Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходами

  • В бюджетных учреждениях утилизировать оргтехнику, содержащую драгметаллы, разрешается только через специализированные организации.
  • Этим же путем нужно браковать комплектующие изделия, в которых имеются золото, серебро и другие элементы.
  • Нормативами предусмотрен определенный порядок оформления этих работ, по которому производится учет драгоценных металлов на предприятии.
  • О том, какие нужны распорядительные документы, какие существуют способы для списания основных средств, содержащих драгоценные металлы, будет рассказано далее.

Перечень видов офисного оборудования

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходамиПочти любая офисная оргтехника содержит в себе небольшое количество драгоценных металлов:

  • компьютеры и мониторы;
  • модемы для локальных сетей;
  • сетевая техника для вычислительных систем;
  • оборудование для группирования и счета монет и банкнот;
  • машины копировальные офсетные.

Эта техника приобретается учреждением и оформляется как основное средство.

Срок эксплуатации офисной техники в бухгалтерском учете учреждение вправе определять индивидуально. При этом предусматривается как физический износ, так и прогнозируемый период применения оборудования.

Определять и фиксировать количество драгметалла в том или ином приборе нужно еще на этапе поступления основных средств.

Происходит это следующим образом:

  • специальная комиссия определяет наличие и количество всех драгметаллов в технике;
  • данные фиксируются и хранятся;
  • данные используются при списании основных средств, содержащих драгметаллы.

Списание и утилизация оборудования, содержащего драгметаллы

Организациям разрешено списывать оборудование с драгметаллами после амортизационного износа, но самостоятельно утилизировать оргтехнику они не имеют права.

Инструкция по учету и хранению

  1. Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходамиМинистерством Финансов Российской Федерации 9 декабря 2016 года под № 231 подписан приказ об утверждении Инструкции по учету и хранению драгоценных металлов.
  2. В этом же документе отмечено об отмене приказа № 68н от 29 августа 2001 года.
  3. Новая Инструкция гласит о том, что на предприятии должен вестись раздельный учет подходящих драгоценных изделий для изготовления ювелирных изделий и непригодных для такого использования.

При этом металлы, непригодные для производства ювелирных украшений, бюджетными организациями ставятся на учет согласно общим правилам хранения материальных ценностей. С полным текстом инструкции можно ознакомиться здесь.

Порядок утилизации

Чтобы провести утилизацию того или иного оборудования, содержащего драгметаллы, прежде всего его нужно списать с баланса. Для грамотного оформления необходимо:

  • определить амортизационный износ и работоспособность технического изделия;
  • приготовить заключение на снятие с балансовой стоимости основного средства, т.е. акт списания оборудования, содержащего драгметаллы;
  • приготовить дефектную ведомость.

Акт на списание основных средств

Этот документ позволяет включить в сводный реестр любое техническое изделие, который затем подается в отдел учета материальных ценностей.

Он необходим для списания оборудования и других средств, прослуживших свой амортизационный период.

Данный акт составляется специальной комиссией, созданной по приказу руководителя учреждения.

Дефектная ведомость

Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходамиЭтот документ включает в себя следующие сведения:

  • товарный вид списываемого оборудования;
  • первоначальная цена;
  • общая стоимость износа на протяжении эксплуатации изделия;
  • основная причина списания объекта;
  • цена драгоценных металлов, которые присутствуют в данном оборудовании;
  • расходы на уничтожение;
  • предполагаемые доходы от проводимой операции.

Процедура списания ОС (техники) включает в себя:

  • диагностирование состояния каждой составляющей оборудования;
  • получение разрешения;
  • составление нужной документации.

После этого можно производить утилизацию оборудования, содержащего драгоценные металлы.

Эту процедуру берут на себя специализированные предприятия по переработке отходов драгоценных металлов.

Обращение в адрес организации по аффинажу драгметаллов

Чтобы с выгодой и в соответствии с законодательством переработать отходы драгметаллов, придерживайтесь следующей схемы. Итак, для сдачи лома содержащего оборудования на переработку отходов с драгметаллами учреждению необходимо:

  1. Издать приказ в учреждении о назначении ответственного лица за сохранность драгметаллов и заключить с ним договор.
  2. Рассортировать оборудование и отходы.
  3. Взвесить материал, подлежащий утилизации.
  4. Связаться с предприятиями по переработке драгметаллов.
  5. Представить им имеющееся сырье и указать при этом тип, массу и процентное содержание драгметаллов, например, факсимильной связью.
  6. Запросить операцию предполагаемой оплаты, а также убедиться в наличии лицензионного свидетельства и карты учета в ГИПН (Государственная инспекция Пробирного надзора).
  7. Оформить общую таблицу для проведения сравнительного анализа экономической эффективности от реализации отходов.

