитников) в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, регламентированы формы участия защитников в уголовном судопроизводстве, их правовая защищенность. Но при всем этом говорить о совершенстве Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на настоящий момент не представляется возможным.

Читайте также:  Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

С нашей точки зрения, не все положения данных правовых актов в целом отвечают потребностям современного общества и избавлены от юридико-технических неточностей.

Изложенное и позволяет прийти к выводу как об актуальность выбранной темы исследования, и необходимости проведения мониторинга правоприменения федерального законодательства, регламентирующего участие адвокатов (защитников) в уголовном процессе.

Относительно адвокатской деятельности Ю. И. Стецовский подчеркивает, что ее можно рассматривать как свободную профессию только с определенными ограничениями.

Она является таковой, поскольку доступ к ней открыт любому желающему, имеющему достаточный уровень подготовки, и поэтому при выполнении профессиональных обязанностей адвокат должен пользоваться как можно большей независимостью. Ведь главная задача адвоката — защищать частных лиц в правовом споре с государством.

Необходимость для гражданина иметь в споре с государством помощника — автономного, профессионального юриста — требует формирования адвокатуры как добровольного, самоуправляющегося и независимого объединения. Представляя обвиняемого или иное лицо, адвокат осуществляет публично-правовые функции.

Поэтому суть проблемы заключается не в том, следует ли отказаться от государственного руководства адвокатурой, а в том, каковы границы и формы этого руководства.

Порядок отношений адвокатуры с государством определен Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», статья 3 которого провозглашает ее независимость и самостоятельность.

В частности, часть 3 статьи 3 содержит положение о том, что: «В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи». При угрозе безопасности адвокатов в связи с выполнением профессионального долга, они должны быть адекватно защищены властями. Суд или административный орган не должны отказывать в признании права практикующего адвоката представлять интересы своего клиента, если этот адвокат не был дисквалифицирован в соответствии с национальным законодательством и практикой его применения.

Литература:

  1. Бахин В. П. Криминалистика. Проблемы и мнения (1962–2002) — М., 2002. — С. 18–21.
  2. Воронин Ю. А. Теоретические основы формирования системы противодействия преступности в России // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. — 2019. — № 1. — С. 7–9.
  3. Дежнев А. С. Привлечение в качестве защитников по уголовным делам близких родственников и иных лиц // Вестник Омского университета. — 2019. — № 3 (32). — С. 265–271.
  4. Жалинский А. Э. Профессиональная деятельность юриста. — М., 2017. — С. 120–128.
  5. Зинатуллин З. З. Общие проблемы обвинения и защиты по уголовным делам. — Ижевск, 2018. — С. 101–105.
  6. Зинин А. М. К вопросу о соотношении криминалистической физиогномики и криминалистической габитоскопии // Эксперт-криминалист. — 2018. — № 3. — С. 12–15.
  7. Ларин А. М. Работа следователя с доказательствами. — М., 1966. — С. 15–18.
  8. Мерзликина Е. В. Специфика способов собирания доказательств защитником // Проблемы отправления правосудия по уголовным делам в современной России: теория и практика. — Курск, 2018. — 350 с.
  9. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 23. — Ст. 2102.
  10. Хмелева А. В. У истоков следствия (к 150-летию со дня создания института следователей) // Вестник следственного комитета при Прокуратуре РФ. — 2018. — № 4 (6). — С. 28–31.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, адвокатская деятельность, уголовный процесс, адвокат, адвокатское сообщество, участие адвокатов, юридическая помощь.

квалифицированная юридическая помощь, юридическая помощь, уголовное судопроизводство, лицо, адвокат, Российская Федерация, адвокатская деятельность, Конституция РФ, оказание, российское

квалифицированная юридическая помощь, юридическая помощь, уголовное судопроизводство, лицо, адвокат, Российская Федерация, адвокатская деятельность, Конституция РФ, оказание… Проблемы толкования понятия квалифицированной…

принцип законности, адвокат, уголовное судопроизводство, адвокатская профессия, клиент, деятельность адвоката, уголовный процесс, линия защиты, возбуждение уголовного дела, адвокатская деятельность.

Ключевые слова: адвокат, адвокатура, адвокатский статус, юридическая деятельность. Судебная реформа 1864 года в

На сегодняшний день адвокатская деятельность в Российской Федерации регулируется федеральным законом «Об адвокатской

Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ

Ключевые слова: Уголовный процесс, досудебное производство, защитник, участие защитника в.

