Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

⇐ ПредыдущаяСтр 61 из 64Следующая ⇒

§ 1.Понятие и содержание защиты и охраны государственной границы РФ как объекта государственного управления

В соответствии с ФЗ «О Государственной границе РФ»[405] Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы, осуществляемой органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается федеральным законами, международными договорами РФ.

Органы управления защитой и охраной Государственной границы РФ и их компетенция

Сейчас в структуре органов Федеральной службы безопасности России созданы и действуют управления (отделы, отряды ФСБ России по пограничной службе — пограничные органы[406].

Пограничная служба РФ — государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Пограничные органы и пограничные войска, Войска противовоздушной обороны и силы Военно-Морского Флота, осуществляя защиту Государственной границы в пределах приграничной территории, применяют оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию РФ, предотвращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств без пассажиров.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Оружие и боевая техника могут применяться также: против лиц, воздушных, морских и речных судов и других транспортных средств, пересекших (пересекающих) Государственную границу в нарушение установленных Законом о Государственной границе правил, в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами; для защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни и здоровью, для освобождения заложников; для отражения нападения на военнослужащих, лиц, выполняющих служебные обязанности или общественный долг по защите Государственной границы, членов их семей, когда их жизнь подвергается непосредственной опасности; для отражения нападения на подразделения и объекты пограничных органов и пограничных войск, Вооруженных Сил РФ, иных войск и воинских формирований РФ, принимающих участие в защите Государственной границы, в том числе для оказания помощи кораблям (катерам), самолетам и вертолетам при отражении вооруженного нападения на них. Применению оружия и боевой техники должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и предупредительные выстрелы.

Без предупреждения оружие и боевая техника могут применяться при отражении вооруженного вторжения, внезапном или вооруженном нападении на военнослужащих и других граждан, нападении с использованием боевой техники, воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, вооруженном сопротивлении, побеге с оружием задержанных лиц, для освобождения заложников. Порядок применения оружия и боевой техники определяется Правительством РФ.

При выполнении обязанностей по защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности пограничных органов и пограничных войск военнослужащие применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в соответствии с частью третьей статьи 12 и частями четвертой и пятой статьи 14 Закона РФ «О милиции». Полный перечень специальных средств, состоящих на вооружении пограничных органов и пограничных войск, основания и правила их применения военнослужащими органов и войск пограничной службы, а также военнослужащими Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований РФ при защите Государственной границы устанавливаются Правительством РФ.

  • Закон регулирует также формы и методы участия органов местного самоуправления, предприятий, организаций, общественных объединений и граждан в защите Государственной границы.
  • Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, действующих в системе ФСБ России, определяет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов РФ в пограничной сфере.
  • Правительство РФ обеспечивает реализацию российской пограничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы.

До недавнего времени федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной пограничной политики в сфере охраны и защиты государственной границы, выступала федеральная пограничная служба РФ, которая согласно Указу Президента РФ от 11 марта 2003 года с 1 июля 2003 г. была упразднена, а ее функции переданы ФСБ России.

⇐ Предыдущая55565758596061626364Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Раздел I. Общие положения

Федеральный закон N 4730-1-ФЗ от 01.04.1993

Государственная граница Российской Федерации (далее — Государственная граница) есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Статья 2. Принципы установления и изменения прохождения Государственной границы, установления и поддержания правоотношений на Государственной границе

Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.

Российская Федерация при установлении и изменении прохождения своей Государственной границы, установлении и поддержании отношений с иностранными государствами на Государственной границе, а также регулировании правоотношений в приграничных районах (акваториях) Российской Федерации и на путях международных сообщений, пролегающих на российской территории, руководствуется принципами:

  • обеспечения безопасности Российской Федерации и международной безопасности;
  • взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с иностранными государствами;
  • взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости государственных границ;
  • мирного разрешения пограничных вопросов.

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

  • Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
  • Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
  • Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Читайте также:  Статья 32. пенсионное обеспечение граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Статья 4. Законодательство о Государственной границе

Законодательство о Государственной границе основывается на Конституции Российской Федерации, а также на международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и других законодательных актах Российской Федерации о Государственной границе, то применяются правила международного договора.

Правовое регулирование защиты и охраны государственной границы российской федерации

В соответствии с Законом РФ от 1 апреля 1993 г.

№ 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е.

пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности РФ и реализации государственной пограничной политики РФ заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно- правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане. Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории.

Охрана Государственной границы является составной частью зашиты Государственной границы, осуществляемой пограничными органами, входящими в состав службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами РФ в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности РФ в случаях и в порядке, определяемых федеральным законодательством. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в федеральном законодательстве как пограничные меры, которые входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Режим Государственной границы включает в себя правила: содержания Государственной границы; пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами; перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных; ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил.

