Статья 23. понятие и стороны служебного контракта

Служебный контракт – соглашение между нанимателем и гражданином, поступающим на гражданскую службу. Документ устанавливает права, обязанности сторон, регулирует отношения, указывает сроки начала, окончания контракта.

Представитель нанимателя в лице военного комиссариата предоставляет гражданину возможность прохождения гражданской службы, обеспечивает в полном объеме денежное содержание, получение государственных социальных гарантий. Гражданин, поступающий на гражданскую службу, обязуется исполнять служебные обязанности в соответствии с должностной инструкцией, распорядком государственного органа.

В содержании служебного контракта указываются права, обязанности сторон, ФИО гражданина, изъявившего желание проходить гражданскую службу, наименование государственного органа, а также ФИО представителя.

  • наименование замещаемой должности;
  • дата начала исполнения обязанностей;
  • должностной регламент;
  • медицинское, социальное, иные виды страхования;
  • права, обязанности нанимателя;
  • компенсации, льготы за работу в тяжелых, вредных условиях;
  • режим работы, отдыха;
  • оплата труда (оклад, надбавки, другие выплаты, регламентированные законом).

Кроме этого в служебном контракте предусматриваются следующие условия:

  • испытательный срок;
  • неразглашение сведений;
  • обязанность проходить гражданскую службу после окончания обучения в профессиональном среднем, высшем учебном заведении;
  • показатели результативности, связанные с ними условия оплаты труда;
  • другие условия, не ухудшающие положение гражданина, подписавшего контракт.

Меняться условия служебного контракта могут по соглашению сторон в письменной форме. Также указывается срок действия договора, основания, послужившие его подписанию.

Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)

  • Что делать если потерял водительские права: как восстановить, госпошлина, штраф, документы
  • Штраф за неявку в военкомат: уважительные причины неявки, ответственность
  • Хищение военного имущества: ответственность военнослужащего
  • ФКЗ о военном положении в редакции 2021 года
  • Что делать если потерял приписное свидетельство: как восстановить, штраф
  • Уклонист: что будет, если скрываться от армии, как разыскивают уклонистов
  • Что делать если потерял паспорт: как восстановить, куда обращаться, какие документы нужны, порядок восстановления

За неисполнение либо недобросовестное исполнение трудовых обязанностей предусмотрено наказание в соответствии с законодательством РФ. При этом запрещается требовать от контрактника исполнения обязанностей, не прописанных в договоре, не предусмотренных должностным регламентом.

Заключается служебный контракт в двух экземплярах. Один отдается служащему, второй хранится в личном деле. Форма договора определяется и устанавливается Президентом РФ.

Существенные условия контракта

Основными законодательными актами выступает Закон № 79-ФЗ, Указ Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 “О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации”.

Договор в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где указывается, с кем заключается договор, на какую должность.
  2. Права, обязанности сторон.
  3. Условия денежного вознаграждения: размер оклада, надбавки, поощрения, отпускные, материальная помощь.
  4. Служебное время, отдых. Указывается нормальная продолжительность служебного времени, сокращенная, ненормированный служебный день, продолжительность основного отпуска, дополнительного.
  5. Срок действия контракта.
  6. Льготы, основные, дополнительные гарантии.
  7. Испытательный срок.

Изменения существенных условий договора возможны. Служащего об этом уведомляют за 2 месяца до внесения поправок. Оформляются в письменном виде, подписываются сторонами.

С кем заключается служебный контракт

Предельный возраст пребывания на гражданской службе составляет 65 лет. При определенных обстоятельствах для руководящего состава он продлевается до 70 лет. По соглашению сторон служащий имеет право продолжить работу в государственных органах на условиях срочного трудового договора на должности, что не является должностью гражданской службы.

Для заключения служебного контракта нужно предъявить следующие документы:

  1. Заявление;
  2. Анкета установленной формы, заполненная собственноручно;
  3. Паспорт;
  4. Трудовая книжка;
  5. Свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда на работу устраиваются впервые;
  6. Идентификационный код;
  7. Документы воинского учета для лиц, подлежащих призыву на службу, граждан, пребывающих в запасе;
  8. Документы об образовании;
  9. Декларация о доходах, имуществе, обязательствах.

После подписания договора, назначения на должность гражданской службы вручается служебное удостоверение. Подписать контракт могут граждане Российской Федерации, не достигшие предельного возраста, признанные военным комиссариатом годными к прохождению службы.

Как могут быть изменены условия служебного контракта

Инициировать изменения в договоре может наниматель. Уведомить служащего о намерениях изменить существенные условия контракта он должен за 2 месяца в письменной форме.

