Статья 5. Органы, осуществляющие государственную охрану и участвующие в ее обеспечении

Статья 5. Органы, осуществляющие государственную охрану и участвующие в ее обеспечении

В РФ есть три ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Органы власти делятся на федеральные и региональные. 

К федеральным относятся:

  • Федеральное Собрание Российской Федерации (Совет Федерации и Государственная Дума) — федеральный орган законодательной власти;
  • Правительство Российской Федерации во главе с Председателем — федеральный орган исполнительной власти (также федеральными органами исполнительной власти считаются Министерства России, федеральные службы и федеральные агентства России, управляемые Президентом или подведомственные и управляемые Правительством России);
  • Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции, а также арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов — федеральные органы судебной власти.
  • Региональные — это органы власти субъектов Федерации, они также делятся на законодательные, исполнительные и судебные.
  • Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, законами, федеративными и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Президент РФ является главой государства. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

  1. Полномочия
  2. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
  3. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  4. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.
  5. Палаты ФС РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ могут вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции.
  6. Федеральное Собрание
  7. Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации, по два от каждого субъекта: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти — на срок полномочий соответствующего органа.

Семь из них могут быть назначены пожизненно. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избирается на пять лет.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных сил РФ за пределами территории нашей страны;
  • назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
  • лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий;
  • назначение на должность по представлению Президента РФ Председателя Конституционного суда РФ, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей ВС РФ;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента;
  • проведение консультаций по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;
  • прекращение по представлению Президента в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного суда, его заместителя и судей КС РФ, Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей ВС РФ, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;
  • заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора.

К ведению Государственной Думы относятся:

  •  утверждение по представлению Президента кандидатуры Председателя Правительства РФ;
  • утверждение по представлению Председателя Правительства РФ кандидатур его заместителей и федеральных министров, за исключением тех, что указаны в пункте «д1» статьи 83 Конституции;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБ РФ, заслушивание ежегодных отчетов ЦБ;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента РФ;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  •  объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ в целях отрешения его от должности или против Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, в целях лишения его неприкосновенности.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции.

Совету Федерации, сенаторам Российской Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Принятый ГД и одобренный СФ федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.

Правительство РФ

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ под общим руководством Президента РФ. Правительство состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров.

Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент.

Правительство РФ:

  • разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении и ежегодные отчеты о результатах своей деятельности;
  • обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой социально ориентированной госполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;
  • обеспечивает господдержку научно-технологического развития РФ, сохранение и развитие ее научного потенциала;
  • обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой‑либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни;
  • осуществляет управление федеральной собственностью и меры по обеспечению обороны страны, госбезопасности, реализации внешней политики РФ;
  • осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
  • осуществляет меры по поддержке институтов гражданского общества, в том числе НКО, обеспечивает их участие в выработке и проведении государственной политики;
  • осуществляет меры по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности, содействует развитию предпринимательства и частной инициативы;
  • обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
  • осуществляет меры, направленные на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, сохранение уникального природного и биологического многообразия страны, формирование в обществе ответственного отношения к животным;
  • создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом.

Судебная власть

Правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства.

Судебную систему РФ составляют Конституционный суд РФ; Верховный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции; арбитражные суды; мировые судьи субъектов РФ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Конституционный суд — высший судебный орган конституционного контроля в РФ. Он состоит из 11 судей, включая Председателя и его заместителя. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных актов, конституций республик, уставов, не вступивших в силу международных договоров РФ и т. д.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ.

Конституционный суд дает толкование Конституции Российской Федерации.

По запросу Президента КС РФ проверяет конституционность проектов законов о поправке к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принятых в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 статьи 107 и частью 2 статьи 108 Конституции РФ законов до их подписания Президентом Российской Федерации.

КС РФ также разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража), налагающего обязанности на РФ, в случае если это решение противоречит основам публичного правопорядка РФ.

