Статья 11.1. полномочия органов государственной власти субъектов российской федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций

Статья 11.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций

Среди русского народа, частенько полагающегося на «авось», мало пользуется спросом добровольное страхование объектов недвижимости, равно как жизни и здоровья, в отличие от того же Запада, где культура страхования развита.

Много обсуждений было в ходе принятия Федерального закона от 03.08.2018 г. № 320-ФЗ (далее – Закон № 320-ФЗ), направленного на внесение изменений в законодательство о страховании жилья, который вступит в силу 04 августа 2019 года, за исключением некоторых положений.

Выдвигались даже версии об обязательном порядке страхования жилья. Ведь оно и понятно…

К сожалению, периодически случаются трагедии обрушения домов, оставляющие без крыши над головой сотни семей. Причинами могут являться как взрыв бытового газа, недобросовестность застройщиков, так и стихийные бедствия. И в большинстве своем властям на местах приходиться решать вопросы обеспечения пострадавших семей новым жильем либо выплачивать компенсацию.

  • Но государственная казна не резиновая и вполне разумным, с данной точки зрения, выглядит страхование жилья, поскольку при наступлении страхового случая часть бремени по компенсации ущерба будет находиться в зоне ответственности страховщика.
  • Однако принятые Законом № 320-ФЗ поправки не предполагают обязательного страхования жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, страхование жилья по-прежнему остается добровольной услугой, хотя и нельзя исключать вероятность того, что в недалеком будущем подует ветер перемен и страхование квартир станет такой же обязанностью граждан, как и взносы на капитальный ремонт.
  • Останавливаться подробно на всех изменениях, внесенных Законом № 320-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не будем, отметим лишь основные моменты:
  • пунктом 1 статьи 1 введена норма о создании единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию;
  • пунктом 2 статьи 2 расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций. Субъекты вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

При этом возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется как страховщиком, так и за счет бюджетных региональных средств в денежной форме либо путем предоставления другого жилого помещения при условии уступки страхователем выплат в пользу субъекта Российской Федерации.

Страхование жилья от ЧС: как разобраться?

Как видно из названия документа, законодатель не стал принимать отдельный закон, посвященный страхованию жилья от ЧС, а ограничился внесением изменений в уже действующие законодательные и нормативные акты.
Необходимость в принятии такого документа назрела достаточно давно.

 
За последние несколько лет в России случился ряд крупных стихийных бедствий, в которых многие граждане лишились жилья, либо оно было серьезно повреждено. Так, в 2012 г. при наводнении в г. Крымске пострадали 7200 домов, ущерб составил 20 млрд руб. В 2013 г. на Дальнем Востоке от наводнения пострадали 13 500 домов, ущерб составил более 87,5 млрд руб.

В 2014 г. при пожарах в Хакасии сгорели 1300 домов, ущерб превысил 5 млрд руб.

Наконец, в результате наводнения в Иркутской области летом 2019 г. были подтоплены около 11 тыс. жилых домов, из которых более 5,4 тыс. было снесено полностью. Ущерб только из-за утраты жилья составил порядка 11 млрд руб.

Были приняты решения об организации разовых выплат пострадавшим. При полной потере всего имущества полагалась компенсация 100 тыс. руб. на человека, при частичной — 50 тыс. руб., кроме того, 10 тыс. руб.

выплачивалось всем пострадавшим.

Государственные жилищные сертификаты

Что же касается утраченного жилья, то в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г.

№ 561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями» на основании решения Правительства Российской Федерации гражданам выдавались государственные жилищные сертификаты.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 м² для одиноких граждан, 42 м² на семью из двух человек и по 18 м² на каждого члена семьи при составе семьи из трех и более человек, но не более общей площади утраченного жилого помещения.

Закон о страховании жилья от ЧС является попыткой привлечь собственников жилья к защите своих имущественных интересов собственными силами путем заключения договоров страхования.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам при условии регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

К членам семьи гражданина относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями совместно с ним его супруг или супруга, а также дети (в том числе усыновленные), родители и усыновители этого гражданина и его внуки.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить предоставление жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, в трехмесячный срок со дня получения ими государственного жилищного сертификата.

