Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.
Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.
Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:
- федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
- регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
- нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.
Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):
- 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
- 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
- 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
- 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
- 5) формы и методы налогового контроля;
- 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
- 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.
В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).
Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.
- Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:
- 1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.
- 2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.
- 3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).
- В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:
- система налогов и сборов РФ;
- система налоговых правоотношений;
- система участников налоговых правоотношений;
- нормативно-правовая база сферы налогообложения.
Функции налогов
Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.
- Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.
-
Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.
С помощью регулирующей функции осуществляется:
- 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
- 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
- Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
- Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
Принципы построения налоговой системы
Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.
Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:
- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
- принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
- принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):
- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
- Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
- Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
- Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
- Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
- Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
- Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.
- Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.
- К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.
- К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.
- К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.
Классификация налогов и сборов
Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.
Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ
Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.
1. По уровню управления
Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.
Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст.
284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.
К федеральным налогам относятся:
- 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
- 2) акцизы;
- 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
- 4) налог на прибыль организаций;
- 5) водный налог;
- 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
- 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
- 8) государственная пошлина.
Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:
- 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
- в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
- в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
- в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.
Налогообложение в РФ
7. Специальные налоговые режимы.
7.1. Упрощенная система налогообложения (УНС).
Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.2 НК РФ.
Налогоплательщики (ст. 346.12 НК РФ): налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Организации и предприниматели вправе перейти на УСН при следующих условиях:
— по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы от реализации (без НДС) не превысили 45 млн. рублей.
Применение упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, подразумевает замену налогом при упрощенной системе налогообложения целого ряда налогов.
Для организаций:
- налога на прибыль организаций;
- налога на имущество организаций, используемого в предпринимательской деятельности (кроме имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости);
- НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Для ИП:
- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);
- НДС (с учетом исключений, указанных в п. 2 и п. 3 ст. 346.11 Налогового кодекса РФ).
Однако, НДС нужно будет перечислить в случаях: — ввоза товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области); — осуществления операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации в соответствии со ст. 174.1 Налогового кодекса РФ; — при исполнении обязанностей налогового агента в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса РФ; — а также в случаях выставления покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ)
После перехода на УСН организация (предприниматель) останется плательщиком следующих налогов (взносов, обязательных платежей):
— сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; — госпошлины; — водного налога; — транспортного налога; — земельного налога; — налога на имущество организаций (физических лиц) по имуществу, налоговая база по которому определяется как их кадастровая стоимость; — страховых взносов; — взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 4 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Ограничение на переход и применение.
- Ограничения по доходам.
- Ограничения по видам деятельности.
- Ограничение по структуре организации.
- Ограничение по структуре уставного капитала.
- Ограничение по средней численности работников.
- Ограничения по стоимости имущества.
- Ограничения по использованию различных систем налогообложения.
Так, например, не вправе применять упрощенную систему налогообложения: — организации, имеющие филиалы и (или) представительства; — банки; — страховщики; — негосударственные пенсионные фонды; — инвестиционные фонды; — профессиональные участники рынка ценных бумаг; — ломбарды; — частные нотариусы и адвокаты; — бюджетные учреждения; — иностранные организации; — организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых и т.д.
В соответствии со ст. 346.18 НК РФ, если объектом налогообложения являются доходы, то налоговой базой признается денежное выражение доходов. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетные периоды — первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6%.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0% для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах.
7.2. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Налогоплательщики (ст. 346.26 НК РФ)
ЕНВД – система налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. Именно деятельности, а не юридического лица или предпринимателя, поэтому ЕНВД прекрасно сочетается с общей или упрощенной системой налогообложения. Основное отличие ЕНВД от этих систем – то, что налог берется не с фактически полученного, а с вмененного дохода, то есть с того, который предполагается у вас чиновниками.
- Единый налог на вмененный доход может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности, определенных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ:
- 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
- Объектом налогообложения признается вмененный доход налогоплательщика.
- Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке
1) оказание бытовых услуг; 2) оказание ветеринарных услуг; 3) оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4) оказание услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках; 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов (при эксплуатации не более 20 транспортных средств) и пассажиров; 7) оказание услуг общественного питания, через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей или осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; 9) размещение рекламы на транспортных средствах; 10) оказание услуг по временному размещению и проживанию, если площадь помещений не превышает 500 квадратных метров.
Налоговым периодом признается квартал (ст. 346.30 НК РФ).
Ставка налога составляет 15% величины вмененного дохода.
ЕНВД отменяет налоги: — налог на прибыль; — налог на имущество организаций; — НДС (кроме таможенных и агентских налогов).
7.3. Патентная система налогообложения (Глава 26.5 НК РФ).
Патентная система налогообложения (далее — ПСН) применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством РФ о налогах и сборах, и используется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечисленных в пункте 2 статьи 346.43 НК РФ: — занятие медицинской деятельностью или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; — розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети. Таким образом, применять ПСН вправе коммерсанты, занимающиеся медицинской или фармацевтической деятельностью, имеющие лицензию на указанные виды деятельности.
Дополнительные комментарии по возможности применения ПСН ИП, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность даны в Письме Минфина РФ от 27 января 2017 г.