За это время гражданин, занимающий должность, должен принять решение – согласиться с новыми условиями либо уволиться. В случае письменного отказа контракт прекращается в соответствии действующим законодательством.

Срок действия служебного контракта

Для замещения должности гражданской службы заключается служебный контракт на неопределенный срок либо срочный служебный контракт. В первом случае в документе не указывается срок окончания полномочий, гражданин, подписавший договор, имеет право служить до достижения им граничного возраста.

Срочный служебный контракт подписывается на 1-5 лет, если иной срок не предусмотрен законодательством.

Срочный служебный контракт на государственной гражданской службе

Документ ничем не отличается от предыдущего договора, с той лишь разницей, что указывается срок окончания полномочий. Подписывается в том случае, когда невозможно взять человека на службу на длительное время.

Часто бывают ситуации, когда после окончания одного контракта подписывают другой, но уже на другую должность. Регламентирует отношения между нанимателем, в данном случае государственным органом, служащим.

Документ пришел на смену трудовому договору. Примерная форма утверждается Президентом Российской Федерации.

В каких случаях заключается срочный служебный контракт

Срочный контракт на термин от одного до пяти лет заключается в случаях замещения отдельных должностей государственной гражданской службы по следующим направлениям:

  1. категории “руководители”, “помощники (советники)”;
  2. на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с законом сохраняется должность;
  3. после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы;
  4. в дипломатических представительствах, консульских учреждениях РФ, находящихся за пределами России;
  5. в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач, функций;
  6. на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;
  7. замещение должности, по которой ч. 14 ст. 50 Закона № 79-ФЗ установлен особый порядок оплаты труда;
  8. другие случаи, предусмотренные Законом № 79-ФЗ, другими нормативными актами.

С государственным гражданским служащим по достижению им 60-ти лет перезаключается срочный служебный контракт на 5 лет. Граничный возраст в данном случае составляет 70 лет.

Общие основания прекращения служебного контракта

Основаниями для прекращения договора, освобождения служащего от занимаемой должности являются:

  • соглашение сторон;
  • истечение срока действия контракта;
  • инициатива служащего – по собственному желанию;
  • инициатива представителя нанимателя;
  • перевод по просьбе служащего и с его согласия на другое место службы;
  • отказ служащего в связи с изменением существенных условий контракта;
  • отказ от перевода на другую должность в связи с состоянием здоровья либо при отсутствии аналогичной должности на новом месте службы;
  • обстоятельства, не зависящие от воли служащего;
  • нарушение правил служебного контракта, неисполнение обязанностей;
  • смена гражданства;
  • несоблюдение ограничений, обязательств согласно договору;
  • нарушение запретов – появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения подтвержденных медицинской экспертизой;
  • разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • совершение хищения по месту службы;
  • совершения виновных действий гражданским служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему представителя нанимателя;
  • принятие руководителями необоснованных решений, влекущих за собой тяжелые последствия, траты;
  • предоставление ложных сведений.

Прекращение отношений между нанимателем, служащим оформляется в письменной форме актом государственного органа.

К обстоятельствам, не зависящим от воли служащего, относят:

  • Призыв гражданского служащего на военную службу, направление на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу.
  • Восстановление на службе гражданского служащего, ранее замещавшего эту должность по решению суда.
  • Избрание или назначение гражданского служащего на выборную должность в государственный орган, орган местного самоуправления, на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе.
  • Наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой.
  • В иных случаях, связанных с исполнением государственных обязанностей, установленных федеральным законом.

К случаям, ведущим к прекращению контракта, относят:

  • осуждение к наказанию по приговору суда;
  • признание служащего полностью нетрудоспособным в соответствии с медицинским заключением;
  • признание недееспособным либо ограниченно дееспособным по решению суда;
  • достижение служащим предельного возраста – 65 лет.

При незаконном расторжении контракта по инициативе нанимателя, решение может быть обжаловано в суде. После признания действий неправомерными, наниматель обязан восстановить служащего на прежней должности.

Испытание на гражданской службе

При заключении служебного контракта с гражданином, который устраивается на государственную службу, устанавливается испытательный термин сроком от одного месяца до года. В процессе проверяется соответствие занимаемой должности. Прекратить испытательный срок можно в любое время, если новый сотрудник покажет высокие способности.

Не устанавливается испытательный термин если:

  1. Гражданин, получивший среднее профессиональное, высшее образование, устраивается на работу впервые.
  2. Осуществляется перевод из одной должности на другую, в связи с сокращением, упразднением государственного органа.
  3. Граждане и служащие, которым законодательство гарантирует сохранение рабочего места.

По окончанию испытательного термина служащему присваивается классный чин. В срок не учитывается период временной потери трудоспособности, когда не было возможности фактически выполнять вои обязанности.

