Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения

Слайд 1 Описание слайда:

Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества Выполнила: Монгуш А.А Проверила:Монгуш Ч.Б

Слайд 2 Описание слайда:

Статья 26 Конституции РФ Статья 26 Конституции РФ 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Слайд 3

Защита и поддержка русского языка как государственного способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов России. » src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img2.jpg» width=»250″>Описание слайда:

Язык — это важнейший элемент культуры, основная форма проявления национального и личностного самосознания. Правовые гарантии реализации этого права закреплены в законодательстве Российской Федерации и прежде всего в Федеральном законе № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации».

Цель Закона — обеспечение использования государственного языка Российской Федерации на всей ее территории, обеспечение права граждан России на пользование государственным языком, защиту и развитие языковой культуры.

Защита и поддержка русского языка как государственного способствуют приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов России.

Слайд 4

В нашей стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности. » src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img3.jpg» width=»250″>Описание слайда:

Язык общения включает в себя те средства общения, которые данный человек использует в межличностных контактах как на бытовом, так и на официальном уровне.

Языком общения может быть родной язык, государственный язык, язык иной этнической группы.

В нашей стране недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому народу, любой национальности, их языку и культуре, установление привилегий или дискриминации по принципу национальной или языковой принадлежности.

Слайд 5 Описание слайда:

Родной язык — это язык нации, язык предков, который связывает человека с его народом, с предыдущими поколениями, их духовным миром; это первый язык, который освоил ребенок; язык, которым человек владеет с максимальной глубиной и полнотой, на котором легче, быстрее и проще ему мыслится, который является для него наиболее привычной и удобной формой выражения мысли и языкового общения. Право выбора языка общения предопределяет собой право личности на свободное этническое самоопределение, реализуемое как возможность выбора собственной культурной идентичности и право удовлетворять интересы и запросы, связанные с этнической принадлежностью. В этом праве объективно обосновывается понимание нации как «согражданства», именно поэтому указание своей национальной принадлежности — не обязанность, а право человека. Языковая государственная политика в России направлена на гарантирование всем ее народам права на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, что соответствует требованиям международных стандартов.

Слайд 6

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. » src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img5.jpg» width=»250″>Описание слайда:

Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки.

В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. 3.

Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Слайд 7

В ряде республик государственными языками признаются два и более языка, функционирующих в республике.

Знание государственных языков в республиках — субъектах Федерации не должно выступать дискриминационной мерой при реализации прав и свобод человека и гражданина.

Если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами А это значит, что на русском языке осуществляется работа федеральных органов государственной власти, реализуется внешнеполитическая деятельность Российской Федерации.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в России. Республики в составе РФ наделены правом устанавливать и использовать свои государственные языки наряду с русским. Как правило, государственными языками республики признаются русский язык и язык титульной нации, дающей название республике.

В ряде республик государственными языками признаются два и более языка, функционирующих в республике.

Знание государственных языков в республиках — субъектах Федерации не должно выступать дискриминационной мерой при реализации прав и свобод человека и гражданина.

Если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами » src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img6.jpg» width=»250″>Описание слайда:

А это значит, что на русском языке осуществляется работа федеральных органов государственной власти, реализуется внешнеполитическая деятельность Российской Федерации. Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в России.

Республики в составе РФ наделены правом устанавливать и использовать свои государственные языки наряду с русским. Как правило, государственными языками республики признаются русский язык и язык титульной нации, дающей название республике. В ряде республик государственными языками признаются два и более языка, функционирующих в республике.

Знание государственных языков в республиках — субъектах Федерации не должно выступать дискриминационной мерой при реализации прав и свобод человека и гражданина.

Если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами А это значит, что на русском языке осуществляется работа федеральных органов государственной власти, реализуется внешнеполитическая деятельность Российской Федерации.

Но это вовсе не означает дискриминации других языков, используемых в России. Республики в составе РФ наделены правом устанавливать и использовать свои государственные языки наряду с русским. Как правило, государственными языками республики признаются русский язык и язык титульной нации, дающей название республике.

В ряде республик государственными языками признаются два и более языка, функционирующих в республике.

Знание государственных языков в республиках — субъектах Федерации не должно выступать дискриминационной мерой при реализации прав и свобод человека и гражданина.