Затраты на предоставление жилья по государственным жилищным сертификатам ложатся на бюджет субъекта Российской Федерации, а при нехватке средств — на федеральный бюджет.

Статья 11.1. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуацийЗащита собственных имущественных интересов

С одной стороны, такая ситуация является ярким доказательством того, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации).

 
С другой стороны, гарантированная выдача государственных жилищных сертификатов в случае утраты жилья при ЧС никак не стимулирует собственника принимать какие-либо меры как по предупреждению угрозы своему имуществу (например, заблаговременный переезд из зоны возможного наводнения), так и по обеспечению компенсаций путем страхования своего имущества. Следует отметить, что согласно ст. 211 Гражданского кодекса РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник.
Но если в случае утраты жилья пострадавшие получают государственные жилищные сертификаты, то в случае его повреждения вопрос выплаты компенсаций целиком зависит от позиции органа местного самоуправления. Так, при взрыве газовой АЗС 18.03.2016 г. в г. Кизляр Республики Дагестан было в разной степени повреждено несколько десятков частных домов. Стоимость ремонта поврежденных строений составила от нескольких десятков тысяч до полутора миллиона рублей. Однако местная администрация оказала наиболее пострадавшим помощь в размере всего лишь 5000 руб. Ни один из поврежденных домов также не был застрахован.

Соответственно, закон о страховании жилья от ЧС является попыткой привлечь собственников жилья к защите своих имущественных интересов собственными силами путем заключения договоров страхования.

Читайте также:  Статья 3. законодательство российской федерации об основных гарантиях прав ребенка в российской федерации

Особенности страхования жилья

Процедуры закона о страховании жилья от ЧС носят достаточно сложный характер (с точки зрения человека, далекого от данной тематики), поэтому ниже приводится краткий дайджест того, что следует знать владельцу жилья.
Страхование жилья от ЧС является добровольным. Владелец жилья сам решает, страховаться ему или нет.

Если владелец жилья не будет страховаться, то его положение никак не ухудшится относительно существующей ситуации — при утрате жилья в результате ЧС он получит жилищный сертификат со всеми действующими ограничениями (учет социальной нормы, требование о регистрации по месту жительства и статуса жилья как единственного и т.п.).

Государственные жилищные сертификаты выдаются гражданину, для которого и для всех членов семьи которого утраченное жилое помещение являлось единственным.

Основной документ, регламентирующий вопросы страхования жилья от ЧС в рамках конкретного региона — это Программа организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, разрабатываемая самим субъектом Российской Федерации (так называемая программа страхования).

 
Всероссийский союз страховщиков (ВСС) определил 14 пилотных субъектов, где программы страхования могут быть запущены в первую очередь. Это Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская, Тверская, Свердловская, Тюменская, Новосибирская, Белгородская и Омская области, а также Забайкальский, Пермский, Красноярский, Краснодарский и Хабаровский края.

Пресс-службы администраций Московской и Ленинградской областей заявили, что планируют разработать такие программы уже в ноябре этого года.

Если владелец жилья застрахует свои жилые помещения в рамках закона о страховании жилья от ЧС, то возмещение ущерба будет производиться одновременно за счет средств субъекта Российской Федерации и страховых организаций, что позволит гарантировать достаточно высокий уровень компенсации.

Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов или органов местного самоуправления

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Статьи по гражданскому праву » Компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов или органов местного самоуправления

Ущерб который был нанесен гражданину,должен быть возмещен.

Содержание

Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, ущерб который был нанесен гражданину в результате правомерных действий органов государственной власти или органов местного самоуправления, должен быть возмещен – пострадавшему выплачивается компенсация убытков.

До принятия данной нормы, пострадавшие имели право на компенсацию, если действия органов государственной власти были неправомерными. Нанесение вреда государственными органами власти требует рассмотрения каждой отдельной ситуации, исходя из норм законодательства. Действие, которое нанесет юридические последствия, называют юридическим фактом.

Правомерные действия – вид юридического факта, это действия, которые согласуются с нормами права.