При получении неудовлетворительных результатов представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт до истечения установленного испытательного срока. О своем решении наниматель должен в письменной форме уведомить служащего за 3 дня до расторжения договора.

Если срок стек, а служащий продолжает выполнять обязанности, он считается успешно прошедшим испытание.

Решение нанимателя может быть обжаловано в суде. Кроме этого, служащий имеет право сам инициировать расторжение контракта в период испытательного срока. О своем решении уведомляет нанимателя в письменной форме за 3 дня до написания заявления об уходе по собственному желанию.

Читайте также:  Статья 46 АПК РФ. Участие в деле нескольких истцов или ответчиков (действующая редакция)

Следующая

Служебный контракт на государственной гражданской службе: разновидность трудового или административного договора

Трудовой договор служит подтверждением наличия правоотношений между лицом и нанимателем, его условия должны соответствовать нормам ТК РФ.

В контракте детально прописываются пункты об объемах работ, сроках их выполнения, порядке взыскания материального ущерба, размере санкций и причинах разрыва трудовых правоотношений.

Нередко трудовой контракт ставит работников в невыгодное положение, так как сделка лишает его возможность ссылаться на гарантийные нормы, перечисленные в ТК. В статье раскрыты признаки, позволяющие отличить трудовой договор и контракт.

Определение трудового договора

Договор — это документ, подтверждающий наличие трудовых отношений между сотрудником и работодателем.

Условия труда работника по договору регулируются нормами трудового права и не могут противоречить ТК.

Конечно, некоторые условия прописываются в договоре, но большая их часть содержится в коллективном договоре и ТК. Коллективный договор также должен соответствовать ТК и законам РФ.

Кроме номинальной функции, договор рассматривают в следующих значениях:

  • как инструмент для обозначения функции работника, которую он обязывается выполнять;
  • как институт трудового права — совокупность норм о трудовых правоотношениях.

Ст. 56 ТК дает определение трудовому договору. Законодатель определяет договор как соглашение, подтверждающее факт наличия правоотношений между лицом и работодателем. При этом каждая сторона должна выполняет свои функции:

  Образец соглашения о расторжении трудового договора

  • сотрудник обязывается выполнять трудовые обязанности, соблюдая правила установленные нанимателем;
  • работодатель должен создать достойные условия труда, прописанные в ТК, и своевременно вознаграждать труд подчиненного.

За трудовым договором, как институтом права, стоит перечень гарантийных норм, которые позволяют отстоять интересы сотрудника от ущемлений со стороны работодателя.

Трудовой контракт

Главным отличием трудового контракта от договора является наличие четко очерченных условий выполнения работы. Понятие «контракт» от латинского значит «сделка». Сделка значит, что стороны устанавливают конкретные условия.

Уклонение от выполнения обязательств по нему служит основанием для обжалования противозаконных действий в суде. Сделка имеет гражданско-правовой характер, а потому к таким правоотношениям применяются нормы ГК.

Заключая подобное соглашение, сотрудник не вправе ссылаться на гарантии, предоставляемые ТК.

В отличие от трудового договора понятие «контракт» в трудовом праве не фигурирует с 2002 года.

Контрактное соглашение регулирует порядок выполнения трудовых обязанностей, правила разрыва трудовых правоотношений.

Заключая соглашение о труде, работник должен внимательно ознакомиться с условиями документа и обратить внимание «контракт» это или «договор».

Menu

Не исключается и такой вариант, как увольнение сотрудника с прежнего места работы и оформление по новому договору. Договор или контракт? Практика зарубежных стран Пока в России применяется трудовой договор, другие страны придерживаются другой политики.

Инфо

Контрактная система активно используется в США, что является отображением новой модели экономики. Ведущие эксперты в области кадрового менеджмента придерживаются следующей позиции: за контрактной системой стоит будущее по причине возрастающей мобильной рабочей силы.

Специалисты также установили, что оптимальный срок работы на одном месте должен составлять не более трех лет, так как по истечении этого периода работник начинает терять свою эффективность. Противоположная модель практикуется в Японии, где в приоритет поставлена пожизненная занятость.

Служебный контракт

Законодатель выделяет понятие служебного контракта. Такой вид соглашения по ст. 23 ФЗ №79-ФЗ от 27 июля 2004 г. заключается между желающим пройти гражданскую службу и представителем государственного органа. Документ содержит:

  • правила вступления, прохождения гражданской службы;
  • права и обязанности сторон.

На служебные контракты распространяются специальные нормы, регулирующие порядок прохождения гражданской службы. Статьи ТК на них не распространяются.

Практика показывает, что чаще всего служебные контракты заключаются следующими категориями сотрудников:

  • военнослужащими;
  • сотрудниками ОВД;
  • некоторыми другими служащими.

