Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Оперативно-розыскная деятельность представлена отдельными мероприятиями, каждое из которых позволяет решить часть общей задачи, стоящий перед представителями государственных органов. Существуют различные виды ОРМ, имеющие собственные характерные признаки и индивидуальную направленность. Изучим интересующие нас критерии и рассмотрим классификацию оперативно-розыскных мероприятий.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Виды ОРМ

ОРМ: описание и основные признаки

ОРМ или оперативно-розыскные мероприятия – некая совокупность, включающая в себя действия аналогичного характера, производимые отдельно друг от друга. Так, например, мероприятием интересующего нас вида могут считаться следующие события:

  • контроль посылок, традиционным способом отправленных по почте;
  • проведение оперативного осмотра;
  • осуществление закупки с целью проведения проверки купленного товара;
  • контрольные процедуры в сетях электросвязи.

Сложность интересующих нас мероприятий может варьироваться. Так, например, наиболее сложной формой считаются операции оперативно-розыскного характера.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

Мероприятия оперативно-розыскного характера направлены на предотвращение преступлений, и впоследствии производят такой благоприятный эффект, как снижение уровня преступности в целом

Основные признаки оперативно-розыскных мероприятий позволяют обозначить наиболее точную картину того, что же они из себя представляют. Рассмотрим признаки далее в таблице.

Таблица 1. Признаки оперативно-розыскных мероприятий

ПризнакОписание
Социальная значимость Рассматриваемые деяния характеризуются высокой значимости для общественности.
Умысел Все искомые деяния совершаются умышленно и заранее продуманно.
Законность Все действия, входящие в рамки обозначенных нами мероприятий, носят, безусловно, законный характер, и предусмотрены нормативно-правовыми актами нашей страны.
Конфиденциальность Еще один уникальный признак ОРМ – конфиденциальность, актуальная:

  • как для управленческой деятельности, осуществляемой в рамках проведения рассматриваемых мероприятий;
  • так и для системы специализированных приемов сысковой деятельности.
  • Фактически, оперативно-розыскные мероприятия можно обозначить, как способы, использование которых служит последующей добыче истинной информации, отображающей ту или иную ситуацию.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий осуществляется согласно нормативно-правовым актам, регулирующим аналогичного рода деятельность в целом.

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий непосредственно направлено на выявление важных для следствия сведений и приостановление деятельности преступного характера, угрожающей общественному порядку

    Совершение ряда интересующих нас деяний производится во всех случаях, оговоренных законодательством страны, в отношении граждан, которые относятся к категории:

    • проверяемых – это такие лица, о которых известно, что они готовятся к совершению преступлений, при этом, обозначенные данные все же требуют проверки;
    • разрабатываемых – это граждане, о которых государственные структуры давно копят те или иные документы и прочие материалы;
    • иных.

    Сотрудники государственных структур, осуществляющие ОРМ, должны понимать, что закон устанавливает определенные ограничения, которые нужно учитывать в рамках осуществления интересующей нас деятельности.

    1. Так, например, строго запрещается воздействовать на граждан в ходе мероприятий при помощи таких методов, как:
    2. Также закон налагает запрет на совершение действий, в той или иной мере несущих угрозу:
      • жизни какого-либо гражданина;
      • здоровью лица.
    3. Нельзя также совершать деяния, угрожающие какой-либо организации, либо создавать такие условия, которые максимально затруднят ее деятельность.
    4. Запрет распространяется также на подмену процессуальных действий оперативно-розыскными.

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Как и любая иная деятельность государственных структур, оперативно-розыскные мероприятия ограничиваются законодательными актами, то есть в их рамках можно производить только те действия, которые обозначены в нормативно-правовой документации

    Задачи, решаемые проведением ОРМ

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности. В рамках данных мероприятий решаются следующие задачи.

