Статья 23. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации

Судебным органом Российской Федерации, осуществляющим свою власть через конституционное судопроизводство, является конституционный суд страны.

Сфера и способы его функционирования, а также структура, состав и полномочия судей регулируются высшим нормативным актом РФ — Конституцией. Часто этот судебный орган влиял даже на изменение законодательства.

Какую структуру имеет этот судебный орган, а также как назначается и снимается с должности Председатель Конституционного Суда, какие полномочия имеет, расскажет эта статья.

Нормативно правовые акты, регламентирующие деятельность Конституционного судебного органа

Состав и структура Конституционного Суда РФ, выбор на должность лиц, их полномочия, порядок деятельности и другие вопросы, регламентируют ФЗ «О Конституционном Суде», действующий Регламент и Конституция страны.

Кто входит в состав этого судебного органа?

Под составом суда подразумеваются списки тех, кто является в нем должностным лицом и выполняет свои определенные функции. В конституционном суде 19 судей.

Осуществлять свою деятельность они могут только при наличии 75% всего состава (т. е. минимум 13 судей). Каждый судья выбирается лично президентом нашей страны.

Утверждает же кандидата на должность уже Совет Федерации – одна из палат парламента.

Должностные лица, входящие в его состав органа:

  • Председатель суда.
  • Заместитель Председателя Конституционного Суда РФ.
  • Судья-секретарь.
  • Ряд судий КС, занимающихся именно судебными разбирательствами.
  • Работники аппарата и иных подразделений.

Структура конституционного суда

Суд делится на две похожие палаты, состоящие из 9 судей в одной и 10 — в другой. Их состав определяется посредством жеребьевки. Процесс проведения этой процедуры регулируется действующим регламентом. Составы палат меняются каждые три года. Важно отметить, что председатель и его заместитель обязательно должны быть в разных структурных частях. Каждая палата имеет равные полномочия.

Также, согласно регламенту, в конституционный суд могут входить пресс-службы, научно-консультативные советы и рабочие комиссии.

Основные полномочия КС РФ

Этой судебной инстанции подвластно:

  • Разбирать дела, связанные с соответствием законодательства основному закону страны – Конституции РФ.
  • Рассматривать по существу споры о компетенции между разными органами власти.
  • Анализировать жалобы граждан о нарушении их основных конституционных прав.
  • Издавать толкования конституции, чтобы каждый мог понять то, что написано юридическим языком.
  • Осуществлять ряд иных полномочий, закрепленных в действующем законодательстве.

Кто может быть Председателем КС РФ?

Судьи являются одной из основных ячеек суда. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается из списка уже действующих должностных лиц. Кандидаты должны соответствовать нескольким критериям:

  • Быть гражданином России.
  • Возраст к вступлению на должность — не менее 40 лет.
  • Безупречная репутация, т. е. отсутствие судимостей или приводов в суд, никаких конфликтов на предыдущих должностях и т. д.
  • Стаж работы в юридической сфере не меньше 15 лет.
  • Обладать высоким уровнем квалификации в праве.

Предложить кандидата в судьи КС РФ может не только президент, но и представители Государственной думы, законодательные органы субъектов и высшие судебные органы.

Совет Федерации РФ обязан вынести постановление о назначении на должность или не принять выдвинутую кандидатуру не позднее 14 дней, как получит представление от имеющих на это право лиц.

Судьи, в отличие от председателя КС, несменяемы. Они имеют неприкосновенность и не могут подвергаться какой-либо ответственности без согласия членов КС РФ.

Причины досрочного прекращения деятельности конституционного судьи

Прекратить полномочия судьи можно только по следующим причинам:

  • Нарушение установленной процедуры назначения на должность.
  • Достижение предельного возраста для занимаемой должности (70 лет).
  • Письменное заявление.
  • Потеря гражданства, в случае нарушения законодательства.
  • Обвинение в суде, которое все же вступило в силу.
  • Смерть.
  • Объявление умершим или пропавшим без вести или недееспособным.
  • Пренебрежительное отношение к исполнению своих обязательств.

В каких случаях деятельность конституционного судьи может быть приостановлена?

Право судьи осуществлять свою деятельность может быть приостановлено в случае:

  1. Если совет дает согласие на снятие неприкосновенности и ведения разбирательства. В этом случае осуществление профессиональной деятельности судьи приостанавливается на время ведения уголовного преследования.
  2. Если у судьи проблемы со здоровьем и ему необходимо долгосрочное лечение.

Кто может назначить председателя на должность?

Назначение Председателя Конституционного Суда РФ

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации сроком на шесть лет из числа судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель и заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Постановлением Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 31.01.2018 года № 5-СФ Зорькин Валерий Дмитриевич назначен на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.

Председатель Конституционного Суда Российской Федерации:

  1. руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда Российской Федерации, созывает их и председательствует на них;
  2. вносит на обсуждение Конституционного Суда Российской Федерации вопросы, подлежащие рассмотрению в его заседаниях;
  3. представляет Конституционный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда Российской Федерации выступает с заявлениями от его имени;
  4. осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда Российской Федерации, представляет на утверждение Конституционного Суда Российской Федерации кандидатуры руководителя аппарата и руководителя Секретариата Конституционного Суда Российской Федерации, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда Российской Федерации и структуру аппарата;
  5. осуществляет другие полномочия в соответствии с Федеральным конституционным законом и Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Председатель Конституционного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.
  • Во всех случаях, когда Председатель Конституционного Суда Российской Федерации не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет один из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации.
  • В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя одним из заместителей Председателя Конституционного Суда Российской Федерации временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а при равном стаже — к старейшему по возрасту судье Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Заместители Председателя Конституционного Суда Российской Федерации осуществляют по уполномочию Председателя Конституционного Суда Российской Федерации его отдельные полномочия, а также выполняют иные обязанности, возложенные на них Председателем Конституционного Суда Российской Федерации.

Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя КС РФ

Лекция №1: «Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда РФ»

Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования и деятельности КС РФ определены Конституцией РФ и ФКЗ от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» (далее – ФКЗ).

Регламентом КС РФ устанавливаются: порядок определения персонального состава палат КС РФ, порядок распределения дел между ними, порядок определения очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат.

КС РФ находится в г. Санкт-Петербург.

Официальный сайт: http://www.ksrf.ru

КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ.

Нынешний состав КС РФ – по ссылке:

www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/default.aspx

КС РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 2/3 от общего числа судей.

Нынешний Председатель КС РФ – по ссылке:

http://www.ksrf.ru/ru/Info/Judges/Pages/judge.aspx?Param=2

Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком.

Решения КС РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Структура КС РФ

Структура КС РФ представлена двумя палатами КС РФ и Аппаратом КС РФ.

КС РФ состоит из двух палат: 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки. В пленарных заседаниях участвуют все судьи КС РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав палаты.

  • Персональный состав палаты не должен оставаться неизменным более чем три года подряд.
  • Очередность исполнения полномочий председательствующего на заседаниях палаты определяется палатой.
  • В Аппарат КС РФ входят: Секретариат, Управление государственной службы и кадров, Финансовое управление, Управление делами и Представительство Конституционного Суда в Москве.
  • Для обеспечения деятельности руководства КС РФ и судей также созданы Секретариат Председателя КС РФ, Секретариаты Заместителей Председателя КС РФ и Аппараты судей.
  • Более подробно по ссылке:
Читайте также:  Статья 24.11. понятие государственной кадастровой оценки

http://www.ksrf.ru/ru/Info/Apparat/Pages/default.aspx

КС РФ независим в организационном, финансовом и материально-техническом отношениях от любых других органов. Финансирование Конституционного Суда Российской Федерации производится за счет федерального бюджета и обеспечивает возможность независимого осуществления конституционного судопроизводства в полном объеме.

В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей необходимые для обеспечения деятельности КС РФ средства, которыми он распоряжается самостоятельно. Смета расходов КС РФ не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом.

КС РФ самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности.

Имущество, необходимое КС РФ для осуществления его деятельности и находящееся в его оперативном управлении, является федеральной собственностью. КС РФ может наделять правом оперативного управления указанным имуществом структурные подразделения, входящие в состав его аппарата.

Какое бы то ни было ограничение правовых, организационных, финансовых, информационных, материально-технических, кадровых и других условий деятельности КС РФ, установленных ФКЗ, не допускается.

КС РФ рассматривает и разрешает дела в заседаниях КС РФ с проведением слушаний, а в случаях и порядке, установленных статьей 47.1 ФКЗ, также без проведения слушаний.

  1. Вопросы, рассматриваемые в заседаниях КС РФ:
  2. КС РФ рассматривает в заседаниях все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ, установленным Конституцией РФ и статьей 3 ФКЗ.
  3. КС РФ в заседаниях также:
  4. 1) принимает послания КС РФ;
  5. 2) принимает Регламент КС РФ и вносит в него изменения и дополнения;
  6. 3) принимает решения о представлении судьи КС РФ к награждению государственной наградой Российской Федерации, в том числе присвоению ему почетного звания Российской Федерации, а также об обращении к Президенту РФ с ходатайством о даче им согласия на принятие судьей КС РФ награды или иного знака отличия иностранного государства;
  7. 4) принимает решения о приостановлении или прекращении полномочий судьи КС РФ, а также о наличии оснований для досрочного прекращения Советом Федерации по представлению Президента РФ полномочий Председателя или заместителей Председателя КС РФ;
  8. 5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные ФКЗ
  9. Назначение на должность Председателя и заместителей Председателя КС РФ
  10. Председатель КС РФ назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ
  11. Председатель КС РФ имеет двух заместителей, которые назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на шесть лет из числа судей КС РФ.
  12. Председатель и заместители Председателя КС РФ по истечении срока их полномочий могут быть назначены на должность на новый срок.

Председатель и заместители Председателя КС РФ могут по личному письменному заявлению сложить с себя эти полномочия. Сложение полномочий констатируется решением КС РФ.

  • Полномочия Председателя или заместителей Председателя КС РФ могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению Президента РФ в случае, если решением КС РФ установлено, что Председатель или заместитель Председателя КС РФ не исполняет должностные обязанности или исполняет их ненадлежащим образом.

У конституционного суда появились политические перспективы

Поправки к законопроекту о Конституционном суде (КС), разрешающие выдвигать председателя суда и его заместителя не из числа судей, дают возможность назначить главой КС политика, заявил 19 октября зампред комитета Госдумы по законодательству Михаил Емельянов.

Другой зампред комитета, Юрий Синельщиков, не исключил, что возглавить КС могут и председатель комитета по законодательству Павел Крашенинников, и сенатор Андрей Клишас, и экс-премьер Дмитрий Медведев, которого несколько лет назад уже прочили на этот пост.

Эксперт считает, что возможный приход в КС политиков усилит вес суда в системе власти.

Поправки к закону о КС, внесенные президентом в развитие новых норм Конституции, Госдума приняла в первом чтении 13 октября.

16 октября комитет по законодательству одобрил поправки ко второму чтению, внесенные главами профильных комитетов Думы и Совета федерации Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом.

В частности, они предложили запретить публикацию особых мнений судей КС и критику ими решений суда.

Еще одна поправка касается порядка назначения председателя КС и его заместителя: сейчас они назначаются Совфедом по представлению президента из числа судей КС, поправкой же предлагается слова «из числа судей КС» из закона исключить.

После этого в анонимных Telegram-каналах появились сообщения, что теперь возглавить КС может кто-то из трех сопредседателей рабочей группы по изменению Конституции: Павел Крашенинников, Андрей Клишас или директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве Талия Хабриева. Аналогичное предположение высказал в своих соцсетях и главред радиостанции «Эхо Москвы», зампред Общественной палаты Москвы Алексей Венедиктов.

«Не готов обсуждать фамилии, но то, что КС может возглавлять человек, который не только сведущ в праве, но и имеет политический опыт, это очевидно»,— заявил «Интерфаксу» первый зампред комитета Думы по законодательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия»). По его мнению, поправка направлена на расширение круга лиц, из которых могут быть выбраны руководители суда.

«КС не должен превращаться в некую касту высокопоставленных жрецов, которые вершат судьбу государства»,— подчеркнул депутат.

Другой зампред комитета, Юрий Синельщиков (КПРФ), сказал “Ъ”, что претендовать на руководящие должности в КС могли бы и господа Крашенинников и Клишас, и зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев.

«Я думаю, никто из троих не откажется. Но кто это будет на самом деле, знает лишь один человек»,— добавил депутат. Сам он против этой поправки и считает, что глава КС должен избираться из числа судей.

Бывшего президента и премьера, юриста по образованию Дмитрия Медведева уже прочили на высший судебный пост. В 2017 году в СМИ активно обсуждалась тема возможного объединения Верховного и Конституционного судов после президентских выборов 2018 года, а в качестве кандидата в председатели такого «суперсуда» назывался господин Медведев.

Андрей Клишас сообщил “Ъ”, что новые нормы не отменяют других требований к кандидату на должность судьи КС: им может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. «Норма о том, что председатель КС и его заместитель должны быть из числа судей, осталась с того времени, когда на эти должности выбирали сами судьи из своего состава. Сейчас эта норма выглядит как необоснованное ограничение полномочий президента и Совета федерации»,— пояснил господин Клишас.

Комментируя слухи о своем возможном переходе в КС, он заявил, что «вопрос лишен реальных оснований», так как «сейчас в КС есть и председатель, и заместитель председателя, их полномочия не истекли».

Напомним, согласно обновленной Конституции, списочный состав КС сократится с 19 до 11 человек. Но эта норма вступит в силу не сразу, а когда число судей уменьшится с нынешних 13 до 11 из-за достижения ими предельного возраста (70 лет).

18 октября 2020 года 70 лет исполнилось Николаю Бондарю, в 2021 году этого возраста достигнут Юрий Рудкин и первый зампред суда Сергей Маврин. Председателю КС Валерию Зорькину 77 лет, но возрастной ценз для председателя суда был отменен в 2010 году.

В 2018 году господин Зорькин был переназначен на новый 6-летний срок до 2024 года.

Доктор юридических наук, бывший член президентского Совета по правам человека Илья Шаблинский считает, что новая норма делает КС еще более зависимым от администрации президента и дает возможность поставить во главе суда лояльного руководителя. «Проще уже было бы, если бы президент сам назначал конституционных судей и их снимал. Спасибо, что пока остается норма о требовании к квалификации судей и на эту должность не может претендовать, например, парикмахер»,— отмечает эксперт.

Политолог Алексей Макаркин полагает, что возможный приход в руководство КС политиков — это скорее усиление веса суда, а не его зависимости. По словам эксперта, новая норма дает президенту свободу выбора кандидатов на эти должности, не ограничивая его только списком имеющихся судей.

Читайте также:  Статья 16. о вступлении в силу настоящего федерального закона

В целом это укладывается в логику текущей настройки законодательства, когда президенту во всем предоставляется больше маневра, поясняет господин Макаркин: «Например, он может баллотироваться на новый срок в 2024 году, а может и не баллотироваться. Может уволить губернатора по принципу политического недоверия, а может и не уволить.

КС и без того полностью лоялен президенту и не принимает решений, которые противоречат его курсу. Вряд ли здесь речь идет об увеличении степени лояльности».

Елена Рожкова, Ксения Веретенникова, Ангелина Галанина

Анализ практики

Председатель суда: особая роль и особые требования.

Принятие в декабре 1993 года Конституции Российской Федерации  послужило правовой основой происходящих в нашей стране  преобразований, включая сферу судебной власти.

           В рамках совершенствования законодательства  о судебной власти   правовые акты, касающиеся статуса судей, в  2001-2002 годах претерпели существенные изменения. Принцип выборности судей канул в прошлое, ему на смену  пришел особый порядок наделения судей полномочиями.

            Высокое  предназначение судьи  обусловило и повышенные требования к кандидатам на судебные должности.

В соответствии с Законом Российской Федерации « О статусе судей в Российской Федерации»  судьей районного, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей  может быть  гражданин Российской Федерации, достигший возраста  25 лет, имеющий  высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

  У претендента на должность судьи должны отсутствовать заболевания, препятствующие назначению на должность (перечень таких заболеваний утвержден  постановлением Совета судей Российской Федерации № 78 от 26 декабря 2002 года).

               Отбор кандидатов  на должность судьи  осуществляется на конкурсной основе, что свидетельствует о демократическом принципе формирования судебных органов.

Любой гражданин, отвечающий  перечисленным выше требованиям и сдавший  квалификационный экзамен, вправе обратиться в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации  его на вакантную должность.

Но здесь необходимо учесть, что кандидаты  в судьи, помимо теоретических знаний, практической подготовки, должны обладать высокими морально-нравственными качествами, дающими им  право судить других людей.

                При этом в силу пункта 2 ст.

11 названного закона  судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается  на должность  сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен  на ту же должность без ограничения срока  полномочий до достижения им предельного возраста  пребывания  в должности  судьи ( 70 лет).

               Перечисленные выше требования,  предъявляемые к кандидатам на должность судьи,  в полной мере относятся и к порядку наделения полномочиями  председателей судов и их заместителей за исключением срока назначения на должность.

                С учетом изменений, внесенных в декабре 2001 года  в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность  Президентом Российской Федерации сроком на  шесть лет при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей в субъектах Российской Федерации. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя  (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. 

              Отклоненные кандидатуры  на должности председателей и заместителей председателей судов того же  суда могут быть повторно представлены для назначения не  ранее, чем через год.

               Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на  который они назначены.

               В соответствии со ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О внесении  изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в  Российской Федерации»  начало срока пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность до вступления в силу данного  Федерального закона, определяется в следующем порядке.

Срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенного  на  должность до 31 декабря 1999 года включительно, исчисляется  с 1 января 2001 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность; срок  пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2000 года до 31 декабря 2000 года, исчисляется, начиная с 2002 года, с числа и месяца, соответствующих числу и  месяцу их назначения на должность; срок пребывания в должности председателя, заместителя председателя суда, назначенных на должность с 1 января 2001 года, но до вступления в силу данного Федерального закона, исчисляется, начиная с 2003 года, с числа и месяца, соответствующих числу и месяцу их назначения на должность.

              Произошедшая в соответствии с названным  законом переориентация порядка наделения полномочиями председателей судов привела к тому, что в 2007-2008 гг. у большинства руководителей районных судов и их заместителей истечет шестилетний срок полномочий.

               Не позднее, чем за шесть месяцев  до истечения полномочий председателей, заместителей председателей суда, квалификационные коллегии судей субъектов  федерации объявят в средствах массовой информации об открытии вакансий  с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на указанные должности, а также времени и места  рассмотрения поступивших заявлений.

                При проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей и  заместителей председателей судов у квалификационных коллегий могут возникнуть   вопросы, которые, к сожалению, не урегулированы действующим законодательством.

                Учитывая, что предельный возраст пребывания в должности судьи ограничен 70 годами, а срок полномочий председателей  судов и их заместителей составляет шесть лет,  логично было бы предположить, что на названные должности не может быть рекомендовано лицо старше 64 лет.

Это было бы оправдано с точки зрения целесообразности и обеспечения стабильности работы судов, позволило бы избежать в пределах шестилетнего срока повторной смены руководителя или одновременно нескольких руководителей суда.

Однако такой подход  не отвечает  конституционному принципу равенства всех перед законом, поскольку закон иных возрастных ограничений, кроме предельного возраста пребывания в должности судьи, не содержит.

                 Поэтому полагаю, что в законодательном порядке необходимо разрешить вопрос о предельном возрасте для назначения на должность судьи, а равно и на должность председателя (заместителя председателя) суда. К примеру, такой возраст может составлять 67 лет. И лица, перешагнувшие этот  возрастной рубеж, будут знать, что их стремления стать судьей и тем более руководителем суда беспочвенны.

                  Действующее законодательство не содержит также ограничений для назначения на должность председателей судов и их заместителей, тех лиц, кто  отвечает общим требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность судей, но не имеет предшествующего стажа работы в должности судьи либо имеет такой стаж менее трех лет.

                   На мой взгляд, такие претенденты не могут быть назначены на должность председателей судов по ряду причин.

                   Одна из причин содержится в правовом аспекте. Председатель суда  — это не просто штатная единица суда, занимающаяся административными функциями.  Прежде всего, он – судья.

                  Исходя из нормы  пункта  3 ст. 11  Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судьи федерального суда первоначально назначаются на должность сроком  на три года. В то же время в силу   пунктов 6 — 8 ст.

Читайте также:  Глава II. Полномочия правительства российской федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления

6-1 этого закона, председатели, заместители председателей судов разных уровней назначаются сроком на шесть лет.

Из совокупности приведенных выше норм следует, что председателем суда на шестилетний срок полномочий должны назначаться кандидаты, уже имеющие предшествующий стаж работы в должности судьи не менее трех лет, поскольку в противном случае будет нарушено требование пункта 3 ст.11 закона о первичном трехлетнем сроке назначения на должность судьи.

                   Второй момент, который должен учитываться при разрешении вопроса о рекомендации претендента на должность председателя суда, как раз связан с наличием у этого претендента навыков администрирования. Ведь законодатель  помимо осуществления председателем, заместителем председателя суда полномочий судьи,  закрепил за ними и  осуществление иных  процессуальных полномочий .

                   В силу ст. 6.2 Закона « О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда, в частности, организует работу суда, устанавливает правила внутреннего распорядка, организует работу по повышению квалификации судей, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда и иные полномочия по организации  работы суда.

  •                     Заместитель председателя суда осуществляет  полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
  •                     При этом закон допускает возможность  досрочного прекращения полномочий председателя, заместителя председателя суда не только за ненадлежащее осуществление правосудия, но и в связи с  неисполнением или ненадлежащим  исполнением ими своих должностных обязанностей.
  •                    Практика работы квалификационной коллегии судей Московской области свидетельствует   о том, что причиной, из-за которой председатели и заместители председателей судов лишились своих полномочий, послужили именно недостатки  в организации работы судов.

                  Так, решениями квалификационной коллегии судей Московской области  в 2004-2005 годах  освобождены от занимаемых должностей заместитель председателя Мытищинского и председатель Истринского городских судов Московской области с оставлением в должности судей.

   Ненадлежащая организация работы судов привела к волоките при рассмотрении гражданских дел судьями этих судов,  неправильному отражению сведений о прохождении дел в документах  статистической отчетности, увеличению количества обоснованных жалоб на работу судов и т.д.

В Истринском  городском суде за указанное время привлечены к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения   полномочия трое судей.

                  В преддверии  предстоящего переназначения председателей, заместителей председателей судов остается надеяться на то, что будущим претендентам на эти должности будут присущи  требующиеся  деловые и моральные качества, а Законодатель сможет уточнить и оптимизировать соответствующие нормативно-правовые положения.

Конституционный стыд: зачем власти понадобился политический назначенец во главе КС — МК

Есть все-таки в мире справедливость. Ну, не везде и не всегда, конечно, но что касается судей Конституционного суда РФ — факт налицо. А именно — поправки в закон о КС, одолевшие уже второе, основное чтение в Госдуме. Нововведения, с одной стороны, резко сокращают число блюстителей Основного закона, а с другой — объем их работы.

Прореживание рядов было предписано еще утвержденной летом новой редакцией Основного закона: «Конституционный суд РФ состоит из 11 судей». Поправки призваны привести закон о КС в соответствие с обновленной Конституцией.

Ныне действующая редакция предполагает наличие девятнадцати судей. Но это далеко от реальности: сегодня в КС всего 13 «активных штыков».

Судьи уходят на покой, достигнув предельного возраста, 70 лет (исключение сделано лишь для председателя суда), а на смену им никто не приходит.

Пополнения — судьи КС назначаются на должность Советом Федерации по представлению главы государства — не было уже лет десять.

И вот вместо того, чтобы заместить вакансии, Конституционному суду, напротив, радикально урезают штаты. Причем и 11 — еще не минимум. Может быть еще меньше. «Конституционный суд РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее восьми судей», — гласят поправки в закон.

Но не успели мы попереживать за этих в большинстве своем уже далеко немолодых людей — как они, бедные, справятся с резко возросшим грузом дел, — как стало известно о «разгрузке». Меняющиеся правила подачи жалоб существенно затруднят гражданам доступ к конституционному правосудию. И, значит, исков и истцов — а соответственно, и забот у судей — станет намного меньше.

Согласно действующим правилам, жалоба допустима, если «закон затрагивает конституционные права и свободы граждан» и при этом «применен в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде». Ну, то есть достаточно иметь на руках решение любой, самой близкой к «земле» судебной инстанции. А еще раньше, кстати, до 2011 года, можно было вообще обойтись без судебного вердикта.

Сейчас же будет так: «Жалоба на нарушение нормативным актом конституционных прав и свобод допустима, если… исчерпаны все другие внутригосударственные средства судебной защиты прав».

Под «исчерпанием» же понимается, что заявитель дошел в поисках правды до «максимально высокой для данной категории дел инстанции». Сиречь до кассационного, а то и до Верховного суда.

Очевидно, что лишь самые стойкие и не самые бедные пройдут до конца этот тернистый путь.

По логике, потенциально сократит число жалоб и новая функция КС: по запросу президента он будет проверять на конституционность проекты федеральных и региональных законов.

Нет, сперва, конечно, судьям придется поднапрячься. Зато потом — красота! Ясно ведь, что заранее проверенный закон не подлежит повторному обследованию «на вшивость». Жаловаться на такие, надо полагать, бесполезно.

Сказано ведь уже: все проверено, и все конституционно!

Ну и, наконец, вишенка на пышном торте — избавление судей от необходимости высказывать особое мнение. Теоретически, правда, и сегодня несогласные с принятым решением судьи могут промолчать. Но на практике целому ряду служителей конституционной Фемиды не дает покоя гражданская и профессиональная совесть.

Теперь же совесть может заткнуться. Нет, в принципе, судьи вправе писать что угодно. Ради бога. Но смысла в этом абсолютно никакого: публиковать особое мнение нельзя. Согласно поправкам, оно «приобщается к протоколу заседания Конституционного суда РФ и хранится вместе с ним».

Самим судьям также категорически запрещается обнародовать «особое мнение или мнение в какой-либо форме или публично на него ссылаться». И вообще «критиковать в какой бы то ни было форме решения Конституционного суда РФ».

Один из авторов поправок, председатель думского комитета по законодательству и госстроительству Павел Крашенинников, объяснил эти запреты необходимостью избежать «политизации конституционного процесса». Не пояснив, к сожалению, как с этой благой целью сочетаются изменения в порядке назначения и его заместителя (вместо двух замов теперь будет один).

Ныне председателем или заместителем может стать лишь кто-то из числа действующих судей. С принятием поправок этого ограничения не будет: первым и вторым лицом может быть назначен, в принципе, любой «варяг» — по представлению президента и с согласия Совета Федерации.

«Это ширит круг, из числа которого может быть председатель, — поясняет в интервью «Интерфаксу» первый зампредседателя крашенинниковского комитета Михаил Емельянов. — Конституционный суд может возглавлять человек, который не только сведущ в праве, но имеющий политический опыт». Но при чем тут тогда заклинаемая Крашенинниковым «деполитизация»?

Теперь, ясное дело, все гадают, на какого политика падет выбор президента. И, соответственно, — какую политическую силу или группу он таким образом поощрит.

Имеется и еще одна явная несообразность. Согласно поправкам в закон о КС, на судью, ушедшего в отставку, распространяется большая часть ограничений, накладываемых на действующего блюстителя Основного закона. В том числе запрет «высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Конституционном суде».

Но одновременно дается зеленый свет на занятие сенаторского, депутатского кресла и любой другой государственной должности. Вопрос: как занятие законотворческой деятельностью будет совмещаться с указанным табу?

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]