Основаниями прекращения контракта выступают:

  1. Прекращение срока действия документа.
  2. Если были нарушены условия контракта.
  3. Имеются нарушения норм по охране труда.
  4. Неисполнение трудовых обязанностей работником.

Порядок заключения служебных контрактов регулируется ведомственными актами. Служебные контракты содержат данные о порядке выполнения обязанностей, правах обеих сторон, правилах вознаграждения и оплате труда.

Отличия контракта от договора

Итак, выделяют следующие отличия контракта от трудового договора:

  1. Сроки. Трудовой договор заключается на неопределенный срок. Срочные договора допускаются для конкретных видов работ. Работник в любое время вправе уволиться по собственному желанию предупредив работодателя за 2 недели. Контракт зачастую заключается на определенный срок (от 1 года до 5 лет), и до наступления даты окончания соглашения работник обязуется выполнять трудовую функцию. По завершении действия контракта, стороны вправе продлить его срок или заключить новый. Работодатель не может увольнять подчиненного, только если не последний не станет игнорировать трудовые обязанности.
  2. Условия расторжения соглашения. Кроме сроков прекращения трудовых правоотношений, контракт определяет основания для увольнения по инициативе одной стороны. Работодатель может уволить работника только по условиям, прописанным в контракте. При заключении трудового договора работника могут уволить только по нормам ТК, в то время как сотрудник вправе уволиться в любой момент не называя причины.
  3. Порядок возмещения ущерба. Стороны вправе определить объем компенсации за невыполнение обязанностей по контракту. Например, если по неким причинам работодатель расторгает контракт, он обязуется выплатить работнику оговоренную компенсацию. Сумма компенсационных выплат по трудовому договору определяется статьями ТК.
  4. Материальная ответственность. Стороны на свое усмотрение устанавливают сумму материальной ответственности за вред, причиненный работником имуществу работодателя. По договору объем выплат не может превышать сумму, указанную в трудовом законодательстве.
  5. Порядок стимулирования работников. В контракте устанавливаются разные виды стимулирования сотрудников, например, двойная премия за выполнение большего объема работы, дополнительные дни отдыха. Классические договора не содержат подобных положений. Контрактом часто предусматривают условия о предоставлении жилья работнику, выделении средств на переезды.
  6. Нормативная регламентация. Контрактники — это исполнители по гражданско-правовой сделке, поэтому к контрактным соглашениям применяются нормы гражданского, а не трудового права. Именно поэтому так важно предусмотреть все пункты в соглашении касательно сроков, порядка и условий выполнения работы. Работники и работодатели по трудовому договору руководствуются исключительно нормами ТК.

Важно знать! Когда работнику предлагают заключить контракт, первое, о чем он задумывается, легален ли такой договор? В законодательстве нет запрета на заключение трудовых контрактов. Поэтому вступать в такие правоотношений можно, но следует внимательно ознакомиться с текстом, чтобы не попасть в невыгодное положение.

Отличия от трудового договора

Чем отличается трудовой договор от трудового соглашения?

Кроме различия в правовых основаниях, связанных с опорой соглашения на ГК РФ, существуют другие характеристики.

Основные отличия трудового договора от трудового соглашения это прежде всего:

  1. Разница трудового соглашения и трудового договора заключается прежде всего в том, что в качестве нанимателя может выступить не только юридическое, но и физическое лицо.
  2. В качестве представителя услуг, подрядчика, субподрядчика или наёмного работника может выступить как физическое, так и юридическое лицо.
  3. Стороны договора различны и зависят от его специфики, например заказчик – подрядчик (исполнитель).
  4. Предмет договора различен. При соглашении – это разовые работы.
  5. При найме по соглашению на лиц не распространяются локальные нормативные акты предприятия и иные нормы распорядка.
  6. трудовое соглашение и трудовой договор Работник сам обеспечивает организацию труда и не подчиняется общим правилам, не соблюдает иерархическую подчинённость.
  7. Не подлежит кадровому учёту.
  8. Выплаты осуществляются в специальном режиме, установленном соглашением.
  9. Выплаты больничных и отпускных, работающим по соглашению, не предусмотрены.
  10. Может устанавливаться на короткий срок, но не менее 5 суток.
  11. При подряде и оказании услуг должен ориентироваться не на срочность соглашения, а на сроки сдачи объекта (других работ) или предоставления услуг. Указание данных сроков обязательно.

Предлагаем ознакомиться Договор страхования: виды, объекты и порядок заключения

  Изменение условий трудового договора допускается только по

СПРАВКА: По завершении работ обязательно составляется акт приёмки, на основании которого проводятся взаиморасчёты.