N 03-11-12/4167: «индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере реализации лекарственных средств и препаратов через аптеки, то есть занимающийся частной фармацевтической деятельностью, вправе применять патентную систему налогообложения в отношении данного вида предпринимательской деятельности».
Налогоплательщиками ПСН признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно в порядке, установленном настоящей главой.
Документом, удостоверяющим право на применение ПНС, является патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, в отношении которого законом субъекта Российской Федерации введена патентная система налогообложения.
Патент на право применения ПСН выдается налоговыми органами по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/599 «Об утверждении формы патента на право применения патентной системы налогообложения»
В соответствии с подпунктом 45 пункта 2 статьи 346.43 Кодекса ПСН применяется ИП в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли.
Согласно пункту 3 статьи 346.43 Кодекса розничной торговлей в целях применения патентной системы налогообложения признается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами на основе договоров розничной купли-продажи.
При этом к данному виду предпринимательской деятельности не относится, в частности, передача лекарственных препаратов по льготным (бесплатным) рецептам.
Поэтому, ИП с лицензией на фармацевтическую деятельность в данном случае следует получить два патента (на фармацевтическую деятельность и на розничную торговлю прочими товарами).
Налоговая ставка. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (пункт 1 статьи 346.51 НК РФ). При этом налоговая ставка по общему правилу составляет 6% (пункт 1 статьи 346.50 НК РФ).
До 01.07.2019 предприниматели, осуществляющие медицинскую или фармацевтическую деятельность, перешедшие на ПСН, при осуществлении расчетов вправе не применять контрольно-кассовую технику
Налог на имущество организаций
Этот материал обновлен 15.03.2021.
Налог на имущество организаций — один из трех региональных налогов. С 2019 года он фактически стал налогом на недвижимость: движимое имущество этим налогом больше не облагается.
Однако с 2021 года сведения о движимом имуществе включают в налоговую декларацию. Речь идет о том имуществе, которое учтено на балансе организации как основное средство. С этой целью приняли новую форму декларации.
Также платить налог на имущество должны иностранные организации — как имеющие постоянное представительство в РФ, так и не имеющие, — у которых есть в собственности недвижимость на территории России.
Кто не платит налог на имущество организаций. Не платят этот налог компании, у которых на балансе учтено только движимое имущество: транспорт, оборудование и т. д.
Также налог на имущество не платят организации, применяющие спецрежимы.
Недвижимое имущество. В настоящее время в числе объектов только недвижимость, которая отражена в бухучете:
- На счете 01 «Основные средства» — если она находится в распоряжении компании. Не важно, использует организация эту недвижимость или нет.
- На счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности» — если компания передала недвижимость в аренду или в лизинг.
Также объектом налогообложения признается недвижимость, которую организация:
- Передала в доверительное управление.
- Внесла в совместную деятельность в рамках договора простого или инвестиционного товарищества. Например, три компании решили совместными усилиями построить большой комплекс по производству мебели. В качестве вклада в комплекс одна из компаний решила внести собственное сооружение, чтобы разместить в нем лесопилку.
- Получила по концессионному соглашению. То есть организация в этом соглашении является концессионером — стороной, которая обязуется за свой счет создать или реконструировать недвижимое имущество, например здание аэропорта. При этом другая сторона — концедент — предоставляет ей на оговоренный срок права владения и пользования аэропортом.
Движимое имущество организаций. С 2019 года любое движимое имущество — будь то транспорт, производственное оборудование, какая-либо аппаратура — не облагается налогом на имущество организаций.
Минфин прорабатывает возможность вернуть движимые основные средства в состав налогооблагаемых объектов. Вместе с этим Министерство хочет снизить предельную ставку налога так, чтобы не пострадали бюджет и бизнес. Предполагается, что это упростит работу налоговикам и сократит количество споров о том, движимое это имущество или недвижимое.
Также не облагается налогом на имущество:
- Недвижимость, которую компания арендует и которая в бухучете учтена на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
- Недвижимость, не готовая к эксплуатации, например недострой, который отражен на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».
Посмотреть перечень можно на официальном сайте субъекта РФ либо на сайте регионального правительства. Так, московский «кадастровый» перечень размещен на сайте мэра Москвы.
- Платить налог по кадастровой стоимости должны все организации — собственники недвижимости, даже те, кто применяет специальные налоговые режимы: упрощенную систему налогообложения или единый сельскохозяйственный налог.
- Бухгалтерские программы автоматически формируют остаточную стоимость.
- Если организация владеет помещением в здании и кадастровая стоимость определена только для здания в целом, стоимость помещения считается пропорционально доле его площади.
Например, если площадь здания 2000 м2, а помещения — 40 м2, доля помещения — 40/2000. При стоимости здания 100 млн рублей стоимость помещения составит 2 млн рублей.
Бывает, что для недвижимости из регионального перечня кадастровая стоимость отсутствует весь год. Раньше Минфин разъяснял, что в этом случае такая недвижимость налогом на имущество вовсе не облагается.
