Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Оружие имеющее культурную ценность

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Кинжал штурмовых отрядов SA образца 1933 года (реплика)

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Шашка с чёрным прибором. Российская империя. г.Тифлис.

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Шашка кавказского типа в ножнах. Российская империя.

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Кавалерийская офицерская шпага (палаш) в ножнах

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Кавказский кинжал «бебут» в ножнах.

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

2832.83 Сабля, Восточная Европа 16-17 век

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

2832.82 Сабля, Восточная Европа 16-17 век

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Кинжал. Кавказ, Россия, конец XIX века 4438.11

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Сабля офицерская, пехотная. Франция, 1784-1800 гг. 4675.13

Статья 21. Виды оружия, являющиеся культурными ценностями

Кинжал кавказского типа. Россия 4069.3

111016.17 Сабля офицерская образца 1842/52 года

Ружье с капсюльным замком для целевой стрельбы. 4656.15

4658.3 Палаш офицерский, кавалерийский. 90е гг XIX века.

В магазине Артемида представлено большое количество самых разных видов гражданского оружия. Есть и особая категория — оружие, имеющее культурную ценность. В эту категорию входят модели, появившиеся на свет в далекие годы и даже века.

Уникальное оружие было создано в разные эпохи, относится к различным культурам и представляет собой особую ценность. Оно сохранило свои свойства и служит потрясающим декоративным элементом для создания неповторимой атмосферы любой комнаты.

Приобрести такое оружие можно в месте нахождения магазина, при наличии лицензии на коллекционирование, доставка и пересылка запрещены законом.

 К оружию имеющему культурную ценность, относятся следующие категории:

  • огнестрельное оружие;
  • холодное оружие;
  • метательное оружие;
  • другое.

Проект закона об особенностях порядка и условий оборота оружия, имеющего культурную ценность

Проект № 162784-3 в третьем чтении

Внести в Федеральный закон от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996,  № 51, ст. 5681; 2001,  № 31, ст. 3171; 2003, № 2, ст. 167; № 50, ст. 4856; 2009, № 7, ст. 770; № 30, ст. 3735; 2010, № 14, ст. 1554, 1555; № 23, ст. 2793; 2011, № 1, ст. 10; № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4596; № 50, ст. 7351) следующие изменения:

  • 1) часть первую статьи 1 дополнить абзацами следующего содержания:
  • «оружие, имеющее культурную ценность, — оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие;
  • старинное (антикварное) оружие — изготовленные по 1899 год включительно огнестрельное оружие, заряжаемое с дула дымным («черным») порохом, не предназначенное для ведения стрельбы патронами и неспособное ее вести, пневматическое оружие, метательное оружие, а также изготовленное по 1945 год включительно холодное оружие;
  • копия старинного (антикварного) оружия — оружие, изготовленное по оригиналам или чертежам старинного (антикварного) оружия при условии точного воспроизведения его конструкции и художественного оформления без использования подлинных основных частей и деталей;
  • реплика старинного (антикварного) оружия — оружие, изготовленное по оригиналам или чертежам старинного (антикварного) оружия при условии изменения его художественного оформления по сравнению с подлинным оружием;
  • списанное оружие — огнестрельное оружие, в каждую основную часть которого внесены технические изменения, исключающие возможность производства выстрела из него или с использованием его основных частей патронами, в том числе метаемым снаряжением,  и которое предназначено для использования при осуществлении культурной и образовательной деятельности с возможностью имитации выстрела из него патроном светозвукового действия (охолощенное оружие) или  без возможности имитации выстрела из него (учебное оружие) либо для изучения процессов взаимодействия частей и механизмов оружия (разрезное оружие);
  • охолощенные патроны — патроны к огнестрельному оружию с отверстием в гильзе, извлеченным метательным зарядом и использованным средством инициирования.»;
  • 2) в статье 3:
  • а) часть первую после слов «для занятий спортом и охоты» дополнить словами «, а также в культурных и образовательных целях»;
  • б) часть вторую дополнить пунктом 6 следующего содержания:
  • «6) оружие, используемое в культурных и образовательных целях:
  • оружие, имеющее культурную ценность;
  • старинное (антикварное) оружие;
  • копии старинного (антикварного) оружия;
  • реплики старинного (антикварного) оружия;
  • списанное оружие.»;
  • 3) статью 6 дополнить пунктом 10 следующего содержания:
  • «10) уничтожение оружия, имеющего культурную ценность, либо приведение его в негодность посредством применения методов и технологий, разрушающих его конструкцию или художественное оформление.»;
  • 4) статью 7 дополнить частями третьей и четвертой следующего содержания:

«Обязательное подтверждение соответствия старинного (антикварного) оружия, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия проводится на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, подтверждающего подлинность старинного (антикварного) оружия либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу старинного (антикварного) оружия. Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, утверждается Правительством Российской Федерации. Расходы на проведение указанной экспертизы несет собственник старинного (антикварного) оружия. Порядок взимания платы за проведение государственной историко-культурной экспертизы оружия, имеющего культурную ценность, и критерии определения размера такой платы устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Обязательное подтверждение соответствия списанного оружия и охолощенных патронов проводится в целях удостоверения того, что все основные части списанного оружия приведены в полную негодность и производство выстрела в случае изъятия, замены или иного изменения таких частей невозможно. На списанное оружие и его основные части наносится ясно видимая, неуничтожаемая без механической обработки маркировка.»;

  1. 5) в статье 9:
  2. а) часть первую изложить в следующей редакции:
  3. «Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением случаев, установленных частью шестой настоящей статьи.»;
  4. б) дополнить частью шестой следующего содержания:
  5. «Приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации не подлежит лицензированию в случае:
  6. приобретения оружия государственными военизированными организациями;
  7. приобретения спортивного пневматического оружия с дульной энергией не более 7,5 Дж и калибра до 4,5 мм включительно, которое не подлежит регистрации в органах внутренних дел, юридическими лицами, занимающимися производством оружия или торговлей им (далее — юридические лица — поставщики), спортивными организациями и образовательными учреждениями;
  8. приобретения длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия;
  9. приобретения списанного оружия и охолощенных патронов.»;
  10. 6) часть четвертую статьи 13 после слов «до 4,5 мм включительно» дополнить словами «,   длинноствольное одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики длинноствольного одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие, списанное оружие», после слов «Граждане Российской Федерации» дополнить словами  «, достигшие возраста 18 лет,»;
  11. 7) статью 14 дополнить частями шестой и седьмой следующего содержания:

«Одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие,  копии одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие могут временно ввозиться в Российскую Федерацию иностранными гражданами для участия в проведении историко-культурных мероприятий или выставок с возможностью экспонирования, ношения и демонстрации такого оружия при наличии соответствующего приглашения или договора, заключенного с юридическим лицом, проводящим указанные мероприятие или выставку и имеющим лицензию на экспонирование оружия, ходатайства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия,  заверенного указанным органом перечня (списка) ввозимого оружия, разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и заключения государственной историко-культурной экспертизы. Правила экспонирования, ношения и демонстрации одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплик одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинного (антикварного) холодного оружия при проведении указанных мероприятий или выставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные соответствующим приглашением или договором, заключенным с юридическим лицом, проводящим указанные мероприятие или выставку и имеющим лицензию на экспонирование оружия.

Читайте также:  Федеральный закон от 12.07.2000 N 97-ФЗ "О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией"

Оружие, имеющее культурную ценность, ввозится в Российскую Федерацию и вывозится из Российской Федерации иностранными гражданами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».»;

8) статью 17 дополнить частями восьмой и девятой следующего содержания:

«Одноствольное старинное (антикварное) огнестрельное оружие, копии одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплики одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинное (антикварное) холодное оружие могут временно ввозиться в Российскую Федерацию иностранными юридическими лицами для участия в проведении историко-культурных мероприятий или выставок с возможностью экспонирования, ношения и демонстрации такого оружия при наличии соответствующего приглашения или договора, заключенного с юридическим лицом, проводящим указанные мероприятие или выставку и имеющим лицензию на экспонирование оружия, ходатайства федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия, заверенного указанным органом перечня (списка) ввозимого оружия, разрешения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и заключения государственной историко-культурной экспертизы. Правила экспонирования, ношения и использования одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, реплик одноствольного старинного (антикварного) огнестрельного оружия, старинного (антикварного) холодного оружия при проведении указанных мероприятий или выставок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанное оружие должно быть вывезено из Российской Федерации в сроки, установленные соответствующим приглашением или договором, заключенным с юридическим лицом, проводящим указанные мероприятие или выставку и имеющим лицензию на экспонирование оружия.

  • Оружие, имеющее культурную ценность, ввозится в Российскую Федерацию и вывозится из Российской Федерации иностранными юридическими лицами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».»;
  • 9) в статье 18:
  • а) часть третью после слов «не имеющие номера и клейма,» дополнить словами «старинное (антикварное) оружие, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, а также»;
  • б) часть четвертую дополнить предложением следующего содержания: «Запрещается продавать вещества и материалы для самостоятельного снаряжения патронов к охотничьему огнестрельному гладкоствольному оружию либо для заряжания старинного (антикварного) огнестрельного оружия, копий старинного (антикварного) огнестрельного оружия и реплик старинного (антикварного) огнестрельного оружия гражданам, не представившим разрешений на хранение и ношение охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия.»;
  • 10) статью 20 дополнить частью пятой следующего содержания:
  • «Дарение и наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,  Федерального  закона  от  26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» и настоящего Федерального закона.»;
  • 11) часть первую статьи 22 дополнить предложением следующего содержания: «Хранение гражданского оружия, которое приобретается без лицензии и регистрация которого в органах внутренних дел не требуется, осуществляется без разрешения на хранение оружия.»;
  • 12) статью 25 дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Иностранные граждане вправе участвовать в экспонировании временно ввезенного ими в Российскую Федерацию старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия, а также носить старинное (антикварное) оружие вместе с историческими костюмами при участии в проведении историко-культурных мероприятий. Правила участия иностранных граждан в указанном экспонировании и правила ношения ими старинного (антикварного) оружия определяются Правительством Российской Федерации.». Президент Российской Федерации В.Путин

Текст документа публикуется по материалам сайта duma.gov.ru

Оружие или культурная ценность — точка зрения закона

Оружие или культурная ценность — точка зрения закона.

Сегодня в России полным ходом идёт процесс совершенствования оружейного законодательства.

При этом оборот оружейных культурных ценностей остаётся крайне запутанным и непонятным не только для коллекционеров, но и для многих государственных организаций.

Это приводит к тому, что в региональные органы Министерства культуры поступает для проведения экспертизы большое количество самого разнообразного оружия.

Судьба оружия многогранна, но его оборот так или иначе всегда связан с регламентирующей и контролирующей деятельностью государства. Кто осуществляет этот контроль? Внутри страны подразделения Министерства внутренних дел, а на границе — Федеральная таможенная служба.

Именно эти организации направляют оружие на исследования, главная цель которых определить, нужно ли считать каждый конкретный экземпляр культурной ценностью или нет. Основная масса таких экспертиз задержанного и изъятого оружия проводится в Управлении Министерства культуры по Центральному федеральному округу (ЦФО).

Это связано с тем, что именно в ЦФО проживает значительная часть населения страны, и здесь расположено наибольшее число таможенных пунктов.

Опыт работы Управления Минкультуры по ЦФО говорит о том, что в последнее время контролирующие органы стремятся направить всё то оружие, которое кажется им сходным со старым, на экспертизу для решения вопроса об отнесении его к культурным ценностям.

И только лишь после отрицательного вердикта Министерства культуры они проводят исследования в собственных экспертнокриминалистических центрах (ЭКЦ).

Подобную последовательность действий, напрямую вытекающую из статьи 243 Уголовного кодекса России [Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)], безусловно, нужно признать правильной, ведь в ходе экспертиз в ЭКЦ образцы подвергаются таким тестам, во время проведения которых они могут быть серьёзно повреждены. Если же повреждённый предмет имеет культурную ценность, то лица, ответственные за действия с ним, несут уголовную ответственность.

Надо сказать, что на экспертизу в Управления Минкуль­туры поступает множество самых разнообразных образцов оружия, среди которого есть и уникальные предметы антиквариата, и боевое оружие, и кустарные самоделки.

Что из этого следует считать культурной ценностью, где и как определены классифицирующие эту ценность требования? Всё это прописаноо в Законе Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Несмотря на своё название, именно этот Закон — единственный в России, в котором даётся классификация культурных ценностей.

Сегодня важнейший признак культурной ценности — возрастной ценз. Для оружия он приобретает наиболее значимый смысл, в связи с особенностью оборота этих предметов. Здесь вступает в действие целый ряд дополнительных нормативных положений. Рассмотрим сначала холодное оружие.

Для него важнейший нормативный акт — ГОСТ Р 51215 — 98 «Оружие холодное. Термины и определения», введённый 01.07.1999 г. В нём содержатся определения исторического и антикварного, а также мемориального и художественного холодного оружия. Историческое холодное оружие должно быть изготовлено до 1891 г.

Читайте также:  Статья 22. Питание, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

, а антикварное — должно быть старше 50 лет. Мемориальное и художественное определяются, минуя возрастные критерии.

Причём мемориальное холодное оружие должно быть обязательно связано с известными историческими лицами или событиями, а художественное — изготовлено с использованием приёмов, техник или материалов, придающих изделию художественно-эстетическую ценность.

А как же быть с другими видами оружия, каковы применяемые к ним возрастные критерии? Здесь играет немалую роль Соглашение стран СНГ от 03.11.1995 г.

«О единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств» (ТН ВЭД СНГ), которое опирается на нормы Международной Конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, ратифицированной Советским Союзом и Российской Федерацией.

Действующая сегодня ТН ВЭД СНГ содержит две интересующие нас товарные группы: 93 — «оружие и боеприпасы; их части и принадлежности» и 97 — «произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат».

Причём из группы 93 явным образом исключаются предметы для коллекционирования и антиквариат (товарные позиции 9705 и 9706). Что это за позиции? 9705 — «коллекции и предметы по истории, этнографии»; 9706 — «антиквариат возрастом более 100 лет».

То есть здесь точно определён 100-летний возрастной порог для всего оружия, который переводит его в раздел антиквариата.

Помимо возрастных критериев, существует и ряд других, в том числе те, о которых мы говорили выше, — мемориальная или художественная значимость. Для оружейных предметов, хранящихся в государственных музейных коллекциях, действуют дополнительные правила.

Отдельно стоит вопрос о ввозе и вывозе оружейных культурных ценностей с территории России. Мы специально не будем его касаться в статье, из-за ряда специфических особенностей этих процедур, никак не связанных с внутренним оборотом культурных ценностей в РФ.

На первый взгляд кажется всё понятным — холодное оружие возрастом старше 50 лет и огнестрельное старше 100 лет будет признано имеющим культурную ценность. Но это не совсем так. Попробуем пояснить на примерах всё вышесказанное.

Всем известно, что многие оружейные системы выпускались многотысячными, а порой и миллионными тиражами. Часто до наших дней из огромного количества такого оружия доходят буквально единицы, которые могут иметь особо значимую культурную ценность.

За примерами далеко ходить не надо — русская игольчатая винтовка системы Карле образца 1867 г. была выпущена внушительным тиражом (свыше 200 тысяч штук), но на сегодняшний день таких винтовок в частных и государственных коллекциях по всему миру буквально единицы.

Поэтому всякая русская винтовка Карле будет однозначно признана имеющей культурную ценность.

Смерть близких и родных – крайне печальное событие в жизни каждого человека. С другой стороны, издавна народы чтили ушедших ПАМЯТниками, и ключевое слово в этом — ПАМЯТЬ. В цифровую эпоху памятники на могилу на заказ вы можете подобрать в интернете: ознакомиться с вариантами уже готовых работ, определиться с дизайном, и узнать цены.

Хищение предметов, имеющих особую ценность и статья 164 Уголовного кодекса РФ

Какая статья в УК РФ?

Уголовный кодекс посвятил данному составу преступления целую статью. Это статья 164 УК РФ.

В ней приводится само действие и санкция за него.

Юристы хорошо знакомы с подобным понятием, а вот если вы не имеете юридического образования и столкнулись с подобным преступлением – вам наверняка придется постараться для того, чтобы понять данное определение.

Начнем с того, что данное понятие является составным. В него входят два определения. Первое это хищение, а вот второе – это вещь, которые имеют особую ценность.

  Когда снимается судимость по уголовному делу?

Давайте начнем с рассмотрения предмета, имеющего особую ценность. Так, под таким предметом понимают произведение искусства, украшения, предметы бытовой техники и так далее.

  • В общем, все те вещи, которые можно сопоставить с понятием эксклюзивности и дороговизны.
  • А вот само хищение – это, непосредственно, действие, которое осуществляется тем или иным гражданином с целью завладения определенным предметом, который свою очередь находится в собственности другого гражданина.
  • Эти два понятия и составляют общее понятие хищения предметов, имеющих особую ценность.
  • Также следует запомнить и статью уголовного кодекса, отвечающей за наказание за совершение этого преступления.
  • Данная статья, а именно сто шестьдесят четвертая предусматривает строгую ответственность за подобное деяние.

Объект и предмет хищения предметов, имеющих особую ценность

Объект преступления не обладает какими-либо особенностями, отличающими его от объекта всех посягательств на собственность.

В то же время следует отметить, что в науке предлагается понимать объект этого состава преступления принципиально иначе. Так, по мнению С.М. Кочои, подобное хищение посягает на общественную нравственность*(660). Такой же позиции придерживается и Т.Р. Сабитов, предлагающий перенести состав, предусмотренный ст. 164 УК РФ, в соответствующую главу Кодекса *(661).

Определенный резон в таком понимании объекта, безусловно, есть, поскольку уж очень специфичен предмет преступления. И общественная нравственность в случае хищения документов или предметов, составляющих особую ценность, конечно, страдает.

Однако страдают и отношения собственности. Двум указанным объектам — собственности и общественной нравственности — вред в случае совершения этих преступлений причиняется всегда.

Какой из этих объектов должен быть признан главным (основным), а какой — пусть обязательным, но факультативным? Боюсь, на этот вопрос нет правильного ответа. А потому стоит ли менять уже привычное расположение состава, тем более что именно в гл.

21 УК РФ предусмотрено большинство основных понятий, характеризующих данное преступление (прежде всего понятие хищения, конечно)? По-моему, вопрос риторический. Не стоит*(662).

И если уж идти по пути перемен в уголовном законе в отношении этого преступления, то, может быть, имеет смысл прислушаться к предложению, которое формулирует Е.В. Медведев, призывающий исключить из Кодекса ст.

164, предусмотрев в составах всех хищений дополнительный особо квалифицирующий признак — «в целях завладения культурными ценностями»*(663). Такое решение хорошо уже тем, что закончит бесконечные споры о том, как понимать хищение в рамках ст.

164, когда преступление окончено и с какого возраста наступает ответственность за это преступление (см. далее).

Предметом этой разновидности хищения выступают: 1) предметы и 2) документы, которые имеют особую — историческую, научную, художественную или культурную — ценность.

Обращает на себя внимание, что законодатель при характеристике предмета этого преступления отказался от использования понятия чужого имущества как предмета всех остальных хищений. Это объясняется тем, что предмет хищений по ст. 164 УК РФ специфичен и далеко не всегда отвечает признакам предмета хищения, сформулированным выше.

Пожалуй, единственное, что его объединяет с предметом конкретных форм хищений, — как правило, сравнительно высокая денежная или материальная стоимость, производная не от целевого назначения предмета (удовлетворение обычных потребностей людей), а от его особой ценности, которая лишена утилитарного характера.

Имеется в виду, как указывалось, ценность историческая, научная, художественная или культурная.

https://www.youtube.com/watch?v=3Ygym3oSdmU\u0026t=829s

Предметом хищения могут быть документы, которые, как правило, не признаются предметом кражи, грабежа и других форм хищений.

Выступают предметом и, например, скелеты доисторических животных, и инкунабулы — первопечатные книги, и произведения старины или искусства (уникальные музыкальные инструменты, старинные предметы сервировки стола, картины и т.п.), и др. Отнести их к обычному имуществу довольно сложно.

Читайте также:  Статья 3. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации

Стоимость предметов хищения, предусмотренного ст. 164 УК РФ, как правило, очень высока и может превышать особо крупный размер хищения, установленный примечанием 4 к ст. 158 УК РФ.

Однако она не является решающей и даже сколько-нибудь определяющей при отнесении предмета преступления к предмету ст. 164 УК РФ*(664).

Главное — особая ценность предмета, которая в первом приближении материального характера не носит, но обычно напрямую зависит от ценности исторической, научной, художественной или культурной.

Здесь же следует отметить, что уголовное законодательство, к сожалению, не согласовано с законодательством позитивным, в котором дается понятие особо ценных объектов и которое использует в качестве родового понятия для обозначения всех особо охраняемых ценностей понятие «культурные ценности». В уголовном законодательстве (в частности, в ст. 164 УК РФ) понятие культурных ценностей также употреблено, однако оно не охватывает других разновидностей ценностей. Они названы законодателем отдельно — ценности исторические, художественные, научные. Критика законодательного определения предмета преступления, предусмотренного ст. 164 УК РФ, звучала не один раз*(665), и во многом она справедлива. Конечно, следовало бы и в уголовном законе использовать для определения предмета ст. 164 УК РФ понятие «культурные ценности».

Понятие культурных ценностей дано в Федеральном законе от 15 апреля 1993 г. N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

Культурные ценности — это движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно: культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ; имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ; обнаруженные на территории РФ; приобретенные археологическими, этнологическими и естественнонаучными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; приобретенные в результате добровольных обменов; полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности (ст. 6).

Предметы исторического достояния (предметы или документы, имеющие особую историческую ценность) — это исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

К предметам художественного достояния (предметам или документам, имеющим особую художественную ценность) Закон относит художественные ценности, в том числе: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные культурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы, гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы, произведения декоративного прикладного искусства и др.

Закон выделяет также понятие археологических ценностей, которые специально в ст. 164 УК РФ не упоминаются, но в нем отсутствует понятие научных ценностей.

Очевидно, что предметы археологического достояния (предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок) могут быть отнесены к научным ценностям, однако ими научные ценности, конечно, не исчерпываются. И.Я.

Козаченко, например, замечает, что «научную ценность имеют редкие коллекции, образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для минералогии, анатомии, полеартологии и т.д.»*(666).

Особая историческая, научная, художественная или культурная ценность похищенных предметов или документов (независимо от способа хищения) определяется на основании экспертного заключения с учетом не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, искусства или культуры (п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. N 29).

Иногда между анализируемой статьей и ст. 226 УК РФ — хищение оружия — возникают коллизии: требуется квалифицировать хищение действующего, годного к применению, боеспособного экземпляра оружия, которое одновременно подпадает под понятие культурной ценности.

С одной стороны, хищение большинства видов опасного оружия под гл. 21 УК РФ не подпадает, поскольку посягает на другой объект — общественную безопасность. Но, с другой стороны, ст. 226 УК РФ не предусматривает ужесточения ответственности за хищение оружия, которое является культурной ценностью. Т.Р.

Сабитов решает эту коллизию в пользу ст. 164 УК РФ, которая, по его мнению, и должна здесь применяться*(667). Все-таки, думаю, следует принимать во внимание цель совершения деяния, то, для чего понадобилось виновному такое уникальное оружие. Если цель корыстна, сомнений в применении ст. 164 УК РФ нет.

Если же лицо полагало использовать это оружие по прямому назначению, нужно применять ст. 226 УК РФ.

В науке предлагают расширить понимание предмета преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, включив в него еще и землю. Вот что пишет по этому поводу А.В.

Шульга: «Передача из общегосударственного достояния участков земли в частную собственность влечет за собой включение таких объектов в товарно-денежный оборот, предполагающий их финансовую оценку вне зависимости от степени освоения и разработки… В нынешнее время земля имеет рыночную стоимость независимо от количества вложенного в нее труда… Исходя из законов рыночных отношений, посягательства на объекты природной среды, имеющие рыночную оценку, должны квалифицироваться как преступления против собственности»*(668). Доводы автора о рыночных отношениях и о стоимости земли, безусловно, отвечают современным реалиям. Однако внесение предложенных изменений потребует почти полного пересмотра уголовного законодательства, в частности не только гл. 21, но и гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ. Кроме того, думаю, что такие же изменения потребуются и в отношении недр, воды и других природных ресурсов. Нужно будет менять и понятие хищения, потому что в моей голове, например, не укладывается, как можно похитить ту же землю. Кажется, это та ситуация, о которой говорят «овчинка выделки не стоит». Время для столь радикальных перемен еще не пришло. Да они не сильно и требуются даже с точки зрения уголовно-правовой охраны названных ресурсов (она, может быть, недостаточна по отдельным составам экологических преступлений, но это поправимо ужесточением санкций, что довольно просто делается в нашей российской действительности).

Определение ценности

Что такое ценность?

Для каждого она безусловно своя. Для кого то ценностью является даже старый ненужный холодильник.

  1. Однако теоретики права и законодатели расценивают ценность по-другому.
  2. Даже в уголовном кодексе Российской Федерации иногда мелькает понятие ценности.
  3. Оно звучит так, что ценность представляет собой важность, а также какую то определенную значимость либо для конкретного человека, или же для многих людей, а также своего рода значимость и польза.
  4. Ценность, которая подвергается преступления, может иметь только физической ценностью, то есть быть материальной и представать перед нами в виде предмета.
  5. Ценностью в данном контексте преступления нельзя назвать чувства, мораль и другие незримые проявления ценностей.
  6. Ценность может быть также выражена не только предметом, но и деньгами.
  7. Ведь деньги – тоже представляют собой определенную ценность.
  8. Бывали случаи, когда деньги одновременно представали перед всеми и ценностью как предмет антиквара, и как денежные купюры.

Список использованной литературы

Список использованной литературы

Нормативные правовые акты и материалы судебной практики

Ссылка на основную публикацию