Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности

Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

  • Состав, этапы формирования и предоставления бухгалтерской(финансовой) отчетности
  • Введение
  • В условиях рыночных отношений возрастает значение достоверной и объективной бухгалтерской отчетности, так как анализ ее показателей позволяет определить истинное имущественное и финансовое положение организации.
  • Бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, отражающих состояние имущества, права и обязательства хозяйствующего субъекта на определенную дату, финансовые результаты его деятельности за отчетный период, а также изменения финансового положения.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что составление бухгалтерской отчетности возможно только на основе данных синтетического и аналитического учета, обобщенных и сгруппированных данных в соответствии с действующими нормативными документами. Таким образом, бухгалтерская отчетность является завершающим этапом всего учетного процесса в целом. При этом выбор конкретных способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности осуществляется организацией самостоятельно.

  1. Основной целью данной курсовой работы является изучение понятия бухгалтерской отчетности в целом, её элементов и этапов составления, а также рассмотрение особенностей бухгалтерской отчетности и порядка ее представления.
  2. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи, изучить:
  3. – цели, задачи, требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности;
  4. – раскрыть состав бухгалтерской отчетности, порядок составления, предоставления и её утверждения.
  5. 1. Сущность бухгалтерской отчетности
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета по установленным формам.
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность позволяет оценить общую стоимость имущества, материальных оборотных средств, величину собственных и заемных средств, источников организации. По данным бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается излишек или недостаток источников средств для формирования оборотных фондов организации, то есть определяется обеспеченность организации собственными и заемными источниками.
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и своевременно рассчитываться по обязательствам. Отчетность является информационной базой финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной деятельностью организации, для оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных показателей и финансовой деятельности в целом.
  • Экономические цели бухгалтерской (финансовой) отчетности заключаются:
  • – в получении прибыли;
  • – в сохранении капитала организации.

К этапам составления бухгалтерской (финансовой) отчетности относятся:

Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

  • 1) документирование различных хозяйственных фактов;
  • 2) классификация учетных данных и отражение на счетах бухгалтерского учета – в учетных регистрах и Главной книге;
  • 3) формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 4) анализ деятельности организации, результаты которого используются для принятия различных управленческих решений.
  • Посредством бухгалтерской (финансовой) отчетности реализуется основная задача бухгалтерского учета – формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, и представление этой информации внутренним и внешним пользователям.
  • Финансовое положение организации определяется существующими в ее распоряжении ресурсами, структурой источников этих ресурсов, ликвидностью и платежеспособностью организации. Информация о финансовых результатах деятельности организации требуется, чтобы оценить потенциальные изменения в ресурсах, которые организация будет контролировать в будущем, распределять денежные потоки на основе имеющихся ресурсов, обосновать эффективность, с которой организация может использовать дополнительные ресурсы. Информация о финансовом положении формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса. Информация о финансовых результатах деятельности организации отражается показателями отчета о прибылях и убытках. Информация об изменениях в финансовом положении организации обеспечивается данными отчета о движении денежных средств.
  • В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
  • Первый уровень.
  • – Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. №129-ФЗ. В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» определены состав бухгалтерской отчетности, порядок ее представления и публикации, а также содержатся правила составления отчетности и оценки ее статей.
  • – Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • – Указы Президента РФ;
  • – Постановления Правительства РФ, например постановление «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» от 6 марта 1998 г. №283.
  • – Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ и др.
  • Второй уровень.
  • – Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России. Например, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н, непосредственно связано с составлением бухгалтерской отчетности. В данном положении установлены требования к отчетности, содержание и методические основы ее формирования. В настоящее время действуют 23 положения по бухгалтерскому учету.
  • – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению. План счетов – документ общего порядка, который является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности, за исключением бюджетных организаций и банков. Минфин России приказом от 31 октября 2000 г. утвердил План счетов, который введен в действие с 1 января 2001 г.
  • Третий уровень.
  • – Ведомственные документы: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
  • Четвертый уровень.
  • – Приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Например, учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/98.

