Внешняя политика ссср в конце 60-х — начале 80-х гг. — история России

Внешняя политика СССР в середине 60-х — 80-х годов

Дипломатию СССР в середине 60- х в начале 80- х годов следует рассматривать в двух основных течениях политические отношения с социалистическим лагерем и капиталистическими государствами.

Внешняя политика Советского Союза с социалистическими странами

Дипломатические отношения Советского Союза со странами социалистического лагеря регулировала так называемая «доктрина Брежнева», смысл которой заключался в необходимости любыми путями сохранить единство пролетарских государств и закрепить руководящую роль СССР в социалистическом мире.

Советская армия активно участвовала в подавлении антисоциалистических восстаний в Чехословакии («пражская весна», 1968 года). Также была предпринята попытка вмешаться во внутреннее противостояние коммунистов и демократов в Польше, однако начинающейся социально экономический советский кризис заставил правительство СССР отказаться от применения пражского опыта.

В начале 70- х годов зародилось напряжение в советско-китайских отношениях. Коммунистическая партия Китая начала претендовать на лидерство в социалистическом лагере, постепенно вытесняя СССР. После непродолжительных военных конфликтов, и ухода из политической арены Мао Цзэдуна, дипломатические отношения Советского государства с дружественной республикой Китай были полностью разорваны.

Реализовать «доктрину Брежнева» правительству СССР до конца не удалось. Социалистические республики, охотно вступая с Советским Союзом в дипломатические отношения и пользуясь прерогативами, предоставляемыми могущественным «наставником» на внешнем рынке, все же активно отстаивали свой суверенитет и политическую независимость.

Воплощение мировой пролетарской революции значительно затягивалось, а со временем и совсем теряло актуальность.

Ссср и капиталистический мир

Международные отношения сторон холодной войны отличались нестабильностью. В середине 60- х, между СССР и США был достигнут политический и военный паритет, что означало потенциальную угрозу начала Третьей Мировой войны.

Однако, во время официального визита Р. Никсона в Москву, в 1972 году между государствами был подписан договор, который ограничивал стратегическое владения ядерным оружием обеих страны, а также неприменение его в условиях мира. Это стало первым шагом к ядерному разоружению и значительно ослабило напряжение между державами.

С 1973 года международные отношения СССР со странами капиталистического Запада приобрели стабильность и основывались на дружественном добрососедстве, без выдвижения политических претензий. Дипломатические отношения с Западом дестабилизировались в 1979 году, когда советские вооруженные силы с интернациональной миссией вторглись на территорию Афганистана.

Начало войны в Афганистане не было основано на веских причинах мотивация помощи в строительстве социализма афганскому народу, выглядела неубедительно в глазах западной демократии.

Советское правительство игнорировало предупреждения Запада, что породило новый этап в холодной войне. К началу 80- х годов дипломатические отношения были окончательно разорваны, стороны опять вернулись к обоюдным угрозам ядерной атаки.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Национальная политика и национальные движения в середине 60 — 80 годов
Следующая тема:   Перестройка: предпосылки, начало, значение и итоги

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/vneshnyaya-politika-sssr-60-80-godov

Внешняя политика СССР в середине 60-х — начале 80-х гг

Постепенная смена новым советским руководством ориентиров во внутренней политике не могла не сказаться и на направленности его внешнеполитического курса.

По этой причине триединой задачей советской внешней политики во всœе годы правления Брежнева оставалось: недопущение распада мировой социалистической системы; нормализация отношений с Западом; поддержка ʼʼдружественных режимовʼʼ и движений в странах третьего мира.

Главной чертой, характерной для внешней политики СССР в эти годы стала ее идеологизация. Наследники Хрущева отошли от свойственных ему представлений о мирном сосуществовании и соревновании стран с различным общественным строем.

При Брежневе сама эта идея не отвергалась, но в нее было вложено несколько иное содержание.

В основу внешнеполитического курса была положена идеология конфронтации, согласно которой мирноесосуществование лагеря социализма и капиталистических стран не могло носить длительного характера в силу самой природы капитализма.

Более того, в попытках оправдать отход от прежнего понимания принципа мирного сосуществования идеологи КПСС объявили его не более чем новой формой классовой борьбы между трудом и капиталом. С этого же времени была введена в оборот и идея о постоянном усилении идеологической борьбы двух систем.

С точки зрения США и их стратегических союзников допущение разрядки должно было сопровождаться демонтажем тоталитарных структур власти в СССР и странах ʼʼсоциалистическогоʼʼ лагеря.

Тем не менее, к концу 60-х – началу 70-х гᴦ. после целой полосы кризисов началась постепенная нормализация отношений между Востоком и Западом.