Если гражданин не владеет русским языком, ему должен быть предоставлен переводчик для общения с государственным органом и должностными лицами

Слайд 8

Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. » src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img7.jpg» width=»250″>Описание слайда:

Закон РФ «О языках народов Российской Федерации» Статья 3. Правовое положение языков 1. Государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать в соответствии с Конституцией РФ свои государственные языки. 3.

Субъекты РФ в соответствии с настоящим Законом вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 9. Право на выбор языка воспитания и обучения Граждане РФ имеют право свободного выбора языка воспитания и обучения. 2.

Граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Слайд 9

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить.

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить.

» src=»https://mypresentation.ru/documents_6/902024726c5acc3e927523d3672cec40/img8.jpg» width=»250″>Описание слайда:

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить.

Право на свободное пользование родным языком очень важно для развития национального самосознания личности, сохранения самобытной культуры этнической общности, упрочения этнических связей. Право на сохранение и развитие национальных особенностей входит в состав основных, неотъемлемых прав народа и личности, провозглашенных в международно-правовых актах.

В условиях федеративных государств и сложного этнического состава населения закрепление права национальных меньшинств и малочисленных народов на пользование родным языком трудно переоценить.

Слайд 10 Описание слайда:

Что представляют собой воспитание и обучение и как они влияют на дальнейшее развитие и саморазвитие человека? Воспитание (лат. educatio) — процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.

Слайд 11Описание слайда:

Язык, на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем или его уставом.

Регулированию вопросов получения образования на национальном языке и выбора языка воспитания и обучения уделено значительное внимание в Федеральном законе № 74ФЗ «О национально-культурной автономии», устанавливающем право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов. Язык, на котором ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем или его уставом. Регулированию вопросов получения образования на национальном языке и выбора языка воспитания и обучения уделено значительное внимание в Федеральном законе № 74ФЗ «О национально-культурной автономии», устанавливающем право граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Слайд 12Описание слайда:

Спасибо за внимание.

Обучение на родном языке гарантировано законодательством

В связи с большим количеством вопросов учителей национальной школы по поводу национального компонента в школах, права детей обучаться на родном языке, возникших в ходе обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» на августовских совещаниях педагогов, Правительство Тувы инициировало запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 26.3.2. оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта российской федерации

В ответ на запрос, подписанный первым заместителем Председателя Правительства Республики Тува Анатолием Дамба-Хуураком, пришёл ответ за подписью заместителя министра образования и науки Максима Дулинова о гарантиях прав граждан на получение образования на родном языке, где отмечается: «В соответствии со статьёй 6 Закона Российской Федерации «Об образовании» и статьёй 9 Закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» граждане России имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп а также условий для их функционирования.

  • Указанные нормы предусмотрены и в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 5 статьи 5 проекта федерального закона).
  • В настоящее время язык, на котором ведётся обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем и уставом образовательного учреждения (пункт 3 статьи 6 закона Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации»).
  • В целях расширения возможностей прав граждан на обучение и воспитание на родном языке в проекте федерального закона предлагается закрепить, что языки, на которых ведутся обучение и воспитание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, определяются уставом и (или) разработанной и утверждённой ею образовательной программой (пункт 4 статьи 13 проекта федерального закона).
  • Также в указанном законопроекте сохранены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов общего образования примерных основных образовательных программ с учётом их уровня и направленности (в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей) (пункт 17 части первой статьи 8 проекта федерального закона).

Следует также отметить, что законопроектом не затрагиваются вопросы формирования образовательными организациями образовательных программ и учебных планов. В соответствии со статьёй 13 законопроекта содержание образования определяется образовательными программами, которые самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.

  1. Учитывая вышеизложенное, проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» не ограничивает права граждан на получение образования на родном языке и изучение родного языка.
  2. Проектом федерального закона также не отменяется положение пункта 3 статьи 10 закона РФ «О языках народов Российской Федерации», согласно которой преподавание государственных языков в республиках осуществляется в соответствии с их законодательством.
  3. Что касается финансовых гарантий на обеспечение возможности получения гражданами образования на языках народов Российской Федерации, следует обратить внимание на следующее.

