Статья 15. Силы гражданской обороны

Известно, что в Российской Федерации активно и успешно функционирует система гражданской обороны (ГО). Рассмотрим далее особенности деятельности данной структуры, а также перечень тех подразделений, что входят в нее.

Общее понятие

Что такое силы гражданской обороны? В официальной литературе указано, что таковыми являются все те воинские формирования, которые создаются для решения специализированных задач, возникающих в сфере охраны граждан. В ее систему могут входить как обособленные подразделения, так и целые структуры.

Подразделения, входящие в рассматриваемое государственное образование, обязаны исполнять все те функции, которые возлагаются на них нормами российского законодательства. Их привлечение к деятельности производится в строгом порядке, определенном Правительством РФ.

Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации — это понятия, тесно связанные друг с другом. Важно отметить, что действие структур, отнесенных законодательством к числу тех, на кого возлагается обеспечение ГО, во всех случаях направлено на устранение последствий ЧС, а также на их предотвращение.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Нормативное регулирование деятельности

Как уже упоминалось выше, органы, входящие в структуру гражданской обороны РФ, исполняют определенный перечень задач, возложенных на них специализированными актами нормативного характера, действующими на территории РФ. В перечень таковых входят:

  • ФЗ «Об обороне»;
  • закон РФ «О безопасности»;
  • ФЗ «О гражданской обороне»;
  • Конституция РФ.

Кроме всего перечисленного, деятельность сил гражданской обороны регулируется положениями, содержащимися в специализированных постановлениях, изданных Правительством РФ («О порядке отнесения к структурам ГО», «О порядке отнесения отдельных территорий к группам ГО», «О создании специально уполномоченных кадров с структурах ГО» и т.п.). При определении особенностей регулирования работы этих образований, нередко приходится обращаться к содержанию специализированных актов нормативного характера, действующих на международном уровне.

Что защищают?

Что является объектом гражданской обороны? Важно отметить, что к данной группе стоит отнести все то, защита при помощи чего предусматривается актами нормативного характера. На деле в ряд таковых включаются специализированные здания и сооружения, а также:

  • укрытия, способные скрыть от радиации;
  • склады, предназначенные для хранения оборудования и провизии, нужной для обеспечения нормальной работы отрядов МЧС;
  • объекты, нужные для создания надлежащего обеспечения деятельности структур МЧС;
  • станции проведения обеззараживания отдельных объектов и одежды.

Кроме перечисленных объектов к указанному перечню могут быть отнесены и другие строения, необходимые для качественного исполнения структурами возложенных на них обязанностей.

Функции органов ГО

Необходимо понимать, что перед всеми организациями, включенными в структуру сил гражданской обороны, законодатель ставит единые задачи, которые являются обязательными к реализации. В ряд таковых входят:

  • проведение неотложных работ;
  • осуществление аварийно-спасательных работ;
  • санитарная обработка населения, а также имущества, техники, зданий и целых территорий;
  • ведение разведывательных действий в очагах поражений бедствий, к ряду которых могут быть отнесены зоны заражения, затопления, пожаров и т. п.;
  • прокладывание маршрутов в опасным зонам;
  • непосредственное участие в проведении эвакуации населения определенных регионов;
  • проведение работ, связанных с восстановлением объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения (аэродромов, дорог, элементов инфраструктуры, переправ и т. п.).

Стоит отметить, что для реализации специфических задач гражданской обороны в местах концентрации спасательных пунктов могут создаваться дополнительные точки технического обеспечения.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Что используется в работе?

Стоит отметить, что для реализации поставленных задач специализированными службами в обязательном порядке должны использоваться особенные средства гражданской обороны. К числу таковых относятся все те предметы и силы, которые используются для устранения возникновения и негативных последствий чрезвычайных ситуаций.

Что относится к ряду средств ГО? Прежде всего, таковыми являются все те сооружения, а также защитное оборудование, спецтехника, материальные ресурсы и техника — все то, что требуется для реализации нормальной деятельности. Важно отметить то, что, в зависимости от целей обеспечения, выделенные средства классифицируются на медицинские, разведывательные, инженерные и те, что требуются для защиты населения.

О расположении сил го

Стоит отметить, что рассматриваемая организация включает в себя несколько видов структурных подразделений, на каждое из которых возлагается необходимость выполнения определенного круга узкопрофильных задач.

Отдельные соединения, в соответствии с требованиями, представленными законом, должны располагаться в максимальной доступности от населенных пунктов.

Кроме этого, большая часть механизированных бригад по установленным правилам должна находиться в сейсмоопасных регионах.

Что касается понтонно-переправочных бригад, то их, по большей части, располагают в районе тех мест, которые особенно подвержены наводнениям.

