Раздел ПЕРВЫЙ. Организация конституционного суда российской федерации и статус судей

Раздел ПЕРВЫЙ. Организация конституционного суда российской федерации и статус судей

Аннотация. В данной статье речь пойдет о правовом положении судей в России. Нами будут рассмотрены особенности статуса судей и их место в системе органов государственной власти РФ. За основу взяты нормы действующего российского законодательства, а также затронуты некоторые международные нормативные документы, где отражен правовой статус судей судов различных инстанций.

Ключевые слова: судья, статус, правовое положение, законодательство, судебная власть.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена прежде всего, тем, что в российском государственном устройстве существуют три самостоятельные и независимые ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная.

Последняя из названных является наиболее самостоятельной и независимой, что дает возможность беспристрастного и объективного рассмотрения различных споров, возникающих между субъектами правоотношений. Пожалуй, во все времена к судьям было особое отношение, связанное с их общественным и правовым положением.

Прежде сем говорить о том, какой статус имеют судьи в России, необходимо обозначить, что же подразумевает под собой само понятие статуса. Происхождение у термина «статус» — латинское слово «status», означающее «состояние, положение».

В современном обществе понятием «статус» принято обозначать правовое положение кого-либо, будь то гражданин, должностное лицо, орган управления, или же юридическое лицо. [1]

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о том, что под правовым статусом судьи понимается правовое положение судьи в качестве государственного деятеля, которое обязательно закреплено законодательно.

Законодательное закрепление правовое положение судей получило в таких нормативных актах, как Конституция РФ (ст. 120–122, 124, 128); Закон о статусе судей, Закон о судебной системе (гл. 2); Закон о Конституционном Суде (гл.

2); Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» (гл. 3); Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» (ст. 6–8) и других законах; а также в подзаконных актах.

Нельзя недооценивать также значение норм международного права в вопросах регулирования правового статуса судьи. Наиболее значимыми документами здесь будут являться Европейская хартия о статусе судей 1998 г., а также Основные принципы независимости судебных органов 1985 г.

Проведя детальный анализ положений действующего законодательства, мы выделили некоторые элементы правого статуса судьи.

Перечислим элементы правового статуса:

1. Являясь носителями судебной власти, судьи являются публичными субъектами, которые наделены правом осуществлять властные полномочия.2. Единство статуса судей. Это означает то, что все судьи равны внутри судейского сообщества, закон гарантирует равную защиту принадлежащих им прав, но также на них возложены одинаковые обязанности и ограничения.3.

Присвоение судьям квалификационных классов. На сегодняшний день установлены следующие классы: высший, первый, второй, третий, четвертый, пятый. Судьи Конституционного Суда РФ имеют высший квалификационный класс.4. Наличие особых требований к судье и специальных ограничений, связанных с его статусом.

Приведем пример:а) обязанность по неукоснительному соблюдению судьей Конституции РФ и иных законов; также судья обязан руководствоваться принципами и правилами поведения Кодекса судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следуя присяге судьи;б) судья не имеет права на:

  • замещение иных государственных должностей, должностей государственной или муниципальной службы, а также быть третейским судьей или арбитром [2];
  • занятия предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если это не препятствует исполнению обязанностей судьи.
  • прекращение исполнения трудовых обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

