Часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Справедливо полагать, что деятельность, осуществляемая российскими предпринимателями, а в особенности их внешнеэкономическая деятельность, нуждается в регулировании международными источниками права.
Вопрос о применении международных договоров в регулировании российской предпринимательской деятельности обладает достаточно высокой актуальностью, поскольку решением многочисленных вопросов в регулировании предпринимательских отношений будет именно унификация правового регулирования на уровне международных источников права. Регулятивный характер международных договоров позволит добиться выработки единого правопорядка для участников международной экономической деятельности.
Международный договор — соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Такое определение дано в ст. 2 «Венской Конвенции о праве международных договоров». Схожее определение содержится и в нашем национальном законодательстве, в ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г.
N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», согласно которому международный договор Российской Федерации – международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Тем не менее между данными дефинициями есть существенное отличие. В определении, содержащемся в российском законодательстве, более широко отмечен субъектный состав международных договоров, где помимо государств указаны международные организации и иные образования, обладающие правом заключения международных договоров.
Признаки и виды международных договоров
На основе данных определений представляется возможность выделить ряд характерных признаков, присущих международным договорам:
- письменная форма (формальная определенность);
- урегулирование международным правом;
- свобода наименования.
Часть ученых, в частности Марченко М.Н. выделяют два вида международных договоров:
- нормоустанавливающие (нормообразующие);
- договоры-сделки.
Наибольшее влияние на регулирование российского предпринимательства оказывают как раз ноормоустанавливающие договоры, поэтому целесообразнее будет подробно разобраться именно в этом виде международных договоров.
Нормоустанавливающие (нормообразующие), или, как их еще называют, «договоры-законы», являются составной частью международной подсистемы российского права. Нормоустанавливающие международные договоры являются нормативными правовыми договорами.
Выделяются два вида международных нормативных договоров (п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах):
- официально опубликованные международные договоры РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения (например, Всеобщая декларация прав человека);
- международные договоры РФ, которые принимаются через соответствующие правовые акты (подлежащие ратификации).
Эта легальная классификация имеет огромное значение для правоприменительной практики. Так п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г.
N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» обращается внимание на непосредственное действие на территории России международных договоров, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения.
В остальных случаях суд наряду с международным договором Российской Федерации должен применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
Нельзя не отметить, что и в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г.
N 8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса» закреплено, что арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации – международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным (и) государством (ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.
Законом о международных договорах, а именно ст. 6, установлен широкий перечень действий компетентных органов государственной власти РФ, направленных на выражение согласия на обязательность для нее международного договора:
- подписание договора;
- обмена документами, образующими договор;
- ратификации договора;
- утверждения договора;
- принятия договора;
- присоединения к договору;
- применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
Данный перечень также неспроста установлен в законе, поскольку момент выражения согласия на участие в международном договоре играет одно из ключевых значений.
Роль международных договоров в регулировании предпринимательской деятельности в РФ
Роль международных договоров в регулировании предпринимательской деятельности в России связана в первую очередь с международной экономической деятельностью и международной торговлей. При этом нередко встречаются различия по вопросам, имеющим принципиальное значение для правоприменительной практики. Так, согласно ст.
196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года. А вот в силу ст. 8 Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.
) установлен срок исковой давности в четыре года по требованиям покупателя и продавца друг к другу, вытекающим из договора международной купли-продажи товаров или связанным с его нарушением, прекращением либо недействительностью.
Такая разница связана, прежде всего, с разницей правовых систем, отечественной и зарубежной.
Учитывая, что при противоречии между национальным законом и международным предпочтение отдается последнему, то, в таком случае, увеличенный срок исковой давности даже идет предпринимателям на руку, а значит международное регулирование, в данном конкретном моменте, идет на встречу и помогает российским предпринимателям.
Еще одним примером влияния международного договора является пример определения правового положения хозяйствующего субъекта выступает Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», в ст.
11 которого закреплены унифицированные подходы: гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства-участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель; к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр; форма сделки определяется по законодательству места ее совершения; форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества; форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность, и иные положения.
Данное положение действительно очень важное, поскольку в экономических спорах определение правового положения участников спора является первостепенной задачей, от выполнения которой зависит и исход спора.
Поэтому опора, в решении данного вопроса, на международный договор позволяет правоприменителю безошибочно установить правовой статус субъектов правоотношения и четко установить круг их прав и обязанностей.