Российская Федерация, адвокатская деятельность, защитник, подзащитный, судебная…

Во-первых, адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как

Адвокат — лицо, способное оказывать юридическую помощь по всем без исключения вопросам.

Кирилловых А. А. Адвокатская деятельность: юридическая помощь через правовую

  • Адвокат как профессиональный представитель в гражданском и арбитражном процессе и
  • Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от
  • Адвокат — лицо, способное оказывать юридическую помощь по всем без исключения.

Адвокат — лицо, получившее в установленном законодательстве РФ порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Участие адвоката в гражданском процессе осуществляется на основании соглашения с доверителем.

Ключевые слова: адвокат, свидетель, уголовный процесс, представительство.

Допуск такого адвоката должен осуществляться без адвокатского ордера, так как ордер обязателен в силу

В любом случае, законодательное закрепление возможности участия адвоката при допросе…

адвокатская деятельность, адвокат, профессиональная этика адвоката, тайна, Российская Федерация, доверитель, квалифицированная юридическая помощь, уголовное судопроизводство, готовящееся…

Адвокатура и государство. Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре

Соотношение адвокатуры и государства закреплено в ст. 3 Зако­на об адвокатской деятельности. Адвокатура не входит в органы государ­ственной власти и местного самоуправления, что подчеркивает ее особую роль в становлении и развитии
гражданского общества.

Государство в лице своих органов власти обеспечивает гарантии независимости адвокатуры (несмотря на то, что на адвокатов распространяется положение ст. 19 Конституции РФ, закрепляющей равенство всех перед законом и судом); государство установило дополнительные гарантии защиты адвокатов от незаконного воздействия на их профессиональную деятельность. Так, в соответствии с п.

2 ст. 18 Закона об адвокатской деятельности адвокат не может быть привлечен к
какой-либо ответственности, в том числе после приостановления или прекращения статуса адвоката, за выраженное им при осуществлении адвокатской деятельности мнение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет
установлена виновность адвоката в преступном действии или бездействии.

Государство взяло на себя обязательство осуществлять финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно, в тех случаях, когда это предусмотрено зако­нодательством РФ.

При необходимости адвокатским образованиям выделяются служебные помещения и средства связи. В п. 25 Основных принципов,
касающихся роли юристов (приняты Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г.

указано, что профессиональные
ассоциации юристов сотрудничают с правительством с целью обеспече­ния всем
лицам реального и равного доступа к юридическому обслужи­ванию, а также чтобы
юристы имели возможность без вмешательства третьих лиц консультировать и
оказывать помощь клиентам в соответ­ствии с законом и признанными
профессиональными стандартами и эти­ческими нормами.

Невмешательство
государства является основным условием раз­вития любого института гражданского
общества. В данном случае уста­новленные законодательно отношения
государственных институтов и адвокатуры свидетельствуют о признании
государством необходимости существования данного важного регулятора социальных
отношений, осуществляемых путем реализации правовых норм.

  • «Гражданское
    общество — это свободное демократическое право­вое общество, ориентированное на
    конкретного человека, создающее ат­мосферу уважения к правовым традициям и
    законам, общегуманистичес­ким идеалам, обеспечивающее
    свободу творческой и предприниматель­ской деятельности, создающее возможность
    достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично
    вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства»
  • Гражданское общество предполагает:
  • — наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
  • — наличие развитой и разветвленной демократии, отражающей мно­гообразие интересов различных групп и слоев
    общества;
  • — высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности
    при вклю­чении в тот или иной институт гражданского общества;

— функционирование правового государства.

Законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре ос­новывается на
Конституции РФ и состоит из Закона об адвокатской деятельности, других федеральных законов, нормативных правовых ак­тов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из
принимаемых в пре­делах полномочий, установленных Законом об адвокатской деятельнос­ти, законов и иных правовых актов субъектов РФ.

Читайте также:  Раздел ВТОРОЙ. Общие правила производства в конституционном суде российской федерации

Принятый в порядке, предусмотренном Законом об адвокатской деятельности, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществле­нии адвокатской деятельности, а также
основания и порядок привлече­ния адвоката к ответственности.