5. Независимость судей: они в своей деятельности подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам.6. Неподотчетность судей. Уголовно наказуемым является вмешательство в деятельность судей с целью воспрепятствовать осуществлению правосудия влечет уголовную ответственность (ч. 1 и 3 ст. 294 УК РФ).7. Обязательность исполнения требований и распоряжений судей любыми субъектами, к которым они обращены, на всей территории РФ.8. Несменяемость судей, означающая, что судье не могут назначаться (избираться) на другую должность или переводиться в другой суд без их согласия.9. Неограниченный срок полномочий федеральных судей. Однако не стоит забывать, что они могут приостанавливаться или прекращаться по основаниям, указанным в законе.10. Максимальный возраст, допускающий пребывание в должности судьи — 70 лет, в случае, если иное не установлено федеральным конституционным законом.11. Неприкосновенность судей, которая тесно связана с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности, процессуальным порядком заключения под стражу, осуществления оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий.12. В случае, если судьей совершен дисциплинарный проступок, то ответственность за его совершение наступает в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. Но и здесь существуют свои особенности привлечения к ответственности: дело в том, что обычный порядок здесь не действует: принимать решения о наложении на судью дисциплинарного взыскания может только соответствующая квалификационная коллегия судей, а в случае совершения дисциплинарного проступка судьей Конституционного Суда РФ – только Конституционный Суд РФ. Обжаловать такое решение возможно в специальный орган –Дисциплинарное судебное присутствие.Для того, чтобы лучше понимать, за какое именно действия судья может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, целесообразно здесь раскрыть понятие дисциплинарного проступка. Таким проступком со стороны судьи будет считаться нарушение норм Закона о статусе судей, Кодекса судейской этики (для судей Конституционного Суда РФ – и норм Закона о Конституционном Суде), а также нарушение общепринятых норм морали, обязанностей при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности.Приведем данные статистики по России. Так, в период с января 2009 г. по 1 ноября 2012 г. квалификационными коллегиями судей субъектов РФ в связи с совершением дисциплинарных проступков досрочно были прекращены полномочия 160 судей и наложены взыскания в виде предупреждения на 875 судей, а Высшей квалификационной коллегией – на трех и двух судей соответственно [3].13. Право судьи на отставку (почетный уход или почетное удаление с должности). Более того, уход судьи в отставку не прекращает всех привилегий, связанных с его статусом: звание судьи сохраняется, а также сохраняются все гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.14. Закон возлагает обязанность по повышению профессиональной квалификации судьями: так, федеральные судьи обязаны повышать квалификацию не реже одного раза в три года.15. Меры по материальному обеспечению и социальной защите судей. Материальное обеспечение включает в себя месячный оклад согласно замещаемой должностью, месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом, кроме того: ежемесячное денежное поощрение, доплата за выслугу лет, за ученую степень кандидата юридических наук и другие доплаты. Среди социальных гарантий можно отметить предоставление отпуска продолжительностью 30 рабочих дней, (при этом не учитывается время следования к месту отдыха и обратно); а учитывая стаж работы по юридической специальности, может предоставляться ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) и т.д.16. Применение мер безопасности с целью защиты жизни, здоровья. К таким мерам относятся: личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешности и т.д.).

Таким образом, рассмотрев основные положения законодательства о статусе судей в РФ, мы пришли к выводу, что такой статус, со всеми его привилегиями, правами и обязанностями, способен обеспечить возможность судье осуществлять независимое, непредвзятое и справедливое правосудие [4]. Однако, не стоит забывать, что есть и обратная сторона: некоторые судьи совершают правонарушения, или даже преступления, злоупотребляя своим служебным положением.

В связи с этим, представляется необходимым проводить усиленный контроль (возможно, создав специальный надзорный орган), который бы строго следил за тем, каким образом используются судьей предоставленные свободы и привилегии.

С целью сохранения объективности и беспристрастности правосудия считаем необходимым особенно ужесточить ответственность судей за такое преступление, как получение взятки.

Иначе, о каком «справедливом» разбирательстве может идти речь, если даже наши «служители Фемиды» будут выносить свое решение в зависимости от размера полученного вознаграждения?

И речь здесь идет также о моральном облике судьи, ведь стороны, участвующие в процессе, обращаются к суду «Ваша честь». А это, на наш взгляд, говорит о многом.

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковник, 1999. С. 764; Большой иллюстрированный словарь иностранных слов. М.: Русские словари; ACT; Астрель, 2004. С. 744.
  2. Отчетный доклад Председателя Высшей квалификационной коллегии судей РФ В. В. Кузнецова VIII Всероссийскому съезду судей // Официальный сайт Совета судей РФ. URL: ssrf.ru/page/8832/ detail.
  3. Атяшев М.С. К вопросу о кадровом комплектовании судебной системы // Российский судья. 2007. N 7.
  4. Клеандров М. И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты. М.: Норма, 2008. С. 22.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: анализ их деятельности и предложения по ее совершенствованию

Для начала стоит обратить внимание на статистику рассмотрения дел Конституционными (Уставными) судами субъектов. Наиболее оптимальным кажется анализа данных ежегодного периода. За 2015 г. все суды вынесли в общей сложности 179 актов, из которых 47 постановлений и 132 определения.