Резюме
Подводя итог данной работы, хочется отметить, что в большинстве своем международные договоры носят регулятивный характер по отношению к международным предпринимательско-правовым отношениям и само их наличие позволяет подчеркнуть отсутствие границ глобального экономического рынка и установить задачи мирового сообщества в выработке единого правопорядка для участников международной экономической деятельности. Роль международных договоров в регулировании предпринимательской деятельности в РФ достаточно высока, и самое главное, что качество этого регулирования находится также на высоком уровне, позволяя правоприменителю разобраться в решении спорных вопросов и добиться унификации в подходах к разрежению международных предпринимательско-правовых отношений.
Согласие на обязательность международного договора. Ратификация международного договора. Обмен и депонирование ратификационных грамот. Функции депозитария
Согласие на обязательность договора. Это — следующая стадия заключения международного договора, необходимая для вступления его в силу. Формы (способы) выражения такого согласия: а) подписание; б) обмен документами, образующими до-говор; в) ратификация; г) утверждение (принятие); д) присоединение к договору.
Способы выражения согласия отличаются друг от друга по уровню и процедуре их осуществления.
Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других — и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.
Обмен документами, образующими договор, — это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
Ратификация — это согласие государства на обязательность договора, выраженное высшим органом государственной власти в соответствии с процедурой, установленной национальным законодательством.
Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума Федерального Собрания рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор. После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона.
Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования.
Один из примеров: Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г.
, одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г., опубликован в «Российской газете» 8 октября 1997г.
Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если: 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.
Национальным законодательством может быть определен перечень тех договоров, которые подлежат ратификации.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15).
В перечень договоров, подлежащих ратификации, внесены дополнения: ратификации подлежат международные договоры РФ в области добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней (ч. 3 ст.
24 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26 марта 1998 г.) и международные договоры РФ, касающиеся перемещенных культурных ценностей.
Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.
При заключении двустороннего договора государства — его участники — обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.
При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая процедура называется депонированием ратификационных грамот.
Депозитарий определяется государствами-участниками в самом договоре. Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо.
Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный секретарь ООН.
Функции депозитария определяются Венской конвенцией о праве международных договоров и конкретными договорами.
Основные его функции: хранение подлинного текста договора, ратификационных грамот и документов о присоединении; сообщение участникам договора о депонировании каждой ратификационной грамоты, об оговорках, о вступлении договора в силу; уведомление о присоединении к договору или выходе из него; созыв конференций для обсуждения осуществления договора, если это предусмотрено.
Обмен ратификационными грамотами или их депонирование — это своеобразное совместное исполнительное соглашение государств о согласии на обязательность договора. Оно входит в ряд последовательных действий государств, необходимых для приведения в действие нормы договора о вступлении его в силу, а вместе с ней — и всего договора.
Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров. В зависимости от уровня заключенные договоры утверждаются Президентом РФ, Правительством РФ или другими федеральными органами.
Постановлением Правительства РФ от 24 июля 1997 г. было утверждено Соглашение между Российской Федерацией и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о займе для финансирования проекта постприватизационной поддержки предприятий от 13 апреля 1997 г.
Постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 г. утверждено Соглашение о создании общего научно-технологического пространства государств — участников СНГ, подписанное 3 ноября 1995 г.
Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.
- Ратификация.
- Договоры вступают в силу:
- • в двухсторонних договорах в день обмена ратификационными грамотами
- • в двухсторонних по истечении определенного срока со дня обмена грамотами (как правило 30 дней)
- • в день сдачи на хранение дипозитарию определенных по счету ратификационной грамоты
- • по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенного количества грамот
- • в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты должны быть сданы
- Договоры, подлежащие утверждению вступают в силу:
- • с даты обмена уведомлениями об утверждении
- • в день получения последнего документа об утверждении
- • в день сдачи на хранение определенного количества документов
Одновременно с подписание ФЗ о ратификации соответствующего международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту. Ратификационная грамота составляется МИД. Данная грамота является документом, подтверждающим факт ратификации в РФ международного договора.
- Она направляется:
- ש депозитарию (если договор многосторонний) либо
- ש другому договаривающемуся государству (если договор двусторонний).
- Депозитарий – это хранитель подлинного текста договора. Депозитарием может выступать:
- • государство
- • генеральный секретарь международной организации (когда договоры
- • заключаются в рамках ООН).
- Функции депозитария:
- 1) выступает в качестве информатора
- 2) является связующим звеном между государствами-участниками.
Депозитарий отвечает за «судьбу» международного договора. Уведомляет другие государства об оговорках и денонсации.
Обмен: Обмен согласно ст.
