Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Гриф секретности — это специальная отметка на информационном носителе или сопровождающих его бумагах, которая указывает на содержание в нем данных, представляющих государственную тайну.

Законодательством РФ определен список сведений, разглашение которых может создать угрозу интересам и безопасности страны.

Вся документация, представляющая государственную тайну, подлежит охране, доступ к ней имеет строго ограниченный круг лиц.  Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Гриф секретности — это что такое и когда снимают?

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее.

 Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1.

Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Классификация грифов секретности

Разделение информации, представляющей государственную тайну, на группы совершается путем оценки степени возможного урона безопасности страны при разглашении. Выделяют данные, причисляемые к материалам:

  • особой важности;
  • совершенно секретным;
  • секретным.

Такие грифы секретности обозначены в ст. 8 ФЗ № 5485-1, подробное описание с указанием возможного уровня ущерба при разглашении приведено в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 8. Степени секретности сведений и грифы секретности носителей этих сведений (ФЗ № 5485-1)

Таблица. Грифы секретности

ГрифВеличина возможного урона безопасности страны при разглашении сведенийХарактеристика
Особой важности Ущерб РФ в одной или нескольких сферах деятельности: военной, экономической, внешней политике, научной и технической, разведке, контрразведке, оперативно-розыскной работе Высший уровень секретности. Отметка применяется для ограниченного перечня документации, подлежащего особым мерам защиты. Распространение сведений представляет чрезвычайный риск негативных последствий для государства
Совершенно секретно Урон безопасности министерства (ведомства), экономической отрасли страны в одной или нескольких сферах деятельности, обозначенных выше Допуск к документации разрешен узкому кругу лиц, процедура обращения с ней строго регламентирована. Преимущественно сюда относятся материалы о работе по охране безопасности страны
Секретно Ущерб предприятию, организации, учреждению в вышеописанных сферах деятельности Сюда относятся любые материалы, представляющие гостайну, которым не присваиваются иные грифы

ВНИМАНИЕ! Возможно отнесение документации к группе, обозначаемой отметкой «Для служебного использования». В отличие от секретных грифов, она указывает на ограничение доступа к бумагам во избежание утечки внутренних сведений учреждений.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Постановление Правительства № 870 от 04.09.1995 года

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1).

 Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф.

 Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

ВНИМАНИЕ! Недопустимо применение секретных грифов для защиты данных, не причисляемых к гостайне.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

Принципы присвоения информации статуса государственной тайны

Для надежной охраны сведений действующий порядок засекречивания регулярно совершенствуется. Научно-технический прогресс требует модернизации информационно-технической базы для обращения с данными, представляющими государственную тайну.

Процесс причисления сведений к секретным строго регламентирован и обусловлен принципами (ст. 6 ФЗ № 5485-1):

  • законности — соответствие данных положениям нормативной документации (ст. 5, 7 ФЗ № 5485-1);
  • обоснованности — определение необходимости и целесообразности отнесения материалов к секретным, риска негативных последствий при распространении информации на основании экспертной оценки;
  • своевременности — заключается в отсутствии промедления при засекречивании сведений, применение грифов заранее или с момента получения данных.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Статья 6. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений (ФЗ № 5485-1)

При отнесении информации к секретной важно придерживаться системного подхода и объективности. Недопустимы применение субъективных мнений, сокрытие данных без ссылки на действующий перечень, установленный законодательством РФ. Это становится причиной необоснованного занижения или завышения грифа секретности. Первое создает опасность утечки важной информации.

Чрезмерное сокрытие вызывает сложности взаимодействия и взаимообмена данными между ведомствами, нецелесообразный рост засекреченной нормативной документации. Содержание секретной информации должно быть емким и кратким, бумаги подвержены регулярной ревизии (не менее 1 раза в 5 лет). При утрате ими прежней важности статус гостайны снимается или снижается гриф.

Маркировка информационных носителей

На носитель материалов, причисленных к гостайне, помимо грифа секретности, наносятся и иные данные:

  • пункт списка секретных сведений, утвержденного в госоргане, организации;
  • реквизиты учреждения, проводившего засекречивание данных;
  • номер регистрации;
  • дата или условия снятия статуса или описание события, при наступлении которого возможно рассекречивание данных.