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом и осуществляющим судебную власть посредством гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства. Верховный Суд РФ осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и арбитражных судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Читайте также:  Глава V. Финансовое, организационное, научно - методическое и информационное обеспечение деятельности государственных судебно-экспертных учреждений

Государственные органы обеспечения охраны порядка

  • И обеспечения безопасности
  • Государственными органами обеспечения охраны порядка и обеспе-чения безопасности являются соответственно органы внутренних дел, внут-ренние войска, органы государственной безопасности, органы Федеральной службы исполнения наказаний и органы Федеральной службы судебных приставов.
  • Система органов Министерства внутренних дел РФ включает:
  • ▬ Центральный аппарат МВД России (Министр внутренних дел РФ и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия МВД России; департаменты, Следственный департамент, руководители которых назнача-ются Президентом РФ).
  • ▬ Территориальные органы внутренних дел:
  • а) на окружном уровне — Главные управления МВД России по федеральным округам; управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам;
  • б) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД РФ, центры специального назначения МВД РФ, линейные управления МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • в) на региональном уровне — МВД по республикам, главные управления или управления МВД РФ по иным субъектам РФ;
  • г) на районном уровне – управления, отделы МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД РФ на комплексе «Байконур».
  • ▬ Внутренние войска (Главнокомандующий и Главный штаб внутренних войск; соединения, воинские части внутренних войск непосред-ственного подчинения Главнокомандующему внутренних войск; округа внутренних войск; соединения и воинские части внутренних войск);
  • ▬ Образовательные, научно-исследовательские и социально-культур-ные учреждения МВД России и Внутренних войск МВД России.
  • Основными задачами МВД России и его органов являются:
  • – разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере внутрен-них дел и внутренних войск;
  1. – защита от преступлений, административных правонарушений и других посягательств на права и свободы человека и гражданина;
  2. – предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений и административных правонарушений;
  3. – охрана общественного порядка и государственный контроль за оборотом оружия;
  4. – обеспечение безопасности дорожного движения;
  5. – государственная охрана имущества и иных объектов охраны.
  6. Основные функции и формы правоохранительной деятельности МВД России и его органов:

– административно-правовая деятельность (обеспечение правопорядка в городах и других населенных пунктах; обеспечение безопасности дорож-ного движения; производство по делам об административных правонаруше-ниях; исполнение административных наказаний; лицензионно-разрешите-льная деятельность). Основной структурой органов внутренних дел, осущест-вляющей данные формы правоохранительной деятельности, является полиция, которая состоит из: дежурных частей; подразделений патрульно-постовой службы; службы участковых уполномоченных полиции; Государственной инспекции безопасности дорожного движения; отрядов полиции особого назначения; изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальных приемников-распределителей для лиц, арестованных в административном порядке; приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество; подразделений по делам несовершеннолетних. Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную функцию борьбы с преступностью, для чего в ее составе образованы подразделения дознания;

– оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе с преступностью; содержание подозреваемых и обвиняемых в изоля-торах временного содержания; экспертно-криминалистическая деятельность.

Основными структурами органов внутренних дел, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью, являются оперативные подразделения полиции (оперативные подразделения по борьбе с общеуголовными преступлениями, с незаконным оборотом нарко-тиков, по борьбе с экономическими преступлениями, в том числе с налого-выми преступлениями; оперативно-поисковые подразделения; оперативные подразделения собственной безопасности; оперативные подразделения спе-циальных технических мероприятий). Полиция осуществляет и уголовно-процессуальную деятельность по борьбе с преступностью путем возбуж-дения уголовных дел о преступлениях, по которым предварительное след-ствие обязательно, и производства по ним неотложных следственных дейст-вий. Однако основным органом, осуществляющим уголовно-процессу-альную деятельность по борьбе с тяжкими и особо тяжкими преступлениями, является следственный аппарат органов внутренних дел.

Органами обеспечения государственной безопасности в России являются: Совет Безопасности РФ, ФСБ России, СВР России, пограничные органы ФСБ РФ, Минобороны РФ; ФСО России; таможенные органы.

Совет Безопасности РФ является конституционным органом, осущест-вляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения национальной безопасности от внутренних и внешних угроз (обеспечение безопасности личности, общества и государства).

Председателем Совета Безопасности является Президент РФ.

Решения Совета Безопасности прини-маются на его заседаниях постоянными членами Совета Безопасности, вступают в силу после утверждения Председателем Совета Безопасности и реализуются путем издания указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является единой централизованной системой органов федеральной службы безопасности и пограничных органов, осуществляющих решение задач по обеспечению безо-пасности России.

Основными функциями и формами правоохранительной деятельности органов ФСБ России являются: контрразведывательная и раз-ведывательная деятельность; пограничная деятельность по охране Государ-ственной границы РФ; борьба с преступностью и терроризмом путем произ-водства оперативно-розыскных мероприятий и уголовно-процессуальной деятельности в сфере государственной безопасности; борьба с администра-тивными правонарушениями в сфере государственной безопасности; обеспечение информационной безопасности; экспертно-криминалистическое и ресурсное обеспечение правоохранительной деятельности органов ФСБ России.

