О том, что Судебный департамент разработал проект закона о судебной службе, стало известно в июне этого года (см. здесь). Вчера документ был опубликован на сайте Суддепа для антикоррупционной экспертизы, но днем уже исчез со страницы. Как пояснила пресс-служба, это связано с техническими сбоями на сайте.
Необходимость создания нового вида службы разработчики объясняют тем, что работники аппарата суда являются процессуальными фигурами. Например, помощнику судьи может быть заявлен отвод.
А секретарь судебного заседания не только ведет и подписывает протокол, но и несет ответственность за его достоверность.
«Процедура выработки и подготовки судебного акта реализуется не только судьей», отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
Основная часть законопроекта — это правила поступления на судебную службу и прохождения ее.
Похожие положения можно встретить и в Законе о госслужбе — в частности, о порядке заключения договора, необходимости избегать конфликта интересов, основаниях для увольнения и наложения дисциплинарных взысканий.
Впрочем, есть и особенности. Например, суды могут устанавливать дополнительные квалификационные требования к тем, кто хочет устроиться в них на работу.
Одна из главных целей законопроекта — повышение зарплаты работников суда. Сейчас она ниже, чем у специалистов того же уровня в других госорганах, следует из пояснительной записки. «Это приводит к тому, что выпускники юридических вузов предпочитают идти на работу в иные сферы, а суды теряют хороших специалистов», жалуются авторы документа.
Должностной оклад судебных служащих будет исчисляться в процентном соотношении с окладом Председателя КС. Согласно Указу Президента от 19 марта 2013 года № 207 он составляет 32 752 руб. Так, в ВС помощник судьи будет получать 40% от этой суммы, секретарь судебного заседания ВС — 31%.
Помощник судьи и секретарь судебного заседания в областных судах и арбитражных судах уровня кассации, апелляции и Суда по интеллектуальным правам смогут получать около 40% и 35% от оклада Председателя КС. Примерно столько же (39%) будут получать судебные служащие на аналогичных должностях в районных судах, гарнизонных военных судах и арбитражных судах субъекта.
У секретаря судебного заседания таких судов зарплата составит 34% от оклада Председателя КС.
Кроме этих выплат, судебные служащие будут получать оклады за классный чин в процентах от должностного оклада.
Например, у действительного госсоветника судебной службы 1-го класса оклад за чин составит 40% от должностного, у госсоветника судебной службы 1-го класса — 31%, у советника судебной службы 1-го класса — 22%, у референта 1-го класса — 19%. Самый маленькой оклад за классный чин будет у секретаря 3-го класса — 14% от должностного оклада.
Законопроектом также предложено повысить коэффициенты допвыплат. Ежемесячная надбавка за выслугу в размере 10% от ставки будет полагаться за стаж от одного года до двух (сейчас — от года до пяти).
Проработавшим в суде от двух до пяти лет прибавят 20% (сейчас 15%), от пяти до 10 лет — 30% (сейчас 20%). Прибавка в 50% будет положена тем, кто проработал от 15 до 20 лет, 60% — от 20 до 25 лет.
А максимальная прибавка — 70% — достанется работникам аппарата суда со стажем более 25 лет (сейчас на максимальную прибавку в размере 30% от оклада могут рассчитывать те, кто отслужил более 15 лет).
Таким образом, с учетом всех выплат зарплата работников аппарата суда может вырасти в два раза. Об этом ранее сообщал Судебный департамент. На повышение смогут рассчитывать и работники аппарата мировых судей и уставных судов в регионах. Но только при условии, что это будет отражено в нормативных актах субъекта.
Разработчики проекта решили перенести в СОЮ опыт организации работы в арбитражных судах. Это предполагает концепция реформирования СОЮ, на которую ссылаются авторы законопроекта в пояснительной записке.
Согласно концепции в СОЮ появятся руководители аппаратов, которые сейчас есть в арбитражах.
Помимо них на уровне Верховных судов субъектов появятся администраторы, чья задача — «организация материально-технического, хозяйственного обеспечения и организация мероприятий по обеспечению безопасности судебной деятельности».
При этом аналогичная должность администратора суда будет исключена из системы Судебного департамента. Наконец, на уровне регионов в СОЮ должны ввести позиции «руководителей секретариата председателя суда» и его заместителя. Таким образом, структура СОЮ субъектов приблизится к арбитражным судам.