Организация ГО

Важно подметить, что структура гражданской обороны населения включает в себя несколько видов формирований. Нужно знать о том, что перечень сил ГО представлен в ст. 15 Федерального закона «О гражданской обороне » (ФЗ-28). В ее содержании указано, что к числу их относятся:

  • аварийно-спасательные группы и специализированные формирования;
  • нештатные аварийно-спасательные отряды;
  • Вооруженные Силы РФ, а также структурные подразделения, входящие в их состав;
  • нештатные образования, на которые возлагается задача обеспечения мероприятий по гражданской обороне.

При детализированном изучении указанных групп можно заметить то, что на деле их основу составляют войска МЧС, которые в повседневной жизни регулярно привлекаются для ликвидации не только чрезвычайных ситуаций, но и их последствий, как в военное, так и в мирное время. В структуру МЧС включены такие формирования, как:

  • Центроспас;
  • службы, ведущие спасательные и поисковые работы;
  • отряды по проведению спасательных операций особенного риска;
  • авиационные подразделения;
  • противопожарная служба.

Рассмотрим далее особенности, а также основные задачи перечисленных структур.

«Центроспас»

Это основное подразделение МЧС, на которое возлагается исполнение задач, требующих быстрого реагирования. Данное наименование имеет уникальный аэромобильный спасательный отряд, который создается и функционирует на государственном уровне.

Основное предназначение рассматриваемого подразделения состоит в исполнении не только поисковых, но и спасательных работ, в том числе и в оказании помощи пострадавшим в результате бедствий, их эвакуации с места событий. Кроме этого, в число основных задач организации входит обеспечение доставки стратегически важных грузов через места локализации чрезвычайных ситуаций, а также их сопровождение.

«Центроспас» — это структура МЧС, которая имеет высокий уровень технического и транспортного обеспечения, а также современное оборудование, нужное для исполнения особо важных задач.

Стоит отметить, что организация ведет круглосуточное дежурство независимо от каких-либо факторов. По установленным правилам, период, в течение которого «Центроспас» должен отреагировать на поданный сигнал, составляет не более 30 минут (для наиболее труднодоступных и отдаленных мест).

Статья 15. Силы гражданской обороны

Спасательно-поисковая служба

В структуру МЧС также входит отдельное формирование, основной задачей которого является поиск лиц, пострадавших во время какой-либо чрезвычайной ситуации, а также их спасение. В структуру данного ведомства входят различные отряды, общая численность которых составляет более 2 000 человек (кроме этого, в их рядах также числятся спасатели-общественники).

Важно отметить, что для высококлассной реализации поставленных задач отряды поисково-спасательных служб оснащаются современным оборудованием, а также техническими приспособлениями. В арсенале данной группы всегда имеется пневмодомкрат, гидравлический резак, а также несколько видов акустических приборов, помогающих вести эффективный поиск людей под завалами и в снежных лавинах.

После получения тревожного сигнала специалисты аварийно-спасательных формирований гражданской обороны обязаны выдвинуться к месту происшествия в течение 15-120 минут (в зависимости от дальности расположения объекта), после чего немедленно приступить к выполнению всех необходимых задач.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Центр по проведению операций особого риска

Немаловажное место в системе органов МЧС занимает специализированный центр. Он призван проводить операции, характеризующиеся повышенной степенью риска.

Важно отметить, что спасатели, входящие в такую структуру, имеют особенную физическую и профильную подготовку, что связано с необходимостью выполнения ими работ, опасных для собственной жизни. К ряду задач спасателей, входящих в структуру Центра по проведению операций, сопряженных с повышенной степенью риска, относятся:

  • обеспечение безопасности широкопрофильных работников МЧС;
  • обеспечение сохранности грузов в процессе их транспортировки;
  • проведение работ по спасению под водой (с обязательным применением легководолазного снаряжения);
  • ведение действий по защите материальных и культурных государственных ценностей, а также людей;
  • исполнение пиротехнических и подрывных работ;
  • проведение спасательных работ в особо труднодоступной местности.

Стоит отметить, что структуру рассматриваемого Центра составляют разные обособленные подразделения узкой специализации, к числу которых относятся:

  • медико-спасательные;
  • подразделения радиационной, биологической и химической разведки;
  • горноспасательные;
  • аварийно-спасательные водолазные группы;
  • структуры по эвакуации и спасению населения;
  • структуры, обеспечивающие сохранность грузов.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Воздушные силы МЧС

Важно понимать, что одним из наиболее важных видов спасательных воинских формирований является авиация. Необходимо отметить, что порой именно благодаря слаженной работе данного подразделения МЧС обеспечивается быстрый доступ к наиболее дальним и сложным местностям.

