Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

Статья 2. Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации

  • Владимир Путин ждет предложений о федеральном органе охраны памятников
  • «Хранители Наследия»
  • На официальном сайте Кремля 23 января 2021 года опубликован перечень поручений по итогам заседания Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, прошедшего (в режиме видеоконференции) 27 октября 2020 года.
  • Того самого, где Владимир Путин пообещал не передавать полномочия по охране культурного наследия в Минстрой, подумать о воссоздании федерального госоргана охраны памятников и о возвращении на федеральный уровень части переданных в регионы полномочий в этой сфере.
  • И президент сдержал слово.
  • Полномочия
  • Поручение № 3б, данное Правительству РФ, гласит:
  • «Исключить при создании публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» возможность полной или частичной передачи федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему от имени Российской Федерации полномочия учредителя этой компании, функций по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культурного наследия, по оказанию государственных услуг по охране культурного наследия, а также по контролю и надзору в указанной сфере».
  • Таким образом, несмотря на стремительное декабрьское принятие федерального закона о «Едином госзаказчике», которого справедливо опасались видные отечественные эксперты и реставраторы, Президент РФ официально подтвердил, что никакие полномочия по госохране памятников в строительное ведомство переданы не будут.

Подтверждает статус-кво и складывающаяся реальная практика «раздела сфер влияния». По нашей информации, несмотря на то, что «Единый госзаказчик» уже создан и приступил к работе, пока что реставрационные программы по объектам культурного наследия по-прежнему осуществляются по линии Минкультуры РФ, а новая суперкомпания занимается комплексными объектами, реконструкция которых включает «элементы реставрации». Это неофициальное разделение, сложившееся «естественным образом», не закрепленное еще никакими нормативными документами.

Федеральный госорган

Президентское поручение № 3в предписывает Правительству РФ:

«Представить в установленном порядке предложения об образовании федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной охраны культурного наследия народов Российской Федерации, руководство деятельностью которого будет осуществлять Правительство Российской Федерации. Срок – 1 марта 2021 г.».

Важно отметить, во-первых, что новый федеральный орган охраны памятников должен быть подчинен напрямую Правительству, а не какому-либо из министерств. Таким образом, по статусу это получается даже повыше былой Росохранкультуры.

С другой стороны, и это во-вторых, полномочия нового органа ограничены контролем и надзором в сфере госохраны памятников, они не включают все аспекты госохраны. Но собственно, именно об этом Владимир Путин и обещал подумать в октябре 2020 года на Совете по культуре – перечитайте стенограмму.

  1. На самом деле и это весьма немало: контроль и надзор за памятниками выводится таким образом из-под прямого управления региональных властей; более того, этим поручением рассеиваются все тревожные слухи последних лет о возможном «растворении» госконтроля и госнадзора за наследием в некоем «общенадзорном» федеральном органе, где вопросы охраны памятников неизбежно оказались бы на самом дальнем плане.
  2. Перераспределение полномочий
  3. Из первых двух вытекает и поручение № 3д:
  4. «Обеспечить внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование законодательного регулирования перераспределения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрев право органов государственной власти Российской Федерации на осуществление всех полномочий в области сохранения и государственной охраны таких объектов и право органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий в названной области независимо от формы собственности (государственной или муниципальной) на эти объекты».
  5. Таким образом, законодательно обеспечивается возможность возвращения полномочий в области охраны памятников (причем всей, а не только по контролю и надзору) на федеральный уровень; в какой мере эта возможность будет превращена в реальность – пока неизвестно, но в законе образуется некоторый «люфт» для дальнейшей отладки системы. 
  6. Следовательно, как говорится, пол-Росохранкультуры пишем, пол-Росохранкультуры в уме.
  7. И прочее, не менее важное
  8. Из других важных поручений по итогам Совета по культуре и искусству 2020 года следует отметить:

№ 3ж – о Федеральном научно-методическом совете по наследию: «Подготовить при участии научно-реставрационного сообщества и внести в законодательство Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации изменения, направленные на определение статуса, порядка формирования и деятельности научно-методического совета по охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Срок – 1 ноября 2021 г.»;