Рассмотрим, в чем разница между договором и контрактом. Обычный договор, заключаемый при оформлении работника в штат, содержит общие условия трудоустройства. Подразумевается, что большую часть нюансов работы человека регулирует Трудовой кодекс.

Главное отличие контракта заключается в том, что в нем подобные условия прописываются тщательнее. У работника появляется гораздо больше ограничений – сжатые сроки выполнения определенных обязанностей, запрет на самостоятельное увольнение и т. д.

Контракт всегда имеет срок действия, который ограничен 5 годами. После истечения этого срока стороны могут оформить новый документ. Но это необязательно, и при нежелании сотрудничать дальше одна из сторон может уведомить об этом вторую сторону за 2 недели до окончания соглашения.

С увольнением после заключения контракта могут возникнуть проблемы. Это одно из главных отличий контракта от трудового договора.

Сотрудник обязан выполнить все условия контракта и дождаться окончания срока действия. Если работник все же принимает решение об увольнении, то его ожидают судебное разбирательство и большие штрафы.

Несоблюдение условий является причиной для подачи иска в суд любой из сторон.

Читайте также:  Статья 31 БК РФ. Принцип самостоятельности бюджетов (действующая редакция)

Трудовой договор и трудовой контракт имеют и другие отличия.

  1. Работодатели часто указывают причины, по которым они могут уволить работника. Так руководство спасается от непрофессиональных подчиненных. Обычно такой причиной оказывается низкий балл при прохождении аттестации.
  2. В контракте всегда есть пункт о компенсационных выплатах при несоблюдении условий договора. Это касается увольнения, просрочек и т. д.
  3. Также указывается материальная ответственность служащего за причинение ущерба нанимателю.
  4. Он может содержать информацию о дополнительных премиях, отпусках.

Такие соглашения каждая компания разрабатывает «под себя», поэтому сложно сказать, какие еще пункты может включать документ. Руководство может предоставить работникам определенные льготы или включить в соглашение дополнительные обязанности.

Преимущество трудового контракта заключается в том, что его заключение гарантирует соблюдение прав сотрудника. При обычном договоре начальник без труда может заставить работника уволиться по собственной инициативе. Если же руководство оформляет другой вид соглашений, значит, оно заинтересовано в специалисте, который не будет уволен до конца срока действия документа.

https://www.youtube.com/watch?v=fNL0lhTz3-A\u0026t=52s

Обстоятельства могут меняться, поэтому работнику и нанимателю может быть выгодно изменить обычный договор на контракт. Согласно ст. 72 ТК РФ, внесение изменений в условия соглашения возможно, если стороны оформят письменное согласие. При необходимости можно не только указать срок действия, но и добавить сведения об обязанностях подчиненного (необходимость обязательных командировок).

Предлагаем ознакомиться Договор хранения товара — бланк образец 2019

Подведем итоги

Таким образом, законодатель выделяет служебные контракты и трудовые договора. Служебный контракт заключается с отдельными видами служащих. Трудовые контракты же не фигурируют в законодательстве. Они подменяют понятие гражданско-правовой сделки и регулируются нормами ГК РФ.

Перед заключением сделки работник должен внимательно ознакомиться с условиями контракта и решить, выгодно ли подписывать такой документ.

Контрактники вправе парировать исключительно условиями, прописанными в контракте, в то время как за сотрудниками по трудовому договору стоит перечень гарантий и прав предусмотренных ТК.

Что такое трудовой договор

Трудовое соглашение, договор (ТД) — это определенное соглашение, в котором работник и его работодатель обговаривают условия дальнейшего сотрудничества. По условиям ТД, наниматель обязуется предоставить своему новому сотруднику заработную плату, место работы, должность, указываются и прочие гарантии и компенсации, закрепленные в ТК РФ.

А нанятый работник, по нормам ТД, обязуется выполнять свои должностные обязанности, находиться на рабочем месте согласно утвержденным нормам рабочего времени, соблюдать правила внутреннего распорядка.

ТД может быть расторгнут:

  • по инициативе самого работника — работник направляет нанимателю заявление на увольнение по собственному желанию;
  • по соглашению сторон — между руководителем и подчиненным заключается соглашение, в котором прописываются условия прекращения взаимоотношений;
  • по воле работодателя, например, по сокращению штатной численности, за нарушение установленной дисциплины, неисполнение прямых должностных обязанностей;
  • при ликвидации компании — когда принято решение полностью ликвидировать экономический субъект;
  • при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Трудовой контракт и трудовой договор – отличия между ними

Договор предполагает неограниченное время работы.

По контракту трудовая деятельность может быть дополнительно простимулирована.

