Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
(в ред. Федерального закона от 31.12.
2005 N 199-ФЗ)
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
- Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
- Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются:
- 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации;
- 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- 3) проекты соглашений о разделе продукции;
- 4) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти;
- 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду;
- 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
- 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
7.
1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;(пп. 7.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
- 8) объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; - реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
- Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются:
- 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
- 3) материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
4.
1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
(пп. 4.1 введен Федеральным законом от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
- 5) объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
- доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Статья 13. Утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов:
(в ред. Федерального закона от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.
1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;
(в ред. Федерального закона от 16.05.2008 N 75-ФЗ)
Организация и проведение государственной экологической экспертизы
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами, государственными служащими Комитета в ходе предоставления государственной услуги.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может обратиться с жалобой в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса (заявки) заявителя о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
- отказ органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.
В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210‑ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Жалоба может быть подана заявителем:
- При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в Комитет, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).
- Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.
- Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
- В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- В электронной форме в Комитет, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта Администрации Санкт‑Петербурга раздела Комитета (подраздел «Обращения граждан» — «Электронная приемная»), федерального Портала, Портала.
При подаче жалобы в электронной форме документы, указанные в пункте 5.1 настоящего Административного регламента, могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
- Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ. При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в Комитет в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Комитетом, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.
Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается Комитетом. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в Комитете.
Жалоба на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается Комитетом.
Жалобы на решения, принятые председателем Комитета, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.
- В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.
- При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
- Жалоба должна содержать:
- наименование Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Комитета, должностного лица Комитета либо государственного гражданского служащего Комитета. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Жалоба, поступившая в Комитет, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.
Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены Комитетом.
В случае обжалования отказа Комитета, должностного лица Комитета в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы Комитет принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Комитетом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
- При удовлетворении жалобы Комитет принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
- Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
- В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
- наименование Комитета, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
- фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
- основания для принятия решения по жалобе;
- принятое по жалобе решение;
- в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
- в случае признания жалобы подлежащей удовлетворению в ответе заявителю дается информация о действиях, осуществляемых Комитетом, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при оказании государственной услуги, а также приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги;
- в случае признания жалобы не подлежащей удовлетворению в ответе заявителю даются аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения;
- сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.
- Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом Комитета.
- По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) Комитета, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.
- В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
- Комитет отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
- наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
- подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Комитет вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:
- наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
- В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, Комитет сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.
- В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящею пункта, Комитет в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
- Порядок обжалования решения по жалобе
- Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Комитета (Смольный, Санкт‑Петербург, 191060, телефон: (812) 576‑46‑74), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством
- Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) Комитета, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.
- Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.
Государственная экологическая экспертиза. Справка
Целями экологической экспертизы являются:
1. Определение соответствия намечаемой деятельности требованиям, установленным нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ по вопросам охраны окружающей природной среды.2.
Определение полноты выявления масштабов прогнозируемого воздействия на окружающую среду в результате осуществления намечаемой деятельности.3.
Определение экологической обоснованности и допустимости реализации намечаемой деятельности.
- 4. Обеспечение достаточности предусмотренных мер экологической безопасности и сохранению природного потенциала
- ФЗ «Об экологической экспертизе» различает 2 вида экологической экспертизы: государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
Законодательство предусматривает целый ряд проектов, для которых проведение государственной экологической экспертизы является обязательным.
В частности, обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне, подлежат:1. Проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду.2.
Материалы, подлежащие утверждению федеральными органами исполнительной власти и предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации.3.
Технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности Российской Федерации и другие проекты, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации.4. Технико-экономические обоснования и проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду сопредельных государств.5. Материалы по созданию организаций горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, предусматривающие использование природных ресурсов, которые находятся в ведении Российской Федерации.6. Проекты международных договоров.7. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы реабилитации этих территорий.8. Проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов, находящихся в ведении Российской Федерации и целый ряд других проектов.
- Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется.
- Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями).
- Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта государственной экологической экспертизы, устанавливаемой в соответствии с нормативными документами федерального специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, но не должен превышать 6 месяцев.