Среди новшеств законопроекта — введение формы для работников аппаратов судов (о ней говорит ст. 50). Она будет иметь специальные нашивки и погоны, которые соответствуют присвоенным чинам. Носить такую форму обязательно «в случае участия служащего судебной службы в судебном заседании в соответствии с занимаемой им должностью, а также в других случаях его официального представительства».
Повышение зарплат может коснуться не только сотрудников аппаратов, но и самих судей. В сентябре этого года Минфин подготовил поправки в Закон о статусе судей, согласно которым коэффициент расчета поощрения увеличивается на 0,3 от оклада судьи.
Рост будет идти поэтапно начиная с октября 2014 года и до 2016 года. В результате к 2017 году размер ежемесячного дохода Председателя КС достигнет 98% денежного вознаграждения Президента, обещали авторы поправок. Его месячный заработок превысит 350 тыс. руб.
(подробнее здесь).
Пленум ВС одобрил «аппаратную» реформу в судах
Pixabay
Пленум Верховного суда РФ постановил внести в Госдуму пакет законопроектов (тексты здесь и здесь), реформирующих институт администраторов судов. Так, предлагается разграничить правовой статус администраторов и в зависимости от уровня судебной инстанции возложить на них функции руководства аппаратом суда.
ВС обратил внимание на двойственное правовое положение администратора суда. Этот институт появился в системе федеральных СОЮ в 1998 году.
За продолжительный период выявились сложности в определении объема и характера полномочий, а также должностного положения администратора.
Существуют проблемы с определением квалификационных требований к должности, которая совмещает в себе функционал хозяйственника и менеджера. Кроме того, постоянно увеличивается объем работы, а это приводит к росту служебной нагрузки.
Функции администратора по организационному обеспечению деятельности суда в значительной степени пересекаются с должностными обязанностями работников аппарата суда и зачастую их дублируют: например, в судебном делопроизводстве, ведении статистики, работе архива.
Вместе с тем администратор не имеет полномочий по непосредственному руководству аппаратом суда и формально подчиняется председателю суда.
Это, как считают в ВС, необоснованно возлагает на председателя решение вопросов организационного и материально-технического обеспечения.
В ВС считают, что назрела необходимость законодательно разграничить правовой статус администраторов. В кассационных и апелляционных СОЮ и военных судах, областных и равных им судах, федеральных арбитражных судах администраторы будут выполнять функции руководства аппаратом суда, будучи в штате суда.
В районных, городских, межрайонных и гарнизонных военных судах они станут выполнять только хозяйственные, обеспечивающие функции.
Эти ставки останутся в системе Судебного департамента, поскольку суды этих инстанций не являются самостоятельными юридическими лицами и соответствующие полномочия реализуются органами Суддепа.
Предлагается законодательно определить полномочия руководителя аппарата — администратора суда.
Среди прочего он будет отвечать за делопроизводство и работу архива, судебную статистику, правовое обеспечение судей и работников аппарата, материальное и социальное обеспечения судей, в том числе в отставке, а также за мероприятия, связанные с госзакупками.
Устанавливаются квалификационные требования в виде наличия высшего юридического образования. Указывается, что в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы эта должность отнесена к главной группе категории «руководители» с соответствующим должностным окладом.
Администраторам в районных, городских и гарнизонных судах оставят функции материально-технического, хозяйственного обеспечения и безопасности судебной деятельности. Так, предлагается исключить из функций администраторов-хозяйственников организацию судебного делопроизводства, ведение статистики и архива.
Кроме того, вводится дополнительная должность «администратор постоянного судебного присутствия». Эти вакансии будут заполняться за счет перераспределения должностей при упразднении некоторых районных и городских судов и создании постоянных судебных присутствий.
Вс предложил повысить доверие к суду с помощью погон для секретарей :: общество :: рбк
Верховный суд предложит Госдуме обязать служащих судов носить форму, а также упорядочить законы о мантиях судей. Это объясняют необходимостью повышать доверие к суду и снижать риски злоупотреблений на закупках
Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Пленум Верховного суда решил внести в Госдуму законопроекты, где предлагается сделать ношение формы обязательным для секретарей и помощников судей, а также уточняется вид и порядок обеспечения судей мантиями. Об этом сообщили РБК в пресс-службе ВС; законопроекты есть в распоряжении РБК.
В одном из проектов предлагается внести в законы «О Верховном суде», «О судах общей юрисдикции», «О военных судах» и «Об арбитражных судах» положения о том, что «ношение служебного обмундирования обязательно при исполнении служебных обязанностей работниками аппарата» судов, которые участвуют в судебных заседаниях или взаимодействуют с гражданами. Порядок обеспечения служащих формой и ее техническое описание (включая ткань, фасон обуви, костюма, галстука и рубашки) должны в дальнейшем подготовить Верховный суд и Судебный департамент ВС.
