Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности

В предыдущей статье Лицензионные требования к управляющим компаниям мы писали о том, какие требования предъявляются к руководителям УК, то есть к вам. А сегодня поговорим о том, кто осуществляет проверку лицензионных требований, каким образом и какая ответственность может последовать за их неисполнение.

Вас будет проверять ГЖН на предмет соблюдения лицензионных требований. Для этого к вам организуются документарные и выездные проверки. При этом, согласно требованию ч.2 ст.

196 ЖК РФ, если какие-либо нарушения у вас будут выявлены органом ГЖН, то в протоколе проверки должен быть указан факт нарушений, допущенный в результате ваших виновных действий/бездействия или вины иных ответственных лиц.

Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельностиЛицензионные требования к управляющим компаниям.

Алгоритм осуществления проверки

С целью соблюдения указанного требования ч.2 ст.196 ЖК РФ в соответствии с содержанием Приложения №1 к Приказу Минстроя РФ №657/пр от 28.10.2014 года пунктов 35-43 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» принят следующий план проверок:

  1. Должностное лицо из ГЖН письменно запрашивает у вас необходимые документы для их рассмотрения в ходе документарной проверки;
  2. Если в ходе проверки обнаружены ошибки, противоречия или несоответствие сведений в предоставленных вами документах, то уполномоченное лицо от ГЖН направляет письменное требование опять же вам, предоставить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме;
  3. Вы вправе вместе с подачей пояснений в ГЖН о выявленных ошибках или о противоречиях в проверяемых документах предоставить дополнительно подтверждающие документы по делу, чтобы доказать свою правоту;
  4. Члены проверяющей комиссии их обязательно изучают, чтобы убедиться в достоверности ранее предоставленных документов;
  5. Ели в ходе рассмотрения предоставленных пояснений и документов выявлены ошибки, несоответствия или признаки нарушения лицензионных требований и по этому поводу вами не были предоставлены пояснения, то в отношении вас будет проведена выездная проверка на основании распоряжения или приказа руководителя ГЖН.

Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельностиНедремлющее око ГЖИ.

Результат проверки

В соответствии с содержанием пункта 12 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» при проведении выездной проверки вы должны:

  • обеспечить свое присутствие или иного должностного лица, которое несет ответственность за организацию и соблюдение лицензионных требований;
  • предоставить должностным лицам ГЖН возможность изучить документы, касающиеся целей, задач и предмета выездной проверки, если ранее не проводилась документарная проверка.

Результатом проверки согласно п.13. «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» является:

  • составление акта проверки;
  • принятие мер, предусмотренных законодательством РФ: выдача предписаний, привлечение нарушителя к административной ответственности.

В случае, если вы не предоставите в строго установленные сроки уведомления об исполнении предписания, то ГЖН в соответствии с содержанием п.61 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю» предпримет следующие действия:

  • уведомит вас о продлении сроков устранения нарушений (при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные сроки устранить указанные нарушения) и направит вам повторное предписание;
  • при отсутствии уважительной причины для отсрочки выполнения предписания ГЖН рассмотрит вопрос о привлечении вас к административной ответственности в установленном порядке.

Как оформляется акт проверки

В соответствии с содержанием пунктов 47,51,56,57-60 «Административного регламента исполнения государственной функции по лицензионному контролю»:

  • акт проверки оформляется сразу после ее завершения в 2 экземплярах: 1 из них с копиями приложений будет вручен вам под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении;
  • к акту проверки также прилагаются объяснения работников УК, которые ответственны за нарушение лицензионных требований;
  • в случае выявления нарушений лицензионных требований вам будет выдано предписание об их устранении с указанием строго оговоренного периода;
  • предписание прикладывается к акту проверки и вручается вам вместе с экземпляром акта проверки;
  • вы можете обжаловать факты и выводы, указанные в акте проверки и/или в предписании, в течение 15 дней с даты получения акта проверки и в письменной форме направить свои возражения в ГЖН. При этом вы вправе приложить к своим возражениям документы, подтверждающие их обоснованность или их заверенные копии;
  • вы должны исполнить предписание в указанный в нем срок и представить в ГЖН уведомление о его исполнении;
  • к уведомлению нужно обязательно приложить грамотно оформленные копии документов, подтверждающих исполнение указанных в предписании требований.

Ответственность

За нарушение лицензионных требований следует административная ответственность для руководителя УК, которая регламентирована нормами КоАП РФ:

  • Согласно ч.1 ст.7.23.3. за нарушение организациями и ИП, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению МКД на основании договоров управления, правил ее осуществления грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц — в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
  • Согласно ч.2.ст.7.23.3. за невыполнение указанными в части 1 настоящей статьи обязанностей, предусмотренных правилами осуществления предпринимательской деятельности по управлению МКД, в период прекращения действия лицензии или ее аннулирования, грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 100-200 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на ИП — от 150-500 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 150-500 тысяч рублей
  • Согласно ч.1.ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД без лицензии грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию трех лет
  2. на ИП — от 150-250 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 150-250 тысяч рублей
  • Согласно ч.2 ст.14.1.3. за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет
  2. на ИП — от 250-300 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  3. на юридических лиц — от 250-300 тысяч рублей
  • Согласно ч.24.ст.19.5. за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания ГЖН об устранении нарушений лицензионных требований грозит наложение административного штрафа:
  1. на должностных лиц в размере от 50-100 тысяч рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет
  2. на юридических лиц — от 200-300 тысяч рублей

! За административные правонарушения по ст. 7.23.3. и 14.1.3. КоАП РФ предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельностиЗа что могут наказать УК по 354 постановлению (часть 1).