Являясь профессиональным сообществом адвокатов, адвокату­ра действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адво­катов.

Принцип законности заключается в том, что в своей профессио­нальной деятельности адвокат обязан следовать законодательству РФ, содействовать утверждению и практической реализации принципов вер­ховенства права и законности, употреблять все свои знания и професси­ональное мастерство для надлежащей защиты и представительства
прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Адвокат не вправе давать клиенту советы, сознательно направленные на действия, связан­ные с совершением правонарушения, иным образом умышленно содей­ствовать их совершению клиентом
или другими лицами. Адвокат не имеет права в своей профессиональной деятельности прибегать к сред­ствам и методам, которые противоречат действующему законодательству. Принцип независимости адвокатуры, соблюдаемый в обществе, является гарантией защиты прав и свобод граждан этого общества. Прин­цип независимости должен соблюдаться и внутри структуры адвокат­ских образований. Законодательство об адвокатуре не предусматривает каких-либо форм воздействия
на адвоката со стороны адвокатского со­общества. Независимость адвоката — это свобода от любого внешнего воздействия, давления или вмешательства в его деятельность, связанную с осуществлением юридической помощи, в том числе со
стороны госу­дарственных или иных заинтересованных в исходе дела органов, а так­же от воздействия иных личных интересов. С целью соблюдения этого принципа в своей профессиональной деятельности адвокат обязан про­тивостоять любым попыткам
посягательства на его независимость, быть принципиальным в выполнении своих профессиональных обязанностей, в отстаивании профессиональных прав и их эффективном использовании в интересах клиентов.

Принцип самоуправления в отношении организации и деятельно­сти адвокатуры представляет собой совокупность правил, которые обес­печивают самостоятельное регулирование отношений, возникающих в адвокатских сообществах. Соблюдение этого принципа является органи­чески необходимым составным элементом механизма функционирова­ния адвокатуры.

Самоуправление предполагает самостоятельный выбор целей и путей их достижения самоуправляющимися структурами при сохране­нии взаимодействия со сменными и иерархически иными структурами.

Принцип самоуправления заключается в том, что
адвокаты сами выби­рают органы управления адвокатским сообществом (адвокатские пала­ты субъектов РФ, Федеральная палата адвокатов РФ).

Так, высшим ор­ганом адвокатской палаты субъекта РФ является собрание (конферен­ция) адвокатов.

Принцип корпоративности означает, прежде всего, объединение на основе общих интересов членов адвокатского сообщества с целью обес­печить надлежащую защиту доверителей и их доступ к правосудию. Отношения внутри адвокатского сообщества основываются на уважении и соблюдении общих интересов.

Принцип равноправия адвокатов означает, что лицо, приобрета­ющее статус адвоката, становится полноправным членом адвокатского сообщества. Необходимо также учитывать указанные в Конституции РФ принципы всеобщего равенства, безусловно, распространяющиеся и на членов адвокатского сообщества.

Права, предоставляемые адвокату действующим законодатель­ством, не зависят от стажа работы по юридической специальности или продолжительности его адвокатской практики. На проводимых в адво­катских сообществах конференциях, съездах все адвокаты имеют равное право голоса.

Адвокатура отделена от государства. В то же время адвокатура не преследует коммерческих целей. Она независима и может противосто­ять какому бы то ни было стремлению государственных или иных орга­нов либо должностных лиц влиять на нее. Адвокат может объективно и независимо вести порученные ему дела.

Доверьте решение своих проблем профессионалам!

Более подробную информацию можно получить в разделах сайта:

Статья 3. адвокатура и государство • Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ, А.Г. Кучерены, 2002

Комментарий к статье 3

1. Профессионал человек, занимающийся чем-либо как профессией. Применительно к адвокатуре профессиональное сообщество это совокупность лиц, являющихся только адвокатами и никем другим. Разумеется, поскольку адвокат юрист, т.е. лицо, имеющее высшее юридическое образование (подробнее см.

комментарий к ст. 2 комментируемого Закона), иные лица, обладающие подобным образованием и юридической практикой, вправе претендовать на статус адвоката.

Однако членами этого профессионального сообщества они вправе стать только после признания их адвокатами в порядке, предусмотренном комментируемым Законом (ст. 2).

Сложнее обстоит дело с принадлежностью адвокатуры к системе институтов гражданского общества.