Компенсации также подлежит ущерб, который причинен гражданину в результате действий органов, которые получили полномочия от органов государственной власти.

Особенности возмещения ущерба описаны в статье 1064 Гражданского кодекса – это общие положения, которые описывают основания ответственности за причинения убытков. Эти нормы распространяются и на рассматриваемые ситуации, когда вред нанесен правомерными действиями органов государственной власти.

Общие положения о возмещении вреда, описанные в статье 1064, устанавливают, что ущерб должен быть возмещен в полном объеме, в порядке, который установлен нормами права.

Общие положения о возмещении вреда

Нормы, регулирующие особенности возмещения ущерба, изложены в Гражданском кодексе РФ. Общие положения о возмещении вреда гласят, что обязанность возмещения ущерба может быть возложена на лицо, которое фактически не причастно к факту нанесения ущерба.

Современное российское законодательство оперирует такими понятиями для определения вины стороны, которая ответственная за причинение ущерба:

  • Умысел или умышленно нанесенный вред – действия, совершенные виновной стороной против личности или имущества пострадавшего.
  • Грубая неосторожность – действия, совершенные виновной стороной с грубым нарушением прав пострадавшей стороны, с отсутствием минимальной заботы о личности пострадавшего и его имуществе.
  • Неосторожность – ситуация, в которой виновная сторона приняла меры для защиты интересов пострадавшего, но это не обеспечило отсутствия вреда личности и имуществу пострадавшего.

Вред может быть нанесен как самой личности гражданина, так и его имуществу.

Согласно нормам, регулирующим особенности возмещения ущерба, в основе компенсации лежит принцип полного возмещения – это компенсация фактически нанесенных убытков, расходов лица и доходов, которые не были получены в результате нанесения вреда имуществу. Действует норма выплаты компенсации сверх фактически нанесенного ущерба.

Также возможна выплата компенсации убытков сверх меры, если это не нарушает нормы права. Обязанность выплатить такую компенсацию может быть возложена на лицо, которое является фактическим виновником нанесения ущерба, или на лицо, которое не наносило вред пострадавшему. В последнем случае обязанность выплатить ущерб может быть возложена по результатам договора или по закону.

Возмещение убытков – обязанность стороны, которая виновна в нанесении вреда, но, в некоторых ситуациях, если это не противоречит закону, обязанность возместить нанесенный вред может быть возложена на лицо, которое фактически не виновно в нанесении ущерба.

Нормы закона дают право лицу, которое обвиняется в причинении вреда, доказать факт того, что вред причинен не по его вине. В такой ситуации лицо может быть освобождено от необходимости выплачивать компенсацию.

Все особенности возмещения ущерба регулируются действующим законодательством. Если ущерб нанесен по факту правомерных действий государственных органов, но данные действия были последствием просьбы потерпевшей стороны или с ее согласия, в компенсации ущерба могут отказать.

Понятие принципа полного возмещения

Суть понятия «полное возмещение убытков» сформулирована в статье 15 ГК РФ. Согласно нормам статьи, полное возмещение – это принцип, по которому потерпевшая сторона имеет право на полную компенсацию вреда, который был ей нанесен. Исключение – случаи, когда по закону предусматривается компенсация в меньших размерах.

Пострадавшее лицо имеет право на компенсацию вреда, который был нанесен в результате правомерных действий государственных органов власти, лиц, которые исполняют обязанности, по приказу органов государственной власти.

Источник финансирования компенсации определяется, исходя из ситуации, которая возникла, основываясь на нормах права.

Например, если ущерб был нанесен во время предотвращения теракта, то компенсация пострадавшим выплачивается из федерального бюджета.

Гражданский кодекс фиксирует два варианта ущерба, который может быть нанесен:

  • Реальный: фактические убытки, нанесенные имуществу и личности потерпевшего (полная утрата имущества, частичное повреждение).
  • Упущенная выгода: доходы, которые еще не получены, но могли быть получены, если бы не был нанесен ущерб.

Обязанность возместить нанесенный ущерб возлагается на лицо, виновное в нанесении вреда.