Если маркировка носителя невозможна, реквизиты вносятся в сопроводительные к нему бумаги.

ВНИМАНИЕ! Возможно использование дополнительных пометок и уточнений, например, обозначающих полномочия лиц, имеющих доступ к сведениям.

При содержании на одном носителе информации, частям которой присвоены различные грифы секретности, маркировка содержит наивысший из них.

Допуск лиц к секретным сведениям

Ознакомление и использование материалов, причисленных к гостайне, возможно только узкому кругу лиц. При этом предоставление доступа к закрытым сведениям происходит исключительно на добровольном основании. Это возлагает на гражданина дополнительные права и обязательства.

Доступ к секретным материалам предполагает:

  • согласие с невозможностью разглашать доверенную информацию;
  • принятие ограничений возможностей и прав на некоторый период времени (на выезд за рубеж, использование секретных изобретений, неприкосновенность личной жизни при осуществлении проверок);
  • получение социальных гарантий (надбавок к зарплате);
  • письменное одобрение человека на осуществление проверок для подтверждения сохранности данных (частота и объем зависят от уровня секретности сведений);
  • ознакомление с мерой ответственности при распространении информации.

ВНИМАНИЕ! Варианты допуска лиц к данным соответствуют грифам секретности. Граждане, которым разрешено обращение с материалами особой важности, также вправе воспользоваться сведениями более низкого уровня засекречивания.

При возникновении чрезвычайной ситуации допуск к гостайне может изменяться главой государства. Причинами для отказа лицу в доступе к засекреченным материалам выступают:

  • объявление суда о его недееспособности или ограниченной дееспособности;
  • обвинение в умышленном правонарушении или против госвласти;
  • непогашенная (неснятая) судимость за вышеназванные правонарушения;
  • закрытие уголовного дела по нереабилитирующим обстоятельствам (если не завершен период давности);
  • медпоказания, запрещающие работать с секретной информацией;
  • постоянное проживание лица и его близких за рубежом или оформление бумаг на ПМЖ в другом государстве;
  • определение при проверке обстоятельств, формирующих риск безопасности РФ;
  • отказ от проверочных мер;
  • предоставление ложной информации.

Вердикт об отказе выносится уполномоченным лицом индивидуально с учетом данных проверки. Человек вправе опротестовать такое решение в вышестоящей инстанции или суде.

Снятие статуса государственной тайны

Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).

Основаниями для этого выступают:

  • принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
  • изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.

Госорганы обязаны не менее 1 раза в 5 лет пересматривать засекреченные данные для определения целесообразности их охраны и соответствия присвоенному грифу.

Читайте также:  Статья 46. Запрещение пропаганды в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ и в сфере культивирования наркосодержащих растений

ВНИМАНИЕ! Период засекречивания материалов не назначается дольше 30 лет. Только в редких случаях он пролонгируется на основании вердикта межведомственной комиссии по защите данных.

Снять статус вправе только уполномоченное лицо, принявшее перечень секретной информации. Оно лично отвечает за обоснованность своего решения. При этом межведомственная комиссия может остановить или опротестовать процедуру рассекречивания.

Лица или учреждения вправе направить обоснованный запрос в госорганы, на предприятия, в архивы о снятии с информации статуса гостайны. Последние рассматривают его в течение 3 месяцев и выносят вердикт. При отсутствии необходимых полномочий для вынесения решения запрос передается в межведомственную комиссию по защите гостайны или иное уполномоченное ведомство.

 Причисление материалов к секретным возможно оспорить в суде. При признании правоты истца назначенный статус снимается.

Всей информации, представляющей гостайну и нуждающейся в охране от распространения, присваивается гриф секретности.

Исходя из степени необходимой защиты и уровня возможного урона безопасности страны при разглашении данных, им присваивается отметка «Особой важности», «Совершенно секретно», «Секретно».

Правила обращения с такими материалами и получения доступа к ним регламентированы законодательством РФ, при этом уполномоченные органы контролируют сохранение в секрете важной государственной информации.

Видео — Немецкие лагеря: гриф секретности снят

Видео — Тайны советских лабораторий: гриф секретности снят

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны

Тема № 9. Правовой режим государственной тайны.

Понятие государственной тайны. Порядок отнесения сведений к государственной тайне.

Государственная тайна — это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства.

В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу.

  • Можно назвать такие признаки государственной тайны:
  • 1) это очень важные сведения;
  • 2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;
  • 3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;
  • 4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;
  • 5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.
  • Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну и носителей государственной тайны.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания.

  1. Не подлежат засекречиванию сведения о:
  2. • чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;
  3. • состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;
  4. • привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  5. • фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;
  6. • размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  7. • состоянии здоровья высших должностных лиц России.
  8. Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд.

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Рассекречивание сведений и их носителей — снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации.

Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд.

Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Порядок засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей

Основанием для засекречивания сведений является их соответствие действующим перечням сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.

  • При невозможности идентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимися в действующем перечне, должностные лица обязаны обеспечить предварительное засекречивание полученных (разработанных) сведений в соответствии с предполагаемой степенью секретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившего указанный перечень, предложения по его дополнению (изменению).
  • Должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течение трех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принять решение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятию предварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
  • Рассекречивание сведений и их носителей

Носители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. До истечения этих сроков носители подлежат рассекречиванию, если изменены положения действующего в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении и организации перечня, на основании которых они были засекречены.

https://www.youtube.com/watch?v=3LiUaSoIjtA\u0026t=1582s

В исключительных случаях право продления первоначально установленных сроков засекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителям государственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующих сведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими в установленном порядке экспертной комиссии.

Руководители государственных архивов Российской Федерации наделяются полномочиями по рассекречиванию носителей сведений, составляющих государственную тайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов.

В случае ликвидации фонда и отсутствия его правопреемника вопрос о порядке рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, рассматривается межведомственной комиссией по защите государственной тайны.

2. Классификация методов зашиты информации от программно-математических воздействий.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОГРАММНО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОРУЖИЕ (ИПМО) — это совокупность способов и средств, позволяющая целенаправленно изменять (уничтожать, искажать), копировать, блокировать информацию, преодолевать системы защиты, ограничивать допуск законных пользователей, осуществлять дезинформацию, нарушать функционирование носителей информации, дезорганизовывать работу технических средств, компьютерных систем и информационно-вычислительных сетей, применяемая в ходе информационной борьбы (войны) для достижения поставленных целей.

Для защиты информации от ПМИО используют такие средства защиты как: программные, аппаратные и технические. Рассмотрим каждое из данных средств подробнее.

Программные средства защиты информации

·Встроенные средства защиты информации

·Специализированные программные средства защиты информации от несанкционированного доступа обладают в целом лучшими возможностями и характеристиками, чем встроенные средства.

Кроме программ шифрования и криптографических систем, существует много других доступных внешних средств защиты информации.

Из наиболее часто упоминаемых решений следует отметить следующие две системы, позволяющие ограничить и контролировать информационные потоки.

·Межсетевые экраны (также называемые брандмауэрами или файрволами — от нем. Brandmauer, англ. firewall — «противопожарная стена»). Между локальной и глобальной сетями создаются специальные промежуточные серверы, которые инспектируют и фильтруют весь проходящий через них трафик сетевого/транспортного уровней.

Это позволяет резко снизить угрозу несанкционированного доступа извне в корпоративные сети, но не устраняет эту опасность полностью. Более защищенная разновидность метода — это способ маскарада (masquerading), когда весь исходящий из локальной сети трафик посылается от имени firewall-сервера, делая локальную сеть практически невидимой.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей

  1. Аппаратные средства защиты информации
  2. К аппаратным средствам защиты относятся различные электронные, электронно-механические, электронно-оптические устройства. К настоящему времени разработано значительное число аппаратных средств различного назначения, однако наибольшее распространение получают следующие:
  3. ·специальные регистры для хранения реквизитов защиты: паролей, идентифицирующих кодов, грифов или уровней секретности;
  4. ·устройства измерения индивидуальных характеристик человека (голоса, отпечатков) с целью его идентификации;
  5. ·схемы прерывания передачи информации в линии связи с целью периодической проверки адреса выдачи данных.
  6. ·устройства для шифрования информации (криптографические методы).
  7. Технические средства защиты информации
  8. Для защиты периметра информационной системы создаются:
  9. системы охранной и пожарной сигнализации;
  10. системы цифрового видео наблюдения;
  11. системы контроля и управления доступом (СКУД).
  12. Защита информации от ее утечки техническими каналами связи обеспечивается следующими средствами и мероприятиями:
  13. использованием экранированного кабеля и прокладка проводов и кабелей в экранированных конструкциях;
  14. установкой на линиях связи высокочастотных фильтров;
  15. построение экранированных помещений («капсул»);
  16. использование экранированного оборудования;
  17. установка активных систем зашумления;
  18. создание контролируемых зон
Читайте также:  Статья 3. Стороны соглашения

3. Специальные исследования объектов информатизации.

  • Специальные исследования — выявление с использованием контрольно-измерительной аппаратуры возможных технических каналов утечки защищаемой информации от основных и вспомогательных технических средств и систем и оценка соответствия защиты информации требованиям нормативных документов по защите информации.
  • При специальных исследованиях проводятся следующие виды работ:
  • · специальные исследования побочных электромагнитных излучений и наводок;
  • · дозиметрический контроль с помощью стационарного рентгенографического оборудования;
  • · специальные исследования линий электропередач;
  • · специальные исследования акустических и виброакустических каналов.
  • Билет 14

1.Порядок проведения аттестации и контроля объектов информатизации.

  1. Порядок проведения аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации включает следующие действия:
  2. — подачу и рассмотрение заявки на аттестацию;
  3. — предварительное ознакомление с аттестуемым объектом;
  4. — испытание несертифицированных средств и систем защиты информации, используемых на аттестуемом объекте (при необходимости);
  5. — разработка программы и методики аттестационных испытаний;
  6. — заключение договоров на аттестацию;
  7. — проведение аттестационных испытаний объекта информатизации;
  8. — оформление, регистрация и выдача «Аттестата соответствия»;
  9. — осуществление государственного контроля и надзора, инспекционного контроля за проведением аттестации и эксплуатацией аттестованных объектов информатизации;
  10. — рассмотрение апелляций.
  11. Государственный контроль и надзор за соблюдением правил аттестации проводится ФСТЭК и включает проверку правильности и полноты проводимых мероприятий по аттестации объектов информатизации, оформления и рассмотрения органами по аттестации отчетных документов и протоколов испытаний, своевременное внесение изменений в нормативную и методическую документацию по безопасности информации, инспекционный контроль за эксплуатацией аттестованных объектов информатизации.

2. Организационное обеспечение информационной безопасности при проведении закрытых мероприятий.

  • Основной угрозой при проведении совещаний и переговоров является возможность разглашения большего объема информации, чем это необходимо.
  • Причины:
  • а) Слабое знание сотрудниками состава ценной информации и мер по ее защите
  • б) Умышленное невыполнение требований по защите информации
  • в) Провоцированные и не провоцированные ошибки сотрудников
  • Основные этапы проведения совещаний и переговоров:
  • а) подготовка к проведению
  • б) процесс подготовки и документирование
  • в) анализ итогов и выполнение достигнутых результатов
  • Для подготовки этого мероприятия, обычно, назначается ответственный за проведение из числа сотрудников подразделения, по тематике которого проводится совещание.

Все документы, которые используются на мероприятии, содержащие информацию ограниченного доступа должны иметь гриф конфиденциальности. В этих документах должен содержаться минимальный набор сведений конфиденциального характера.

Список участников составляется по каждому обсуждаемому вопросу. Документы конфиденциального характера должны согласовываться с руководителем СБ.

Любые совещания конфиденциального характера должны проводиться в специально подготовленном помещение (ВП,ЗП). Эти помещения оборудуются средствами защиты от утечки речевой информации и аттестуются полномочным лицом.

  1. Помещения, в которых разрешается обработка речевой информации, составляющей ГТ называются выделенными помещениями.
  2. Аналогичные помещения для информации ограниченного доступа, не составляющей ГТ называются защищаемые помещения.
  3. Перед началом совещания ответственный за помещение должен убедиться, что состав оборудования помещения соответствует паспорту помещения.