Само понятие «гражданское общество» в литературе определяется как «относительно независимая от государства область жизнедеятельности людей, сфера общественных отношений, в которые вступают свободные индивиды, преследующие свои частные цели и интересы» .

Многие современные политики, начиная с Б.Н. Ельцина и не исключая действующего главу государства, говорили о необходимости построения в России гражданского общества либо констатировали его существование. Однако на конституционном уровне эта категория закреплена не была.

Гражданское общество отражено в нормативных актах избирательного права, Законах об информации, проекте Закона о нотариате, комментируемом Законе, но ни в одном из этих документов содержание данной категории не получило должного содержательного оформления.

——————————- Такой позиции придерживается, например, В.А. Четвернин. См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001. С. 227.

Если характеризовать адвокатуру как институт гражданского общества, то можно выделить следующие ее признаки:

а) полную независимость от государства; необходимо сказать, что иные адвокатуроподобные организации, создаваемые по инициативе государства на бюджетные или иные средства, не принадлежащие защищаемому лицу, и осуществляющие юридическую помощь и защиту граждан, а также различные общественные и правозащитные организации не имеют ничего общего с адвокатурой;

б) адвокатура это публичная, а не частная структура. Несмотря на то что в ходе судебного процесса адвокат защищает частные интересы юридического или физического лица, он выполняет важную конституционную обязанность государства по оказанию гражданину квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ).

В России, как и в любом другом демократическом государстве, эта функция в целях обеспечения объективности и беспристрастности передана независимой от государства структуре адвокатуре.

Таким образом, публичный характер носит деятельность не только адвокатуры, но и каждого адвоката, что и служит основой особого порядка совершения следственных действий в отношении данной категории лиц (подробнее см. комментарий к ст. 18);

в) экономическая самостоятельность адвокатуры. Деятельность адвоката финансируется государством лишь в исключительных случаях (см. комментарий к ч. 3 настоящей статьи). Во всех остальных случаях адвокатура находится на самофинансировании и не имеет иных источников доходов, помимо профессиональной деятельности;

г) самоорганизация адвокатуры. В формах, предусмотренных комментируемым Законом, адвокаты самостоятельно выбирают виды самоорганизации и объединяются в те корпорации, которые данному Закону не противоречат.

  • 2. Часть вторая комментируемой статьи определяет основные принципы деятельности адвокатуры, как-то:
  • а) принцип законности, означающий точное и единообразное соблюдение требований закона и иного нормативного правового акта любыми участниками правоотношений. Применительно к адвокатуре это означает, что эта корпорация создается и действует исключительно в рамках закона, а ее участники, работая с доверителем, обязаны не только соблюдать все требования закона, но и указывать на его нарушения остальным участникам процесса и добиваться их устранения в интересах доверителя;
  • б) принцип независимости, заключающийся в неподчинении адвокатуры государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, политическим партиям, иным общественным образованиям гражданского общества. Исключение составляют законные требования властей, касающиеся соблюдения адвокатурой требований закона и вышестоящих адвокатских образований, издаваемых ими на основе собственных корпоративных актов;

в) принцип самоуправления, т.е. совпадение объекта и субъекта управления. Иными словами, адвокатура как совокупность адвокатов, объединенных в сообщества, самостоятельно вырабатывает те правила внутреннего устройства и распорядка деятельности, которым затем добровольно подчиняются все участники сообщества;

г) принцип корпоративности продолжение действия принципа самостоятельности. Как известно, corporatio (лат.) объединение, сообщество. В этом качестве и выступает адвокатура как объединение адвокатов. Необходимость включения в текст комментируемого Закона этого принципа означает указание на действие в рамках этого сообщества так называемых корпоративных норм.

С точки зрения теории права все нормы, действующие в данном обществе, делятся на юридические, социальные и корпоративные. При этом социальные нормы это исторически сложившиеся правила общественного поведения, соблюдение которых обеспечивается моральной ответственностью их нарушителей (например, общественное осуждение, прекращение контактов других членов общества с нарушителем этих норм).

Юридические нормы это правила поведения, установленные законом или иным нормативным правовым актом, распространяющие свое действие на неограниченный круг лиц, соблюдение которых (норм) обеспечивается уважением к закону, власти, а в исключительных случаях государственным принуждением в виде меры наказания, установленной законом.

