Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства.
Шел процесс унификации сословий, сословная структура стала более четкой и простой.
Важную роль в проведении социальной политики играли реформы местного управления.
Их целью была унификация социальной структуры общества, а также увеличение поступления денежных средств в казну государства. Городские реформы 1720-х годов — учреждение Бурмистрской палаты в Москве в 1699 г. и Главного магистрата в Петербурге в 1720 г., несмотря на сходство с европейскими образцами, не создали реально действующих органов самоуправления, хотя городское население получило возможность платить налоги непосредственно в казну, а не воеводам. Петр I надеялся с помощью выборных людей быстро увеличить государственные доходы и избавить города от власти «недобросовестных» воевод.
Социальная структура Российского государства в 18 веке
Однако бурмистры в злоупотреблениях и казнокрадстве ни в чем не уступали чиновникам. Российским городам не хватало экономически сильного слоя торгово-промышленных людей, свободных от государственных повинностей. Петр I пытался объединить торгово-промышленное население городов в гильдии и цехи. С этой целью в 1721 г. были созданы разряды регулярных и нерегулярных граждан.
Регулярные граждане разделялись на две гильдии. В первую входили банкиры, купцы, художники, преподаватели и др. Вторую составляли мелкие торговцы и ремесленники, распределявшиеся по цехам. К нерегулярным людям относились чернорабочие. Разделение по профессиональному признаку было заимствовано из европейского законодательства.
Однако в русских городах не было необходимых условий для его развития. Такие выборные учреждения, как общее собрание купеческих гильдий, а также особое собрание ремесленных цехов, практически не решали корпоративные или местные задачи. Таким образом, подлинного самоуправления до городской реформы 1785 г. не сложилось.
Социальные изменения в XVIII в.
прежде всего затронули жизнь так называемого первого сословия, т.е. дворянства. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия, и прежде всего Указ о единонаследии (1714) и «Табель о рангах» (1722).
Указ о единонаследии разрешил дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роду, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. Дворянство оказалось расколотым на служилое (беспоместное) и помещиков. Лишь 0,9% дворян были зажиточными, для остальных же служба стала обязанностью и источником дохода. Была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которая существовала в России на протяжении предшествующих столетий.
«Табель о рангах» вводил в обиход 14 рангов: в военной службе —от прапорщика до генерала-фельдмаршала, на флоте — от «артиллерии констапиля» до генерала-адмирала, в гражданской — от коллежского регистратора до канцлера. Самым высшим чином был 1-й ранг, или класс, а самым низшим — 14-й класс. Все чины восьмого ранга давали право получения потомственного дворянства, обладавшего целым рядом привилегий. Возникла проблема взаимоотношений старого родовитого и нового дворянства. Вместо «породы» и «знатности» основными условиями прохождения служебной лестницы стали пригодность к службе и личные способности. Дворяне отнюдь не всегда были довольны этими мероприятиями правительства. Им не нравились ежегодные смотры, отправка за границу для изучения разного рода наук, но объективно все эти меры служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода «закреплению» его. усилению зависимости дворянства от трона. Другой стороной «Табели о рангах» явилось обособление чиновничества от низшей бюрократии, появившейся в огромном количестве с созданием абсолютистского государства. Петр I пытался включить дворянство в систему местного управления.
В 1702 г. на выборную должность помощника воеводы должен был избираться дворянин, в 1724 г. для сбора наружной подати вводились земские комиссары. Но дворяне, как правило, проявляли равнодушие к полученным правам и уклонялись от выборов. Обремененные обязательной службой и оказавшись вне сословной корпорации, они не оправдывали ожиданий царя-реформатора.
Стремление Петра I перестроить местное управление на началах коллегиальности и участия в нем дворян не получило практического воплощения, но сама идея сохранялась. Желание дворян управлять провинцией совпало с планами Екатерины II привлечь дворян к службе. В наказах депутатов Уложенной комиссии 1767 г. все сословия отстаивали принцип выборной сословной службы. В Московском государстве не было создано сословий как замкнутых объединений, наделенных общими, равными для всей группы наследственными правами и обязанностями, характерных для социальной структуры европейских стран. При Петре I сословные группы определялись прикреплением к той или иной государственной службе.
Характеризуя социальную структуру Российского государства в 18 веке важно отметить, что новым этапом в процессе превращения сословных групп в «регулярные» сословия являлись реформы второй половины XVIII в., оказавшие заметное влияние на формирование гражданских прав в России.