19 ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»**, производят, если не имеется иной договоренности, МИД РФ либо по его поручению дипломатическим представительством РФ в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации.) обмен документами, образующими международный договор. Этот способ используется тогда, когда договор заключается по дипломатическим каналам
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Статья 6 ФЗ о МД РФ. Выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора
- 1. Согласие Российской Федерации на обязательность для нее международного договора может выражаться путем:
- подписания договора;
- обмена документами, образующими договор;
- ратификации договора;
- утверждения договора;
- принятия договора;
- присоединения к договору;
- применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
- Ратификация, утверждение, принятие и присоединение означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;
- подписаниеозначает либо стадию заключения договора, либо форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора в том случае, если договор предусматривает, что подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность Российской Федерации и других участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно иметь такую силу, или намерение Российской Федерации придать подписанию такую силу вытекает из полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;
заключение означает выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;
Ратификация— процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон. До ратификации такой документ, как правило, не имеет юридической силы и не обязателен для нератифицировавшей стороны.
Однако, Венская конвенция о праве международных договоров велит государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от нее воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить.
Факт ратификации оформляется специальным документом, называемым ратификационной грамотой. Стороны либо обмениваются ратификационными грамотами, либо, при большом количестве сторон, передают ратификационные грамоты депозитарию. Депозитарий может быть одним из подписавших или третьим лицом.
Чаще всего ратификация используется для придания юридической силы международным договорам, а также конституциям федераций и конфедераций или поправкам к ним. В последнем случае ратификация производится субъектами федерации или членами конфедерации.
Применительно к международным договорам ратификация выступает, таким образом, одним из способов выражения согласия государства на обязательность договора, наряду с подписанием, утверждением, принятием.
Способы выражения согласия на обязательность договора
Проведя подготовку, согласование и принятие текста договора и его аутентификацию, стороны всеми этими действиями, совершенны ми на этой стадии, всё ещё не выражают согласия самих государств или международных организаций на обязательность для них самого договора. Такое согласие еще должно быть дано, и выражается оно тоже в разных формах. Наиболее распространены из них: подписание договора, ратификация, утверждение, принятие и присоединение. Возможны и иные формы, но они применяются реже.
Подписание — одна из форм согласия на обязательность договора. При этом подписание является одновременно и формой принятия текста договора, и формой выражения согласия на его обязательность.
Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других — и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора. Если же договор нуждается в ратификации или утверждении, то подписание является только формой установления аутентичности его текста (Об этом подробно см. предыдущий параграф 3.2).
Статьи 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов установили следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.
В Венских конвенциях 1969 и 1986 годов говорится еще об одном значении подписания. В соответствии со ст. 18 этих конвенций государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели.
От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.
Таким образом, наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание. Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. При подписании договора государства соблюдают правила альтерната — чередования подписей.
В подлинном экземпляре двустороннего договора, предназначенном для данной стороны, наименование государства, подписи уполномоченных помещаются на почетном месте — под текстом договора с левой стороны (в тексте на арабском языке — с правой), а если подписи ставятся одна под другой — верхнее место, а наименование государства — контрагента, его подписи — справа.
На экземпляре договора, предназначенном для другой стороны, применяется обратный порядок. В многосторонних договорах наименования сторон и подписи перечисляются обычно сверху вниз в алфавитном порядке (в соответствии с выбранным языком).
При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием. Возможны более сложные процедуры при принятии некоторых договоров.
Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенция ми ратификация — это международный акт.
Ратификация — окончательное утверждение договора высшим органом государственной власти. Она воплощается в двух различных актах: внутригосударственном (законе, указе, постановлении) и международно — правовом (ратифика ционной грамоте).
В договорах международных организаций вместо ратификации применяется акт официального подтверждения договора.
Согласно ст. 14 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г.
согласие на обязательность договора выражается ратификацией, если 1) договор предусматривает, что такое согласие выражается ратификацией; 2) иным образом установлено, что участвующие в переговорах государства договорились о необходимости ратификации; 3) представитель государства подписал договор под условием ратификации; 4) намерение государства подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров. Тем самым, международное право жестко не устанавливает, какие международные договоры подлежат обязательной ратификации. Это определяется как условиями договора, так и внутренним правом государств. Обычно ратификации подлежат договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, договоры о взаимном отказе от применения силы или угрозы силой, мирные договоры, договоры по территориальным вопросам, договоры, вносящие изменения в законы государств, и другие наиболее важные договоры. Равным образом ратификации подлежат договоры, при заключении которых стороны условились об этом, например договоры о торговле и мореплавании, о режиме государственных границ, в области разоружения.
Порядок ратификации относится к внутренней компетенции государства. Чаще всего ратифицирует договоры глава государства: в одних странах самостоятельно, в других — с согласия парламента или одной из его палат (например, в США — президент, с согласия Сената). В некоторых государствах функция ратификации возложена на сам парламент.