В настоящее время изучение родного языка гражданами при получении общего образования регламентируется соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее — стандарт). В рамках предметной области «Филология» предусмотрены изучение родного языка и родной литературы.

Учебные планы, разрабатываемые образовательными учреждениями и обеспечивающие введение в действие и реализацию требований стандарта, в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области образования, предусматривают возможность обучения на государственных языках субъектов Российской Федерации и родном (нерусском) языке, а также возможность их изучения и устанавливают количество учебных часов, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.

При этом стандартом предусматривается, что финансово-экономические условия реализации образовательной программы, гарантирующие получение гражданами общедоступного и бесплатного общего образования за счёт средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не могут быть ниже установленных нормативов финансирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 41 Закона РФ «Об образовании» финансовое обеспечение образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчёте на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе. Аналогичные формы устанавливаются также статьёй 102 проекта федерального закона».

Таким образом, право граждан на получение образования на родном языке соблюдается существующим законодательством, и в законопроекте это право не нарушается.

Изучение национальных языков в школе: добровольно или принудительно?

Рассмотрим небольшую предысторию этого вопроса.

20 июля 2017 года в Йошкар-Оле состоялось заседание президентского Совета по межнациональным отношениям.

Заявление Президента

В своем выступлении Владимир Путин констатировал, что «русский язык для нас – язык государственный, язык межнационального общения, и его ничем заменить нельзя, он естественный духовный каркас всей нашей многонациональной страны», и «его знать должен каждый». При этом он подчеркнул: «Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России.

Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов Российской Федерации».

Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников.

Примечательно, что отказы от изучения татарского языка писали не только русскоязычные, но и татарские семьи.

Один из аргументов – большая дополнительная нагрузка на школьников: по пять часов в неделю русского и татарского, включая литературу.

Выступление Президента послужило сигналом к массовым проверкам Прокуратуры республики полутора тысяч школ Татарстана. Оказалось, что только в 24-х преподавание русского языка соответствует предъявляемым требованиям.

Были уволены многие учителя татарского языка, а оставшихся переквалифицировали в преподавателей родного языка и литературы.

29 ноября прошлого года прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки и переходе преподавания татарского языка на новую систему — по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Вместе с тем в 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

Язык в законе

Какие права на изучение национальных языков дает действующее законодательство, и почему понадобились поправки в Закон «Об образовании в РФ»?

Конституция Российской Федерации (статья 26) гарантирует право на свободное пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Кроме того, республикам в составе Российской Федерации гарантировано право на установление собственных государственных языков наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68).

Статья 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает:

  • право преподавания и изучения государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации;
  • право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации;
  • право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона об образовании родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе, выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Законопроектом предлагается уточнить, что:

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации осуществляется на добровольной основе не в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

А право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации реализуется в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) — на основании письменных заявлений родителей (законных представителей).

«Предлагаемые изменения позволят сохранить баланс реализации конституционного права граждан на свободный выбор языка воспитания и обучения, возможности изучения государственных языков республик, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и избежать неоднозначной трактовки положений законодательства в правоприменительной практике», — сказано в пояснительной записке к законопроекту.

«Каждому свой язык, но по доброй воле»

Мы спросили одного из авторов законопроекта, первого зампреда комитета по образованию и науке Олега Смолина, о том, что его сподвигло присоединиться к авторам документа.

Приводим его дословный комментарий:

«Смысл законопроекта заключается в том, что изучение национальных языков в республиках переносится из части обязательной в часть, формируемую участниками образовательного процесса. Другими словами, законопроект не мешает титульным народам изучать свой родной язык, но мешает заставлять это делать нетитульные народы, прежде всего, русских.

Почему я присоединился к этому законопроекту? У меня много обращений из Татарстана, есть из Башкортостана, в них русские жалуются на то, что их заставляют изучать национальный язык, и поэтому они не могут изучить русский язык так, как они этого хотят.

Я понимаю, что русским в Татарстане или Башкортостане весьма полезно изучать национальные языки, поскольку им жить вместе с титульными народами. Но я думаю, делать это надо на добровольной основе, а не принуждать. В этом смысле я разделяю позицию Президента Путина.

Чего опасаются национальные республики?

