Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)

2.1. Понятия бюджетного устройства и бюджетной системы

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др. Бюджетное устройство базируется на государственном устройстве.

К сожалению, БК РФ не дает определения бюджетного устройства, что свидетельствует о непонимании взаимосвязи бюджетных категорий и их недооценки.

В ранее действовавшем федеральном законе «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» понятие бюджетного устройства трактовалось как: «Организация бюджетной системы и принципы ее построения».

Совершенствование бюджетного устройства России на принципах федерализма заложено в Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 г., принятой Правительством РФ 15 августа 2001 г.

Основы бюджетного устройстваопределяются формой государственного и административного устройства страны, действующими в ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах. По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство – это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии.

В стране действуют единая конституция, общие для всех систем права и единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными и политическими процессами в государстве.

Бюджетная система унитарного государства состоит из двух звеньев – государственного и местных бюджетов.

Федеративное (объединенное) государство – это форма государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах распределенных между ними и центром компетенций. Бюджетная система федеративных государств трехзвенная и состоит из федеративного (федерального) бюджета, бюджетов членов (субъектов) Федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации действуют свои бюджетные и налоговые системы.

За более чем тысячелетнюю историю России ее бюджетное устройство и бюджетная система прошли путь от княжеской казны и системы унитарного государства до системы, основанной на федеративном государственном устройстве.

Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система, представленная на рис. 2.

Бюджетный кодекс РФ (далее БК РФ) дает следующее определение бюджетной системы: «Основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетная система – главное звено финансовой системы государства. В настоящее время бюджетная система РФ отражает некоторые особенности переходного периода и нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Например, в ней не урегулированы проблемы межбюджетных отношений.

Для построения бюджетной системы РФ по типу бюджетных систем демократических государств огромное значение имеет соблюдение принципов организации бюджетной системы, освещенных в разделе 2.3. учебного пособия.

2.2. Структура бюджетной системы РФ

 

  • Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:
  • ·  первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • ·  второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, из них: 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • ·     третий уровень – местные бюджеты (около 30 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
  • Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ, который представлен на схеме 3.

Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)

Схема 3. Структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита.

При определении итоговых показателей запрещается сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

В международной практике используются понятия «консолидированный расширенный бюджет», включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов, и «расширенный бюджет правительства», включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

  1. Ниже по оперативным данным Минфина РФ приведены данные о консолидированном бюджете РФ на 2003 г.
  2. Таблица 2
  3. Консолидированный бюджет РФ в 2003 г.
  4. Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)
  5. Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)
  6. Диаграмма 1. Отношение дефицита, профицита консолидированного бюджета РФ к валовому внутреннему продукту
  7. Таблица 3
  8. Расходы консолидированного бюджета РФ
  9. на социально-культурные мероприятия в 2003 г.

Статья 10 БК РФ. Структура бюджетной системы Российской Федерации (действующая редакция)

2.3. Принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система функционирует на основе принципов, изложенных в БК РФ (гл. 5).

  • Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, территориальных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
  • Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ состоит в закреплении соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.
  • Принцип самостоятельности бюджетов закрепляет:
  • ·  право законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  • ·  наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством РФ;
  • ·  законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов каждого уровня в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ;
  • ·  право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов:
  • ·  недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
  • ·  недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов,а также бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета регламентирует положение, по которому объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

  1. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств состоит в том, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  2. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
  3. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
  4. Принцип гласностиозначает:
  5. ·  обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления;
  6. ·  обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
  7. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  8. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчетов доходов и расходов бюджета.
  9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств состоит в том, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование определенных целей.
Читайте также:  Статья 87 АПК РФ. Дополнительная и повторная экспертизы (действующая редакция)

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести к принципам построения системы. Именно они определяют бюджетную систему как единое целое.

2.4. Правовые основы функционирования бюджетной системы

Бюджетное законодательство РФ это иерархическая система нормативных правовых актов, принятых на федеральном, субфедеральном и муниципальном уровнях, которыми регулируются бюджетные правоотношения.

Иерархия нормативных актов действующего бюджетного законодательства РФ реализуется на основе четкого их структурирования, прежде всего по содержанию правовых норм.

В соответствии с этим все нормативные акты РФ подразделяются по четырем уровням.

