Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

Закажите бесплатную консультацию

И мы поможем вам в решении вашего вопроса

Подать заявку 1. Виды критериев оценки открытого конкурса по 44-ФЗ2. Предельное количественное значение квалификационных характеристик3. Шкала — самый наглядный критерий оценки посредством измерения диапазона соответствующих параметров и начисления баллов.

Конкурентные торги — это состязание, в котором учитываются очень многие факторы.

Участник торгов, знающий критерии оценок участников закупки организаторами торгов, смогут значительно повысить свою конкурентноспособность, обратив внимание на ключевые моменты своей заявки.

1. Виды критериев оценки открытого конкурса по 44-ФЗ

Прежде всего, выделяют стоимостные и нестоимостные критерии оценки.

В первую группу входят: 1) предлагаемая цена контракта; 2) сумма расходов на эксплуатационные работы и сервисное обслуживание; 3) суммарный расчет стоимости жизненного цикла (закупка, сервис, эксплуатация, ремонт, утилизация); 4) расходы заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки участников закупки можно считать: 1) предоставляемый уровень качества ТРУ; 2) опыт и степень квалифицированности претендента. Расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы

Очевидно, что самый весомый аргумент — это цена, предлагаемая участником торгов. Иногда поставщик готов сам платить за участие в тендере, уходя в отрицательную величину цены контракта. Вот формула расчетов:

Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе Затем ЦБ1 и ЦБ2 умножаются на коэффициент значимости, например, К3 = 0.6 Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85 Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60  Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсеСнижение эксплуатационных и ремонтных расходов  Ради снижения себестоимости закупленной продукции и экономии бюджетных средств, заказчик может выдвинуть условием победы в конкурсе минимальные расходы на эксплуатацию и обслуживание поставляемой исполнителем продукции, указывая такие параметры как единица измерения расходов на эксплуатацию и срок годности продукта. Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе Чтобы узнать сумму рейтинга, нужно количество баллов умножить на коэффициент значимости критерия. В ситуации, когда все участники по данному критерию получили равные оценки, этот параметр не учитывается. Важно знать, что величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию». 

Показатели качества поставки в заявке на торги

   Данный критерий важен тем, что характеризует уровень исполнения контракта. В оценке качества поставки учитывается множество параметров: 1) диапазон охвата требований, выдвигаемых заказчиком; 2) сроки поставок продукции; 3) технологический уровень предоставляемых услуг; 4) энергосберегающие технологии; 5) наличие у поставщика эффективной системы контроля качества продукции; 6) степень надежности производства в области техники безопасности на производстве, экологичность поставляемой продукции. Данный критерий по своей природе достаточно субъективен и определяется посредством нахождения среднего арифметического из числа баллов, присужденных заявке закупочной комиссией.

Уровень квалификации и опыт претендента

Параметрами для оценки здесь могут быть: 1) количество работников, обладающей высокой квалификацией в данной отрасли; 2) число качественно и в срок исполненных контрактов в данной области и на сходную сумму. 3) портфолио, состоящее из отзывов заказчиков, дипломов, благодарственных писем и пр. документов, подтверждающих положительный опыт потенциального поставщика в соответствующей сфере. Вот формула расчета, учитывающая максимальное или минимальное количество предоставляемых документов. Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе   Хотите выиграть в запросе котировок?

            Воспользуйтесь нашими наработками! Мы поможем вам выиграть не менее трети котировок!

  Выиграть котировку

2. Предельное количественное значение квалификационных характеристик

Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

3. Шкала — самый наглядный критерий оценки посредством измерения диапазона соответствующих параметров и начисления баллов. 

Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе Параметры оценки, которые не имеются в Постановлениии № 1085 от 28.11.2013, не могут быть использованы на электронном аукционе. Кроме того, все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, используемые заказчиком, следует прописать в проектных документах. 

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Обратно к списку

223‑ФЗ: по каким критериям заказчик оценивает заявки?

Статья актуальна на 1 сентября 2019

Статья 24.13. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

В каких процедурах заказчик оценивает заявки?