- В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники его территориальных органов.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы. Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.В случае отрицательного заключения государственной экологической экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную государственную экологическую экспертизу при условии их переработки с учетом замечаний, изложенных в данном отрицательном заключении.
Основные положения 174-ФЗ “Об экологической экспертизе” и последние важные изменения
Новый федеральный закон касается вопросов экологической проверки намеченных к строительству объектов (ФЗ 174). Он был утвержден президентом Ельциным в 1995 году. Закон постоянно находился под прицелом критики общественности.
За 20-лет с момента издания, он перестал отвечать предназначению, оброс дополнениями и изменениями. Возмущение вызывали слишком поздние сроки разработки заключений.
Результаты их появлялись только тогда, когда документация была уже утверждена, а само строительство велось полным ходом.
В 2021 году Минприроды разработало ФЗ-174, его последнюю редакцию. Профильные министерства правительства достаточно долго затягивали его согласование, но наконец 02.08.2019 он был принят с изменениями и подписан президентом Путиным.
Последний вариант 174-го ФЗ выдерживать более ускоренные сроки прохождения проверочной процедуры. Отдельные параграфы документа посвящены подготовке экспертных заключений на объекты строительства особых экономических зон РФ.
Нормативное регулирование
Нормативно-правовой акт, определяющий понятие экологической экспертизы, – федеральный закон № 174-ФЗ. Документ включает порядок проверки, нормы, действующие права, обязанности сторон, виды, принципы. Нормативный акт соответствует гражданским правам в сфере защиты окружающей среды, закрепленным статьей 42 Конституции РФ.
В нормативных документах описаны положения, связанные с проведением экспертизы:
- права госорганов;
- порядок проведения исследования;
- права граждан;
- документооборот;
- финансирование;
- ответственность сторон;
- решение спорных ситуаций;
- участие России в международных договорах и связанные с этим обязательства.
Орган, отвечающий за воплощение государственной политики в области экологической безопасности, – Росприроднадзор.
Основные положения ФЗ
Содержание ФЗ изложено в десяти главах:
- (ст. 1-4) посвящена общим положениям. Здесь дается определение экологической экспертизы, рассматриваются связанные с ней основы существующего законодательства, основные принципы и виды;
- (ст. 5-9) определяет круг полномочий президента, других структур государственной власти. Закон РФ предусматривает передачу властных полномочий органам власти субъектов рф. Эта глава ФЗ регламентирует полномочия местного самоуправления;
- (ст.10-18) рассматривает содержание государственных экспертиз. Закон определяет круг объектов строительства (реконструкции) Российской Федерации, для которых проведение экологического мониторинга считается обязательным. Уделено внимание объектам регионального уровня. Отдельные статьи посвящены регламенту Госэкспертиз, созданию экспертных групп, определению самого понятия эксперта. Расписаны полномочия руководителя комиссии и содержание итогового заключения;
- (ст. 19-25) раскрывает права граждан и общественных организаций РФ, в части инициирования собственных экологических проверок. Объясняется понятие общественной экспертизы, уточняются категории объектов, порядок, условия их проведения. Отдельная статья определяет случаи, когда возможен отказ государственной регистрации общественной экспертизы;
- (ст 26-27) определяет права и обязанности застройщиков, заинтересованных в экспертной проверке документации;
- (ст.28-29) раскрывает возможные источники финансирования и расчетов за работу специалистов государственной и общественной экспертных групп;
- (ст 30-34) посвящена ответственности за нарушения природоохранного законодательства. В ней перечислены основные нарушения, обозначены случаи уголовной, административной, материальной, гражданско-правовой ответственности граждан и юридических лиц;
- (ст. 35) касалась разрешения спорных вопросов, но утратила силу, после выхода ФЗ-122 в 2004 г;
- (ст. 36) посвящена признанию приоритета международных договоров, в случае разночтений 174-го ФЗ и международных договоров, заключенных РФ;
- (ст. 36-37) заключительного характера.