Ношение формы секретарями и помощниками судей «будет способствовать установлению их статуса как работников судебной системы и повышению уровня доверия к суду», сказано в пояснительной записке к законопроекту.
По действующему законодательству строгой обязанности носить форму у секретарей и помощников нет.
При этом, в частности, в московских судах примерно с марта этого года сотрудники носят форменные рубашки с погонами, отображающими классный чин государственного гражданского служащего.
В другом законопроекте предлагается внести поправки в закон «О статусе судей», согласно которым ВС и Судебному департаменту необходимо разработать единое «техническое описание мантии и образцов предметов служебного обмундирования судей»; вид мантии должен быть согласован с Геральдическим советом при президенте.
Законодательство о судейской мантии и форме служащих судов сейчас не упорядочено, отмечается в пояснительной записке. Так, по закону 1992 года «О статусе судей» нормы об обеспечении судей мантиями, а служащих — формой, устанавливаются правительством России.
В1994 году правительство постановило, что порядок выдачи и учета мантий и формы устанавливается Минюстом и председателями высших судов.
В свою очередь президиум Верховного суда в своем постановлении «спустил» этот вопрос на уровень судов субъектов, районных и городских судов.
Поправки необходимы в связи с позицией Счетной палаты, сказано в пояснительных записках к законопроектам.
Для «унификации внешнего вида» судей и служащих, а также «для снижения риска злоупотреблений в сфере государственных закупок» нужно разработать единые требования к образцам формы и порядку ее закупки, пишут авторы законопроектов со ссылкой на позицию Счетной палаты. Утверждается, что поправки не потребуют дополнительных бюджетных расходов.
В 2017 году Верховный суд внес в Госдуму законопроект «О государственной судебной службе», согласно которому сотрудники аппаратов судов должны быть выделены в особую категорию госслужбы со своей системой классных чинов и форменным обмундированием.
Это должно было, по мысли ВС, повысить авторитет судебной власти и решить вопрос «привлечения и закрепления в аппаратах судов высококвалифицированных кадров». Весной 2021 года законопроект был рекомендован к рассмотрению советом Госдумы, первое чтение еще не состоялось.
Правовое управление Госдумы в своем заключении заявило, что необходимость обособлять судебную службу «требует дополнительного обоснования».
Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Полномочия и система. Роль Судебного Департамента в кадровом, организационном и ресурсном обеспечении судов
СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ —федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности всей системы общих судов, подчиненных Верховному Суду РФ (верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов), а также органов судейского сообщества и финансирование мировых судей.
С.д. осуществляет мероприятия кадрового, финансового, материально-технического обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и в этой связи:
- · разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов и иных нормативно-правовых актов;
- · разрабатывает и представляет в Правительство РФ согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
- · изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения по их совершенствованию;
- · вносит в Верховный Суд РФ предложения о создании либо об упразднении судов;
- · определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей;
- · взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов;
- · разрабатывает научно обоснованные нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов;
· принимает меры по материально-техническому и иному обеспечению деятельности органов и учреждений С.д.;
· организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их;
· ведет статистический и персональный учет судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений С.д.;
· ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
· взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета;
· организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений С.д.;
- · организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности;
- · осуществляет работу по систематизации законодательства;
- · ведет банк нормативных правовых актов РФ, а также общеправовой рубрикатор законодательства;
· принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; организует материальное и социальное обеспечение судей, в т.ч. пребывающих в отставке, работников аппаратов судов,
· принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей
Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. В соответствии со ст. 2 Закона о Судебном департаменте при ВС РФ его система включает:
- · центральный аппарат Судебного департамента;
- · управления (отделы) Судебного департамента в субъектах РФ;
- · органы и учреждения Судебного департамента.
- Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, призванных обеспечивать выполнение всех его функций, например:
- · главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов;
- · главного управления обеспечения деятельности военных судов;
- · главного финансово-экономического управления;
- · управления государственной службы и кадрового обеспечения;
- · контрольно-ревизионного управления;
- · управления делами и др.
Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. На него возложена ответственность за надлежащую организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов.
Издаваемые им приказы, распоряжения и инструкции обязательны и для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ, а также отчитываться перед Всероссийским съездом судей.
Местные органы Судебного департамента — управления (отделы) — обеспечивают выполнение задач в сфере организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции на территории субъекта РФ. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов РФ.
