Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

Авторами поправок выступила группа депутатов от фракций «Единая
Россия» и «Справедливая Россия».

Новой статьей 20.23 КоАП
«Злоупотребление правом на проведение публичного мероприятия» предусматривается
административная ответственность в виде штрафа за подачу уведомления о проведении публичного мероприятия без цели его проведения, несоблюдение
требования об уведомлении органа власти об отказе от проведения публичного
мероприятия или за несоблюдение сроков подачи такого уведомления.

Для граждан размер штрафа будет
составлять от 5 тыс. до 20 тыс. рублей; для должностных лиц – от 10 тыс. до 30 тыс. рублей
и для юридических лиц – от 20 тыс. до 100 тыс. рублей. Ранее такой ответственности в административном
законодательстве не существовало.

Однако, как подчеркивают авторы
закона в пояснительной записке, ее необходимость связана с тем, что «в последнее время участились случаи недобросовестного использования права на проведение публичных мероприятий, выражающиеся в том, что уполномоченные органы
на основании поступивших уведомлений принимают необходимые меры для обеспечения
проведения мероприятия, которое по факту не проводится». 

«Зачастую такие случаи
носят явно выраженный провокационный характер.

Наиболее ярким примером таких
злоупотреблений является подача одним гражданином 660 уведомлений о проведении
в один выходной день в начале декабря 2017 года 660 публичных мероприятий в одном и том же месте Санкт-Петербурга (каждую минуту новое мероприятие).

Все
мероприятия были согласованы, однако проведены не были. Таким образом,
уполномоченные органы власти в течение 11 часов были обязаны обеспечивать
присутствие сотрудников органов внутренних дел и бригад скорой помощи в заявленном месте», — поясняют авторы закона. 

В связи с этим на обеспечение
безопасности массовых акций, которые не проводятся, расходуются бюджетные
средства и тратятся силы полиции.

Напомним, ранее Государственная Дума
приняла корреспондирующие поправки в закон, определяющие как именно
организаторы публичных акций должны будут уведомить власти об их отмене, чтобы
не попасть под штраф. Он подписан Президентом РФ.

В случае отказа от проведения
публичного мероприятия – митинга, шествия, демонстрации или пикета — не позднее
чем за один день до его проведения организаторы должны «принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной
власти субъекта РФ или орган местного самоуправления, в который подано
уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении», гласит
норма закона.

Приложение 5 — Уведомление о проведении публичного мероприятия

Уведомление

о проведении публичного мероприятия

В соответствии со ст.ст. 2,7 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», направляем Вам уведомление о намечаемом проведении публичного мероприятия в форме пикетирования.

Цели мероприятия:

  • протест против негативного воздействия, оказываемого нефтяными компаниями «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании, Лтд» (оператор проекта «Сахалин-2») и «Эксон Нефтегаз Лимитед» (оператором проекта «Сахалин-1»), а также их подрядчиками на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов, проживающих на севере Сахалина;
  • добиться выполнения требования населения о проведении этнологической экспертизы за счет специального фонда, финансируемого недропользователями, при выборе и формировании экспертной комиссии уполномоченными представителями коренного населения.

Форма публичного мероприятия: пикетирование контрольно-пропускного пункта, расположенного на подъездном пути к строительной площадке Объединенного берегового технологического комплекса по проекту «Сахалин-2» и пикетирование контрольно-пропускного пункта компании «Эксон НЛ», расположенного на подъездном пути к строительной площадке берегового комплекса подготовки по проекту «Сахалин-1» в районе залива Чайво. Пикеты будут располагаться непосредственно на подъездных путях и по обеим сторонам от них.

Точки проведения пикетирования:

1. 400 метров на восток по дороге, ведущей на строительную площадку объединенного берегового технологического комплекса по проекту «Сахалин-2», 50 м перед КПП. Дорога отходит от федеральной трассы в 300 метрах от километрового указателя579 на север по федеральной трассе «Южно-Сахалинск — Оха».

2.

В 5700 метрах от федеральной трассы по дороге, ведущей на строительную площадку берегового комплекса подготовки по проекту «Сахалин-1», в точке расположенной в 50 метрах от контрольно-пропускного пункта «Береговые сооружения Чайво», проект «Сахалин-1». Дорога начинается в 150 метрах от километрового указателя 717 на север по федеральной трассе «Южно-Сахалинск — Оха» и ведет на восток.