Федеральный закон от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ
Российская федерация
Федеральный закон
Об экологической экспертизе
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года
Комментарий к Федеральному закону об экологической экспертизе
Преамбула
Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 — 4)
- Статья 1. Экологическая экспертиза
- Статья 2. Законодательство Российской Федерации об экологической экспертизе
- Статья 3. Принципы экологической экспертизы
- Статья 4. Виды экологической экспертизы
Глава II. Полномочия Президента Российской Федерации, органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст.ст. 5 — 9)
Статья 5. Полномочия в области экологической экспертизы Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти
Статья 6. Передача осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области экологической экспертизы органам государственной власти субъектов Российской Федерации
Статья 6.1. Полномочия субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы
Статья 7 (утратила силу), Статья 8 (утратила силу)
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы
Глава III. Государственная экологическая экспертиза (ст.ст. 10 — 18)
- Статья 10. Государственная экологическая экспертиза
- Статья 11. Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня
- Статья 12. Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня
- Статья 13 (утратила силу)
- Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
- Статья 15. Экспертная комиссия государственной экологической экспертизы
- Статья 16. Эксперт государственной экологической экспертизы
- Статья 17. Руководитель экспертной комиссии государственной экологической экспертизы
- Статья 18. Заключение государственной экологической экспертизы
Глава IV. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза (ст.ст. 19 — 25)
- Статья 19. Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы
- Статья 20. Общественная экологическая экспертиза
- Статья 21. Объекты общественной экологической экспертизы
- Статья 22. Проведение общественной экологической экспертизы
- Статья 23. Условия проведения общественной экологической экспертизы
- Статья 24. Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы
- Статья 25. Заключение общественной экологической экспертизы
Глава V. Права и обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе (ст.ст. 26 — 27)
Статья 26. Права заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Статья 27. Обязанности заказчиков документации, подлежащей экологической экспертизе
Глава VI. Финансирование экологической экспертизы (ст.ст. 28 — 29)
Статья 28. Финансирование государственной экологической экспертизы
Статья 29. Финансирование общественной экологической экспертизы.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе (ст.ст. 30 — 34)
- Статья 30. Виды нарушений законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе
- Статья 31. Уголовная ответственность
- Статья 32. Административная ответственность
- Статья 33. Материальная ответственность
- Статья 34. Гражданско-правовая ответственность
Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы (ст. 35)
Статья 35 (утратила силу)
Глава IX. Международные договоры Российской Федерации (ст. 36)
Статья 36. Международные договоры Российской Федерации
Глава X. Заключительные положения (ст.ст. 37 — 38)
Статья 37. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 38 (утратила силу)
Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ)
Экологическая экспертиза – процесс установления соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную или иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и экологическим законодательством, для предотвращения негативного воздействия деятельности на окружающую среду.
Принято выделять 2 вида государственной экологической экспертизы (ГЭЭ): государственная и общественная. Давайте рассмотрим их основные отличия.
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ.
Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.
Регулирует ГЭЭ Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (с изменениями и дополнениями).
Объекты ГЭЭ
Объектами государственной экологической экспертизы могут быть:
- Проекты строительства, реконструкции, ликвидации объектов хозяйственной деятельности;
- Материалы по созданию и развитию месторождений полезных ископаемых;
- Проекты технической документации на новые технику, технологию.
Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня перечислен в ст. 11 ФЗ № 174-ФЗ.
Полный перечень объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня перечислены в ст. 12 ФЗ № 174-ФЗ.
Экспертизу проводит Росприроднадзор. Разработкой документации для подачи на ГЭЭ занимаются экологические компании проектировщики, такие как ЭкоПромЦентр.
Важно отметить, что при разработке экологической документации требуется строгое соблюдение нормативно-правовой базы. Спектр таких норм и законов достаточно широкий.
Каждое технологическое, инженерное, экологическое решение должно быть обосновано в рамках нормативно-правового поля. Состав проектной документации объемный, поэтому необходимо, чтобы между разделами не было противоречий.
