Статья 49. пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

  • Поправки в закон о государственной социальной помощи позволят сначала доводить общую сумму доходов пенсионера до прожиточного минимума, а затем проводить индексацию пенсии.
  • Согласно закону размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении должен определяться как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат.
  • При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат (страховой и накопительной пенсий, а также ежемесячной денежной выплаты) в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться указанные выплаты без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.
  • Если с 1 января текущего года изменяется величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, то при определении размера социальной доплаты к пенсии в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера будут включаться размеры указанных выше денежных выплат с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.
  • При этом установлено, что суммы выплат, рассчитанные по новым правилам и причитающиеся пенсионеру с 1 января 2019 года, должны быть выплачены не позднее 1 июля 2019 года.
  • Кроме того, законом уточнен порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в целом по России и в каждом субъекте РФ (для субъектов РФ определение данной величины будет регламентироваться правилами, утверждаемыми Правительством РФ).

Минимальная пенсия по старости

Для информации приводится таблица по регионам, в ней указан уровень прожиточного минимума. Разъясняется вопрос, что такое социальная доплата к пенсионному пособию и как она устанавливается, и кто получает пенсию минимального размера, а также затрагивается актуальная тема индексации соцвыплат.

Пенсионное обеспечение по старости в РФ бывает трех видов:

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

Каков минимальный размер пенсии по старости – рассказано ниже.

Что такое прожиточный минимум пенсионера и как он связан с минимальной пенсией?

Прожиточный минимум определяется, как сумма двух составляющих:

  • наименьшая стоимость продуктовой корзины на месяц;
  • стоимость минимума прочих услуг на тот же период времени.

Стоимость набора продуктов и услуг различается для разных регионов, поэтому величина прожиточного минимума будет также разниться от одного субъекта Федерации к другому. Региональным администрациям дано право самостоятельно устанавливать эту планку.

Считается, что эта сумма позволяет обеспечить проживание человека, но в современных условиях это, скорее, условная величина, от которой отсчитываются другие социальные пособия. В том числе от этой величины зависит наименьшее соц пособие по региону – она не может быть ниже этого порога. Фактически, прожиточный минимум и есть размер минимального пособия по старости.

Кто получает минимальный размер пенсии?

Минимальная страховая пенсия по старости или государственное соцпособие в большинстве случаев превосходит прожиточный порог. Поэтому пенсионное пособие в наименьшем размере перечисляется получателям социальной пенсии.

К этой категории относятся:

  • инвалиды;
  • те, кто во время трудовой деятельности не заработал достаточного количества баллов или минимальный стаж для пенсии по старости;
  • получатели пособия по потере кормильца.

Минимальный стаж для начисления пенсии по старости в 2020 году составляет 10 лет.

Индексация социальной пенсии в 2020 году

Законодательством предусмотрено ежегодное увеличение размера соцвыплат для компенсации инфляционных потерь. Фактически индексация зависит от общеэкономической ситуации в стране. Так, в относительно благополучные годы не редкостью была индексация более, чем на 10%. В 2020 году увеличение социальных выплат установлено в размере 2,0%.

Что такое “минимальная пенсия”

Сразу скажем, что такого определения как “минимальный размер пенсии” в законодательстве нет. Но и так понятно, что речь о сумме, меньше которой страховая пенсия по старости быть не может. Как же определяется минимальный размер.

Для этого обратим внимание на концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В ней сказано, что минимальный уровень пенсии устанавливается не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания (ч. II Концепции, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р).

Таким образом, прожиточный минимум пенсионера в его регионе можно условно называть размером минимальной пенсии по старости.

Пример расчета

Рассмотрим порядок индексации минимального пенсионного обеспечения на примере, причем для наглядности рассчитаем и повышение, прошедшее в 2019 г. К примеру, пенсионер из Липецка получал до индексации с 1 января 2019 г. пенсию в размере 6500 рублей.