При этом данный процесс периодически подвергался испытаниям в связи с внешнеполитическими акциями СССР, направленными на консервацию сложившейся системы стран соцлагеря (ввод войск в ЧССР в 1968 ᴦ.

и Запада, участие США в войне во Вьетнаме, постоянным противоборством мировых лидеров на территории стран третьего мира.

Кульминацией процесса разрядки международной напряженности стало подписание 1 августа 1975 ᴦ. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В нем предусматривалось суверенное равенство, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость послевоенных границ, территориальная целостность государств, невмешательство во внутренние дела и уважение прав человека.

К сожалению, судьба разрядки оказалась недолгой в силу различий в понимании ее сущности.

Знаковыми событиями в обострении международных отношений стало участие СССР в афганском конфликте. Стремясь предупредить попадание Афганистана в сферу американского влияния советское руководство в декабре 1979 ᴦ. приняло решение о введении советских войск в Афганистан, что усилило изоляцию СССР.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, внешняя политика советского руководства в 1965–1985 гᴦ. прошла непростой путь от жесткой конфронтации с Западом – к разрядке международной напряженности (70-е гᴦ.

), а затем к новому обострению международных отношений (в конце 70-х – начале 80-х).

Из-за этого Советское государство не сумело в полной мере вписаться в мировое содружество, что затрудняло проблему перехода страны к постиндустриальному состоянию.

Источник: http://referatwork.ru/category/politika/view/271760_vneshnyaya_politika_sssr_v_seredine_60_h___nachale_80_h_gg

Внешняя политика СССР 60-80-х годов

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода — снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. — канцлер ФРГ В. Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р. Никсоном и сменившим его Д. Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне. Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ).

В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран — участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран — участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что, в свою очередь, становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А. Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на это на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран — участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г. Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

> Поделитесь с нами своим заданием!

Источник: http://historynotes.ru/vneshnyaya-politika-sssr-60-kh-80-kh-godov/

Презентация на тему «Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годов»

  • Скачать презентацию (1.65 Мб)
  • 77 загрузок
  • 4.3 оценка
Читайте также:  Изменения в социальной структуре общества в период абсолютизма 18 века - история России

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Презентационная работа по истории на тему: «Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годов», адресованная учащимся старших классов. Благодаря данной работе школьники узнают, чем характеризуется данный период времени в политической жизни СССР.

Краткое содержание

  • Международное положение СССР в 60 — 70-х годах
  • Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами
  • Совещание в Хельсинки (1975)
  • Отношения СССР со странами соцлагеря
  • Обострение международной обстановки в конце70-х годов.
  • Ввод советских войск в Афганистан (1979)
  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов15
  • АвторЧупров Л.А.
  • Аудитория8 класс 9 класс 10 класс 11 класс
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Предназначение
    • Для проведения урока учителем
  • Слайд 1Внешняя политика СССР в середине 60 — начале 80-х годовЧупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
  • Слайд 2
    • Международное положение СССР в 60 — 70-х годах
    • Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами
    • Совещание в Хельсинки (1975)
    • Отношения СССР со странами соцлагеря
    • Обострение международной обстановки в конце70-х годов.
    • Ввод советских войск в Афганистан (1979)

    План:

  • Слайд 3

    В конце 60 — начале 70-х гг. международное положение СССР значительно улучшилось. Многие мировые лидеры поняли, что необходимо отказаться от политики холодной войны и перейти к разрядке международной напряженности между государствами с различным строем.

    Международноеположение СССР в 60 — 70-х годах

    Во многом это произошло благодаря тому, что СССР в этот период добился военно–стратегического паритета с США.

    Советский Союз уже обладал межконтинентальными баллистическими ракетами класса «земля-земля», «земля-воздух», атомным подводным флотом. Война могла начаться внезапно, даже из-за технических ошибок.

    Но в начале 70-х гг. создалась возможность для ослабления угрозы атомной войны, для установления доверия между странами.

  • Слайд 4

    Программа мира. Налаживание отношений между сверхдержавами

    В 70-х гг. на съездах КПСС была выдвинута так называемая Программа мира.

    Ее основными положениями были:

    • подготовка общеевропейского Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе;
    • обязательство СССР не применять первым ядерное оружие.
    • ликвидация военных очагов в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке;
    • заключение договоров с европейскими странами о признании территориальных изменений в Европе после Второй мировой войны
    • запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия;
    • недопущение гонки воору­жений в космосе (СОИ — стратегическая оборонная инициатива США);
  • Слайд 5

    В начале 70-х гг. состоялись визиты президента Америки Р. Никсона в Москву и Л. И. Брежнева в США.