В среднем на каждый суд приходится примерно 11 судебных актов всех видов. Безусловными аутсайдерами являются Конституционные Суды Чеченской Республики и Тывы, которые за прошлый год не вынесли ни одного акта.

Также можно выделить такие регионы с «мертвыми» судами, как Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, в которых вынесено буквально лишь одно решение по существу.

Наиболее интенсивно работающим судом является Уставной Суд Калининградской области. Данный суд занимает лидерскую строчку не один год, стабильно вынося несколько десятков определений и по 7–10 постановлений. Относительно работоспособным можно признать также и Конституционный Суд Республики Татарстан, вынесший в прошлом году 5 постановлений и 18 определений.

Лидером по количеству обжалуемых нормативно-правовых актов является муниципальное право. Обжалуются самые разные акты: от генеральных планов населенных пунктов и административно-территориальных разграничений между муниципальными образованиями до образовательных программ и правил благоустройства территории.

Второе место по количеству дел занимает конституционное право, а именно запросы депутатов или уполномоченных органов о толковании Уставов (Конституций) субъектов. Из других заботящих общество отраслей права – право социального обеспечения и жилищное право.

Читайте также:  Статья 6. Индивидуальный лицевой счет

В данном случае в суды обращаются граждане в случаях нарушения их личных прав и свобод из-за установления чрезмерно высоких тарифов по капитальному ремонту либо лишений каких-то категорий граждан льгот.

Однако нужно отметить, что в данном случае речь идет о всех процессуальных документах, которые, возможно, и показывают степень загруженности того или иного суда, но не говорят о количестве дел, которые были рассмотрены по существу.  Как отмечалось выше, всеми рассматриваемыми судами было принято 47 постановлений: т.е.

по существу было рассмотрено только 47 дел.  Так, к примеру, в Конституционном Суде Республики Адыгеи из четырех вынесенных определений три являются отказом в принятии жалобы, и лишь одно – принятие жалобы к рассмотрению, но доведенных до логического завершения дел в виде конкретных постановлений за 2015 г. нет.

В Конституционном Суде Республики Карелии пять отказных определений и два о прекращении производства по делу, и всего два постановления, разрешивших дела по существу. Примерно аналогичная ситуация в Уставном Суде Санкт-Петербурга.

Татарстан, указанный ранее в качестве региона с активно действующим судом, тоже не может похвастаться богатой практикой: из 18 определений лишь 4 жалобы были приняты судом к рассмотрению. В целом, итоговых постановлений в среднем в 3 раза меньше, чем жалоб, поступивших в данные суды.

Эти данные могут свидетельствовать о крайне низкой загруженности Конституционных (Уставных) судов субъектов, так как полноценно рассмотренных дел насчитываются единицы.

Для сравнения можно обратиться к статистике деятельности судов общей юрисдикции по рассмотрению дел об оспаривании нормативно-правовых актов. За 2015 г. районные суды вынесли 1 411 решение по вопросам оспаривания нормативно-правовых актов, областные и приравненные к ним суды – 761 решение.

На конец года в производстве еще находилось 330 в судах всех уровней по рассматриваемой категории дел. Усредненная нагрузка СОЮ выглядит следующим образом. В Российской Федерации на сегодняшний день существует 2 189 районных и 97 областных и приравненных к ним судов.

Следовательно, на два районных суда, в среднем, приходится 1,5 решенных дела за год, а на областной и приравненный к нему – примерно 8 дел.

Указанные данные не в полной мере сопоставимы со статистикой конституционных (уставных) судов, поскольку в них включены сведения об оспаривании нормативно-правовых актов на предмет их соответствия федеральному законодательству.