    Таблица 2. Какие задачи решаются проведением оперативно-розыскных мероприятий

    ЗадачаОписание
    Добыча первичной информации Одной из задач, преследуемых проведением рассмотренных нами мероприятий, является добывание так называемых первичных сведений, касающихся:

  • преступлений, совершенных или планируемых к совершению;
  • лиц, непосредственно принимавших участие в рассматриваемых преступлениях. Кроме того, на этом же этапе проводится и проверка данных, и лишь при условии, что они подтверждены, с ними ведется дальнейшая работа.
  • Выявление и обнаружение Аналогичным образом в ходе оперативно-розыскной деятельности производится выявление людей, в той или иной степени осведомленных относительно того, в рамках каких обстоятельств совершалось рассматриваемое преступление. Также по следам, оставленным имеющими к делу отношение лицами, производится обнаружение необходимых для следствия предметов и официальных бумаг.
    Обеспечение доказательств Кроме того, проведение ОРМ позволяет обнаружить те или иные доказательства преступной деятельности, и обеспечить их наличие для рассмотрения инициированного дела.

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    ОРМ – неотъемлемая часть работы государственных органов, занимающихся процессом противодействия преступности

    Виды ОРМ

    Согласно букве Федерального закона № 144-ФЗ, регулирующего оперативно-розыскную деятельность в целом, выделяют следующие виды оперативно-розыскных мероприятий.

    1. Проведение опроса граждан.
    2. Осуществление проверочной закупки.
    3. Контроль традиционных почтовых отправлений, а также сообщений телеграфного и прочего типов.
    4. Личный осмотр и обследование комнат, строений, зданий, а также территорий земли и средств передвижения.
    5. Получение из нужных источников справочной информации.
    6. Сбор образчиков для дальнейшего проведения исследования сравнительного характера.
    7. Непосредственно исследование документации и различных предметов.
    8. Длительное или скоротечное наблюдение.
    9. Прослушивание разговоров подозреваемого, осуществляющихся по телефону.
    10. Отождествление личности.
    11. Получение информации компьютерного типа.
    12. Поставка контролируемого характера.
    13. Внедрение оперативного характера.
    14. Эксперимент оперативного типа.
    15. Получение данных с технических каналов связи.

    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Выдержка из ФЗ №144 Статьи 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Также возможно классифицировать интересующие нас мероприятия по категориям, согласно такому признаку, как наличие или отсутствие ограничений по отношению к конституционным правам граждан.

    Таблица 3. Категории ОРМ

    Номер категорииОписание
    Категория №1 В первую категорию входят мероприятия, не имеющие отношение к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, такие, как:

  • опрос оперативного характера;
  • получение справочной информации;
  • сбор образчиков для исследования;
  • рассмотрение каких-либо предметов и документов;
  • процесс наблюдения;
  • отождествление оперативного характера;
  • в некоторых случаях также оперативный осмотр.
    Обратите внимание: некоторые из перечисленных ОРМ в частных случаях все же могут приводить к нарушению конституционных прав граждан нашей страны, например, в ситуации, когда за кем-либо установлено наблюдение, подразумевающее использование технологий, позволяющих производить визуальный контроль.
  • Категория №2 Вторая категория представляет мероприятия, безусловно связанные с ограничением прав граждан, обозначенных в Конституции нашей страны. Так, речь идет о:

  • слуховом контроле;
  • надзоре в рамках сетей электрической связи;
  • оперативном осмотре;
  • наблюдении с использованием технических средств стационарного типа, способствующих осуществлению визуального контроля;
  • фиксации данных о происходящих в рамках жилых помещений и прочих частных владений граждан событиях;
  • контроль отправлений почтового типа.
  • Категория №3 В третью категорию входят специализированные оперативно-розыскные мероприятия, такие, как:

  • закупка проверочного характера;
  • поставка контролируемого типа;
  • внедрение оперативное;
  • эксперимент оперативного типа.
  • Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

    Без проведения оперативно-розыскных мероприятий невозможно было бы установление порядка в стране и уменьшение количества совершаемых преступлений

    Вывод

    Мероприятия, рассмотренные нами в статье, являются неотъемлемой и необходимой частью всей оперативно-розыскной деятельности, задачей которой, в свою очередь, является предотвращение развития преступности.