Предприятия по утилизации в России

  • Статья 20. Распоряжение добытыми и произведенными драгоценными металлами и добытыми драгоценными камнями, их ломом и отходамиВсе Российские аффинажные заводы имеют лицензию на переработку сырья и извлечение драгоценных металлов.
  • Большинство из них входит в перечень компаний Лондонской ассоциации рынка драгоценных металлов.
  • Чтобы попасть в этот список, предприятие должно соответствовать высочайшим стандартам качества технологии производства, качества готовой продукции, установки пробы, а также многим другим параметрам, разработанным ассоциацией.

Разумеется, большую часть этого списка составляют страны с высокоразвитой добывающей промышленностью. Продукт же, выпускаемый обыкновенным аффинажным заводом, на международном рынке не обладает ликвидностью.

Признанными предприятиями России, имеющими разрешение на аффинаж, являются следующие заводы:

Наименование предприятия Условия Контакты
ООО «Урал-Серебро» Компания предоставляет услуги сторонним организациям по переработке и извлечению драгметаллов с возвратом аффинированного металла г. Ижевск, ул. Новоажимова, 23. Тел. 8(3412)72-09-10. ural-serebro.ru
Волгадрагмет ООО Завод предоставляет заказчикам услуги в переработке драгметаллов и утилизации оргтехники г. Казань, ул. Адмиралтейская, д.3, корп.4. 8 (800) 775-56-71, volgadragmet.ru
Росконтакт Завод предоставляет заказчикам услуги в переработке драгметаллов и утилизации оргтехники мкр. Приокский, Промбаза, г. Касимов Рязанская область. Отдел сырья: 8(49131)3-18-04. roskontakt.ru
Красцветмет Предприятие с универсальным профилем: перерабатывает золото, платину и серебро г. Красноярск, Транспортный проезд, дом 1. Тел. +7(391)259-33-33. krastsvetmet.ru
Новосибирский аффинажный завод Предприятие перерабатывает около 65% всего отечественного золота 630008, г. Новосибирск, ул. Кирова, 103. Тел./факс: +7 (383)266-10-57. affinaz.ru
Кыштымский медеэлектролитный завод Производит извлечение из обедненного скрапа, не обрабатывает платиновую группу г. Кыштым, Челябинская обл. ул. Парижской Коммуны, 2. Тел. (35151) 4-74-81. kmez.ru

Как происходит утилизация?

Как правило, утилизация отходов с драгметаллами представляет собой вторичную переработку, после которой металл задействуется в других сферах.

Микросхемы и радиодетали, содержащиеся в оборудовании, подвергаются промышленному аффинажу, в результате чего полученное техническое золото, медь и другие элементы идут на изготовление других изделий.

Эта технология снижает производственные расходы и существенно экономит природные ресурсы.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что основная часть изъятых драгметаллов возвращается в производство, а опасные компоненты нейтрализуются или утилизируются способом, не наносящим вред окружающей среде.

Операции с отходами драгоценных металлов оформляются соответствующими документами на уничтожение, которые можно получить только от специализированной организации, производящей деятельность в этом направлении.

О принятии постановления министерства финансов республики беларусь от 31 июля 2020 г. № 28 «о совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов»

Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31 июля 2020 г. № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» вступает в силу с 8 октября 2020 г.

  • Целью постановления № 28 является упрощение учета субъектами хозяйствования драгоценных металлов в образовавшихся у них отходах электрического и электронного оборудования и совершенствование правового регулирования порядка учета юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — субъекты хозяйствования) электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО), содержащего в своем составе драгоценные металлы, а также сдачи его на переработку организациям, имеющим в соответствии с законодательством право осуществлять такую деятельность после утраты потребительских свойств и списания.
  • До вступления в силу постановления № 28 субъекты хозяйствования, имеющие ЭЭО, содержащее в своем составе драгоценные металлы, утратившее свои потребительские свойства, обязаны сдать лом и отходы драгоценных металлов, образовавшиеся после списания ЭЭО, переработчикам для дальнейшего извлечения драгоценных металлов и поставки их в Госфонд.
  • С целью получения положительного финансового результата при сдаче лома драгоценных металлов субъектами хозяйствования, их поставка переработчикам производится по мере накопления минимально необходимого количества лома драгоценных металлов, окупающего затраты на его переработку.
  • В связи с тем, что в результате развития технологий, содержание драгоценных металлов в ЭЭО уменьшается с каждым годом, накопление минимально необходимого содержания драгоценных металлов становится трудновыполнимой задачей.
  • Вместе с тем, существующий в республике механизм компенсации расходов переработчикам за комплексную переработку отходов, включающую извлечение вторичных материальных ресурсов, в том числе и драгоценных металлов, распространялся только на отходы, образовавшиеся у физических лиц.

17 января 2020 г. принят Указ Президента Республики Беларусь № 16 «О совершенствовании порядка обращения с отходами товаров и упаковки» (далее – Указ), который вступил в силу с 1 июля 2020 года.

Приложением 2 к Указу предусмотрено, что денежные средства, поступающие на специальный счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» (далее – ГУ «Оператор ВМР»), имеют целевое назначение и могут направляться на компенсацию юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям расходов по сбору, обезвреживанию, использованию или хранению отходов товаров. При этом компенсация по использованию отходов направляется независимо от того, у кого образовались эти отходы товаров – у физических или юридических лиц.

Учитывая, что лом драгоценных металлов образуется при выведении из эксплуатации ЭЭО, вступление в силу Указа позволяет в качестве источника компенсации затрат по переработке такого лома драгоценных металлов определить средства ГУ «Оператор ВМР». Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.

2020 № 388 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 16», вступившем в действие с 1 июля 2020 г., установлен Перечень товаров и упаковки, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г.

№ 16, а также размеры платы за организацию сбора, обезвреживания и (или) использования отходов товаров и упаковки.

Целью выплаты компенсации расходов по использованию отходов ЭЭО, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности, является уменьшение финансовой нагрузки субъектов хозяйствования за счет освобождения их от платы специализированным организациям за разборку отходов, извлечение деталей, узлов, частей и иных элементов, в том числе содержащих драгоценные металлы, при списании имущества.

Читайте также:  Статья 65. споры по пенсионным вопросам

Порядок утилизации списанного имущества, содержащего драгоценные металлы

Главная / Утилизация и переработка отходов / Металлы

Назад

Опубликовано: 27.01.2015

  • Время на чтение: 3 мин
  • 1
  • 6929
  • Вместе с общим ростом количества отходов растут объемы подлежащих утилизации изделий, содержащих в составе драгоценные металлы, а вместе с увеличением потребности промышленности в драгметаллах расширяется их производство.
  • Одним из способов получения драгоценных металлов как раз и является вторичная переработка отходов.
  • Полученные таким образом металлы называют вторичными (в отличие от первичных, добываемых из недр).

Сбор драгоценных металлов

Источников получения сырья драгоценных металлов много. Развитие технологий позволяет увеличивать их количество.

Это происходит из-за того, что новые технологии позволяют извлекать такое сырьё способами, которые были невозможны ранее.

  1. Фронт извлечения драгметаллов и эффективность необходимых технологий нарастают.
  2. Важный источник получения сырья для извлечения ценных металлов – организованный сбор.
  3. Он осуществляется по двум направлениям:
  • сбор сырья у населения;
  • поступления сырья из производства и других областей хозяйства.

Драгоценные металлы – сфера особого интереса государства. Работа с этими материалами строго регламентируется законами на всех стадиях—от добычи до сбора и переработки вторичного сырья. Чтобы иметь возможность заниматься операциями с таким сырьём, требуются соответствующие разрешения от властей.

Об одном из основных документов, регламентирующих работу с драгметаллами — Инструкции Минфина России, можно прочитать здесь.

Наиболее простой и безопасный способ заниматься вторичной переработкой драгметаллов – сотрудничество или работа с предприятием рециклинга. Такое предприятие:

  • обладает всеми разрешительными документами и проходит проверки;
  • регулярно следит за изменениями законодательства;
  • обеспечит каждому сотруднику разрешённый законом режим работы.

Скупка у населения

Всем известен распространённый метод сбора драгоценного металла в виде скупки у населения.

Это способ интересен тем, что полученные металлы представлены полностью готовыми к переработке:

  • в чистом виде, без примесей;
  • с гарантированным качеством;
  • в упаковке и таре пунктов скупки.

Приобретаемые у населения драгоценные металлы представлены в виде изделий, монет и ювелирных украшений. Собранные порции подвергают сортировке, часть материала отправляют на полную переработку.

Совершенствование способов переработки сырья привело к развитию системы скупки у населения многих материалов, содержащих ценные металлы, а не только ювелирных изделий и монет. Драгметаллы есть в составе электронных устройств, таких как компьютеры и мобильные телефоноы.

О том, где еще можно найти золото, мы писали здесь.

Поступление сырья с производства

Источников поступления такого сырья очень много, и они достаточно разнообразны.

Одна часть таких источников предусмотрена технологией производства. Другая часть относится к отходам, в которых допускается содержание драгоценных металлов.

Многие помнят, как хорошо был организован процесс сбора и утилизации содержащих серебро отходов фотоматериалов:

  • эмульсии с плёнки;
  • отработанного фиксажа;
  • прочих светочувствительных материалов и составов, содержавших серебро.

В работу предприятий рециклинга поступает сырьё, которое другие пердприятия не могут переработать самостоятельно. Некоторые производственные процессы позволяют осуществлять сбор и переработку таких материалов на регулярной основе.

Правовое регулирование утилизации и переработки драгметаллов

В России есть несколько законов, постановлений и инструкций, регулирующих учет и обращение драгоценных металлов. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами:

  • Организациям всех видов предписано вести учет драгметаллов в любых формах и состояниях. Эти правила действуют на металлы, которые входят в состав применяемого оборудования, находящихся в обороте организации изделий и материалов, а также на драгоценные металлы, содержащиеся в ломе.
  • Является обязательным сбор подлежащих утилизации устройств и материалов, содержащих в составе драгоценные металлы, для последующей переработки или продажи. Для разъяснения предприятиям правил переработки списанной вычислительной техники отечественных и зарубежных производителей правительством утверждена специальная инструкция.

В России уже работают более 200 компаний, занимающихся этим видом деятельности. Все организации, занимающиеся переработкой, должны иметь соответствующие лицензии и разрешения.

Так как в импортной оргтехнике не указано содержание драгоценных металлов. то согласно законодательства, их количество определяется после списания и утилизации.

Предпринимательская деятельность в сфере утилизации и переработки изделий, содержащих драгоценные металлы –очень перспективный бизнес. Зная все аспекты и нюансы утилизации драгоценных металлов, можно открыть прибыльное дело со стабильным доходом.

Переработка сырья

Собранное сырье, содержащее драгоценные металлы, подвергают переработке для получения золота, серебра, платины в готовом для дальнейшей обработки виде. Помимо этих основных биржевых металлов, немалой ценностью обладают многие другие материалы, к примеру, редкоземельные металлы.

Основные технологии

Все многообразие методов извлечения ценного содержимого из сырья сводится к нескольким типам технологических операций:

Технология Задачи и результаты
Измельчение Дробление исходного сырья на мелкие части нужного размера упрощает отделение разнородных материалов друг от друга и доступ к этим материалам средств химического воздействия – растворов электролита
Термическая обработка Выполняется от нагрева до интенсивного обжига. Этот метод позволяет разрушить горючие и другие материалы и легко удалить продукты этого разрушения
Плавка Эта разновидность термической обработки, при которой металлы переходят в жидкое состояние и легко объединяются в капли и более крупные массивы. Такие массивы можно отливать в формы
Центрифугирование Применяется к различным материалам в жидком состоянии. Цель такой операции – разделение материалов разного объёмного веса. В деле извлечения золота и серебра используется тот факт, что объёмный вес этих металлов больше, чем у стали, алюминия, олова и даже меди. Свинец, обладающий большим объёмным весом, затрудняет использование этого метода
Электролитический и химический методы Технологии, при которых металл извлекается из смесей благодаря осаждению примесей или самого металла из раствора на электрод
Гидрометаллурги- ческий метод Разновидность химического метода, при котором металл или примеси удаляются из раствора или суспензии воздействием химических реагентов

Многие методы, например, гидрометаллургический, применяются и при первичной добыче цветных металлов из руды.

Радиодетали

Извлечение золота и серебра из радиодеталей чаще всего выделяется в отдельную технологическую группу. Это объясняется тем, что такие изделия, независимо от производителя, имеют:

  Раздел: Главная / Поисковые магниты

  • приблизительно одинаковое устройство;
  • небольшие размеры;
  • известное заранее количество ценного металла.

У каждой партии сырья могут быть свои особенности, требующие адаптации базовой технологии.

Это ещё одна причина заниматься рециклингом в специализированной компании, где используется уникальный коллективный опыт.

  • Основное мероприятие при переработке радиодеталей – сортировка.
  • Задача такой операции заключается в получении однородного массива обрабатываемого материала со сходными свойствами.
  • Последующие этапы включают серию операций, определяемых качествами массива сырья.
  • Обычно после сортировки применяется такая технология:
  • измельчение, при необходимости – с дополнительной сортировкой;
  • обжиг;
  • плавка;
  • центрифугирование;
  • получение отливок.

Ювелирный лом

К ювелирному лому относят украшения из драгоценных металлов и их фрагменты, сданные в скупки и аккумулированные иными способами.

Драгоценные камни – предмет отдельной специализации в рециклинге и ювелирном деле. Вместе с уникальными высокохудожественными ювелирными изделиями камни не перерабатывают.

Переработка драгметаллов несложна и состоит из:

  • извлечения вручную драгоценных камней, декоративных вставок, стальных пружин, нитей;
  • сортировки по пробам;
  • плавки и изготовления слитков для дальнейшего использования.

Обработка отходов промышленного производства и лома оборудования

Главная сложность обработки отходов и лома оборудования, промышленных отходов и аналогичных массивов вторичного сырья также заключается в сортировке совершенно различных объектов, например:

  • посеребрённых и позолоченных контактов и жил проводов;
  • деталей с позолотой;
  • инструментов и приборов с мелкими деталями из золота и серебра;
  • солей серебра и их растворов.

Трудоёмкая обработка такого сырья выгодна при достаточных его количествах. Вот почему извлечение драгоценных металлов из отходов и вторичного сырья выгодно только при больших объёмах таких работ. По этой же причине в деле рециклинга выгодно сотрудничество с солидной профильной организацией.

Учет драгоценных металлов в основных средствах

Госдума ужесточает ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов и камней

МОСКВА, 10 декабря. /ТАСС/. Госдума во вторник приняла во втором — основном — чтении ряд законопроектов, направленных на существенное повышение штрафов за нарушения в сфере добычи и оборота драгоценных металлов и камней, а также янтаря и нефрита.