№ 3з – о программе консервации памятников: «Утвердить долгосрочную программу консервации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрев программно-целевой подход при ее реализации. Срок – 1 августа 2021 г.»;

  • № 3и – о первоочередном перечне памятников, требующих комплексной реставрации: «Разработать при участии Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры» и научно-реставрационного сообщества и утвердить перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требующих проведения полного комплекса научно-реставрационных работ в первоочередном порядке»;
  • № 3г – о строительстве археологических хранилищ: «Принять меры, направленные на строительство на территории Российской Федерации не менее пяти специализированных хранилищ археологических материалов, решить вопросы об определении правового статуса и ведомственной принадлежности таких хранилищ, установлении особенностей учета, хранения и использования размещаемых в них археологических предметов, полученных в результате проведения плановых и спасательных археологических работ»;
  • и – № 3е: «Рассмотреть вопрос о распространении действия части 2 статьи 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» на сферы действия законодательства Российской Федерации о культуре, об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, о библиотечном деле, об архивном деле, о вывозе и ввозе культурных ценностей и представить соответствующие предложения».
  • сайт Президента РФ

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия. Государственная система охраны объектов культурного наследия / Официальные документы / Патриархия.ru

28 апреля 2012 г. 12:12

Вышло в свет приложение к журналу «Приход» на компакт-диске «Обустройство, сохранение и строительство храма. Архитектурные, строительные и инженерные решения».

Читайте также:  Статья 38. трудовые отношения и дисциплина работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии

Компакт-диск включает статейные и иллюстративные материалы, посвященные обустройству, сохранению, восстановлению и строительству новых храмов. Материалы предназначены для настоятелей и членов приходов, в круг обязанностей которых входят эти вопросы.

Автором большинства статей и составителем данного издания является архитектор М.Ю. Кеслер, под руководством которого Архитектурно-художественным проектно-реставрационным центром Московского Патриархата АХЦ «Арххрам» разработан Свод правил «Здания, сооружения и комплексы православных храмов» (СП 31-103-99).

Многие материалы были опубликованы автором на страницах журнала «Приход» и в настоящее время уже стали труднодоступными.

В диск также вошли другие статьи, взятые из иных открытых источников и более полно раскрывающие круг обсуждаемых вопросов, в том числе духовные основы и традиции православного храмостроительства.

Для желающих получить подробные сведения по рассматриваемым вопросам приводится список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов.

Богатый иллюстративный материал поможет пользователям диска найти примеры архитектурных решений, элементов обустройства и благоукрашения храмов и часовен. Для подбора готового проекта прилагаются каталожные листы с указанием авторов, к которым можно обратиться для использования проекта.

Полная информация о диске приведена на сайте журнала «Приход» www.vestnik.prihod.ru.

***

Законодательство в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в ст. 3 говорит об объектах культурного наследия, которые являются недвижимым имуществом особого рода и с особым правовым режимом.

Согласно указанной статье к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, в т.ч.

религиозного назначения, относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, эстетики, социальной культуры и являющиеся источниками информации о развитии культуры.

Объекты культурного наследия религиозного назначения в соответствии с указанным законом подразделяются на следующие виды:

  • памятники — отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (церкви, колокольни, часовни и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее — объекты археологического наследия);
  • ансамбли — четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений: храмовые комплексы, монастыри, подворья, некрополи;
  • достопримечательные места — творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе фрагменты градостроительной планировки и застройки; места совершения религиозных обрядов.

Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:

  • объекты культурного наследия федерального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
  • объекты культурного наследия регионального значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации;
  • объекты культурного наследия местного (муниципального) значения — объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.

Таким образом, под памятниками истории и культуры понимаются только объекты недвижимого имущества.

Однако многие из зданий и сооружений находятся в разрушенном состоянии, и их трудно назвать памятниками истории и культуры. Возникает вопрос, относятся ли разрушенные здания к памятникам культуры и какой процент разрушения необходим для того, чтобы констатировать их полное физическое уничтожение. Представляется, что этот вопрос должен быть решен в законодательстве более четко.