Запрещается вносить в помещение аудио — и видео — аппаратуру, различного рода передающие устройства, мобильные телефоны и т. п.

Целесообразно, перед началом совещания напомнить участникам о необходимости сохранения сведений ограниченного доступа и порядка документирования.

После окончания мероприятия ответственный за помещение проверяет его, опечатывает и сдает под охрану. Документы, принятые на совещании могут размножаться и рассылаться участникам в установленном порядке.

Особое место при проведении переговоров занимают рекламно — выставочные материалы. Материалы, не прошедшие экспертизу, публикации не подлежат.

3. Организационное обеспечение информационной безопасности при проведении закрытых мероприятий.

  • Основной угрозой при проведении совещаний и переговоров является возможность разглашения большего объема информации, чем это необходимо.
  • Причины:
  • а) Слабое знание сотрудниками состава ценной информации и мер по ее защите
  • б) Умышленное невыполнение требований по защите информации
  • в) Провоцированные и не провоцированные ошибки сотрудников
  • Основные этапы проведения совещаний и переговоров:
  • а) подготовка к проведению
  • б) процесс подготовки и документирование
  • в) анализ итогов и выполнение достигнутых результатов
  • Для подготовки этого мероприятия, обычно, назначается ответственный за проведение из числа сотрудников подразделения, по тематике которого проводится совещание.

Все документы, которые используются на мероприятии, содержащие информацию ограниченного доступа должны иметь гриф конфиденциальности. В этих документах должен содержаться минимальный набор сведений конфиденциального характера.

Список участников составляется по каждому обсуждаемому вопросу. Документы конфиденциального характера должны согласовываться с руководителем СБ.

Любые совещания конфиденциального характера должны проводиться в специально подготовленном помещение (ВП,ЗП). Эти помещения оборудуются средствами защиты от утечки речевой информации и аттестуются полномочным лицом.

  1. Помещения, в которых разрешается обработка речевой информации, составляющей ГТ называются выделенными помещениями.
  2. Аналогичные помещения для информации ограниченного доступа, не составляющей ГТ называются защищаемые помещения.
  3. Перед началом совещания ответственный за помещение должен убедиться, что состав оборудования помещения соответствует паспорту помещения.

Запрещается вносить в помещение аудио — и видео — аппаратуру, различного рода передающие устройства, мобильные телефоны и т. п.

Целесообразно, перед началом совещания напомнить участникам о необходимости сохранения сведений ограниченного доступа и порядка документирования.

После окончания мероприятия ответственный за помещение проверяет его, опечатывает и сдает под охрану. Документы, принятые на совещании могут размножаться и рассылаться участникам в установленном порядке.

Особое место при проведении переговоров занимают рекламно — выставочные материалы. Материалы, не прошедшие экспертизу, публикации не подлежат.

Билет15.

1. Организация контроля за обеспечением режима при работе со сведениями, содержащими коммерческую тайну.

Контроль за обеспечением режима при работе со сведениями, составляющими коммерческую тайну, осуществляется в целях изучения и оценки фактического состояния сохранности коммерческой тайны, выявления недостатков и нарушений режима при работе с материалами с грифом «КТ», установления причин таких недостатков и нарушений и выработки предложений, направленных на их устранение и предотвращение.

Контроль за обеспечением режима при работе с материалами с грифом «КТ» осуществляет служба безопасности и руководители структурных подразделений.

Комиссия для проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «КТ» комплектуется из опытных и квалифицированных работников в составе не менее двух человек, имеющих доступ к этой работе. Участие в проверке не должно приводить к необоснованному увеличению осведомленности проверяющих в этих сведениях.