Я думаю двух вещей: во-первых, они не хотят, чтобы кто-то вмешивался в их дела, связанные с национальным языком.

Пока по действующему закону изучение национальных языков регулируется исключительно субъектами РФ – в данном случае, национальными республиками. Какие хотят правила, такие они и устанавливают.

Во-вторых, от своих коллег из республик я часто слышу такой аргумент: если мы перестанем в обязательном порядке изучать национальные языки в школе, люди титульных национальностей перестанут это делать.

И тогда мы можем потерять язык и национальную культуру. Это опасение мне понятно.

Скажу больше: нам надо было бы расширить возможности изучения национальных языков вне национальных республик.

Например, в своей Омской области я неоднократно предлагал расширить возможности изучения татарского, казахского, немецкого и украинского языков. И думаю, что так было бы правильно, если учесть, что нас эти национальности по численности занимают второе место после русских.

Принудительное изучение русскими и другими нетитутльными народами языков национальных языков – это слишком большая плата за то, чтобы представители титульной национальности изучали свой язык.

Мой прогноз: законопроект быстро принят не будет. Он является предметом бурных дискуссий. В настоящее время мы ищем варианты, которые могли бы «накормить волков» и «сохранить овец».

Читайте также:  Статья 27. Диспансерное наблюдение

Один из таких вариантов заключается в следующем: надо в школьных стандартах внятно прописать обязанность изучать русский язык как государственный и право на изучение родного языка. Тогда, скажем, в Татарстане русский язык как государственный будут изучать все, родной язык (татарский) будут изучать татары, а русский – русские.

Вопрос находится в состоянии дискуссии».

Дискуссия становится бурной

О национально-культурной автономии (с изменениями на 4 ноября 2014 года)

Статья 8. Государственная защита национальных (родных) языков

  • Российская Федерация обеспечивает социальную, экономическую и правовую защиту национальных (родных) языков на территории Российской Федерации.
  • Право граждан Российской Федерации на сохранение, развитие национального (родного) языка, свободу выбора и использования языка общения, воспитания и обучения устанавливается Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом.

Статья 9. Обеспечение права на сохранение и развитие национального (родного) языка

  1. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:обеспечивают проведение государственной политики, направленной на сохранение и развитие национальных (родных) языков;
  2. оказывают организационную и иную поддержку национально-культурным автономиям в разработке и реализации государственных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.
  3. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут содействовать национально-культурным автономиям в (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ:

издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках;обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между Российской Федерацией и иностранными государствами.

Статья 10. Право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения

Граждане Российской Федерации, относящие себя к определенным этническим общностям, имеют право на получение основного общего образования на национальном (родном) языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей, предоставляемых системой образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 11. Обеспечение национально-культурными автономиями права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке

В целях обеспечения права на выбор языка воспитания и обучения и на получение основного общего образования на национальном (родном) языке национально-культурные автономии могут:создавать частные дошкольные образовательные организации или группы в таких организациях, обучение и воспитание в которых осуществляются на национальном (родном) языке;создавать частные общеобразовательные организации, частные профессиональные образовательные организации и частные образовательные организации высшего образования, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;учреждать иные частные образовательные организации, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке;участвовать в разработке образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, созданными национально-культурными автономиями, издавать учебники, учебные пособия и другую учебную литературу, необходимые для обеспечения права на получение образования на национальном (родном) языке;вносить предложения в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, органы местного самоуправления городских округов о создании классов, учебных групп в государственных и муниципальных образовательных организациях, обучение в которых осуществляется на национальном (родном) языке, а также государственных и муниципальных образовательных организациях, в которых осуществляются обучение на государственном языке Российской Федерации и углубленное изучение национального (родного) языка, национальной истории и культуры;участвовать в соответствии с законодательством об образовании в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, а также примерных основных образовательных программ, реализуемых на национальном (родном) языке и иных языках;организовывать подготовку и дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для частных образовательных организаций;заключать договоры с неправительственными организациями за пределами Российской Федерации о создании условий для реализации права на получение образования на национальном (родном) языке, в частности договоры о подготовке педагогических работников, об обеспечении учебно-методическими материалами, учебниками и учебными пособиями, художественной литературой и аудиовизуальными средствами обучения на национальном (родном) языке;осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации другие мероприятия по обеспечению права на выбор языка воспитания и обучения и на обучение на национальном (родном) языке.Частные образовательные организации, осуществляющие обучение на национальном (родном) языке, обеспечивают изучение государственного языка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и федеральными государственными образовательными стандартами, а также изучение государственных языков субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством этих субъектов Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