На сегодняшний день транспортная составляющая данного подразделения МЧС включает в себя самолеты Ил-76ТД и Ан-74п. Указанные средства имеют отменное техническое оснащение, позволяющее поддерживать связь, как с землей, так и по воздуху.

Что касается задач, выполняемых авиацией МЧС, то к ряду таковых относятся:

  • проведение спасательных и поисковых операций;
  • осуществление транспортировки людей и грузов по воздуху;
  • проведение специализированных авиационных работ;
  • надлежащее обеспечение связи и управления.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Ликвидация возгораний

Важно обратить внимание на то, что подразделения государственной противопожарной службы включают в себя следующие специализированные группы:

  • Подразделения, созданные с целью профилактики пожаров.
  • Органы пожарного надзора.
  • Подразделения, созданные с целью тушения пожаров.
  • Объектовые подразделения для тушения пожаров.
Читайте также:  Статья 83. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

К ряду основных задач рассматриваемых сил гражданской обороны стоит отнести не только тушение возникающих пожаров на объектах разного типа, но еще и профилактику образования возгораний.

Статья 15. Силы гражданской обороны

Защита локальных территорий

Важно отметить, что, кроме указанных выше структур, в деятельности МЧС могут принимать участие и нештатные аварийно-спасательные формирования гражданской обороны. Комплектование таких образований производится исключительно из личного состава, оснащенного техникой и специальными средствами защиты, нужными для исполнения тех или иных функций.

Важно отметить, что рассматриваемые структуры могут иметь определенную специализацию деятельности (химической разведки, бактериологического наблюдения, спасательную, аварийно-техническое, противопожарную, инженерной разведки и т. п.).

Задачи гражданской обороны для указанных нештатных формирований являются ровно такими же, как и для других структур, состоящих в системе органов МЧС.

Разница лишь в том, что они создаются на определенных территориях для реализации защиты местного населения и окружающей среды строго от тех проблем, которые для них характерны.

Подчиняются такие формирования органам самоуправления на местах, к ведению которых относится соответствующая территория.

Гражданская оборона. Основные задачи. История

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной части оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны. Общее руководство гражданской обороной осуществляет Правительство Российской Федерации.

Руководство гражданской обороной в федеральных округах исполнительной власти обеспечивают их руководители, которые по должности являются начальниками ГО. В настоящее время сформирована достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база, направленная на обеспечение безопасности человека.

Приняты Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и «О гражданской обороне». Защита населения достигается подготовкой и использованием современных сил и средств защиты, внедрением передовых технологий.

Для совершенствования радиационной и химической защиты предусматривается создание и своевременное освежение резерва средств индивидуальной защиты, медицинских средств защиты, лекарственных препаратов и медицинской техники. Кроме того, важнейшей задачей ГО является повышение устойчивости функционирования важных объектов экономики.

Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике.

В связи с возросшей угрозой применения химического, биологического и других видов оружия руководством гражданской обороны уделяется серьёзное внимание использованию ресурсов ГО для противодействия терроризму, развитию сети наблюдения и лабораторного контроля.

Основные задачи, решаемые гражданской обороной:

— защита населения от последствий аварий, стихийных бедствий и современных средств поражения (пожаров, взрывов, выбросов сильнодействующих ядовитых веществ, эпидемий и т. д.);

  • — координация деятельности органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф;
  • — создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической и биологической обстановкой;
  • — повышение устойчивости объектов экономики и отраслей, и их функционирования в чрезвычайных условиях;
  • — проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • — поиск потерпевших аварию космических кораблей, самолётов, вертолётов и других летательных аппаратов;
  • — специальная подготовка руководящих кадров и сил, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
  • — накопление фонда защитных сооружений для укрытия населения;
  • — обеспечение населения средствами индивидуальной защиты и организация изготовления простейших средств защиты самим населением;
  • — эвакуация населения из крупных городов и прилегающих к ним населённых пунктов, которые могут попасть в зону возможных сильных разрушений или катастрофического затопления;
  • — организация оповещения населения об угрозе нападения противника с воздуха, о радиоактивном, химическом и бактериологическом заражении, стихийных бедствиях;
  • — обучение населения защите от оружия массового поражения, а также ведению спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.
  • История в СССР и РФ

— Система гражданской обороны в СССР ведёт отсчёт от 4 октября 1932 года, когда была образована местная противовоздушная оборона (МПВО) как составная часть системы ПВО страны.

МПВО представляла собой систему мероприятий, проводимых с местными органами власти в целях защиты населения и объектов экономики от нападения противника с воздуха, ликвидации последствий его ударов, создания нормальных условий для работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и др.

