Статья 5. профилактика экстремистской деятельности

Органы государственной власти и местного самоуправления, противодействующие экстремистской деятельности, выступают в роли контрсубъекта, реагирующего на экстремистские действия.

Объективная логика становления контрсубъекта такова, что в первичной своей форме в силу неспециализированности он по уровню развития отстает от ведущего субъекта (в данном случае — субъекта экстремизма).

Принятый федеральный закон, как фактом своего принятия, так и содержанием неявно констатировал опасность экстремизма и сориентировал государство и общество на борьбу с ним. Но задача организации всех сил общества и государства для противодействия экстремистской деятельности как раз требует образования субъекта, специализирующегося на данном противодействии.

Эффективное противодействие экстремизму должно опираться на познание закономерностей становления и развития субъекта экстремистской деятельности, прогнозирование интенсивности и перспектив экстремистских действий.

В федеральном законе представлен образ субъекта экстремистской деятельности. В ст. 1 говорится об общественных и религиозных объединениях, либо иных организациях, либо средствах массовой информации, либо физических лицах, осуществляющих экстремистскую деятельность.

Закон в статьях 14 и 15 предусматривает ответственность должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в целом граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за осуществление экстремистской деятельности.

Профилактика экстремистской деятельности в молодежной среде — это область науки и практики социальной работы, которая интенсивно связана с профилактикой психического здоровья, с вопросами эффективной адаптации к жизни и окружающей среде, с проблемами педагогики, воспитания, общения и в целом понимания людьми друг друга и самих себя.

В последние годы в странах Западной Европы, США и СНГ развиваются и апробируются различные направления профилактики экстремизма. Однако работа по многим профилактическим программам не дает положительных результатов.

Это связано с несколькими причинами: недостатком теоретически обоснованных моделей, отсутствием достаточного числа апробированных технологий, точного определения предмета воздействия.

Во многих странах, в том числе и в России, профилактика экстремистской деятельности осуществляется в основном юридическими и силовыми методами, необходимость которых очевидна, однако они не могут заменить психопрофилактические.

В России так же слабо развита сама социальная работа, которая именно в этой стране крайне необходима, не говорю уж и о таком направлении как профилактика экстремизма.

В настоящее время существует пять основных психопрофилактических подходов к предупреждению проявлений экстремизма:

1.Подход, основанный на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом превентивных стратегий.

Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, приведении фактов о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций. Социальные работники устраивают акции и создают проекты для информирования молодежи об экстремизме.

В настоящее время этот метод частично комбинируется с другими типами интервенций, так как сам по себе он не является эффективным.

Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению всякого рода нетерпимости.

Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время.

Чаще всего эти программы недостаточно интенсивны и непродолжительны. Тем не менее, совсем отказываться от них преждевременно. Информация об опасности экстремистских организаций должна даваться как можно более подробно и вплетаться в структуру других программ, имеющих более широкие цели.

2.Подход, основанный на аффективном обучении.

  • В основе этого подхода лежит теоретическое положение о том, что проявлять нетерпимость к «другим» начинают, прежде всего, люди с недостаточно развитой эмоциональной сферой, воспитанные в семьях, где существовал запрет на выражение эмоций.
  • Аффективное (интенсивное эмоциональное) обучение базируется на понимании того, что нетерпимость чаще развивается у личностей с трудностями в определении и выражении эмоций, имеющих так называемые интерперсональные факторы риска — низкую самооценку, неразвитую способность к сопереживанию (эмпатию).
  • В связи с этим у них не формируется умение накапливать собственный и чужой опыт переживаний, не развиваются навыки принятия решений в сложных стрессовых ситуациях.
  • Кроме того, люди с неразвитой способностью открыто проявлять свои эмоции, обычно недостаточно общительны, скованы в проявлении чувств, низко оцениваются сверстниками и поэтому готовы любой ценой, даже посредством преступлений, включиться в группу сверстников и быть там принятыми. Социальные работники при этом подходе должны учить клиентов управлять рационально своими эмоциями

Хотя данная модель и является эффективной, в современных условиях она не может использоваться изолированно от других, так как идеи экстремизма в настоящее время распространились не только на подростков с проблемной эмоциональной сферой, но и на многие другие слои этой возрастной группы.