    В рамках обозначенных мероприятий могут производиться различные действия, описанные нами выше, часть из которых не нарушает конституционные права граждан страны, а другая все же нарушает, но имея под собой исключительно важную цель: пресечь на корню преступные намерения.

    Обязанности и права полиции имеют отношение не только к сотрудникам обозначенной структуры, но также напрямую касаются и обычных граждан, проживающих на территории нашей страны, так как упомянутые должностные лица были обязаны государством предотвращать преступления, совершаемые в обществе, и заниматься расследованием каждого случая. Поэтому, знать, на что полицейские имеют право, и какие обязательства перед народом вменило им государство, очень важно. Изучим вопрос в специальной статье. 

    Видео — Оперативно-розыскная деятельность в России

    Виды оперативно-розыскных мероприятий и условия их проведения (часть 1)

    Оперативно-розыскная деятельность широко применяется сотрудниками полиции при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений, в том числе по делам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

    Читайте также:  Раздел X. Ответственность за правонарушения на государственной границе

    Виды и порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий регламентируются Федеральным Законом «Об оперативно-розыскной деятельности». При этом большинство ОРМ проводятся сотрудниками полиции негласно, то есть скрыто.

    Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит исчерпывающий перечень ОРМ, которые могут быть проведены, данный перечень является оконченным и может быть добавлен только внесением поправок в ФЗ «Об ОРД».

    Необходимо отметить, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводить только сотрудники оперативных подразделений соответствующих ведомств (оперуполномоченные), — Органов внутренних дел Российской Федерации, Органов федеральной службы безопасности, Федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Таможенных органов Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний.

    Таким образом, обычные сотрудники полиции, будь то сотрудники ППС, участковые оперуполномоченные и т.д. не имеют права проводить оперативно-розыскные мероприятия.

    Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий, по признакам уголовных преступлений являются:

    1. Наличие возбужденного уголовного дела (следователем дается поручение оперативному подразделению о проведении оперативно-розыскного мероприятия).2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Важно отметить, что такие сведения получаются от агентов оперативных сотрудников, задержанных лиц и т.д.

    , при этом данные сведения должны быть оформлены надлежащим образом в рамках дел оперативного учета, оперативной проверки, агентурных донесений и т.д.

    , но к сожалению в силу специфики оперативно-розыскной деятельности, которая охраняется законом «О государственной тайне», защите получить доступ к таким основаниям бывает очень затруднительно.

    3. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания (оперативно-розыскные мероприятия проводятся с целью установления, скрывающегося от уголовного преследования или наказания лица).

    ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

    1.    ОРМ «Опрос».

    «Опрос» как оперативно-розыскное мероприятие подразумевает под собой непосредственный контакт оперативного сотрудника с каким-либо лицом с целью получения сведений о совершенных, совершаемых или готовящихся преступлений. Возможном месте нахождения доказательств достаточных для возбуждения уголовного дела или источниках информации об их нахождении.Фото из открытого источника. Яндекс.Картинки

    Фото из открытого источника. Яндекс.Картинки

    • При этом оперативный сотрудник в целях конспирации, согласно ФЗ «Об ОРД», может осуществлять данное ОРМ под видом другого лица, не раскрывая данных о своей личности и своих намерений.
    • В ходе ОРМ «Опрос» могут использоваться, как явно, так и скрыто технические средства фиксации его проведения, такие как аудио или видеозапись.
    • Для проведения ОРМ «Опрос» оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения.
    • Важно, что результаты проведенного ОРМ «Опрос» в том числе с фиксацией на технические средства связи не могут являться в дальнейшем доказательствами по уголовному делу, так как при его проведении не соблюдаются права гражданина на получение квалифицированной юридической помощи (участие адвоката).

    Согласно Определению Конституционного суда от 4 февраля 1999 г.