Режим Государственной границы устанавливается федеральными законами и международными договорами РФ.

Органы управления защитой и охраной Государственной границы РФ и их компетенция

Органы государственной власти РФ осуществляют в сфере защиты Государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией РФ и Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области безопасности (ФСБ России), осуществляет государственное управление в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также организацию пограничной службы.

Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы, входят в состав федеральной службы безопасности.

Основы руководства и управления пограничными органами, их общий состав, основные задачи и полномочия определяются Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

Сейчас в структуре органов федеральной службы безопасности созданы и действуют управления (отделы, отряды ФСБ России по пограничной службе – пограничные органы).

Пограничные органы – государственная военная организация, действующая в структуре ФСБ России, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Президент РФ осуществляет руководство деятельностью органов пограничной службы, определяет основы пограничной политики России как целенаправленной деятельности государства по обеспечению и защите национальных интересов РФ в пограничной сфере.

Указом Президента РФ от 11 октября 2007 г.

№ 1359 образовано Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница), на которое возложены функции по определению и реализации государственной политики по обустройству Государственной границы РФ, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест пересечения государственной границы, а также функции государственного заказчика в этой сфере.

Руководство деятельностью Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ возложено на Правительство РФ.

Правительство РФ обеспечивает реализацию пограничной политики, устанавливает правила и процедуры реализации норм федерального законодательства по вопросам защиты и охраны Государственной границы. Правительство РФ утвердило постановлением от 1 ноября 2007 г.

№ 734 Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, возложив на Росграницу осуществление многочисленных полномочий в установленной сфере деятельности, в числе которых: выработка направления государственной политики и обеспечение ее реализации по обустройству государственной границы РФ; обеспечение единообразного применения требований к проектированию, строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и вне пунктов пропуска через Государственную границу РФ при международных пассажирских перевозках железнодорожным транспортом, а также для обустройства мест пересечения Государственной границы РФ; осуществление изъятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке для федеральных государственных нужд земельных участков, зданий, помещений и сооружений, необходимых для обустройства Государственной границы РФ, пунктов пропуска через Государственную границу РФ, мест пересечения Государственной границы РФ; разработка и согласование проектов схем территориального планирования РФ в области обороны и безопасности государства в части размещения пунктов пропуска через Государственную границу РФ и мест пересечения Государственной границы РФ, а также осуществление иных функций и полномочий в установленной сфере деятельности, определенных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ: создают условия для защиты Государственной границы уполномоченным на то законом войскам и органам, принимают в этих целях законы и иные нормативные правовые акты в пределах, установленных законом о Государственной границе; информируют пограничные органы по вопросам, касающимся обстановки в приграничных районах РФ; создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы; контролируют на своих территориях выполнение всеми органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, а также должностными лицами и гражданами законодательства РФ о Государственной границе.

Органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица обязаны предоставлять в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы; оказывать помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполнять их законные предписания, а также создавать условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах.

Пограничная служба России — телефоны, горячая линия, официальный сайт

Статья 11.1. Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

  • защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
  • защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Читайте также:  Глава iv. взаимоотношения банка россии с органами государственной власти и органами местного самоуправления

(Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (с изменениями от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 15 апреля, 27 июля 2006 г., 5, 24 июля, 4 декабря 2007 г., 25 декабря 2008 г.))

Статья 3. Защита и охрана Государственной границы

Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

  • Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
  • Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
  • Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности (далее — пограничные органы), в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Задачи охраны водных биоресурсов и государственный контроль в этой сфере были возложены на пограничные органы Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1998 г.

№ 90 «О реализации Указа Президента РФ от 29 августа 1997 г. № 950 «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере».

С 2003 года задача защиты и охраны экономических и иных законных интересов государства во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации поставлена перед ФСБ России, составной частью которой являются пограничные органы. Деятельность пограничных органов в указанной сфере регламентирована ведомственными нормативными правовыми актами:

  • приказом ФСБ России от 11 января 2009 г. № 1 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и осуществлению государственного контроля в этой сфере»;
  • приказом ФСБ России от 26 сентября 2005 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов».

Охрана морских биологических ресурсов и обеспечение государственного контроля в этой сфере является одной из приоритетных задач в деятельности Пограничной службы ФСБ России. Пограничная служба ФСБ России осуществляет государственный контроль:

  • за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере охраны водных биологических ресурсов;
  • за соблюдением пользователями условий лицензий (разрешений) на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также других документов, на основании которых возникает право пользования водными биологическими ресурсами;
  • за выполнением международных договоров в сфере охраны водных биологических ресурсов.

Пограничная служба ФСБ России осуществляет охрану запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации и за её пределами.

Пограничная служба ФСБ России выполняет функции по обеспечению охраны биологических ресурсов во внутренних морских водах, Каспийском и Азовском морях до определения их правового статуса.

Деятельность Пограничной службы ФСБ России по охране водных биологических ресурсов и государственному контролю в этой сфере осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г.

, 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 7 марта 2005 г., 20 апреля, 15 июня, 30 декабря 2006 г., 26 июня, 4 декабря 2007 г.

, 14 июля, 3, 25, 30 декабря 2008 г.)

Официальный сайт

Официальный сайт Пограничной службы ФСБ России — ps.fsb.ru

Горячая линия

Для того, чтобы связаться с горячей линией Пограничной службы ФСБ России, воспользуйтесь бесплатными номерами телефонов доверия:

  • 8 (495) 224-2222 (круглосуточно)
  • 8 (495) 914-43-69 (круглосуточно)

Электронный адрес: [email protected]

Телефон доверия ФСБ России:

Пограничная служба ФСБ России

Пограничные войска – государственная организация, предназначенная для охраны внешних территорий России на суше и воде. Основные обязанности – обеспечение правил содержания государственной границы.

Краткая история

Пограничная служба является структурным подразделением Федеральной службы безопасности в Российской Федерации. Основная цель — охранять и оберегать российскую границу. Чертой обороны являются земельные, водные и биологические ресурсы исключительной экономической зоны.

Пограничная служба не относится к Вооруженным силам. Органы отвечают за выполнение индивидуальных задач защиты. Еще во времена Российской империи за службу отвечал отдел таможенных сборов.

Отдельный отдел Пограничной службы рационализировал охрану территорий. После Октябрьской революции декретом СНК РСФСР была сформирована Пограничная охрана российской границы. Так же было сформировано Основное отделение охраны за территориями РФ. На данный момент в базовый отдел охраны перешли офицеры управления отдельного корпуса пограничной стражи России.

Властные структуры как пограничные войска были отменены в России в начале двухтысячных годов.

В то же время Департамент, координирующий деятельность пограничников начал переход от интегрированной системы организации подразделений прибрежных военных органов, которые служат в соответствии с договором.

В конце 2008 года региональные органы переключились на систему компонентов военно-промышленной службы на контактной основе.

Что такое пограничная служба ФСБ?

Пограничная деятельность подразумевает защиту, охрану Государственной границы России. Служба ФСБ создана для недопущения противоправного изменения государственной границы. Соблюдать правила обязаны физические и юридические лица. Органы обязаны защищать экономические и законные интересы РФ.

Согласно закону РФ, регулирующего охрану российской территории, служба ФСБ должна защищать и охранять границы в пределах своих полномочий путем дипломатических, экономических, оборонных мер.

В данной деятельности участвуют компании и граждане. Меры защиты принимаются со статусом Госграницы, определяемыми международными договорами РФ.

Законодательство сотрудничает со странами в сфере защиты границы на базе общепризнанных принципов, норм международного права и договора.

Защита границы обеспечивает жизненно важные интересы общества, личности и государства. Производится защита пограничной зоны, российской части озер, вод, водных объектов, санаторно-курортных частей. Охрана государственной границы является составной частью защиты границы России, входящей в приграничные территории.

Какова структура погранслужбы?

Пограничная служба России является единой централизованной системой органов управления. В состав входит служба пограничного контроля Федеральной службы безопасности РФ.

Что входит в структуру?

  • Раздел пограничной и прибрежной охраны.
  • Регулирование контроля за государственными территориями.
  • Оперативно-координационное администрирование.
  • Региональные сопредельные службы. В их состав входят оперативные отделы, караул государственной границы, служба пограничного контроля;
  • Управления ФСБ РФ по субъектам. В них входят центры охраны границы, отделы мобильных действий и оперативные подразделения, практики дознания и административной практики.
  • Прибрежные филиалы и ряды контроля за территориями России.
  • Части прибрежной охраны.
  • Судна, катера, патрульные корабли для защиты границы.
  • Госиздательство «Границы» ФСБ России.
Читайте также:  Статья 19. основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Кроме этого пограничными органами в зависимости от территориального расположения переданы ратные формирования авиации. Что входит в состав авиации?

  • Персональный тяжелый транспортный авиаполк;
  • Совокупные авиаэскадрильи;
  • Летные группы.

Формирование авиации структурно не входит в пограничную службу, но в подчинении органов авиация состоит.

Так же существуют соответствующие военные заведения пограничного профиля:

  • Ратные просветительские учреждения;
  • Академия для пограничников ФСБ РФ;
  • Университет береговой охраны ФБ России;
  • Военные образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Органы управления и что в них входит?

Органы управления образованы в период с 1997 до 2000 годов.

В структуре на данный момент есть арктическое РУ ФПС РФ, Западное, Северо- Кавказское, Юго- Восточное, Забайкальское, Дальневосточное, Восточное, Тихоокеанское региональное управление пограничной службы.

Данные аппараты управления интегрированы и переименованы РПУ ФСБ России. В июле 2004 ПС перешла от линейного принципа к региональной объективности.

Кто руководит пограничными войсками?

Основным федеральным органом исполнительной власти по охране границы России является ФСБ. Сейчас она возглавляет единую систему, состоящую из войск и органов для обороны России.

Федеральная служба безопасности подчиняется Президенту РФ в отношении вопросов, определенных Конституции России. В главные задачи службы безопасности РФ входит:

  • Руководство пограничных войск и подразделений;
  • Караул государственной границы;
  • Стража на основе двухсторонних договоров;
  • Организация удостоверения лиц;
  • Строй транспортировки средств, товаров, животных через границу.

Наиболее значимые приоритеты пограничных органов РФ:

  • Борьба с разведкой;
  • Создание с помощью сил и средств ведомств и министерств РФ;
  • Усовершенствование систем по освещению обстановки в экономической зоне, внутренних водах, в территориальных краях;
  • Борьба с подрывной деятельностью иностранных спецслужб и компаний, государств, незаконной деятельность преступных организаций;
  • Формирование масштабной укомплектованной армии пограничных войск;
  • Создание централизованной системы управления войсками;
  • Труд по повышению качеств контроля за территориями РФ;
  • Работа в соответствии с международными нормами и стандартами;
  • Ведение деятельности по развитию в сфере сотрудничества с пограничными войсками государств;
  • Охрана внешних границ и экономических зон.

Кто осуществляет руководство ПС РФ?

ФСБ руководствуется следующими нормативными документами:

  • Конституционными законами;
  • Федеральными предписаниями;
  • Наказами;
  • Директивами;
  • Распоряжением Правительства РФ;
  • Международными договорами;
  • Инструкциями.

О российских пограничниках за пределами страны

На данный момент еще стоит вопрос об участии пограничных войск в охране границ со странами СНГ. Преступность во внешних рубежах СНГ препятствует всем государствам, которые находятся в содружестве Российской Федерации. Используются усилия всех государств, а также производится обеспечение надежной охраны государственной границы.

Особое внимание в этом плане отводится таджикско-афганской границе и ее пресечению. На сегодняшний момент охрана государственной границы РФ ужесточена. Это усложняет российскую пограничную политику. Только на новых правилах досмотра власти пока не могут гарантировать полную безопасность РФ.

На данный момент внедрился сбор биометрических данных.

Основные принципы деятельности

Работа Федеральной службы безопасности базируется на следующих принципах:

  • Правомерность;
  • Централизации управления ФСБ;
  • Уважения суверенитета;
  • Гуманность;
  • Почет прав и свобод;
  • Незыблемость границ;
  • Мирного разрешения проблем;
  • Взаимовыгодного сотрудничества с органами иностранных государств.

Федеральная служба безопасности для выполнения задач возлагается на структурные подразделения, территориальные органы безопасности. Служба безопасности действует совместно с академией криптографии РФ. Служба безопасности является юридическим лицом.

Полномочия

Для того чтобы осуществлять деятельность в пропускных пунктах через Государственную границу РФ, власти наделяют органы по защите границ определенными компетенцией и полномочиями.

Компетенция обозначает юридические пределы самостоятельности органа, устанавливаемые государством.

Анализ нормативного закрепления и организационной- правовой эффективности компетенции имеет важное значения для совершенствования работы пограничных органов.

В соответствии с Указом Президента установлены следующие полномочия:

  • Учреждение в борьбе с терроризмом;
  • Создание плана борьбы с вредительской деятельностью;
  • Организация в пределах полномочия разведывательной деятельности;
  • Организация в пределах полномочий во взаимодействии с органами внешней разведки.
  • Формирование производства по делу об административных правонарушениях;
  • Осуществление мер и организация защиты согласно федеральному законодательству.

Пограничная служба определена структурными подразделениями службы безопасности России. Нормативными актами определены органы исполнительной власти. Они осуществляют свое действие в рамках обеспечения безопасности РФ.

Органы исполнительной власти являются носителями государственных и властных полномочий. Органы имеют право применять меры административного принуждения.

Предупредительные меры применяются в целях предупреждения нарушений и причинения ущерба личности, обществу и государству.

В связи с этим органы, осуществляющие защиту, оборону границы РФ могут применять меры:

  • Не пропускать через границу вне зависимости от наличия документов;
  • Производить досмотр ТС, грузов и товаров;
  • Вносить в государственные органы, объединения, учреждения представления об устранении причин и условий по совершенствованию в борьбе с правонарушениями.

Знаки различия пограничников

Знаки различия пограничников

Военная форма пограничника включает в себя обмундирование, снаряжение, знаки различия. Обмундирование в Союзе было схоже с формой у европейцев.

Власти приняли решение исключить синие брюки в одежде для защитников России. Костюмы стали единого цвета.

Для сотрудников пошита фирменная рубашка с галстуком. Пограничники должны носить открытый однобортный костюм. Для офицерского состава пошита одежда цвета аквамарин. В цельном образе присутствуют дополнительные аксессуары.

На погонах должны быть буква ПС. Атрибут солдата — защитника границы – это зеленый берет и фуражка.

Какая военная техника и вооружение у пограничников?

На вооружении службы безопасности РФ имеются более совершенные средства вооружения и технического обеспечения для охраны государственной границы. Все три патрульных судна предназначаются для борьбы с терроризмом и пиратством, охраны морской границы и контроля за рыболовством. Среди прирубежных кораблей существует сторожевой корабль «Безупречный». Второе используемое судно ПСКР-99.

Пограничная служба располагает собственной авиацией, которая насчитывает пятьдесят патрульных и транспортных самолетов.

Авиации

Одна из новинок авиации – легкий многоцелевой вертолет Ка 26Т. Он отличается точностью висения, отличной управляемость, энерговооруженностью, максимальной безопасностью. Винтокрылая машина абсолютно неприхотлива в управлении. Улучшенные технические характеристики вертолета — это экологичность, безопасность, экономичность.

Беспилотные летательные аппараты ПВ

Для развития современной военной авиации были разработаны беспилотные летательные аппараты. Это направление на данный момент является одним из самых перспективных.

Беспилотники уже привели к изменению стратегии ведения боевых действий. Аппараты выполняют множество задач. Сегодня БПЛА используются не только во время военных действий, но и на гражданке.

Они применяются для патрулирования, геодезических изысканий, мониторинга объектов.Некоторые из современных летательных аппаратов уже обладают высокой степенью автономности. В ближайшее время дроны получат возможность получать и уничтожать автономно.

Плюсы беспилотных летательных аппаратов:

  • Снижение наибольших характеристик по сравнению с летательными аппаратами;
  • Беспилотные аппараты могут проводить разведку, а также передать информацию;
  • Нет ограничений для применения в боевых условиях;
  • Аппараты обладают высокой боеготовностью и мобильностью.

Бронетехника и артиллерия

Самоходные артиллерийские орудия предназначены для поражения живой силы противника. В этом году более 450 техники поступило в подразделения войск РФ.

В рамках выполнения оборонного заказа компании оборонно-промышленного комплекса передают Минобороне РФ современные образцы, которые успешно зарекомендовали себя при эксплуатации в различных климатических зонах.

В подразделении будут поставлены модернизированные танки, например:

  • Т 72 Б3М, Т90 М, БМП 3;
  • Бэтээр 82А, 82 АМ.

Что входит в категорию бронетехники?

  • Бронетрактора РФ;
  • Бронеавтомобили;
  • Бронетранспортеры;
  • Бронированные ремонтно-эвакуационные ТС РФ;

Какие военные транспортные средства, снегоходы, квадроциклы используют пограничники РФ?

Не так давно пограничники РФ обратили внимание на квадроциклы и снегоходы. Военная техника несколько раз фигурировала на различных выставках. Несколько квадроциклов использовались в ходе совместных учений. Квадроциклы представляют интерес для вооруженных сил.

Для использования предлагаются два вида квадроцикла, оснащаемые вооружением и специальным оборудованием. Две новейшие разработки проходят испытания и проверяются в рамках учений. Первый предполагаемый квадроцикл – машина Тульчанка. Так же квадроцикл Леопард, имеющий сварную трубчатую раму, на которой монтируются основные агрегаты.

Береговой охрана

Органы Береговой охраны являются составной частью единой системы пограничных органов ФСБ.

В сфере деятельности пограничных органов Береговая охрана – это морское направлении. В стадии формирования три управления Береговой охраны.

Пограничные органы формируются исходя из направлений, где находится основная морская черта.

Органы Береговой охраны не отделяются от пограничной службы, это их составная часть.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.

Ссылка на основную публикацию