Объекты, признаваемые памятниками истории и культуры, подчиняются особому правовому режиму и находятся под особой правовой охраной.

Для того чтобы тот или иной объект получил особую правовую охрану, необходимо чтобы он был признан таковым в установленном законом порядке.

При этом следует иметь в виду, что каких либо объективных признаков для признания их таковыми не существует. Каждый раз этот вопрос решается в индивидуальном порядке на основании заключения специалистов.

Памятники истории и культуры могут находиться в собственности любого субъекта гражданских прав, однако большая часть памятников истории и культуры находится в федеральной государственной собственности.

О невозможности государства предоставить адекватную охрану памятникам культуры свидетельствует тот факт, что за последние десять лет Россия по данным Министерства культуры утратила 346 памятников федерального значения.

В связи с этим давно ставился вопрос о необходимости передачи памятников культуры из федеральной собственности в собственность других субъектов гражданского права.

Особый режим был установлен для объектов культурного наследия религиозного назначения. Так, согласно п. 2 ст. 50 Закона об объектах культурного наследия объекты культурного наследия религиозного назначения могут передаваться в собственность только религиозным организациям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3 декабря 2010 г. вступил в действие Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Каким образом религиозные организации будут осуществлять должную сохранность передаваемых государством церковных ценностей — вопрос, который волнует не только музейных работников, но и сами церковные организации.

  • Забота о сохранении культурного наследия должна быть осознана как задача всей Церкви.
  • ***
  • Государственная система охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)
  • Под государственной охраной объектов культурного наследия в Федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом.

В соответствии со ст. 8 указанного закона религиозные объединения вправе оказывать содействие федеральному органу исполнительной власти, специально уполномоченному в области государственной охраны объектов культурного наследия, в сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 26. изменение размера пенсии при пересмотре группы инвалидности

Контроль за сохранностью объектов культурного наследия осуществляет образованная в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 № 301 Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, которая является федеральным органом исполнительной власти.

Она находится в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Согласно п. 5.1.

3 указанного постановления она осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Источниками финансирования мероприятий по сохранению, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия являются:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • внебюджетные поступления.

На заседании рабочей группы при Президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения, прошедшем 17.06.2011 в Кремле, Патриарх Кирилл рассказал о проблеме финансирования реставрации разрушенных святынь России.

В рамках федеральной целевой программы «Культура России (2006-2011 годы)» выделяется 1,2-1,4 млрд. руб. в год на более чем тысячу только религиозных объектов, которые необходимо восстанавливать. В реальности на восстановление церквей и монастырей необходимо около 100 млрд. руб.

Патриарх Кирилл подчеркнул, что никто не просит выделить такие деньги в ближайшее время, «нужно соотносить финансирование с реальными потребностями», однако если уровень вложений останется таким же, то пока будут восстанавливаться одни памятники, многие другие будут окончательно утрачены.

Находящиеся в руинах храмы просто не смогут дождаться своей очереди — примеры можно найти в Ярославской и даже Московской областях.

«Что касается сохранения нашего культурного наследия, то это, конечно, в первую очередь забота государства, хотя не следует снимать ответственность и с Церкви, и с соответствующих институтов гражданского общества», — подчеркнул Предстоятель на заседании в Кремле.

Чтобы сделать программу «Культура России» эффективнее, Патриарх предложил сократить перечень заявок и сконцентрироваться на тех объектах, которые уже начали реставрировать. «Нам лучше довести до конца то, что мы начали, чем брать новые объекты и таким образом подвергать риску всю программу», — подчеркнул он.

Патриарх также не исключил возможности выделения других приоритетов при выборе храмов, требующих реставрации. Например, можно больше внимания уделять восстановлению храмов, история которых привязана к историческим именам, датам, событиям, предложил Патриарх. Также разумно восстанавливать памятники, ставшие центрами паломничества и туризма.