  • Первый уровень составляет БК РФ.
  • Второй – представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления.
  • Третий – постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.
  • Четвертый – правовыми актами Минфина РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.
  • Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

До 1991 года бюджетная система страны была чрезвычайно централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения.

Начиная с сельских и поселковых бюджетов все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов.

Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.

Становление российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.

Статья 10. Структура бюджетной системы Российской Федерации

  • СТ 10 БК РФ
  • К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты, в том числе:
  • бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Комментарий к Ст. 10 Бюджетного кодекса РФ

Под бюджетной системой Российской Федерации понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Такое определение содержится в статье 6 Бюджетного кодекса РФ.

Такое определение бюджетной системы Российской Федерации в целом соответствует сложившемуся в отечественной экономической и юридической науке понятию бюджетной системы как совокупности всех видов бюджетов страны .

———————————
См., например: Финансы / Под ред. проф. В.М. Родионовой. М., 1993. С. 278; Финансово — кредитный словарь. Том I. М., 1984. С. 153; Советское финансовое право. М., 1987. С. 124 — 125.

Организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями составляют понятие «бюджетное устройство».

К сожалению, эта важная категория финансового права осталась неопределенной в действующей редакции Бюджетного кодекса РФ .

Возможно, это и привело к некоторым композиционным огрехам, проявившимся в структуре Бюджетного кодекса РФ и связанным с неурегулированностью на законодательном уровне понятий «бюджетная система» и «бюджетное устройство».

Речь идет о том, что часть вторая Бюджетного кодекса РФ, названная «Бюджетная система Российской Федерации», начинается с раздела «Бюджетное устройство Российской Федерации», который, в свою очередь, открывается главой «Бюджетная система Российской Федерации» (глава 3).

———————————
Определение бюджетного устройства содержалось в утратившем силу в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ Законе РСФСР от 10 октября 1991 г. N 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». В статье 3 упомянутого Закона бюджетное устройство определялось как организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Одной из важнейших характеристик бюджетного устройства государства является структура его бюджетной системы. Построение бюджетной системы зависит в первую очередь от формы государственного устройства страны . В унитарных государствах имеется два звена бюджетной системы — государственный бюджет и местные бюджеты.

Бюджетная система федеративного государства состоит из трех звеньев — государственного (федерального) бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов . Так, например, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты 50 штатов и местные бюджеты (графств, муниципалитетов, тауншипов).

В Канаде бюджетная система состоит из федерального бюджета, бюджетов 10 провинций, а также местных бюджетов (общин, областей, графств).

———————————
Под формой государственного устройства понимается территориально — политическая организация государства, включая политико — правовой статус его составных частей и принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных государственных органов.

Возможно существование конфедеративного (союзного) государства, представляющего собой образованный на постоянной основе союз суверенных государств, нацеленный, как правило, на достижение политических или военных целей. Обычно государства, входящие в состав конфедерации, имеют собственные бюджетные системы. В то же время может создаваться и бюджет конфедерации, формируемый из взносов входящих в конфедерацию государств.

В соответствии со статьями 1, 5, 71, 73 и 132 Конституции РФ, а также статьей 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней — федерального, регионального (уровень субъекта Федерации) и местного.

Верхний уровень — это федеральный бюджет. Средний уровень бюджетной системы составляют региональные бюджеты (бюджеты субъектов Российской Федерации), которые представляют собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ).

Наконец, в основании бюджетной системы находятся многочисленные местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований). По аналогии с региональными бюджетами бюджеты местные определяются как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно сложившемуся государственному устройству и административно — территориальному делению бюджетная система Российской Федерации объединяет федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов. Бюджеты городов Москвы и Санкт — Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).

  1. Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов Федерации, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).
  2. Новеллой Бюджетного кодекса РФ является включение в бюджетную систему бюджетов государственных внебюджетных фондов .
  3. ———————————
    Такое включение создает известные терминологические сложности и несостыковки, поскольку по определению, содержащемуся в статье 13 Бюджетного кодекса РФ, Государственный внебюджетный фонд — это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Какие налоги платит ИП - советы юриста

ст. 10 Бюджетного Кодекса РФ с ми

  • К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
    федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
    бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
    местные бюджеты, в том числе:
    бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Комментарий к статье 10 БК РФ

Согласно определению, данному в ст. 6 Кодекса, бюджетная система России представляет собой основанную на экономических отношениях и государственном устройстве России, регулируемую законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов ГВБФ.