Время проведения пикетирования: Точка №1 — 28 июня 2005 г. Точка №2 — 29 июня — 1 июля 2005 года. Во всех случаях пикетирование будет начинаться в 09.00 и заканчиваться в 20.00.

  • Предположительное количество участников мероприятия составляет 70 человек.
  • Организаторы массовой акции (не менее трех человек):
  • — ФИО, дата рождения, паспортные данные, место жительства, телефоны
  • Номера контактных телефонов организаторов акции:

Формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка:Все участники пикетирования будут заранее проинструктированы о правилах поведения во время публичного мероприятия. В ходе проведения мероприятия вопросы обеспечения порядка будет решать заранее определенный человек — (ФИО).

Организаторы и уполномоченный будут постоянно находиться в контакте с представителями органов охраны правопорядка, заранее обменяются с ними контактными телефонами. Связь во время проведения мероприятия будет осуществляться непосредственно, а также по спутниковому телефону.

Переговоры с официальными представителями пикетируемого объекта (при возникновении такой возможности) будут осуществлять организаторы публичного мероприятия. Пикет будет заранее маркирован яркими лентами, обозначен плакатами и транспарантами, чтобы сделать его видимым издалека и исключить случайный наезд транспорта на людей.

Использование звукоусиливающей аппаратуры при проведении мероприятия не планируется.

Уполномоченный организаторами публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия:

— ФИО, дата рождения, паспортные данные, место жительства, телефоны

Организация медицинской помощи: На месте проведения акции будет постоянно находиться медицинская аптечка с набором специальных медицинских препаратов для оказания первой медицинской помощи. Ответственным за этот участок обеспечения назначена — ФИО, дата рождения, паспортные данные, место жительства, телефоны.

  1. Наша акция не преследует политических целей, не связана с насилием, не будет направлена на разжигание межнациональной розни.
  2. С уважением,
  3. Организаторы проведения акции: ФИО, подписи

Оглавление
От авторов
1.1 Добывание экологической информации
1.2 Обращения в государственные органы об экологических нарушениях
1.3 Участие в процессе оценки воздействия на окружающую среду
1.4 Общественные обсуждения и публичные слушания
1.5 Общественная экологическая экспертиза
1.

6 Участие в государственной экологической экспертизе
1.7 Общественный экологический контроль и мониторинг
1.8 проведение массовых мероприятий
1.9 Сбор подписей
1.11 Работа с учеными и экспертами
1.12 Ведение судебных дел
1.13 Создание и охрана ООпТ
1.

14 Влияние через международные финансовые организации и частные банки
1.15 Работа с законодательными и представительными органами власти
1.16 Мобилизация местного населения, активных групп и заинтересованных сторон
1.17 Сотрудничество с российскими и международными неправительственными организациями
2.

1 Проект «Нулевой сброс» Кампания за прекращение загрязнения Охотского моря буровыми отходами
2.2 «Нет могильникам отходов!» Описание трех кампаний против размещения полигонов для захоронения отходов в экологически чувствительных местах
2.3 Кампания по сокращению загрязнения на нефтепромыслах «Роснефти»
2.

4 Заказник «Восточный» Долгосрочная программа по защите последнего дикого уголка сахалинской природы
Приложение 1 — О ПЕРЕЧНЕ ОБЪЕКТОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
Приложение 2 — ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ
Приложение 3 — Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы
Приложение 4 — Акт об отборе проб
Приложение 5 — Уведомление о проведении публичного мероприятия
Приложение 6 — Материалы судебного дела по заявлению РОО «Экологическая вахта Сахалина» к Управлению Ростехнадзора по Сахалинской области
Приложение 7 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ об оспаривании действий Управления по технологическому и экологическому надзору по Сахалинской области
Приложение 8 — ЗАЯВЛЕНИЕ в порядке гл.25 ГПК РФ и Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Приложение 10 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о признании незаконными приказов управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
Приложение 11 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ о признании незаконными приказов управления природных ресурсов и охраны окружающей среды
Приложение 12 — Заявление В порядке гл.25 ГПК РФ и закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»
Приложение 13 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ признании недействительным заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы
Приложение 14 — КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ признании недействительным заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы
Приложение 15 — Исковое заявление о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем
Приложение 16 — РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем
Приложение 17 — ОПРЕДЕЛЕНИЕ о запрещении производственной деятельности в связи с опасностью причинения вреда в будущем

Материал в разделах:

Гражданам об их политических правах

Поскольку проведение публичного мероприятия в России носит не разрешительный, а уведомительный характер, организатор должен подать в соответствующий орган власти документ — уведомление о проведении публичного мероприятия. Требования, предъявляемые к уведомлению о проведении публичного мероприятия, указаны в статье 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Уведомление о проведении публичного мероприятия — это документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения.

