Статья 25. государственный надзор в области обращения с отходами

Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами Статья 25. Государственный надзор в области обращения с отходами

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края      от 16 октября 2012 г. № 371-пр «Об утверждении Положения об управлении регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края» управление осуществляет в пределах компетенции края государственный контроль (надзор), в том числе государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

Пунктами 5, 7, 10 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г.

       № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования, согласно которым запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

  • Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  • Запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.
  • Управлением при выявлении мест несанкционированного размещения отходов, в установленном законом порядке, принимаются меры к установлению лиц, причастных к образованию несанкционированной свалки с целью понуждения к ее уборке, привлечения виновных лиц к административной ответственности.
  • В связи с высокой латентностью данного вида правонарушений, при осуществлении надзорных полномочий основной проблемой является установление виновных лиц, образовавших несанкционированное размещение отходов в неустановленных местах, спустя значительный промежуток времени, прошедший после совершения деяния, так как сброс отходов, как правило, осуществляется в вечернее и ночное время, в скрытом от свободного обозрения месте.
  • На основании требований статей 14, 15, 16 Федерального закона              № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся, в том числе:
  • — органов местного самоуправления городских поселений, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов;
  • — органов местного самоуправления муниципальных районов, участие в организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
  • — органов местного самоуправления городских округов, участие в организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г.           № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муни-ципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

  В случаях неустановления лиц, осуществивших образование несанкционированных свалок отходов, информация направляется управлением в адрес соответствующего муниципального образования.

Также информируем, что в соответствии Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.

2016 № 1156 потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

  1. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
  2. В случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении (далее — место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов), региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
  3. а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
  4. б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.

На заседании форума «Общероссийского народного фронта», прошедшего в ноябре 2016 г. Президентом Российской Федерации отмечено следующее: «Конечно же, решить все экологические проблемы за год нельзя.

Но создать механизм решения и продвигаться к поставленным целям не только возможно, но и крайне необходимо.

В первую очередь, надо разобраться с накопленными отходами, ликвидировать наиболее крупные залежи мусора, которые в прямом смысле слова отравляют людям жизнь.

И конечно, нужно создать экономические стимулы для вовлечения отходов в производственный оборот, добиться того, чтобы перерабатывать отходы было выгоднее, чем сжигать или закапывать, или просто сваливать».

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2017 год объявлен в России Годом экологии.

Одной из целей проведения Года экологии является привлечение внимания общества к проблемам экологии Российской Федерации, а также для сохранения биологического разнообразия, обеспечения экологической безопасности. В целом проблема утилизации отходов в Российской Федерации является одной из самых ключевых на сегодняшний день.

Одним из действенных способов борьбы с нарушениями в области обращения с отходами остается профилактика, а именно информирование и разъяснение органами местного самоуправления лицам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность, гражданам об установленных требованиях действующего законодательства, об административной и уголовной ответственности за их нарушение.

Учитывая изложенное, просим принять все возможные меры по предупреждению, недопущению и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территориях муниципальных образований Хабаровского края.

3.1. Что проверяет инспектор в области обращения с отходами

Государственный надзор в области обращения с отходами в ст. 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отнесён к видам государственного экологического надзора, который подразделяется на федеральный и региональный.

Полномочиями по проведению государственного надзора в области обращения с отходами, как и государственного экологического надзора в целом, наделены федеральные органы исполнительной власти (Росприроднадзор) и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Разграничение полномочий между указанными органами власти строится в зависимости от объектов государственного экологического надзора.

Объекты федерального государственного экологического надзора подлежат федеральному государственному надзору, объекты регионального государственного экологического надзора — государственному надзору субъектов Российской Федерации.

Проблема заключается в чётком определении перечней таких объектов, чтобы исключить надзор одного предприятия несколькими уровнями государственного экологического надзора.

Хотя формальное определение объектов федерального государственного экологического надзора сделано путем утверждения Минприроды России перечней таких объектов по каждому субъекту Российской Федерации, проблема разграничения объектов государственного экологического надзора не решена полностью.

Право на осуществление государственного надзора за обращением с отходами имеют должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов, являющиеся государственными инспекторами Российской Федерации по охране природы, а также должностные лица органов государственной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственное Управление в области охраны окружающей среды, являющиеся государственными инспекторами субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти Субъектов Российской Федерации и их должностные лица при проведении мероприятий по контролю обязаны руководствоваться Федеральным законом от 26.12.2008 №294 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — закон № 294-ФЗ).