Первый законопроект предусматривает дополнение новыми статьями Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Текстом предусматривается, что деятельность, связанная с операциями с драгоценными металлами или драгоценными камнями, без обязательной постановки на специальный учет влечет штраф для индивидуальных предпринимателей в размере от 80 тыс. до 100 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 120 тыс.

до 140 тыс. рублей. Штраф за просрочку подачи заявления о постановке на учет для ИП предусмотрен в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 60 тыс. до 80 тыс. рублей.

Незаконная добыча гражданами драгоценных металлов или драгоценных камней будет наказываться штрафом «в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения».

Штраф для индивидуальных предпринимателей составит от трехкратного до четырехкратного размера стоимости незаконно добытых драгоценных металлов и камней, а для юридических лиц — от четырехкратного до пятикратного размера стоимости.

Во всех случаях предусмотрена возможность конфискации орудия совершения правонарушения.

Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и камней в любом виде повлечет штраф для граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости добытого, для индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера этой стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного. Предусматриваются также штрафы за перемещение и хранение незаконно добытых камней и металлов.

В отдельную статью вынесена очистка извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный правительством перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами. Штраф для граждан составит от одной второй до полуторакратного размера стоимости добытого, для ИП — от двукратного до трехкратного размера стоимости, а для юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера. Во всех случаях предусмотрена конфискация металлов и камней.

Читайте также:  Статья 24.1. Конкурс на право заключить контракт на проведение лотерей

Незаконная добыча янтаря

Другим законопроектом поправки вносятся в Уголовный кодекс.

Согласно тексту, за «совершение сделки, связанной с заведомо самовольно добытым янтарем, нефритом или иными полудрагоценными камнями, а равно их незаконные хранение, перевозка или пересылка в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома», лицам, уже ранее попадавшим под аналогичную статью КоАП, грозит штраф до одного миллиона рублей либо лишение свободы на срок до двух лет.

Если речь идет о крупной партии камней, стоимость которой превышает 2 млн 250 тыс. рублей, штраф может составить 2 млн рублей, а срок лишения свободы — до четырех лет. Законопроектом предусмотрен штраф в размере 5 млн рублей в случае совершения указанного преступления группой лиц, максимальный срок лишения свободы увеличивается до шести лет.

Предлагается также дополнить статью УК о нарушении правил охраны и использования недр пунктом, согласно которому самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей либо лишением свободы на срок до двух лет, но в том случае, если подсудимый ранее уже привлекался к административной ответственности за незаконную добычу янтаря.

Статья 192 УК РФ Нарушение правил сдачи государству драгоценных, металлов и драгоценных камней

Уклонение от обязательной сдачи на аффинаж или обязательной продажи государству добытых из недр, полученных из вторичного сырья, а также поднятых и найденных драгоценных, металлов или драгоценных камней, если это деяние совершено в крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Примечание. Нарушение правил сдачи или продажи государству драгоценных металлов и драгоценных камней признается совершенным в крупном размере, если стоимость указанных в настоящей статье предметов, не сданных или не проданных государству, превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

  • КОММЕНТАРИЙ
  • Объективная сторона состоит в совершении следующих альтернативных деяний, каждое из которых выражается в бездействии, то есть в несовершении действия, которое лицо обязано выполнить:
  • — уклонения от обязательной сдачи драгметаллов на аффинаж (в Законе о драгметаллах под аффинажем понимается процесс очистки извлеченных драгметаллов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгметаллов до качества, соответствующего национальным или международным стандартам);
  • — уклонения от обязательной продажи драгметаллов государству.

Субъект преступления общий — физическое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Такими субъектами могут быть как частные лица (например, нашедшие драгметаллы в виде кладов и т.п.), так и должностные (руководители или работники старательских артелей и других добывающих организаций, скупочных предприятий, организаций по сбору и заготовке лома и отходов драгметаллов).

Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Санкция ст. 192 является альтернативной — штраф в размере от 200 до 500 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо арест на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишение свободы на срок до 5 лет.

Вместе с тем на практике привлечение к ответственности по данной статье может представлять определенные трудности, поскольку в нормативно-правовом порядке сроки сдачи драгметаллов на аффинаж не установлены. Кроме того, Закон о драгметаллах (ч. 2 п. 1 ст.

20) в отличие от ранее действовавших норм допускает возможность совершения операций с минеральным сырьем до аффинажа, относя регламентацию этого вопроса к компетенции Правительства РФ. В соответствии же с Постановлением Правительства «Об утверждении Порядка совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа» от 01.01.

98 г. № 1419 разрешен ряд сделок, в частности купля-продажа (поставка), залог минерального сырья.

Что касается предусмотренной в ст. 192 УК уголовной ответственности за уклонение от обязательной продажи драгметаллов государству, то, думается, можно говорить о правомерности такой ответственности лишь в отношении поднятых и найденных металлов.

Обязательность продажи государству драгметаллов, добытых из недр и полученных из вторичного сырья, в нынешнем законодательстве о драгметаллах отсутствует. В Законе о драгметаллах говорится лишь о приоритете государства в покупке аффинированных драгметаллов у субъектов их добычи и производства и только при условии предварительного авансирования этих субъектов.

Если же государство не может обеспечить авансирование или последующую оплату произведенной продукции, субъекты добычи и производства вправе продать продукцию любому субъекту рынка драгметаллов, имеющему соответствующую лицензию.

В последнее время Гохран России в связи с отсутствием необходимых бюджетных средств практически не пользовался своим правом приоритетной покупки драгметаллов у субъектов их добычи.

Таким образом, уклонение от обязательной продажи государству добытых из недр и полученных из вторичного сырья драгоценных металлов сегодня уже нельзя считать преступлением. Де-факто статья 192 УК в настоящее время практически не применяется.

-1+1

Просмотров статьи: 31907, комментариев: 30       

  • Содержание сайта

Списываем имущество – не забываем про драгметаллы

В эксплуатации практически у любой строительной организации находятся изделия, оборудование, приборы и иные средства, содержащие драгоценные металлы (далее – драгметаллы).

Такие организации при осуществлении ими операций с имуществом, а также ломом и отходами, содержащими драгметаллы, обязаны соблюдать установленные государством специальные требования к их учету[1]. Такие требования установлены в Инструкции № 34[2].

В данной статье рассмотрим основные требования законодательства по ведению учета драгметаллов, содержащихся в имуществе, на различных этапах его движения, подробнее рассматривая момент его выбытия (списания).

Учет драгметаллов при поступлении и эксплуатации имущества

  • Способы определения содержания драгметаллов в имуществе
  • Драгметаллы, входящие в состав имущества, используемого в деятельности организации, учитываются по их наименованию и содержанию (массе).
  • Содержание драгметаллов в имуществе организации вправе определять либо до, либо после списания имущества.
  • Драгметаллы, входящие в состав имущества, до списания учитываются по первоначальному их содержанию:
  • указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах;
  • определенному по данным химических анализов;
  • определенному комиссией из числа работников организации, назначенной руководителем организации, с оформлением акта, утверждаемого руководителем организации, ссылка на который дается в учетных документах.

При отсутствии технической документации, а также данных химических анализов при необходимости могут привлекаться компетентные специалисты сторонних организаций (например, РУП «Межотраслевая хозрасчетная лаборатория по нормированию и экономии драгоценных металлов и драгоценных камней»).

Организация на основании решения руководителя вправе определить содержание драгметаллов в имуществе после его списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее – упрощенный метод) (п. 34 Инструкции № 34).

Выбранный способ учета драгметаллов в имуществе влияет на порядок действий и заполнения учетной документации по драгметаллам, который рассмотрим далее.

Учетная документация

Для ведения учета драгметаллов в имуществе организацией должны быть разработаны формы первичных учетных документов, составленных в соответствии со ст. 10 Закона № 57-З[3] и утвержденных в учетной политике организации. Данные по содержанию драгметаллов в учетные документы заносятся в соответствии со сведениями, указанными в технической документации, со ссылкой на эту документацию.

Учет движения драгметаллов, в т. ч.

изделий, деталей с их наличием, лома и отходов, их содержащих, ведется в журнале или книге, которые должны быть пронумерованы постранично, прошнурованы, подписаны руководителем организации (лицом, им уполномоченным), главным бухгалтером. Учет может быть организован в электронном виде с соблюдением требований законодательства об электронных документах и ЭЦП (пп. 40–42 Инструкции № 34).

Записи в учетных документах о содержании драгметаллов в имуществе, а также ломе и отходах, их содержащих, производятся на основании актов приемки, приходных ордеров, требований, лимитных карт, накладных, актов списания или выбытия инструмента, оборудования, лабораторной посуды, приборов и иных средств, актов на оприходование собранных лома и отходов, сопроводительной и технической документации, иных первичных учетных документов (п. 45 Инструкции № 34).

Сведения о наличии драгметаллов в основных средствах указываются в разделе 3 «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта о приеме-передаче основных средств, форма которого утверждена постановлением Минфина от 22.04.2011 № 23.

Учет лома и отходов драгметаллов при выбытии имущества

Изъятие лома и отходов драгметаллов

Списывая имущество, организация в числе прочих материальных ценностей, поступающих от его списания, обязана оприходовать лом и отходы драгметаллов.

Списание имущества осуществляется созданной в организации комиссией и оформляется актом о списании имущества (далее – акт о списании), форму которого организация разрабатывает самостоятельно.

В акте о списании указывается масса (содержание) драгметаллов, находящихся в подлежащем списанию имуществе, а также в подлежащих оприходованию ломе и отходах, за исключением случая применения упрощенного метода учета драгметаллов (п. 69 Инструкции № 34).

Разборку списанного имущества, включая первичную обработку получаемого при разборке лома драгметаллов, перерасчет содержания драгметаллов в нем и оформление акта демонтажа (первичной обработки лома) могут производить перерабатывающие организации на договорной основе (далее – переработчик), в т. ч. совместно со сдающей лом организацией (далее – сдатчик).

Если разборку имущества организация проводит собственными силами, то на изъятый лом, содержащий драгметаллы, составляется акт демонтажа (изъятия), который прилагается к акту о списании.

Читайте также:  Статья 20. Восстановление в гражданстве Российской Федерации

На основании акта о списании и прилагаемого к нему акта демонтажа (изъятия) принимаются на учет лом и отходы драгметаллов по номенклатуре, фактической общей массе и массе (содержанию) в нем драгметаллов в чистоте (т. е. в массе химически чистого драгметалла в сплаве, других соединениях) с учетом утвержденных в установленном порядке нормативов на потери при эксплуатации (угар, износ и др.) (пп. 70–72 Инструкции № 34).

Стоимость лома и отходов драгметаллов при отгрузке на переработку устанавливается с учетом стоимости содержащихся в них драгметаллов, определенной по расчетным ценам на 1-е число месяца отгрузки (п. 75 Инструкции № 34).

Организации, определяющие содержание драгметаллов в имуществе упрощенным методом, при разборке списанного имущества могут не отражать в акте демонтажа (изъятия) количество драгметаллов, содержащихся в извлеченных из него изделиях. В таком случае драгметаллы в ломе принимаются на учет по данным переработчика и одновременно списываются (как при разборке имущества на договорной основе переработчиком) (части вторая, третья п. 71, п. 75 Инструкции № 34).

С 8 октября 2020 г.[4] действует п.

 722 Инструкции № 34, которым предусмотрена возможность передачи субъектом хозяйствования переработчику списанного электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгметаллов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгметаллов. В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгметаллов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки).

При этом, как разъяснено Минфином на его официальном сайте www.minfin.gov.by, принятие данной нормы не отменяет требования к субъектам хозяйствования осуществлять обязательный учет драгметаллов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами п. 34 Инструкции № 34.

Передача переработчику ЭЭО после его списания в соответствии с п. 722 Инструкции № 34 возможна, если в отношении драгметаллов, содержащихся в таком ЭЭО, применялся упрощенный метод. До момента передачи такого ЭЭО переработчику субъектам хозяйствования необходимо соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.

Сдача лома и отходов драгметаллов на переработку

Обязательный для исполнения порядок сдачи на переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, сдатчиками и приемки лома и отходов, содержащих драгметаллы, переработчиками устанавливает Инструкция № 87[5].

Для сдачи на переработку лома и отходов драгметаллов сдатчик должен заключить договор с переработчиком (п. 3 Инструкции № 87).

При поставке лома и отходов, содержащих драгметаллы, сдатчик оформляет сопроводительные документы, указанные в пп.

 11, 15 Инструкции № 87, в частности, товарно-транспортную накладную или товарную накладную (далее – ТТН, ТН), в товарном разделе которых указываются количество лома, количество и стоимость содержащихся в нем драгметаллов.

Поскольку подробные данные о виде лома и отходов указываются в описях, в товарном разделе может указываться их общая стоимость.

Переработчик не менее чем в двух экземплярах составляет акт приемки, который служит у сдатчика основанием для списания лома в переработку.

В акте указываются наименование, количество, вес лома и отходов по документам сдатчика, а также количество и вес лома и отходов, фактически принятых переработчиком.

Расхождения в количестве драгметаллов в ломе, выявленные при приемке в переработку, служат основанием для корректировки учетных данных по драгметаллам в бухгалтерской документации (пп. 29, 30 Инструкции № 87, пп. 77, 78 Инструкции № 34).

В случаях, когда организация применяла упрощенный метод учета драгметаллов и на момент отгрузки их содержание не определено (либо разборка имущества производится переработчиком на договорной основе), ТТН и ТН оформляются как при перевозке грузов нетоварного характера (графы 2–9 ТТН, графы 2–8 ТН не заполняются) (п. 15 Инструкции № 87).

Условия расчетов между сдатчиком и переработчиком определяются договором.

Оплата сдатчикам лома за извлеченные из него драгметаллы производится после сдачи переработчиками драгметаллов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (далее – Госфонд).

При проведении окончательных расчетов переработчики направляют сдатчикам расчеты-паспорта, которые также являются актом выполненных работ по переработке лома и отходов и подтверждают их стоимость (пп. 26, 32, 34, 35 Инструкции № 59[6]).

Расчеты за поставленные организациями или переработчиками в Госфонд драгметаллы проводятся по расчетным ценам, установленным Минфином за 1 г металла, действующим на дату поставки драгметаллов в Государственное хранилище ценностей Минфина и (или) на дату зачисления на счета в драгметаллах, открытые Минфином в Нацбанке, за вычетом стоимости работ по переработке и с учетом частичного выкупа (авансирования) драгметаллов (пп. 7, 31 Инструкции № 59).