    № 18-0, содержит следующие правовые позиции, обязательные при применении ФЗ «Об ОРД», результаты ОРМ являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Закона «Об ОРД», могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

    Таким образом, результаты опросов граждан, проведенных до возбуждения уголовного дела и без присутствия адвоката (или отказа от него) не могут в дальнейшем использоваться при доказывании и подлежат признанию недопустимыми доказательствами.

    2.    ОРМ «Наведение справок».

    Данное оперативно-розыскное мероприятие подразумевает получение оперативным сотрудником сведений из государственных организация, для которых не требуется особый порядок их получения согласно нормам ФЗ «Об ОРД».

    К таким сведениям могут относиться сведения об образе жизни разрабатываемого лица, его родственных связях, наличии детей, круге общения, наличии какого либо недвижимого имуществ (квартир, домов, земельных участков, гаражей, дач и т.д.

    ), нахождении в собственности любых транспортных средств, судимостях, данных документов (как общегражданских так и служебных), наличии у лица разрешения на владение оружием, или нахождении в собственности оружия, о постоянной или временной прописке разрабатываемого лица и так далее.

    Сведения могут быть получены оперативными сотрудниками как непосредственно при личном обращении в организации, так и путем направления соответствующих запросов в них.

    Специальный порядок получения информации предусмотрен только в отношении сведений конфиденциального характера, к которым в соответствии с Перечнем, утвержденным Указом Президента РФ 1997 г.

    , относятся: сведения, составляющие тайну следствия или суда, служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), сведения, связанные с профессиональной деятельностью (врачей, нотариусов, адвокатов, банковская тайна, тайна страхования, переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т. д.), сведения, связанные с коммерческой деятельностью (отнесенные к коммерческой тайне).

    За исключением указанных ограничений, оперативному сотруднику не требуется какое-либо его санкционирование со стороны руководства или судебного разрешения на получение сведений.

    3.    ОРМ «Сбор образцов для сравнительного исследования».

    Данный вид оперативно-розыскных мероприятий преследует цель получения каких-либо образцов для проведения их исследования, в том числе сравнительного.

    Фото из открытого источника. Яндекс.Картинки

    Фото из открытого источника. Яндекс.Картинки

    Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

    Под образцами имеются ввиду отпечатки пальцев интересующего лица, его биологические следы (кровь, слюна, волосы и т.д.), которые могут быть получены как гласным путем, так и не гласным (когда от разрабатываемого лица такой сбор производится в тайне).

    1. По уголовным делам, связанным с наркотиками, данное ОРМ проводится с целью получения смывов с рук задержанного, получении части его ногтей, для установления на данных образцах следов наркотических средств.
    2. После сбора образцов, они упаковываются и направляются на предварительное исследование, по результатам которого будет принято решение о наличии или отсутствии на них интересующих следов.
    3. Важно, что для дальнейшего использования изъятых образцов при доказывании, их изъятие должно проводиться в соответствии с требованиями УПК РФ, то есть с участием двоих понятых одного пола с задержанным.
    4. Так, особенностью получения смывов с рук задержанного лица, является наличие двух фрагментов материала, которым производится смыв, полученных из одного источника.
    5. Одной частью материала делается сам смыв с рук, другая часть просто упаковывается в отдельный пакет, и в дальнейшем позволит утверждать об отсутствии выявленных на руках следов на изначальном (до разделения) фрагменте материала.
    6. Вместе с тем, результаты ОРМ «сбор образцов для сравнительного исследования», полученные результаты, могут быть использовании при доказывании только при условии проведения соответствующей экспертизы, результаты предварительного исследования сами по себе доказательством являться не могут.
    7. Вторая часть статьи
    8. Третья часть статьи
    9. Сайт Адвокат по наркотикам

    Оперативно-розыскные мероприятия: виды, сущность, назначение

    Данная статья должна помочь студенту понять несколько ключевых вещей:

    • понимать, что такое оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), как их можно различать на основе разновидностей, сущности и форм назначения; при каких условиях и на каких основаниях можно проводить ОРМ;
    • как правильно оформлять всю документацию и уголовно-процессуальное доказывание касаемо ОРМ;
    • какие зарубежные оперативно-розыскные мероприятия использует зарубежное законодательство.
    Читайте также:  Статья 15. Силы гражданской обороны

    Это ключевые понятия, которые должен знать каждый студент, перед тем как приступать к следующему шагу изучения данного вопроса – получению нужных умений. В данном случае необходимо научиться разбираться в правовых основах и условиях, чтобы проводить соответствующие ОРМ.

    Их осуществлением занимаются оперативно-розыскные органы и органы суда (выдача санкций) с позволения руководителей. Стоит также научиться понимать разницу между следственным федеративным действием и оперативно-розыскным мероприятием.

    Важно также понимать в данном случае, как можно связать документирование и доказывание действия во время рассмотрения дела. К обязанностям лиц, ответственным за ОРМ, входит необходимость принятия решений касаемо привлечения гражданских лиц к проведению мероприятия.

    Чтобы получить больше информации по ОРМ, можно пользоваться определенными научно-техническими средствами, которые также необходимо научиться использовать.

    Последним важным заданием данной статьи является выработка у студента определенных умений, а именно – принимать решения, опираясь на условия и основания проведения ОРМ, которые также могут ограничивать гражданские права. Для этого необходимо дополнительно узнать механику работы оперативно-разыскной и криминальной деятельности.

    После проведенного мероприятия, нужно уметь анализировать полученные результаты, которые имеют доказательственную ценность. После того остается только оформить оперативно-служебные документы. Для того, чтобы получить доступ к проведению таких действий, необходимо дополнительно получать разрешения в форме письменных документов (чаще всего такие разрешения необходимы в тех случаях, когда ОРМ ограничивают конституционные права граждан).

    Теоретико-правовые аспекты оперативно-розыскных мероприятий

    Согласно российскому законодательству, все оперативно-розыскные действия должны быть осуществлены с помощью ОРМ, поэтому считается, что мероприятия являются центральной подсистемой ОРД.

    Замечание 1

    По словам доктора юридических наук, профессора М.А.Шматова, ОРД до сих пор считается наиболее адекватным и эффективным методом борьбы с преступностью, который смогло придумать человечество. При этом именно ОРМ обеспечивают столь высокую результативность этих действий.

    Соответственно, в законодательных нормах также представлен перечень всех ОРМ, которые можно применять в криминалистике:

    1. проведение опросов;
    2. наведение нужных справок;
    3. получение и анализ образцов для сравнения;
    4. закупка с целью проверки достоверности информации;
    5. получение предметов и документов с целью исследования;
    6. наблюдение за объектом с целью идентификации личности (необходимо письменное разрешение);
    7. получения ордера на обыск зданий, помещений или транспортных средств;
    8. прослушка телефонов и мониторинг использования онлайн-ресурсов;
    9. подставная поставка;
    10. оперативный эксперимент.

    Исходя из всего вышесказанного, ОРМ выступает в качестве главного движущего механизма ОРД, при этом если анализировать все розыскные действия, опираться нужно именно на все мероприятия во время операции.

    Примером этого является обеспечение законности ОРД – главным критерием считается соблюдение всех правовых оснований и условий проведения норм, целью которых является получение оперативно-розыскной информации, имеющей юридическую значимость.

    Именно это считается главным заданием ОРМ в рамках криминалистического расследования.

    Исторические этапы формирования системы ОРД

    Отслеживая процессы эволюции понимания ОРД, стоит начать с понятия поисковой деятельности – на раннем этапе все сводилось к поиску прямых доказательств, погоней по «свежим следам», произведение первоначальных изысканий, предпринятие мер полицейского изыскания и т.д.