Отчетными периодами признаются:
- I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года — если недвижимость облагается по среднегодовой стоимости;
- I, II и III кварталы календарного года — если облагается по кадастровой стоимости.
Региональные власти вправе не устанавливать у себя отчетные периоды. В настоящий момент во всех субъектах РФ такие периоды есть.
Региональные ставки не должны превышать 2,2%. А для недвижимости, которая облагается налогом по кадастровой стоимости, ставка не может быть больше 2%.
Регионы могут устанавливать различные ставки налога на имущество в зависимости от деятельности, которую ведет организация, и вида имущества, которое используется в этой деятельности.
Ставка налога 0% на федеральном уровне действует для очень узкого круга налогоплательщиков. Например, для тех, кому принадлежат объекты магистральных газопроводов, газодобычи, производства и хранения гелия. Причем эти объекты должны находиться в пределах Якутии, Иркутской либо Амурской области.
Какие ставки налога на имущество организаций установлены именно в вашем регионе, можно узнать с помощью сервиса «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.
Как вести бизнес по законуИ зарабатывать больше на своем деле. Подпишитесь на ежемесячную рассылку для предпринимателей и получайте важные статьи и новости о бизнесе
На федеральном уровне от налога на имущество освобождены:
- Общероссийские общественные организации инвалидов, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% всех членов общества.
- Отдельные производители фармацевтической продукции.
- Специализированные протезно-ортопедические предприятия.
- Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.
- Государственные научные центры.
В субъектах РФ могут быть свои льготы, но они не должны зависеть от формы собственности организации или места происхождения капитала.
Вот какие виды льгот по налогу на имущество организаций есть в регионах.
Сроки уплаты налога и авансовых платежей. Конкретные сроки прописаны в законах субъектов РФ. Но в большинстве регионов последний день уплаты налога на имущество организаций приходится на период с 30 марта по 10 апреля.
Расчет зависит от того, исходя из какой стоимости недвижимого имущества считается налог.
Исходя из среднегодовой стоимости. Тут действует формула:
Налог за год = Среднегодовая стоимость недвижимости × Ставка налога
Исчисленный налог за год надо уменьшить на авансовые платежи — получится сумма налога к уплате или к уменьшению.
Например, среднегодовая стоимость недвижимости — 40 млн рублей. Ставка налога — 2,2%. В течение года начислены авансовые платежи — 662 476 Р. Налог за год:
- 40 000 000 Р × 2,2% = 880 000 Р
- Налог к уплате:
- 880 000 Р − 662 476 Р = 217 524 Р
Авансовые платежи рассчитываются по специальной формуле:
Авансовый платеж = Средняя стоимость недвижимости × Ставка налога / 4
Исходя из кадастровой стоимости. Налог по каждому объекту недвижимости, облагаемому исходя из кадастровой стоимости, считается отдельно.
Формула для расчета налога:
Налог за год = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога
Исчисленный налог также надо уменьшить на уплаченные авансовые платежи. Они считаются так:
Авансовый платеж = Кадастровая стоимость недвижимости × Ставка налога / 4
Кадастровая стоимость берется на 1 января того года, за который считается налог.
Отчитываться должны даже те компании, у которых нет налога к уплате: например, вся принадлежащая им недвижимость подпадает под льготу. Однако если в течение года у компании не было в собственности недвижимого имущества — например, она передала его на баланс лизингополучателя, — декларацию сдавать не нужно.
С 14 марта 2021 года действует новая форма декларации по налогу на имущество. В ней появился раздел 4, куда включают сведения про среднегодовую стоимость движимого имущества на балансе организации. По новой форме отчитываются уже за 2020 год.
- По общему правилу декларацию надо подавать в ИФНС по месту нахождения недвижимости.
- В какую именно инспекцию компания будет сдавать единую декларацию, она сама выбирает из числа тех ИФНС, в которых стоит на учете по месту нахождения недвижимости.
- Декларацию по налогу на имущество можно сдать как в бумажном виде на бумаге, так и в электронном виде — через спецоператора связи.
- Способов оптимизации налога на имущество немного. Вот некоторые варианты:
- Передать недвижимость на баланс дружественной организации, которая имеет льготы по налогу. Но, во-первых, такую организацию еще надо найти. Это непросто, поскольку льготу, как правило, имеют компании, занятые в специфических отраслях или имеющие специфическую недвижимость. Во-вторых, если эта организация вдруг перестанет быть дружественной, фактическому собственнику придется распрощаться со своей недвижимостью — документально она будет принадлежать другой организации.
- Уменьшить кадастровую стоимость недвижимости в результате пересмотра ее цены. Но если кадастровая стоимость на самом деле соответствует рыночной, процедура пересмотра только отнимет деньги и время, а результата не даст.
- Если компания — лизингодатель, то есть передает недвижимость в лизинг, она может предусмотреть в договоре, что на период его действия предмет лизинга будет числиться на балансе компании-лизингополучателя. Тогда эта компания и будет платить налог на имущество.
- Установить короткий бухгалтерский срок полезного использования недвижимости, которая облагается по среднегодовой стоимости. Ведь чем короче срок, тем больше сумма амортизации и тем меньше среднегодовая стоимость.