  1. В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.
  2. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра.
  3. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.
  4. В соответствии с законом реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.

2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» разработан Свод реставрационных правил (СРП, 2007), включающий рекомендации по всем видам научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на исследование и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Свод реставрационных правил отвечает требованиям Распоряжений Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуры).

Однако наличие подобного документа не дает гарантии профессионального подхода к реставрации культурного наследия. Защитить памятники России от… реставраторов. Такой призыв прозвучал на пресс-конференции, которую провели в Москве ведущие специалисты отечественной реставрационной отрасли. И это не парадокс.

Пока государство доверяет восстановление шедевров архитектуры и искусства непрофессионалам — культурное наследие страны находится под угрозой. Причина — в несовершенстве законодательства.

Согласно федеральному закону № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятому в 2005 г., должен проводиться конкурс среди реставрационных фирм. Выиграть его могут все, у кого есть лицензия, получить которую не так сложно.

В результате один и тот же объект реставрируют совершенно разные организации. Есть фирмы, которые специализируются на выигрывании конкурсов и потом продают субподряд исполнителям.

Если раньше проблема была в том, что на реставрацию не было денег, и памятники разрушались от времени, то теперь деньги есть, но каждый год достаются разным фирмам. Шедевры древнерусской архитектуры гибнут от слишком частой смены «опекунов», которые ради лакомого кусочка уменьшают сроки работ, занижают цены.

Закон создавался для того, чтобы избежать коррупции в распределении госзаказов. Но на практике привел к появлению фирм-однодневок, которые заинтересованы не в сохранении памятников, а только в освоении бюджетов.

Закон о сохранении культурного наследия мешает его сохранять? — Сфера

За организацию работ по сохранению зданий-памятников без разрешения предусматривается серьезная ответственность: до одного миллиона рублей штрафа для юридических лиц по ст. 7.14 КоАП.

Несомненно, сохранение объектов культурного наследия – задача, требующая исключительно бережного и профессионального подхода.

Она предполагает сохранение или восстановление памятников в состоянии, наиболее близком к первоначальному, при минимальном вмешательстве в исторический материал.

Этим и обусловлены высокие требования к подрядчикам, предъявляемые законодательством об объектах культурного наследия.

При этом для всех без исключения видов работ по сохранению объектов культурного наследия законодательство предъявляет единые требования, а именно:

  • проведение историко-культурной экспертизы до начала работ;
  • получение задания на проведение указанных работ;
  • получение разрешения на проведение указанных работ в органе охраны объектов культурного наследия;
  • согласование проектной документации в органе охраны объектов культурного наследия;
  • осуществление технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
  • Организация, выполняющая такие работы, должна иметь лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
  • И хотя причины таких высоких требований к условиям проведения подобных работ и ответственности за их нарушение понятны, к сожалению, такой подход законодателя на практике влечет массу проблем и вопросов.
  • Из определения «сохранения объектов культурного наследия», приведенного в статье 40 Закона № 73-ФЗ, следует, что это понятие включает в себя очень широкий спектр работ – от мелких ремонтных до реконструкции здания, являющегося объектом культурного наследия.
Читайте также:  Глава 2. Порядок организации и проведения публичного мероприятия

В свою очередь, к ремонтным работам можно отнести все что угодно, вплоть до покрытия лаком трещины на паркетном полу или заделки мелкого разлома в штукатурке на стене.

Более того, есть ситуации, когда часть объекта культурного наследия (например, бетонный пол в технических помещениях) не представляет исторической и культурной ценности, но формально является частью здания-памятника.

Если толковать закон буквально, то эти работы также являются работами по сохранению культурного наследия, а соответственно, для их выполнения необходимо проходить длительную процедуру согласования проектной документации в органе охраны, получения разрешений, историко-культурных экспертиз и так далее.

Кроме того, в законе не очень четко разграничены понятия ремонта и реставрации памятников. При сравнении легальных определений, приведенных в ст.