Что должно быть обязательно указано в уведомлении о проведении публичного мероприятия?

В уведомлении указываются:

  1. цель публичного мероприятия;
  2. форма публичного мероприятия;
  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;
  4. дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
  5. предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;
  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;
  9. дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (это принципы законности и добровольности участия в публичном мероприятии), подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в каждом регионе свой

Федеральный законодатель передал детализацию установления порядка подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на региональный уровень. Поэтому порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в субъектах Российской Федерации порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия может существенно различаться. Организатору публичного мероприятия в каждом конкретном регионе России необходимо знать и соблюдать этот порядок, чтобы не получить отказ в проведении публичного мероприятия.

Закон субъекта Российской Федерации, регламентирующий порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, обязательно должен быть опубликован, поэтому с его содержанием можно познакомиться в библиотеке, на официальных сайтах органов государственной власти в сети Интернет, в правовых справочно-информационных системах («Консультант Плюс», «Гарант» и др.).

В части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено обязательное правило, в соответствии с которым неопубликованные законы не применяются.

Это же относится и к любым другим нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Поэтому любые запреты и ограничения на проведение публичного мероприятия со стороны властных структур, основанные на положениях неопубликованных нормативных правовых актов (включая и региональные законы), не могут применяться.

Различаются в законах субъектов Российской Федерации и органы власти, в которые необходимо направлять уведомления о проведении публичного мероприятия.

Поэтому в Федеральном законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» используется обобщенное название: орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления (далее в тексте — орган власти).

В некоторых субъектах Российской Федерации рассмотрение уведомлений о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований осуществляется только органами местного самоуправления. Например, согласно статье 3 Закона Тюменской области от 28 декабря 2004 г.

№ 318 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Тюменской области» рассмотрение уведомлений о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований возлагается на главу муниципального образования, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия, либо на лицо, исполняющее его обязанности.

Глава муниципального образования своим правовым актом может возложить функции по рассмотрению уведомлений на определенное должностное лицо органа местного самоуправления либо специально созданный коллегиальный совещательный орган — комиссию.

В ряде субъектов Российской Федерации рассмотрение уведомлений о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирований осуществляется как органами местного самоуправления, так и органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

При этом различаются критерии, в соответствии с которыми уведомления о проведении публичного мероприятия направляются в тот или иной орган публичной власти. Такими критериями могут быть место проведения публичного мероприятия, численность его участников или статус самого публичного мероприятия.

Приведем несколько примеров.

В статье 5 Закона Алтайского края от 31 декабря 2004 г.

№ 76-ЗС «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» перечислены органы, уполномоченные принимать уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия регионального значения подается его организатором в письменной форме в администрацию Алтайского края.

При этом публичное мероприятие регионального значения — это публичное мероприятие, проводимое по вопросам, относящимся к компетенции органов государственной власти Алтайского края либо органов государственной власти Российской Федерации и затрагивающим интересы населения всего Алтайского края.

Уведомление о проведении публичного мероприятия местного значения подается его организатором в письменной форме в исполнительно- распорядительный орган муниципального образования, наделенного статусом городского округа или муниципального района, на территории которого планируется проведение такого мероприятия.

При проведении публичного мероприятия местного значения в поселке либо в сельском населенном пункте, не являющемся административным центром муниципального района, уведомление подается в администрацию поселения.

Согласно статье 1 Закона Томской области 13 октября 2004 г.

№ 209-ОЗ «О порядке подачи уведомления о проведении в Томской области собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований», уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления по месту проведения публичного мероприятия. Единственное исключение из этого правила: если проведение публичного мероприятия планируется в границах «Губернаторского квартала» города Томска, то уведомление подается в письменной форме в администрацию Томской области.