  1. На 2019 год прожиточный минимум в Липецкой области для пенсионеров составлял 8620 руб (таблица ПМП по всем регионам на 2019 г. представлена в статье). Увеличение страховых выплат проходило с 1 января 2019 года на 7.05%.
    • Рассчитываем размер прибавки от индексации: 6500 × 7,05% = 6958.25 руб., то есть надбавка составит 458.25 руб.
    • Доводим саму пенсию без учета рассчитанной добавки до величины регионального ПМП, то есть до 8620 руб. Социальная доплата до ПМП равна 8620 — 6500 = 2120 руб.
    • Прибавляем к пенсии рассчитанный размер социальной доплаты и добавки от индексации на 7.05%. Итого, получаем проиндексированную пенсию с назначенной прибавкой сверх величины ПМП: 6500 + 2120 + 458.25 = 9078.25 руб. Такую сумму липецкий пенсионер получает в течение всего 2019 года.
  2. На 2020 год прожиточный минимум тот же — 8620 (таблица на 2020 год по всем регионам размещена в статье). Повышение, утвержденное на 01.01.2020 г., составляет 6.6%.
    • Величину пенсионного обеспечения с учетом прошлогоднего повышения увеличиваем на 6.6%: 6958.25 × 6,6% = 7417.49, то есть прибавка составит 459.24 руб.
    • Доводим пенсионное обеспечение без рассчитанной надбавки от повышения до размера ПМП, то есть до 8620 руб. Социальная доплата до «минималки» равна 8620 — 6958.25 = 1661.75 руб.
    • К пенсионному обеспечению добавляем социальную доплату и прибавку от повышения на 6,6%: 6958.25 + 1661.75 + 459.24 = 9079.24 руб.

Читайте так же:  Что надо для получения инвалидности

Из расчета видим, что по отношению к 2019-ому, выплата в 2020 году увеличилась лишь на 99 копеек.

И выходит, что пенсионное обеспечение выросло, но социальная доплата до минимума уменьшилась почти на эту же сумму. Причина в том, что в регионе не изменилась величина прожиточного минимума для пенсионеров.

Следовательно, добавка от индексации назначается относительной одной и той же фиксированной величины.

Почему пенсия не выросла после индексации в 2020 году

Увеличение страховой пенсии с 1 января 2020 года составило 6,6%. Однако некоторым пенсионерам, получающим «минималку», ничего не прибавили либо повысили выплаты на несколько рублей.

Такая ситуация произошла с гражданами, проживающими в регионах РФ, в которых в 2020 году не повысили прожиточный минимум, оставив его таким же, как и в 2019-ом.

Это коснулось пенсионеров, проживающих в 29 российских субъектах.

Нужно отметить, что отсутствие прибавки к «минималке» от повышения на 6,6% — это не ошибка Пенсионного фонда. Так происходит из-за несовершенства схемы индексации минимальных пенсий, из-за чего повышение ощутимо только в том случае, если увеличивается ПМП в субъекте РФ. Если же норматив «минималки» в регионе не изменили, то и прибавки практически нет.

Нужно отметить, что по такой же схеме будут индексировать и социальные пенсии с 1 апреля 2020 г. Для таких выплат запланировано повышение на 6,1%.

Доплата до прожиточного минимума пенсионерам в 2020 году

Малообеспеченным гражданам пенсионного возраста осуществляется доплата до установленного прожиточного минимума. Как и в предыдущие года расчёт доплаты ведется по следующей формуле:

Д = ВПМ –ОМП,

  • Д –доплата;
  • ВПМ – величина прожиточного минимума по региону;
  • ОМО – общее материальное положение.

Материальное обеспечение гражданина складывается из нескольких показателей:

  • размер пенсионного пособия;
  • иные дополнительные социальные доходы;
  • ежемесячные выплаты, включая набор соц. услуг.

Из чего складывается минимальная пенсия по старости

Случается, что человеку назначали пенсию по старости, но ее размер оказался ниже величины прожиточного минимума пенсионера. В таком случае ему полагается доплата до «минималки». Правильно она называется «социальная доплата к пенсии» до прожиточного минимума пенсионера. Право на нее возникает при одновременном соблюдении 2-х условий:

  • отсутствие работы или иной деятельности, в период которой лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию;
  • недостижение общей суммы материального обеспечения пенсионера величины прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
Читайте также:  Статья 10.2. Требования к договору фрахтования и иным договорам, заключаемым в целях организации перевозки туристов

Имейте в виду, чтобы посчитать «общую сумму материального обеспечения» учитывают почти все – все денежные выплаты, включая пенсию и денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате телефона, жилья, коммунальных услуг и проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежные компенсации расходов по оплате указанных услуг.