Бухгалтерский учет операций

Лом и отходы, содержащие драгметаллы, полученные от разборки списанного имущества, учитываются в составе запасов. Фактическая себестоимость лома драгметаллов, полученного от списания и прочего выбытия имущества, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых резуль­татов.

К счету 10 «Материалы» может быть открыт субсчет 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы», на котором учитываются наличие и движение лома и отходов, содержащих драгметаллы (п. 16 Инструкции № 50[7], п. 45 Инструкции № 133[8]).

При передаче в переработку лома и отходов переработчику их стоимость списывается бухгалтерской записью:

Д-т 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»

К-т 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы» (п. 16 Инструкции № 50).

Стоимость материалов, полученных при выбытии основных средств, отражается следующими записями:

Д-т 10 «Материалы» субсчет 10-12 «Лом и отходы, содержащие драгоценные металлы»

К-т 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет 91-1 «Прочие доходы по инвестиционной деятельности» (п. 30 Инструкции № 26[9], п. 14 Инструкции № 102[10]).

Доходы и расходы, связанные с реализацией лома и отходов, включаются в состав прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на счете 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсчета 90-7 «Прочие доходы по текущей деятельности», 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») (п. 13 Инструкции № 102).

Расчеты с переработчиком отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» либо на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на отдельном субсчете.

В бухгалтерском учете операции по оприходованию, сдаче в переработку лома и отходов, содержащих драгметаллы, отражаются следующим образом:

Содержание операции Дебет Кредит
1 2 3
Бухгалтерские записи на дату принятия к учету лома и отходов, содержащих драгметаллы (по ценам на дату их оприходования)
Отражена фактическая себестоимость лома и отходов драгметаллов, полученных от разборки или демонтажа оборудования, приборов и иных изделий, числящихся в составе основных средств 10-12 91-11
Отражена фактическая себестоимость лома и отходов драгметаллов, полученных от разборки или демонтажа приборов и иных изделий, числящихся в составе средств в обороте 10-12 90-71
Отражена фактическая себестоимость лома и отходов драгметаллов, изъятых при ремонте оборудования 10-12 20, 23 и др.
Бухгалтерские записи на дату получения расчета-паспорта (по ценам, указанным в расчете-паспорте)
Отражен доход от реализации драгметаллов 60 (76) 90-71
Примечание. Обороты по реализации драгметаллов при заключении договора с переработчиком на поставку драгметаллов в виде лома и отходов с обязательством переработчика по их переработке и поставке извлеченных драгметаллов в Госфонд не признаются объектами налогообложения НДС (абзац второй подп. 2.28 ст. 115 НК)
Отражены расхождения между данными сдатчика и данными переработчика по количеству драгметаллов, содержащихся в ломе и отходах, на основании акта приемки и расчета-паспорта (либо сторнировочная запись) 10-7 90-71
Списана учетная стоимость лома и отходов, содержащих драгметаллы, отгруженных переработчику 90-101 10-7
Списаны затраты по сбору, разборке, транспортировке переработчику лома и отходов, содержащих драгметаллы 90-101 10, 70, 68, 69, 76 и др.
Отражена стоимость услуг переработчика по данным, указанным в расчете-паспорте 90-101 60 (76)
Отражен результат от реализации драгметаллов, полученных из лома и отходов 90-11 (99) 99 (90-11)
Бухгалтерские записи на дату поступления денежных средств от переработчика
Отражено поступление денежных средств от переработчика за сданные в Госфонд драгметаллы (за вычетом стоимости услуг по переработке) 51 60 (76)

____________

1 Учитываются при налогообложении прибыли в составе внереализационных доходов (расходов) (подп. 3.43 ст. 174, подп. 3.17 ст. 175 НК соответственно).

Пример

Строительная организация в июне 2020 г. списала несколько единиц полностью самортизированного оборудования, содержащего драгметаллы.

По данному оборудованию применялся упрощенный метод учета драгметаллов (содержание драгметаллов в нем при его поступлении в организацию не определялось).

Оборудование без разборки передано переработчику для демонтажа и первичной обработки лома и отходов, содержащих драгметаллы.

Согласно акту, составленному переработчиком 30.07.2020 по результатам первичной переработки лома, содержание драгметаллов (условно) составило: золота – 3,66 г, серебра – 12,85 г.

Стоимость работ переработчика по извлечению драгметаллов составила 400,00 руб. (без НДС).

В сентябре 2020 г. от переработчика получен расчет-паспорт, согласно которому стоимость драгметаллов составила 610,18 руб. Выручка за вычетом стоимости услуг по переработке зачислена на расчетный счет организации.

Расчетная цена за грамм драгметаллов по данным, опубликованным на сайте Минфина:

Наименование драгметалла Расчетная цена за грамм, руб.
на 01.06.2020
Ссылка на основную публикацию