  • В открытых конкурсах.
  • В запросах предложений.
  • В предквалификационных отборах.

Правила оценки закупок

Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:

  1. цена договора,
  2. свойства или качественные характеристики товара,
  3. качество работ, услуг или квалификация участника,
  4. расходы на эксплуатацию товара,
  5. расходы на техническое обслуживание товара,
  6. сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
  7. срок и объем предоставления гарантии качества,
  8. любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.

В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:

  • цена контракта — 35%,
  • качественные характеристики товара или услуги — 25%,
  • детализация предложения — 15%,
  • наличие материально-технических ресурсов — 15%,
  • опыт работы на рынке — 10%.

При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе.

Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:

Нельзя Можно
«наличие в штате кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» «наличие в штате не менее 20 человек, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5-го разряда и сдавших квалификационный экзамен»

Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.

Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:

  • в протоколе вскрытия конвертов перечисляются участники и все документы, прикрепленные к заявкам,
  • в протоколе рассмотрения и оценки заявок перечисляется список допущенных к конкурсу заявок, оценка заявок, сведения о победителе, предложение которого содержит лучшие условия.

Пример оценки

25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:

  • цена контракта,
  • качественные характеристики услуги,
  • квалификация (квалификация руководителей, опыт участника, трудовые ресурсы, деловая репутация).

​Давайте посмотрим на результаты.

Цена контракта

Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Наименование участника закупки Предложение по цене, руб. Минимальное предложение Оценка в баллах Рейтинг заявки
1 ООО «Аудитфинанссервис» 65 000 45 000 69, 23 41,54
2 ООО «АудитФинансКонсалт» 45 000 45 000 100 60,00
  • Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.
  • Рейтинг второго участника вычислили по формуле ЦБ1 = (Цmin/ Цi) х 100.
  • ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.
  • Цi — цена в заявке, которая оценивается.
  • Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.

Качественные характеристики объекта закупки

Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Показатели критерия:

  1. качество методики проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50),
  2. качество программы проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50).

Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.

Квалификация участников закупки

Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:

  1. квалификация руководителей и ключевых специалистов, максимальное значение баллов — 15,
  2. опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, максимальное значение баллов — З0,
  3. трудовые ресурсы, максимальное значение баллов — 30,
  4. деловая репутация участника закупки, максимальное значение баллов — 25.
Участник закупки Предложение по показателю «Квалификация» Предложение по показателю «Опыт» Предложение по показателю «Трудовые ресурсы» Предложение по показателю «Деловая репутация»
1 ООО «Аудитфинанс сервис» 2 21
  1. 4
  2. 3
  3. 1
имеется — 3 голоса не имеется — 2 голоса
2 ООО «АудитФинанс Консалт» 3 76
  • 3
  • 3
  • 1
имеется — 3 голоса не имеется — 2 голоса

Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:

Участник закупки Оценка, Квалификация Оценка, Опыт Оценка, Трудовые ресурсы Оценка, Деловая репутация Оценка в баллах Рейтинг
1 ООО «Аудитфинанс сервис» 15 15 15 15 60 12
2 ООО «АудитФинанс Консалт» 15 15 15 15 60 12

Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.

Читайте также:  Статья 28.1. Подготовка, подтверждение готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики и аттестация работников по вопросам безопасности в сфере электроэнергетики

Что поможет вам выиграть закупку?

Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика

Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.

Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.

Анализируйте требования заказчиков

Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества.

Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников.

Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.

Подавайте заявку как можно раньше

Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.

Не забывайте про аутсорсинг и аренду

Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование.

Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать.

Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ: стоимостные и нестоимостные

В открытом конкурсе госзаказчики выбирают подрядчиков не только по самой низкой цене, но и по его квалификации и опыту. Побеждает тот участник, который заявил лучшие условия выполнения договора. В статье расскажем, по каким критериям оценивают участников конкурса в 2021 году.

Виды критериев оценки заявок по 44-ФЗ

Параметры, по которым оценивают заявки, делят на два вида:

  • стоимостные:
    • цена;
    • расходы на амортизацию, ремонт;
    • стоимость жизненного цикла объекта;
    • расходы госзаказчика по энергосервисному контракту.
  • нестоимостные:
    • качественные, функциональные и экологические параметры предмета конкурса;
    • квалификация участников — наличие у них техники, опыта работы, деловой репутации, сотрудников.

Госкомпания сама выбирает минимум два критерия, по которым даст оценку заявкам, и пишет об этом в документах тендера. Обязательный параметр — цена госконтракта. 

Каждому показателю назначают свою значимость, которую устанавливает заказчик с учетом предельных значений из постановления № 1085. Распределение значимости зависит от объекта торгов. Например, вес стоимостных и нестоимостных параметров соответственно распределяется так:

  • 30/70 — в конкурсах на создание и обслуживание информационных систем,
  • 70/30 — если объект закупки — поставка товаров,
  • 60/40 — работы по строительству и капремонту.

Общая сумма значимости — 100 %.

Заявки поставщиков оценивают по каждому критерию. Побеждает тот, который набрал больше баллов. Если заявки наберут одинаковое количество баллов, то выиграет та, которая поступила раньше.

Стоимостные критерии оценки

  • Как рассчитывают?
  • В постановлении № 1085 отражены формулы, по которым заказчики оценивают  подрядчиков. Баллы считают по формуле:
  • минимальное предложение цены / цена, предложенная участником ྾ 100

Итоговая оценка зависит от предложений других поставщиков.

Если вы предложите самую низкую цену, то за этот критерий вам начислят максимальные 100 баллов.

Например, на конкурс поступило две заявки:

Заявка 1 с ценой 100 000 рублей, Заявка 2 с ценой 120 000 рублей.

Заявка 1 = 100 000 / 100 000 ྾ 100 = 100. Заявка 2 = 100 000 / 120 000 ྾ 100 = 83,33.

Количество баллов умножают на коэффициент значимости стоимостного критерия, который госкомпания указала в документах конкурса. Если установлен коэффициент 70 %, то итоговый рейтинг заявок по «цене контракта» будет такой:

Заявка 1: 100 ྾ 0,7 = 70. Заявка 2: 83,33 ྾ 0,7 = 58,33.

Нестоимостные критерии оценки

Заказчик формулирует в документации условия, по которым будет оценивать заявки по нестоимостным критериям. Он может выбрать один или несколько и назначить каждому свою значимость. Общий вес показателей внутри нестоимостных критериев — 100 %.

Например, госзаказчик разделил квалификацию участников на три показателя и назначил им вес в процентах:

  • опыт — число контрактов по аналогичному предмету торгов и со схожей ценой — 40 %,
  • наличие материальных ресурсов — количество оборудования или транспорта с конкретными характеристиками — 30 %,
  • деловая репутация — наличие грамот, дипломов, благодарностей от других заказчиков и контрагентов — 30 %.

Здесь наибольший вес имеет опыт.

Все показатели имеют числовое выражение. Например, заказчик может установить такие условия оценки по показателю «наличие материальных ресурсов»: 

  • техническое средства в собственности или аренде отсутствует — ставят ноль,
  • три и больше единицы технического средства в собственности или аренде  — ставят 100.

Либо он может начислить больше баллов тому поставщику, кто владеет большим количеством техники. Тогда считают по формуле из постановления № 1085, о которой мы расскажем ниже.

Поставщики подтверждают документами свое соответствие — прикладывают сканы писем, благодарностей, трудовых договоров, паспортов на технические средства и другие.

Заказчик поставит ноль по показателю, если вы не приложите требуемый документ или если копия будет плохого качества. 

В строительных закупках заявки можно оценивать только по одному нестоимостному параметру — квалификация участников закупки, и только по показателю опыта работ. Нельзя оценивать по наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов, деловой репутации и по качественным характеристикам.

Как рассчитывают?

  1. Если для заказчика лучшее условие — это наименьшее значение показателя, то баллы за этот показатель начислят по формуле:

минимальное предложение / предложение участника ྾ 100

Например, в конкурсе на оказание услуг ОСАГО госзаказчик по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики» установил показатель: срок выплаты по страховому случаю. Чем меньше дней, за которые страховая компания выплатит страховую премию, тем выгоднее предложение для заказчика.

Пример. Компания 1 написала, что выплатит страховую премию в течение 10 дней, а компания 2 — за 30 дней.

Заявка 1 = 10 / 10 ྾ 100 = 100 бал. Заявка 2 = 10 / 30 ྾ 100 = 33,33 бал.

  1. Если лучшим условием является наибольшее значение показателя, то оценку рассчитываются по формуле:

предложение участника / максимальное предложение ྾ 100

Например, по критерию «деловая репутация» заказчик поставит больше значение тому подрядчику, который предоставит больше благодарственных писем и дипломов за свою работу.

Иногда устанавливают предельное значение показателя. Например, заказчику достаточно 10 благодарственных писем. Поставщики, которые предоставят 10, 15 и 20 писем получат одинаковую максимальную оценку по этому показателю.

  1. Госзаказчик может установить шкалу оценки. Он прописывает подробно, сколько баллов начислит за определенное число показателей. Тогда формулы уже не применяются.

Например, в документах конкурса установили такую шкалу, которая отражает опыт регулярных перевозок у поставщика:

  • до 1 года — 5 бал;
  • свыше 1 года и до 3 лет — 8 бал;
  • свыше 3 и до 5 лет  — 15 бал;
  • свыше 5 и до 7 лет — 20 бал;
  • свыше 7 лет — 25 бал.

Участников с опытом перевозок 7 и 10 лет оценят одинаково по этому показателю.

Пример оценки конкурсных заявок по 44-ФЗ

Рассмотрим пример оценки конкурса, в котором заказчик выбрал три критерия оценки:

Критерии оценки заявок Значимость
Стоимостные
1. Цена контракта 60 %
Нестоимостные
2. Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок 20 %
Показатели критерия оценки заявок
2.1. Качество услуг, выраженное в предложении о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки 80 %
3. Квалификация участников закупки 20 %
2.2. Качество услуг, выраженное в наличии форм документов, используемых для целей оказания услуг, составляющих объект закупки 20 %
Показатели критерия оценки заявок
3.1. Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами 100 %

После расчета каждого показателя значение умножают на соответствующий коэффициент значимости. Общую сумму баллов складывают из значений по каждому критерию.

Пять заявок соответствовали требованиям закупки. Подробные расчеты при оценке заявок можно посмотреть в протоколе. Итог получился таким:

Участник Цена в рублях Баллы за цену Качество услуг (максимум 20) Квалификация (максимум 20) Итоговый балл
Тех-клининг 599 380 32,03 20 20 72,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Микулич К.Л. 348 888 55,03 55,03
Компания Векот 537 457 35,72 35,72
СК Усадьба 320 000 60 60
СКМ-Волга 446 000 43,05 3,2 0,88 47,13
Читайте также:  Статья 1. судьи - носители судебной власти

Здесь наибольший вес был у критерия цены, но победил поставщик, который набрал максимальное значение по нестоимостным показателям. 

Перед участием в конкурсах примерно рассчитываете, какую цену вы можете предложить, исходя из других критериев оценки. Если в них вы сильны, то можете победить даже не с самой низкой ценой контракта. Рассчитать все баллы заранее и вычислить цену не получится, потому что расчет зависит от того, что предложат другие поставщики в своих заявках.

Специалисты ИС-Закупок помогут разобраться в критериях оценки и составить заявку на участие в конкурсе.

Если вы не предоставите документы или не выполните условия, которые требует госкомпания для оценки заявок, то вашу заявку не отклонят. Вы получите оценку только по стоимостному параметру, но останетесь полноправным участником конкурса.

О проблеме оценки заявок | контур.закупки

Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения.

Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион.

Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2.

На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.

По каким критериям должны оцениваться заявки

Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.

К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.

Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев.

Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции.

Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.

Возможность для манипуляции

Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:

Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия

Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.

Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70).

Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6.

Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.

Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%).

И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б.

Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.

Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.

Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.

Нестоимостные критерии

Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.

Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.

Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке.

Допустим, в указанном примере это 10 контрактов.

И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.

Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно.

Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила.

Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки.

По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.

Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.

Читайте также:  Статья 39. реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения

Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения.

Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал.

В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.

Шкала оценки неценовых критериев

Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.

Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:

  • за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
  • за 2–4 контракта – 5 баллов;
  • за 1–2 контракта 2 балла;
  • за 0 контрактов – 0 баллов.

Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.

Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.

Об оценке опыта

Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.

Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.

Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.

Выводы

Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:

  • тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
  • всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
  • если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
  • для формул всегда прописывайте предельные значения.

Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.

Добросовестность участника закупки в контрактной системе

Одним из основополагающих принципов Закона 44-ФЗ является принцип обеспечения конкуренции (ст.8 Закона 44-ФЗ). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

К случаям недобросовестной ценовой конкуренции закон относит необоснованное снижение цены контракта в ходе торгов (демпинг).

Подобрать код для описания объекта закупки, моментально проверить на 17 постановлений, узнать рекомендации по их применению, все это доступно в программе Эконом-Эксперт.Online

Что такое демпинг

Согласно Современному экономическому словарю: ДЕМПИНГ – продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньше средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов.

В Законе 44-ФЗ под «демпингом» понимается снижение участником закупки ценового предложения на 25%  и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо на 25% и более ниже начальной суммы цен указанных единиц (при закупках «без объема» по ч.24 ст.22 Закона 44-ФЗ). В таком случае закон обязывает всех заказчиков применять специальные антидемпинговые меры (ст. 37 Закона 44-ФЗ).

Понятие демпинга и антидемпинговых мер используется только при проведении торгов. При закупках у единственного поставщика, при проведении запроса котировок и запроса предложений – ограничений на размер снижения цены законодательно не установлено.

При подаче ценового предложения с «демпингом» заявка участника закупки не может быть отклонена в безусловном порядке. Но при этом в определенных ситуациях участнику закупки придется подтвердить свою способность выполнить контракт по такой сниженной цене, а также свою добросовестность.

Так, при демпинге в конкурсе или аукционе с НМЦК, не превышающей 15 млн. руб., победителю закупки дается право выбора (ч.2 ст.37 Закона 44-ФЗ):

  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса),
  • предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в документации о закупке, одновременно с информацией, подтверждающей добросовестность такого участника закупки.

Какой же участник закупки будет считаться добросовестным

Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Выявление лучших условий исполнения контракта конкурсной комиссией осуществляется путем оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе в соответствиями с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять 100%.

Заявки должны оцениваться не менее, чем по двум критериям:

— цена контракта (обязательный критерий) – его значимость не менее 35%;

— иные критерии, указанные в конкурсной документации. Например, «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара», «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса» и др.

Каждой заявке на участие в конкурсе по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер (участник конкурса, который подал такую заявку, является победителем конкурса).

Соответственно, заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся менее выгодные условия исполнения контракта по сравнению с указанной заявкой, но более выгодные по сравнению всеми другими заявками, присваивается второй номер (с участником конкурса, который подал такую заявку, заключается контракт при отказе от заключения контракта с победителем конкурса) и т.д.

В случае, когда в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта: меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок, содержащих такие условия. Иначе говоря, приоритет имеет та заявка, которая поступила ранее других заявок.

  • Оценка заявок на участие в конкурсе должна быть завершена в течение 10 дней с момента окончания срока рассмотрения заявок на участие.
  • Конкурсной комиссией ведется протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе. Протокол составляется в двух экземплярах:
  • — один экземпляр протокола хранится у заказчика (уполномоченного органа);

— другой экземпляр протокола заказчик (уполномоченный орган) обязаны передать победителю конкурса вместе с проектом контракта, который составляется путем включения условий исполнения контракта, предложенных победителем конкурса в заявке на участие в конкурсе, в проект контракта, прилагаемый к конкурсной документации. Экземпляр протокола и проект контракта должны быть переданы в течение 3 рабочих дней со дня подписания протокола.

Протокол оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе должен быть размещен в течение дня, следующего после дня его подписания, на официальном сайте.

Ссылка на основную публикацию