Распоряжением мэра города Томска от 23 июня 2005 г. № р437 «Об упорядочении получения и регистрации уведомлений о проведении публичных мероприятий (собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований) в г.

Томске» с целью оперативного прохождения документов (уведомлений) о проведении публичных мероприятий в Томске разрешено осуществлять их прием отделу общественной безопасности городской администрации, а в исключительных случаях — отделу канцелярии.

Запрещен прием уведомлений о проведении публичных мероприятий без информирования отдела общественной безопасности администрации Томска.

В Законе Волгоградской области от 7 апреля 2005 г. № 1044-ОД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Волгоградской области» различаются случаи, когда публичное мероприятие проводится на территории одного или нескольких муниципальных образований Волгоградской области.

Согласно статье 2 этого закона уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменном виде по форме согласно приложению к данному закону (см.

приложение 28 к книге) в двух экземплярах непосредственно в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территории которого планируется провести публичное мероприятие.

Если же публичное мероприятие планируется провести на территории нескольких муниципальных образований, то уведомления подаются в исполнительно-распорядительные органы соответствующих муниципальных образований Волгоградской области.

Глава местной администрации, получивший уведомление о проведении публичного мероприятия, направляет его копию в исполнительный орган государственной власти Волгоградской области и органы внутренних дел соответствующего муниципального образования.

В Законе Омской области от 9 февраля 2005 г. № 606-ОЗ «О проведении публичных мероприятий на территории Омской области» в качестве критериев, в соответствии с которыми уведомления о проведении публичного мероприятия рассматриваются теми или иными органами публичной власти, названы количество участников публичного мероприятия и место его проведения.

Согласно статье 2 данного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) на территории Омской области подается его организатором:

  1. в случае, если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет более 1000 человек либо если проведение публичного мероприятия предполагается на территории, непосредственно прилегающей к зданию официальной резиденции губернатора Омской области, зданиям Законодательного собрания Омской области, правительства Омской области, — в орган исполнительной власти Омской области, уполномоченный губернатором;
  2. в случае, если проведение публичного мероприятия предполагается на территории, непосредственно прилегающей к зданиям местной администрации (исполнительно-распорядительного органа), представительного органа муниципального района, — в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) муниципального района;
  3. в иных случаях — в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия.

Порядок рассмотрения в органе власти уведомления о проведении публичного мероприятия на примере Алтайского края.

В статье 6 Закона Алтайского края «О порядке проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований на территории Алтайского края» закреплен порядок регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия регистрируется в день его получения уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации в специальной книге учета уведомлений о проведении публичных мероприятий.

Дата, время и номер регистрации указываются на копии соответствующего уведомления, остающейся у организатора.

К уведомлению о проведении публичного мероприятия организатор вправе приложить регламент проведения публичного мероприятия с указанием в нем лиц, ответственных за проведение каждого этапа планируемого мероприятия.

При подаче уведомления организатор представляет документы, подтверждающие его право быть организатором публичного мероприятия.

Для физического лица — это паспорт гражданина Российской Федерации, для политической партии, общественного объединения и религиозного объединения, их региональных отделений и иных структурных подразделений — документ, подтверждающий полномочия лица выступать от имени политической партии или общественного объединения, а также документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии, общественном объединении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Данные документы проверяются уполномоченным должностным лицом соответствующей администрации и в день подачи уведомления возвращаются лицу, их предъявившему. В случае приема и регистрации уведомления в книге регистрации делается отметка о том, что право быть организатором публичного мероприятия подтверждено.

Случаи отказа в приеме и регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия установлены в статье 7 упомянутого закона. Уполномоченное должностное лицо соответствующей администрации вправе отказать в приеме и регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия в случаях:

  1. если уведомление не содержит всех установленных данным законом сведений;
  2. если уведомление не подписано организатором и лицом, уполномоченным им выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, если такое лицо обозначено в уведомлении;
  3. если полномочия организатора не подтверждены соответствующими документами;
  4. если уведомление направлено в администрацию, в компетенцию которой не входит содействие в проведении публичного мероприятия местного или регионального значения;
  5. если публичное мероприятие местного значения планируется проводить на территории иного муниципального образования.

При отказе в приеме и регистрации уведомления в специальном разделе книги учета делается запись о заявителе, дате обращения и причинах отказа заявителю в приеме и регистрации соответствующего уведомления.

Копия уведомления, в приеме и регистрации которой отказано, остается в деле соответствующей администрации.

Письменный отказ выдается заявителю по его просьбе не позднее следующего дня после дня подачи уведомления.

Отказ в приеме и регистрации уведомления по указанным выше причинам не препятствует подаче уведомления вновь. Отказ в приеме и регистрации уведомления может быть обжалован его организатором в судебном порядке в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Согласование условий проведения публичного мероприятия определяется в статье 8 упомянутого закона.

В течение трех дней со дня приема и регистрации уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения — в день его получения) соответствующая администрация обязана в письменной форме довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям законодательства.

Не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) организатор публичного мероприятия обязан информировать соответствующую администрацию в письменной форме о принятии либо непринятии ее предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия. Публичное мероприятие не может быть проведено в случае, если соответствующей администрацией до дня его проведения будут обнаружены факты, препятствующие лицу, подавшему уведомление о проведении публичного мероприятия, быть организатором публичного мероприятия.

Предупреждение о невозможности проведения публичного мероприятия по указанным выше причинам направляется организатору (или лицу, подавшему уведомление, но не имеющему права быть организатором публичного мероприятия) соответствующей администрацией не позднее чем за день до дня проведения публичного мероприятия.

Ответственность за публичное мероприятие без уведомления

Частью 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусмотрено, что организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 ст. 20.2 КоАП РФ, влечет:

  • на граждан — наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток;
  • на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.

2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется).

При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

В силу части 11 статьи 7 Закона о публичных мероприятиях уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию.

При этом минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации, но не может быть более пятидесяти метров.

Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием, в отношении которого данным законом установлена обязанность по подаче уведомления о его проведении в орган публичной власти.

Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, административная ответственность за которые наступает по части 2 статьи 20.

2 КоАП РФ, могут иметь место в случае, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые или идентичные наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы. Данные обстоятельства могут подтверждаться, например, наличием одного организатора публичных мероприятий, единым оповещением возможных участников и проведением предварительной агитации, изготовлением и распространением средств наглядной агитации в отношении нескольких пикетов.

Оценивая совокупность таких пикетирований в качестве одного публичного мероприятия, необходимо исключить возможность случайного совпадения действий участников одиночных пикетирований и не производить квалификацию пикетирования, осуществляемого одним участником, в качестве публичного мероприятия, в отношении которого Законом о публичных мероприятиях установлена обязанность по подаче уведомления в орган публичной власти, в случае проявления к пикету обычного внимания со стороны заинтересовавшихся им лиц.

При этом исходя из предусмотренной статьей 1.

5 КоАП РФ презумпции невиновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обязанность доказывания того, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой скрытую форму публичного мероприятия, предусматривающего необходимость подачи уведомления о его проведении в орган публичной власти, должна лежать на должностных лицах, уполномоченных составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, либо прокуроре в случае возбуждения им дела о таком правонарушении.

1. Таблица сроков подачи Уведомления об акции

  • Митинг
  • Демонстрация
  • Шествие
Уведомление подается за 10-15 дней
Пикетирование (более 1 участника) Уведомление подается за 3-15 дней
Пикетирование (1 участник) Уведомление не подается
Собрание Уведомление не подается

Поскольку согласно
законодательству РФ публичные мероприятия
проводятся в уведомительном порядке,
отказать
организаторам в проведении акции нельзя

– разумеется, если для проведения акции
выбрано место, допустимое Федеральным
законом № 54 «О
собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях»,
а Уведомление было подано в срок. Однако
во избежание придирок со стороны
представителей органов власти необходимо
правильно составить сам текст Уведомления.

Согласно ст. 7 п. 3
№54-ФЗ «О
собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях»,
Уведомление должно содержать следующую
информацию:

  1. цель публичного мероприятия;

  2. форма публичного мероприятия;

  3. место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников;

  4. дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

  5. предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

  6. формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

  7. фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

  8. фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

  9. дата подачи Уведомления о проведении публичного мероприятия.

Уведомление
подписывается организатором акции и
лицами, уполномоченными организатором
выполнять распорядительные функции по
его организации и проведению. Само
Уведомление подается в орган исполнительной
власти субъекта РФ либо в орган местного
самоуправления (проще говоря, в канцелярию
областной или городской администраций).