Однако, даже если предположить, что дела об оспаривании ведомственных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления на предмет соответствия вышестоящим региональным актам составляет хотя бы третью часть от всех дел данной категории, то данный показатель будет сопоставим с количеством решений, вынесенных Конституционными (Уставными) судами субъектов. Кроме того, не стоит забывать также и о том, что анализируемые звенья СОЮ рассматривают еще и гражданские, уголовные и иные дела, вытекающие из публичных правоотношений. Так, например, районными судами в 2015 г. только гражданских и административных дел было окончено 4 615 487, а уголовных – 507 417.

Основная же мысль очевидна: СОЮ на сегодняшний день и без того перегружены делами из различных правовых сфер, и рассмотрение дел об оспаривании актов или действий органов и должностных лиц субъектов или местного самоуправления выглядит излишне глупым. Как раз было бы вполне правильно подумать о перераспределении нагрузки между СОЮ и Конституционными (Уставными) судами субъектов РФ.

Итак, активность работы Конституционных (Уставных) судов невысока.

Но каковы результаты их решений? В общем, статистика показывает, что суды склоняются больше к признании тех или иных норм соответствующими Уставу или Конституции субъекта: из всех вынесенных постановлений за 2015 г.

в 30 судебных актах оспариваемые нормы были признаны конституционными, а в 15 постановлениях зафиксировано, что нормы нарушали положения Основного Закона субъекта.

В некоторых субъектах суды всегда или почти всегда признают оспариваемые акты соответствующими Конституции или Уставу. Так, например, в прошлом году в Конституционном суде Республики Башкортостан и в Уставном суде Калининградской области не было ни одного отменительного постановления. А в Конституционных судах Республики Коми и Республики Татарстан таких постановлений меньшинство.

Следующий вопрос, который необходимо рассмотреть, касается затрат региональных бюджетов на содержание Конституционных (Уставных) судов субъектов.

С целью исследования данного вопроса необходимо обратиться к бюджетной отчетности тех субъектов, где Конституционные (Уставные) суды уже существуют.

Но проводить анализ всех 16 субъектов в рамках данной статьи не представляется возможным, поэтому решено посмотреть на бюджеты наиболее «богатых» и наиболее «бедных» регионов.

Критерием разграничения выступили: уровень доходов субъекта, в том числе безвозмездных поступлений из других бюджетов бюджетной системы РФ (дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов), и уровень расходов субъекта, в том числе и на соответствующие суды. Чем больше доходов и чем меньше помощи субъекту «извне», тем он является более самодостаточным.

Субъект Уровень доходов субъекта в 2015 г. Безвозмездные поступления субъекту в 2014 г. Уровень расходов субъекта в 2015 г. Средства, потраченные на Уставной (Конституционный) суд в 2015 г. Доля затрат на суд из общих расходов субъекта
«Богатые» субъекты Российской Федерации
Санкт-Петербург 439,2 млрд. руб. 32,3 млрд. руб. 431,9 млрд. руб. 79,7 млн. руб. 0,0001 %
Республика Татарстан 203,9 млрд. руб. 29,2 млрд. руб. 211 млрд. руб. 48,8 млн. руб. 0,0002 %
Свердловская область 176 млрд. руб. 21,2 млрд. руб. 192 млрд. руб. 48,6 млн. руб. 0,0002 %
Республика Башкортостан 144,4 млрд. руб. 32 млрд. руб. 144,6 млрд. руб. 23,8 млн. руб. 0,0001 %
«Бедные» субъекты Российской Федерации
Республика Адыгея 14,3 млрд. руб. 6,8 млрд. руб. 15,3 млрд. руб. 8,9 млн. руб. 0,0006 %
Республика Тыва 19,6 млрд. руб. 17 млрд. руб. 20,4 млрд. руб. 26,5 млн. руб. 0,0012 %
Республика Северная Осетия – Алания 21,4 млрд. руб. 14,2 млрд. руб. 21,9 млрд. руб. 19,1 млн. руб. 0,0008 %

Отдельно стоит сказать о Калининградской области как о субъекте с самым активно работающим судом. Имея сравнительно небольшой, весьма дотационный и дефицитный бюджет (46,1 млрд. руб. доходов и 21,8 млрд. руб. безвозмездных поступлений, 54,4 млрд. руб. расходов), на содержание Уставного Суда области уходит 17 млн. руб.