Трудовой договор не ограничивается никакими сроками и регулируется Трудовым кодексом – в этом заключается основное его преимущество.

Трудовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, вследствие форс-мажорных ситуаций, из-за ликвидации организации, при ненадлежащем исполнении обязанностей сотрудником, нарушении дисциплины и т.

д. Существенный недостаток трудового договора заключается в том, что законные права работника могут быть грубо нарушены, т. е. работодатель может заставить его уволиться по собственному желанию. В случае с контрактом это менее вероятно, поскольку работодатель заинтересован в сотруднике.

Такой тип соглашения гарантирует практически на 100%, что работник не будет уволен на протяжении всего срока действия контракта.

Контракт на службу

Понятие и особенности служебного контракта

  • Понятие и особенности служебного контракта
  • Пахомова Галина Анатольевна, старший инспектор
  • Межмуниципальный отдел МВД России «Усть-Кутский» (Иркутская обл.)
  • Пахомов Эдуард Юрьевич,заместитель начальника МЭКО № 8
  • Экспертно-криминалистический центр Главного управления МВД России по Иркутской области

В статье исследуется нормативное определение служебного контракта. Выделены основные признаки служебного контракта.

Сделан вывод о необходимости дальнейшего исследования понятия и правовой природы служебного контракта.

Ключевые слова: государственная гражданская служба, служебный контракт, признаки служебного контракта

С принятием Федерального закона от 27 июля 2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [1], который действует и в настоящее время с соответствующими изменениями и дополнениями, в законодательстве Российской Федерации появилось понятие «служебный контракт». До вступления в силу названного Федерального закона государственно-служебные правоотношения строились на основе трудового договора.

Как отмечают исследователи, основной причиной отказа авторов Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от термина «трудовой договор» и введение понятия «служебный контракт» состоит в их желании отграничить эти понятия, подчеркнуть отличительные особенности, начиная с названия, порядка заключения и заканчивая структурой служебного контракта, которая наполнена новым содержанием [2, С. 67].

В настоящее время контракты о прохождении службы заключаются с различными категориями государственных служащих.

В частности, в системе государственной службы можно выделить служебные контракты с государственными гражданскими служащими; контракты со служащими правоохранительной службы и военнослужащими. Как справедливо отмечает С. Е.

Чаннов, особенность всех этих контрактов предопределяет то, что они устанавливают прямую и непосредственную связь служащего с государством [5, С. 67].

В связи с этим, важное значение приобретает исследование понятия «служебный контракт». Нормативное определение и правовое регулирование служебного контракта осуществляется главой 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Обзор положений данной главы позволяет выделить следующие ключевые вопросы, регулируемые ею: условия заключения служебного контракта; срок действия служебного контракта, особенности прохождения испытания при поступлении на гражданскую службу; условия перевода на другую должность гражданской служб; порядок временного замещения иной должности гражданской службы и отстранения от замещаемой должности; основания и порядок изменения существенных условий служебного контракта; порядок регулирования отношений, связанных с гражданской службой, в процессе реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под служебным контрактом понимается соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон, которые определяют их правовой статус как государственных служащих [1].

  1. Можно выделить следующие признаки служебного контракта:
  2. 1) процедура заключения служебного контракта является обязательной как для представителя государственной службы как работодателя и гражданина, поступающего на государственную службу. При этом, организационно-правовая сторона заключения служебного контракта возлагается на нанимателя, он же несет ответственность за соблюдение процедуры заключения служебного контракта и его соответствие закону;
  3. 2) служебный контракт является актом применения законодательства о гражданской службе, который удостоверяет юридический факт поступления на гражданскую службу гражданина, отвечающего определенным требованиям, устанавливает определенный правовой статус государственного служащего, его полномочия, регламентирует права и обязанности представителя нанимателя (руководителя государственного органа) и гражданского служащего;

3) служебный контракт подтверждает добровольное поступление на гражданскую службу и ее последующее осуществление. Как отмечает Д. Б. Миннигулова, из данного правила есть два исключения.

Первый случай — принятие на гражданскую службу выпускника высшего учебного заведения, который в соответствии со специальным договором по окончании обучения обязан пройти гражданскую службу (пункт 3 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Срок прохождения гражданской службы в данном случае устанавливается соглашением сторон. В этом случае добровольность поступления на гражданскую службу определяется моментом добровольного заключения соглашения об обучении молодого специалиста.

Второй случай — перевод гражданского служащего на другую должность по служебной (производственной) необходимости, в частности для замещения временно отсутствующего гражданского служащего (статья 30 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3, С. 240];

4) двойственная природа служебного контракта.