Организатор должен
иметь на руках (и до конца мероприятия)
подтверждение того, что Уведомление о
проведении публичного мероприятия было
подано в срок.

Если Уведомление о
проведении акции отсылается по почте,
нужно отправить его письмом с почтовым
уведомлением, на котором подробно
указать адрес и наименование
соответствующего органа власти.

В этом
случае датой подачи документа считается
дата на штемпеле уведомления почтового
отправления, а само почтовое уведомление
вместе с копией Уведомления о проведении
мероприятия организатор (или уполномоченные
им лица) смогут предъявить представителям
власти для доказательства легитимности
проведения акции.

Если же Уведомление
о проведении публичного мероприятия
относится в соответствующий орган лично
организатором либо уполномоченными им
лицами, то необходимо выполнить следующие
действия. Помимо оригинала Уведомления
сделайте его копию, желательно, «живую»,
не ксерокопированную, с «живыми» же
подписями.

Один экземпляр отдайте в
канцелярию соответствующего органа
власти для регистрации, а на другом
служащие канцелярии должны указать
дату и время регистрации, номер входящего
документа, а также поставить подпись и
печать.

Этот экземпляр Уведомления
передается организатору как документ,
подтверждающий легитимность проведения
акции.

Провести
предварительную агитацию

После подачи
Уведомления о проведении акции можно
– и нужно! – оповестить максимально
возможное число участников. Использовать
можно любые средства наглядной агитации
(разумеется, не нарушающие российское
законодательство и исключающие
дискриминацию по любым признакам).

Проводите опросы, раздавайте листовки,
расклеивайте объявления, вешайте
транспаранты, бросайте флаеры в почтовые
ящики, оставляйте их кучками и стопочками
в общественных местах, проводите встречи
в общественных местах и так далее.

Попробуйте использовать «цыганскую
почту» – пригласите и обзвоните соседей,
родственников, одноклассников и попросите
их передать информацию по эстафете.

  1. Нельзя проводить
    предварительную агитацию в форме
    публичного мероприятия (если не было
    подано уведомление и не соблюдены другие
    условия организации публичного
    мероприятия).
  2. Обязательно
    оповестите о своей акции средства
    массовой информации – о том, как грамотно
    это делать, рассказано в главе «Работа
    с журналистами».
  3. Провести инструктаж
    участников

Инструктаж лучше
всего проводить накануне акции и
непосредственно перед ее началом –
если на мероприятие вы отправляетесь
«организованным коллективом». Уточните
время и место проведения акции, а также
подробно опишите маршрут движения (если
вы намерены провести шествие). В случае
театрализованного представления
напомните каждому его роль и обязанности.

Для общей
безопасности, отправляясь на публичное
мероприятие, его участники не должны
иметь при себе каких-либо колюще-режущих,
взрывоопасных веществ, оружия,
наркотических средств. Во время
мероприятия нельзя употреблять
алкогольные и спиртосодержащие напитки,
наркотики.

Участнику, пришедшему на
публичную акцию в состоянии опьянения,
грозит штраф или административный арест
до пятнадцати суток.

Эти же меры пресечения
возможны за нецензурную брань в
общественных местах, оскорбительное
приставание к гражданам или за другие
действия, демонстративно нарушающие
общественный порядок и спокойствие
граждан (все это квалифицируется Кодексом
об административных правонарушениях
Российской Федерации – КоАП РФ – как
мелкое хулиганство).

Желательно не брать
с собой большие суммы денег, хрупкие
или ценные предметы и вещи. Обязательно
у каждого участника акции должен быть
паспорт – на случай проверки документов
с целью выяснения личности (кстати, с
этой же целью вас могут задержать на
срок до 48 часов – если не будет при себе
паспорта).

Если акция «несанкционированная»
(то есть не было подано уведомление;
организаторы проигнорировали
мотивированное предложение соответствующего
органа власти изменить условия проведения
акции; произошли существенные изменения,
о которых не успели сообщить, например,
изменилось время поведения мероприятия;
другие случаи), представители
правоохранительных органов имеют право
не только потребовать прекратить акцию,
но и задержать ее участников. В таких
случаях не стоит оказывать милиции
прямого сопротивления, поскольку это
может повлечь за собой административную
или уголовную ответственность
(неповиновение законному распоряжению
сотрудника милиции – КоАП РФ, ст. 19.3;
оскорбление представителя власти – УК
РФ, ст. 319; применение насилия в отношении
представителя власти – УК РФ, ст. 318).