Систему органов ФСБ России образуют: Центральный аппарат ФСБ России (Директор ФСБ России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСБ России; Департамент военной контрразведки; опера-тивные подразделения, Следственное управление; управление собственной безопасности; иные департаменты, управления, подразделения); территори-альные органы безопасности (управления ФСБ России по федеральным округам, управления или отделы ФСБ России по субъектам РФ, руководи-тели которых назначаются Президентом РФ); органы безопасности в войсках (управления или отделы ФСБ России в Вооруженных Силах РФ; управления, отделы ФСБ России в других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления); пограничные органы (пограничная служба ФСБ России, пограничные управления ФСБ России по субъектам РФ, пограни-чные отделы ФСБ России и т.п.); оперативные подразделения, органы доз-нания и следственные подразделения указанных звеньев ФСБ России; другие органы безопасности (авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения спецназначения, экспертные, судебно-эксперт-ные, военно-медицинские, образовательные, научно-исследовательские, социально-культурные учреждения и подразделения).

Органы внешней разведки РФ являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Система указанных органов состоит из: СВР России и ее подразделений; органов внешней разведки ФСБ России и их подразделений; службы внешней разведки Минобороны России и ее подразделений.

Органы внешней разведки и их подразделения в пределах своей компетенции и полномочий осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: разведыватель-ную деятельность по добыванию и обработке информации о затра-гивающих жизненно важные интересы России реальных и потенци-альных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц; оказание содействия в реализации мер, осуществляемых иными государственными органами в интересах обес-печения государственной безопасности РФ; выявление, предупреж-дение, пресечение, раскрытие административных правонарушений и преступлений в сфере внешней разведки[56].

Федеральными органами государственной охраны РФ являются ФСО России и ее подразделения, которые представляют из себя также составную часть сил обеспечения безопасности РФ.

В пределах своей компетенции и предоставленных им полномочий они осуществляют следующие функции и формы правоохранительной деятельности: обеспечение безопасности Прези-дента РФ, иных объектов охраны и охраняемых объектов[57]; поддержание общественного порядка и обеспечение безопасности в местах постоянного и временного пребывания объектов государственной охраны; поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности и осуществление пропу-скного режима на охраняемых объектах; производство административно-пра-вовой деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению, раскры-тию и расследованию административных правонарушений, посягающих на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; производство в соответствии с уголовным и иным федеральным законодательством опера-тивно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности по борьбе с преступными посягательствами на объекты государственной охраны и охраняемые объекты.

Читайте также:  Глава VI. Порядок вступления в силу настоящего федерального закона

Систему федеральных органов государственной охраны образуют: Центральный аппарат ФСО России (директор ФСО России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСО России; службы, управления, оперативные и другие подразделения); подразделения связи специального назначения ФСО России; территориальные органы ФСО России (управления специальной связи и информации ФСО России в федеральных округах; центры специальной связи и информации ФСО России; оперативные подраз-деления); подведомственные организации ФСО России.

Таможенные органы РФ составляют единую федеральную центра-лизованную систему в лице ФТС России и ее органов и учреждений, являющихсясоставной частью сил обеспечения безопасности России.

Систему таможенных органов образуют: Центральный аппарат ФТС России (Руководитель ФТС России и его заместители, назначаемые Правительством РФ; Коллегия ФТС России; главные управления, управления и иные структурные подразделения); региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты; оперативные подразделения, подразделения таможенных расследований и дознания; таможенные представительства РФ в иностранных государствах; подведомственные ФТС России предприятия, учреждения, экспертно-криминалистические учреждения, таможенные лаборатории, вузы.

В пределах компетенции и предоставленных таможенным органам полномочий они выполняют возложенные на них правоохранительные фун-кции, реализуемые в следующих формах правоохранительной деятельности: защита от преступных и иных противоправных посягательств в сфере тамо-женного дела: экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, российского рынка и интересов российских потребителей товаров; экономических прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов; общественного порядка, нравственности, жизни и здоровья людей, животных и растений, окружающей среды; таможенное оформление, тамо-женный и валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров, транспортных средств и людей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государст-вами-членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС; взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов и принятие мер по их принудительному взысканию при наличии к тому оснований; обеспечение соблюдения порядка перемещения товаров, транспортных средств и людей через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза ЕврАзЭС; административно-правовая, оперативно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность по борьбе соответственно с административными правонарушениями и преступлениями в таможенной сфере, предусмотренными ст. 189, 190, 193, 194, 226.1, 229.1 УК РФ.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, норма-тивно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России и ее органы составляют единую федеральную централизованную систему,составными элементами которой являются: Центральный аппарат ФСКН России (Директор ФСКН России и его первые заместители и заместители, назначаемые Президентом РФ; Коллегия ФСКН России; главные управления, управления и иные структурные подразделения, включая оперативные подразделения, отдел дознания и административной практики, Следственное управление, экспертно-криминалистические службы); территориальные органы ФСКН России (главные управления ФСКН России по федеральным округам, региональные управления и управления по субъектам РФ, руководители которых назначаются Президентом РФ, межрайонные и городские отделы управлений ФСКН России); организации, обеспечивающие деятельность органов ФСКН России.