Таким образом, состав нормативных документов, регламентирующих вопросы бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ, достаточно обширен. Но непосредственное отношение к процессу формирования отчетности имеют следующие нормативные документы:

бухгалтерский хозяйственны отчетность финансовый

  • Таблица 1. Сравнительная таблица
  • Статья 10.1. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности
    Часть работы скрыты для сохранения уникальности. Зарегистрируйся и получи фрагменты + бесплатный расчет стоимости выполнения уникальной работ на почту.

top”>

Приказ №66н от 02.07.2010 г.

Годовая бухгалтерская отчётность организации: состав, порядок заполнения, сроки сдачиБухгалтерская отчетность в 2021 году | Контур.НДС+

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом 402-ФЗ от 06.12.2011г. Статья расскажет о том, что собой представляет Бухгалтерская отчетность за 2020 год и как сдать ее в 2021 году.

Правовое регулирование и общие требования

Правовое регулирование бухгалтерской отчетности осуществляется законом от 6 декабря 2011 года  № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положениями о бухгалтерском учете (ПБУ), нормами Налогового кодекса.

Законодательство устанавливает к бухгалтерской отчетности ряд требований. Вот некоторые из них:

  1. Достоверность. Представленные сведения должны быть реальными.
  2. Нейтральность, то есть объективность.
  3. Существенность. Отчетность должна отражать показатели, влияющие на то, какие решения были приняты в компании.
  4. Последовательность отражения хозяйственных операций.
  5. Целостность и полнота представленных данных.

Отчетность на практике

С точки зрения бухгалтера, отчетность — набор форм, который ежегодно подается в Налоговую инспекцию. В общем случае состав отчетности таков:

  1. Баланс.
  2. Отчет о финансовых результатах.
  3. Отчет о движении денежных средств.
  4. Отчет об изменении капитала.
  5. Пояснительная записка.

Формы отчетов утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

Сдается бухгалтерская отчетность в ИФНС по месту регистрации юридического лица.

Кто должен и не должен подавать бухгалтерскую отчетность

Обязанность юридических лиц сдавать финансовую отчетность закреплена в статье 6 закона № 402-ФЗ, а также в статье 23 Налогового кодекса.

Отчетность подают все юридические лица вне зависимости от формы собственности, налогового режима и прочих характеристик.

Это касается как субъектов бизнеса, то есть коммерческих организаций, так и всех прочих — бюджетных, некоммерческих, кредитных, страховых и так далее.

Некоторые типы юридических лиц, например, банки и страховые компании, подают отчетность по особым формам.

Индивидуальные предприниматели не имеют обязанности вести бухгалтерский учет и, соответственно, не подают финансовой отчетности. Это касается всех ИП вне зависимости от выбранного режима налогообложения.

Срок и способы подачи

Финансовая отчетность подается организациями ежегодно до 31 марта года, следующего за отчетным.

Подать отчетность можно разными способами:

  1. Непосредственно в ИФНС. Датой подачи в этом случае будет считаться день представления отчетности.
  2. По почте. В этом случае день сдачи отчетности — дата почтового отправления (обычно это ценное письмо с описью).
  3. В электронной форме по ТКС. Днем подачи будет считаться дата, указанная в подтверждении отправки.

Формы финансовой отчетности и принципы их заполнения

Бухгалтерский баланс. Является основным отчетом, отражающим результаты финансовой деятельности организации. Он состоит из 5 разделов:

  1. Внеоборотные активы.
  2. Оборотные активы.
  3. Капитал и резервы.
  4. Краткосрочные обязательства.
  5. Долгосрочные обязательства.

В каждом из них показатели отражаются построчно. При этом указываются данные на конец отчетного года и года, предыдущего отчетному. То есть в балансе за 2020 год указываются данные на 31 декабря 2019 года и на 31 декабря 2020 года.

Отчет о финансовых результатах. Включает информацию о доходах и расходах юридического лица, а также о прибыли или убытке. Приводятся данные за отчетный и предыдущий годы.

Отчет об изменении капитала. Отражает движение капитала организации. Особенность — указываются данные за отчетный год, а также два предшествующих года. Таким образом, в отчете за 2020 год будут присутствовать показатели 2018—2019 годов.