Напомните участникам,
что в ходе акции им придется не только
размахивать флагами или держать плакаты,
но и дискутировать с посторонними
людьми, в том числе с журналистами,
которые могут любого попросить дать
комментарий происходящему.

Значит,
участники мероприятия обязательно
должны заранее изучить мнения экспертов,
прочесть соответствующие доклады и
статьи. Иначе неглубокие дилетантские
суждения даже одного человека о проблеме,
которой посвящена акция, наверняка
сведут на нет все усилия.

Если же человек
не может или не умеет говорить «на
камеру», то пусть отвечает примерно
так: «Я не компетентен в этом вопросе,
пожалуйста, поговорите с тем-то и тем-то».

  • Обязательно
    предупредите об этом участников акции,
    а также ознакомьте их с другими правами
    и обязанностями участников публичного
    мероприятия.
  • Во время мероприятия
  • Если вы пришли на
    место планируемой акции раньше
    оговоренного в Уведомлении времени, не
    спешите разворачивать транспаранты,
    плакаты и прочие агитматериалы –
    дождитесь нужного срока, иначе ваши
    действия будут интерпретированы
    правоохранительными органами как
    несанкционированное мероприятие.

Как правило, в
начале мероприятия уполномоченный
представитель органа власти или
уполномоченный представитель органа
внутренних дел должны удостовериться,
что акция санкционирована – для этого
они находят организатора (который должен
иметь отличительный знак) и проверяют
наличие у него необходимых документов.

У организатора должны быть либо копия
Уведомления с необходимыми отметками
канцелярии органа
исполнительной власти субъекта РФ или
органа местного самоуправления и
«живыми» подписями организатора и
уполномоченных лиц, либо та же самая
копия Уведомления, к которой прикладывается
уведомление почтового отправления.

Оба
уполномоченных представителей обязаны
в рамках своей компетенции оказывать
организатору помощь в проведении
мероприятия, а также обеспечить охрану
его участников.

Завершить публичное
мероприятие необходимо в оговоренный
в Уведомлении срок, иначе такие действия
также будут считаться несанкционированными.

При проведении
гражданами публичного мероприятия
сталкиваются множество сторон. В этом
разделе описываются права и обязанности
всех заинтересованных сторон, а также
то, что организаторы и участники
публичного мероприятия могут предпринять
для защиты своих прав в случае их
нарушения.

Организатор1

Организатор
имеет право

проводить митинги, демонстрации, шествия
и пикетирования в
местах и во время, которые указаны в
Уведомлении
о проведении публичного мероприятия
либо изменены в результате согласования
с органом исполнительной власти или
местного самоуправления. Также организатор
имеет право

проводить собрания
– в специально отведенном или
приспособленном для этого месте,
позволяющем обеспечить безопасность
граждан при проведении мероприятия.

Организатор
имеет право

организовывать сбор добровольных
пожертвований, подписей под резолюциями,
требованиями и другими обращениями
граждан; использовать при проведении
собраний, митингов,
демонстраций и шествий
звукоусиливающие технические средства
(аудио-, видеоустановки и другие
устройства) с уровнем звука, соответствующим
стандартам и нормам,
установленным в Российской Федерации.

Организатор
публичного мероприятия обязан:

  1. вовремя подавать Уведомление и информировать органы власти об изменении условий проведения мероприятия;

  2. обеспечивать в пределах своей компетенции (и требовать этого от участников акции) общественный порядок и безопасность граждан, а также сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

  3. приостанавливать или прекращать публичное мероприятие в случае совершения его участниками противоправных действий или по требованию уполномоченного представителя власти.

С момента подачи
Уведомления организатор (как и другие
граждане) имеет право проводить
предварительную агитацию в формах, не
противоречащих законодательству РФ.

При этом недопустимо
проведение предварительной агитации
в формах, оскорбляющих и унижающих
достоинство человека и гражданина.

Также предварительная
агитация не может проводиться в форме
публичного мероприятия, если порядок
его организации и проведения не
соответствует требованиям 54 Федерального
закона «О
собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях».