В соответствии с законодательством проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть как плановыми, так и внеплановыми. Плановые проверки могут проводиться не чаще одного раза в три года.

Для внеплановых проверок основаниями могут служить жалобы или обращения о нарушении требований природоохранительного законодательства, поступившие в органы исполнительной власти, или контроль за выполнением предписаний, выданных ранее органами государственного экологического контроля.

Итак, любая проверка, которая проводится в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральными органами или органами субъекта Российской Федерации, начинается с уведомления.

Орган государственного экологического контроля обязан не позднее чем за три дня до начала мероприятий по контролю (в случае проведения плановой проверки) и не позднее чем за сутки (в случае внеплановой проверки) сообщить проверяемому лицу о предстоящей проверке заказным письмом с уведомлением о вручении.

К письму прилагается копия приказа о проведении проверки.

В приказе или распоряжении о проведении проверки в обязательном порядке должны быть указаны: наименование юридического лица, в отношении которого проводятся мероприятия по контролю; фамилия, имя, отчество государственного инспектора, уполномоченного проводить проверку; основания для проведения проверки; цели и задачи проверки; регламенты и нормативные документы, на основании которых проводится проверка; перечень документов юридического лица, необходимых для осуществления мероприятий по контролю; сроки проведения проверки, а именно даты её начала и окончания.

Читайте также:  Статья 20. ежемесячные денежные компенсации

Проверка начинается с истребования учредительной документации и разрешительной документации в области обращения с отходами. Как правило, основными представляемыми документами являются:

  • свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
  • устав юридического лица;
  • решение собрания акционеров или участников общества с ограниченной ответственностью о назначении генерального директора;
  • приказ о назначении генерального директора;
  • перечень объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении организации;
  • правоустанавливающие документы на земельные участки, находящиеся в хозяйственном ведении;
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся в собственности юридического лица, или договоры аренды недвижимого имущества;
  • проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • лимиты на размещение отходов производства и потребления, установленные федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • паспорта, оформленные на отходы I—IV классов опасности;
  • свидетельства об обучении лиц, допущенных к обращению с отходами I—IV классов опасности;
  • договоры на вывоз и утилизацию отходов производства и потребления;
  • акты выполненных работ по договорам на вывоз и утилизацию отходов;
  • талоны с полигонов ТБО, подтверждающие размещение отходов IV-V классов опасности, а также акты о сдаче отходов на переработку или утилизацию;
  • лицензии организаций на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, с которыми заключены договоры на вывоз и утилизацию отходов I—IV классов опасности;
  • лицензия на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV классов опасности (в том случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет обезвреживание и размещение)
  • технический отчёт о подтверждении индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом неизменности производственно процесса и используемого сырья;
  • расчеты платы за размещение отходом производства и потребления;
  • платёжные поручения об уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в части размещения отходов производства и потребления.

Проверка юридического лица или индивидуального предпринимателя начинается с того, что инспектор проверяет наличие разрешительной документации, а также отчётной документации, предоставляемой в соответствии с законодательством в органы, уполномоченные на осуществление государственного экологического контроля и управления в области охраны окружающей среды, и в частности в области обращения с отходами. Также государственные инспекторы устанавливают соответствие выданной проверяемому лицу разрешительной документации в области обращения с отходами производства и потребления фактически осуществляемой деятельности.

В ходе мероприятий по контролю инспектор проверяет, соблюдаются ли юридическим лицом обязательные требования к обращению с отходами производства и потребления, установленные федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

Если в ходе мероприятий по контролю инспектором выявлены какие-либо нарушения природоохранительного законодательства и за выявленное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) или административными кодексами субъектов Российской Федерации, то в рамках возложенных на государственных инспекторов по охране природы полномочий инспектор обязан привлечь виновное юридическое или должностное лицо к административной ответственности за допущенное нарушение.

Как правило, государственными инспекторами выявляются следующие основные нарушения:

  1. Отсутствие у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют обращение с отходами производства и потребления и в результате деятельности которых образуются отходы, разработанных в установленном порядке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР), что является нарушением ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». За данное нарушение предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 8.1 КоАП РФ — административный штраф в размере от 20 до 100 тыс. руб. на юридических лиц. О порядке разработки и утверждения НООЛР подробно рассказано в разделе 8.1.
  2. Непредоставление ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в целях продления установленного лимита на размещение отходов производства и потребления. За данное нарушение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа на юридическое лицо от 100 до 250 тыс. руб. в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ.
  3. Отсутствие у лица, в результате деятельности которого образуются отходы I—IV классов опасности, составленных в установленном порядке паспортов на отходы — нарушение п. 2 и 3 ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Ответственность также предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
  4. Очень часто выявляются нарушения, связанные со сбросом отходов производства и потребления на почту, что не допускается в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона

Государственный надзор в области обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.

https://www.youtube.com/watch?v=Vp96YiH2OsE\u0026t=7s

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26.12.

2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» посредством проведения плановых и внеплановых проверок, проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

— Реклама —

Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами попадают под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей и даже административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:

  1. Отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
  2. Отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности.
  3. Эксплуатация объектов размещения отходов, не включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
  4. Несанкционированное размещение отходов.
  5. Отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.

Государственный надзор в области обращения с отходами

Государственный надзор в области обращения с отходами регламентируется как Законом об отходах производства и потребления (ст.25), так и другими нормативно-правовыми актами.

Его осуществляет исполнительная власти как на федеральном, так и на региональном уровне силами соответствующих уполномоченных органов.

Надзор в области обращения с отходами является одним из видов экологического надзора.

Задачи и цели государственного надзора в области обращения с отходами

Основная цель деятельности этих органов – профилактика и выявление
нарушений в сфере обращения отходов, выполнение задач в области:

  1. Координации
    деятельности, связанной с борьбой с теневой экономикой в ​​сфере обращения с
    отходами;
  2. Противодействие
    преступности и правонарушениям в сфере обращения с отходами;
  3. Планирование,
    подготовка и проведение в сотрудничестве с правоохранительными и другими
    контрольными органами контроля за субъектами, действующими в области обращения
    с отходами, включая их трансграничные перевозки;
  4. Координация
    и контроль со стороны главного инспектора по надзору за деятельностью
    региональных инспекций по охране окружающей среды в сфере обращения с отходами;
  5. Контроль
    за соблюдением правил обращения с отходами;
  6. Ведение
    административного и судебно-административного производства в пределах компетенции
    отдела.

Все эти задачи решаются для предотвращение нежелательных последствий
вследствие беспечного обращения с отходами. Особое внимание уделяется
промышленным объектам, которые образуют свыше 90% от всех отходов.

Проблема в том, что именно этом мусор составляет наибольшую угрозу для окружающей среды.

Стоимость правильной утилизации обходится недешево, стоимость транспортировки, переработки, обезвреживания и утилизации закладывается в цену конечного продукта. Из-за этого он может терять в конкурентоспособности.

Снизить ее можно за счет нарушений регламентов по обращению с отходами. Но в этом случае страдает население и природа.

Реализация функций надзора за обращением с отходами

Государственный надзор в области обращения с отходами
позволяет предупредить такие нарушения. Если это не удается, в таком случае
субъекты хозяйственной деятельности по результатам проверки:

  1. Наказываются
    административным штрафом в размере до 300 т.р.;
  2. Получают
    предписание на устранение нарушений;
  3. Привлекаются
    к материальной ответственности.

В результате мероприятий по контролю и надзору за обращением отходов
инспекторы могут установить причиненный ущерб населению и окружающей среды.
Предприятие могут обязать компенсировать его в полном объеме.

Функции надзора реализуются в ходе плановых и внеплановых проверок.
Первые проводятся 1 раз в год, вторые – по результатам рассмотрения жалоб и
заявлений населения, организаций, учреждений и государственных органов.

По результатам проверок в случае выявления нарушений:

  1. Выдается
    акт, в котором указываются невыполненные требования законодательства;
  2. Проверяемому
    субъекту направляется предписание на устранение выявленных нарушений;
  3. В
    случае установленных признаков преступного деяния документы подаются в
    прокуратуру для возбуждения уголовного дела.

На федеральном уровне надзор за обращением отходов проводится над стратегически важными промышленными объектами. Например, над атомными станциями.

Государственный надзор в области обращения с отходами

Под государственным надзором в области обращения с отходами понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Читайте также:  Статья 19. социальная и правовая защита частных детективов и охранников

Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется при осуществлении федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора.

Также осуществляются федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности при обращении с отходами. Юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане или общественные объединения.

Вопрос №39. Государственный контроль (надзор) при осуществлении предпринимательской деятельности: понятие, принципы, уполномоченные органы. Уведомление о начале осуществления отдельных видов деятельности.

Базовым является ФЗ «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 2008г. №294.

Положения этого закона не применяются при осуществлении некоторых видов государственного контроля, например, налогового, валютного, таможенного, банковского надзора, страхового надзора.

Государственный контроль (надзор) — деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее также — юридические лица, индивидуальные предприниматели) требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Отдельные полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, государственного портового контроля в соответствии с федеральными законами могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными соответственно федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  • Существует федеральный государственный контроль, региональный и муниципальный.
  • Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:
  • 1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • 2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • 3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;
  • 5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
  • 6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
  • 7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
  • 9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;
  • 10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
  • Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и проведении проверок осуществляют взаимодействие по следующим вопросам:
  • 1) информирование о нормативных правовых актах и методических документах по вопросам организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) определение целей, объема, сроков проведения плановых проверок;
  • 3) информирование о результатах проводимых проверок, состоянии соблюдения законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности и об эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 4) подготовка в установленном порядке предложений о совершенствовании законодательства Российской Федерации в части организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 5) принятие административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 6) повышение квалификации специалистов, осуществляющих государственный контроль (надзор), муниципальный контроль.
  • Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
  • Плата с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю не взимается.
  • Органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля взаимодействуют с саморегулируемыми организациямипо вопросам защиты прав их членов при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
  • Ежегодно органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществляют подготовку докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, об эффективности такого контроля и представляют указанные доклады в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку ежегодного сводного доклада о состоянии государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе в электронной форме, и его представление в Правительство Российской Федерации.
  • Доклады органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля представляются уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Государственный надзор в области обращения с отходами

Предметом проверки соблюдения требований законодательства в области обращения с отходами являются обязательные для исполнения положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также нормы иных законодательных и подзаконных актов, регулирующих сферу деятельности в области обращения с отходами.

В настоящее время нарушения в области обращения с отходами подпадают, в основном, под действие ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей наложение административного штрафа на юридических лиц вплоть до двухсот пятидесяти тысяч рублей, а также и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

  • По материалам Управление судом применено 1 приостановление деятельности предприятия на срок до 30 суток.
  • Среди типовых нарушений в области обращения с отходами можно выделить:
  • — отсутствие документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
  • — отсутствие паспортов отходов I-IV класса опасности;
  • — несанкционированное размещение отходов;
  • — отсутствие соответствующего обучения у лиц, допущенных к обращению с отходами.
  • Лицензионный контроль за деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности в отношении лицензиата либо соискателя лицензии осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в виде проведения документарных проверок, плановых ежегодных проверок соответствия лицензиатов лицензионным требованиям, внеплановых выездных проверок соответствия лицензиата либо соискателя лицензии лицензионным требованиям.
Читайте также:  Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Проверка лицензиата осуществляется на предмет соответствия лицензионным требованиям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

  1. Основными нарушениями лицензионных требований являются:
  2. — осуществление лицензируемых видов деятельности с отходами, не указанными в лицензии;
  3. — отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;

— допуск к деятельности в области обращения с отходами лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I — IV классов опасности.

Ответственность за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами без лицензии предусмотрена ч.2 ст.14.1 КоАП РФ, предусматривающей наложение штрафа на юридическое лицо в размере до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Данная статья рассматривается судами.

Управлением в текущем году в суд направлен 1 материал об осуществлении лицензируемого вида деятельности без лицензии.

Федеральный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр Управлением осуществляется в соответствии со статьей 37 Закона Российской Федерации «О недрах», Положения о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2005 № 293.

Задачей государственного геологического надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов, норм, правил в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Проверки Управлением проводятся в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование недрами на лицензионных участках, за исключением участков недр местного значения. Государственный геологический надзор по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами производится в отношении всех объектов без исключения.

  • Управление осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам:
  • — соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
  • — выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
  • — наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
  • — предотвращение самовольного пользования недрами;
  • — предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых;
  • — а также по иным вопросам, связанным с пользованием недрами.
  • Основные нарушения в данной сфере выражаются в пользовании недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Стоит отметить, что нарушения действующего законодательства о недрах влекут значительную административную ответственность.

Так, пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Данной статьей в текущем году, за нарушение ст. 39 Закона РФ «О недрах», был привлечен к административной ответственности ЗАО «Висма» и наложен штраф в размере 150 тыс. руб.

Отдельное внимание хотелось бы обратить на порядок учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

По своей сути данное мероприятие является одним из основных шагов к переходу на риск-ориентированный подход при осуществлении надзорных мероприятий.

В соответствии с требованиями действующего законодательства юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им объекты негативного воздействия на окружающую среду в порядке, определенном статьей 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

  1. При постановке на государственный учет каждому объекту присваивается категория опасности для окружающей среды:
  2. объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — это объекты I категории;
  3. объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, — это объекты II категории;
  4. объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, — это объекты III категории;
  5. и объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, — это объекты IV категории.

Управление начало осуществлять прием заявок о постановке объектов на учет с сентября 2016 года. С 01 декабря 2016 года введена в эксплуатацию государственная информационная система государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

  • В связи с вводом в эксплуатацию государственной информационной системы в виде программно-технического обеспечения учета объектов негативного воздействия регистрация заявок о постановке на учет этих объектов осуществляется с его использованием.
  • При осуществлении данной работы в наш адрес поступало огромное количество вопросов как в части определения категорийности объектов, так и в части эксплуатации программно-технического обеспечения.
  • Специалистами Управления на базе филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» — «ЦЛАТИ по КЧР» были организованы учебные семинары по работе с программным продуктом «Модуль природопользователя» и личным кабинетом на портале.
  • Совместная работа при реализации указанных задач позволила в оперативном порядке информировать значительную часть природопользователей на территории республики.
  • На сегодняшний день на государственный учет поставлено 875 объектов, из них 250 объектов — федерального уровня и 625 – регионального.

За невыполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений по ст. 8.46 КоАП РФ привлечены к административной ответственности в текущем году 2 подконтрольных объекта.

Работа по ведению реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, продолжается. На сегодняшний день реализована функция по актуализации сведений, содержащихся в реестре. Таким образом, предприятия имеют возможность при наступлении такой необходимости внести изменения в указанные при постановке на учет данные.

Возвращаясь к осуществлению надзорной деятельности хотел бы привести ряд цифр, характеризующих основные количественные и качественные показатели за первое полугодие текущего года.

Проведено проверок, с учетом рейдовых
Выявлено нарушений
Возбуждено административных дел
в т.ч. в отношении юридических лиц
индивидуальных предпринимателей
должностных лиц
в отношении граждан
Наложено штрафов на сумму 946,5 тыс.руб.
Взыскано 671,5 тыс.руб.

Также приведу типовые и массовые нарушения, выявленные Управлением при осуществлении федерального государственного экологического надзора и назову статьи КоАП РФ, по которым, в основном, привлекались к ответственности нарушители.

№ п/п Статья КоАП РФ 2 квартал 2018
ст. 8.1 — Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов
ч. 1 ст. 19.5 — Невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства
ст. 8.5 — Сокрытие или искажение экологической информации
ч.3 ст. 8.21 — Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений
ст. 8.41 — Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду
ст. 7.6 — Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
ч.1 ст. 8.14 — Нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты
ст. 8.2 — Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
ч. 2 ст. 7.3 — Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, или требований утвержденного в установленном порядке технического проекта
  1. Что хотелось бы подчеркнуть особо.
  2. Управлением с 2014 года ведется работа по снижению избыточной административной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства.
  3. В соответствии с позицией государства по вопросам снижения нагрузки на бизнес Управлением с 2014 года снижается количество плановых проверок:
  4. В 2014 году их проведено 70, в 2015 – 50, 2016 – 28, в 2017 — 21 и на 2018 запланировано 13 проверок.
  5. Таким образом, обеспечивается ежегодное снижение количества проверок, и в 2017 году по сравнению с 2014 годом оно сократилось более, чем в три раза.
  6. Кроме того, из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с 2016 года полностью исключены плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства.
Ссылка на основную публикацию