Величина ПМП для определения размера федеральной и региональной социальных доплат к пенсии устанавливается в целом по РФ и в каждом субъекте РФ. Так, на 2018 г. по РФ она составляет 8 726 руб., а, например, в Москве – 11 816 руб.

Пенсионеру должны установить бОльшую выплату (при выборе между федеральной или региональной). Также см. «Куда обращаться за социальной доплатой к пенсии: в ПФР или соцзащиту?».

Величина прожиточного минимума пенсионера на 2020 год

Величина прожиточного минимума для различных субъектов Федерации приведена в таблице.

Субъект Федерации, область Прожиточный минимум для региона, тыс. руб.
Мурманская 8,84
Коми 7,798
Архангельская 8,603
Хабаровский край 8,012
Томская 6,298
Москва 8,502
Санкт-Петербург 6,258
Иркутская 6,726
Красноярский край 6,235
Вологодская 6,316
Тульская 6,31
Нижегородская 5,592
Татарстан 6,621
Приморский край 7,818
Новосибирская 6,681
Кемеровская 6,017
Астраханская 5,382
Свердловская 6,354
Ярославская 6,252
Челябинская 6,215
Самарская 5,941
Белгородская 5,76
Калужская 6,13
Тверская 6,225
Тюменская 5,882
Пермский край 6,136
Псковская 6,344
Башкирия 6,07
Омская 5,932
Ульяновская 6,01
Ивановская 6,078
Ростовская 6,35
Липецкая 6,1
Удмуртия 5,73
Саратовская 5,42
Тамбовская 4,802
Брянская 5,648
Воронежская 6,039
Краснодарский край 6,312
Калининградская 6,354

Читайте так же:  Методы медико социальной экспертизы

Из таблицы следует, что величина низшего порога от субъекта к субъекту может различаться более, чем в полтора раза.

Что такое индексация пенсий?

Индексация пенсий – увеличение размера пенсионных выплат в соответствии с законодательством.

Производится ежегодно, чтобы возместить пожилым людям потери в доходах, которые вызывает рост цен на потребительские товары и услуги. Иными словами, индексация – это инструмент, защищающий пенсии от обесценивания.

Ежегодно государство прибавляет пожилым людям такой процент, который должен покрыть темпы инфляции.

Размер индексация пенсии в 2020 году

В 2020 году, как и в 2019, повышение пенсионных выплат было проведено в январе.

  • Первыми под индексацию попали неработающие пенсионеры — это пожилые люди, которым надлежит получать пенсии по старости, потере кормильца или инвалидности. Повышение составило 6,6%.
  • С 1 апреля 2020 года будет сделана корректировка социальных выплат (это пенсии инвалидам, по утере кормильца, ветеранам войны, а также тем, кто не наработал необходимый стаж для получения трудовой пенсии). Размер индексации – 7%.

Отдельно следует осветить ситуацию с выплатами работающим пенсионерам. На индексацию их пенсий наложен мораторий, поэтому в наступившем году они могут рассчитывать лишь на перерасчет пенсионных баллов.

Как сделать перерасчет минимальных пенсий ?! – Правовед Плюс

Статья 49. Пересмотр пенсий, минимальных размеров пенсий, надбавок к пенсиям, увеличений и повышений пенсий

21.04.2019

Поговорим о том, что такое перерасчет минимальной пенсии. В соответствии с нормами гражданского законодательства перерасчет пенсий – это изменение размера пенсии, в связи с новыми нормами в законодательстве Российской Федерации, изменением правил предоставления документов или в связи с иными обстоятельствами.

Мы расскажем о том, какие основания есть для перерасчета пенсии в 2019 году и какой существует порядок получения пенсии. Назначение пенсии официально признается в тот момент, когда пенсионер официально обращается за ней в территориальное управление Пенсионного фонда по месту жительства с заявлением и предварительно собранным пакетом документов.

Самые распространенные случаи, когда надо обращаться в ПФР за перерасчетом пенсии

Бывает так, что при определенных обстоятельствах надо провести перерасчет пенсии. При любых изменениях следует обратиться в ПФР с заявлением.