Историк А.Б. Каменский, оценивая реформы Екатерины II, признает, что они «создавали своего рода конституцию», так как были направлены на формирование «правового государства с сословной структурой общества и с оговоренными в законе правилами и обязанностями верховной власти и подданных» и зависели от правового статуса каждого сословия. Десятилетие 1775—1785 гг.
составило эпоху екатерининских реформ. Именно в этот период были приняты четыре важнейших законодательных акта: «Учреждения для управления губерний» (1775), «Устав благочиния» (1782), «Жалованная грамота дворянству» и «Жалованная грамота городам» (1785), вызвавшие серьезные изменения в системе местного управления и сословного самоуправления.
Результатом введения двух первых законов было возрастание роли дворян в местном управлении. В новых учреждениях и приказах заседали представители от дворян, купцов и свободных крестьян. Участие дворянства в местном управлении историк А.Д. Градовский назвал «оригинальной формой самоуправления, которую не знало ни одно государство».
В соответствии с городской реформой количество губерний в России увеличилось до 50. Она была принята после подавления восстания Е.И. Пугачева и, по мнению Екатерины II, должна была усилить административный контроль за крестьянами и предотвратить возможность повторения их выступлений.
Жалованные грамоты дворянству и городам (1785) завершили реформирование местного управления и сословного строя в России. В грамоте городам было представлено все городское население. Как внешние выражения нового периодического статуса каждый город получил герб и печать.
В соответствии с городской реформой избирательными правами могли пользоваться дворяне-домовладельцы (настоящие городские обыватели), торгово-промышленные слои населения, представители научной и творческой интеллигенции (именитые граждане). Всего насчитывалось шесть избирательных разрядов.
Таким образом, городское общественное управление, созданное Екатериной II, должно было стать по своему составу всесословным. Жалованную грамоту городам В.О. Ключевский назвал замечательной попыткой правительства образовать всесословное общество из людей, объединенных только местом жительства.
Однако русское общество не было готово принять идею всесословности, заимствованную Екатериной II из европейского законодательства, —дворяне и интеллигенция на выборы не являлись и в городских делах не участвовали. Одним из условий складывания всесословного общества является завершение процесса формирования городских сословий. Реформы 1775—1785 гг.
и были направлены на решение этой задачи. «Жалованной грамотой городам» законодатели пытались решить одновременно две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, объединить городское население в городское общество, а с другой — разделить его на отдельные сословия. Попытка создания всероссийского общества оказалась преждевременной.
Рост городов в стране способствовал увеличению торгово-промышленного населения — купцов и предпринимателей. Статус предпринимательской активности в нашей стране был не таким высоким, как на Западе. Культ энергичного делового человека, сильной личности не получил распространения в российском обществе.
Российский буржуа стремился получить дворянское звание лишь для того, чтобы пользоваться привилегиями «первого сословия». В 1760—1770-е годы началось формирование рабочего класса. Этот процесс растянулся на целое столетие. Одним из последствий проведения социальной политики оказалась значительная бюрократизация управления.
Произошло не только численное увеличение чиновников, но и превращение их в своеобразное сословие. После создания Петром 1 института фискалов в 1722 г., следивших за работой государственных органов, слежка, доносительство чиновников друг на друга стали обыденным явлением. Это увеличило взаимную зависимость бюрократии и монарха.
«Жалованная грамота дворянству» стала логическим завершением процесса формирования дворянского сословия, начало которому положил манифест Петра III о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству (1762). Главное сословие России освобождалось от обязательной службы государству, получало право выезда за границу, избавлялось от телесных наказаний.
Фактически дворяне получили те права, которые класс собственников давно имел в Европе. Манифест завершил процесс конституирования дворянства как высшего класса российского общества. «Жалованную грамоту дворянству» можно рассматривать как признание Екатериной своей зависимости от дворян, отказ от замыслов прогрессивных реформ.
Впервые в истории Нового времени в России монархия и дворянство объединились в консервативный альянс, который к тому же был направлен против интересов остальной части общества. Это сильно затормозило развитие торговой буржуазии, законсервировало крестьянство, создав социальные корни кризиса модернизации.
Дворяне получили монопольное право на владение крепостными, освобождение отличных податей. Важным было разрешение на корпоративное устройство — губернские собрания (уездные существовали с 1766 г.), получение права иметь выборные должности, свое помещение, бюджет, архив и печать, а также обращаться к верховной власти со своими нуждами.