    Результатом советско-американских встреч на высшем уровне явились первые соглашения об ограничениях в наращивании стратегических вооружений (в 1971 г. — по ОСВ-1, в 1978 г. — по ОСВ-2) и подземных испытаний ядерных зарядов.

    Был также заключен договор по противоракетной обороне (ПРО). Но атмосфера недоверия сохраня­лась. Президент США объявил программу «Звездных войн» (СОИ).

    Западные страны, в том числе и США, также стали искать пути к разрядке международных отношений. В 1968—1971 гг. СССР, США, Англия подписали договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрещении размещения атомного оружия на дне морей и океанов. Была установлена прямая линия телефонной связи между Москвой, Вашингтоном, Лондоном, Парижем.

  • Слайд 6

    В первой половине 70-х гг. совместные действия великих держав принесли положительные результаты. Была закончена война во Вьетнаме, Лаосе, Камбодже. В 1975 г. совершен совместный полет американских и советских космонавтов —«Аполлон—Союз».

  • Слайд 7

    Совещание в Хельсинки (1975)

    Летом 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) на высшем уровне, где присутствовали руководители тридцати трех европейских стран, США и Канады. На Совещании выступили все главы делегаций, которые одобрили текст Заключительного акта. В нем провозглашались:

    • уважение прав человека;
    • суверенное равенство;
    • неприменение силы;
    • нерушимость границ;
    • мирное урегулирование споров;
    • невмешательство во внутренние дела;
  • Слайд 8

    Это Совещание повысило авторитет политического руководства СССР. Официальная пропаганда провозгласила Брежнева «архитектором разрядки».

    Однако в конце 70-х гг. процесс разрядки был остановлен, началась гонка вооружений

  • Слайд 9

    Отношения СССР со странами соцлагеря

    70-е годы — период активного международного сотрудничества СССР со странами соцлагеря. В 1971 г. по линии СЭВ принимается комплексная программа социально — экономической интеграции. Часто проводились встречи руководителей братских компартий, особенно встречи в Крыму с Брежневым в неофициальной обстановке.

    Но они носили, как правило, парадный, малоконструктивный характер. До полной «стабильности» в отношениях между социалистическими странами было далеко.

  • Слайд 10

    21 августа 1968 г. войска пяти государств — членов ОВД (СССР, ГДР, Польши, Венгрии, Болгарии) вошли на территорию ЧССР. Восстание было подавлено. Многие компартии Западной Европы подвергли эту акцию жесткой критике. Только при М. С. Горбачеве в конце 80-х гг. советское руководство признало, что это было вооруженное вторжение СССР в пределы другого государства.

    В 1968 г. в Чехословакии начался отказ от сталинской модели социализма, были предприняты попытки демократического «облика социализма», получившие название «Пражская весна». Первоначально советское руководство приветствовало этот процесс. Но вскоре в советской печати стали появляться статьи, в которых события в Чехословакии оценивались как отказ от основных социалистических принципов.

  • Слайд 11

    Обострились отношения с Китаем. Мао Дзэдун прекратил сотрудничество с СССР практически во всех сферах, а в 1969 г. произошел вооруженный конфликт на амурском острове Даманский, приведший к большим людским потерям с обеих сторон.

    В 1979 г. произошли военные столкновения между Китаем и Вьетнамом. Благодаря позиции Советского Союза, вставшего на сторону Ханоя, войны удалось избежать.

  • Слайд 12

    Обострение международной обстановки в конце70-х годов. Ввод советских войск в Афганистан (1979)

    • Конец 70-х гонка вооружений
    • опасность ядерного уничтожения планеты.
    • Официальная концепция международной политики западных стран в этот период было
    • Экономическое истощение Советского Союза
    • Подрыв влияния СССР в мире.

    Цели американцев: «сдерживание советских геополитических и идеологических амбиций»

  • Слайд 13

    Брежневское руководство считало действия Запада, оттуда исходит угроза войны для обеспечения равновесия сил надо наращивать военный потенциал Организации Варшавского Договора.

    главная причина международной напряженности

  • Слайд 14

    Крупные внешнеполитические просчеты конца 70-х гг.

    • СССР включился в гонку вооружений, и по некоторым видам вооружений, по численности армии Советские Вооруженные Силы превзошли ВС США.
    • подрывал и доверие к заявлениям Москвы о необходимости мирного сосуществования
    • подпитывался тезис о советской военной угрозе;

    В декабре 1979 г. в Афганистан были введены советские войска («для защиты революции»).

    Это непродуманное и преступное решение было принято в узком кругу советских руководителей. Многие члены правительства и весь народ узнали об этом лишь из средств массовой информации.