Отчет о движении денежных средств. Отражает движение финансов организации и их эквивалента. Включаются данные за отчетный и предыдущий годы.

Пояснительная записка. Содержит пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах. Может иметь вид текста или таблицы. В последнем случае состав пояснений определяется самим юридическим лицом.

Малый бизнес

Организации, относящиеся к субъектам малого предпринимательства, могут подавать бухгалтерскую отчетность в упрощенной форме. Она предполагает составление всего двух отчетов — упрощенного баланса и отчета о финансовых результатах. Эти формы можно подавать как в классическом, так и упрощенном виде.

Общие правила заполнения

При заполнении форм годового финансового отчета нужно придерживаться следующих правил:

  1. Все поля заполняются только на русском языке.
  2. Все суммы отражаются в рублях.
  3. Суммовые показатели отражаются в зависимости от оборотов в тысячах либо в миллионах рублей без десятичных знаков.
  4. Числовые показатели указываются за вычетом регулирующих величин, то есть в нетто-оценке.
  5. Если в каких-то полях показатель отсутствует, ставится прочерк. Документы отчетности не должны содержать пустых полей.
  6. Не допускаются исправления и помарки.
  7. Показатели, которые вычитаются, или отрицательные величины указываются в круглых скобках.
  8. Оценка статей отчетов производится согласно правилам, установленным ПБУ.
  9. Не допускается зачет активов и пассивов в балансе, прибыли и убытка в отчете о финансовых результатах.
  10. Данные должны быть сопоставимы с аналогичными показателями предыдущих годов.
  11. Отчет подписывается руководителем организации. Подпись главного бухгалтера не нужна.

Взаимоувязка форм

Бухучет должен достоверно и полно отражать информацию о состоянии имущества и обязательств организации и их изменений.

Все хозяйственные операции должны быть учтены методом двойной записи, то есть по дебету и кредиту соответствующих счетов бухгалтерского учета. В итоге актив баланса должен быть равен его пассиву.

Если это тождество не исполняется, в учете были допущены ошибки, и баланс составлен неверно.

Контролирующие органы проверяют формы отчетности на их сопоставимость, то есть правильную увязку между собой.

Подобные контрольные соотношения есть и в налоговой отчетности — ФНС их регулярно публикует. А вот по бухгалтерской отчетности Налоговая служба такие публикации не делает.

Поэтому контрольные соотношения разрабатываются экспертами. В следующих таблицах даны некоторые из них.

Таблица 1. Соотношение показателей баланса и отчета о движении денежных средств

Баланс

Отчет о движении денежных средств

Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2019 год = Строка 4500 за 2019 год
Строка 1250 «Денежные средства и эквиваленты» за 2020 год = Строка 4450 за 2019 год
Строка 1250: «Денежные средства и эквиваленты» значение на 31 декабря 2020 года минус значение на 31 декабря 2019 года = Строка 4400 «Сальдо денежных потоков за отчетный период»

Таблица 2. Соотношение показателей баланса и отчета об изменении капитала

Баланс

Отчет об изменении капитала

Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа

(Письмо ФНС РФ от 08.10.2020 г. № ЕА-3-26/6827@)

В соответствии с п. 3 ст.

80 НК РФ установлена обязанность представления налоговой отчетности (расчетов) по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, для следующих налогоплательщиков:

  • – налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
  • вновь созданных (в том числе при реорганизации) организаций, численность работников которых превышает 100 человек;
  • налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

В частности, в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ такая обязанность предусмотрена при представлении налоговой отчетности по НДС независимо от организационно-правовой формы плательщика и количества наемного персонала;

– крупнейших налогоплательщиков.

В остальных случаях сохраняется возможность представления налогоплательщиками предусмотренной НК РФ налоговой отчетности на бумажном носителе.

Вместе с тем в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г.

№ 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» обязательный экземпляр отчетности представляется экономическим субъектом в виде электронного документа по ТКС через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (для отчетности за 2019 год для субъектов малого предпринимательства предусмотрена возможность представления отчетности в виде электронного документа или на бумажном носителе).