Таким образом, были оформлены дворянские сословные институты. Реформа дворянского самоуправления, давшая дворянам права свободного гражданина, стала важным вкладом в оформление гражданских прав в России. Неслучайно эпоху Екатерины II называют «золотым веком» дворянства.
Важным направлением социальной политики государства была попытка решить крестьянский вопрос. В 1785 г. был подготовлен проект «Сельского положения», оформлявший статус государственных крестьян. Проект наделял их правом личной свободы, правом владения собственностью, предусматривал введение выборных органов самоуправления и суда. Не исключено, что впоследствии он мог быть распространен на всех крестьян, включая крепостных. Однако Екатеринам не пошла на утверждение данного проекта, испугавшись протестов со стороны дворянства. В конце XVIII в. аграрный вопрос пытался решить Павел I, провозгласив некоторые послабления крестьянству. Так, была введена трехдневная барщина, разрешались жалобы на помещиков, отвергавшиеся в правление Екатерины II, но эти меры не могли радикально изменить положение крестьян.
Общая тенденция социальной политики в XVIII в., направленная на унификацию сословий, проявилась и в объединении различных категорий крестьянства в единый класс. Кроме крепостных крестьян (45—50%), значительная часть жителей деревни была объединена в сословие государственных крестьян (черносошные, дворцовые, монастырские, инородцы и т.д.
)- Крепостное право осложнялось правовой неоформленностью, что порождало злоупотребления дворян и вызывало стихийные народные протесты, поскольку механизмов для разрешения социальных противоречий в России в эпоху Нового времени не было создано. Стрелецкие бунты при Петре I, вызванные недовольством стрельцов потерей своих прав (при переходе к регулярной армии).
Астраханское восстание, восстание под предводительством К. Булавина (1707—1708 гг.) были вызваны резким увеличением налогов, произволом администрации. Резко активизировались крестьянские выступления во второй половине XVI11 в. Это было связано с усилением эксплуатации крестьян в условиях повышения феодальной ренты. Большой накал приобрели события на Правобережной Украине в 1768 г., где вспыхнуло крестьянско-казацкое восстание, направленное против крепостнического, религиозного и национального гнета. Более десяти лет (50— 60-е годы XVIII в.) на уральских заводах то вспыхивали, то затухали бунты «приписных крестьян», сопровождавшиеся кровопролитными столкновениями с властями. Семидесятые годы ознаменовались крестьянской войной под руководством Е.И.
Пугачева (1773—1775). Современная историческая наука отошла от сугубо классовой характеристики народных движений в России. Постепенно утверждается взгляд на эти движения как на проявление кризиса всего российского общества, а не только как на результат обострения классовых противоречий.
Народные выступления явились стихийным вооруженным протестом против сложившихся общественных отношений, одновременно отражая стремление социальных низов к свободе. Кровавые, варварские методы участников борьбы можно рассматривать как методы гражданских войн, как трагедию народа.
Итак, для развития социальных отношений в России в XVIII в.
характерен необычайный динамизм: с одной стороны — стремление дворянства превратиться в замкнутое сословие с собственной корпоративной культурой, этикой, а с другой — постоянный рост численности дворянства за счет выходцев из других сословий; попытки формирования местного самоуправления; отсутствие механизмов власти для разрешения крупных социальных конфликтов.
Такие сущностные черты европейской цивилизации, как договорно-правовой тип общественного устройства (сословно-классовый компромисс), права человека и парламентаризм, остались невостребованными российской государственностью.
Источник: http://referatwork.ru/otechestvennaya_istoriya/section-28.html
Глава 3. Развитие абсолютизма в России первой четверти XVIII века
В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны.
В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшихся ещё в XVII веке. Кульминацией этого процесса являлась, конечно же, эпоха Петра (1672-1725 г. г.).
Пётр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к их осуществлению.
«Реформы Петра были подготовлены свей предшествующей историей народа, требовались народом».1 Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться длительное время.
Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закостеневшего в своём развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.
Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.
Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала Северная война.
На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе.
Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны.
Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и ново созданного флота, а другие на обеспечение их содержанию.
Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода.
Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе.
Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.
Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств.
«Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа — ее начальным моментом, а устройство финансов — ее конечной целью». Анисимов Е. В: Время петровских реформ. — Л.: Лениздат, 1989. С 379.
Выделяет три этапа в реформах Петра I.