  • Слайд 15

    Вывод советских войск был осуществлен только в 1989 г. при М. С. Горбачеве.

    В афганской войне:

    • погибло более 15 тысяч советских солдат
    • Ранено 35 тысяч
    • пропало без вести более 300

    В годы войны погиб 1 млн. жителей Афганистана.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/history/vneshnyaya-politika-sssr-v-seredine-60-nachale-80-h-godov

Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. хх в

Свержение Н. С.Хрущева и поиски политического курса. В нача­ле 60-х гг. хх в. политика Хрущева, его Постоянные преобразова­ния вызывали неприятие и среди большинства простых людей и среди части высшего руководства страны.

Особенно недовольны были представители партийных органов принятым решением о периодической ротации (смене) части руководящих партийных работников. Преобразования Н. С. Хрущева закончились вместе с его отставкой. 14-15 октября 1964 г. прошел Пленум ЦК КПСС сместивший Н. С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета Министров СССР.

Первым секретарем ЦК КПСС был назначен Л.И.Брежнев Многие стали уставать от постоянных инициатив Хрущева в обществе появилась тяга к стабильности. Брежнев вполне отвечал этому настроению: он не увлекался реформами.

С трибун еще го­ворили о продолжении курса, намеченного ХХ и ХХII съездами однако в самом Политбюро возникли замыслы возвращения к Bpeменам Сталина. Основой деятельности нового руководства была концепция развитого социализма, разработанная еще в 60-е гг. ХХ в. Развитой социализм трактовался как обязательный этап в развитии совет­ского общества.

Со страниц партийной печати исчезла критика сталинского времени, прекратилась реабилитация жертв полити­ческих процессов. Распространялись слухи, что последует полити­ческая реабилитация Сталина. Однако этого не случилось так как костяк Политбюро составляли люди, которые помнили 30~40-e гг. ХХ в. И не желали их повторения.

Жизнь общества внешне стано­вилась размеренной и Спокойной. Сразу после ХХIII съезда КПСС (1966 г.) началось выдвиже­ние Брежнева на ключевые посты. С годами он стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, Председателем Совета Обороны и т. п.

Власть и общество. КПСС по-прежнему контролировала все СТОРОНЫ жизни страны. Ни один серьезный вопрос хозяйствен­ной и культурной жизни не мог быть решен без согласования с партийными органами. К середине 80-х гг. хх в. КПСС насчитыва­ла около 19 млн.

человек и считалась руководящей и направляю­щей силой всего народа. Вступление в нее являлось заветной меч­той многих людей, поскольку сулило им доступ к определенным профессиям, должностям и другим льготам. Но доступ в КПСС, будучи практически свободным, для рабочих, ограничивался для представителей интеллигенции.

Во время правления Брежнева значительно выросло число ми­нистерств с 29 (1965 г.) до 160 (в середине 80-х гг. ХХ в. Многие министерства имели свои главки, в которых работали тысячи чи­новников. Принцип «стабильности кадров» характерен был прежде всего для самого Политбюро, из которого члены ВЫВОДИЛИСЬ крайне редко.

Их средний возраст к началу 80-х гг. хх в. превышал 70 лет. Заседания Политбюро носили формальный характер, на них лишь утверждали подготовленные решения, и длились они иногда 15­20 минут. Несмотря на консерватизм Политбюро, оно не могло не счи­таться с велением времени.

Поэтому на партийных пленумах и съездах принимались резолюции о демократизации общественной жизни, о борьбе с бюрократизмом, о расширении прав Советов. Так, в ведение сельских Советов перешли вопросы, которые ра­нее решали районные Советы. Наконец, в 1972 г. был принят За­кон о полномочиях депутатов Советов.

Читайте также:  Органы политического сыска российской империи в 18 веке - история России

Но большой роли в жизни общества Советы не играли и зачастую служили лишь прикрыти­ем для принятых партийных решений. В октябре 1977 г. состоялась внеочередная сессия Верховного Совета СССР, где была принята новая Конституция. В ее основу легла концепция «развитого социализма».

Главным принципом власти объявлялось полновластие народа, а политическую основу государства составляли Советы. Во главе системы стоял Верхов­ный Совет СССР, ядром политической системы социалистиче­ского общества была Коммунистическая партия.

Реформа 1965 г. и ее результаты. Несмотря на то, что Советский Союз являлся великой державой и имел одну из самых мощных армий мира, уже в 60-е гг. хх в. стали отчетливо заметны первые признаки политического и экономического кризиса. В 60-е гг. хх в. система, ранее провозглашавшая принципы ра­венства, начала саморазлагаться.