Корпоративные нормы занимают некое среднее положение между двумя названными выше. Прежде всего, они не должны противоречить закону и иным нормативным правовым актам, распространяют свое действие на строго определенный круг лиц, членов данной корпорации (сообщества), последними же принимаются и контролируются.

Читайте также:  Статья 17. Нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания

Нарушение этих норм, например адвокатской этики, может повлечь за собой крайнюю меру наказания, вплоть до прекращения адвокатского статуса (см. комментарий к ст. 17);

д) принцип равноправия адвокатов, означающий, что в своей процессуальной деятельности все адвокаты, независимо от их должностного положения, стажа работы, материального положения, социальных, национальных, половых различий, равноправны между собой. Что же касается их взаимоотношений вне рамок судебного и досудебного процессов, то они определяются теми корпоративными нормами, которые приняты в данном сообществе и могут устанавливать принцип неравноправия и даже подчинения друг другу.

3. Как уже отмечалось выше, ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому (имеется в виду любое юридическое или физическое лицо) право на получение квалифицированной юридической помощи. Поскольку договор об оказании юридической помощи носит возмездный характер (т.е.

доверитель оплачивает услуги выбранного им адвоката), то периодически возникают ситуации, когда лицо, остро нуждающееся в квалифицированной юридической помощи (задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый, подсудимый), в силу материального положения не в состоянии оплатить эту помощь.

В этом случае услуги адвоката оплачивает государство из федерального бюджета. Категории лиц, которым бесплатная помощь оказывается всегда, а также порядок определения расчета доходов неимущих граждан и форма расчета их с адвокатом определены в ст. 26 комментируемого Закона (см. комментарий).

Однако, забегая вперед, отметим, что на практике эта норма работает плохо из-за низкой оплаты труда адвокатов государством. Например, в одном из самых дорогих по стоимости жизни субъектов Федерации Москве стоимость услуг адвоката, оплачиваемого из бюджета, составляет 300 400 руб. в день.

Для сравнения: величина прожиточного минимума в Москве составляет 6441 руб. в месяц, или 214,7 руб. в день, т.е. 2/3 от аналогичного заработка адвоката по поручению (бесплатная юридическая помощь предоставляется гражданам, чей доход ниже прожиточного минимума).

Поэтому адвокаты всеми возможными законными способами стараются уклониться от такого рода поручений. На практике это означает нарушение принципа равноправия адвокатов и конституционного принципа права каждого на получение квалифицированной юридической помощи.

Что же касается выделения адвокату по назначению служебных помещений и средств связи, то это происходит лишь в тех местностях, где создание адвокатских сообществ экономически нерентабельно, а юридические консультации создаются по инициативе государства. Например, в Москве адвокат по назначению из названной суммы, получаемой от государства, оплачивает аренду помещения и средств связи, что в принципе делает его деятельность невыгодной.

Из смысла Конституции и комментируемого Закона следует, что безвозмездная юридическая помощь оказывается только физическим лицам.

Однако Конституционный Суд РФ одним из своих решений уравнял юридические лица с физическими в том, что касается реализации положений главы второй Конституции, в которую входит ст. 48.

К тому же не исключена ситуация, когда юридическое лицо становится банкротом не по своей вине, а иногда и по вине государства. Думается, им также должна быть предоставлена возможность получать бесплатную квалифицированную юридическую помощь.

4. Часть четвертая комментируемой статьи по социальному обеспечению приравнивает адвоката к рядовому гражданину. Иными словами, адвокат, выходя на пенсию, получает обычную социальную пенсию и оплату временной нетрудоспособности на тех же условиях.

При этом необходимо отметить, что прокуроры, следователи, работники милиции, судьи при тех же обстоятельствах получают несоизмеримо большее социальное содержание в соответствии не с Конституцией, а с отраслевым законодательством, указами Президента и ведомственными актами.

С учетом выполнения принудительной низкооплачиваемой работы, о чем шла речь выше, налицо нарушение конституционного принципа равенства прав граждан и сторон судебного процесса.

Адвокатура и общество

Вопрос о соотношении адвокатуры и общества является актуальным на всем протяжении исторического развития рассматриваемого института, и по сегодняшний день становится предметом множества научных исследований.