Вообще надо отметить, что по общему правилу перерасчет не делается, когда пенсионер достиг возраста восьмидесяти лет. Есть пять распространенных случаев, когда делается перерасчет пенсии.

Мы рассмотрим каждый из этих случаев и поясним, как надо действовать в той или иной ситуации.

Подтверждение нестраховых пенсионных периодов

В так называемые нестраховые периоды входит период ухода за ребенком. Это время по уходу за детьми возрастом до полутора лет. В целом это шесть лет суммарно по всем возможным периодам. Также сюда включаются периоды ухода за инвалидом первой группы, либо нетрудоспособным человеком или пенсионером, достигшим возраста восьмидесяти лет.

Сюда также может входит период службы в армии, государственных структурах, правоохранительных органах. Это может быть период проживания с супругом, несущим военную обязанность, когда не имелось возможности официально трудоустроиться (по общим правилам такой период составляет пят лет).

При подобном перерасчете следует обратиться в ПФР с заявлением и пакетом правоустанавливающих документов. Такие периоды вычитываются из общего стажа, если они были учтены до этого. При этом лучше проконсультироваться с юристами по поводу того, насколько выгоден перерасчет таких периодов, прежде чем обращаться в Пенсионный фонд России с заявлением.

При получении документов дополнительного характера о заработке или стаже до периода 1 января 2002 года

В этой ситуации в Пенсионном фонде перерасчет делается в сторону увеличения пенсии. При этом доступен перерасчет в том случае, если показатели заработка или заработной платы не достиг предельного допустимого денежного значения.

Приведем простой пример. В частности, обратится в ПФР можно в том случае, если достигнута максимальная продолжительность трудового стажа (40 лет для женщин и 45 лет для мужчин).Максимально большой коэффициент, который учитывается при перерасчете пенсии равен 1,2.

Появление на иждивении пенсионеров недееспособных граждан

При появлении несовершеннолетних граждан на иждивении пенсионеров проводится перерасчет назначаемой пенсии. При этом это несовершеннолетние дети или дети, которые обучаются очно, и они не достигли возраста двадцати трех лет. В такой ситуации повышается коэффициент пенсии в размере одной трети за каждое лицо, которое находится на иждивении у пенсионера.

Выработка северного стажа

Консультации и услуги в суде по перерасчету пенсии в ПФР может предоставляться в том случае, если у пенсионера есть документы, которые говорят о том, что он имеет необходимый по продолжительности «северный стаж».

Это двадцать лет в местностях, которые законодательно приравнены к Крайнему Северу и 15 лет, если пенсионер непрерывно работал в условиях самого Крайнего Севера.

В этом случае выплата к начисленной пенсии повышается на пятьдесят процентов, если пенсионер трудился в условиях Крайнего Севера либо она повышается на тридцать процентов, когда пенсионер трудился в условиях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Может производиться перерасчет при выработке дополнительного льготного стажа. Дополнительный льготный стаж вырабатывается за периоды до первого января 2002 года.

Сколько в общем вернут пенсионерам до первого июля 2019 года.

Стоит сказать то, что повышение пенсий затронет тех пенсионеров, чьи пенсионные отчисления были и так на высоком уровне, так как после первого января этого года уже произошел перерасчет на 7,05 процентов.

Дела в области начисления пенсий обстоят так, что пенсию ниже прожиточного минимума получает около тринадцати процентов пенсионеров по всей стране, а это около четырех миллионов человек. Сейчас размер прожиточного минимума для пенсионеров, находится на уровне 8538 рублей, регионы же могут устанавливать свои размеры, отличающиеся от установленного федерального размера.

В соответствии с законодательством Российской Федерации ни пенсия, ни зарплата не могут быть меньше размера прожиточного минимума, установленного законодательного уровня. Поэтому, для работающих граждан, установлен минимальный размер оплаты труда, а для пенсионеров — социальные доплаты к пенсии, повышающие их до уровня прожиточного минимума пенсионеров.

Нужна консультация пенсионного юриста в Москве, Московской области или Регионах РФ ?! 