Структура Судебного департамента при Верховном Суде
Российской Федерации
(ст. 7-9 ФЗ» О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»)
Решения коллегии Судебного департамента реализуются в приказах и распоряжениях Генерального директора Судебного департамента.
В субъектах Российской Федерации образуются управления Судебного департамента. Управления Судебного департамента в субъектах РФ подчиняются Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ и подотчетны совету судей субъекта Российской Федерации.
Управление Судебного департамента в субъекте РФ возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности Генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателем суда соответствующего субъекта и советом судей субъекта РФ.
О полномочиях начальника управления Судебного департамента (см. ст. 16 ФЗ « О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»).
- Начальник управления Судебного департамента несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на управление Судебного департамента.
- Начальник управления имеет заместителей, которые назначаются и освобождаются от должности по его представлению Генеральным директором Судебного департамента.
- Управление Судебного департамента в субъекте РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, гарнизонных военных судов, органов судейского сообщества субъекта РФ, а также финансирование мировых судей.
Полномочия Управления Судебного департамента (ст.14 ФЗ « О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»):
- осуществляет подбор кандидатов на должность судей;
- организует и обеспечивает работу экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
- изучает в рамках предоставленных полномочий организацию деятельности районных судов и принимает меры по её совершенствованию;
- ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов;
- финансирует районные суды, гарнизонные военный суды и органы судейского сообщества в субъектах РФ, контролирует расходование ими бюджетных средств, проводит ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
- финансирует возмещение издержек по делам, рассматриваемым районными судами, гарнизонными военными судами и мировыми судьями, которые относятся на счет федерального бюджета;
- обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды программно-аппаратными средствами, необходимыми для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения деятельности указанных судов, осуществляет мероприятия по формированию единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей;
- обеспечивает районные суды и гарнизонные военные суды материально-техническими, транспортными средствами; организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений районных судов и гарнизонных военных судов;
- ходатайствует по согласованию с председателем соответствующего суда о награждении работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов государственными наградами и присвоении им почетных званий;
- принимает во взаимодействии с районными судами, гарнизонными военными судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
- организует материальное и социальное обеспечение судей районных судов и гарнизонных военных судов, в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей районных судов и гарнизонных военных судов, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов районных судов и гарнизонных военных судов в соответствии с федеральным законодательством;
- осуществляет иные меры по обеспечению деятельности районных судов, гарнизонных военных судов и органов судейского сообщества субъектов РФ.
Деятельность верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда или районного суда организационно обеспечивает администратор соответствующего суда. Администратор суда подчиняется председателю соответствующего суда. Свои полномочия администратор суда среднего звена и гарнизонного военного суда осуществляет под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента, а администратор районного суда — под контролем управления Судебного департамента и во взаимодействии с ним.
Администратор верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда субъекта РФ, гарнизонного военного суда, специализированного федерального суда назначается на должность и освобождается от должности соответствующего структурного подразделения Судебного департамента (начальником главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, начальником главного управления обеспечения военных судов) по представлению председателя соответствующего суда. [65]
Администратор районного суда назначается на должность и освобождается от должности начальником управления Судебного департамента в субъекте РФ по представлению председателя районного суда. Полномочия администратора суда установлены ст. 19 Закона о Судебном департаменте при Верховном Суде РФ.
В частности, администратор суда принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке к проведению судебных заседаний, взаимодействует с адвокатурой, правоохранительным и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда, принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения, обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива, организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы, организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда.
Работники аппарата Судебного департамента и его органов являются федеральными государственными гражданскими служащими. Права, обязанности указанных работников, а также порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной гражданской службе.
Нормативные правовые акты
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. «О Верховном Суде Российской Федерации»
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ».
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».
Федеральный закон от 8 января 1998 г. ( ред. от 12. 03. 2014 ) «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ».
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 ( ред. от 12. 03. 2014 ) «О статусе судей в РФ».
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. (в ред. от 12 .03.2014) «Об органах судейского сообщества в РФ».
Указ Президента РФ от 20 августа 2014 г. «Об обеспечении деятельности Верховного Суда РФ».
Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г.(ред. от 19.03.2013) № 306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда РФ и членам их семей».
Судебный департамент ВС РФ предложили наделить правом разработать мундиры для судей
МОСКВА, 8 июня. /ТАСС/. Пленум Верховного суда России предложил наделить Судебный департамент правом разработать служебное обмундирование для судей и работников аппаратов судов. Об этом говорится в законопроекте, одобренном во вторник пленумом ВС для внесения в Госдуму.
Необходимость новеллы вызвана итогами проверки Счетной палаты в 2017 году, когда аудиторы отмечали в условиях ежегодно выделяемых средств отсутствие единого подхода в обеспечении служебным обмундированием судей и имеющих классные чины работников судов, единых требований к описанию моделей, ткани костюмов и порядку их приобретения и пошива, что, по оценке Счетной палаты, не позволяет обеспечить единообразие внешнего вида судей и служащих судов, создает риски закупки служебного обмундирования с избыточными свойствами и характеристиками. Стоимость отдельных предметов обмундирования, закупаемых органами судебной системы РФ, в два-три раза выше аналогичных предметов, закупаемых Федеральной службой судебных приставов и органами прокуратуры. Кроме того, Счетная палата обратила внимание на отсутствие четких норм о том, в каких случаях судьи и работники аппаратов судов должны носить служебное обмундирование. В результате, по оценке Счетной палаты, до 45% средств, выделявшихся из бюджета с 2014 по первое полугодие 2017 года на обмундирование, было использовано на иные цели. Счетная палата даже провела онлайн-опрос, нужно ли вообще обеспечивать обмундированием работников аппаратов судов и влияет ли это на качество правосудия.
О законопроекте
В пояснительной записке к законопроекту Верховный суд согласился, что эти вопросы требуют более четкого законодательного урегулирования.
В настоящее время действуют лишь постановление Верховного совета РФ от марта 1993 года за подписью Руслана Хасбулатова, утвердившее описание внешнего вида мантии судей, а также постановление правительства РФ 1994 года за подписью Виктора Черномырдина, где наряду с поручением Минфину ежегодно предусматривать ассигнования на служебное обмундирование судей и имеющих классные чины работников судов дано описание этой формы. Причем служебное обмундирование было введено одинаковым для судей и сотрудников аппарата судов и похожим на форму прокуроров и приставов: синий двубортный пиджак с желтыми пуговицами с гербом РФ, брюки или юбка, белая и светло-синие рубашки, черные галстук и туфли.
Одобренный Пленумом ВС законопроект предлагает наделить Судебный департамент полномочиями утверждать «техническое описание мантии судьи и образцов предметов служебного обмундирования судей и работников аппаратов судов, имеющих классные чины, работников аппарата Судебного департамента и его органов».
Они должны будут быть согласованы с Советом судей РФ и Геральдическим советом при президенте.
Кроме того, законопроект предлагает наделить Судебный департамент также полномочиями утверждать по согласованию с Советом судей порядок и нормы обеспечения судей мантиями, служебным обмундированием — судей и работников аппаратов судов, а также определить порядок их ношения, в том числе случаи обязательности ношения служебного обмундирования судьями.
Другим законопроектом, который также будет внесен в Госдуму, предлагается сделать обязательным ношение формы сотрудниками аппаратов судов во время судебных заседаний и при приеме посетителей, а в остальных случаях — по решению председателя суда.
Парадные мундиры
Внесение законопроектов, разработанных еще в 2018 году, приостановила пандемия. Вопрос обмундирования судей обсуждался еще в феврале прошлого года на совещании председателей региональных советов судей в Москве.
Так, председатель cовета судей Тамбовской области Наталия Бурашникова напомнила, что хотя символом судьи является судейская мантия, она надевается лишь при непосредственном отправлении правосудия и не предусмотрено ее ношение во внесудебное время.
До революции 1917 года судьи, как и другие работники юстиции, носили мундиры.
Высокопоставленный работник судебной системы рассказал ТАСС, что предполагается ввести парадные мундиры, которые судьи могли бы носить на торжественных мероприятиях, в том числе при приеме присяги, награждении. Актуально введение мундиров и для судей, пребывающих в отставке.
В то же время в судейской среде не исключают изменения вида мундира. Сегодняшний форменный пиджак судьи не является характерным для одежды судей с исторической точки зрения — он ближе к прокурорскому мундиру и отличается от него лишь отсутствием погон и карманов.
В связи с этим рассматривается вариант двух видов парадной одежды судей — летней белой и зимней синего или черного цвета с прошитыми золотистыми нитями обшлагами.
Возможны также отдельные знаки отличия для судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции и мировых судей, а также знаки, указывающие на работу в определенном суде.
Единственным отличием мундира судьи может стать отсутствие погон, хотя как и у дипломатов, могут быть введены знаки, указывающие на квалификационный класс судьи.