Для формирования и направления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы ФНС РФ были разработаны форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные приказом ФНС РФ от 13.11.2019 г. № ММВ-7-1/570@.

  1. Указанные форматы доступны в открытом доступе на официальном сайте ФНС РФ.
  2. В настоящее время ФНС активно применяет цифровые технологии, совершенствуются электронные сервисы, расширяется электронный документооборот.
  3. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в виде электронного документа по ТКС является удобным, так как сокращает временные затраты и не требует личного посещения налогоплательщиками налоговых органов.

В соответствии со вступающим в силу с 1 апреля 2021 года п. «а» ч. 8 ст. 1 Федерального закона от 27.12.2019 г.

№ 476-ФЗ предусмотрены способы удаленного получения электронной подписи, например, при наличии действующего квалифицированного сертификата электронной подписи, или с использованием сведений из единой системы идентификации и аутентификации и информации из единой биометрической системы, а также с использованием информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные.

Вместе с тем с 1 января 2022 года ФНС РФ наделяется полномочиями по обеспечению хозяйствующих субъектов электронной подписью и средствами криптографической защиты информации на безвозмездной основе.

Стандарт представление бухгалтерской отчетности — законодательство и судебные прецеденты

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.06.

2012 № 03АП-2119/2012

со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями; платежное поручение, которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг; опись представленных документов; иные документы, предусмотренные настоящими Стандартами.

В соответствии с пунктом 2.4.5.

Стандартов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек. Если иное не установлено федеральными законами или в установленном ими порядке, годовая бухгалтерская отчетность эмитента должна состоять из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки. Согласно

Постановление АС Ярославской области от 25.05.2020 № А82-18504/19

объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Не допускается ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учета (часть 3 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

В силу части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. Согласно части 3 статьи 21 Закона о бухгалтерском учете к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты бухгалтерского учета, федеральные

Постановление АС Архангельской области от 16.03.2017 № А05-8186/16

учетным документом. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (части 3, 5 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты;

Постановление АС Архангельской области от 05.09.2017 № А05-8186/16

6, 9, 10, 13 Закона № 402-ФЗ. Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета (часть 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерский учет ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учета, если иное не установлено федеральными стандартами.

Формы регистров бухгалтерского учета для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (части 3, 5 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (статья 13 Закона № 402-ФЗ). К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4)

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2017 № А08-1526/17

безопасности учета и внутреннего контроля; принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий группы компаний; подготовка и проведение методических занятий с бухгалтерами группы компаний по вопросам бухучета и налогообложения, международных стандартов отчетности; подготовка отчетности по контролируемым сделкам; консультирование руководителей предприятий группы компаний, главных специалистов и специалистов предприятий группы компаний по вопросам хозяйственной и финансовой деятельности, бухгалтерской отчетности, проблемам налогообложения, действующего порядка оспаривания незаконно предъявленных исков и другим вопросам; взаимодействие с внешними аудиторами, представителями государственных и других контролирующих органов; подготовка возражений, апелляционных жалоб на действия ГНИ, представление интересов предприятия в ГНИ, судах и других ведомствах; разработка структуры и содержания форм расшифровок к бухгалтерской отчетности по РСБУ для предоставления необходимых данных предприятиями группы компаний для последующего составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО; обработка запросов для осуществления корректировок при трансформации отчетности в соответствии с МСФО и анализ данных для трансформации промежуточной, квартальной,

Требования к порядку формирования и раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности: понятия и классификация

В статье систематизирована информация о требованиях отдельных нормативных документов, предъявляемых к порядку формирования и раскрытию информации в бухгалтерской (отчетности) организаций. Автором представлена классификация основных требований в зависимости от их назначения и содержания.

Ключевые слова: бухгалтерская (финансовая) отчетность, информация, классификация, нормативные акты, организация, показатели, пользователи, правила, раскрытие информации, требования, формы, формирование отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период [1, п. 1, ст. 3].

Сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления являются информацией согласно определению, данному в ст. 2 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее ФЗ № 149).

Физические и юридические лица как пользователи бухгалтерской отчетности имеют право на осуществление поиска и получения любой информации в любых формах и из любых источников при условии, что к ней не может быть ограничен доступ.

Данное право установлено ст. 8 вышеназванного закона [2].

На основе информации бухгалтерской отчетности определенной организации заинтересованные в ней пользователи могут сделать соответствующие выводы относительно рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных инвестиций; о степени ее платежеспособности и финансовой устойчивости; о продолжении деятельности организации; о роли и вкладе организации в благосостоянии общества в целом. В отношении информации для внутренних пользователей представляется интерес с точки зрения ее полезности руководству организации для принятия управленческих решений.

В ней систематизируется информация необходимая для чтения и анализа различными категориями пользователей, в том числе об имущественном положении организации, финансовых результатах ее деятельности, наличии и движении денежных и материальных ресурсов, состоянии и изменении основных и оборотных средств, нематериальных активах и т. п. Как следствие целью бухгалтерской отчетности является предоставление необходимой полезной информации ее потенциальным пользователям.

Составление и предоставление бухгалтерской отчетности организации представляет собой процесс, в ходе которого необходимо руководствоваться требованиями отдельных нормативных документов в области бухгалтерского учета и формирования отчетности, предъявляемые к порядку ее составления.

Действующий Закон «О бухгалтерском учете» обязывает все организации вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и предоставлять ее в налоговые органы и органы государственной статистики в общеустановленном порядке.

Настоящий закон определяет, что в отношении бухгалтерской отчетности не применим режим коммерческой тайны. Раскрытие вопросов формирования, утверждения, сроков и порядка предоставления отчетности изложены в статьях 13–18 названного Закона.

Положение по бухгалтерскому учету 4/99 (далее ПБУ 4/99) устанавливает методические основы формирования бухгалтерской отчетности, обязательные для всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ, кроме кредитных организаций и государственных муниципальных учреждений.

Составление годовой бухгалтерской отчетности, является обязательным случаем проведения процедуры инвентаризации и регламентируется действием соответствующих положений нормативных документов.

Общий порядок проведения инвентаризации соответствующих объектов, а также оформление ее результатов устанавливается Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств [1, ст. 11; 3, п.

27; 4, п. 38; 5, п. 1.5].

Кроме названных нормативных актов бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами. В данном смысле имеют значение требования к формированию и раскрытию информации для бухгалтерской (финансовой) отчетности. В связи с чем раскроем содержание основных из них.

Требования, предъявляемые к бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными документами, можно классифицировать по следующим признакам:

  1.      По отношению к составу: основные формы отчетности и пояснения к ним.
  2.      По отношению к оформлению: общие правила документирования и рекомендуемые к раскрытию данные.
  3.      По отношению к содержанию отчетности: цели, объекты и предмет (по видам экономических субъектов).
  4.      По отношению к полноте раскрытия информации в отчетности: информация о финансовом положении, финансовых результатах деятельности организации, изменениях в финансовом положении и дополнительная информация.
  5.      По отношению к порядку раскрытия и представления информации в отчетности: обязательное раскрытие информации, сроки предоставления, адреса получателей.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность определяется составом включенных в нее основных отчетных форм и пояснений к ним. Состав основного перечня форм годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности определен ст. 14 ФЗ «О бухгалтерском учете». В названом законе указано, что бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Раскрытие состава и структуры приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в Приказе № 66н Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 г.

По вышеуказанному приказу, к формам приложений относятся: отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств; отчет о целевом использовании полученных средств, иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках (пояснения) [6, п. 2,4; 4, п. 5].

Обратим внимание, что уполномоченные органы власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство сельского хозяйства РФ сводную отчетность о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса за отчетный год в соответствии с утверждаемыми формами отчетности по товаропроизводителям, осуществляющим деятельность по следующим видам: сельское хозяйство, обслуживание в сфере сельского хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность; по сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам; по крестьянским (фермерским) хозяйствам [7, п. 2].

В связи с чем, организации-товаропроизводители агропромышленного комплекса в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности формируют специализированные формы, утверждаемые ежегодно Приказом Минсельхоза РФ.