Все больше людей в Советском Союзе желали иметь автомобили, дачи, модные вещи, совершать поездки за границу, делать то, что раньше считалось символом мещанства и осуждалось официальной пропагандой. Предпринимались попытки структурных перестроек экономи­ки, ее усовершенствования. Они начались в марте 1965 г. с реформ в аграрном секторе.

Было принято решение об изменении практи­ки планирования и заготовок сельскохозяйственной продукции. Ее стали закупать по твердым ценам, составленным с учетом особенностей отдельных районов страны. При поставке продукции сверх плана выплачивалась пятипроцентная надбавка, подобная же надбавка полагал ась и за поставку скота. Со слабых колхозов списывались задолженности.

Были снижены налоги с подсобных хозяйств колхозников. Однако все эти мероприятия не могли пол­ностью поправить положение на селе. Предпосылки хозяйственной реформы 1965 Г., связанной с деятельностью председателя Совета министров СССР А. Н. Косы­гина, складывались в процессе экономических экспериментов.

Переломным моментом в осуществлении экономической рефор­мы стал сентябрьский Пленум ЦККПСС 1965 г. Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Вводилась оптовая тор­говля продукцией производства. Оптовые цены приближались к розничным.

На пленуме были подвергнуты резкой критике недо­четы в планировании отраслей народного хозяйства, где успехи оцени вались по количеству выпущенной валовой продукции. Это во многом сдерживало технический прогресс и не способствовало улучшению качества выпускаемых товаров.

Было признано необходимым ограничить централизованное планирование несколькими показателями (объем реализованной продукции, фонд заработной платы, прибыль). Главным в проводимой реформе был переход от вала к объему реализованной про­дукции.

Теперь предприятия сами планировали свои показатели роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавлива­ли величину средней заработной платы своим рабочим и служащим. Руководители предприятий получили возможность распоряжать­ся полученной прибылью и использовать ее для переоснащения своего предприятия новой техникой, а также направлять полу­ченные средства на повышение заработной платы. По многим показателям восьмая пятилетка (1965 — 1970) стала лучшей из всех за послевоенные годы, в стране удалось приоста­новить снижение темпов роста производства.

Формирование «механизмов торможения».Переход на новые условия хозяйствования проходил с большим трудом. Министер­ства и их многочисленные главки продолжали работать по-преж­нему, согласовывая все принимаемые решения с отраслевыми отделами ЦК КПСС.

В свою очередь, руководители предприятий воспользовались предоставленной возможностью для занижения производственных планов и завышения заработной платы для своих рабочих и слу­жащих, что вело к диспропорциям в росте производительности труда и заработной платы.

Это вынудило правительство искать средства для латания дыр в бюджете страны с помощью фондов предприятий, что сразу же свело на нет весь смысл проводимой реформы, главной особенностью которой было предоставление хозяйственникам права сво­бодно распоряжаться фондами своих предприятий. Ряд основных положений реформы не сработал. Во всех странах мира на рубеже 70-80-х п. хх В.

проходил новый этап научно-технической революции (НТР), связанный с широким внедрени­ем в промышленность и быт микроэлектронной техники. Совет­ский Союз отставал в развитии новых технологий от США и ев­ропейских стран, а также Японии и Южной Кореи. Экономика СССР 130 многом держал ась на добыче, а затем продаже западным державам сырья.

Долгое время покорение космоса было национальной гордостью Советского Союза. На развитие космической индустрии вы­делялось огромное количество государственных средств. Но уже в июле 1969 г. США заявили о высадке астронавтов на Луне, что сразу же показало относительное отставание Советского Союза в ранее приоритетной области.

Предприятия, по-прежнему настроенные на выпуск валовой продукции (несмотря на реформу 1965 г.), мало нуждались в на­учных разработках, проводящихся в научно-исследовательских институтах, а те, в свою очередь, нередко занимались проблема­ми, далекими от реальных нужд производства.

Вместо техниче­ского перевооружения предприятий министерства предпочитали возводить новые предприятия-гиганты, объединяющие производ­ственные мощности с научными предприятиями (НПО), надеясь слить в этом процессе науку с производством. Однако добиться этого не удалось. На многих производствах преобладал ручной и малоквалифицированный труд.

Лишь некоторые заводы (ВАЗ, КАМАЗ) соот­ветствовали мировым стандартам, но построены они были запад­ными специалистами и оснащены импортным оборудованием. Неэффективность экономики и социальная апатия населения вызвали глубокую озабоченность руководства страны. Предпринимались меры по устранению отрицательных явлений в экономике и политике.