Избежать возникновения несоответствий помогает специальный регламент проведения ГЭЭ, который также необходимо соблюдать.
Перейдем к более подробному описанию основных этапов разработки документации, предоставляемой для ГЭЭ.
Этапы разработки ГЭЭ
ГЭЭ проводится для обоснования допустимости осуществления намечаемой деятельности с точки зрения воздействия на окружающую среду.
Этапы разработки и состав документации, подаваемой на государственную экологическую экспертизу, зависит от объекта экспертизы, а также от стадии проектирования (для объектов капитального строительства).
Разработка документации, предоставляемой для государственной экологической экспертизы, как правило, включает в себя 5 основных этапов:
1. Сбор информации
На первом этапе разработки ГЭЭ собираются необходимые исходные данные от заказчика и государственных, муниципальных органов (различные письма, справки).
2. Проведение изысканий
Проводятся инженерные, в т.ч. инженерно-экологические изыскания, по техническому заданию заказчика разрабатываются решения, их обоснование, оценивается возможность реализации намечаемой деятельности в рамках реальных условий, законодательства.
3. Разработка проектной документации
Наиболее важный этап, на котором проводятся расчеты, описание, технологические решения, проверка на соответствие нормативным, законодательным документам, сбор, структуризация, подготовка пояснительных записок, графических и текстовых приложений.
4. Анализ альтернативных проектных решений
В рамках проекта проводится сравнительный анализ, рассматриваются возможные альтернативные проектные решения, выбирается итоговое проектное решение.
5. Обоснование принятых решений с точки зрения соблюдения законодательных норм
С учетом всех условий проектирования (строительных, инженерных и т.д.) принятые ранее решения должны быть обоснованными с точки зрения соблюдения законодательных норм.
5. Оформление документации надлежащем виде и подача заявки на экспертизу
- Заказать разработку документации для ГЭЭ
- Материалы, соответствующие форме и содержанию требованиям ФЗ N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», установленному порядку и составу, передаются на государственную экологическую экспертизу.
- Государственная экологическая экспертиза осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), ее территориальными органами и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ.
- Надзорный орган собирает экспертную комиссию из специалистов разных сфер, в которую входят научные работники и практики.
За каждый раздел материалов отвечает конкретный член комиссии.
Его задача – на основе личного профессионального опыта, знаний и нормативной базы составить заключение.
Далее готовится комплексное заключение. Заключение должно содержать обоснованные выводы о соответствии (несоответствии) материалов, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.
Государственная экологическая экспертиза считается завершенной после утверждения заключения, подготовленного экспертной комиссией, приказом Росприроднадзора.
Новый порядок проведения ГЭЭ на 2021-2026 гг
На период 2021−2026 гг. установлен порядок проведения государственной экологической экспертизы. С текстом порядка можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 07.11.2020 № 1796 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.
Основной положительной особенностью нововведения является возможность электронной подачи материалов на экспертизу. По мнению экологов это значительно упрощает процесс подачи заявки. Заявку можно подать через Единый портал госуслуг или ведомственный программный ресурс.
Обновленный порядок проведения ГЭЭ устанавливает, что:
- Срок проведения ГЭЭ не должен превышать 2 месяца и может быть продлен на 1 месяц по заявлению заказчика (в настоящее время 4 месяца с возможностью продления на 2 месяца);
- Сведения о заключении ГЭЭ должны быть размещены на официальном сайте органа государственной власти, проводившего конкретную экспертизу.
Ведение реестра выданных заключений ГЭЭ и предоставление содержащихся в нем сведений – задача Росприроднадзора и уполномоченных органов регионов. По каждому конкретному объекту формируются экспертные комиссии. Заседания комиссии проводятся как в очном, так и в дистанционном формате.
Объекты капитального строительства в Арктической зоне РФ, для проектов которых необходимо проведение ГЭЭ федерального уровня
В новой редакции ФЗ N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (изменения от 13.07.2020 г ФЗ № 194-ФЗ) в ст. 11 п. 7.9) указано, что «проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации» подлежит государственной экологической экспертизе федерального уровня.