Лицо, которое обязуют возместить ущерб, может быть освобождено от этой обязанности, если докажет, что вред нанесен не по его вине. В некоторых случаях, согласно нормам права, обязанность компенсировать ущерб может быть возложена на сторону, которая фактически не виновата во вреде и нанесении ущерба – государственный орган, орган местного самоуправления.

Причины отказа в возмещении ущерба

В компенсации нанесенных убытков могут отказать, если:

  • Лицо, на которое возлагают обязанность возместить ущерб, доказывает, что его вины в нанесении вреда не было.
  • Если вред нанесен правомерными действиями органов государственной власти, но эти действия были реализованы по просьбе или по согласию пострадавшей стороны.
Читайте также:  Статья 2.1. Установление лечебных свойств природных лечебных ресурсов и утверждение классификации природных лечебных ресурсов

Убытки компенсируется в полном объеме, согласно нормам Гражданского кодекса РФ. В некоторых случаях, ущерб компенсируется свыше суммы, которая отображает фактический вред, нанесенный личности или имуществу. Компенсации подлежит реальная сумма ущерба и, так называемая, утраченная выгода.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Строка добровольное страхование жилья — платить или нет

12 Июль 2019

4 августа вступают в силу изменения в законодательство о страховании.

Изменения были приняты год назад, и всё это время СМИ пугают жителей дополнительными расходами и новыми строками в квитанции. Судя по тому, что эти авторы пишут, они не утруждают себя ознакомлением с первоисточником – текстом закона, поэтому мы это сделали за них.

Основные изменения коснулись Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Там появилась статья 11.1 – «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций».

Что нового появилось благодаря этой норме?

Региональным органам власти дали право (не обязанность!) принимать свои программы для возмещения ущерба, причиненного жилым домам и жилым помещениям, с использованием механизма добровольного (!) страхования.

  • Законодатель прописал, что такая программа должна предусматривать:
  • 1. страхование жилых помещений в пользу страхователей — собственников жилых помещений наряду с оказанием помощи за счет средств соответствующих бюджетов при причинении ущерба этим помещениям;
  • 2. перечень других лиц, не являющихся собственниками, которые тоже могут участвовать в программе в качестве страхователей (например, наниматели жилых помещений), их права и обязанности, порядок возмещения ущерба, в том числе порядок предоставления новых жилых помещений;
  • 3. список рисков, при наступлении которых будет предоставляться помощь в возмещении ущерба за счет средств соответствующих бюджетов (риск утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, другие риски, которые регион может включать в свою программу;
  • 4. порядок включения страховщиков в программу и доведения информации об этих страховщиках до сведения граждан, желающих застраховать помещения;
  • 5. срок действия договора страхования (не меньше 1 года);
  • 6. размеры страховых сумм;
  • 7. характеристику жилищного фонда, которая должна учитываться при оценке страхового риска и возмещении ущерба;
  • 8. порядок направления страховщиком оферты (предложения заключить договор страхования жилого помещения) и ее акцепта (принятия предложения) страхователем, а также предоставления страхователю подписанного страховщиком договора;
  • 9. порядок заключения договора страхования, порядок и способы уплаты страховой премии;
  • 10. порядок и сроки возмещения ущерба при утрате или повреждении помещения;

11. основания и порядок предоставления компенсации по уплате части страховой премии и иных форм поддержки отдельным категориям граждан, участвующих в программе, с учетом предусмотренных в региональном бюджете ассигнований в случае, если такая поддержка определена программой.

В этом скучном перечне просим читателя обратить внимание на п. 8, согласно которому в программе должен быть прописан порядок заключения договора добровольного страхования. Чтобы случайно не заключить этот договор страхования, если Вы не хотите нести дополнительные расходы, посмотрите, какой порядок предусмотрен в самой региональной программе.

Однако, скорее всего, региональная программа, предусмотренная новой нормой закона, еще не принята, ведь закон еще не вступил в силу.

Кроме того, согласно новой норме Методика разработки программ утверждается Минфином России, и насколько известно на момент публикации этой статьи, такая Методика еще не утверждена. Мы нашли только проект Методики, можете ознакомиться.