Не смотря на то, что служебный контракт носит властно-подчиненный характер, одновременно он является и разновидностью договорных отношений, так как стороны при заключении служебного контракта являются равноправными субъектами законодательства о гражданской службы. С другой стороны, немаловажную, определяющую роль так же играют императивы законодательства о гражданской службе;

  • 5) посредством служебного контракта решается вопрос о преобразовании законодательных установлений о гражданской службе в «плоскость индивидуально-определенных правовых служебных прав и обязанностей (отношений)» [3, С. 240];
  • 6) служебный контракт служит выражением конкретных прав и обязанностей гражданского служащего;
  • 7) условия служебного контракта не могут ухудшать положение государственного служащего по сравнению с действующим законодательством о гражданской службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 части 4 статьи 24 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • 8) служебный контракт регулирует не только исполнение обязанностей по конкретной должности государственной гражданской службы, но и другие немаловажные условия прохождения государственной службы.
  • Названные требования к содержанию служебного контракта являются достаточно сложными как по форме, так и по содержанию.
Читайте также:  Статья 30. временное замещение иной должности гражданской службы

Таким образом, следует согласиться с мнением А. А.

Осина, который отмечает, что «словосочетание «служебный контракт» более точно отражает природу государственно-служебных отношений как отношений власти-подчинения» и, кроме того, «как-то дисциплинирует, и в его звучании есть что-то от словосочетания «служба по контракту», применяемого до сих пор в среде военных и в правоохранительных органах» [4, С. 68]. Именно подписание служебного контракта наделяет гражданина Российской Федерации достигшего 18-ти летнего возраста, владеющего государственным языком и дипломом о высшем профессиональном образовании статусом государственного гражданского служащего.

При этом следует учитывать, что статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе. Статьей 349 Трудового кодекса предусматривается, что «на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Учитывая данные правовые нормы, Л. Ю. Бугров справедливо замечает, что указанные регламентации не представляют достаточных оснований к тому, чтобы не относить соответствующие служебные контракты к особому классу трудовых договоров.

Распространенные в отечественной юридической литературе обратные суждения специалистов надо рассматривать только в качестве их сугубо доктринального мнения с крайне спорной аргументацией [6, С.13]. Действительно, в России уже много лет ведется дискуссия об отраслевой (в праве) идентификации служебных контрактов.

Однако законодатель не делает определенных шагов в прояснении этой ситуации. В Республике Казахстан, например, этот вопрос нашел четкое законодательное решение.

Так, в статье 1 Трудового кодекса Республики Казахстан приводятся легальные дефиниции понятий «гражданская служба» и «гражданский служащий», а в главе 25 указаны особенности регулирования трудовых отношений гражданских служащих.

Независимо от поворота научных дискуссий в России и будущих решений законодателя, понятие и признаки служебного контракта как правового института и института гражданской службы нуждаются в дальнейшем изучении и осмыслении.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 276-ФЗ) // СЗ РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215.
  2. Бугров Л. Ю. Трудовое право и договоры (контракты) о труде (службе) в правоохранительных органах: опыт модификации в России и за рубежом // Сборник докладов Международной научной конференции «Проблемы модернизации правовой системы современного российского общества». Т.2. Красноярск. 2011 С. 9–14.
  3. Гарячук И. Н. Служебный контракт на государственной гражданской службе Российской Федерации: теория и практика применения / И. Н. Гарячук; под ред. Л. П. Волковой. — М.: ДМК Пресс, 2010. — 160 с.
  4. Миннигулова Д. Б. Административно-правовое регулирование статуса государственных гражданских служащих на основе служебного контракта / Д. Б. Миннигулова // Вестник Нижегородской академии МВД России, 2011. — № 1 (14). — С. 240–243.
  5. Осин А. А. Содержание, форма и особенности заключения служебного контракта / А. А. Осин // Трудовое право. — 2007. — № 5. — С. 63–73.
  6. Чаннов С. Е. Служебный контракт: за и против // Современное право. — 2009. — № 12. — С. 67–71.

Административно-правовая природа служебного контракта

В статье анализируется публично-правовая (административно-правовая) природа служебного контракта. На основе выделения признаков административного договора делается вывод об административно-правовой природе служебного контракта как разновидности трудового договора, заключаемого представителем работодателя – публично-правового образования с государственным (муниципальным) служащим.

Традиционным в сфере трудоправовых отношений является использование термина «трудовой договор» для указания на основание возникновения отношений между работодателем и работником.

Однако специфика государственной службы и участия государственных служащих в трудовых правоотношений предопределила и наличие специального основания для возникновения трудовых правоотношений между государством, иным публично-правовым образованием как работодателем и государственным (муниципальным) служащим – работником. Таким основанием выступает служебный контракт.