Кроме того, отечественная культура воспитания ребенка предполагает определенные эмоциональные запреты на чрезмерное эмпатическое сопереживание, что, несомненно, пагубно влияет на формирование личности в целом. Иными словами, родительские «не плачь, не кричи, успокойся, будь мужчиной» и т. д.

, кроме известной пользы, приносят еще и определенный вред.

3.Подход, основанный на влиянии социальных факторов.

Данный подход базируется на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль, способствуя или препятствуя зарождению экстремистских идей.

С точки зрения данного подхода важнейшим фактором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний.

В связи с этим подчеркивается важность социально ориентированной интервенции, представляющей собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Наиболее популярными среди таких программ являются тренинги устойчивости к социальному давлению. Одним из важных подходов в такого рода программах является работа с молодежными лидерами — подростками, желающими пройти определенное обучение, для того, чтобы в дальнейшем осуществлять профилактическую антиэкстремистскую деятельность в своей школе, в своем районе.

Читайте также:  Статья 12. Утратила силу с 1 марта 2015 года. - Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

4.Подход, основанный на формировании жизненных навыков.

В данном подходе центральным является понятие об изменении поведения, поэтому в нем используются преимущественно методы поведенческой модификации. Основу этого направления составляет теория социального научения Бандуры (Bandura A., 1969).

В данном контексте проблемное поведение подростка рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь в достижении возрастных и личных целей. С этой точки зрения начальная фаза экстремистской деятельности может быть попыткой демонстрации взрослого поведения, т.е.

формой отчуждения от родительской дисциплины, выражением социального протеста и вызовом по отношению к ценностям среды, она дает возможность стать участником субкультурального жизненного стиля.

Исследователи этого вопроса описывают множество таких субъективных мотивов и четко устанавливают один факт: агрессия становится основным фактором в поведении молодых людей.

На основе данной позиции разрабатываются программы жизненных навыков, которые заключаются в повышении у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям.

Стремление юных соотечественников перенимать западный поведенческий имидж — вещь неизбежная, однако непременной составляющей этого процесса должно быть когнитивное развитие — основа осмысленного формирования собственного поведенческого стиля.

5.Подход, основанный на развитии деятельности, альтернативной экстремистской.

Этот подход предполагает необходимость развития альтернативных социальных программ для молодежи, в которых могли бы быть в социально нормативных рамках реализованы стремление к риску, поиск острых ощущений, повышенная поведенческая активность, столь свойственные молодым. Данное направление является попыткой развития специфической активности с целью уменьшить риск проявления экстремистской агрессии.

Например, в настоящее время все больше футбольных фанатов становятся экстремистами. Однако, любовь к своей команде не причина ненависти к другим. Некоторые социальные работники предлагали создавать все больше открытых площадок для игр в футбол, чтобы болельщики не выходили на бои с противниками, а играли в футбол между собой или с болельщиками других футбольных команд

А. Кромин выделяет четыре варианта программ, основанных на деятельности, альтернативной экстремистской:

1.                      Предложение специфической активности (например, путешествия с приключениями), которое вызывает волнение и предполагает преодоление различных препятствий.

2.                     Комбинация возможности удовлетворения специфических для подростков потребностей (например, потребности в самореализации) со специфической активностью (например, занятия творчеством или спортом).

3.                     Поощрение участия подростков во всех видах специфической активности (разнообразные хобби, клубы и т. д.).

4.                     Создание групп молодых людей, заботящихся об активном выборе своей жизненной позиции. Результаты этих программ не свидетельствуют о явных успехах или неудачах, однако они особенно эффективны в группах высокого риска отклоняющегося поведения.

Памятка по профилактике экстремизма Экстремизм – угроза обществу!

  • Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления.
  • С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:
  • 1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением, с которым относитесь к собственной;
  • 2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур, отталкиваясь от собственных ценностей, каждая культура имеет собственную систему ценностей;
  • 3)никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией;
  • 4)общаясь с представителями других верований, старайтесь понимать и уважать их точку зрения;
  • 5)помните, что каждая культура, какой бы малой она ни была, имеет то, что можно предложить миру, но нет такой культуры, которая бы имела монополию на все аспекты.
  • ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • 1. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций
  • 2. Законность
  • 3. Гласность
  • 4. Приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации
  • 5. Приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности
  • 6. Сотрудничество с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности
  • 7. Неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности
  • Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого общественного явления.
  • Экстремистская деятельность осуществляется в формах:
  • • пропаганды и в публичном демонстрировании нацистской атрибутики или символики;
  • • в публичных призывах к осуществлению указанной деятельности;
  • • в финансировании указанной деятельности либо ином содействии в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (в том числе, путём предоставления финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной связи, информационных услуг, иных материально-технических средств).
  • Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение правонарушений экстремистской направленности:

Статья 20.29. Производство и распространение экстремистских материалов

Статья 20.3. Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами

Статья 5.62. Дискриминация

Кроме этого, под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном Кодексе РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды. Либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части Уголовного Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 УК РФ.

Статья 280. Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации.

Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства.

Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества

Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации.

ЗАДУМАЙСЯ!

Нужнолитебеучаствоватьвдеятельностинеформальныхобъединений экстремистскойнаправленности?

Выявление, предупреждение и пресечение молодежной экстремистской деятельности



В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года к основным источникам угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности относится экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленной на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране (п. 37).

Читайте также:  Статья 33. Исправление и толкование решения. Дополнительное решение

Состояние законности и правопорядка в сфере противодействия экстремистской деятельности определяется совокупностью различных факторов, среди которых особое место занимают активизация деструктивной деятельности радикальных общественных объединений, некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, неформальных групп и отдельных лиц, а также проповедуемая ими экстремистская идеология, угрожающая национальной безопасности, межнациональному и межконфессиональному согласию, государственному строю, спокойствию и безопасности граждан [1].

По мнению руководства Российской Федерации, борьбу с экстремизмом, ставшего инструментом геополитики, необходимо вести комплексно, в строгом соответствии с законом и без перекосов в сторону «борьбы с инакомыслием».

Россия должна учесть уроки других стран и не допускать «цветных революций». Об этом заявил Президент России на заседании Совбеза России, в ходе которого был одобрен проект стратегии по противодействию экстремизму.

  • Следует отметить, что на органы прокуратуры возложены особые полномочия в борьбе с экстремизмом и осуществлением координации в рассматриваемом направлении, при этом с исключением фактов нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина.
  • Между тем, в предмет надзора в сфере противодействия экстремизму включаются вопросы:
  • – исполнения законов, обеспечивающих государственные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • – исполнение миграционного законодательства, нарушения которого занимают ведущее место в формировании причинного комплекса межнациональных конфликтов, экстремизма.
  • Указанному способствует интеграция мигрантов в криминальный рынок занятости, а также создание угроз нарушению преимущественных прав на трудоустройство российских граждан и проникновение лиц с чуждой коренному населению системой взглядов, культурой в том числе представители международных террористических организаций, посредством миграционных потоков.
  • С учетом изложенного эффективная работа по предупреждению межнациональных конфликтов должна быть неразрывно связана с контролем за миграционными процессами, обеспечением прав как коренного населения, так и мигрантов [2].
  • – исполнение законов общественными объединениями, сформированными по национальному признаку, а также всеми религиозными объединениями, в том числе вопросы профессионального религиозного образования, а также обеспечение государственных гарантий культурной и языковой самобытности национальных меньшинств;
  • – исполнение законов, регламентирующих порядок проведения публичных мероприятий, проводимых с выдвижением лозунгов социального характера, под большей из которых скрывается участие представителей экстремистский настроенных сообществ, что обуславливает необходимость реализации полномочий при проведении таких мероприятий подразделениями органов прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.
  • Активизированная работа органов прокуратуры России по понуждению органов местного самоуправления в принятии комплексных муниципальных программ по профилактике экстремизма, приводит к «спуску» органами местного самоуправления подобной разнарядки на уровень муниципалитетов, где к созданию подобных документов подходят не формально, они способны стать основой продуктивной и содержательной работы с молодежью, общественными организациями и национальными объединениями.

В настоящее время среди актов прокурорского реагирования в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства о противодействии экстремизму значительный объем занимают представления и протесты по нарушениям, допущенным в уставах и соответствующих программах муниципальных образований и т. д.