, то есть 0,0003 % от всех расходов. Этот обособленный пример показывает, что и активно работающий суд может требовать на содержание достаточно скромную сумму из бюджета, так как средняя доля расходов всех вышеуказанных субъектов на рассматриваемые суды составляет приблизительно 0,0004%.

Это является весьма скромной долей и никак не может чрезмерно отягощать бюджеты субъектов. Таким образом, анализируемая гипотеза о чрезмерном бюджетном бремени кажется несостоятельной.

И все субъекты Российской Федерации вполне могут принять на себя такие расходные обязательства для создания единой системы Конституционных (Уставных) судов на всей территории РФ.

Из всех рассуждений явствует, что СОЮ чрезмерно перегружены, а Конституционные (Уставные) суды субъектов имеют низкую загрузку. Проблема кроется, во-первых, в федеральном процессуальном законодательстве, которым предусматривается разрешение большинства споров федеральными судами.

Во-вторых, в России выстроена довольно стройная система вышестоящих инстанций, в которых можно обжаловать решения, когда как в Конституционных (Уставных) судах субъектов решение окончательное и обжалованию не подлежит. В-третьих, из-за того что такие суды в России почти не встречаются, люди о них почти не знают и, как следствие, им не доверяют.

В-четвертых, возникает и проблема нарушения конституционного равенства субъектов, связанная с тем, что по логике вещей жители субъектов (а также юридические лица и иные субъекты гражданского общества), где такие суды еще не созданы или их создание нормативно не предусмотрено вообще, не могут воспользоваться таким способом защиты своих прав, какой уже есть в субъектах, имеющих подобные судебные органы. Все это, несомненно, попирает истинную природу федерализма, ударяет по его значимости, даже, в какой-то степени, нивелирует его.  

Таким образом, в одних субъектах конституционные (уставные) суды лишь имитируют государствоподобный статус субъекта федерации, в других субъектах данные органы все же действительно участвуют в защите прав и свобод граждан, хотя и с разной степенью эффективности.

Но в любом случае необходимы изменения, которые могли бы расширить компетенцию данных судов и сделать их эффективными органами защиты прав.

В частности, предлагается внести изменения в статьи 20, 21, 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», в главу 3 и 4 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и статьи 19, 20 КАС РФ, наделив Конституционные (Уставные) суды субъектов полномочиями по рассмотрению дел об оспаривании всех региональных и муниципальных актов на соответствие не только региональным конституциям (уставам), но и региональному законодательству, а также дел оспаривании действий органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае нарушения последними региональных или муниципальных нормативных актов. В результате этого может снизиться нагрузка на СОЮ, которые смогут выносить более взвешенные и обоснованные решения по другим делам.

Бесспорно, такая масштабная судебная реформа будет довольно сложной в своей реализации, в ходе которой могут всплыть наружу многие другие противоречия, о которых не было упомянуто в рамках данной статьи. Однако приведение системы судов в порядок просто необходимо, так как настоящая ситуация дискредитирует Россию как государство с федеративным устройством.

Читайте также:  Статья 8. Требования к ипотечным агентам

Конституционное право

Конституционно-правовой статус судей — это определяемые Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности.

Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» и находят развитие в Законе РФ от 26 июня 1992 г.

«О статусе судей в Российской Федерации» (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону.

В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны, для реального действия этого положения судье должна быть обеспечена защита от любого влияния или вмешательства. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Конституция РФ и Закон о статусе судей содержат перечень профессиональных требований, предъявляемых к судьям и кандидатам на судейские должности.

В числе этих требований — определенный возраст и состояние здоровья, а также профессиональные качества: высшее юридическое образование, определенный стаж работы по юридической профессии.

В данный стаж включается время работы на требующих юридического образования: государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ конституциями (уставами) субъектов Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции России; муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления.

Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются: время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ; в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; в научно-исследовательских учреждениях; время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса. Среди других требований, предъявляемых к судье, выделяется обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию РФ и законы. Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменения его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Федеральное законодательство устанавливает порядок наделения судей полномочиями.

Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ; судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу, в которой клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым.

Закон о статусе судей предусматривает еще одно специфическое требование, предъявляемое к кандидату в судьи: сдачу им квалификационного экзамена, который принимается комиссией, состоящей при органе юстиции. В случае нарушения судьей какого-либо из перечисленных требований квалификационная комиссия вправе приостановить или прекратить его полномочия.

Гарантии независимости судей (а также присяжных, народных и арбитражных заседателей) устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом.

К числу средств обеспечения независимости судей относятся: (а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; (б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; (в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; (г) право судьи на отставку; (д) неприкосновенность судьи; (с) система органов судейского сообщества; (ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; (з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Органы государства, прежде всего органы внутренних дел, обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия, которое выдается ему органами внутренних дел по его заявлению в порядке, предусмотренном Законом РФ «Об оружии».

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет.

Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Полномочия судьи прекращаются: в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий (если этот срок установлен законом); в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного законом; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока или в связи с достижением предельного возраста, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи.

Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством.

Такими основаниями могут выступать; (1) письменное заявление судьи об отставке; (2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; (3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; (4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; (5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; (6) прекращение гражданства Российской Федерации; (7) занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи; (8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; (9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; (10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; (11) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; (12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Конституционно-правовой статус судей Конституционного Суда РФ

Правовому регулированию статуса судьи Конституционного Суда РФ посвящена отдельная 2 глава Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г.

№ 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», которая устанавливает, в частности, требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации, который должен являться гражданином РФ в возрасте 40 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Кроме того, в качестве специального требования закон особо выделяет безупречную репутацию кандидата.

В силу положений ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ — семьдесят лет. Изменения, происходящие в этой области, затрагивали различные элементы Конституционного Суда РФ.

Прежде всего, они касались судей. Применительно к ним изменялся срок полномочий судьи. В первоначальной редакции Федерального конституционного закона он назначался на должность на срок 12 лет при предельном возрасте пребывания в должности 70 лет. При этом с учетом положений Конституции РФ (п. 5 раздела второго) и п.

4 переходных положений указанного Закона предполагалось, что названные ограничения распространяются только на судей, назначенных на основе новой Конституции и Федерального конституционного закона; ранее же назначенные судьи (на основе Конституции РСФСР и Закона о КС РСФСР 1991 г.

), срок полномочий которых не был ограничен, должны были оставаться в должности до 65 лет. В последующем срок полномочий судьи удлинялся до 15 лет (ФКЗ от 8 февраля 2001 г.

Читайте также:  Статья 62. Объяснения сторон

№ 1-ФКЗ), а позднее было установлено, что его полномочия не ограничены определенным сроком, но с сохранением предельного возраста пребывания в должности 70 лет; причем данное положение распространялось на всех действующих судей Конституционного Суда. Такой подход мотивировался стремлением обеспечить выравнивание их правового статуса

Теоретически судья Конституционного Суда РФ (с учетом, что на данную должность назначается лицо, достигшее не менее 40-летнего возраста) может исполнять свои полномочия в течение 30 лет.

Такая продолжительность, возможно, гарантирует независимость судьи, но и имеет свои теневые стороны.

Не случайно, как общий принцип, судьи европейских конституционных судов назначаются на должность на ограниченный срок (от 6 до 12 лет), в рамках которого им гарантируется несменяемость.

Заметно трансформировалось регулирование отношений, связанных с неприкосновенностью судей Конституционного Суда. Первоначально она обеспечивалась исключительно ст. 15 Федерального конституционного закона, что согласуется с ч. 3 ст.

128 Конституции РФ, примерно на уровне неприкосновенности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (ст. 98 Конституции).

В настоящий момент Конституционный Суд в полном объеме решает только вопросы дисциплинарной ответственности судей Суда, а в остальных случаях согласно уже Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (ст.

16) Конституционный Суд либо соучаствует в процедурах (дает согласие о возбуждении уголовного дела в отношении судьи Суда и при использовании к нему как меры пресечения заключения под стражу), либо его участие в них не предусмотрено (при решении вопросов при привлечении судьи к административной ответственности и осуществлении по отношению к нему оперативно-розыскных действий).

Как точно подметила И.Б. Михайловская, «присяга, приносимая судьей Конституционного Суда Российской Федерации, отличается от присяги судей других судов большим эмоциональным упором именно на независимость своих суждений. Судья обязуется подчиняться только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более».

Гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ посвящена ст.

13 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Судейская независимость — это независимость судьи от любого внешнего влияния на его решение, гарантия того, что гражданам будет обеспечен беспристрастный суд в соответствии с законом.

Это означает, что судья должен быть защищен от возможности давления и другого воздействия со стороны главы государства, законодательной и исполнительной власти государства, так же как и со стороны СМИ, бизнеса, общественного мнения и т.д. Но, кроме того, это также означает и защиту от давления со стороны самой судебной системы.

Надлежащее администрирование судебной системы должно создавать и гарантировать условия, необходимые для судейской независимости.

Функционирование судебных органов на принципе независимости и невмешательства в их деятельность посторонних сил является основой любого правового и демократического государства, что также способствует соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.

Взаимоотношения главы государства с судебной властью, так же как и отношения последней с любым конституционным институтом, представляют собой довольно деликатный вопрос, регулирование которого, как нам представляется, требует особенной ясности и гибкости.

Насколько деликатна данная тема, настолько она становится предметом бурных обсуждений во время конституционных реформ в любой стране и в любом обществе, на любом этапе общественной формации. Россия не является исключением в этом отношении, а взаимоотношения между главой государства и судебной системой являются предметом горячих дискуссий.

Деликатность этих отношений, по существу, определяет то обстоятельство, что данная система взаимоотношений не только должна быть соотносима с принципом разделения власти на основе независимости судебного ответвления власти, но их отношения в точности, без нарушения баланса должны укладываться в систему взаимоотношений и уравновешенности.

Более того, благодаря своему точному и справедливому регулированию, они должны придавать этому комплексному механизму больше жизнеспособности. Для полноценного осуществления принципа разделения власти, как отмечает Р.В.

Косов, большое значение имеет не только внутренняя структурная организация власти, но и ее правовые взаимоотношения с другими конституционными институтами, в том числе с институтом главы государства.

В России, как и во многих странах мира, система взаимоотношений между Президентом и судебной властью конституционно развивается в нескольких направлениях:

  • 1) кадровые полномочия Президента;
  • 2) право индивидуального помилования;
  • 3) право признания судом президентских актов неконституционными;
  • 4) оценка конституционности действий Президента.

В силу положений ст. 83 Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Как гласит ст.

128 Конституции РФ, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Статус судей Конституционного Суда Российской Федерации

Замечание 1

Правовой статус судьи Конституционного Суда РФ – это юридические обязанности и права, принципы и социальные гарантии, запреты и ограничения, связанные с осуществлением полномочий судьи Конституционного Суда
. Правовой статус судьи является специальным, особым, вытекающим из юридической природы, особенностей задач и целей, предназначения Конституционного Суда, места, которое он занимает в судебной системе России.

На судей Суда распространяются только общие требования законодательства 1992 года о статусе судей РФ и в той степени, в какой соответствуют специфическим особенностям правового статуса судей Конституционного Суда. Отдельно выделяется правовой статус судей Суда, находящегося в отставке и действующего судьи.

Первоначально в Российском законодательстве предельный срок нахождения в должности судьи Конституционного Суда равен 12 лет, позже он был продлен до 15 лет. В 2001 году было введено правило о предельном возрасте – он был увеличен с 65 лет до 70 лет. Предельный возраст не распространяется на председателя Конституционного Суда.

Он может переназначаться на свою должность по представлению Президента. По общему правилу полномочия судьи прекращается в последний день того месяца, когда судья достиг предельного возраста, в котором он может находиться в своей должности.

Если судья участвует в рассмотрении начатого дела, он продолжает исполнять возложенные обязанности до вынесения решения Суда по этому делу.

Права и обязанности судьи Конституционного Суда предполагают его обязательное участие в судебных процессах Конституционного Суда, участие в принятии решений по итогам рассмотрения дел, которые находятся в производстве данного Суда, выполнение других, установленных Конституцией
, законом о Конституционном Суде
, должностных обязанностей.

Запреты, действующие для судей Суда:

  • запрет о повторном назначении на должность судьи;
  • запрет на совмещение обязанностей члена парламента и другого законодательного органа субъекта Федерации
    , муниципального органа управления;
  • запрет являться членом правительства, исполнительного органа государственной власти;
  • запрет на занятие предпринимательской, другой коммерческой деятельностью;
  • запрет на участие в партийной или другой политической деятельности;
  • запрет заниматься общественной деятельностью (исключение составляют занятия научной, преподавательской, другими видами творческой деятельности.

Судьям Конституционного Суда, согласно с законом о Конституционных Судах, запрещено высказывать собственное публичное мнение по конституционно-правовым вопросам в средствах массовой информации, выступают предметом рассмотрения дела в Конституционном Суде
, не давать публичных оценок до вынесения решения по юридическому делу.

Гарантии независимости и неприкосновенности судьи Конституционного Суда

Закон о Конституционном Суде (ст. 13, 15) предусматривает гарантии независимости и неприкосновенность судьи Конституционного Суда.

Независимость судьи обеспечивается его неприкосновенностью, несменяемостью, равенством прав судей, определенные Федеральным конституционным законом правом на отставку, порядком прекращения и приостановления полномочий, обязательностью процедуры конституционного производства, гарантией безопасности, предоставлением судье социального и материального обеспечения, недопущения вмешательства в судебную деятельность.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда: достойная оплата труда; социальное обеспечение; предоставление обязательного ежегодного отпуска; обеспечение социально-бытовом обслуживанием, жильем, обязательным государственным страхованием здоровья и жизни судей, страхование собственности, принадлежащей судье или членам его семьи (ст. 13). Согласно ст. 15 судья Конституционного Суда обладает неприкосновенностью. Гарантии неприкосновенности устанавливаются Федеральным конституционным законом, федеральным законом о статусе судей.

Судья не может привлекаться к ответственности (включая прекращение его полномочий) за мнение, которое он выразил при рассмотрении дела в Суде, если приговором суда не установлена виновность этого судьи в злоупотреблении полномочиями.

Судье за нарушение норм Федерального конституционного закона
, положения кодекса судейской этики, федерального закона, то есть совершение дисциплинарного проступка, может быть наложено дисциплинарное взыскание, имеющее вид предупреждения или прекращения полномочий судьи.

Особенности правового регулирования статуса судей Конституционного суда субъектов РФ

Необходимо, чтобы нормы федерального законодательства в вопросах правового положения судей согласовывались с нормами уставов, конституций юстиции субъектов Федерации.

Органы конституционной юстиции субъектов РФ входят в судебную систему Российской Федерации
, на них распространяются положения о статусе судей в РФ, Конституционным Судом.

Суды в субъектах Федерации действуют на основе Конституции РФ и федеральных законов, они не могут рассматриваться, как самостоятельная система судебной власти субъекта РФ, не входящей в судебную систему РФ.

Предоставлять большую свободу в правовом регулировании, отдавать приоритеты субъектам федерации неверно. Это ставит под сомнение единство статуса судей и единство судебной системы во всей стране. На федеральном уровне важно предусмотреть четкие границы законодательной свободы в регулировании вопросов статуса судей Конституционных Судей.

Уровень и характер правовой защиты статуса судьи определяется объемом предоставляемых прав, местом актов, обеспечивающих правовое регулирование статуса судей, закрепление статусных гарантий в Конституции РФ, во взаимосвязанных нормах Федерального конституционного закона и законов РФ о судебной системе и статусе судей РФ.

Ссылка на основную публикацию