Перерасчет пенсий

  • Согласно статье 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии пересматриваются при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, одновременно с его увеличением.
  • Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные вышеназванным Законом, подлежат пересмотру при увеличении расчетного размера пенсии одновременно с его увеличением.
  • Расчетный размер пенсии (РРП) в соответствии со статьей 46 равен размеру социальной пенсии, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.
Читайте также:  Закрыть ИП самостоятельно – пошаговая инструкция 2017 - советы юриста

Социальные пенсии индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста цен на товары и услуги за прошлый год. Коэффициенты индексации социальных пенсий определяются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, увеличение расчетного размера пенсии влечет за собой перерасчет надбавок, повышений, увеличений к пенсиям по линии МВД России, выплачиваемые отдельным категориям граждан.

Это инвалиды вследствие военной травмы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды 1 группы, ветераны боевых действий, неработающие пенсионеры, имеющие на своем иждивении несовершеннолетних детей, и т.д.

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г.

, согласно которым с 1 января 2010 года исключена норма об установлении надбавки на уход инвалидам II и III групп, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени.

С указанного периода данная надбавка предусмотрена только инвалидам первой группы и гражданам, достигшим 80- летнего возраста.

Однако, всем пенсионерам, имеющим ограничения способности к трудовой деятельности III степени, которым до 1 января 2010 года начислены надбавки на уход, выплата пенсии с учетом этих надбавок сохранится.

Что касается пенсионеров МВД России, то согласно Закону от 12.02.1993 г. размер пенсии зависит не от величины пенсионного капитала, а от продолжительности службы и соответствующих сумм денежного довольствия, получаемых сотрудниками на день увольнения со службы в органах внутренних дел. При этом на размер пенсии в равной мере влияют периоды службы как в СССР, так и в Российской Федерации.

Изменения размеров пенсий:

с 01.10.2019 г.

Новая индексация, минимальная пенсия, льготы многодетным и новый пенсионный возраст

Екатерина Мирошкина

экономист

В 2021 году продолжают действовать изменения, которые были введены еще в 2018, но вступают в силу постепенно. С 1 января снова вырос возраст выхода на пенсию. Чтобы получать выплаты от государства, нужно накопить больше стажа и баллов, чем годом ранее. Вырос и размер пенсии — в среднем на 1000 Р.

Вот что нужно знать об обычных пенсиях в 2021 году.

За счет индексации повышается фиксированная часть пенсии и стоимость одного пенсионного коэффициента. В 2021 году фиксированная часть составит 6044,48 Р, а один балл стоит 98,86 Р.

Если пенсионер накопил за время работы 150 баллов, в 2020 году его пенсия составляла 19 636 Р, а в 2021 году составит 20 873 Р в месяц. Средняя пенсия по старости в России в 2021 году — 17 500 Р.

Познакомьтесь с 12 бесплатными курсами про деньги и жизнь на iOS и Android Скачать

Чтобы выйти на пенсию по старости, мало достичь пенсионного возраста. Нужно еще накопить минимальное количество стажа и баллов. Эти параметры зависят от суммы страховых взносов.

В 2020 году для пенсии по старости хватало 18,6 пенсионного коэффициента и 11 лет стажа. В 2021 году понадобится 21 балл и 12 лет. Когда переходный период закончится, для пенсии нужно будет 30 баллов и минимум 15 лет стажа.

Например, женщина достигла пенсионного возраста, но у нее только 9 лет официального стажа и 16 баллов — потому что была серая зарплата и работа без оформления. Она не сможет выйти на пенсию, пока не заработает достаточно стажа и баллов. Или не докупит их за деньги.

Проверить стаж и баллы на лицевом счете можно через госуслуги. Ответ приходит моментально, запросы бесплатные. Там же можно проверить сведения из трудовой книжки: иногда одно слово в названии должности влияет на возможность получать пенсию.

Количество накопленных пенсионных баллов зависит от суммы страховых взносов. Их платит работодатель или каждый за себя — как, например, ИП или добровольно застрахованные.

Пенсия по старости зависит от возраста, стажа и баллов. Но она в любом случае не может быть меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. На 2021 год в целом по России он составляет 10 022 Р, в Москве — 13 496 Р, в Самарской области — 9320 Р.

Если заработанная пенсия меньше, будет социальная доплата — федеральная или региональная. Она рассчитывается без учета ежегодной индексации, то есть выплачивается сверху. Но положена такая прибавка только неработающим пенсионерам или тем, кто оформлен как самозанятый.