Первый (1699-170910 гг.) — изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.
Второй (171011-171819 гг.) — создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.
Третий (171920-172526) — начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Анисимов Е. В: Россия в середине XVIII века: Борьба за наследие Петра. — М.: Мысль, 1986. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.
В первой четверти XVIII века получили окончательные оформление в виде абсолютной монархии. Причём были ликвидированы учреждения (патриаршество и боярская дума), в которых так или иначе могло проявляться противодействие самодержавию государя.
Источник: http://hist.bobrodobro.ru/27391
Реформы Петра I. Завершение оформления абсолютизма в России
Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII — первой четверти XVIII века.
Начиная со второй половины XVII в. русская экономическая и общественно-политическая мысль все более решительно и настойчиво разрабатывала проблемы дальнейшего развития страны (подъем промышленности, расширение внутренней и внешней торговли и т.д.).
В противовес консерватизму феодальной аристократии реформ требовали значительная часть дворянства и нарождавшаяся в стране торгово-промышленная буржуазия.
По замечанию историка В. О. Ключевского, пришедший к власти Петр I (1689-1725гг.) застал в русском обществе «преобразовательное настроение». Крупные реформы, осуществленные в России в конце XVII -первой четверти XVIII в., не были поэтому порождением личной власти Петра I, результатом только его субъективных понятий.
Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.
Заслугой Петра является создание регулярной российской армии.
Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из «потешных» полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг.
против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме — по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.
Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк — Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.
В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек. Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов.
Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Старый приказной аппарат не был в состоянии справиться с усложнившимися задачами управления. Поэтому стали создаваться новые приказы, появились канцелярии.
Но и это не помогло повысить эффективность государственного управления. Радикально решить эту проблему Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований — губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано 8 губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.
Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции. Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов — представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.
Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе, когда самодержавие перестало нуждаться в институтах представительства и самоуправления.
Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников. Сенат (9 членов в 1711 г.) состоял из виднейших сановников. Неофициальным его главой был генерал — прокурор. Он подчинялся только монарху. Помимо генерал-прокурора был создан целый институт прокуратуры.
Прокуроры осуществляли контроль за соблюдением законности и правильностью ведения дел во всех учреждениях.
К вновь созданным органам центрального управления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий: воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, камер-коллегия (ведомство государственных доходов), ревизион-коллегия, штатс-контора (ведомство государственных расходов), коммерц-коллегия, берг-и мануфактур-коллегия.
В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г.
в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими.
Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.
Государство строилось Петром по образцу воинского подразделения. Так, в 1716 г. Воинский устав был принят как основополагающий законодательный акт, обязательный в учреждениях всех уровней.
В петровскую эпоху окончательно оформилось самодержавие. При Петре I были ликвидированы последние следы сословного представительства, закреплены права личности управлять миллионами людей на основании ничем не ограниченной воли с помощью бюрократической машины.
В этот период получила распространение идея патернализма, то есть был сформулирован образ разумного, предвидящего будущее монарха-отца Отечества и народа.
Патернализм смыкается с идеей харизматического лидера как существа, наделенного исключительными способностями и дарованиями, которые недоступны обыкновенному человеку.
Петр систематически использовал принуждение для достижения блага, как он его понимал, и сформулировал идею «насильственного прогресса».
Образцом для государственной реформы Петр избрал шведское государственное устройство. В его основе лежал принцип камерализма, распространенный в Европе в начале XVIII в. Суть камерализма — введение в систему управления четкого бюрократического начала.
При нем структура аппарата создавалась по функциональному принципу, вводилось разделение властей. Единство иерархической структуры аппарата сочеталось с единством обязанностей, штатов, оплаты труда чиновников.
Все это подвергалось строгой регламентации с помощью разнообразных уставов и инструкций.
Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина. В России в годы царствования Петра произошел резкий экономический скачок. Промышленное развитие проходило невиданными темпами: за первую четверть XVIII в. возникло не менее 200 мануфактур вместо тех 15-20 , которые существовали в конце XVII в.
Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция «меркантилизма». (Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь, в достижении активного баланса во внешней торговле).
В условиях России главным фактором вмешательства государства в экономику стала экстремальная ситуация после поражения под Нарвой в 1700г., определившая характер, типы и специфику промышленного бума и всю экономическую политику петровского самодержавия.
Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополия на заготовку и сбыт определенных товаров.