В их числе: Отчет о численности и заработной плате работников организации (форма № 5-АПК); Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций агропромышленного комплекса (форма № 6-АПК); Отчет о затратах на основное производство (форма № 8-АПК) и др. [7].

Состав форм специализированной отчетности обусловлен содержанием и раскрытием информации о деятельности сельскохозяйственной организации.

В частности, в них раскрывается информация о численности и заработной плате работников сельскохозяйственной организации, о производстве продукции и ее себестоимости, наличии и использовании материальных ресурсов, сельскохозяйственной техники и некоторые другие.

Отметим, что в случае, если организация принадлежит к субъекту малого предпринимательства, то им законодательно разрешено в составе годовой бухгалтерской отчетности представлять только бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах по сокращенной форме, предусмотренных Приложением 5 к Приказу № 66н [6].

Например, с 2012 г. предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для малых предприятий.

В форме баланса малого предприятия актив состоит всего из пяти укрупненных строк, а пассив — из шести.

Заполняя каждую строку, бухгалтеру необходимо проанализировать, из каких показателей складываются данные этой строки и какой из них имеет наибольший удельный вес [8].

В этой связи отметим, что законодательно установлены обязательные к заполнению формы бухгалтерской отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.

Формы отчетов об изменении капитала, отчета о движении денежных средств, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, специализированные формы отчетности трактуются как пояснения к бухгалтерской отчетности.

Пояснения (приложения) к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах могут оформляться как в табличной, так и текстовой форме.

  • В отношении требований к оформлению отчетности следует понимать общие правила документирования и рекомендуемая к раскрытию информация.
  • Поясним, что под документированием понимается создание и правильное оформление документированной информации (документа).
  • Документация бухгалтерского учета — совокупность материальных носителей информации, составляемая экономическим субъектом по установленным требованиям в ходе ведения им бухгалтерского учета и включающая в себя: первичные учетные документы; сводные учетные документы; регистры бухгалтерского учета; данные внутренней бухгалтерской отчетности [9].
  • Требования правильного оформления бухгалтерской отчетности связаны с заполнением форм, утвержденных приказами Минфина и Минсельхоза РФ; представлением статей и числовых показателей отчетности на русском языке, в валюте РФ, в тысячах рублях без десятичных знаков; порядок утверждения форматов бухгалтерской отчетности, перечень обязательных реквизитов.

По общему правилу все формы бухгалтерской отчетности заполняются в тысячах рублей без десятичных знаков. Организации, имеющие значительные активы, обороты продаж продукции, товаров, обязательств и т. д. могут заполнять отчетность в миллионах рублей без десятичных знаков.

В форматах первичных документов как и форматов бухгалтерской отчетности предусматривается ряд общих обязательных реквизитов: наименование документа; дата составления документа; наименование экономического субъекта, составившего документ; содержание факта хозяйственной жизни; величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения; наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события; подписи вышеуказанных лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц [1, ст. ст. 9, 10; 4, п.14].

Кроме того, в составе обязательных реквизитов укажем на необходимость заполнения таких показателей как идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); вид экономической деятельности, местонахождение (адрес); дату утверждения; дату отправки (принятия); лица, ответственные за составление бухгалтерской отчетности. Отметим, что Законом «О бухгалтерском учете» не установлены какие-либо ограничения на включение в первичные учетные документы дополнительных к обязательным реквизитов.

По мнению ряда авторов отчетность, которая относится к категории публичной должна также содержать: полную должность лиц, которые подписали отчетность; дату утверждения документов на общем собрании; адрес, по которому можно ознакомиться с данными отчетов и получить копию документов; сведения об отделении Государственного комитета статистики, в которое предприятие передало свою ежегодную бухгалтерскую отчетность [10, с. 48].

С точки зрения автора, перечень названных реквизитов целесообразно раскрыть как дополнительную и оформить в пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

Обратим внимание, что ч. 8 ст.

13 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Вместе с тем на основании действующего Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» устанавливают, что бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером [1; 4. п.38].

Ссылка на основную публикацию