Региональные минимумы на 2021 год изменились, поэтому и размер пенсии тоже будет другим.

Например, в 2020 году заработанная пенсия составляла 8500 Р. Прожиточный минимум по региону — 9200 Р. В январе 2021 года минимум вырос до 9800 Р, а пенсию проиндексировали на 6,3%, или 535 Р. В 2021 году общая прибавка к пенсии считается так: 9800 Р − 8500 Р + 535 Р = 1835 Р.

Пенсионер получит 10 335 Р: 8500 Р + 1835 Р.

Даже если не хватает стажа и баллов, государство все равно не оставит без пенсии: в таких случаях платят социальную. Она равна фиксированной части страховой пенсии с прибавкой в виде социальной доплаты.

Пенсионный рынок 2021

В 2021 году на пенсионном рынке России произошел и еще ожидается ряд изменений, важных для российских граждан с точки зрения формирования их нынешней и будущей пенсий. События эти касаются как бизнеса негосударственных пенсионных фондов, так и вопросов расчета и начисления страховых и накопительных пенсий.

В 2021 году продолжают меняться условия получения страховой пенсии. Как мы помним, с 2019 года в России начал постепенно повышаться общеустановленный возраст, дающий право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению.

Изменения происходят поэтапно в течение длительного переходного периода, который составляет 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин — 60 лет.

Для получения страховой пенсии есть еще требования по стажу и пенсионным коэффициентам (их иногда еще называют пенсионными баллами). В течение десяти лет, пока идет реформа, эти показатели также будут меняться и к 2029 году составят — 15 лет рабочего стажа и 30 баллов.

Условия назначения страховой пенсии в 2021 году: выход на пенсию для мужчин в 61 год 6 месяцев, для женщин — в 56 лет и 6 месяцев. Страховой стаж должен составлять не менее 12 лет, число накопленных коэффициентов (баллов) — 21.

С 1 января 2021 года страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 6,3%, что выше показателя прогнозной инфляции по итогам 2020 года. В результате индексации страховая пенсия по старости большинства неработающих пенсионеров увеличилась не меньше чем на тысячу рублей в месяц, а ее средний размер достиг 17,5 тыс. рублей.

Также повысилась стоимость одного пенсионного коэффициента, тоже на 6,3%, и фиксированной выплаты. Стоимость одного коэффициента в новом году повышена с 93 рублей до 98,86 рубля, размер фиксированной выплаты — с 5 686,25 до 6 044,48 рубля.

С 1 апреля будут проиндексированы пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные. Изменения будут осуществлены в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера за 2019 год.

С 1 августа Пенсионный фонд России и НПФ проведут ежегодную корректировку размера накопительных пенсий и срочных пенсионных выплат по обязательному пенсионному страхованию.

Финансовый уполномоченный теперь рассматривает досудебные споры граждан с негосударственными пенсионными фондами. Такой закон начал действовать с 1 января 2021 года. Процедура такая: сначала гражданин должен попробовать уладить спор с самой организацией, направив ей претензию.

Затем он может обратиться к финомбудсмену — если есть имущественные требования к финансовой организации (в нашем случае — к НПФ) на сумму до 500 тыс. рублей. И только потом подавать иск в суд. Для гражданина обращение к финомбудсмену бесплатно.

Решение уполномоченного может быть обжаловано в суде как потребителем, так и финансовой организацией.

Однако урегулирование споров с НПФ, связанных с неправомерными переходами между фондами, не входит в компетенцию финомбудсмена.

Ранее в интервью газете «КоммерсантЪ» финансовый уполномоченный Юрий Воронин предположил, что «основной объем споров потребителей и НПФ будет связан с выплатами.

Сюда войдут вопросы расчета их размера, сроков и формы, корректного исчисления периода, за который назначается пенсия».

Институт финуполномоченного создан для повышения эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг и снижения количества судебных споров между компаниями и их клиентами. Например, на страховом рынке за 2019 год количество судов по ОСАГО и каско сократилось на 40%.

В России с января 2021 года вступил в силу закон, который прямо запрещает работу пенсионных агентов. Теперь посредники — будь то сотрудники банков, «поквартирные» агенты, поверенные — не могут предлагать гражданам заключить договор об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и НПФ от имени негосударственного пенсионного фонда.

Кроме того, теперь гражданин имеет право запретить Пенсионному фонду России рассматривать заявления на перевод накоплений, поданные любым способом, за исключением личного визита в ПФР. Заявление также можно подавать через доверенное лицо, которое имеет нотариальную доверенность на это.

В законе прописан механизм проверки ПФР подлинности нотариально удостоверенной доверенности — запрос будет направляться нотариусу через единую информационную систему нотариата.

Идентификация личности нотариусом может происходить удаленно, с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи или единой системы идентификации и аутентификации биометрических данных.

Читайте также:  Статья 18. Культивирование наркосодержащих растений

Также закон наделяет Банк России правом устанавливать дополнительные требования к порядку заключения договоров по обязательному пенсионному страхованию, а также к лицам, которые имеют право заключать такие соглашения от имени НПФ.

С 1 июля 2021 года вступают в силу некоторые положения указания Банка России 5175-У, которые устанавливают определенные требования к раскрытию информации на сайтах негосударственных пенсионных фондов.

Все фонды должны будут в обязательном порядке обнародовать состав своих портфелей пенсионных резервов и накоплений вплоть до каждого эмитента, с указанием идентификационного номера ценной бумаги. Это надо будет делать ежемесячно с временным лагом в шесть месяцев.

Сейчас все фонды обязаны раскрывать только структуру инвестиционных портфелей — то есть в какие именно активы (акции, ОФЗ, корпоративные облигации или депозиты) — вложились фонды.

При этом часть НПФ уже раскрывает свои активы для клиентов и других заинтересованных сторон на своих порталах. Например, НПФ «САФМАР» начиная с февраля 2020 года делает это ежеквартально с временным лагом в десять дней.

Раскрытие портфелей дает гражданам возможность понять, куда вложены их пенсионные сбережения, а также повышает прозрачность и контролируемость деятельности НПФ.

С 1 января 2021 года начали действовать новые требования к инвестированию пенсионных резервов. Речь идет о добровольных сбережениях, которые формируются за счет взносов граждан и в рамках корпоративных пенсионных программ.

Новые требования во многом повторяют правила инвестирования пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, в которые тоже внесен ряд существенных изменений.

Раньше возможности вложений именно резервов были очень широкими, теперь их спектр сузился.

Это должно повлиять на устойчивость фондов, хотя может снизить доходность пенсионных резервов, так как менее рисковые активы всегда менее доходные.

Ограничиваются возможности НПФ вкладывать пенсионные накопления резервы в инструменты с дополнительным уровнем риска. Единый лимит на такие вложения к 1 января 2025 года составит 7%.

Указание также вводит отдельный пятипроцентный лимит на инвестиции в ипотечные ценные бумаги и ужесточает требования к вложениям в бессрочные облигации.

Изменения вступают в силу поэтапно, чтобы НПФ могли подготовиться к ним, в том числе с учетом последствий пандемии, и не распродавали уже имеющиеся в портфеле активы по сниженным ценам.

С 1 января 2021 года в России вступил в силу закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии — или, как его еще называют, срока дожития. Это ожидаемый период выплаты накопительной пенсии.

Он устанавливается специальным законом в соответствии со среднестатистическим сроком жизни гражданина после выхода на заслуженный отдых. Используется для расчета накопительной пенсии (для этого все накопления надо поделить на срок дожития).

В 2020 году составляет 258 месяцев, в 2021 году — 264 месяца. Дальнейшее изменение этого показателя непредсказуемо.

С этого года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и прожиточный минимум рассчитываются исходя не из потребительской корзины, как раньше, а из медианного дохода россиян. Медианный доход означает, что половина работающих получает больше этой величины, половина — меньше.

Размер МРОТ в 2021 году составляет 42% от медианной заработной платы (12 792 рубля), а прожиточный минимум в целом по РФ равен 11 653 рубля. Величина прожиточного минимума трудоспособного населения составит 109% от прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ, прожиточного минимума пенсионеров — 86%, прожиточного минимума детей — 97%.

Показатель прожиточного уровня пенсионера нужен для того, чтобы рассчитать размеры доплат к пенсиям. Если у неработающего пенсионера все доходы — страховая или социальная пенсия, дополнительные выплаты и льготы — не достигают величины минимума в регионе его проживания, то государство устанавливает ему федеральную или социальную доплату.

Индексация пенсий, возврат пенсионного возраста, пересчет выплат военным пенсионерам в обзоре за апрель 2021

Рассматриваются законодательные инициативы, связанные с пенсионными правами

Права пенсионеров

Индексация пенсий работающим пенсионерам – Законопроект № 1144061-7, № 1145145-7 (подробнее)

В Госдуме РФ рассматривается законопроект, направленный на возврат индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что отмена индексации крайне негативно сказалась на финансовом положении пенсионеров и привела к существенному снижению покупательной способности граждан.

Такой подход приводит к тому, что пенсионеры работают «нелегально» (без оформления документов, по чужим документам, на половину ставки), чтобы в отношении них не уплачивались страховые взносы и не подавались данные персонифицированного учета.

Соответственно, происходит нарушение трудового и пенсионного законодательства.

Новый порядок перерасчета пенсий военным пенсионерам в сторону увеличения – Законопроект № 1144701-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 3 года, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В Пояснительной записке указывается, что в настоящее время ограничивается выплата пенсионеру разницы между новым и прежним размерами пенсии при перерасчете двенадцатью месяцами, предшествующих дню обращения за перерасчетом. Вышеуказанное ограничение приводит к тому, что полагающийся пенсионеру перерасчет пенсии в сторону увеличения законодательно ограничен, что не может быть признано правильным с точки зрения государственной стратегии, направленной на защиту пенсионеров, ветеранов и их семей.

Запрет на повышение пенсионного возраста – Законопроект № 1145526-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), пересмотр которого в сторону повышения до 1 января 2035 года не допускается. В Пояснительной записке указывается, что объективность предложенных границ пенсионного возраста вызывает вопросы. Установление указанных показателей повышения нормативного пенсионного возраста не подкрепляется какими-либо обоснованиями.

Отмена ограничения на повышение доплаты к пенсии – Законопроект № 1148885-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому отменяется правило, что лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты по нескольким основанием (проживание на Крайнем Севере либо работа на Крайнем Севере), повышение осуществляется лишь по одному основанию. В Пояснительной записке указывается, что представленный законопроект направлен на устранение социальной несправедливости и улучшения положения людей пенсионного возраста.

Сельскую надбавку к пенсии будут предоставлять только по заявлению – Законопроект № 1150346-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому предлагается установить заявительный порядок установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности при переезде гражданина на новое место жительства за пределы сельской местности. В Пояснительной записке указывается, что это позволит осуществлять выплаты только тем, кто в силу тяжелых жизненных обстоятельств, продолжает нуждаться в фиксированной выплате и после переезда за пределы сельской местности.

Упрощенное банкротство пенсионеров – Законопроект № 1162228-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому правом на подачу заявления о признании банкротом во внесудебном порядке без условия окончания исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю обладают граждане, чей ежемесячный доход не превышает двух величин прожиточного минимума при условии отсутствия имущества у этого гражданина, на которое может быть обращено взыскание по исполнительным документам. В Пояснительной записке указывается, что процедурой внесудебного банкротства на сегодня не смогут воспользоваться граждане, чей доход равен или меньше прожиточного минимума, в том числе малоимущие граждане и пенсионеры, поскольку они ежемесячно получают свой доход (заработную плату, пенсию или иной доход). В таком случае, недоступность процедуры внесудебного банкротства для указанной категории граждан, в последствии приводит к тому, что у этих граждан в рамках исполнительного производства будут удерживаться долги в размере половины суммы ежемесячно получаемых доходов.

Налоговые новости за апрель 2021

Другие материалы по теме

Обзор прав инвалидов — ссылка

  • Обзор Писем Минфина по налогам за март 2021 — ссылка
  • Налоговые споры за март 2021 — ссылка
  • Пенсионные новости за март 2021 — ссылка
  • Налоговые новости за март 2021 — ссылка
  • Правовые новости за март 2021 — ссылка
  • Обзор Практики КС РФ по налогам за 2020 — ссылка
Ссылка на основную публикацию