Статья 29. обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика

Обязательный аудит представляет собой независимую проверку финансов и бухгалтерии, порядка ведения учета и заполнения отчетности, других аспектов деятельности компании. Требования к экспертам и порядку проведения аудиторских проверок определены Законом № 307-ФЗ. В статье 5 этого закона перечислены организации, для которых проведение аудита является строго обязательным.

Что такое обязательный аудит

Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

Общие правила проведения аудитов в России:

  • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
  • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
  • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
  • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

Кто должен пройти аудит в силу закона

Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

  • акционерные общества любой формы;
  • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
  • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
  • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
  • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
  • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
  • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

Что компания получает по итогам аудита

Каждый аудит является комплексной проверкой, по итогам которой организация получит официальный документ — заключение.

В содержании документа эксперты укажут:

  1. сведения о юридическом лице, проходившем аудит;
  2. данные об аудиторской организации или частном аудиторе;
  3. перечень и период отчетности, в отношении которой поводится обязательный аудит;
  4. описание работ, выполненных специалистами (они определяются по программе аудита);
  5. мнение (выводы) аудиторов о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности;
  6. дата оформления заключения.

Для подготовки заключения и передачи его заказчику применяются стандарты аудиторской деятельности, законы и подзаконные акты, руководящие документы ФНС и Минфина РФ.

Обязательная аудиторская проверка проводится на основании договора. Стоимость работы определяется по согласованию между сторонами, оплачивается заказчиком. Заключение выдается только организации, в отношении которой проводился аудит, либо заказчику по договору.

Пример заключения по обязательному аудиту

Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика

Изменения в законодательстве об аудиторской деятельности на 2021 год

Принципиальных изменений в Законе № 307-ФЗ на 2021 год пока нет. Последние поправки в него вносились в апреле 2020 года и касались временной приостановки обязательных аудитов для НКО. Но с января 2020 года эта приостановка закончится и некоммерческие организации вновь вернутся к ежегодному проведению аудита.

На данный момент в Госдуме РФ находится на рассмотрении законопроект № 975888-7. Он успешно прошел экспертизу, общественное обсуждение. Законопроект предусматривает изменения в перечень организаций, которые должны проводить обязательную аудиторскую проверку.

Если законопроект примут, из перечня исключать компании с выручкой до 800 млн. руб. и с суммой активов до 400 млн. руб. Это упростит работу и отчетность для малого и среднего бизнеса (одним из критериев для отнесения к малому бизнесу является лимит выручки до 800 млн.

руб.).

Антикризисный закон об НКО

Ввиду пандемии коронавируса в 2020 года для НКО были сделаны послабления в части проведения обязательного аудита. До конца 2020 года НКО могли утверждать аудиторскую организацию заочно.

Социально ориентированные НКО, в том числе благотворительные фонды, вообще были временно освобождены от аудиторских проверок.

Но с января 2021 года все нормы Закона № 307-ФЗ в отношении НКО вновь начнут действовать.

Аудит для компаний-эмитентов

Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами.

Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

Комплексный аудит и его преимущества

Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

  • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
  • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
  • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
  • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.

Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

Этапы аудита и условия подачи аудиторского заключения

Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

  1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
  2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
  3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
  4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

Обязательный аудит: ответственность и штрафы

Компании без раскрытия информации 5 тыс. рублей
ПАО от 700 тыс. до 1 млн рублей
Для должностных лиц АО от 30 тыс. до 50 тыс. рублей

Ответственность за непредставление обязательного аудиторского заключения

Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

За нарушение этого требования наступает ответственность:

  • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
  • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
  • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.

По всем вопросам, связанным с проведением обязательных аудитов и добровольных проверок, вы можете обратиться к экспертам КСК-ГРУПП. Консультации по вопросам сотрудничества можно получить по телефону, по электронной почте или через форму обратной связи.

Все, что нужно знать про обязательный аудит в 2021 году

Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика

Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности является важным элементом информации для пользователей отчетности любого экономического субъекта, поскольку повышает уверенность и собственников, и контрагентов, и банков, рассматривающих кредитные заявки, и других субъектов в том, что отчетность правдива, подготовлена в соответствии с правилами учета, в ней нет существенных искажений, связанных с ошибками или недобросовестными действиями, сокрытия важной для пользователей финансовой или нефинансовой информации.

Кто подлежит обязательному аудиту?

В настоящее время законодательно определены организации, годовая бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту (таблица 1).

Таблица 1 — Субъекты обязательного аудита

Нормативно-правовая основа Организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», ст. 5 (в редакции от 29.12.2020 № 476-ФЗ) Организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам
Организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй
Фонды (кроме государственных внебюджетных, международных), если поступления имущества, включая денежные средства, в году, предшествовавшем отчетному, превысили 3 млн руб.
Другие организации, кроме ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, потребительских  кооперативов, если доходы, определяемые по правилам налогового учета, в году, предшествовавшему отчетному, превысили 800 млн руб. или сумма активов баланса на конец года, предшествовавшему отчетному, превысила 400 млн руб.
Федеральный закон «Об акционерных обществах», ст. 88 Акционерные общества
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», ст. 42 Кредитные организации
Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 29 Страховые организации
Федеральный закон «О взаимном страховании», ст. 22 Общества взаимного страхования
Федеральный закон «Об организованных торгах», ст. 5 Организации — организаторы торговли
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте», ст. 5 Клиринговые организации
Федеральный закон «Об инвестиционных фондах», ст. 50 Акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевого инвестиционного фонда
Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах», ст. 54 Жилищные накопительные кооперативы
Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», ст. 3 Застройщики
Федеральный закон «О кредитной кооперации», ст. 28, 31 и 33 Кредитные потребительские кооперативы
Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», ст. 15 Микрофинансовые компании
Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах», ст. 22 Негосударственные пенсионные фонды
Федеральный закон «О политических партиях», ст. 35 Политические партии
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности», ст. 5 Организации, составляющие и публикующие консолидированную отчетность
Читайте также:  Статья 55. Закрытое заседание

Обязательному независимому аудиту подлежит также годовая отчетность Банка России, государственных компаний и государственных корпораций, государственных и муниципальных унитарных предприятий (в случаях, когда необходимость аудита определена собственником ГУПа или МУПа), Агентства по страхованию вкладов, Единого института развития в жилищной сфере, Единого общероссийского объединения страховщиков, Профессиональных объединений страховщиков, объединений субъектов страхового дела, Национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, Объединения туроператоров в сфере выездного туризма, некоммерческих организаций — иностранных агентов, организаторов азартных игр и лотерей, а также некоторых других общественно значимых организаций, с перечнем которых можно ознакомиться на сайте Министерства финансов РФ. Например, перечень случаев обязательного аудита отчетности организаций за 2020 год опубликован тут.

ВАЖНО! Количество субъектов обязательного аудита с 1 января 2021 года значительно сократилось, в связи с внесением изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В частности, «выведены» из-под обязательного аудита субъекты малого бизнеса с выручкой от 400 до 800 млн руб. и суммой активов баланса от 60 до 400 млн руб.

, а также фонды, годовые поступления в которых не превышают 3 млн руб. Тем не менее, если договор обязательного аудита отчетности такой организацией заключен и начал выполняться аудиторами до вступления в силу данных изменений (т. е. до 31.12.

2020 включительно), отчетность экономического субъекта подлежит выпуску (опубликованию) вместе с аудиторским заключением.

Также необходимо отметить, что, несмотря на то, что акционерные общества как субъекты обязательного аудита, не поименованы в новой редакции ст.

5 закона об аудиторской деятельности, требование привлечения аудиторов для аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности осталось неизменным, так как оно предусмотрено ст. 88 Закона об акционерных обществах.

Причем это правило касается как публичных, так и непубличных акционерных компаний.

В последние годы при рассмотрении материалов аудиторских заданий внешними контролерами качества аудита наблюдалась удивительная ситуация: акционерами (учредителями) утвержден в установленном порядке один аудитор, а на Федресурсе размещено аудиторское заключение, выданное другим аудитором.

Это, безусловно, наводит на мысль, что выбранный собственниками аудитор оказался «некомфортным» и руководителю пришлось найти более лояльного проверяющего.

Сегодня на первой странице бухгалтерского баланса организации отражаются сведения об обязательном аудите (подлежит организация или нет) и аудиторе, с которым заключен договор.

Это является, во-первых, мерой по предотвращению замены аудитора, а во-вторых, требует от аудируемого лица своевременно заключать договор на оказание услуг по обязательному аудиту.

Представление аудиторского заключения в ГИР БО

Организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательной аудиторской проверке, обязаны представлять ее в налоговый орган вместе с аудиторским заключением. Налоговый орган самостоятельно размещает проаудированную отчетность и заключение независимого аудита в Государственном информационном ресурсе бухгалтерской отчетности (ГИР БО).

ВАЖНО! Аудиторское заключение представляет в налоговый орган не аудитор, а руководство аудируемого лица, которому аудиторское заключение передано в порядке, предусмотренном договором аудита.

Что касается сроков предоставления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, здесь возможны варианты:

  • если аудиторское заключение подготовлено в срок, предусмотренный для составления и представления бухгалтерской отчетности законом о бухгалтерском учете, — это наиболее благоприятная ситуация, поскольку отчетность и заключение сдается единым комплектом и не требует впоследствии дополнительных действий от отчитывающейся организации. В обычные годы в России таким сроком являлась дата 31 марта года, следующего за отчетным. Но, как известно, в 2020 году пандемия и меры по противодействию ее распространению внесли свои коррективы в сроки предоставления отчетности и аудиторского заключения, которые для многих экономических субъектов были продлены (для большинства организаций — до 12 мая 2020 года). В связи с невозможностью проводить аудиторские процедуры, многие аудиторы по согласованию с клиентами увеличили сроки аудиторских проверок, при этом выпустив аудиторское заключение без нарушения законодательства и обеспечив возможность своевременного предоставления информации в ГИР БО аудируемыми лицами;
  • если к моменту предоставления бухгалтерской отчетности в налоговый орган аудиторское заключение еще не готово (а эта ситуация наиболее характерна для акционерных обществ, где годовая отчетность подлежит утверждению общим собранием акционеров, а также других организаций, в уставе которых прописана процедура утверждения отчетности собственниками), закон о бухгалтерском учете дает возможность представить аудиторское заключение в налоговый орган позднее, чем отчетность. При этом нельзя нарушать две временные рамки: заключение нужно сдать в течение 10 рабочих дней с момента его подписания аудитором, но не позднее, чем 31 декабря года, следующего за отчетным;

Как следует из приказа ФНС России от 13 ноября 2019 г. № ММВ-7-1/570@, аудиторское заключение в виде электронного документа передается в налоговый орган в формате PDF.

Если организация, подлежащая обязательному аудиту, не представит аудиторское заключение в налоговый орган, это является административным правонарушением и штрафуется исходя из норм статей 15.11 и 19.7 КоАП РФ.

Размещение сведений об обязательном аудите на Федресурсе

Сведения о результатах обязательной аудиторской проверки необходимо размещать на Федресурсе (в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц).

В отличие от информации в ГИР БО, аудиторское заключение на Федресурсе публикуется не полностью, а только в части наиболее важной для пользователей информации (кто проводил аудит, в отношении какой отчетности и за какой период, какое мнение выразил аудитор и каковы были основания для этого мнения, а также другая информация, предусмотренная п. 6 ст. 5 закона об аудиторской деятельности).

Для размещения информации руководитель аудируемого лица должен получить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров из списка на сайте Федресурса. Специальным программным обеспечением можно воспользоваться на этом сайте бесплатно.

А вот размещение сведений является платным.

При отсутствии у руководителя ЭЦП для размещения сведений об аудиторском заключении или другой информации, можно обратиться к нотариусу, который подпишет сообщение своей ЭЦП и разместит на Федресурсе.

За размещение одного сообщения на Федресурсе на момент написания статьи взимается плата 860,35 руб., в т. ч. НДС 20 %.

Квалифицированные сертификаты ЭЦП для сайта Федресурс (а также других целей бизнеса, например: сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности, регистрации онлайн-касс, получения финансовых услуг и др.

) выдают уполномоченные удостоверяющие центры, стоимость оформления ЭЦП составляет от 2800 до 3000 руб.

Несоблюдение требования размещения информации является административным правонарушением (п. 6-8 ст. 14.25 КоАП РФ):

  • нарушение установленных сроков размещения информации на Федресурсе повлечет предупреждение или штраф на должностное лицо 5000 руб.;
  • непредоставление информации или размещение недостоверных сведений — штраф увеличивается и может составить от 5000 до 10000 руб.;
  • повторное нарушение может привести к штрафу на руководителя от 10000 до 50000 руб. или даже к его дисквалификации на срок до трех лет.

Таким образом, расходы на размещение обязательной информации на Федресурсе (в рассматриваемом случае — о результатах обязательного аудита) не идут ни в какое сравнение с возможными финансовыми последствия невыполнения этого требования.

Нужно ли предоставлять аудиторское заключение в статистику?

В связи с внесением изменений в закон о бухгалтерском учете, начиная с 1 января 2020 года вся отчетность, а также в предусмотренных законодательством случаях аудиторское заключение, предоставляется в налоговый орган — как оператору ГИР БО. В органы статистики аудиторское заключение предоставлять не нужно.

Особенности раскрытия информации акционерными обществами

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность АО, как публичных, так и непубличных, раскрывается путем опубликования ее текста на интернет-странице (как правило, на официальном сайте компании) в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В 2021 г. эта дата приходится на 5 апреля: поскольку последний срок размещения отчетности вместе с аудиторским заключением приходится на выходной день (субботу 03.04.

2021), днем окончания указанного срока считается ближайший рабочий день. Данные требования изложены в Положении Банка России от 30.12.

2014 № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и контролируются Центральным банком РФ.

ВАЖНО! Для акционерных обществ, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, публикации на интернет-сайте подлежит также промежуточная (ежеквартальная) бухгалтерская отчетность. При этом она должна быть опубликована вместе с аудиторским заключением при условии, что аудит этой отчетности проводился.

Весьма существенные санкции за нарушение порядка и сроков раскрытия информации акционерными обществами установлены п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ: на должностных лиц возможно наложение штрафа в размере от 30000 до 50000 руб. либо может быть принято решение о дисквалификации руководителя на срок от 1 года до 2 лет. Штраф на организацию в этом случае — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Обязательный аудит в 2020 году

Статья 29. Обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Читайте также:  Статья 16.1. уполномоченный по правам человека в субъекте российской федерации

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

  • 1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • 2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • 3. если организация является:
  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки «Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ» в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «НЕТ».

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак «Х» в поле «ДА» и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

COVID-19: сроки раскрытия консолидированной финансовой отчетности в 2020 году; Внутренний аудит и публичный режим ПАО

06.04.2020

Примерное время чтения: 8 мин.

Илья Болотнов Анастасия Нерчинская

Юридическая компания Пепеляев Групп сообщает об ожидаемых к принятию изменениях в ряд положений законодательства, регулирующих отдельные аспекты деятельности ПАО, порядок и сроки представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности, на фоне пандемии коронавируса COVID-19

1 апреля 2020 года Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унификации содержания годовых отчетов государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, а также в части установления особенностей регулирования корпоративных отношений в 2020 году и о приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации» («Закон»). В данный момент закон находится на рассмотрении Совета Федерации, в ближайшее время ожидается его одобрение верхней палатой парламента и его подписание Президентом РФ[1].

1. Вопросы деятельности совета директоров и организация внутреннего аудита в ПАО

Законом вводится норма о продлении сроков вступления в силу следующих положений Закона об АО (срок вступления в силу указанных положений перенесен с 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года):

  • положения о необходимости формирования советом директоров (наблюдательным советом) ПАО комитета по аудиту для целей: (1) контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ПАО; (2) оценки независимости аудитора ПАО и отсутствия у него конфликта интересов; (3) оценки качества проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО[2];
  • положения, предусматривающие: (1) обязанность ПАО осуществлять внутренний аудит; (2) требование об утверждении советом директоров (наблюдательным советом) ПАО внутренних документов, определяющих политику ПАО в области организации и осуществления внутреннего аудита; (3) порядок назначения на должность лица, ответственного за организацию и осуществление внутреннего аудита ПАО; (4) иные вопросы организации и осуществления такого аудита в ПАО[3].

Таким образом, обязанности ПАО по реализации указанных выше требований возникают с 1 января 2021 года.

2. Продление срока для принятия АО решения о публичном режиме

В соответствии с требованиями действующего законодательства[4] в случае, если по состоянию на 1 июля 2015 года устав и наименование АО, созданного до 1 сентября 2014 года, содержали указание на то, что такое АО является публичным (то есть, фирменное наименование содержало аббревиатуру ПАО), но которые фактически не имели признаков публичности, предусмотренных законодательством[5], то до 1 июля 2020 года такие АО должны были определиться с выбором режима деятельности АО (публичный или непубличный).

Читайте также:  Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

В частности, если АО пожелает осуществлять деятельность в качестве непубличного АО, оно обязано внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования указания на статус публичного общества. Если же АО намерено стать публичным, ему до указанного выше срока необходимо обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого АО.

Положения нового Закона продлевают срок для совершения АО, соответствующими описанным выше признакам, предусмотренных законом действий по подтверждению публичного статуса или отказу от такового с 1 июля 2020 года до 1 января 2021 года[6].

Таким образом, соответствующим компаниям предоставляется дополнительный полугодичный срок для принятия решения о публичном режиме деятельности или об отказе от него и сохранении непубличного режима.

3. Продление сроков представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности

  • Законом установлены[7] новые (продленные) сроки представления и раскрытия консолидированной финансовой отчетности (как годовой, так и промежуточной) в 2020 году организациями, которые в соответствии с законодательством РФ обязаны составлять и раскрывать такую отчетность[8].
  • Согласно новым правилам:
  • — Годовая консолидированная финансовая отчетность в 2020 году представляется в срок не позднее 180 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность*.
  • * согласно текущим требованиям законодательства такая отчетность представляется в срок не позднее 120 дней после окончания отчетного года, за который составлена данная отчетность[9]
  • Промежуточная консолидированная финансовая отчетность в 2020 году представляется в срок не позднее 150 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность*.
  • * согласно текущим требованиям законодательства такая отчетность представляется в срок не позднее 60 дней после окончания отчетного периода, за который составлена данная отчетность[10]
  • — Раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с указанными выше новыми сроками представления такой отчетности.
  • — Эмитенты, которые обязаны раскрывать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг[11], согласно новым правилам раскрывают:
  • годовую консолидированную финансовую отчетность или годовую финансовую отчетность эмитента за 2019 год вместе с аудиторским заключением в отношении такой отчетности, в течение трех дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 210 дней после даты окончания указанного отчетного года*; 

* согласно действующим правилам такая годовая отчетность раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 120 дней после даты окончания соответствующего отчетного года[12]

  • промежуточную консолидированную финансовую отчетность или промежуточную финансовую отчетность эмитента за шесть месяцев 2020 года вместе с аудиторским заключением или иным документом, составляемым по результатам проверки такой отчетности в соответствии со стандартами аудиторской деятельности в отношении такой отчетности, в течение трех дней, следующих за датой составления указанного аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 180 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность*.

* согласно действующим правилам такая промежуточная отчетность раскрывается в течение трех дней, следующих за датой составления указанных аудиторского заключения или иного документа, но не позднее 60 дней после даты окончания отчетного периода, за который составлена такая отчетность[13]

В связи с установлением более продолжительных сроков в отношении представления и составления организациями консолидированной финансовой отчетности Закон до 31 декабря 2020 года приостанавливает действие положений законодательства РФ[14], предусматривающих более длительные сроки представления и раскрытия соответствующей отчетности, которые действуют в настоящее время.

4. Сроки раскрытия информации организациями финансового сектора

Обращаем Ваше внимание, что в отношении кредитных и некредитных финансовых организаций в 2020 году решением Совета директоров Банка России могут быть установлены иные сроки раскрытия информации и представления отчетности.

Согласно положениям нового Закона[15] в 2020 году Банк России может устанавливать для кредитных и некредитных финансовых организаций:

  • сроки раскрытия информации в форме отчета эмитента, бухгалтерской (финансовой) отчетности эмитента, списков аффилированных лиц;
  • сроки (и порядок) составления и представления отчетности;
  • сроки составления и представления другой предусмотренной федеральными законами информации,

превышающие сроки раскрытия, составления и представления соответствующих отчетности и информации, установленные нормативными актами Банка России.

Такие решения Совета директоров Банка России подлежат обязательному официальному опубликованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Данные правила введены новым Законом в соответствии с ранее анонсированными Банком России мерами поддержки деятельности кредитных организаций на период пандемии коронавируса COVID-19.

О чем подумать, что сделать

В текущих условиях компаниям, зарегистрированным в форме ПАО, рекомендуется при осуществлении хозяйственной деятельности, планировании бизнес-процессов и операций, осуществлении корпоративных процедур, руководствоваться более продолжительными сроками, установленными Законом, в отношении совершения соответствующих действий.

В случае, если внутренние документы, регламенты или локальные акты организации предусматривают конкретные сроки подготовки и раскрытия консолидированной финансовой отчетности, создания системы внутреннего аудита и т.п.

, определенные в соответствии с правилами о сроках, которые действуют в настоящее время до вступления с Закона в силу, рекомендуется внести в такие документы соответствующие изменения с учетом продленных сроков.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей ситуацией изменения в корпоративном законодательстве и готовы оказать любую поддержку по правовому сопровождению корпоративных процедур в ПАО, а также в иных организациях, предоставить комментарии по спорным вопросам применения новых положений законодательства, в том числе обратиться в Банк России и иные государственные органы и организации за получением официальных разъяснений по вопросам, возникающим в процессе реализации требований нормативно-правовых актов в сфере корпоративных отношений.

[1] Положения Закона вступят в силу в дату его официального опубликования

[2] Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статья 64, часть 3, абзац 2; Федеральный закон от 19 июля 2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статья 2, часть 3

[3] Федеральный закон от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», статья 87.1, часть 2; Федеральный закон от 19 июля 2018 № 209-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах», статья 2, часть 3

[4] Федеральный закон от 29 июня 2015 № 210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», статья 27, часть 7

[5] В соответствии с частью 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 N 51-ФЗ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах

[7] Закон, статья 12, часть 7

[8] В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» консолидированную финансовую отчетность обязаны составлять, в частности, кредитные, страховые, клиринговые организации; АО, акции которых находятся в федеральной собственности; организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список, за исключением специализированных обществ и ипотечных агентов

[9] Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», статья 4, часть 7

[10] Федеральный закон от 27 июля 2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», статья 4, часть 7

[11] Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30

[12] Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30, часть 12

[13] Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», статья 30, часть 12

[14] Законом приостановлено действие второго и третьего предложений части 12 статьи 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также части 7 статьи 4 и части 5 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

Ссылка на основную публикацию