Также изменения предусматривают, кто (страховщик и сам регион), в каких случаях и каким образом возмещает ущерб, причиненный застрахованному по программе помещению.

Правительство РФ уже приняло Постановление от 12.04.2019 N 433 об определении страховых сумм, в котором также утвердило Правила расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках региональных программ. Сведения о максимальном размере возмещаемого ущерба страховщик должен представить страхователю вместе с договором страхования.

  1. Поправками законодатель планировал стимулировать добровольное страхование жилья и предусмотрел, что регионы могут принимать иреализовывать соответствующие программы.
  2. Для того, чтобы страховка жилья, предусмотренная обсуждаемыми нововведениями, добралась до Вашей жизни, нужно, чтобы регионы приняли соответствующие программы по методике Минфина РФ, которая еще не утверждена.
  3. Как видите, в законе ничего не появилось про новые строки в квитанции, про обязанность платить страховку и всё то, чем пугают статьи из интернета.

В Закон РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» также были изменения, например, про передачу обязательств страховщиков в облигаторное перестрахование в национальную перестраховочную компанию. Однако это еще меньше касается самих собственников и совсем не касается платежных документов за содержание жилья и коммунальные услуги.

Страхование жилья было и раньше.

В некоторых регионах, например, Ленинградской области, строка страхования жилья давно поселилась в квитанциях. Возможность застраховать имущество предусмотрена в самом платежном документе, в котором указаны 2 суммы — со страховкой и без неё. Оплата страховки означает заключение договора на 1 месяц.

Также некоторые жители принимают на общих собраниях решение о страховании жилья или общего имущества, после чего у них появляется новая строка расходов по страхованию или отдельный платежный документ. В этих случаях речь идет не обязательно о страховании жилья именно от чрезвычайных ситуаций. Это могут быть любые другие риски, например, затопление соседями.

Указанные случаи практически никак не относятся к принятым изменениям, которые только в августе вступят в силу. Изменения направлены на дополнительное «мотивирование» жителей добровольно застраховать жилье от конкретных рисков, которые должны быть указаны в программах, при этом основным из рисков являются именно чрезвычайные ситуации.

Заключение.

Изменения в законе не влекут автоматического появления в квитанциях новых строк по страхованию жилья на случай чрезвычайных ситуаций.

В законе просто предусмотрели возможность для регионов принимать свои программы для поддержания интереса жителей к страховке жилья. Методика разработки таких программ ещё не принята, поэтому сами программы, объективно не могут быть разработаны.

  • Страхование не является чем-то новым в ряде регионов РФ, где в платежках давно имеется строчка по страхованию, или в домах, где сами жители решили сами или с помощью управляющих организаций застраховать жилье и дополнительно нести такие расходы.
  • Страхование жилья было, есть и будет по новому закону добровольным. Если не хотите платить, то:
  • — внимательно читайте платежный документ с обеих сторон,
  • — отслеживайте принятие региональной программы о страховании жилья,
  • — после ее принятия изучите, как будет заключаться договор и что будет считаться акцептом (соглашением на заключение договора с Вашей стороны),
  • — ожидайте действий страховщиков по направлению Вам оферты (предложения заключить договор добровольного страхования),
  • — если строка появилась, а условия страхования Вам никто не направил, уточните у управляющей организации, кто является страховщиком, запросите у него условия договора страхования,
  • — подумайте и решите, хотите ли Вы застраховать жилье от чрезвычайных ситуаций с учетом специфики региона (в некоторых местах это всё-таки актуально),
  • — в случае отрицательного решения не совершайте действий, которые будут расцениваться как акцепт (соглашение на заключение договора), например, оплата первого платежа.
Читайте также:  Статья 3. Стороны соглашения

Компенсация ущерба за утраченное имущество вследствие чрезвычайных ситуаций

Возмещение ущерба жизни и здоровью, причиненного последствиями чрезвычайных ситуаций, осуществляется в рамках Конституции РФ, Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федерального закона от 21 декабря 1994 г.

№ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Указа Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О концепции национальной безопасности РФ», Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.