— В 1940 году в качестве Главного управления МПВО была включена в систему НКВД-МВД СССР.

— В 1961 МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону (ГО) СССР, была введена должность начальника ГО. В 1971 году руководство ГО было возложено на Министерство обороны СССР, повседневное руководство — на начальника ГО — заместителя министра обороны СССР (Начальник войск ГО).

— Ответственность за ГО на местах возлагалась на Советы Министров республик, исполкомы Советов народных депутатов, министерства, ведомства, организации и предприятия, руководители которых являлись начальниками гражданской обороны. При них были созданы штабы ГО и различные службы.

— В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (с 1994 — МЧС)

Глава V. Силы гражданской обороны

Статья
15. Силы гражданской обороны

1.Силы
гражданской обороны — воинские
формирования, специально предназначенные
для решения задач в области гражданской
обороны, организационно объединенные
в войска гражданской обороны, а также
аварийно-спасательные формирования и
спасательные службы.

2.Вооруженные
Силы Российской Федерации, другие войска
и воинские формирования выполняют
задачи в области гражданской обороны
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Для
решения задач в области гражданской
обороны воинские части и подразделения
Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск и воинских формирований
привлекаются в порядке, определенном
Президентом Российской Федерации.

3.Аварийно
— спасательные службы и аварийно —
спасательные формирования привлекаются
для решения задач в области гражданской
обороны в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

Статья
16. Основы деятельности войск гражданской
обороны

1.На
вооружении войск гражданской обороны
находятся специальная техника, а также
боевое ручное стрелковое и холодное
оружие.

2.Военнослужащим
войск гражданской обороны выдаются
удостоверения личности установленного
образца, подтверждающие их статус, и
международные отличительные знаки
гражданской обороны.

3.Военнослужащие
войск гражданской обороны могут проходить
службу в федеральном органе исполнительной
власти, уполномоченном на решение задач
в области гражданской обороны и его
территориальных органах.

4.Деятельность
войск гражданской обороны, комплектование
их военнослужащими войск гражданской
обороны и гражданским персоналом,
социальная защита военнослужащих войск
гражданской обороны и членов их семей,
а также финансирование деятельности
войск гражданской обороны осуществляются
в соответствии с законодательством
Российской Федерации.

5.

Деятельность
войск гражданской обороны осуществляется
с момента объявления состояния войны,
фактического начала военных действий
или введения Президентом Российской
Федерации военного положения на
территории Российской Федерации или в
отдельных ее местностях, а также в мирное
время при стихийных бедствиях, эпидемиях,
эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах,
ставящих под угрозу здоровье населения
и требующих проведения аварийно —
спасательных и других неотложных работ.

Статья
17.
 Утратила
силу по ФЗ от 22.08.2004г. №122-ФЗ.

Глава VI. Заключительные положения

Статья
18. Финансирование мероприятий по
гражданской обороне и защите населения

1.Обеспечение
мероприятий по гражданской обороне и
защите населения, осуществляемых
федеральными органами исполнительной
власти, в том числе содержание войск
гражданской обороны, является расходным
обязательством Российской Федерации.

2.Обеспечение
мероприятий регионального уровня по
гражданской обороне, защите населения
и территорий субъектов Российской
Федерации является расходным обязательством
субъекта Российской Федерации.

3.Обеспечение
мероприятий местного уровня по гражданской
обороне, защите населения и территорий
муниципального округа является расходным
обязательством муниципального
образования.

4.Обеспечение
мероприятий по гражданской обороне,
проводимых организациями, осуществляется
за счет средств организаций.

  • Статья
    19. Ответственность за нарушение
    законодательства Российской Федерации
    в области гражданской обороны
  • Неисполнение
    должностными лицами и гражданами
    Российской Федерации обязанностей в
    области гражданской обороны влечет
    ответственность в соответствии с
    законодательством Российской Федерации.
  • Статья
    20. Вступление в силу настоящего
    Федерального закона

1.Настоящий
Федеральный закон вступает в силу со
дня его официального опубликования.

2.Иные
нормативные правовые акты Российской
Федерации подлежат приведению в
соответствие с настоящим Федеральным
законом.

Силы гражданской обороны

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. №183-З «О гражданской обороне»:

                         
      Статья 15. Силы гражданской обороны
             
     Силы гражданской обороны состоят из:

Читайте также:  Глава II. Права граждан в области занятости

     служб гражданской обороны;

     гражданских формирований гражданской обороны;
     сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
  Персоналу   сил   гражданской  обороны  выдаются  международный отличительный  знак  гражданской обороны и  удостоверение  личности, подтверждающее его статус.
   