  • Правоохранительными функциями и правоохранительными формами деятельности органов наркоконтроля в пределах их компетенции и полномочий являются: профилактическая и админист-ративная деятельность по предупреждению и пресечению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ; контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; контроль за обращением наркотических средств и психотропных веществ; административная, оперативно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию преступного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.
  • Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) подведом-ственна Миниюсту РФ. Данная Федеральная служба и подчиненные ей главные управления, управления, отделы, органы и учреждения являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими следующие правоохранительные функции и формы правоохранительной деятельности:
  • исполнение в отношении осужденных уголовных наказаний в виде лишения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограни-чения свободы; исполнение меры пресечения в виде заключения под стражу, избранной в отношении подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужден-ных; этапирование и конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осуж-денных к лишению свободы и лиц, содержащихся под стражей; создание осужденным к лишению свободы и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них лиц, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящих-ся на территории данных учреждений и следственных изоляторов; контроль за поведением условно осужденных и осужденных лиц, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания; административная, опера-тивно-розыскная, уголовно-правовая и уголовно-процессуальная деятель-ность по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию правона-рушений и преступлений, совершаемых в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы; возбуждение дел о данных правонарушениях и преступлениях и расследование этих дел; внутриведомственный контроль и надзор в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
  • Система органов исполнения наказаний выглядит следующим образом: Центральный аппарат ФСИН России (Директор ФСИН России и его заместители, назначаемые Президентом РФ; структурные подразделения); подразделения уголовно-исполнительной системы центрального подчинения (учреждения, предприятия, научно-исследовательские, образовательные, лечебные и иные учреждения); территориальные органы ФСИН России (главные управления ФСИН России по федеральным округам, главные управления, управления ФСИН России, отделы ФСИН России по субъектам РФ, руководители которых назначаются Президентом РФ); исправительные учреждения (исправительные колонии и тюрьмы для исполнения наказаний в виде лишения свободы); следственные изоляторы (для содержания заклю-ченных под стражу подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, осужденных); уголовно-исполнительные инспекции (для исполнения уголовных наказаний без изоляции от общества); исправительные центры (для отбывания наказа-ния лицами, осужденными к ограничению свободы).

Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в российской федерации

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему органов обеспечения охраны порядка и общественной безопасности, в том числе органов внутренних дел, полиции, внутренних войск МВД России, Федеральной миграционной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; систему органов обеспечения государственной безопасности, в том числе Федеральной службы безопасности, внешней разведки, федеральных органов государственной охраны, таможенных органов, а также органов юстиции;
  • уметь анализировать систему указанных государственных органов, обеспечение охраны порядка и безопасности;
  • владеть навыками сравнительного исследования системы изложенных выше государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

ОРГАНЫ ОХРАНЫ ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Задачи, функции и структура органов внутренних дел

Органы внутренних дел занимают одно из центральных мест в государственном механизме Российской Федерации. Они действуют на всей территории государства и объединяют самый многочисленный отряд блюстителей правопорядка.

Главными задачами ОВД являются борьба с преступностью и иными правонарушениями, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, раскрытие и расследование общественно опасных деяний в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов органов государственной власти, предприятий, организаций и учреждений независимо от принадлежности и формы собственности.

В области борьбы с преступностью ОВД осуществляют: оперативно-розыскную деятельность (ОРД); экспертно- криминалистическую деятельность; розыск лиц, скрывшихся от органов расследования или суда, уклоняющихся от отбывания уголовных наказаний, без вести пропавших, похищенного имущества; содержание подозреваемых и обвиняемых под стражей в изоляторах временного содержания (ИВС).

В области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности ОВД осуществляют: поддержание правопорядка на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; контроль и надзор в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, оборота гражданского и служебного оружия, взрывчатых материалов; лицензирование отдельных видов деятельности; контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории России; охрану особо важных и режимных объектов, имущества физических и юридических лиц по договорам; производство но делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции ОВД.

В области раскрытия и расследования преступлений ОВД осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в форме предварительного следствия и дознания по делам, отнесенным к подследственности ОВД (ст. 150, 151 УПК РФ).

  • Органы внутренних дел, кроме того, в целях выполнения поставленных задач совместно с другими органами власти обеспечивают режим чрезвычайного положения и военного положения, противодействие терроризму, проведение мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвуют в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких; оформление и выдачу документов о реабилитации жертв политических репрессий, возложенные на ОВД соответствующими нормативными правовыми актами.
  • В состав ОВД входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, органы полиции, выполняющие задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательные учреждения (Академия управления, Академия экономической безопасности, Московский университет, Санкт-Петербургский университет, академии, институты, колледжи, лицеи), научно-исследовательские (Всероссийский научно- исследовательский институт, Всероссийский институт повышения квалификации), медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на ОВД.
  • Систему территориальных органов МВД России образуют:
  • 1) на окружном уровне (на уровне федеральных округов) – главные управления МВД России по федеральным округам, управления на транспорте МВД России по федеральным округам;
  • 2) на межрегиональном уровне – оперативные бюро МВД России, центры специального назначения М ВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • 3) на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
  • 4) на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам, и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по ЗАТО, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, Управление МВД России на комплексе «Байканур».
Читайте также:  Статья 20. пересмотр решений по вновь открывшимся обстоятельствам

Важнейшей составной частью ОВД являются полиция и органы предварительного следствия.

В систему МВД России кроме того входят: органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, а также иные организации и подразделения, созданные для реализации задач, возложенных на внутренние войска.

Управление системой ОВД осуществляет МВД России, которое действует на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации». В соответствии с данным Положением основными задачами МВД России являются:

  • 1) разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;
  • 2) нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  • 3) обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  • 4) управление ОВД РФ и внутренними войсками МВД России;
  • 5) обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников ОВД, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в ОВД и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России.

Центральный аппарат МВД России состоит из департаментов, главных управлений и управлений Главного командования внутренних войск МВД России и Национального центрального бюро Интерпола, перечисленных в Указе Президента РФ от 01.03.

2011 № 248. Подразделения центрального аппарата МВД России действуют на основании положений, утвержденных Министром внутренних дел РФ, выполняя комплекс присущих только им функции управленческого и оперативно-служебного характера.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

Министерство внутренних дел России возглавляет министр внутренних дел РФ, который руководит системой ОВД, вправе издавать нормативные правовые акты МВД России, заключать международные договоры РФ межведомственного характера, касающиеся деятельности ОВД, назначать на должности лиц начальствующего состава ОВД. Министр и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В МВД России действует коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ.

Министерства внутренних дел, главные управления, управления МВД России по субъекту РФ (т.е. территориальные органы МВД России по субъекту РФ) осуществляют полномочия ОВД на территории соответствующего субъекта РФ. Названные органы управления ОВД действуют на основании Типового положения, утвержденного

Указом Президента РФ от 01.03.2011 № 249, а также положений о них, утверждаемых МВД России.

В подчинении МВД, главных управлений, управлений МВД России по субъекту РФ находятся территориальные органы МВД России на районном уровне (управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям и т.д.

), а также иные подразделения и организации, созданные для осуществления задач, стоящих перед ОВД, в порядке, установленном российским законодательством и иными нормативными правовыми актами.

  1. Территориальные органы МВД России по субъекту РФ координируют в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами МВД России и положением о территориальном органе деятельность дислоцированных на территории субъекта России органов, подразделений и организаций системы МВД России, не подчиненных территориальному органу.
  2. Главные управления МВД России по федеральным округам выполняют следующие основные задачи: выявление, предупреждение, пресечение и предварительное расследование преступлений, отнесенных к их компетенции МВД России, носящих межрегиональный характер, совершенных преступными сообществами (преступными организациями) и организованными преступными группами; выявление, предупреждение и пресечение экономических преступлений, носящих межрегиональный характер; осуществление взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по входящим в их компетенцию вопросам деятельности ОВД.
  3. Руководители главных управлений по федеральным округам назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ.
  4. Некоторые подразделения МВД России в соответствии с международно-правовыми актами входят в состав Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности (КСОР ОДКБ).

При МВД России и его территориальных органах образуются общественные советы в целях обеспечения согласования общественно значимых интересов граждан России, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций и решения наиболее важных вопросов деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе полиции. Правовой статус общественных советов, порядок их формирования, полномочия членов совета определяются Указом Президента РФ от 23.05.2011 № 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах».

Ссылка на основную публикацию