По Конституции Российской Федерации 1993 г. международные договоры находятся в ведении РФ (ст. 71). Президент страны ведет переговоры и подписывает международные договоры.
Если договор подлежит ратификации, то Государственная Дума (нижняя палата Федерального Собрания парламента РФ) принимает закон о ратификации, который затем рассматривается верхней палатой — Советом Федерации. После его одобрения закон подписывается Президентом. Ратификационные грамоты также подписывает Президент России (см. ст.
84, 86, 105 и 106). Примеры: Федеральный закон «О ратификации Договора о создании Экономического Союза», подписанный 24 сентября 1993 г., был принят Государственной Думой 7 октября 1994 г., одобрен Советом Федерации 25 октября 1994 г. и подписан Президентом РФ 2 ноября 1994 г.
; Федеральный закон «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений». Принят Государственной Думой 14 апреля 2000 г. Одобрен Советом Федерации 19 апреля 2000 г.
Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» в этот перечень включает следующие договоры Российской Федерации: а) исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; б) предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; в) о территориальном разграничении Российской Федерации с другими государствами, включая договоры о прохождении Государственной границы Российской Федерации, а также о разграничении исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; г) об основах межгосударственных отношений, по вопросам обороноспособности Российской Федерации и обеспечения международного мира и безопасности (в том числе по вопросам разоружения), а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности; д) об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Принятый им Федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования. Один из примеров: Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области исследования и использования космического пространства в мирных целях» принят Государственной Думой РФ 12 сентября 1997 г.; одобрен Советом Федерации РФ 24 сентября 1997 г., подписан Президентом РФ 5 октября 1997 г.; опубликован в «Российской газете» 8 октября 1997 г.
Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными.
Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию (см. об этом подробнее ниже: 4.2.) в случае многосторонних договоров. Отказ от ратификации не считается нарушением международного права.
Однако многочисленные необоснованные отказы ратифицировать договоры ослабляют доверие к подписи государства.
К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.
Равным образом подлежат ратификации международные договоры, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации (ст. 15 Венской конвенции 1969 г.).
Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации.
Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.
Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения. Необходимо лишь отметить, что принятие и утверждение — это акты, которые совершаются, как правило, иными органами государств, чем главы государств и парламенты.
Такими документами являются ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст.
16 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, формами согласия на обязательность договоров.
Утверждение — предусмотренная в договоре упрощенная процедура выражения согласия на обязательность договора. Национальным законодательством устанавливается круг государственных органов, в компетенцию которых входит утверждение договоров.
Закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.
«Утверждение», или «конфирмация», означает окончательное одобрение договора правительством или министерством либо другим ведомством, если договор относится к их компетенции. Например, постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г.
было утверждено соглашение между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о займе для финансирования проекта по поддержке осуществления реформ в сельском хозяйстве от 22 июня 1994 г.
Посредством утверждения выражается согласие на обязательность договора международной организацией, если она является участницей договора. Таким полномочием обычно наделяются главные органы международной организации. Так, Генеральная Ассамблея ООН утверждает соглашения ООН со специализированными учреждениями.
Обмен документами, образующими договор, — это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица (или уполномоченные) направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса. Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.
В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении. В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение. Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст.
16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора. Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.
Необходимо отличать эту процедуру от заключения договора в форме обмена письмами или нотами, в которых содержится сам предмет договора.
При заключении двустороннего договора государства его участники обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.
Ратификационная грамота имеет обычно три части: а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор; б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны; в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.
Законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18).
Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производятся, если стороны не договорились об ином, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации (ст.
19).
Согласие на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору (ст. 15 Венских конвенций). В некоторых случаях вместо присоединения применяется принятие договора.
Принципиальной разницы между двумя этими способами выражения согласия государства или международной организации на обязательность для них договора нет.
Но важно подчеркнуть, что принятие договора нельзя смешивать с принятием текста договора, о котором говорилось в предыдущем параграфе.
Ни одна из Венских конвенций не раскрывает понятия присоединения. Между тем международная практика выработала в этом отношении определенные правила. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору.
Присоединиться может как государство, которое не принимало участия в подготовке текста договора и его принятии, так и государство, которое даже подписало договор, но не выразило своего согласия на обязательность до его вступления в силу.
Присоединение может осуществляться, например, путем ратификации, принятия, утверждения или подписания протокола о присоединении. При этом ратификация оформляется в виде ратификационной грамоты, а принятие, утверждение и присоединение — в виде нот, писем и других документов. В качестве примера может служить принятие 6 июля 1994 г.
Постановления Правительства РФ «О присоединении Российской Федерации к Соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протокола к нему». Само Соглашение от 22 ноября 1950 г., а протокол к нему от 26 ноября 1976 г.