В документах декларировалась борьба с взяточничеством и спекуляцией. Правда, реальных шагов почти не предпринималось. Одним из первых, кто попытался реально улучшить положение, был преемник Л. Брежнева Ю.Андропов. Придя к власти в 1982 г., он провел кадровые перестановки в партийных структу­рах, отстранил от работы тех руководителей, которые были обви­нены в коррупции. После смерти Андропова к власти пришел К. Черненко, который в силу солидного возраста не проводил в стране значительных реформ.

Диссиденты.Ответом на господство во всех сферах общества коммунистической идеологии явилось возникновение в конце 50-х гг. ХХ в. неформальных объединений, кружков.

Вначале представите­ли этих движений пытались бороться за улучшение советской си­стемы, против отдельных ее недостатков, но затем перешли к оказанию сопротивления властям и начали бороться за свержение коммунистического режима. Слово «диссидент» в переводе с латыни означает «несоглас­ный», или В переносном смысле «инакомыслящий».

Количество диссидентов было невелико. Это были или отдельные критически мыслящие личности, или небольшие группы. Основная масса на­селения в 60 — 70-е п. ХХ в. не поддерживала идей диссидентов.

Между тем диссиденты составляли собственные программы, вы­двигали требования от улучшения жилищных условий до полити­ческих свободы слова, печати, освобождения политических за­ключенных. Немалую роль в становлении диссидентского движе­ния сыграл процесс над писателями Ю.Даниэлем и А. Синявским за публикацию ими на Западе литературных произведений.

По­добные произведения появились в «самиздатских» изданиях «Вече», «Поиски», «Память». Они печатались на пишущих машинках и распространялись затем среди читателей, число которых непре­рывно росло. «Западническое» направление диссидентской борьбы факти­чески возглавлял академик А.Д Сахаров — сторонник сближения капитализма с социализмом.

Движение сторонников возвращения к православной монархии, существовавшей в России до 1917 г., возглавил А. И. Солженицын. К 70-м п. ХХ в. движение переходит на новый этап — правоза­щитный. Правозащитники отстаивали права той или иной группы населения. После общеевропейской конференции в Хельсинки в 1975 г.

в Москве образовалась группа содействия выполнению Хель­синкских соглашений во главе с физиком Ю. Орловым. Группа со­бирала сведения о нарушениях прав человека в Советском Союзе, которые затем направляла главам европейских стран. Деятельность группы Орлова продолжалась недолго, и в скором времени ее уча­стники были арестованы, приговорены к различным срокам тю­ремного заключения. Многие правозащитники затем покинули Советский Союз или были высланы за границу.

Социальная политика.Несмотря на то, что численность рабочих по-прежнему увеличивалась, этот процесс шел за счет выходцев из сельской местности.

Происходил рост числа инженерно-техни­ческих работников, получивших высшее образование в самых раз­нообразных институтах, количество которых резко увеличивалось. Города испытывали острую нехватку рабочих кадров.

В Москве, Ленинграде и ряде крупных городов было создано множество НИИ,в которых отсиживали свое рабочее время люди с высшим обра­зованием. Не находя применения своим знаниям, они искали но­вые источники доходов.

Проводя социальную политику, государство старалось улучшить условия жизни трудящихся. Оно подняло зарплату низкооплачи­ваемым работникам, увеличило пенсии по инвалидности и старо­сти. Государство продолжало практиковать продажу товаров дли­тельного пользования в кредит.

Внешняя политика.В 60-е п. хх в. Восточная Европа находилась под полным контролем СССР, а Западная — в военно-полити­ческом и экономическом союзе с США. Основным объектом борь­бы СССР и США были страны «третьего мира», которые образо­вались в результате развала колониальной системы.

СССР и США избегали прямого военного столкновения, но соперничество было достаточно острым, и небольшие военные конфликты все же возникали. Тем не менее, отношения с капиталистическими странами постепенно приобретали все более конструктивный характер. С сере­дины 60-х п. ХХ в. начали развиваться разнообразные связи Францией.

Это стало началом политики разрядки международной напряженности. Особое значение имело состоявшееся в 1975 г. в Хельсинки Общеевропейское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Значительный прогресс был достигнут в процессе взаимных договоренностей между СССР и США.

Был принят ряд соглаше­ний, в которых устанавливались принципы советско-американ­ских взаимоотношений в сфере вооружений, что снижало угрозу войны. Но во второй половине 70-х П. разрядка пошла на убыль. Усиливались разногласия между СССР и КНР. На советско-китайской границе происходили вооруженные столкновения.