Необходимо отметить, что в ведении муниципалитетов находятся вопросы, решение которых может непосредственно влиять на состояние межнациональных отношений в конкретном городском, сельском поселении, муниципальном районе, городском округе [3].

Особую обеспокоенность вызывает проникновение экстремистской идеологии в молодежную среду, что требует от заинтересованных структур адекватных действий по выявлению, предупреждению и пресечению фактов экстремизма.

Распространение экстремизма в молодежной среде обусловлено рядом факторов, в частности социальных, экономических, политических и др. Предупредительная работа в отношении названной категории лиц должна строиться с учетом того обстоятельства, что молодые люди наиболее подвержены негативному влиянию и крайне остро воспринимают недостатки социальной организации общества [4].

В молодежной среде, характерным является стремление объединяться в группы по интересам (фанаты, иные неформальные молодежные группы), мотивами таких объединений нередко выступают радикальные взгляды и убеждения молодых людей, а именно деструктивный протестный потенциал.

Молодежная среда в силу своих социальных характеристик и остроты восприятия окружающей действительности — та ячейка общества, в которой наиболее быстро происходит процесс накопления и реализации отрицательного протестного потенциала.

Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодежной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, довольно легко формируется деструктивная идеология и экстремистские взгляды, в результате чего молодежь пополняет ряды экстремистских организаций, которые активно используют ее в своих политических интересах, что создает угрозу национальной безопасности [3, с. 207].

Как было отмечено И. В. Куликовым, экстремистскому сознанию молодого человека соответствуют компоненты неразвитого сознания, которые выражаются эмоциональностью, импульсивностью, внутренней напряженностью, конфликтностью.

Нетерпимость и амбициозность, характерные для молодых людей, играют важную роль в процессе формирования экстремистского сознания [5]

В Перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, из 3189 включенных в него физических лиц из числа граждан Российской Федерации значительное число составляют лица 1990–1997 гг. рождения, от 17 до 24 лет.

При этом, анализ прокурорской практики свидетельствует о нарастании в ряде субъектов Российской Федерации уровня этноконфессиональной напряженности, радикализации молодежной среды, роста числа экстремистских организаций и групп, в числе которых группировки радикальной направленности «Скинхеды», «Антифа», а также иные молодежные организации, являющиеся приверженцами национал-патриотической и национал-социалистической идеологии, члены футбольных фан-клубов. Возраст участников указанных сообществ от 16 до 25 лет, в большинстве случаев, выступающих с позиции расизма, крайнего национализма, целью которых является возбуждение национальной, религиозной и межрасовой розни, а также осуществление актов вандализма, хулиганских и иных противоправных действий [1, с. 211].

В работе по противодействию молодежному экстремизму важным направлением является глубокое изучение проблемы во всех ее аспектах в целях выявления, предупреждения и пресечения фактов экстремистской направленности, способствующих вовлечению молодежи в экстремистскую деятельность.

В целях предупреждения фактов экстремизма, в любых его проявлениях играет немаловажную роль профилактика, принятие и реализация которой является основным направлением противодействия противоправной деятельности экстремистского характера.

Читайте также:  Статья 2. объект налогообложения

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 25.07.

2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремисткой деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В ходе выявления нарушений исполнения законодательства, регламентирующего противодействие экстремистской деятельности органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, особое внимание уделяется вопросам реализации региональных и муниципальных программ, направленных на профилактику молодежного экстремизма. И это закономерно, поскольку целью утвержденных программ является предупреждение и пресечение экстремистских наклонностей на начальном этапе развития молодежи.

Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о том, что руководство многих образовательных организаций самоустраняется от работы по недопущению среди учащихся и студентов возникновения конфликтов на почве межнациональной и межконфессиональной неприязни.

Устанавливаются факты отсутствия в ряде образовательных организаций планов работ, программ профилактики экстремизма.

Выявляются многочисленные нарушения, в числе которых недостаточное финансирование и ненадлежащее исполнение предусмотренных программами мероприятий (исполняются несвоевременно некачественно, в ряде случаев не исполняется вовсе), что предполагает некачественную воспитательную, предупредительную работу [1, с. 212].