Комментируемая статья, определяя структуру бюджетной системы, выделяет три ее уровня:

федеральный уровень — федеральный бюджет и бюджеты федеральных ГВБФ. Данные бюджеты согласно ст. 13 Кодекса предназначены для исполнения расходных обязательств России;

региональный уровень — бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных ГВБФ. Как установлено в ст. 14 Кодекса, каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального ГВБФ. Региональный бюджет и бюджет территориального ГВБФ предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ;

местный уровень — бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). В соответствии со ст. 14 Кодекса каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местный бюджет предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. О понятиях видов муниципальных образований см. комментарий к ст. 9 Закона.

Другой комментарий к статье 10 Бюджетного Кодекса РФ

Бюджет занимает центральное место в финансовой системе РФ и обеспечивает выполнение задач и функций, стоящих перед государством и муниципальными образованиями, выступает действенным механизмом финансовой политики государства.

Бюджет — это реальная основа осуществления политики государства.

Бюджетное устройство и проблемы его функционирования являются основным вопросом государственной политики. Бюджетная система — главное звено в процессе воздействия государства на реальный сектор экономики.

Бюджет является не только средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, совершенствование материально-технической базы общественного воспроизводства.

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система .

———————————
Бюджетная система России: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 1999. С. 9.

БК РФ использует термин «бюджетное устройство», но не дает его понятия. Законодатель фактически не разграничивает понятия «бюджетное устройство» и «бюджетная система». Если обратиться к структуре БК РФ, то часть вторая называется «Бюджетная система Российской Федерации», однако раздел I — «Бюджетное устройство Российской Федерации», а глава 3 — «Бюджетная система Российской Федерации».

Бюджетное устройство есть организация бюджетной системы, что предполагает структурное построение ее элементов, их взаимосвязь. Оно определяется федеративным устройством государства, наличием местного самоуправления.

Бюджетное устройство обусловливает формы и методы взаимоотношений органов власти в процессе бюджетной деятельности.

Бюджетное устройство Российской Федерации предполагает такое взаимодействие элементов бюджетной системы, которое обеспечивает ее целостность, единство и обособленность существования каждого бюджета .

———————————
Горбунова О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. М., 2002. С. 13.

Таким образом, бюджетное устройство — это основанные на правовых нормах принципы построения бюджетной системы, ее структура и организация взаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов .

———————————
Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2003. С. 176.

Необходимо отметить, что бюджетное устройство определяется устройством государства. Если государство федеративное, то бюджетная система трехуровневая, а если государство унитарное, то двухуровневая.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.) .

———————————
Там же. С. 176.

До 1991 г. в СССР существовал Государственный бюджет, в который входил союзный бюджет и государственные бюджеты союзных республик. Государственный бюджет СССР включал в себя около 50 тыс.

бюджетов, в том числе союзный бюджет, 15 республиканских бюджетов союзных республик, 20 республиканских бюджетов автономных республик, 8 бюджетов автономных областей, 10 бюджетов автономных округов, 134 областных и краевых бюджета, 1999 городских, 3644 районных, 3700 бюджетов городских поселков и 41 тыс.

бюджетов сельских Советов народных депутатов . Бюджет нижестоящего уровня включался в бюджет вышестоящего уровня. Эта система существовала с 1924 г. и была закреплена Конституцией СССР.

———————————
Бесчеревных В.В., Цыпкин С.Д. Советское финансовое право. Юридическая литература. М., 1982. С. 118.

В 1991 г. произошли коренные изменения в существующей бюджетной системе в связи с образованием самостоятельного суверенного Российского государства, начался процесс создания бюджетной системы, основанной на федеративных, демократических началах.

Приняты важные документы: Декларация о государственном суверенитете России 12 июня 1990 г. и Постановление первого съезда народных депутатов «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР». 31 октября 1990 г.

принят Закон «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году», который определил принцип формирования бюджетов в Российской Федерации .

———————————
ВВС РСФСР. 1990. N 22. Ст. 262.

Важным этапом явилось принятие Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. и Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., которые закрепили трехуровневую бюджетную систему РФ.

———————————
ВС РФ. 1991. N 46. Ст. 1543 (с последующими изменениями и дополнениями).

В ходе преобразований был упразднен Государственный бюджет СССР. В результате общегосударственный денежный фонд был разделен более чем на 53 тыс.

самостоятельных бюджетов, составивших бюджетную систему трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных образований .