  •    Статья 16. Службы гражданской обороны
  •    Статья 17. Гражданские формирования гражданской обороны
  •    Статья 18. Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны
  •      Порядок    создания   и   деятельности   сети   наблюдения    и лабораторного  контроля  гражданской  обороны  определяется  Советом Министров Республики Беларусь.

             
     Для обеспечения и выполнения гидрометеорологических, инженерно-технических,  медицинских и других мероприятий  гражданской  обороны создаются службы гражданской обороны.
    Службы  гражданской обороны создаются решением Совета Министров Республики   Беларусь,  местных  исполнительных  и  распорядительных органов,  руководителей других организаций, подлежащих  переводу  на
работу   в   условиях   военного  времени,   и   подразделяются   на республиканские,   областные,   районные,   городские    и    службы организаций.
     Непосредственное   руководство  службами  гражданской   обороны осуществляют  начальники  этих  служб, назначаемые  соответствующими начальниками гражданской обороны.
     Перечень  служб гражданской обороны определяется соответственно Советом  Министров  Республики Беларусь, местными исполнительными  и распорядительными   органами,  руководителями  других   организаций, подлежащих переводу на работу в условиях военного времени. 
  Положения    о   службах   гражданской   обороны   утверждаются соответствующими начальниками гражданской обороны.
   
             
     Организации,   имеющие   потенциально   опасные    объекты    и эксплуатирующие   их   или   имеющие  важное   оборонное   и   (или) экономическое  значение, а также по решению начальников  гражданской обороны  административно-территориальных единиц другие  организации, подлежащие  переводу на работу в условиях военного времени,  создают гражданские формирования гражданской обороны, оснащенные  средствами гражданской  обороны  и  подготовленные  для  проведения   аварийно-спасательных и других неотложных работ.
     Порядок   создания  и  деятельности  гражданских   формирований гражданской   обороны  определяется  Советом  Министров   Республики Беларусь.
     Гражданские  формирования гражданской обороны  не  создаются  в организациях, входящих в состав Вооруженных Сил Республики Беларусь, других  войск и воинских формирований, создаваемых в соответствии  с законодательством Республики Беларусь, военизированных  организациях Республики Беларусь.
   
             
     Для   наблюдения  и  лабораторного  контроля  за   загрязнением (заражением) окружающей среды (открытых водоемов, воздуха,  почвы  и растительности), продуктов питания, пищевого сырья,  фуража  и  воды радиоактивными,   отравляющими   и   сильнодействующими    ядовитыми веществами,   биологическими   (бактериологическими)    и    другими средствами,  а  также  для  контроля  за  возникновением   эпидемий, эпизоотий,  эпифитотий  и других инфекционных заболеваний  создается сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
     В  состав  сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны   входят   центры  гигиены  и  эпидемиологии,   ветеринарные лаборатории  и  станции, агрохимические лаборатории, лаборатории  по аналитическому  контролю  окружающей среды,  посты  радиационного  и химического  наблюдения,  а также объектовые  лаборатории  и  другие организации. Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (АС и ДНР) является одной из основных задач гражданской обороны.
Для проведения АС и ДНР в планах ГО предусматривается создание сил и средств ГО. Состав и построение сил ГО уточняется при угрозе нападения противника или после нападения с учетом сложившейся обстановки, реального наличия и состояния сил и средств и объема работ в очагах поражения.
Основу сил ГО для проведения АС и ДНР составляют гражданские формирования и службы ГО. Кроме них в состав сил ГО могут привлекаться (согласно планам взаимодействия) силы и средства территориальной обороны и воинские части Вооруженных Сил: инженерные части и части войск радиационной, химической и биологической защиты.
Состав сил ГО должен обеспечивать возможность быстрого приведения сил в полную готовность к выполнению задач в самых сложных условиях обстановки; своевременное выдвижение сил к месту проведения спасательных работ, быстрое развертывание спасательных работ, непрерывное их ведение, сосредоточение основных усилий в интересах решения главных задач; возможность одновременного выполнения работ с максимальным использованием всех сил и средств в очагах поражения для спасения пораженных в кратчайшие сроки; наращивание усилий за счет последующих смен, очередей и резервов, возможность осуществления маневра силами и средствами в ходе работ; защиту личного состава сил; устойчивое управление силами и поддержание взаимодействия между ними, а также всестороннее обеспечение действий сил в ходе проведения АС и ДНР. 
Для создания сил ГО используются:
в организации – формирования организации, а также территориальные формирования города (района), формирования сельского района (некатегорированного города) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника для выполнения задач ГО;
в районе – состав сил организаций, территориальные формирования района, ведомственные специальные формирования и подразделения, формирования близлежащих районов (сельских) и другие силы, выделенные по решению старшего начальника для выполнения задач ГО на территории района;
в городе без районного деления – состав сил организаций, территориальные формирования города, территориальные формирования области, а также другие силы;
в городе с районным делением – состав сил городских районов и резервы города;
в области – состав сил ГО категорированных городов, населенных пунктов с категорированными организациями, состав сил районов и резервы.
При предварительном определении состава сил и средств ГО для проведения АС и ДНР целесообразно иметь:
65-70% — формирований общего назначения;
30-35% — специальных формирований.
Специальные формирования включают в себя:
50% — медицинских формирований;
25% — противопожарных формирований;
10% — формирований радиационной и химической зашиты;
10% — формирований службы охраны общественного порядка;
5% прочих аварийно-спасательных формирований.
Однако силы ГО по своему составу должны максимально соответствовать характеру предстоящих АС и ДНР и обеспечивать выполнение полного их объема в заданном районе (на участке, объекте ведения работ).
Для обеспечения непрерывного проведения АС и ДНР до полного их завершения, наращивания усилий, расширения фронта спасательных работ, а также для замены сил и средств ГО могут состоять из сил первой очереди, второй очереди и резерва. Количество составляющих в составе сил ГО определяется объемом и условиями выполнения спасательных работ, наличием сил, а также особенностями их размещения в исходных районах и возможной готовностью по времени к выполнению задач в очагах поражения с учетом возможности нанесения противником повторных ударов.
Каждая очередь сил может состоять из нескольких смен.
При этом силы первой очереди предназначаются для немедленного развертывания аварийно-спасательных работ и ведения их в высоком темпе. С этой целью в состав сил первой очереди включаются наиболее мобильные, хорошо подготовленные и оснащенные техникой силы, способные в короткие сроки прибыть к очагу поражения и приступить к работам. Силы второй очереди предназначаются для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ, а также для замены подразделений и формирований первой очереди.
В состав сил второй очереди включаются силы ГО городов и сельских районов, не вошедшие в состав первой очереди, воинские части и подразделения, формирования организаций с более поздними сроками развертывания.
Все составные части сил ГО распределяются по сменам с соблюдением целостности их организационной структуры и производственного принципа. Количество смен в их составе определяется в зависимости от наличия сил и средств и их возможностей, радиационной обстановки на объектах работ, предстоящего объема работ, транспортных возможностей, наличия коммуникаций и времени прибытия в очаги поражения.
 
Особенно тщательно определяется состав первой смены. При ее создании учитывается, что техника (бульдозеры, экскаваторы, краны, компрессорные станции и др.), входящая в эту смену, при необходимости оставляется на местах работ и передается расчетам очередной смены.
Опыт проведенных учений ГО показал, что в состав сил первой очереди может включаться примерно 50 % персонала от общей численности группировки, а в силы второй очереди — 30 %.
Для разведки и обеспечения выдвижения и ввода сил в очаги поражения в состав сил ГО включаются разведывательные подразделения и формирования и отряды обеспечения движения.
Резервы предназначаются для решения внезапно возникающих задач в ходе проведения АС и ДНР и наращивания усилий на важнейших участках и объектах в целях сокращения сроков завершения работ, замены сил, а также переноса усилий сил и средств на новые участки (объекты) работ.
В состав резервов включаются формирования некатегорированных городов и отдаленных сельских районов, силы ГО, выделяемые соседями по планам взаимодействия.
С началом проведения АС и ДНР силы резерва выводятся в установленные исходные районы сбора с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить быстрый маневр ими на различные направления. По мере использования резервы восстанавливаются, в том числе за счет сил, выведенных из очагов поражения после выполнения поставленных задач.
Резервы сил ГО целесообразно иметь достаточно мощными. Как показал опыт учений, резерв области может составлять до 20 % общей численности сил ГО области, а резервы города (района) – до 15 – 20 % общей численности сил ГО.
Важное значение имеет подготовка отрядов обеспечения движения. Они создаются из расчета по одному на каждый маршрут ввода сил в очаги поражения и, кроме того, по одному-два резервных в зависимости от количества маршрутов и их сложности.
При нанесении противником массированного ракетно-авиационного удара вполне вероятны потери сил и средств ГО. Гражданские формирования гражданской обороны сохраняют свою дееспособность, если потери персонала не превышают 20 – 30 %, техники – 15 – 20 %, в них поддерживается твердое управление, персонал сохраняет высокий моральный дух. Частично утратившими дееспособность считаются силы ГО, где потери персонала составляют до 50 %, техники – 25 – 50 %, но сохранено управление. Формирования, у которых выведено из строя более 50 % персонала и техники, ослаблено или нарушено управление, относят к потерявшим свою боеспособность. Они подлежат переформированию путем объединения нескольких формирований в одно и пополнения за счет резервов из числа трудоспособного населения.
В связи с этим, при организации АС и ДНР предусматриваются мероприятия по приведению сил ГО в готовность к выполнению возлагаемых на них задач: доукомплектование личным составом гражданских формирований ГО, дооснащение их техникой и имуществом; назначение формированиям районов расположения (исходных районов).