№ 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Конституций и Уставов субъектов РФ и других законов и подзаконных актов.

Согласно Федеральному закону № 68-ФЗ чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. В названном ФЗ в общем виде отражены права граждан РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Согласно Постановлению Правительства от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС:

  • ЧС локального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью, составляет не более 10 человек, либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь составляет не более 100 тыс. руб.;
  • ЧС муниципального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
  • ЧС межмуниципального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек, либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн. руб.;
  • ЧС регионального характера – зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
  • ЧС межрегионального характера – зона ЧС затрагивает территорию двух и более субъектов РФ, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн. руб., но не более 500 млн. руб.;
  • ЧС федерального характера – количество пострадавших составляет свыше 500 человек, либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн. руб.

В зависимости от данной квалификации ЧС определяется, из какого бюджета будут осуществляться выплаты пострадавшим гражданам.

С каждым годом число природных и техногенных чрезвычайных ситуаций неуклонно растет. Так, например, только в 2012 году произошло 8 сильнейших катастроф.

  • 29декабря: землетрясение в Республике Тыва город Кызыл.
  • 10 октября: наводнение в Республике Дагестан.
  • 5 сентября: пожары в Сибири.
  • 23 августа: наводнение в Краснодарском крае.
  • 26 августа: наводнение в Приморском крае.
  • 14 августа: град в Сибири город Междуреченск.
  • 29 июля: лесные пожары в Сибири.
  • 7 июля: массовые наводнения на юге России. Считается, что это самые сильные наводнения за последние 70 лет!

Несмотря на научно-технический прогресс, количество жертв катастроф в мире меньше не становится. В результате действия разрушительных сил ЧС помимо человеческих жертв население зачастую теряет все имущество, нажитое за долгие годы. В настоящей статье попробуем разобраться, как получить компенсацию за утраченное имущество вследствие ЧС.

Условия предоставления компенсации за пострадавшее или утраченное имущество

Страхование жилья – право или обязанность?

В данной статье рассмотрим вопрос о страховании жилья. Много обсуждений было в ходе принятия Федерального закона от 03.08.2018 г. № 320-ФЗ (далее – Закон № 320-ФЗ), направленного на внесение изменений в законодательство о страховании жилья, который вступит в силу 04 августа 2019 года, за исключением некоторых положений.

К сожалению, периодически случаются трагедии обрушения домов, оставляющие без крыши над головой сотни семей. Причинами могут являться как взрыв бытового газа, недобросовестность застройщиков, так и стихийные бедствия. И в большинстве своем властям на местах приходится решать вопросы обеспечения пострадавших семей новым жильем, либо выплачивать компенсацию.

  • Но государственная казна не резиновая и вполне разумным, с данной точки зрения, выглядит страхование жилья, поскольку при наступлении страхового случая часть бремени по компенсации ущерба будет находиться в зоне ответственности страховщика.
  • Однако принятые Законом № 320-ФЗ поправки не предполагают обязательного страхования жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, страхование жилья по-прежнему остается добровольной услугой, хотя и нельзя исключать вероятность того, что в недалеком будущем подует ветер перемен и страхование квартир станет такой же обязанностью граждан, как и взносы на капитальный ремонт.
  • Останавливаться подробно на всех изменениях, внесенных Законом № 320-ФЗ в Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» не будем, отметим лишь основные моменты:
  • пунктом 1 статьи 1 введена норма о создании единой автоматизированной системы страхования жилых помещений, содержащая информацию о договорах страхования жилых помещений, размерах страхового возмещения, иную информацию;
  • пунктом 2 статьи 2 расширены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации при организации возмещения ущерба, причиненного жилым помещениям граждан в результате чрезвычайных ситуаций. Субъекты вправе разрабатывать, утверждать и реализовывать программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования.

При этом возмещение ущерба, причиненного застрахованному в рамках программы жилому помещению, осуществляется как страховщиком, так и за счет бюджетных региональных средств в денежной форме либо путем предоставления другого жилого помещения при условии уступки страхователем выплат в пользу субъекта Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию