Статья 6.2. полномочия председателей и заместителей председателей судов

Изображение: pixnio.com

Высшая квалификационная коллегия судей РФ рассмотрела заявления кандидатов на должности председателей крупных судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Черный шар получил только один соискатель. Большинство претендентов заявились на безальтернативной основе. Конкурентным получился отбор соискателей на председательские должности в Верховном суде Республики Хакасия и Новосибирском областном суде.

На должность председателя ВС Республики Хакасия претендовало трое судей этого суда. Фаворитом считался 56-летний зампред Сергей Доможаков, судья 1-го квалифкласса со стажем судебной работы в четверть века и безупречной характеристикой от председателя суда Виктора Носова.

У членов ВККС к соискателю был только один вопрос:

— Сергей Николаевич, поясните, а что за история с судимостью брата вашей жены?

— Речь идет о приемном сыне родителей жены. Когда он вырос, а это более 20 лет назад, он нашел своих биологических родителей и с приемной семьей не стал жить. Он развелся со своей женой, в 90-е потерял работу и был приговорен за неуплату алиментов к 120 часам исправительных работ, — объяснил Доможаков.

По странному совпадению история с алиментами и приемным ребенком случилась и в жизни другого кандидата — судьи ВС РХ Виктора Карпова. Еще один претендент — многолетний зампред ВС РХ 60-летняя Ирина Пислевич имела в целом положительную характеристику от Носова. Но в документе отмечалось, что она временами проявляет авторитаризм и позволяет себе выказывать неуважение к коллегам.

— Уважаемая коллегия, хочу отметить, что негативные отзывы обо мне появились только после того, как я объявила о своем желании участвовать в конкурсе, — поспешила оправдаться кандидат.

Председатель Верховного суда РФ Вячеслав Лебедев, участвовавший в процедуре по видеосвязи, был лаконичен: «Поддерживается кандидатура Доможакова Сергея Николаевича».

Три кандидата заявились на очередной конкурс, объявленный из-за вакантного кресла председателя Новосибирского областного суда. Оно пустует с октября 2018 года, когда истек шестилетний срок полномочий Риммы Шатовкиной.

Вместо переназначения экс-глава суда оказалась фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий.

ВККС уже дважды давала рекомендацию потенциальным преемникам — судье Новосибирского облсуда Юрию Дроню и зампреду Новгородского облсуда, ранее работавшему в новосибирской судебной системе, Антону Остроумову. Однако оба не получили поддержки в кадровой комиссии при президенте.

На этот раз ВККС сделала выбор в пользу Людмилы Симанчевой, зампреда Иркутского областного суда с более чем 40-летним стажем работы. Ее кандидатуру поддержал глава ВС РФ Лебедев.

Выводам ВС и ВККС не помешали ни судимость бывшего мужа судьи, ни привлечение к уголовной ответственности ее сына в конце прошлого века. Конкурентами Симанчевой были и. о. председателя Новосибирского областного суда Елена Пилипенко и судья Томского областного суда Алексей Марисов.

Примечательно, что все трое соискателей являются выпускниками юрфака Томского госуниверситета. А Симанчева в свое время работала судьей Томского областного суда.

Остальных претендентов ВККС отбирала на безальтернативной основе.

Председатель Иркутского областного суда Владимир Ляхницкий и председатель Ростовского областного суда Елена Золотарева получили возможность продлить свои полномочия на второй срок.

Заручился поддержкой высшей квалифколлегии и зампред суда Ненецкого автономного округа Александр Карманов, претендующий на председательскую должность в этом суде.

Не повезло только зампреду Брянского областного суда Наталье Третьяковой, претендовавшей на должность председателя этого суда.

Она исполняет обязанности руководителя суда с октября 2020 года, после того как Евгений Быков, продливший в 2019 году свои шестилетние полномочия, неожиданно был назначен председателем Калининградского областного суда.

Вопросов Третьяковой задали немного, и они были не сложные. Однако ВС РФ, а следом и ВККС не поддержали ее кандидатуру.

Также должно было состояться обсуждение претендентов на пост председателя Севастопольского городского суда. Но эту процедуру перенесли по просьбе одного из кандидатов.

Кроме того, ВККС приняла решения по главам арбитражных судов.

Рекомендации кандидатом на должность председателя АС Кабардино-Балкарской Республики получил судья АС Северо-Кавказского округа Андрей Мещерин; АС Республики Крым — зампред этого суда, в прошлом омский судья Юлия Мартыненко; АС Ульяновской области — зампред Ульяновского облсуда Людмила Болбина.

Председатель АС Центрального округа Александр Орлов, председатель АС Магаданской области Владимир Липин и председатель АС Ярославской области Владимир Гущев получили возможность продлить свои полномочия.

Кроме того, судья Арбитражного суда города Москвы Аюна Цыдыпова получила рекомендацию на должность зампредседателя АСГМ.

Районный суд: состав и структура

При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)

Определение 1

Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.

Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.

Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.

Структура суда

Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.

Пример 1

Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:

  • председатель суда;
  • помощник председателя суда;
  • заместитель председателя суда (если количество судей больше 7);
  • судьи;
  • помощники судей.

Такой районный суд будет представлен следующими отделами:

  • общий (вопросы по кадрам, делопроизводство, материально-техническое обеспечение);
  • обеспечения судопроизводства.

Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.

Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)

В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.

При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.

Определение 2

Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.

Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:

  • для судьи максимальный срок пребывания в должности составляет 70 лет;
  • председатель и его заместитель или заместители определяются на должность сроком на 6 лет. При этом законом предусмотрена возможность одному и тому же лицу занять должность повторно, но не более 2-х раз подряд.

Председатель районного суда

Определение 3

Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.

К управленческой деятельности председателя районного суда относится:

  • организация функционирования суда;
  • установление и контроль над исполнением правил внутреннего распорядка в подведомственном районном суде с опорой на типовые правила, утвержденные Советом судей РФ;
  • распределение обязанностей между подчиненными сотрудниками (заместители, судьи);
  • организация мероприятий по повышению квалификации судей и сотрудников аппарата суда;
  • реализация мер поощрения или дисциплинарной ответственности в отношении подчиненных;
  • информирование сотрудников об аспектах своей деятельности и функционировании районного суда в целом;
  • общее руководство аппаратом суда, в частности, назначение и освобождение от должности;
  • реализация прочих полномочий, связанных с организацией деятельности подведомственного районного суда.

К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:

  • реализация полномочий в качестве судьи, а именно рассмотрение и разрешение дел в ходе судебных заседаний (отправление правосудия);
  • организация работы, связанной с изучением и анализом судебной практики подведомственного районного суда;
  • на основании проведенного анализа формирование представлений о ликвидации условий и причин, которые способствуют возникновению правонарушений;
  • личный прием граждан, рассмотрение жалоб на действия суда;
  • вынесение представлений относительно назначения и освобождения от должности администратора суда.

В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.

Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).

Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.

Аппарат районного суда

Определение 4

Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.

Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):

  • Федеральные государственные гражданские служащие. Представителям этой группы работников, как государственным служащим, присваиваются классные чины и иные специальные звания. К ним причисляют:
    • начальников отделов и их заместителей,
    • помощников председателя, его заместителя (заместителей) и судей;
    • консультанта;
    • специалистов (главный, старший (I, II категории), специалист I категории);
    • секретарей суда и судебных заседаний.
  • Сотрудники, которые замещают должности, не относящиеся к категории федеральной государственной гражданской службы. Сюда относятся:
    • технический персонал по обслуживанию зданий суда;
    • персонал по охране;
    • персонал транспортного хозяйства;
    • курьеры;
    • прочие сотрудники, принимаемые согласно трудовому договору в районный суд.
Читайте также:  Статья 44. Ответственность Банка России за соблюдение коммерческой тайны

Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.

Замечание 1

Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Функции аппарата районного суда

Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:

  • прием и выдача документов;
  • удостоверение копий судебной документации;
  • контроль над уплатой пошлин и сборов;
  • вручение уведомлений и вызовов;
  • в рамках назначенных дел организационная подготовка к слушанию;
  • ведение протоколов заседаний суда;
  • учет движения дел, а также сроков их прохождения в судебной инстанции;
  • обеспечение хранения дел, судебной документации;
  • участие в обработке данных практики суда;
  • осуществление деятельности по ведению статистики суда;
  • информационно-справочная деятельность;
  • прием граждан (Закон о судах общей юрисдикции, ст.39).

Полномочия помощника председателя суда

Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:

  • проверка заявлений и документации, поступивших по первой инстанции, на предмет их соответствия нормам законодательства, достоверности и полноты содержащихся в них сведений. Судья может поручить помощнику выяснение конкретных вопросов относительно поступивших материалов;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение по изученным материалам дела и предложение о том, какое определение должно быть вынесено (из числа указанных в ГПК РФ, ст.133-136);
  • составление проектов сопроводительных писем в адрес участников дела о направлении принятых судьей судебных актов;
  • контроль над соблюдением сроков устранения условий, которые могут воспрепятствовать рассмотрению гражданского дела, или тех условий, что способствуют оставлению заявления без движения, приостановлению судопроизводства. Своевременный доклад о ситуации относительно этих условий судье;
  • осуществление мероприятий с целью подготовки дела к разбирательству в суде, в частности, формирование и отправка пакета документации заинтересованным лицам, согласно поручению судьи участие в решении вопросов относительно назначения дела к разбирательству;
  • контроль над получением участниками дела почтовых отправлений, содержащих судебные акты, повестки, своевременный доклад судье в ситуации неполучения адресатом почтового отправления (возврат);
  • согласно поручениям судьи формирование запросов в соответствующие государственные органы с целью определения места пребывания лиц-участников дела;
  • проверка поступивших жалоб (на соответствие нормам ГПК РФ (ст.332, 333)) граждан на определение мирового судьи;
  • подготовка доклада судье в устном или письменном виде, содержащего заключение относительно поступившей частной жалобы и предложение о том, какое должно быть вынесено определение (из числа указанных в ГПК РФ, ст.334);
  • исполнение других поручений судьи, которые связаны с рассмотрением дела гражданского характера в первой инстанции.

Замечание 2

В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).

Администратор районного суда

Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.

Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:

  • взаимодействие с адвокатурой и органами правопорядка;
  • информационно-правовое обеспечение деятельности районного суда;
  • ведение статистики;
  • ведение делопроизводства, архивация документации;
  • материально-техническое обеспечение судей и иных сотрудников суда;
  • социальное обеспечение судей и иных работников суда;
  • организация охраны зданий районного суда и пр.

Консультант районного суда

Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:

  • прием частных лиц;
  • справочная работа по вопросам законодательства и судебной практики;
  • своевременное изучение изменений, происходящих в действующем законодательстве, формирование доклада судьям об этих изменениях;
  • участие в мероприятиях по повышению квалификации иных работников аппарата суда.

Заведующий канцелярией районного суда

Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам.

Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г.

Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:

  • организация делопроизводства в конкретном районном суде;
  • распределение всего объема работы между подчиненными сотрудниками, контроль над ее выполнением;
  • оформление переписки служебного характера между районным судом и иными инстанциями (вышестоящими судебными или органами правопорядка);
  • ведение книги приказов и распоряжений в рамках функционирования районного суда.

Секретари

Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:

  • делопроизводство по судебным делам, которые подлежат разбирательству в суде;
  • ведение журналов и учетно-статистических карточек;
  • обеспечение хранения вещественных доказательств и пр.

Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:

  • ведение протоколов заседаний суда в процессе судебного разбирательства дел;
  • подготовка судебного заседания технического характера;
  • осуществление вызова в заседание суда лиц-участников дела (истец, ответчик, адвокат, прокурор, свидетель и пр.), контроль их явки в суд и пр.

Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:

  • обеспечивать безопасные условия для судей и участников дела;
  • обеспечивать охрану в рабочее время зданий суда и судебных помещений;
  • контролировать сохранение общественного порядка в судебных помещениях;
  • исполнять распоряжения судьи во время заседания суда;
  • обеспечивать порядок в зале заседания суда во время судебного разбирательства;
  • исполнять судебные решения, содержащие применение к участникам процесса законных мер процессуального принуждения (Закон о судебных приставах, ст.11).

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Вккс разъяснила, могут ли председатели судов инициировать дисциплинарное производство — новости право.ру

Изменения связаны со вступлением в силу 1 сентября 2019 года ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ о статусе судей и в Закон об органах судейского сообщества». Меры направлены на укрепление независимости судей и перераспределяют полномочия от председателей судов в пользу органов судейского сообщества, указал Сергей Рудаков.

В соответствии с новым законом дисциплинарное производство можно начать только по обращению гражданина, организации, Совета судей РФ или субъекта. Материалы передаются в коллегию, которая определяет меру дисциплинарного взыскания. 

Судьи Глава ВККС назвал причины отказов судьям в рекомендации на должности

Анализ судебной практики говорит о том, что при оспаривании взысканий в виде досрочного прекращения полномочий ККС руководствуются разъяснениями Пленума от 14 апреля 2016 года.

В частности, там указано, что будет основанием для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности и какие меры надо применять. В основном ККС давали правильную оценку действиям судей при квалификации и исходили из того, что мера исключительная, указал Рудаков.

Закон предусматривает критерии судебной ошибки и дисциплинарного проступка судьи, напомнил Рудаков.

«Мы полагаем, что назрела необходимость в подготовке проекта постановления Пленума ВС о внесении изменений и дополнений в действующее постановление Пленума, в котором надо будет разъяснить, что такое совершение виновного действия либо бездействия, грубое и существенное нарушение прав участников процесса», – заметил Рудаков.

«Проверку поступивших жалоб в отношении судей квалифколлегия должна осуществлять самостоятельно, не передавая эти жалобы председателю суда. Это позволяет повысить роль сообщества при привлечении судей к ответственности», – отметил глава дисциплинарной коллегии ВС.

Он указал, что ККС стали принимать решения о прекращении полномочий более взвешенно. 

За три года число судей, полномочия которых прекращены досрочно, сократилось на 36% – с 31 судьи в 2017 до 20 в 2019 году. 

Председатель ВККС Николай Тимошин отметил рост числа вопросов о праве главы суда обращаться в Совет судей или ККС при наличии жалоб или нарушений в действиях судьи. Он разъяснил позицию ВККС, направленную в ответ на запрос Совета судей. 

«Председатели судов утратили право обращаться с представлениями о привлечении судей к дисциплинарной ответственности. Вместе с тем именно председатель в силу своего статуса и полномочий несет ответственность за работу нижестоящих судов и судей», – подчеркнул Тимошин.

Что касается законодательного закрепления этого права, то в п. 19 ч. 3 ст.

12 ФКЗ о Верховном суде определено, что председатель ВС организует проверку сведений о поведении судей федеральных судов, которое не соответствует предъявляемым к ним законом о статусе судей и Кодексом судебной этики требованиям и умаляет авторитет судебной власти. Также  п.

9–10 ч. 3 ст. 29 закона о судах общей юрисдикции предусматривает, что председатель Верховного и равного им судов организует работу суда и в том числе организует проверку по жалобам на работу нижестоящих судов и судей. 

Читайте также:  Глава III. Предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства

Полагаем, что по результатам такой проверки председатель суда в соответствии со своей компетенцией вправе направить материалы в Совет судей или квалификационную коллегию для рассмотрения.

При этом он вправе высказать мнение о том, что собранные материалы указывают на признаки дисциплинарного проступка в действиях судьи.

Органы судейского сообщества не связаны мнением председателя суда и принимают решение независимо и самостоятельно.

Николай Тимошин, председатель Высшей квалификационной коллегии судей

Таким образом, право председателя суда на обращение в органы сообщества с материалами, содержащими сведения о совершении судьёй дисциплинарного проступка, обусловлено осуществлением возложенных на него законодательством полномочий и функций, в том числе по организации проверок жалоб граждан, разъяснил Тимошин. Это одна из форм реагирования на нарушения. 

Тимошин также отметил, что день даты выявления проступка судьи – это день поступления жалобы или обращения о совершении проступка в Совет судей или ККС, которая уполномочена на проведение проверки. Время проведения служебной проверки не включается в шестимесячный срок давности привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

  • ВККС
  • Дисциплинарная ответственность

Председатель районного суда, его права и обязанности, полномочия по организации работы суда

Районные суды состоят прежде всего из судей, назначенных в дан­ный суд. В районах с большим населением и значительным объемом работы в состав суда входят несколько судей (иногда до десяти и бо­лее).

В малонаселенных районах при сравнительно небольшом объе­ме работы суд может состоять из одного судьи. Если в районном суде один судья, то он осуществляет и полномочия председателя этого суда.

Таких судов (их нередко называют “односоставными”) насчитывается примерно одна треть от общего количества районных судов.

В общих чертах о полномочиях председателя районного суда мож­но судить прежде всего по тому, что сказано в ст. 6.2 Закона о статусе судей, ст. 35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и п. 1.

4 Инструкции по судебному делопроизводству в район­ном суде.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  1. организует работу суда;
  2. устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  3. распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  4. организует работу по повышению квалификации судей;
  5. осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  6. регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  7. осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Он помимо участия в судебных заседаниях в качестве пред­седательствующего и распределения дел между судьями ведет личный прием и организует работу по приему граждан и рассмотрению пред­ложений, заявлений и жалоб.

В целях совершенствования деятельнос­ти суда председатель руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; может вносить представ­ления в государственные органы, общественные объединения и дол­жностным лицам об устранении нарушений закона, причин и усло­вий, способствующих совершению правонарушений; организует ра­боту по обеспечению судей и работников аппарата суда правовой ин­формацией.

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т. д.) предсе­дателя суда исполнение его обязанности может быть возложено на за­местителя председателя или на одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда

Основная от­ветственность за организацию работы районного суда, как отмечено выше, возлагается на председате­ля суда. Без должной организации судебной работы невозможно быс­трое, полное и правильное рассмотрение судебных дел и выполнение других задач, стоящих перед судом как органом судебной власти.

Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на зак­репленной за ним территории;
  • предметному (функциональному), когда один судья рассматри­вает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализирует­ся только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый су­дья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
  • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.

Организация работы основывается прежде всего на ее планирова­нии.

В планах всего суда предусматриваются конкретные мероприятия по работе с кадрами, а также по обобщению практики судебного рас­смотрения определенных категорий дел и разработке путей ее совер­шенствования, организации приема посетителей, делопроизводства и т.д.

Текущие планы каждого судьи включают определение очереднос­ти, времени и места проведения судебных заседаний по конкретным делам, контроль за своевременным выполнением работниками аппа­рата суда действий, обеспечивающих подготовку таких заседаний как в помещении суда, так и при проведении их вне суда (т. н. выездные заседания), и т. п.

Прием посетителей проводится в каждом районном суде председателем, всеми судьями и работниками аппарата суда в строго установленное время, наиболее удобное для населения. Каждый судья ведет учет приема посетителей. В приемной суда (канцелярии) уста­навливаются стенды с образцами различных судебных документов.

Обобщения судебной практики проводятся регу­лярно с целью улучшения деятельности соответствующих судов. Эта работа включает определение предмета изучения, составление его про­граммы, само изучение судебных дел, формулирование выводов, их обсуждение, мероприятия по реализации полученных результатов и устранению недостатков.

В районном суде ведется статистическая отчетность. В нее включается составление отчетов о работе суда по разрешению гражданских и уголовных дел. Ответственность за общее руководство этим участком работы несет председатель суда. Основой отчетности является первичный учет, заключающийся в ведении учетно-статис­тических карточек.

Судья (помощник судьи, помощник председателя суда либо кон­сультант суда), отвечающий за состояние справочной работы, следит за официальными изменениями действующих законов, вносит в конт­рольные экземпляры соответствующие поправки, знакомит с ними ос­тальных судей, ведет библиотеку имеющейся в суде юридической ли­тературы, организует приобретение законодательства и юридических справочников и т. п.

Важный участок работы в каждом районном суде — делопро­изводство. Оно заключается в ведении журналов, книг, карточек и нарядов установленной формы, в которых регистрируется движение дел и другой судебной документации. Оно детально регламентирует­ся упомянутой выше Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде.

Значительная часть работы, выполняемой в районных судах, при­ходится на долю его аппарата, который непосредственно обес­печивает организационно не только осуществление правосудия, но и обобщение судебной практики, сбор и анализ судебной статистики, учет и систематизацию законодательства, а также выполнение других задач, о которых сказано выше.

Ближайшими помощниками председателей (районных судей), на­ряду с помощниками, о которых сказано выше, являются также адми­нистраторы судов. Введение таких должностей в судах общей юрис­дикции всех уровней, в том числе в районных судах, предусмотрено Законом о Судебном департаменте, принятом 8 января 1998 г.

Должностные лица, именуемые консультантами, призваны выпол­нять вспомогательную работу, которая требует юридических знаний. Назначаются они председателями судов, как правило, из числа лиц, имеющих высшее юридическое образование. На них возлагается вспо­могательная работа, требующая юридических познаний и соответству­ющего опыта работы, и т. п.

Заведующий канцелярией отвечает главным образом за распреде­ление работы между сотрудниками канцелярии, контролирует ее ис­полнение, обеспечивает сохранность журналов учета, служебной пе­реписки, книг приказов и распоряжений по суду и иной документа­ции, оформляет служебную переписку с вышестоящими судебными органами, правоохранительными и иными государственными учреж­дениями, общественными объединениями, предприятиями.

Секретари суда ведут делопроизводство по судебным делам, под­лежащим рассмотрению конкретными судьями. Они хранят материа­лы дел, ведут необходимые журналы и карточки, обеспечивают хра­нение вещественных доказательств по уголовным делам, оформляют законченные производством дела и сдают их в архив.

Секретарь судебного заседания ведет протоколы судебных засе­даний, направляет повестки участникам судебного разбирательства и свидетелям, обеспечивает информацию о месте и времени рассмотре­ния дел, назначенных к слушанию.

Председатель суда

Деятельность суда как важнейшего юрисдикционного органа не может реализовываться вне законодательно установленной процедуры, затрагивающей, в том числе, вопросы организации самих судов. Иными словами, для каждого суда, как элемента отечественно судебной системы характерно наличие собственной структуры:

Определение 1

Структура суда – это выражение организационного построения суда, проявляющее взаимодействие и соподчинение составляющих его подразделений и должностных лиц.

При этом необходимо отметить, что ключевым звеном структуры любого суда выступает его председатель, в том числе, утверждающий структуру конкретного органа и его штатное расписание.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что несмотря на вхождение председателя в общую структуру суда, наряду с иными судьями и их объединениями (подразделениями, составами, и т.д.

), председателя отличает особый двойственный статус:

Определение 2

Председатель суда – особый элемент судебной организации, выступающий одновременно судьей соответствующего звена судебной системы, в связи с чем, осуществляющий процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел, и, в то же время, реализующий ряд организационных полномочий.

Читайте также:  Статья 12. присвоение статуса адвоката

Применительно к процессуальной составляющей деятельности председателя суда какие-либо изъятия не предоставлены, в связи с чем, он обязан отправлять правосудие в общеобязательном порядке, установленном на уровне федерального отраслевого процессуального законодательства. Всю специфику соответствующей роли отражает именно совокупность его организационно-распорядительных полномочий, которые будут рассмотрены ниже.

Полномочия председателя суда

Как было отмечено выше, роль и значение председателя суда проявляется в совокупности предоставленных ему организационных прав и обязанностей, в числе которых, в настоящее время в Российской Федерации принято выделять:

  • Совокупная организация нормального функционирования конкретного суда;
  • Распределение обязанностей между собственными заместителями (заместителями председателя суда);
  • Формирование конкретных судебных составов, исходя из опыта судей, их специализации, и т.д., для целей обеспечения максимально качественной и эффективной судебной деятельности;
  • При наличии, созывает Президиум собственно суда
    , возглавляя его и вынося на рассмотрение необходимые вопросы;
  • Осуществляет руководство аппаратом суда, в том числе путем назначения и освобождения от должности работников аппарата;
  • Выступает от лица суда во взаимоотношениях с государственными, общественными и иными организациями.

Оформление соответствующей деятельности происходит в рамках издаваемых председателем приказов и распоряжений, направленных на решение отнесенных к соответствующей компетенции вопросов.

При этом по общему правилу, при отсутствии председателя (независимо от причин такого отсутствия), его полномочия реализуются первым заместителем; при отсутствии последнего – любых из заместителей председателя.

Говоря, в свою очередь, о таких субъектах судебной организации, как заместители председателя соответствующего суда, следует обратить внимание на то, что они также являются судьями, в связи с чем осуществляют все процессуальные полномочия, которыми наделен любой судья конкретного суда, а в качестве отличия правового статуса судей и заместителей председателя суда следует назвать, что последние возглавляют судебные коллегии и организуют непосредственную деятельность структурных подразделений аппарата суда, в части, не связанной по общему правилу с кадровыми преобразованиями.

Председатель Верховного суда в РФ

После относительно недавней судебной реформы, проведенной в Российской Федерации, вся совокупность судебных юрисдикционных органов, осуществляющих защиту прав и законных интересов граждан в нашей стране, в порядке соподчиненности возглавляется Верховным судом РФ
. В этой связи, проводя характеристику председателя суда, как элемента его организации, представляется необходимым подробнее остановиться именно на роли председателя Верховного суда в нашей стране.

Так, в силу действующего законодательства, председателю Верховного суда в силу прямого указания закона предоставлены следующие полномочия:

  1. Организация работы суда по изучению и обобщению судебной практики, судебной статистики, обеспечение работы по контролю за ходом выполнения разъяснений Пленума Верховного суда
    ;
  2. Обеспечивает решение вопросов организации деятельности самого Верховного суда, а также всех общих и арбитражных судов, преимущественно составляющих судебную систему Российской Федерации;
  3. Созывает и возглавляет Пленум Верховного суда, в том числе посредством планирования его работы и формирования повестки дня;
  4. Распределяет служебные обязанности между собственными заместителями, а также между судьями Верховного суда;
  5. Представляет Президенту РФ кандидатов в судьи Верховного суда, в том числе замещающих должности заместителя председателя, председателей судебных коллегий, и т.д.;
  6. После формирования назначает судебные составы внутри судебных коллегий Верховного суда в РФ, а также определяет председателей соответствующих составов.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что в отличие от правового статуса председателей иных судов, председатель Верховного суда вправе не только обеспечивать организации соответствующего суда, но и оказывать воздействие на другие суды посредством представления Президенту кандидатов на должности судей федеральных судов общей юрисдикции и федеральных судов.

Также, отметим, что достаточно широкая сфера полномочий председателя Верховного суда связывается со взаимодействием с Высшей квалификационной коллегией судей, в том числе – по внесению представлений о награждении судей государственными наградами, приостановлению и прекращению полномочий, и т.д.

Районный суд: состав, компетенция, деятельность председателя и заместителя | Студент-Сервис

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном судебной системы Российской Федерации, так как из общего количества рассматриваемых судами уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях на долю районных судов приходится основная. В соответствии со ст. 119 Конституции РФ, ст.

4 Закона «О статусе судей РФ» судьёй районного суда может быть гражданин РФ, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Районный суд в соответствии со ст.

33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Компетенция районного суда регламентирована ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ»:

  1. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесённых федеральными законами к подсудности других судов.
  2. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях.
  3. Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.
  4. Районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
  5. Районный суд в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

В соответствии со ст.

35 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» председатель районного суда и его заместитель (заместители) назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции:

  • организует работу суда;
  • устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением;
  • распределяет обязанности между своими заместителями, судьями;
  • организует работу по повышению квалификации судей;
  • осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда;
  • осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

 В случае отсутствия председателя районного суда его полномочия осуществляет по поручению председателя районного суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по поручению председателя районного суда один из судей этого суда.

В случае приостановления или прекращения полномочий председателя районного суда его полномочия осуществляет по решению Председателя Верховного Суда РФ один из заместителей председателя районного суда, а при отсутствии у председателя районного суда заместителей – по решению Председателя Верховного Суда РФ один из судей этого суда. В случае, если временно отсутствует судья районного суда и невозможно его заменить судьёй этого же суда, исполнение его обязанностей возлагается председателем вышестоящего суда на судью ближайшего районного суда.

Организационное обеспечение деятельности районных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде РФ. 

Правильная организация районного суда имеет большое значение для обеспечения его успешной деятельности. Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:

  • территориальному (зональному), при котором каждый судья рассматривает все дела, возникающие на закреплённой территории;
  • предметному (функциональному), когда один судья рассматривает уголовные дела, другой – гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т.п.;
  • предметно-зональному, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закреплённой за ним территории;
  • беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские – лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приёма им населения.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]