42 и 43 Закона №73-ФЗ, становится очевидно, что ремонт и реставрация могут включать в себя одни и те же виды работ, вся разница заключается в цели их проведения: для ремонта это поддержание объекта в эксплуатационном состоянии, а для реставрации – выявление и сохранность историко-культурной ценности объекта.

При этом для проведения работ по реставрации установлена более сложная процедура получения разрешения от органа охраны объектов культурного наследия, чем для проведения работ по ремонту.

Так, для получения разрешения на проведение работ по реставрации объекта культурного наследия для современного использования необходимо подать в орган охраны 8 видов документов, а для получения разрешения на проведение ремонтных работ – 5 видов.

Ремонт может осуществляться как на основании проектной документации (а проектную документацию может составлять только лицензированная организация), так и на основании рабочих чертежей.

Работы по реставрации объектов культурного наследия, проводятся только лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

И наконец, есть разъяснения Министерства культуры России о том, что для проведения ремонта на объекте культурного наследия возможно получить разрешение на проведение ремонтных работ без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации (письмо Министерства культуры России от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА).

Проблема разграничения понятий ремонта и реставрации объектов культурного наследия остро ощутима на практике, поскольку далеко не каждый раз заказчику очевидно, куда отнести те или иные работы – к реставрации или к ремонту.

Заказчик проводит закупку на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия (как известно, предмет закупки и требования к подрядчику устанавливает именно заказчик). Подрядчик выходит на объект, обращается в орган охраны за разрешением.

Вид работ в заявлении должен соответствовать предмету договора (то есть если проведена закупка на ремонт – ремонт, если на реставрацию – реставрация). Но орган охраны не всегда согласен с заказчиком в оценке тех или иных работ.

Так, Министерство культуры России отказывало в выдаче разрешения на проведение работ на объектах Государственного Эрмитажа на основании того, что работы относятся к реставрации, а не к ремонту.

Например, необходимо провести работы по восстановлению потолка. На сводах потолка исторические тяги, исторические люстры, вокруг люстр – лепнина и живопись. Потолок покрыт штукатуркой из известняка.

На участке потолка необходимо заменить штукатурку. Штукатурку из известняка может развести любой маляр, не обладающий художественными навыками. Работа по замене штукатурки не художественная, а механическая.

Цель проведения работ – поддержание потолка в эксплуатационном состоянии.

Очевидна разница в случае, когда необходимо восстановить лепнину на потолке. Она является художественным элементом из гипса.

Такие работы может выполнить только реставратор (зачастую для изготовления нужных составов ему требуется специальная лаборатория).

Или восстановление живописи – для проведения таких работ однозначно требуется квалификация и необходимы художественные навыки. Здесь очевидно сохранение историко-культурной ценности объекта.

Тем не менее, по мнению Министерства культуры России в обоих случаях работы будут реставрационные.

Министерство культуры пытается решить проблему разграничения понятий, данных в Законе № 73-ФЗ.

Например, оно предприняло попытку разделить понятия ремонта и приспособления к современному использованию (которое включает в себя реставрацию) на примере инженерных систем (Письмо от 17 июля 2017 г. N 207-01.1-39-ВА).

Тем не менее, письма Министерства культуры имеют очень точечный характер и не являются нормативно-правовыми актами. При этом формальные требования закона, распространяющиеся на все без исключения виды работ по сохранению культурного наследия, продолжают действовать.

Также много проблем порождает тот факт, что формально для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (в том числе мелких ремонтных) своими силами у учреждения культуры должна иметься лицензия на их проведение.

В результате, законодательство о сохранении объектов на практике не способствует, а в случае с мелкими ремонтами (которые требуется проводить достаточно часто) – наоборот, препятствует сохранению объектов культурного наследия.

Решение вышеуказанных проблем представляется только путем изменения законодательства, а именно – прямым указанием в законе, что ремонтные работы допустимо проводить без проведения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации. Для мелких ремонтных работ необходимо максимально упростить процедуру получения разрешения на проведение таких вплоть до отмены обязанности получать разрешение на проведение таких работ в органе охраны.

Ссылка на основную публикацию