Для того, чтобы избежать несоответствия лицензионным требованиям в ходе проверки ГЖН и административного взыскания в виде штрафа, нужно целиком и полностью соответствовать Стандарту раскрытия информации по 731 Постановлению Правительства РФ.

Чтобы оценить полноту раскрытия своей информации, вы можете бесплатно зарегистрироваться на нашем сайте и получить все преимущества платформы. Сюда входит автоматическая интеграция данных с Реформы ЖКХ на ваш собственный сайт, аудит полноты раскрытия информации и распечатка готовых форм по Стандарту для оформления информационного стенда в вашем офисе.

Приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии на медицинскую деятельность

Статья 29.4. Порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности

Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:

Основание Субъект
Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель
Добровольно Представление заявления
В силу закона Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) Прекращение деятельности в качестве ИП
Принудительно Решение суда об аннулировании лицензии

В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.

2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.

Читайте также:  Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.

2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.

Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.

При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.

2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.

При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.

Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований
Срок приостановления
срок исполнения вновь выданного предписания срок административного приостановления деятельности
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем
  • истечение срока исполнения
  • подписание акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения

вновь выданного предписания

  • истечение срока
  • досрочного прекращения

административного приостановления деятельности

Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.

В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Действие лицензии прекращается со дня:

  • принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
  • внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • вступление в силу решения суда.

Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.

Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.

У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.

В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.

Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.

В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.

Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).

Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.

В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.

Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.

Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.

У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Содержание

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.  

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.  

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.  

Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.  

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль.

Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта. 

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление.

 Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит: 

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено. 

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Лицензирование энергосбытовой деятельности в электроэнергетике: укрепление монополизма ГП или переход к полноценному конкурентному рынку?

  • 23 декабря 2016 года Правительством России в Государственную Думу внесен проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»и отдельные законодательные акты Российской Федерации,
  • связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности». 

Предлагается с 01.07.2017 ввести обязательное лицензирование энергосбытовой деятельности.

  1. Получить лицензию потребуется всем гарантирующим поставщикам, энергосбытовым компаниям и территориальным сетевым организациям, исполняющим функции гарантирующего поставщика.
  2. Всего законопроектом предлагается ввести четыре вида лицензий:
  3.             1) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, которые объединены в ценовые зоны оптового рынка;           2) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях неценовых зон оптового рынка;           3) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;
  4.            4) лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности территориальными сетевыми организациями в целях исполнения функций гарантирующего поставщика.
  5. Лицензионные требования предлагается установить «открытым» списком, предоставив возможность Правительству России расширить перечень лицензионных требований, указанных в законопроекте.
  6. При этом сам законопроект содержит достаточно лояльный к субъектам рынка перечень лицензионных требований, среди которых например, отсутствие судимости у руководителя лица, подающего заявку на лицензирование, отсутствие факта введения каких-либо процедур банкротства в течение одного года, предшествующего дате получения лицензирующим органом заявления о получении лицензии, отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц информации о нахождении соискателя лицензии в процессе ликвидации.
  7. Исходя из логики законопроекта, перечень лицензионных требований должен быть расширен Правительством России в первую очередь в части установления требований по выполнению показателей финансового состояния и соблюдению финансовой дисциплины.
  8. В пояснительной записке к законопроекту указывается, что его цель — стимулирование энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их деятельности, в том числе к надлежащему исполнению своих обязанностей по оплате электрической энергии и мощности.

Законопроект внесен на фоне уходе с рынка одного из самых нетипичных гарантирующих поставщиков электроэнергии — АО «Оборонэнергосбыт» (единственного поставщика Минобороны России, действовашего по всей территории Российской Федерации и с 01.01.2017 лишенного статуса гарантирующего поставщика также по всей территории России).

Лишение статуса ГП АО «Оборонэнергосбыт» было связано с исключением данной организации из перечня субъектов оптового рынка электрической энергии (такое исключение могло произойти в связи с неисполнением обязательств по оплате закупленной электроэнергии). На данный момент в АСГМ рассматривается дело № А40-205533/2015 о признании АО «Оборонэнергосбыт» банкротом, но пока ни одно из поступивших заявлений кредиторов не привело к введению в отношении данного поставщика наблюдения.

Наибольшее влияние законопроект при его утверждении окажет на энергосбытовую деятельность на розничных рынках электрической энергии.

Главный вопрос, связанный с появлением данного законопроекта, как мне представляется, звучит следующим образом:

«Какое стратегическое направление развития розничных рынков электрической энергии выбрано государством? Монополизация или развитие конкуренции?».

  • Российский розничный рынок оборота электрической энергии, несмотря на определенные шаги в сторону развития на нем конкуренции, остается монополистическим.
  • Вряд ли ошибусь, если предположу, что во всех  регионах Российской Федерации есть гарантирующий поставщик, занимающий доминирующее положение на соответствующем региональном рынке.
  • Серьезных драйверов для развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии действующее законодательство не содержит. 

Порядок получения и прекращения действия лицензии

Согласована 08.08.2017 агентством информатизации и связи Красноярского края

С 1 января 2021 года вводится новый порядок лицензирования, а именно, внедряется реестровая модель предоставления государственных услуг с полным отказом от бумажного носителя. Лицензии будут выдавать в электронном виде.

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, соискатель лицензии направляет в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края в форме электронных документов (пакета электронных документов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Идентификация и аутентификация заявителя осуществляются с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, соискатель лицензии вправе представить в Службу строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, непосредственно на бумажном носителе или направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы принимаются Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг, по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов в день приема вручается соискателю лицензии или направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо по выбору соискателя лицензии в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа, способом, обеспечивающим подтверждение получения соискателем лицензии такой копии и подтверждение доставки указанного документа.

Ссылка на основную публикацию