    Предшествующее уголовно-процессуальное законодательство четко определило границы оперативно розыскных мер: Основы уголовного судопроизводства в ст. 29 возлагают на органы дознания функцию принятия всех нужных мер, применяемых в оперативно-розыскных следствиях. Это же положение можно найти в ст. 118 УПК РСФСР.

    Но в этом определении было много недочетов: фактически, определение было подтверждено, но не конкретизировано. Это, в свою очередь, вызывало большое число конфликтов между теоретиками и практиками, при этом не было единого понятия «необходимых оперативно-розыскных мер».

    Разведывательно-поисковая деятельность больше воспринималась как необходимые меры ведомственных нормативных актов.

    Такая формулировка вызывала много проблемных ситуаций, ведь без точного законодательно утвержденного перечня ОРМ нельзя было доказать их законность, эти же нормативные акты на практике использовались только в условном понимании. Из-за этого не удавалось предоставить правовые основания для законного проведения таких мероприятий – это было прямым нарушением прав и свобод человека.

    Такая политика со стороны законодательства вызывала множество обоснованной критики касаемо оперативно-розыскных действий. А со стороны ОРМ ситуация выглядела как непрофессиональные следственные действия. На тот момент ведомственные нормативные акты имели закрытый характер, а специального закона об ОРД еще не существовало – эти факторы мешали научным исследованиям.

    Больше всего это ощущали процессуалисты, основные институты ОРД и оперативно-розыскные мероприятия, ведь именно они были инструментом для получения необходимой информации для раскрытия и расследования преступлений.

    Необходимо было определить место и роль ОРД в системе юридических дисциплин, а для этого необходимо было вывести оперативно-розыскные и следственные действия на новый уровень законодательства.

    Правовое формирование перечня ОРМ

    В некоторых государствах правовое отношение было на более цивилизованном уровне, поэтому главной целью было переплести ОРД и следственные действия – это помогло бы решить проблемы, связанные с нарушением прав человека, а также решить ситуацию с преступлениями. Международные правовые акты много времени уделяли возможности соединения этих двух видов деятельности, а мировая общественность и ее правоохранительные органы много раз призывались к обращению внимания на усиление борьбы с международной преступностью.

    Замечание 2

    На то время преступность имела несколько организованных форм: коррупция, наркопреступность и т.д. Это было главной причиной того, почему необходимо было искать взаимосвязь между ОРМ и следственными действиями.

    Спустя некоторое время законодательство сформировало перечень ОРМ в ст. 6 закона об ОРД – там было предоставлено четкое определение «необходимых мер». Большая часть теоретиков и практиков рассматривало ОРД как метод, что в принципе не является неправильным, но немного в другом определении.

    Метод рассматривался как способ теоретического исследования, а следовало воспринимать ОРД как совокупность практических приемов и операций в отношении одного и того же предмета рассмотрения (агентурные методы).

    Предоставленный список всех ОРМ является полным и исчерпывающим, любые изменения касаемо перечня можно применить только после законного разрешения.

    Определение 1

    ОРМ является системой организационно-тактических действий, которые проводятся на законодательной основе; главным направлением является решение задач, определенных нормативными актами.

    Мероприятия могут получить гласный, негласный или зашифрованный статус – все будет зависеть от соответствующей легенды.

    Также стоит понимать, что некоторые мероприятия могут иметь причинно-следственную связь – выполнение одного из них может потянуть за собой организацию следующего ОРМ.

    Это автоматически подразумевает использование специальных технических средств и других информационных систем, которые необходимы для настройки коммуникационных сетей.

    Проведение оперативно-розыскных мероприятий

    Чтобы обеспечить максимальную эффективность проведения ОРМ, используется несколько научно-технических достижений: АИПС, видео- и аудиозаписи, современные формы съемки и другие средства, которые не несут никакого риска для жизни и здоровья человека и при этом никак не вредят окружающей среде.

    Оперативные подразделения не обязательно должны проводить все ОРМ самостоятельно – в случае возникновения определенных ситуаций они могут обратиться за помощью к должностным лицам и специалистам, которые имеют все необходимые научные, технические и иные специальные знания.