Читайте также:  Освоение сибири - история России

От­ношения между странами нормализовались лишь после смерти Мао Цзэдуна и Л. И. Брежнева. Авторитет социализма оставался высоким преимущественно в тех странах, которые получали помощь от СССР. Советский Союз поддерживал кубинское военное присутствие в Анголе, оказывал помощь Народному фронту освобождения Мозамбика.

Затем по: следовало вмешательство в конфликт между Сомали и Эфиопией на стороне последней, что позволило СССР еще более укрепиться в Африке. Ввод советских войск в Афганистан, начавшиеся в конце 1979 г., нанес существенный удар по политике разрядки.

Источник: https://megalektsii.ru/s982t3.html

Ссср в конце 60-х гг. начале 80-х гг

Московская академия экономики и права

Рязанский филиал

по курсу “ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА”

СССР В КОНЦЕ 60-х- НАЧАЛЕ 80-х гг.

Рязань 2000 г.

Содержание:

1.Противоречия социально-экономического и политического развития страны. Реформы второй половины 60-х гг.

2.Истоки и сущность кризисных процессов в жизни общества в 70-х начале 80-х гг.

3.Объективная необходимость изменений в жизни страны.

Период от середины 60-х до середины 80-х годов, когда политическое руководство страны возглавлял Л.И.Брежнев, называют временем застоя — временем упущенных возможностей.Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Знаменовал начало нового витка советской истории Октябрьский (1964 г.) пленум ЦК КПСС.

На Октябрьском (1964 г.) пленуме ЦК КПСС произошла смена руководства партии и страны. Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров СССР А.Н.Косыгин, председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорный.

Еще при Хрущеве видные советские экономисты выступали с предложениями радикальной экономической реформы, суть которой состояла в переходе от административной, командной экономики к рыночным отношениям.

Эта идея была поддержана Хрущевым, а после его отстранения от власти разработку новой экономической реформы возглавил Косыгин.

Решениями мартовского (1965) и сентябрьского (1965) Пленумов ЦК КПСС эта реформа получила формальное одобрение и поддержку со стороны партии.

Суть реформы 1965 г. можно свести условно к трем важнейшим направлениям:

Первое- перемены в структуре управления народным хозяйством. Сентябрьский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС принял решение ликвидировать территориальные советы народного хозяйства и осуществить переход на отраслевой принцип управления промышленными предприятиями. Были воссозданы союзные и союзно-республиканские министерства.

Второе- коррекция системы планирования. Поскольку прежняя плановая система была сориентирована на достижение роста объемов производства предприятиями на базе валовой продукции, то предполагалось нацелить планы на реализованную продукцию.

Третье- совершенствование экономического стимулирования. Оно включало: улучшение системы ценообразования, улучшение системы оплаты труда.

В русле этих направлений предусматривалось:

1. оценивать результаты хозяйственной деятельности предприятий по реализованной продукции, полученной прибыли по выполнению заданий;

2. поставить оплату труда работников промышленности в непосредственную зависимость не только от результатов их индивидуального труда, но и от общих итогов работы предприятий;

3. положить в основу экономических отношений между предприятиями принцип взаимной материальной ответственности. Развивать прямые связи между предприятиями-изготовителями и потребителями продукции. Повысить роль хозяйственных договоров.

Предусматривалось, что системы планирования и экономического стимулирования должны были создавать у коллективов предприятий заинтересованность в принятии более высоких плановых заданий, требующих полного использования производственных фондов, рабочей силы, материальных и финансовых ресурсов, достижений технического прогресса, повышения качества продукции.

Экономическая реформа начала действовать в январе 1966 года.

Почти с первых же шагов реформа обнаружила наличие ощутимых противоречий между первоначальным замыслом и реальной практикой хозяйствования, которая стала складываться по мере внедрения нового порядка работы предприятий.

Причины этих противоречий, существование которых снижало отдачу от проводимых мер по совершенствованию хозяйственного механизма, следует искать в недостаточной обеспеченности идей реформы реальными рычагами, создающими условия для практической реализации этих идей.

Стержневой замысел реформы- расширение хозяйственной самостоятельности предприятий- фактически подкреплялся только сокращением числа спускаемых сверху планово-отчетных показателей и изменением порядка формирования поощрительных фондов коллективов.

Реформа не сломала старый хозяйственный механизм. Фактически народохозяйственный рост в это время представлял собой по преимуществу продолжение индустриализации, ее распространение на все сферы экономики.

Противоречие обострялось тем, что индустриализационные процессы в этот период носили преимущественно экстенсивный характер. Они сводились к механическому вовлечению в производство дополнительных человеческих и природных ресурсов.

Поэтому, несмотря на дальнейшее индустриальное преобразование народного хозяйства многие проблемы, возникшие в условиях форсированной индустриализации, не только не исчезли, но даже нарастали. Более того, отставание приобретало застойные черты.

Укрепились специфические устаревшие хозяйственные механизмы и управленческие традиции, объективно поддерживающие такое отставание, формировалась социальная база стагнации.

Экстенсивность экономики стимулировала нарастание дефицита рабочей силы и спрос на тяжелый неквалифицированный ручной труд, который становился фактором люмпенизации трудящихся.

Для немеханизированных производств был характерен низкий уровень организации труда, дисциплины, культуры, этики отношений при высоком уровне алкопотребления и текучести рабочей силы.

В затратную экономику была органически включена и система советского образования. Развернулся процесс поголовного охвата молодежи всеобщим средним образованием, который без соответствующей материальной и интеллектуальной базы привел к удручающему снижению его стандартов.

В результате вышеописанных процессов сложился довольно устойчивый конгломерат разнородных социальных сил, который включал в себя малокомпетентных управленцев аппаратного типа, ориентированных на “престижное потребление”, полуобразованных служащих и инженерно-технических работников, псевдоученых, низкоквалифицированных рабочих, безразличных к конечным результатам своего труда крестьян. Этот конгломерат не проявлял заинтересованности к ускорению научно- технического прогресса и интенсификации производства, не желал серьезных структурных реформ в экономике и политике, опасаясь перемен в своем привычном образе жизни. Так складывалась социальная база застоя.

Под давлением этих социальных сил и формировалась текущая и перспективная экономическая политика.

Крайне не просто проходил в этих условиях процесс разработки проекта Директив по восьмому пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР. (1966-1979гг.).

Еще в первой половине 1964 г. началась подготовка народонохозяйственного плана на семь лет (1966- 1972гг.), в который предполагалось включить задания, вошедшие во все принятые ранее решения.

События конца 1964 г. серьезно изменили отношения к хрущевскому “субъективизму”.

Тем не менее задания восьмого пятилетнего плана отражали стремление руководства к резкому ускорению экономического развития.

При опережающем росте производства средств производства ставилась задача достижения экономической сбалансированности. Предполагалось увеличить производительность труда, прибыль. Декларировался новый подход к формированию территориально- промышленных комплексов.

Определив стратегические установки пятилетки, партийно-государственное руководство сосредоточило внимание на конкретизации принятых решений, выработке форм и методов достижения поставленных целей, механизмов их реализации. В этот период в практику партийного руководства народным хозяйством входят ежегодные обсуждения на пленумах ЦК КПСС проектов госудпрственных планов и бюджетов на очередной хозяйственный год.

Первые годы восьмой пятилетки дали обнадеживающие результаты, динамика экономического развития несколько возросла, была достигнута известная сбалансированность народного хозяйства.

В 1967 г. на новый порядок планирования и экономического стимулирования стали переводиться целые отрасли промышленности. Перевод на новые условия сопровождался пересмотром оптовых цен 1955 г., которые уже не отражали общественно необходимые затраты, особенно в горнодобывающих отраслях.

Пересмотр цен улучшил экономическую ситуацию, с 1968 г. все отрасли промышленности стали рентабельными. Однако надежды, возлагавшиеся на быстрое улучшение положения дел в экономике, не сбывались.

Хозяйственная реформа не получила своего дальнейшего логического развития, не реализовывались ее основные замыслы.

Не удалось установить отношений взаимной ответственности между органами, принимающими и выполняющими решения. Директивность планирования не была подкреплена четкими формами экономической ответственности плановых органов за качество планов, за ресурсообеспеченность.

И все же в первые годы восьмой пятилетки были налицо некоторые успехи. Темп роста производительности труда и средней заработной платы работающих в промышленности сблизились. Но полной сбалансированности их достичь не удалось. Не были выполнены задания по производительности труда. В 1968 г. средняя заработная плата по всей индустрии выросла заметно больше, чем производительность труда.

Становилось ясно: для того, чтобы двигаться вперед, необходимо демонтировать отжившую свой век малоэффективную хозяйственно- политическую систему и заменить ее современной.

К началу 70-х годов в экономике еще ощущалось дыхание реформы 1965 г., но уже было ясно, что она постепенно сворачивается.

Некоторое улучшение социально- экономического положения было достигнуто за счет мобилизации административно- командной системы а также частично за счет реформ что укрепило позиции консервативных и антиреформаторских сил в политическом руководстве страны. В соответствии с типом и уровнем мышления высшего партийного и административного эшелона ставка на упрощенно технократические подходы стала преобладающей.

Источник: http://MirZnanii.com/a/332596/sssr-v-kontse-60-kh-gg-nachale-80-kh-gg

Ссылка на основную публикацию