  • Проверки обеспечения режима при работе с материалами с грифом «КТ» проводятся не реже одного раза в год комиссиями на основании предписания, подписанного директором или его заместителем по направлению.
  • Проверки проводятся в присутствии руководителя структурного подразделения или его заместителя.
  • Проверяющие имеют право знакомиться со всеми документами, журналами (карточками) учета и другими материалами, имеющими отношение к проверяемым вопросам, а также проводить беседы и консультации со специалистами и исполнителями, требовать предоставления письменных объяснений, справок, отчетов по всем вопросам, входящим в компетенцию комиссии.
  • По результатам проверок составляется акт (справка) с отражением в нем состояния режима при работе с материалами с грифом «КТ», выявленных недостатков и нарушении, предложении по их устранению.
  • С актом после утверждения его директором или заместителем под роспись знакомится руководитель структурного подразделения.
  • Об устранении выявленных в результате проверки недостатков и нарушений в режиме при работе с материалами «КТ» и реализации предложений руководитель подразделения в установленные комиссией сроки сообщает начальнику службы безопасности.
  • В случае установления факта утраты документов, дел и изданий с грифом «КТ» либо разглашения содержащихся в них сведений немедленно ставятся в известность директор, его заместители по направлениям и начальник отдела службы безопасности.
  • Для расследования факта утраты документов, дел и изданий с грифом «КТ» при установлении факта разглашения сведений, содержащихся в этих материалах, приказом директора (распоряжением руководителя структурного подразделения) назначается комиссия, заключение которой о результатах расследования утверждается руководителем, создавшим данную комиссию.

На утраченные документы, дела и издания с грифом «КТ» составляется акт. Соответствующие отметки вносятся в учетные документы.

Акты на утраченные дела постоянного хранения после их утверждения директором или его заместителями по Направлениям передаются в архив.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Об утверждении Инструкции о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в Правительстве Ростовской области

Гриф «для служебного пользования» — это особая пометка на документах, а также папках в которых они могут храниться, проставляемая на всех листах и приложениях, которые относятся к отдельному документу.

Наличие данного грифа строго ограничивает круг лиц, которые могут получить доступ к этой документации.

В частности, на документы, имеющие определенный гриф секретности, не распространяются нормативы законодательства, касающиеся возможности беспрепятственного доступа к информации.

Рассматривая же непосредственно гриф ДСП, необходимо отметить, что так отмечаются все документы, которые могут содержать в себе сходную со служебной тайной информацию, не обладающую столь высоким уровнем секретности. Более подробно о служебной тайне можно прочитать в отдельной статье. Под служебной тайной подразумевается конфиденциальная информация, которая хранится и используется в различных органах государственной службы.

Читайте также:  Статья 95. Протест векселя

Гриф ДСП и документы, содержащие служебную тайну, не являются тождественными понятиями.

В частности, наличие служебной тайны однозначно запрещает доступ к рассматриваемой документации лицами, не наделенными соответствующими полномочиями законом или регламентом государственного органа.

Порядок обращения с документами с грифом ДСП позволяет ознакомлять с ними и передавать их в различные негосударственные структуры для осуществления определенных действий, связанных с предназначением документов.

С точки зрения российского законодательства, непосредственно гриф ДСП и его использование строго регламентированы.

За нарушение принципов обращения с подобной документацией может быть предусмотрена административная, уголовная и дисциплинарная ответственность.

Конкретный порядок работы с грифом ДСП рассматривается ведомственными документами, касающимися деятельности того или иного органа государственной службы.

Нормативное регулирование

Принципы и правила причисления сведений к секретным отражены в ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993 года. Законодательство обозначает список данных, представляющих государственную тайну, алгоритм их засекречивания и рассекречивания, методы охраны и так далее.

Используемые грифы указывают на степень секретности материалов и величину возможного урона безопасности РФ при распространении сведений. Определение уровня ущерба при огласке государственной тайны производится Правительством страны. Перечень грифов секретности приведен в ст. 8 ФЗ № 5485-1.

Информация, подлежащая отметке ими, обозначена в постановлении Правительства № 870 от 04.09.1995 года, ст. 5 ФЗ № 5485-1 . К секретным относятся данные в сфере:

  ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЛОТНИКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • внешней политики — об экономической, финансовой и политической деятельности вне РФ, досрочное распространение которых может стать причиной нанесения урона безопасности страны;
  • экономики — о подготовке к войне, резервах, производственных мощностях для создания и ремонта боевой техники, запасах сырья, драгоценностей, использовании инфраструктуры для поддержания безопасности РФ, гражданской обороне;
  • науки и техники — об изобретениях и достижениях, прогрессивных технологиях, проектах, предназначенных для обороны или экономики;
  • военной деятельности — о стратегии, подготовке и осуществлении операций, мобилизации ВС, совершенствовании вооружения, техники, ядерных боеприпасах, местонахождении особо важных пунктов, численности войск;
  • разведки и контрразведки, оперативно-розыскных мероприятий — об их финансовом обеспечении, о противодействии терроризму, госзащите установленных лиц, гражданах, конфиденциально сотрудничающих с указанными органами, об охране отдельных объектов, границ государства, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ, о системе связи правительства и президента, шифрах и кодах, средствах их создания и анализа, иных методах защиты материалов, информационной инфраструктуре России, охране ее от компьютерных атак.

Порядок засекречивания, применения грифов определяется действующими в органах госвласти, учреждениях, организациях, на предприятиях перечнями и регламентирован ст. 11 ФЗ № 5485-1. Органы охраны гостайны обозначены в ст. 20 ФЗ № 5485-1. К ним причисляются межведомственная комиссия, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, специализированные учреждения.

Статья 20. Органы защиты государственной тайны (ФЗ № 5485-1)

Могут ли использовать гриф ДСП коммерческие организации

Гриф для служебного пользования, с точки зрения нормативов действующего российского законодательства, рассматривается исключительно в отношении отдельных государственных служб.

Таким образом, использовать данную пометку в своей деятельности негосударственные организации, как коммерческие, так и некоммерческие, не могут.

В то же время, в рамках ведения коммерческой деятельности все же предусмотрены механизмы ограждения различной конфиденциальной информации от посторонних. В частности, основными подобными механизмами являются:

  • Коммерческая тайна. Если субъект хозяйствования обладает какой-либо информацией, доступ к которой позволяет ему получать прибыль, или может привести к определенным убыткам при ее разглашении, то такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне и находиться под защитой со стороны российского законодательства.
  • Персональная информация. Доступ к чьим-либо персональным данным в российском законодательстве строго регламентирован, и информация, содержащая их, не может находиться в открытом доступе в принципе, за исключением отдельных, строго определенных случаев. Нарушение порядка обработки персональных данных также может привести к привлечению к ответственности.

Непосредственно же применение грифа ДСП к документам, которые субъект хозяйствования не хочет допускать к использованию третьими лицами законом не предусмотрено, если этот субъект не относится к государственным структурам. Таким образом, применение такого грифа к документации может привести к следующим негативным последствиям:

  • Отсутствие законодательной защиты. Если вместо грифа коммерческой тайны на документ, содержащий подобную информацию, будет нанесен гриф ДСП, то данный документ может быть не признан коммерческой тайной, а значит и никакой ответственности за его разглашение никто не понесет.
  • Уголовное или административное преследование. В отдельных случаях, использование данного грифа может привести к квалификации данного действия со стороны негосударственной организации или физического лица в качестве подозреваемого в совершении мошенничества или присвоения полномочий.

Порядок засекречивания информации

При получении материалов в результате различных видов деятельности и пребывании их в списке секретных сведений носителю присваивается подходящий гриф (ст. 5 ФЗ № 5485-1).

Если полученные данные, разглашение которых представляет угрозу безопасности РФ, невозможно идентифицировать с присутствующими в перечне, необходимо в течение месяца отправить предложение о его дополнении уполномоченному лицу, утвердившему список, при этом материалы предварительно засекречиваются, применяется предполагаемый гриф.

Уполномоченные лица, ответственные за утверждение перечня, на протяжении 3 месяцев осуществляют оценку направленной им просьбы и выносят решение о возможном изменении списка. Также они вправе отменить присвоение данным грифа секретности.

Статья 11. Порядок засекречивания сведений и их носителей (ФЗ № 5485-1)

Зачастую со временем сведения утрачивают статус гостайны. В этом случае после пересмотра информации его официально снимают.

ВНИМАНИЕ! Недопустимо применение секретных грифов для защиты данных, не причисляемых к гостайне.

В ст. 7 ФЗ № 5485-1 приведен список материалов, не подлежащих охране от разглашения. К ним относится информация:

  • о чрезвычайных ситуациях, катаклизмах, стихийных бедствиях, событиях, представляющих угрозу безопасности людей, и их последствиях;
  • об экологической, демографической обстановке, уровне преступности, санитарных условиях, развитии здравоохранения, образования, культуры;
  • о соцгарантиях, поощрениях, привилегиях, которые предоставляются государством населению и учреждениям;
  • о нарушении прав человека, преступлении закона органами госвласти и их представителями;
  • о величине золотого запаса и валютных госрезервов РФ;
  • о самочувствии высших лиц государства.

Уполномоченные на засекречивание материалов лица несут ответственность за разглашение: уголовную, административную или дисциплинарную. Мера определяется, исходя из степени нанесенного вреда государству, его структурам и населению.

«Для служебного пользования» — это гриф или пометка?

Вопрос того, является ли надпись «Для служебного пользования» полноценным грифом секретности или пометкой, может быть актуален как для государственных служащих, так и для других лиц, которые могут работать с такими документами в силу различных обстоятельств. В чем же разница между грифом и пометкой?

Под грифом в действующем законодательстве подразумевается нанесение специальной печати или ряда надписей по установленной форме или же в свободной форме на каждую страницу документа. При этом гриф секретности определяет конкретную степень секретности документации, проставляется на каждой странице документа, если их несколько, и является юридически значимой составляющей документа.

Пометка, в свою очередь, не несет никакой юридически значимой информации, а лишь определяет конкретные дополнительные сведения в отношении документа. Так как использование грифа для служебного пользования сейчас четко регламентировано российским законодательством, то оно подразумевает отнесение его именно к категории полноценных грифов, а не информативных пометок.

Маркировка информационных носителей

На носитель материалов, причисленных к гостайне, помимо грифа секретности, наносятся и иные данные:

  • пункт списка секретных сведений, утвержденного в госоргане, организации;
  • реквизиты учреждения, проводившего засекречивание данных;
  • номер регистрации;
  • дата или условия снятия статуса или описание события, при наступлении которого возможно рассекречивание данных.

Если маркировка носителя невозможна, реквизиты вносятся в сопроводительные к нему бумаги.

ВНИМАНИЕ! Возможно использование дополнительных пометок и уточнений, например, обозначающих полномочия лиц, имеющих доступ к сведениям.

При содержании на одном носителе информации, частям которой присвоены различные грифы секретности, маркировка содержит наивысший из них.

Снятие статуса государственной тайны

Рассекречивание материалов производится при строгом следовании положениям законодательства (раздел IV ФЗ № 5485-1).

Основаниями для этого выступают:

  • принятие в РФ международных обязательств по открытому предоставлению информации, признанной в стране секретной;
  • изменение условий или события, по причине которых дальнейшая охрана материалов не требуется.

Госорганы обязаны не менее 1 раза в 5 лет пересматривать засекреченные данные для определения целесообразности их охраны и соответствия присвоенному грифу.

ВНИМАНИЕ! Период засекречивания материалов не назначается дольше 30 лет. Только в редких случаях он пролонгируется на основании вердикта межведомственной комиссии по защите данных.

Снять статус вправе только уполномоченное лицо, принявшее перечень секретной информации. Оно лично отвечает за обоснованность своего решения. При этом межведомственная комиссия может остановить или опротестовать процедуру рассекречивания.

Лица или учреждения вправе направить обоснованный запрос в госорганы, на предприятия, в архивы о снятии с информации статуса гостайны. Последние рассматривают его в течение 3 месяцев и выносят вердикт. При отсутствии необходимых полномочий для вынесения решения запрос передается в межведомственную комиссию по защите гостайны или иное уполномоченное ведомство.

Причисление материалов к секретным возможно оспорить в суде. При признании правоты истца назначенный статус снимается.

Всей информации, представляющей гостайну и нуждающейся в охране от распространения, присваивается гриф секретности.

Исходя из степени необходимой защиты и уровня возможного урона безопасности страны при разглашении данных, им присваивается о, «Совершенно секретно», «Секретно».

Правила обращения с такими материалами и получения доступа к ним регламентированы законодательством РФ, при этом уполномоченные органы контролируют сохранение в секрете важной государственной информации.

Видео — Немецкие лагеря: гриф секретности снят

Ссылка на основную публикацию