    Также участвовать могут и граждане, если они дали свое гласное или негласное согласие.

    Проводя ОРМ, нельзя было угрожать здоровью граждан, все связанные действия не должны были каким-либо образом повлиять на их честь и достоинство. Также запрещалось ущемление прав и законных интересов гражданских, создание ситуаций, которые могли затруднить или даже остановить функционирование предприятий и учреждений.

    Вся сложность оперативно-розыскного механизма объясняется нацеленностью на обнаружение, получение нужной информации, которая будет иметь прямое отношение к подготавливаемым, совершаемым преступлениям, а также к лицам, которые причастны к совершению или планированию преступной деятельности.

    Читайте также:  Статья 40 АПК РФ. Состав лиц, участвующих в деле (действующая редакция)

    Также частью работы ОРМ является получение сведений о документах, материальных ценностях и других предметов, добытых незаконным путем.

    Главное в ходе ОРМ зафиксировать все эти сведения должным образом – это поможет определиться с последующими мерами, которые будут согласовываться на основе правовых актов.

    Выбор нужного ОРМ лежит на оперативном работнике, при этом должны учитываться все факторы, составляющие оперативную обработку:

    • время;
    • место проведения;
    • благоприятные условия, а также те, что усложняют организацию мероприятия.

    Анализ предварительного решения сотрудника также должен произвести руководитель оперативно-розыскного органа, и при необходимости он может вносить собственные корректировки.

    Также руководитель может определить участников ОРМ, конкретизировать поставленные задачи, а также определить порядок взаимодействия и материально-техническое обеспечение всего мероприятия.

    Утвержденное решение имеет форму специального постановления, согласно которому производится контроль за исполнением ОРМ.

    Формы ОРМ, ограничивающие права граждан

    Также есть ситуации, которые могут привести в будущем к совершению особо тяжелых преступлений.

    Дополнительно к этому могут быть получены сведения, доказывающие планирование событий и действий, которые могут создать угрозу для экономической, политической или военной ситуации в стране.

    В этих случаях на законной основе можно проводить ОРМ, частично ограничивающие конституционные права граждан (для этого проводятся соответствующие мероприятия). Для лучшего понимания каждой из ситуаций, стоит уделить внимание каждому из этих мероприятий.

    Опрос как разведывательная беседа

    Главной целью опроса является сбор и проверка информации, которая может представлять оперативный интерес. Целевой аудиторией являются лица, которые располагают или могут располагать нужной информацией для решения поставленной задачи.

    Под опрос могут попадать лица даже без их согласия, при этом здесь гражданство, возраст или социальное положение не играют никакой роли.

    Местом проведения опроса может быть любое место, где можно его провести: служебные или жилые помещения, места для отдыха и т.д.

    Гласность или негласность ОРМ будет зависеть от целей и аудитории опроса. В первом случае будут представлены все субъекты ОРД, а все вопросы будут общедоступными. Негласный опрос проводится втайне от проверяемых, также может быть дополнительно проведен зашифрованный опрос.

    В таком случае вся история будет выдумкой для того, чтобы вызвать доверие касаемо его профессиональной принадлежности – все документы для прикрытия будут предоставлены. Оперативный работник может поручить проведения опроса другому уполномоченному лицу.

    Тактика проведения опроса имеет формат подобный следственной тактике, которая широко освещена в криминалистической литературе. Но все же стоит понимать, что опрос не является прямым допросом. Процессуальные предписания, которые имеют отношение к допросу, никак не влияют на тактику опроса.

    Если лицо отказывается говорить во время беседы, или же просто не появляется на ней, то никаких поводов привязываться к нему быть не может – правовые нормы по отказу и уклонению от дачи показаний здесь не были нарушены.

    Все в данном случае будет зависеть от опрашиваемого лица – оно вправе решать, давать ли ему показания против себя и своих близких, или же просто избавить себя от дачи показаний и дальнейших негативных последствий.