Установление государственной монополии вело к произвольному повышению цен на эти товары внутри страны, а самое главное — к ограничению, регламентации торговой деятельности русских купцов.
Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось «по дворам», то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.
В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета (копейки, денежки и полушки) чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы.
По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски, соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы — казенные субсидии и льготы.
Тульский оружейный завод, заводы на берегу Онежского озера, горные заводы на Урале свидетельствовали об успехах в развитии горнозаводского дела, о насаждении крупной фабрично- заводской промышленности. После себя Петр оставил 233 фабрики и завода по самым разнообразным отраслям промышленности. Ряд улучшений был введен и в области сельского хозяйства.
Исходя из зарубежного опыта и собственных соображений, Петр I приглашал иностранных специалистов в Россию, предлагал им выгодные условия. На обучение за границу посылались десятки учеников.
Примерно с конца 10-х годов XVIII в.
Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю, приняты различные меры по поощрению частного промышленного предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий (прежде всего убыточных для казны) частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику, Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.
До конца 10-х годов XVIII в. Россия не знала органов управления торговлей и промышленностью.
Как раз создание и начало деятельности берг-, мануфактур-, коммерц — коллегий и Главного магистрата составляла суть происшедших перемен.
Эти бюрократические учреждения явились институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово — промышленной политики самодержавия на основе меркантилизма.
Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория «вольных и гуляющих». По этой причине возникла сложная ситуация с наймом рабочей силы на мануфактуры.
18 января 1721 г. Петр I подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.
Таким образом, промышленность России была поставлена в такие условия, что она фактически не могла развиваться по иному, чем крепостнический, пути. Поэтому победа подневольного труда в промышленности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России.
Крепостническая политика в промышленности деформировала и процесс образования русской буржуазии. В это время в Западной Европе буржуазия громко заявила о своих претензиях к монархам и дворянству.
В России шло обратное движение: став владельцами крепостных, мануфактуристы стремились повысить свой социальный статус путем получения дворянства.
В петровскую эпоху произошел распад некогда единого сословия «служилых людей». Верхушка служилого сословия — служилые по происхождению — превратились в дворян. Низы сословия служилых стали государственными крестьянами.
Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табели о рангах 1722г.
Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или «рангов». По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник.
Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы с рядового солдата или канцеляриста.
Таким образом, в петровскую эпоху дворяне рассматривались прежде всего как бюрократическое и военное сословие, накрепко привязанное к государственной машине. В целом политика самодержавия в отношении дворянства была очень жесткой.
Зарегламентированное дворянство обязано было учиться, чтобы затем служить.
По задуманному царем плану объединялись в одно юридическое и податное сословие разнообразные категории некрепостного населения России.
В число государственных крестьян вошли однодворцы Юга, черносошные крестьяне Севера, ясачные крестьяне — инородцы Поволжья, всего не менее 18% податного населения.
Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Общая тенденция развития крепостного права шла в направлении распространения на крепостных крестьян многих норм холопьего права. Это явилось общей платформой для их последующего слияния.
Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии. Привнесены они были в русскую действительность насильно, административным путем. Посадское население было поделено на две гильдии.
Первую гильдию составили «первостатейные». В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую — мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку.
Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.
Столь же формальной стала и система управления городами. Городские магистраты ничего общего не имели с западноевропейскими, которые на деле были органами самоуправления.
Для петровских времен характерно проведение крупных полицейских акций долговременного характера: размещение армейских полков на вечные квартиры в местах, уездах, губерниях, введение паспортной системы.
В целом был создан такой внутренний режим, при котором действовал ряд ограничений.
Наиболее важные из них: ограничения в передвижении по стране; ограничения в свободе выбора занятий; ограничения социальных перемещений, перехода из одного «чина» в другой.
Осуществленная Петром церковная реформа продолжила его радикальные преобразования. Глава православной церкви — патриарх оказался в лагере консервативного боярства и духовенства. В1721 г.
патриаршество было отменено и учреждена особая духовная коллегия — Святейший православный синод. Учреждением Синода Петр подчинил церковную власть светской.
Лишенная автономии, церковная иерархия признала власть российского самодержца.
Таким образом, то, что происходило в социальном строе России, свидетельствует об унификации сословной структуры общества, сознательно направляемой рукой царя. Петр при этом ставил цель — создание так называемого «регулярного» государства, которое, в свою очередь, можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое и полицейское.
Источник: https://zubolom.ru/lectures/history2/16.shtml