  1. В случае отказа
    организатора публичного мероприятия
    от его проведения он обязан принять
    меры по прекращению предварительной
    агитации и информированию о принятом
    решении граждан и соответствующего
    органа власти.
  2. Участники2
  3. Участниками
    публичного
    мероприятия
    признаются граждане, члены политических
    партий, члены и участники других
    общественных объединений и религиозных
    объединений, притом, что участвуют они
    в мероприятии добровольно.
  4. Во
    время публичного мероприятия его
    участники
    имеют право
    :
  5. 1) участвовать в
    обсуждении и принятии решений, в иных
    коллективных действиях в соответствии
    с целями публичного мероприятия;
  6. 2) принимать и
    направлять резолюции, требования и
    другие обращения граждан в органы
    государственной власти и органы местного
    самоуправления, общественные и религиозные
    объединения, международные и иные органы
    и организации.
  7. Кроме того, участники
    публичного мероприятия могут использовать
    различную символику и иные средства
    публичного выражения коллективного
    или индивидуального мнения, а также
    средства агитации, не запрещенные
    законодательством РФ.
  8. Во
    время проведения публичного мероприятия
    его участники
    обязаны
    :
  9. 1) выполнять все
    законные требования организатора
    публичного мероприятия, уполномоченных
    им лиц, уполномоченного представителя
    органа исполнительной власти субъекта
    Российской Федерации или органа местного
    самоуправления и сотрудников органов
    внутренних дел;
  10. 2)
    соблюдать общественный порядок и
    регламент3
    проведения публичного мероприятия.
  11. Участники
    публичного мероприятия могут выражать
    свои мнения любым способом, не нарушающим
    общественного порядка и регламента
    проведения публичного мероприятия, и
    никто (организатор, должностные лица и
    другие граждане) не вправе им препятствовать.
  12. Решения,
    действия или бездействие органов
    государственной власти, органов местного
    самоуправления, общественных объединений,
    должностных лиц, нарушающие право
    граждан на проведение публичного
    мероприятия, могут быть обжалованы в
    суд в порядке, установленном
    законодательством
    Российской Федерации.
  13. Орган
    исполнительной власти субъекта РФ или
    орган местного самоуправления
    4
  14. Как уже говорилось
    ранее, Уведомление о проведении публичного
    мероприятия подается его организатором
    или уполномоченными им лицами в орган
    исполнительной власти субъекта РФ либо
    орган местного самоуправления (то есть
    в канцелярию областной или городской
    администраций).

Сотрудники
канцелярии соответствующего органа
власти обязаны документально подтвердить
получение вашего Уведомления о проведении
публичного мероприятия.

Как уже говорилось
ранее, необходимо сделать два экземпляра
Уведомления: один экземпляр Уведомления
вы оставляете в канцелярии, на другом
вам обязаны поставить отметку – дату
и время регистрации входящего документа,
подпись и печать. Проконтролируйте
также, чтобы соответствующая запись
была внесена в книгу входящей
корреспонденции.

Экземпляр Уведомления
с отметкой из канцелярии должен находиться
у организатора мероприятия или
уполномоченных им лиц до окончания
самого мероприятия.

Если же Уведомление
о проведении акции отправляется по
почте, а не относится лично, то датой
его регистрации считается дата на
уведомлении почтового отправления
(само собой, письмо с документом нужно
отправлять с почтовым уведомлением,
которое и будет являться
основным подтверждением законности
проведения мероприятия вместе с копией
Уведомления о его проведении).

Соответствующий
орган власти может вам предложить
(обоснованно!) изменить место и/или время
проведения акции, а также устранить
несоответствия требованиям 54 Федерального
закона «О
собраниях, митингах, демонстрациях,
шествиях и пикетированиях»
указанных в Уведомлении целей, форм и
иных условий проведения мероприятия.
Эту информацию обязаны довести до вашего
сведения максимум через три дня после
подачи Уведомления о проведении шествия,
митинга или демонстрации. Этот же срок
(три дня) установлен законом для получения
ответа и в случае, если вы собираетесь
проводить пикетирование группой лиц и
подали Уведомление об этом за 5 и более
дней. Если же Уведомление о проведении
пикетирования подано вами за четыре
или три (минимальный срок по закону)
дня, то предложение об изменении условий
представители органа власти обязаны
вам донести в тот же день – то есть в
день подачи Уведомления.

Ссылка на основную публикацию