Читайте также:  Статья 14. право участника накопительно-ипотечной системы на получение целевого жилищного займа

В условиях больших потерь сил ГО решением соответствующих органов власти из трудоспособного населения могут создаваться новые гражданские формирования ГО.

Источник: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/zakon/zakb0094.htm

Что такое гражданская оборона — ее назначение, цели и меры

Обновлено 15 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Некоторые из вас еще помнят «железный занавес» – время холодной войны, которая разделяла мир на два противоборствующих лагеря: социалистический и капиталистический.

Именно в тот период все граждане СССР были готовы к «проискам империализма», даже, в том числе, к ядерной войне.

Создавались бомбоубежища, проводились учения, в которых участвовали не только взрослые граждане нашей страны, но и младшие школьники. Все мероприятия выполнялись в рамках ГО – гражданской обороны.

По окончании холодной войны страсти поутихли, международная напряженность спала, и меры ГО стали проводиться больше «для галочки».

В последние десятилетия волны экономического кризиса, которые время от времени сотрясают все без исключения страны, дестабилизируют и политические отношения между государствами. У нас опять появился потенциальный внешний враг.

Кроме того, природные катаклизмы (наводнения, пожары, засухи и т.д.) и техногенные катастрофы в нашей стране также происходят с завидной регулярностью.

Все это стало причинами того, что гражданская оборона вновь стала актуальной, а меры, предпринимаемые в рамках ГО – чрезвычайно важными. Сегодня поговорим о том, что такое гражданская оборона в наши дни, каковы ее цели и какие меры принимаются для ее укрепления.

Гражданская оборона — это ..

  • Гражданская оборона – это комплекс мероприятий, направленных на защиту населения, культурных и материальных ценностей от внешней военной угрозы, от природных и техногенных катастроф.
  • В РФ принципы и меры гражданской обороны определяются на государственном уровне Федеральным Законом (ФЗ) № 28 «О гражданской обороне».
  • Данный законодательный акт прописывает:
  1. задачи ГО;
  2. принципы организации мероприятий ГО;
  3. полномочия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления (это что?), граждан страны;
  4. осуществление управления ГО;
  5. силы ГО;
  6. ответственность за неисполнение законодательных актов в области ГО.

Далее рассмотрим аспекты гражданской обороны немного детальней.

Задачи ГО

Перед гражданской обороной ставится множество задач и целей, выполнение которых должно осуществляться при военном конфликте, природных или техногенных катастрофах, т.е. при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС):

  1. подготовка населения страны к ГО (разъяснение, учения и др.методы);
  2. оповещение граждан о возможном или наступившем военном конфликте, о природной или техногенной катастрофе;
  3. обнаружение зоны бедствия, возникшей в результате ЧС;
  4. эвакуация населения, мат.ценностей, культурного достояния, документов в безопасные районы;
  5. обеспечение всего населения средствами защиты;
  6. проведение маскировки (световой и иной) жилых и производственных объектов в случае военных действий;
  7. выполнение аварийно-спасательных мероприятий;
  8. жизнеобеспечение населения в случае ЧС;
  9. тушение пожаров;
  10. санитарная обработка населения и обеззараживание материальных объектов;
  11. поддерживание правопорядка при ЧС;
  12. восстановление первоочередных систем жизнеобеспечения;
  13. захоронение трупов при ЧС;
  14. обеспечение готовности сил и средств ГО.

Как организуется гражданская оборона до наступления ЧС

Очевидно, что эффективная защита населения страны при любой чрезвычайной ситуации возможна только в случае заблаговременной подготовки сил и средств. Поэтому все мероприятия, необходимые к проведению при ЧС, должны быть спланированы и организованы заранее.

Гражданская оборона (т.е. оборона (защита) граждан) – это одна из главных функций государства.

Управление ГО осуществляется на нескольких уровнях:

  1. на федеральном уровне – Национальным центром управления в кризисных ситуациях;
  2. на региональном уровне – территориальными центрами управления в кризисных ситуациях, подконтрольные Национальному центру.

При этом государственная и исполнительная власть, а также организации и граждане имеют определенные обязанности в рамках ГО:

  1. Президент РФ:
    1. определяет направления гос.политики в рамках ГО,
    2. утверждает план ГО,
    3. вводит в действие план ГО при наступлении ЧС в стране или ее отдельных регионах,
    4. утверждает состав, структуру (это что такое?) и штат спасательных воинских и гражданских формирований;
  2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти:
    1. руководят ведением ГО,
    2. формируют законодательную базу ГО,
    3. дифференцируют регионы (это как?) страны по группам ГО в зависимости от численности населения и наличия там предприятий, важных для экономики и обороноспособности государства,
    4. определяют порядок эвакуации населения и мат.ценностей,
    5. определяют порядок формирования материально-технической базы для выполнения мероприятий в рамках ГО (строительство защитных сооружений, убежищ, накопление и хранение средств индивидуальной защиты, мед.оборудования, лекарств, продовольствия),
    6. устанавливают приведение сил ГО в готовность и в повышенную готовность;
  3. власти субъектов РФ:
    1. организуют и выполняют мероприятия по ГО, в том числе – осуществляют подготовку населения своего субъекта,
    2. поддерживают в постоянной готовности систему оповещения и материально-техническую базу ГО, дислоцированную на территории своего субъекта РФ,
    3. планируют мероприятия по эвакуации населения и мат.ценностей,
    4. формируют планы по поддержанию функционирования значимых организаций и предприятий при возникновении ЧС,
    5. создают и осуществляют хранение материальных средств и продовольствия на случай ЧС,
    6. обеспечивают оповещение населения о потенциальной и наступившей ЧС;
  4. органы местного самоуправления:
    1. проводят мероприятия по ГО, в том числе – подготовку населения, в рамках своего муниципального образования (это что?),
    2. поддерживают в работоспособном состоянии системы оповещения населения и проводят оповещение в случае необходимости,
    3. выполняют мероприятия по подготовке населения и мат. ценностей к эвакуации при возникновении ЧС,
    4. подготавливают предприятия к работе в условиях ЧС,
    5. создают и обеспечивают хранение запасов продуктов, средств индивидуальной защиты, мед.принадлежностей и медикаментов;
  5. организации:
    1. проводят внутренние мероприятия по ГО, в том числе – по подготовке своих сотрудников,
    2. подготавливают свое предприятие к функционированию в условиях ЧС,
    3. создают и содержат материальные и продуктовые запасы на случай ЧС,
    4. организации, отнесенные к опасным производствам, создают свои нештатные аварийно-спасательные формирования, а также поддерживают в готовности средства локального оповещения о ЧС;
  6. граждане:
    1. проходят подготовку по ГО,
    2. участвуют в мероприятиях по ГО.

Неисполнение обязанностей по осуществлению мероприятий гражданской обороны карается в соответствии с российским законодательством.

Силы гражданской обороны

Силами ГО являются:

  1. специальные воинские формирования;
  2. подразделения пожарной службы;
  3. аварийно-спасательные службы;
  4. нештатные формирования ГО.

При наступлении чрезвычайной ситуации на подмогу к силам ГО по решению Президента РФ направляются штатные воинские формирования.

Финансирование ГО

Мероприятия по гражданской обороне финансируются из бюджета (это что такое?) того уровня, на котором они проводятся. Это значит, что мероприятия, осуществляемые федеральными властями, обеспечиваются из федеральной казны.

Мероприятия на уровне субъектов РФ – из бюджета этого субъекта, на уровне муниципалитетов – из муниципального, на уровне организаций – за счет самих организаций.

Вместо резюме

Что же требуется от нас, простых граждан, для обеспечения эффективной гражданской обороны?

В первую очередь – выполнять все требования государственной и исполнительной власти при наступлении чрезвычайной ситуации. Это позволит не поддаться панике при наступлении ЧС и, следовательно – минимизировать возможные людские и материальные потери.

Как говорится: «Все уже придумано до нас», созданы специальные инструкции по эвакуации, выживанию в экстремальных условиях и т.д. Требуется лишь тщательно выполнять предписания. Не нужно «бежать впереди паровоза», это может спровоцировать хаос и анархию.

И еще: читайте хоть иногда инструкции действий в различных чрезвычайных ситуациях. Они, как правило, размещены в визуальной доступности в общественных местах, в организациях и т.д.

Имея хотя бы минимальные знания, можно спасти себя, своих близких и просто незнакомых людей. Взаимная помощь в трудной ситуации – это то, что спасет человечество от вымирания.

Автор статьи: Елена Копейкина

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ruГлавная / ЧАстые ВОпросы

Ссылка на основную публикацию