В настоящее время, основной содержательной чертой соответствующего соотношение выступают положения действующего законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, в силу которых адвокатура прямо называется в качестве института гражданского общества, и изымается, в этой связи, из системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Замечание 1

В этой связи, представляется необходимым обратить внимание на то, что роль адвокатуры в системе «государство-общество» состоит в том, что по отношению к государству адвокатура обладает известной степенью автономности и независимости (кроме пределов законодательного установления форм адвокатских образования и процедурных аспектов получения статуса адвоката), а применительно к обществу адвокатура выступает эффективным инструментом обеспечения интересов всех его членов.

При этом следует отметить, что обозначенное современное положение адвокатуры в обществе является итогом очень длительной борьбы рассматриваемого института за независимость и вхождение в структуру гражданского общества.

Так, по справедливому мнению многих представителей юридической доктрины как в дореволюционный, так и в советский период развития нашей страны самостоятельность и независимость адвокатуры носили крайне условный характер – государство стремилось на законодательном уровне утвердить такую форму адвокатуры, деятельность которой была бы поставлена под государственный контроль.

Таким образом, подытоживая общую характеристику соотношения адвокатуры и общества, представляется целесообразным сделать вывод о том, что рассматриваемый институт в настоящее время прочно укрепился в системе институтов гражданского общества. При этом само по себе гражданское общество (несмотря на существование самых разнообразных подходов) в общем виде может быть определено следующим образом:

Определение 1

Гражданское общество – это относительно замкнутая совокупность социальных институтов, объединенных по признаку наличия однородных специфичных интересов, реализация которых не только происходит без участия государства, но и позволяет в определенной степени контролировать и оказывать воздействие на его деятельность.

В то же время, находясь в государстве невозможно обладать абсолютной независимостью и самостоятельностью, в этой связи, для проведения более подробной характеристики и формирования целостного понимания соответствующего соотношения, представляется целесообразным остановиться также на взаимодействии адвокатуры и государства.

Соотношение адвокатуры и государства

Исходя из признаков соотношения адвокатуры и общества, ранее был сделан вывод о целесообразности изучения вопросов соотношения адвокатуры и государства.

Действительно, адвокатская независимость не носит всеобъемлющего характера – осуществляя собственные профессиональные полномочия, адвокаты регулярно взаимодействуют с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, прокуратурой, и т.д.

Кроме того, одним из самостоятельных направлений адвокатской деятельности выступает представление интересов граждан и их объединений в органах судебной системы, рассматривающих и разрешающих по существу юридические споры от имени Российской Федерации
, и т.д.

В этой связи, объективно складывается целая сфера взаимодействия адвокатуры и государства, которая не может быть упорядочена без участия последнего, гражданским обществом самостоятельно. В частности, в числе соответствующих сфер могут быть названы:

  • Разработка, принятие и наделение юридической силой нормативно-правовых актов, упорядочивающих вопросы организации и деятельности адвокатских образований и отдельных адвокатов;
  • Регламентирование деятельности и функционирования квалификационных комиссий, обеспечивающих принятие экзаменов у лиц, претендующих на получение статуса адвоката;
  • Ведение территориальными органами министерства юстиции единых, унифицированных реестров сведений об адвокатах, в которых отражается информация об их фамилии, имени и отчестве, текущем статусе, членстве в адвокатских образованиях, и т.д.

Правовой статус адвоката в обществе

Анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о том, что достаточно большое количество исследований посвящено анализу вопроса об особенностях правового положения физического лица в связи с приобретением такового в установленном порядке особого статуса адвоката.

Однако наряду с соответствующими исследованиями представляется целесообразным обратить внимание на то, что адвокат не только член особых профессиональных корпораций, но и российского общества в целом. В этой связи, на него в равной степени распространяются положения действующего законодательства о социальном и пенсионном обеспечении, медицинском страховании, и т.д.

Так, например, в соответствии с действующим законодательством адвокаты, как самозанятые лица, признаются страхователями по обязательному пенсионному страхованию – на них возлагается обязанность самостоятельно исчислять и перечислять в соответствующие фонды денежные средства на собственное пенсионное страхование, величина которых дифференцируется исходя из стоимости так называемого страхового года.

Аналогичным образом адвокаты поименованы в числе застрахованных субъектов обязательного медицинского страхования, и обязаны перечислять в фонд обязательного медицинского страхования фиксированные суммы денежных средств.

Ссылка на основную публикацию