Статья 3. Права экспедитора и клиента

Глава 2 ФЗ от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» описывает права и обязанности экспедитора и клиента.  

Права  экспедитора и клиента

Экспедитор имеет право отступать от указаний клиента, только если не смог по не зависящим от него причинам получить согласие клиента на данные отступления, при этом обязательным условием является необходимость такого отступления в интересах клиента.  

Компания FAST IMPORT оказывает экспедиторские услуги.

Квалифицированные специалисты в соответствии с требованиями клиента и особенностями груза подберут необходимый вариант грузоперевозки: курьерская доставка, автомобильная доставка, авиодоставка, доставка железнодорожным транспортом, карго доставка из Китая.

Благодаря наличию собственных офисов и складских помещений в Китае Компания имеет возможность полностью контролировать процесс перевозки, оптимизируя затраты и снижая тем самым расходы клиента.  

Экспедитор, действуя в интересах клиента,  имеет право выбрать или изменить вид транспорта, маршрут, последовательность перевозки, при этом необходимо уведомлять клиента о данных изменениях.   Договором транспортной экспедиции данное правило может быть изменено

Экспедитор вправе удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, если данное условие предусмотрено договором.  Если данном случае возникает порча имущества ответственность несет клиент.

Экспедитор имеет право не начинать исполнять обязанности, предусмотренные договором, если клиент своевременно не предоставил необходимую информацию о грузе и документацию. Если необходимые документы или информация представлены не в полном объеме, экспедитор обязан запросить недостающие сведения.

Экспедитор вправе проверить достоверность представленных  документов и информации о   грузах. 

Клиент имеет право выбрать вид транспорта и маршрут, давать указания в соответствии с договором, а если предусмотрено договором – требовать информацию о перевозки груза.

Обязанности экспедитора и клиента

  • Основной обязанностью экспедитора является оказание услуги в соответствии с заключенным договором.
  • Экспедитор обязан при приеме груза выдать клиенту экспедиторский документ, оригиналы договоров.
  • Если экспедитор не имеет возможности запросить клиента или не получил ответ на запрос в течение суток по вопросу отступления от указаний клиента, экспедитор обязан уведомить клиента об отступлениях, как только станет возможным уведомить.
  •  Если экспедитор оказывает услуги  клиенту для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то  обязан предоставить по  требованию клиента информацию, предусмотренную законодательством РФ о защите прав потребителей.
  • Если не предусмотрено договором экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза.

Основной обязанностью клиента является: своевременное предоставление полной информации о грузах и условиях его перевозки, документов, необходимых для санитарного, таможенного др. видов контроля;  оплата в соответствии с договором вознаграждения и расходов, понесенных в интересах клиента.

Должностная инструкция экспедитора — образец 2021

Экспедитор – профессия сложная и очень востребованная. Возможно, некоторые не согласятся с этим утверждением, ссылаясь на то, что этот специалист практически ничего не делает. Однако это лишь поверхностный взгляд. В реальности же обязанности, которые регламентирует должностная инструкция экспедитора, весьма многогранны, и не каждый способен их осилить.

Особенно если речь идет о крупных компаниях, которых занимаются перевозкой грузов не только на территории Российской Федерации, но и за ее пределами. Поэтому давайте рассмотрим все особенности этой профессии, дабы понять, что за пункты может содержать должностная инструкция экспедитора грузов.

Кто такой экспедитор?

Несмотря на всеобщее мнение (дескать, на рынке труда потребность в такого рода специалистах возникла относительно недавно), эта профессия зародилась много столетий назад.

Так, первые экспедиторы появились в далеком XV веке. Как и сейчас, их главной задачей было доставить груз в указанное место.

И при этом они должны были сделать все возможное, дабы целостность и качество посылки не пострадали во время путешествия.

Спустя много веков эта профессия не только не утратила актуальность, но и укрепила свои позиции. Сейчас должность экспедитора есть во многих фирмах и компаниях. Однако их полномочия и обязанности могут сильно видоизменяться в зависимости от размера организации и её сферы деятельности.

Ключевые моменты профессии

Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.

Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.

Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.

Права экспедитора и клиента

Экспедитор имеет право отступать от указаний клиента, только если не смог по не зависящим от него причинам получить согласие клиента на данные отступления, при этом обязательным условием является необходимость такого отступления в интересах клиента.

Компания FAST IMPORT оказывает экспедиторские услуги.

Квалифицированные специалисты в соответствии с требованиями клиента и особенностями груза подберут необходимый вариант грузоперевозки: курьерская доставка, автомобильная доставка, авиодоставка, доставка железнодорожным транспортом, карго доставка из Китая. Благодаря наличию собственных офисов и складских помещений в Китае Компания имеет возможность полностью контролировать процесс перевозки, оптимизируя затраты и снижая тем самым расходы клиента.

Экспедитор, действуя в интересах клиента, имеет право выбрать или изменить вид транспорта, маршрут, последовательность перевозки, при этом необходимо уведомлять клиента о данных изменениях. Договором транспортной экспедиции данное правило может быть изменено

Экспедитор вправе удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, если данное условие предусмотрено договором. Если данном случае возникает порча имущества ответственность несет клиент.

Экспедитор имеет право не начинать исполнять обязанности, предусмотренные договором, если клиент своевременно не предоставил необходимую информацию о грузе и документацию. Если необходимые документы или информация представлены не в полном объеме, экспедитор обязан запросить недостающие сведения.

Экспедитор вправе проверить достоверность представленных документов и информации о грузах.

Клиент имеет право выбрать вид транспорта и маршрут, давать указания в соответствии с договором, а если предусмотрено договором – требовать информацию о перевозки груза.

Что необходимо знать экспедитору?

Учитывая такой набор обязанностей, не приходится удивляться, что многие работодатели выдвигают ряд требований к будущим работникам. Некоторые из них обозначаются в должностной инструкции, остальные же остаются за кадром, как само собой разумеющееся.

Итак, что же должен знать экспедитор?

  • Нормативно-правовую базу.
  • Российское законодательство.
  • Международные правила и нормы перевозки грузов.
  • Особенности заполнения транспортных документов.
  • Основы логистики.

Кто может претендовать на эту должность?

Небольшие фирмы, занимающиеся локальными перевозками, не сильно придираются к кандидатам на пост экспедитора. Так, им вполне подойдет человек, имеющий оконченное среднее образование. А вот крупные компании не столь лояльны.

Дабы заполучить престижную должность, экспедитор должен иметь диплом, свидетельствующий об окончании вуза. Особенно востребованы специалисты с техническим и экономическим образованием.

Также должностная инструкция экспедитора имеет пункт, требующий от кандидата знания иностранного языка.

Но это вполне обосновано, ведь по роду службы ему довольно часто придется сталкиваться с языковым барьером, например, при пересылке груза за границу.

Должностная инструкция экспедитора

Должностная инструкцияЭкспедитор

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность экспедитора [Наименование организации в родительном падеже] (далее -Общество).

1.2. Экспедитор назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Общества.

1.3. Экспедитор относится к категории рабочих и подчиняется непосредственно начальнику отдела логистики Общества.

1.4. На должность экспедитора по логистике назначается лицо, имеющее среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и стаж работы в экспедиционных или складских структурах не менее 1 года.

1.5. В своей деятельности экспедитор руководствуется:

  • — нормативными документами, регламентирующими работу предприятия, службы коммерческого директора, отдела логистики и склада;
  • — положением о работе отдела логистики;
  • — методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
  • — правилами трудового распорядка;
  • — приказами и распоряжениями генерального директора предприятия, коммерческого директора, руководителя отдела логистики, заведующего складом;
  • — настоящей должностной инструкцией.
Читайте также:  Статья 24. Организация общественных работ

1.6. Экспедитор должен знать:

  1. — постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы, касающиеся организации экспедирования и отчетности при приемке-передаче товарно-материальных ценностей;
  2. — перечень услуг предприятия и своего подразделения;
  3. — основы организации распределительной, складской и транспортной логистики;
  4. — правила внутреннего трудового распорядка;
  5. — правила и нормы охраны труда.

1.7. Во время отсутствия экспедитора его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемое лицо, несущее полную ответственность за их надлежащее исполнение.

2. Функциональные обязанности

Экспедитор обязан выполнять следующие трудовые функции:

2.1. Осуществлять приемку (получение) товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) на складе и в сторонних организациях по сопроводительным документам — накладным, с круглой печатью и подписью уполномоченного лица отгружающей организации, проверяя их комплектность по номенклатуре и количеству.

2.2. Осуществлять экспедирование — сопровождение полученных грузов — до места назначения, указанного в сопроводительных документах.

2.3. Осуществлять передачу ТМЦ в месте назначения, уполномоченному лицу принимающей стороны, по факту передачи получить подтверждение приемки — круглую печать организации и подпись уполномоченного должностного лица.

2.4. Информировать заведующего складом и менеджера отдела логистики о факте доставки порученных грузов.

2.5. Обеспечивать исполнение указаний руководства предприятия и подразделения.

  • В случае служебной необходимости экспедитор может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
  • 3. Права
  • Экспедитор имеет право:

3.1. Запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам его деятельности.

3.2. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения оперативных вопросов производственной деятельности, входящей в его компетенцию.

3.3. Представлять интересы предприятия в сторонних организациях по вопросам, связанным с его профессиональной деятельностью.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1.

Экспедитор несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

4.1.

1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.

2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.

3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.

4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

  Что нужно прописать в должностной инструкции инженера?

4.1.

5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.

6. Необеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.2. Оценка работы экспедитора осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссий предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы экспедитора является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5. Условия работы

5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Обществе.

5.2. В связи с производственной необходимостью экспедитор обязан выезжать в служебные командировки (в т.ч. местного значения).

С инструкцией ознакомлен / /мм 20 г.

(подпись)

Должностная инструкция экспедитора: образец

  1. Несмотря на то что все должностные инструкции составляются руководством компании, исходя из их предпочтений и взглядов, они не должны противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Трудовому кодексу.

  2. Давайте рассмотрим, что представляет собой такой документ, как должностная инструкция экспедитора
  3. Общие положения:
  1. Экспедитор относится к категории технических рабочих.

  2. На эту должность назначаются специалисты с оконченным высшим образованием, прошедшие предварительную подготовку.
  3. Экспедитор обязан знать: структуру компании, ее нормативно-правовую базу, а также основы работы с техническими документами.

  4. Данный работник подчиняется непосредственно директору компании, а также его заместителю по транспортной части.

Должностные обязанности. Экспедитор должен:

  1. Принимать все заявки от клиентов и обрабатывать их в установленном порядке.
  2. Составлять соответствующие запросы на склад, дабы получить нужный товар.
  3. Планировать маршруты перевозки грузов с учетом всех затрат и временных интервалов.
  4. Предоставлять водителю или курьеру документы, необходимы для доставки товара.
  5. Проводить переговоры с клиентами, а также улаживать с ними все спорные моменты.
  6. В случае необходимости сопровождать груз до места его назначения.
  7. Вести учет своей деятельности, согласно установленным правилам.

Права. Экспедитор имеет право:

  1. Запрашивать у руководства всю информацию и документацию, необходимую для выполнения его обязанностей.
  2. Вносить предложения, способные улучшить работу фирмы.
  3. Требовать соблюдения всех норм и законов, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Ответственность:

  1. За невыполнение своих обязанностей или халатность экспедитор может быть привлечен к административной ответственности.
  2. Случаи причинения материального ущерба разбираются в рамках действующего законодательства России, а также Уголовного кодекса.

Должностная инструкция экспедитора

Скачано: 436

УТВЕРЖДАЮ: ______________ «____»___________ 200_г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Экспедитора 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность экспедитора. 1.2. Экспедитор назначается на должность и освобождается от нее коммерческим директором по представлению менеджера по логистике. 1.3. Экспедитор подчиняется непосредственно менеджеру по логистике. 1.4.

На должность экспедитора может быть назначен сотрудник: • с полным средним образованием, • имеющий опыт работы в качестве экспедитора от 1 года, 1.5. В задачи экспедитора входит — приемка по количеству и качеству груза, перевозка и сопровождение к месту назначения. 1.6.

Экспедитор в своей работе руководствуется распоряжениями менеджера по логистике, нормативными актами и настоящей должностной инструкцией. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.

Экспедитор: 2.1. Контролирует санитарное состояние транспорта, предназначенного для перевозки грузов. 2.2. Осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, размещает и укладывает грузы в транспортное средство. 2.3.

Осуществляет прием грузов со склада по количеству в соответствии с сопроводительными документами качеству и срокам годности. 2.4. Проверяет целостность упаковки перевозимых грузов. 2.5. Сопровождает грузы к месту назначения и контролирует необходимый режим хранения и сохранности их при транспортировке. 2.6.

Осуществляет сдачу доставленного груза. 2.7. Участвует, при необходимости, в составлении актов на недостачу, порчу и других документов.

3. ПРАВА.

Экспедитор имеет право: 3.1. Требовать от руководства создания нормальных условий, для выполнения служебных обязанностей, обеспечения средствами связи. 3.2. Подавать предложения по совершенствованию своей работы. 4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

4.1.

Экспедитор несет ответственность за: — сохранность вверенных ему материальных ценностей;; — ненадлежащее выполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией; — правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством; — причинение материального ущерба предприятию в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством; — невыполнение приказов, распоряжений и поручений менеджера по логистике; — некорректное поведение в отношении сотрудников компании и сторонних лиц; — нарушение Правил внутреннего трудового распорядка, техники безопасности и противопожарной безопасности. 5. РЕЖИМ РАБОТЫ.

5.1. Режим работы экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии. 5.2. В связи с производственной необходимостью, экспедитор направляется в служебные командировки (в т.ч. местного значения). 5.3. В связи с производственной необходимостью экспедитор может привлекаться к работе за пределами нормативной продолжительности дня.

Доработки, которые может содержать должностная инструкция экспедитора

Следует напомнить, что данный документ является лишь шаблоном. Его можно дополнять и видоизменять, в зависимости от конечной цели применения. Например, какие изменения может содержать должностная инструкция водителя-экспедитора? Образец этого документа мало чем отличается от вышеупомянутого, однако разница все же есть.

В частности, такая инструкция должна иметь ряд отдельных пунктов, регламентирующих обязанности экспедитора по отношению к автомобилю. Например, там должно быть указано, как часто необходимо проводить техосмотр, где можно парковать машину и какие грузы на ней следует перевозить.

Пп вс рф от 26.06.2018 г. № 26 "о некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"

Современное законодательство, регулирующее вопросы оказания транспортно-экспедиционных услуг и услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом, содержит ряд пробелов, из-за которых суды, при рассмотрении споров, по-разному толкуют заключенные договоры в этих близких сферах хозяйственной деятельности. Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 26 июня 2018 года № 26 “О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции” разъяснил некоторые самые распространенные вопросы.

Читайте также:  Статья 63.1. Обжалование ненормативных актов, решений и действий (бездействия) Банка России

Конечно, в Постановлении нет ответов на все вопросы. Однако, стоит признать, что Верховный Суд провел обширную работу, которая действительно заслуживает тщательного ознакомления. А учитывая то, что высшая судебная инстанция не часто дает такие детальные разъяснения по вопросам, касающимся перевозки грузов, это Постановление обязательно должно появиться в материалах на нашем сайте.

Эта статья предназначена в основном для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев. В ней будет произведено краткое рассмотрение Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 г. № 26 в части, касающейся договоров перевозки грузов и договоров транспортной экспедиции.

Так как моя деятельность связана с оказанием юридических услуг для перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев, первая часть Постановления Пленума, разъясняющая позицию Верховного Суда по вопросам договора перевозки пассажира и багажа, разбору в рамках этого материала не подвергнется.

Пункт 19. Цель договора перевозки

Если основная обязанность должника состоит не в сохранной транспортировке груза, к данному договору не могут применяться положения ГК РФ и Устава о перевозке груза.

В частности, к договорам об утилизации твердых бытовых отходов, в том числе когда утилизация предполагает их вывоз с использованием транспортного средства, не подлежат применению правила о договоре перевозки, например, о сокращенном (годичном) сроке исковой давности по требованию к перевозчику.

Верховный Суд разъясняет, что целью договора перевозки является именно доставка груза без оказания существенных дополнительных услуг, пусть даже и невозможных без осуществления транспортировки материальных объектов.

Здесь следует отметить, что практически в каждом договоре перевозчик обязуется производить не только доставку груза, но также выполнять другие действия, не характерные для договора перевозки, например, контролировать простановку отметок в товарных накладных и счетах-фактурах, проверять целостность упаковки груза и т. п.

Существует риск, что суды при исследовании договоров перевозок будут руководствоваться этим пунктом слишком буквально и применять к таким договорам положения главы 39 Гражданского кодекса РФ “Возмездное оказание услуг”.

Пункт 20. Подтверждение заключения договора перевозки

Перевозка и транспортная экспедиция: различия, ответственность, оформление

Договор перевозки и транспортная экспедиция — в чем различие? В каком случае лучше оформить перевозку? Зачем вообще нужна транспортная экспедиция?

Недавно, разговаривая с директором фирмы, оказывающей услуги транспортной экспедиции (к слову, им был предъявлен иск на значительную сумму в связи с утратой груза), а также изучая их первичные документы, я поняла, что компания хоть и называется транспортно-экспедиционной, однако в действительности осуществляет услуги по перевозке в чистом виде. Почему так работают и оформляют документы директор ответить не смог, так как разницы не понимает между экспедицией и перевозкой. Но ее необходимо понимать, чтобы избежать проблем как с налоговой инспекцией, так и мер ответственности, связанной с утратой или повреждением груза.

Вдаваться в термины гражданского кодекса не хочется, поэтому говоря обычным языком: перевозчик — непосредственный исполнитель, он перевозит груз, экспедитор — это агент, который организует перевозку, иными словами — посредник между заказчиком и перевозчиком. Но! Экспедитор может перевозить груз непосредственно сам или с привлечением третьего лица и тогда он будет считаться перевозчиком. Как сделать так, чтобы экспедитора не посчитали перевозчиком проверяющие органы или суд?

Недавно по перевозке и экспедиции вышли сразу два разъясняющих документа от Верховного суда — Обзор и Пленум. Ничего революционного в них нет, между тем, ряд спорных моментов хорошо разъяснены. Хочу вкратце их  резюмировать.

  1. Перевозчик отвечает за груз в любом случае — в очень редких ситуация он будет освобожден от ответственности. Также перевозчик не несет ответственность за утрату груза по причине плохой упаковки, осуществленной отправителем.
  2. Экспедитор отвечает за перевозимый груз только если действует как фактический перевозчик, выписывает транспортные документы. Об этом пункте я расскажу подробнее ниже.
  3. Грузоотправитель имеет право солидарно взыскать стоимость утраченного (поврежденного) груза с перевозчика и экспедитора (ст. 323 ГК РФ). Следовательно,  у собственника груза гораздо больше шанса взыскать ущерб, так как перевозчик может быть ИП или вообще обычным физическим лицом без имущества (как правило именно так и бывает).
  4. Отправитель груза или экспедитор обязаны обеспечить перевозчика всей необходимой разрешительной документацией на груз, а перевозчик со своей стороны не обязан проверять их полноту и правильность заполнения.

В Пленуме также есть разъяснения по пассажирским перевозкам, утрате багажа и т.п.  — всем интересующимся рекомендую посмотреть.

Так что лучше — договор перевозки или договор транспортной экспедиции? В первую очередь, разница между этими двумя договорами в уровне ответственности. Перевозчик отвечает за груз в любом случае, иными словами, его вина презюмируется. Исключения — да, есть, но они редки и их нужно доказать. С экспедитором все сложнее.

В Обзоре практики по перевозкам суд обратил внимание, что экспедитор отвечает за утрату груза, если является фактическим перевозчиком. Что это значит? Вот как это понимает суд:

экспедитор не предлагал заказчику на выбор перевозчиков для согласования, а указал конкретное лицо, которое будет доставлять товар, стоимость экспедиторских услуг равна рыночной стоимости перевозки, а на сайте компании — экспедитора было указано, что общество обеспечивает доставку товара.

Как видно, исходя из действий экспедитора, суд пришел к выводу, что он принял на себя обязанности перевозчика. Следовательно, мало назваться «экспедитором » и составить договор на оказание транспортно — экспедиционных услуг, необходимо еще этому следовать в своей деятельности. Каким образом?

Исходя и цитаты выше — перед каждой перевозкой согласовывать письменно перевозчиков, а не направлять к заказчику единственного (ставить перед фактом), стоимость услуг экспедитора никак не может быть равной стоимости перевозки (перевозка дороже), либо услуги экспедитора должны выделяться в платежных документах отдельной строкой, проверить информацию на сайте на соответствие деятельности экспедитора (есть ли гарантии о сохранности груза?).

Экспедитор ответит за груз, если он:

  • осуществлял его доставку своим или нанятым транспортом;
  • выписал транспортную накладную.

Если экспедитор является организатором перевозки, находит перевозчика, согласовывает его кандидатуру с заказчиком, выставляет плату за свои услуги — ответственность за перевозку он не понесет. А если экспедитор является по сути перевозчиком?

 

Экспедитор перевозит груз личным транспортом — это не экспедитор, а самый настоящий перевозчик, избежать ответственности точно не получится.

Кстати, как бы не была названа сторона сделки (экспедитор, перевозчик, исполнитель) — суд даст оценку договору и определит какие отношения и договоренности были достигнуты между сторонами, говоря иначе — будет исходить из буквального смысла договора и действий сторон.

Оформление документов — в перевозочной накладной в качестве перевозчика указывается экспедитор, отправителем — поставщик. Плюсы — у покупателя товара нет риска в части не признания расходов на перевозчика необоснованными (для возмещения НДС).

Экспедитор нанимает транспорт для перевозки — здесь ответственность наступит, если экспедитор примет на себя обязанности перевозчика.  Оформление — в транспортной накладной перевозчиком указывается тот, кто повезет груз. Покупатель (или лицо, в чьей адрес доставляется груз) уведомляется о непосредственном перевозчике.

Отправителю предоставляются кандидатуры перевозчика с условиями перевозки для согласования. Стоимость своих услуг экспедитор выделяет отдельной строкой в счете (если оплачивает сам за перевозку), либо иных документах, предоставленных отправителю для возмещения затрат экспедитора. В идеале — чтобы отправитель (заказчик) оплачивал перевозку непосредственно конечному исполнителю.

  Для подтверждения посреднических услуг экспедитора необходим акт выполненных услуг.

К акту прилагается отчет экспедитора, в котором он перечисляет  выполненную работу в интересах заказчика. Вместе с отчетом заказчику передаются копии: договора перевозки, акта выполненных услуг по перевозке, платежных квитанций, поручений, подтверждающих затраты экспедитора.

К слову, закон не требует от экспедитора составлять и подписывать акт выполненных услуг, однако его наличие упрощает расчеты между сторонами и доказывает реальность услуги. К тому же в акте можно отдельно прописать все расходы экспедитора, вознаграждение и иную информацию.

Знаю, что это в реальности так все оформить практически невозможно и никто не захочет раскрывать условия сделки с перевозчиком перед заказчиком. Следовательно, работу нужно строить исходя из максимально возможного — заключать договор экспедиции, не указывая при этом, что экспедитор обязуется доставить груз.

Не выписывать на экспедитора (его водителя) доверенность на получение груза. Предложить письменно заказчику несколько перевозчиков. В отчетных документах отдельно выделить услуги экспедитора и стоимость услуг перевозчика (не предоставляя при этом первичку по перевозке в подтверждение ее стоимости).

Если экспедитор не хочет отвечать за сохранность груза — он не должен его принимать к перевозке и выписывать соответствующие транспортные документы.

Но все же, если экспедитор доставляет груз, выписывает транспортные документы и так далее — размер его ответственности может быть ограничен и он ответит только в том объеме, в каком отвечает перевозчик.

Читайте также:  Статья 26. Начало расследования и его проведение

Как известно, закон о транспортно — экспедиционной деятельности для экспедитора устанавливает повышенную ответственность  — в размере полного возмещения ущерба, неустойки 3% (если получатель физическое лицо), упущенной выгоды, размера самого вознаграждения экспедитора.

Однако, если экспедитор докажет, что груз поврежден или утрачен был по вине перевозчика — экспедитор ответит по правилам ответственности, установленным для перевозчика. Что тоже неплохо, потому что перевозчик возмещает только реальный ущерб   — стоимость груза или сумму, на которую понизилась его стоимость.

Кстати, если клиент не объявлял стоимость груза, она не указана в перевозочных документах или счетах на оплату — это не повод не возмещать ущерб. Так указал Верховный суд в вышеуказанном Обзоре. Стоимость можно определить исходя из рыночных цен на аналогичный товар или иным способом, исходя из конкретной ситуации.

Конечно, сам клиент, отправляя груз должен проявлять бдительность в оформлении документов, объявлении его стоимости, подробного описания внешних характеристики, упаковки, составных частей.

Необходимо проверять кому выписывается доверенность на отгрузку, выдать инструкции кто имеет право получить груз.

Часты случаи мошенничества, когда товар получает лицо, не имеющее отношение к получателю — выходит какой то человек, говорит я подрядчик, да груз для нас, выгружайте.

Водитель товар отдал, документы подписал и поехал. Потом выясняется, что получатель знать не знает этого «подрядчика», требует свой товар. Следовательно, необходимо требовать доверенность, сверять ее данные с паспортом получателя. Причем доверенность должна быть в оригинале — скан по электронное почте в суде экспедитору не поможет (в качестве доказательства добросовестности).

Также в суде не помогут свидетельские показания, подтверждающие передачу груза — у меня был подобный спор, в котором я представляла интересы отправителя.

Перевозчик не смог доказать, что груз был доставлен в виду полного отсутствия первичных документов, подписанных со стороны получателя товара. В суд он привел 3 свидетелей, прилагал косвенные доказательства, подтверждающие доставку.

Однако суд принял нашу позицию. Как и в другом деле — где я выступала со стороны поставщика.

Покупатель требовал допоставить товар, но в документах была ошибка в единице измерения товара — на первый взгляд ерунда. Но мне удалось ситуацию повернуть ровно на 180 градусов — суд отказал покупателю в удовлетворении требований, а наши встречные  — удовлетворил. Поэтому первичные перевозочные (и не только) документы важно проверять, особенно в части характеристики товара.

Экспедитор не обязан страховать груз, если это прямо не будет указано в экспедиторском договоре. Если же застрахует —  стоимость страховки может возмещаться заказчиком, либо нет. Если возмещается — расходы на страхование груза должны подтверждаться и передаваться заказчику вместе с актом выполненных услуг (отчетом экспедитора).

Что касается страхования ответственности экспедитора или перевозчика — это его право, но не обязанность, расходы на страховку клиент не возместит по закону.

Подводя итоги сказанному — что лучше — экспедиция или перевозка? Как вижу я — если экспедитор фактически  осуществляет перевозку груза (сам или с помощью нанятого транспорта) — лучше заключать прямые договоры перевозки, учитывая, что ответственность перевозчика ограничена по закону.

Да и в плане документации все проще и понятнее, как и в налогообложении (особенно в части возмещения НДС покупателем).

Если исполнитель оказывает комплексные услуги, связанные доставкой груза — его страхование, сопровождение, охрану и так далее — нужен, конечно, договор экспедиции, либо смешанный договор перевозки.

Но обязательно с оформлением отчета экспедитора, актом выполненных услуг, предложением клиенту перевозчиков на выбор.

Если экспедитор просто организует перевозку без доставки груза — тут все проще — оформляется простая экспедиция, в которой не нужно указывать про доставку, перевозку груза. Четкие и ясные обязанности экспедитора — этого будет достаточно.

Новый взгляд ВС на ответственность  — Если экспедитор не отказался от поручения — переложить вину на перевозчика не получится

Похожее

Обязанности экспедитора при перевозке грузов

Экспедитор отвечает за груз, начиная с момента погрузки и вплоть до разгрузки. Он обязан следить за погрузкой и разгрузкой перевозимого груза, при этом предварительно проверив его качество и количество на предмет соответствия с данными, указанными в документах грузоотправителя.

Экспедитор должен организовать маршрут, который выбрал клиент, а также обеспечить перевозку груза именно тем транспортным средством, которое необходимо для такой транспортировки. Уплата пошлин, разнообразных транспортных и таможенных сборов и прочих расходов также совершаются экспедитором.

Кроме того, в обязанности экспедитора входят оформление документов, которые необходимы для импорта или экспорта, и таможенных документов, а также выполнение других формальностей, с которыми связана грузоперевозка. Таким образом, экспедитор обеспечивает отправку и получение груза клиентом в полном объеме.

Когда клиент передает экспедитору груз, экспедитор обязательно выдает экспедиторский документ и предоставляет клиенту все договора, касающиеся перевозки груза. Договора эти заключаются на основании доверенности от клиента.

Экспедитор имеет право проверить подлинность предоставленных клиентом документов, достоверность сведений о грузах и другой информации, которая может иметь влияние на работу экспедитора, связанную с перевозкой груза, отправляемого клиентом.

Клиент обязан предоставить всю необходимую документацию и информацию экспедитору вовремя, чтобы отправляемый груз мог без задержек пройти санитарный, таможенный и прочие государственные контроли, предусмотренные законодательством. В экспедиционном договоре необходимо сразу же указывать, какие именно документы предоставил клиент, и в каком порядке.

В дальнейшем это поможет предотвратить некоторые возможные проблемы. Статья 805 ГК РФ говорит о том, что третьи лица могут быть привлечены экспедитором для выполнения экспедиторских обязанностей, если это предусмотрено договором на перевозку груза.

Однако, экспедитор при этом отвечает за все действия третьих лиц, привлеченных к транспортировке груза, и по-прежнему единолично несет перед клиентом ответственность за выполнение своих обязанностей. Договор на страхование груза заключать от имени клиента экспедитор права не имеет.

В некоторых случаях экспедитор может не выполнить какие-либо должностные обязанности или указания клиента, если это делается в интересах самого клиента.

Такое может произойти в том случае, если указания клиента оказались недостаточно точными или нецелесообразными, а отступление от указаний по тем или иным причинам не могло быть обсуждено и согласовано с клиентом в течение 24 часов.

Экспедитор может задержать выдачу транспортированного груза до тех пор, пока ему не будет выплачено в полном объеме вознаграждение и не будут возмещены все расходы, которые экспедитор понес в процессе транспортировки груза. Если в это время с грузом что-нибудь произойдет, то к экспедитору не может быть предъявлено никаких претензий, так как в этот период всю ответственность за груз несет клиент. Выбор транспорта и маршрута находится в компетенции клиента, однако в том случае, если клиент затрудняется в решении этого вопроса или отказывается давать такие указания, экспедитор сам выбирает и маршрут, и вид транспорта для транспортировки груза таким образом, чтобы соблюдались интересы клиента. В договоре между экспедитором и клиентом обязательно оговариваются сроки выплаты вознаграждения экспедитору и компенсация ему расходов, которые он понес при перевозке груза.

Договор транспортной экспедиции может быть заключен на срок двенадцать месяцев. В этом случае в договоре указываются общие права и обязанности сторон. При каждой отдельной перевозке к договору должно будет составляться приложение, в котором будут указаны характеристики товара, маршрут и сроки транспортировки.

  • Далее:
  • Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом
  • Погрузо-разгрузочные работы при железнодорожных перевозках
  • Охрана МПС при железнодорожных перевозках
  • Диспетчерская служба МПС
  • Погрузка и разгрузка контейнеров
  • Железнодорожные перевозки сыпучих, жидких, опасных, негабаритных и других грузов
  • Железнодорожные перевозки с услугой доставки груза «от двери до двери»
  • Договор транспортной экспедиции

Понятие договора перевозки. Виды договоров.

Ссылка на основную публикацию