Особое внимание заинтересованных структурных подразделений уделяется работе, направленной на ограничение доступа обучающихся к информации экстремистского содержания в сети Интернет.

К месту мнение Кубякина Е. О. о том, что благодаря информационно-коммуникационным технологиям, и прежде всего Интернету, экстремистская деятельность становится элементом медийной повестки дня в масштабах страны. Под видом обмена мнениями в Интернете экстремисты получили возможность вести пропаганду, вербовать новых сторонников и увеличивать количество «сочувствующих» [6].

Между тем, как показывает прокурорская практика по выявлению нарушений законности в рассматриваемом направлении, не во всех образовательных учреждениях установлена система фильтрации, а имеющаяся не всегда обеспечивает полную защиту от доступа к информации, содержащей материалы экстремистского характера.

Имеют место факты выявления нарушений законности, связанной с отсутствием в библиотеках образовательных учреждений официального списка экстремистских материалов, не проведением сверок библиотечного фонда с этим списком, создающие возможность попадания в библиотечные фонды печатных материалов экстремистского характера и ознакомления с ними учащихся.

Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.11.2009 г.

№ 362, предписывает прокурорам особое внимание уделять обеспечению постоянного и эффективного надзора за исполнением законодательства о межнациональных отношениях и противодействии экстремизму в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации его территориальных органов, в том числе за своевременностью, полнотой, законностью и обоснованностью принимаемых мер по выявлению и пресечению экстремистских проявлений.

  1. В свою очередь органами внутренних дел, в частности подразделениями по делам несовершеннолетних, участковых, уполномоченных, службой уголовного розыска проводится определенная работа по предупреждению молодежного экстремизмы.
  2. Однако, зачастую выявляются факты недостаточности работы в данном направлении указанными подразделениями, так как сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних и других подразделений ОВД не всегда должным образом проводится индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними и семьями, состоящими на учете, в материалах данных подразделений отсутствуют сведения о проводимых реабилитационных и профилактических мероприятиях, информация о мерах, направленных на разобщение групп экстремистской направленности, конкретных мероприятиях по предупреждению и пересечению распространения среди подростков деструктивных религиозных идей, национального, расового и иного превосходства.
  3. При этом, зачастую не обеспечивается в полной мере взаимодействие между всеми заинтересованными подразделениями, а также недостаточен контроль за данными процессами со стороны руководства органов внутренних дел.
  4. Особую тревогу вызывает ненадлежащее взаимодействие органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, образовательными организациями, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами государственной власти, органами местного самоуправления.
  5. Значительное число нарушений законности выявляется в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванной координировать деятельность иных органов и организаций (учреждений) по профилактике и предупреждению молодежного экстремизма, противодействию и недопущению межнациональных и межрелигиозных конфликтов, деятельности неформальных молодежных объединений, распространению экстремистского настроения в молодежной среде.
  6. В целом говоря о выявлении, предупреждении и пресечении экстремизма в молодежной среде, весьма важно понимать значительную роль взаимодействия заинтересованных государственных органов, призванных сводить к минимуму экстремистские проявления, так как каждый орган имеет определенные задачи и направления работы, следовательно, если имеются недоработки отдельных органов, общая задача по искоренению экстремизма окажется не выполнимой и результат не даст ожидаемого эффекта.
  7. Литература:
  1. Профилактика экстремистской деятельности: проблемы и перспективы / сборника материалов круглого стола. 2014 г. с. 3-10
  2. Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства: актуальные вопросы / пособие. 2014 г. с. 29
  3. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор / монография. 2016 г. с. 186
  4. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в условиях глобализации информационно-коммуникационной среды общественной жизни. 2012 г. с. 18
  5. Куликов И.В. Экстремизм среди молодежи / Социально-экономические явления и процессы. 2013 г. № 7 (053) с. 176
  6. Кубякин Е.О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема / Историческая и социально — образовательная мысль. 2011 г. № 4 (9) с. 150

Основные термины (генерируются автоматически): молодежная среда, Российская Федерация, экстремистская деятельность, местное самоуправление, орган, молодежный экстремизм, национальная безопасность, дело, особое внимание, экстремистский характер.

Ссылка на основную публикацию