Зачастую термины «трудовой договор» и «служебный контракт» используются как синонимы. Однако это неверно. Терминологическая разница обусловлена разной правовой природой названных договоров в частности и содержанием правоотношений, опосредуемых указанными договорами, — в целом.

Понятие служебного контракта дается в ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»: это «соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон» [1].

Данное определение не позволяет провести четкое соотношение между трудовыми договорами и служебными контрактами.

Сопоставление приведенного определения с определением трудового договора, данного в Трудовом кодексе РФ [2], приводит лишь к выводу о том, что термин «служебный контракт» опосредует трудовые отношения с государственными служащими, а содержание служебного контракта дополняет содержание трудового договора как общего, родового понятия.

  • Кроме того, как известно, в русском языке термины «договор» и «контракт» используются как синонимы.
  • Действительно, трудовой контракт возник как разновидность трудового договора, однако сейчас терминологические различия призваны подчеркнуть сущностные отличия трудового договора, опосредующего трудовые отношения в чистом виде, и служебного контракта, регулирующего отношения с участием государства, отношения с элементами как частно-правового (отношения в сфере труда), так и публично-правового (отношения в сфере государственного управления) характера.
  • В связи с этим возникает необходимость изучения правовой природы служебного контракта именно как административного, а не частно-правового (гражданского, трудового) договора.

Следует подчеркнуть, что идея определения административно-правовой природы служебного контракта как административного договора не нова.

Даже в учебной литературе поднимался вопрос о том, что использование термина «служебный контракт» для государственных служащих призвано подчеркнуть публично-правовую природу этих отношений. Так, А.П. Алехин и Ю.М.

Козлов в своём учебнике отмечали, что контракт содержит не только обычные для трудовых отношений элементы, но и определяет «объем исполнительных функций и соответствующих им полномочий, что весьма важно с административно-правовых позиций» [3, с. 200].

По определению А.И. Попова, административный договор представляет собой форму облечения административных правоотношений, в основе которых лежит взаимное волеизъявление сторон. При этом административный договор носит регулятивный характер [4, с. 18].

Сказанное полностью относится к служебному контракту.

Действительно, одной стороной служебного контракта выступает публично-правовое образование (в лице представителя работодателя), служебный контракт опосредует взаимоотношения по государственному управлению (пусть и посредством выполнения государственным служащим трудовой функции) и направлен на урегулирование отношений в обществе и государстве – опять же посредством определения порядка управления.

Любой административный договор представляет собой двусторонне волеизъявление, причем это волеизъявление является добровольным и согласованным. Все вышесказанное без всяких исключений относится и к служебному контракту. При этом следует помнить, что наличие добровольного волеизъявления сторон не исключает их неравноправный характер.

Любой административный договор базируется на нормах административного права. Без всяких сомнений, то положение опять же применимо к служебному контракту.

Регулирование порядка заключения, исполнения, прекращения служебного контракта опосредуется нормами не гражданского (о договорах) или трудового (о трудовых договорах), а административного права. в частности ,в первую очередь здесь применимы нормы уже упомянутого выше Федерального закона от 27.07.2004 г.

№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иных законов, регулирующих порядок прохождения государственной (муниципальной) гражданской службы.

Кроме того, в качестве основополагающих признаков административного договора учёные выделяют такие признаки, как регулирование отношений, возникающих в сфере государственного управления (исполнительной власти) либо по поводу его реализации, и наличие обязательной стороны административного договора — органа государственной исполнительной власти либо его представителя [цит. по: 5].

Как уже было отмечено выше, служебный контракт связан и регулирует административные отношения по поводу государственного управления; участником служебного контракта является государство (наниматель), от имени которого выступает его представитель (лицо, замещающее государственную должность, либо должностное лицо государственной службы).

Следовательно, имеются все основания полагать, что служебный контракт является в первую очередь административным договором. Здесь уместным представляется приведение слов А.А.

Осина о том, что «служебный контракт в настоящее время является понятием, которое довольно органично вписывается в систему государственно-служебных отношений и имеет свои специфические особенности и отличия от трудового договора», к которым можно только присоединиться [6].

Вместе с тем А.П. Коренев и А.А. Абдурахманов предлагают считать служебные контракты административно-трудовыми договорами [7]. Такой подход представляется наиболее верным.

Служебный контракт имеет двойственную правовую природу, однако его публично-правовая природа является первичной и подлежащей учету при рассмотрении трудовых споров между государственным служащим и работодателем.

Следует учитывать, что традиционные нормы и институты трудового права могут использоваться и удачно используются и в законодательстве о государственной службе (в том числе и применительно к служебному контракту), однако сам служебный контракт при этом сохраняет свою административно-правовую природу.

Ссылка на основную публикацию