Данное положение явилось следствием осуществления в стране политических и экономических реформ, становлением суверенитета республик.

———————————
Иванова Н.Г., Канкулова М.И. Межбюджетные взаимоотношения в РФ: анализ, перспективы, зарубежный опыт. Санкт-Петербург, 1995. С. 6.

Понятие бюджетной системы Российской Федерации закреплено в ст. 6 БК РФ. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

  1. К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации (ст. 10 БК РФ) относятся:
  2. — федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  3. — бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  4. — местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  5. — бюджеты городских и сельских поселений.

Новеллой БК РФ явилось включение с 1 января 2000 г. в состав бюджетной системы первого и второго уровня бюджетов государственных внебюджетных фондов. Понятие государственного внебюджетного фонда было ранее закреплено в ст. 13 БК РФ .

———————————
Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (данное понятие исключено из ст. 13 БК РФ ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ).

Читайте также:  Статья 242.2 БК РФ. Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (действующая редакция)

Государственные внебюджетные фонды выполняют на практике социальную функцию государства, поскольку предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 145 БК РФ) совпадает с процедурой составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ (ст. 148 БК РФ).

Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год не позднее 26 августа текущего года одновременно с проектом федерального закона об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год и иной бюджетной отчетностью об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (п. 3 ст. 149 БК РФ).

Однако следует заметить, что в состав бюджетной системы входят лишь только бюджеты государственных внебюджетных фондов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Средства же внебюджетных фондов не консолидируются в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований.

Государственные внебюджетные фонды представляют собой самостоятельные финансовые учреждения, денежные средства которых находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат .

———————————
Химичева Н.И. Финансовое право. М.: Юристъ, 2003. С. 242.

Таким образом, на современном этапе развития нашего государства мы имеем трехуровневую бюджетную систему Российской Федерации.

Общая характеристика Бюджетного кодекса РФ

Бюджетный Кодекс Российской Федерации — нормативный правовой акт, регулирующий сферу бюджетных отношений. БК РФ принят 31 июля 1998 года, введен в действие с 1 января 2000 г.

Текст Кодекса опубликован в «Российской газете» от 12 августа 1998 г. N 153-154, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г. N 31 ст. 3823

  • Бюджетный кодекс регулирует отношения, связанные с формированием и исполнением бюджетов, государственными и муниципальными заимствованиями, долгом.
  • Это первый в России кодифицированный акт в данной области.
  • Он состоит из 5 частей.
  • · Первая включает общие положения.
  • · Вторая посвящена бюджетной системе.
  • · Третья — бюджетному процессу.
  • · Четвертая касается ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
  • · Пятаясодержит заключительные положения (всего 1 статья о том, что БК РФ вводится в действие отдельным законом).
  • Бюджетное устройство и его принципы.
  • Бюджетное устройство — это организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.
  • Принципы (СТ. 28 БК РФ):
  • · единства бюджетной системы Российской Федерации;
  • · разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • · самостоятельности бюджетов;
  • · равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  • · полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • · сбалансированности бюджета;
  • · результативности и эффективности использования бюджетных средств;
  • · общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
  • · прозрачности (открытости);
  • · достоверности бюджета;
  • · адресности и целевого характера бюджетных средств;
  • · подведомственности расходов бюджетов;
  • · единства кассы.
  • Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
  • Означает единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы, форм бюджетной отчетности, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.
  1. Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации
  2. Означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
  3. Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов
  4. Принцип самостоятельности бюджетов означает:
  5. · право и обязанность органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  6. · право и обязанность органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
  7. · право органов гос. власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
  8. · право органов гос. власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов;
  9. · недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы РФ;
  10. · право органов гос. власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  11. · недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Означает определение бюджетных полномочий органов гос. власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.

  • Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов
  • Означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
  • Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета
  • Означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета.
  • Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств
  • Означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
  • Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов
  • Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся:
  • · субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы;
  • · средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
  • · добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
  • · расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами;
  • · расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
  • · отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению с очередного финансового года;
  • · расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.
  • Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)
  • Принцип прозрачности (открытости) означает:
  • · обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;
  • · обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти;
  • · стабильность и преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года.
  • · Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
  • Статья 37. Принцип достоверности бюджета
  • Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
  • Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
  • Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Ссылка на основную публикацию