    Сотрудник при необходимости может применять различные приемы выведывания информации, которые будут направлены на достижение поставленной задачи. На это будет непосредственно влиять личность опрашиваемого, складывающаяся ситуация, а также уровень профессионального опыта работника.

    Однако это не значит, что он может угрожать или применять физическое воздействие по отношению к опрашиваемым. Также запрещено шантажировать, заставлять опрашиваемого страдать морально и нравственно.

    Все вышеупомянутые формы будут рассматриваться как прямое нарушение закона, а за этим последует утрата юридической силы всей полученной во время опроса информации.

    В любой момент во время опроса гражданин сможет попросить о полной конфиденциальности всех сведений, которые он предоставляет, при этом работник будет решать, может ли он это позволить. Единственным исключением в данном случае считается необходимость обязательного заявления о преступлениях – тогда эти данные не могут иметь негласный характер.

    Все результаты, полученные во время опроса, вносятся в оперативно-служебный документ – различные рапорты и справки. Гражданин все объяснения предоставляет собственноручно, либо же позволяет другим лицам вести прямую корреспонденцию с ее последующим подтверждением личной подписью.

    Закон ОРД не принуждает работника организации обьяснять допрашиваемому его права в данной ситуации, однако лучше всего будет объяснить о положении ст. 51 Конституции РФ. Гражданин не обязан предоставлять никаких сведений против своей личности, личностей своих близких родственников и членов семьи.

    Эти сведения в дальнейшем рассмотрении дела будут учтены как оценочные показания допрошенного во время уголовного дела.

    Всю эту информацию можно в будущем использовать в качестве свидетельских показаний потерпевшего – большим преимуществом в данном случае выступает письменная форма предоставленного документа.

    Во время проведения опроса разрешается применение полиграфа – специального устройства, с помощью которого можно регистрировать психофизиологические реакции опрашиваемого. Таким способом можно отслеживать его реакцию на определенные вопросы (другими словами он выступает в качестве детектора лжи).

    Благодаря многоканальности этого медико-биологического прибора фиксируется эмоциональная реакция опрашиваемого на слова-раздражители или визуальные инфо источники. Полиграфный опрос имеет свою процедуру проведения, которая регулируется нормативно-правовыми актами.

    Все полученные результаты не имеют доказательственного значения, однако они могут быть основой для других версий, которые формируются во время других ОРМ или следственных действий.

    Замечание 3

    Одним из более современных методов опроса является привлечение врачей-гипнологов. Репродуктивный гипноз, как считают специалисты, может помочь опрашиваемому лицу вспомнить необходимые факты, которые хранятся где-то в глубинах его памяти.

    Доказательственного значения такая информация также не имеет, однако она может быть принята как ориентирующая информация для выбора дальнейшего направления с целью поиска решения. В ОРД данный метод может быть довольно перспективным, несмотря на всю нетрадиционность данной формы опроса.

    Как правильно наводить справки?

    Наведение справок является следующим законным видом ОРМ, который основывается на сборе нужных сведений. Заниматься наведением справок могут как оперативные аппараты по собственному желанию, так и по указаниям органов расследования задач ОРД и уголовного судопроизводства.

    В процессе непосредственно изучаются документы, которые связаны с делом, но при этом выполняющие органы имеют право посылать запросы в организации, предприятия, учреждения любой формы собственности и другие органы государственной власти и местного самоуправления.

    Также частью этой процедуры выступают юридические и физические лица вместе с соответствующими информационными системами.

    Использовать государственные и негосударственные ресурсы во время наведения справок разрешено, но кроме тех случаев, когда информация имеет ограниченный доступ, и необходимо придерживаться определенных правил для ее получения.

    Такие сведения получают статус государственной тайны и конфиденциально регламентируются специальными федеральными законами. Законодательство о тайне основывается на Конституции РФ (ст. 29), Законе о безопасности, Законе РФ от 21.07.

    1993 № 5485-1 «О государственной тайне» и ряде других актов.

    Ссылка на основную публикацию