Статья 12. Обеспечение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации права на получение основного общего образования на национальном (родном) языке, на выбор языка воспитания и обучения

  • Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о языках народов Российской Федерации, об образовании и настоящим Федеральным законом:обеспечивают при необходимости создание групп в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, классов или учебных групп в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях с обучением на национальном (родном) языке;
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
  • содействуют разработке, изданию и приобретению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ;
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.
  • (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

с учетом предложений национально-культурных автономий и конкретных условий региона создают государственные образовательные организации с обучением на национальном (родном) языке, на русском языке с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры, а также организации дополнительного образования (воскресные школы, факультативы, культурно-образовательные центры и другие образовательные организации) для изучения и пропаганды национальных (родных) языков и национальных культур;осуществляют финансирование мероприятий, направленных на обеспечение права на получение образования на национальном (родном) языке в государственных, муниципальных образовательных организациях, за счет соответствующих бюджетов и внебюджетных ассигнований в пределах средств, выделяемых на образование;организуют преимущественно по рекомендации национально-культурных автономий подготовку, дополнительное профессиональное образование педагогических и иных работников для организаций, осуществляющих образовательную деятельность на национальном (родном) языке, иных языках, в том числе на основе соглашений между субъектами Российской Федерации и межгосударственных соглашений;

оказывают материальную, правовую, организационную и иную помощь национально-культурным автономиям в создании частных образовательных организаций и развитии иных форм воспитания и обучения на национальном (родном) языке.(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ.

Право граждан Российской Федерации на получение основного общего образования на родном языке

Номер журнала:

Краткая информация об авторах: 

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственного права РГПУ имени А.И. Герцена

Аннотация: 

В статье рассматриваются вопросы законодательного оформления права на получение образования на родном языке в Российской Федерации.

Ключевые слова: 

закон, родной язык, право на образование.

Литература: 

[1] Березко В.Э. Как представляют свои перспективы в сфере управленческой деятельности сегодняшние студенты… // Право и управление. XXI век. 2013. № 2 (27). [2] Галушкин А.А. Организационно-правовые основы регламентации правового статуса российских граждан в национальном законодательстве стран СНГ // Правовая инициатива. 2013. № 3. [3] Галушкин А.А.

Организация нормативного регулирования вопросов гражданства в двусторонних договорах РФ и многосторонних договорах СНГ // Правовая инициатива. 2013. № 2. [4] Галушкин А.А. Получение образования в Российской Федерации как основание получения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки.

2012. № 4. [5] Дорская А.А. Международно-правовые аспекты формирования толерантности педагогов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. № 1. [6] Дорская А.А. «Международно-правовые стандарты и российское законодательство о праве на сохранение языка и культуры (на примере коренных народов Севера). Международно-правовые механизмы защиты прав человека».

Сборник научных статей, посвященный 60-летию Всеобщей декларации прав человека // СПб., 2008. [7] Енгибарян Р.В. Качественное образование — главное условие динамичного развития общества и его конкурентности // Право и управление. XXI век. 2013. № 4 (29). [8] Кряжков В.А. Право на родной язык (на примере малочисленных народов Севера) // Российский юридический журнал. 2007.

№ 1. [9] Мустафина Д.Н. К вопросу подготовки ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств в Российской Федерации // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. №14(229). Политические науки. Востоковедение. Вып. 10. [10] Пашенцев Д.А. Несколько тезисов о правах человека // Вестник Московского городского педагогического университета.

Серия: Юридические науки. 2011. № 1.

[11] Пашенцев Д.А. Юридическое образование как фактор формирования правовой системы России // Образование и право. 2011. № 3.

Принят закон об изучении родных языков

Государственная
Дума одобрила в окончательной редакции поправки
в Закон «Об образовании в Российской Федерации» в части изучения родного языка
из числа языков народов РФ и государственных языков республик, находящихся в составе РФ. Инициатива была внесена группой депутатов, представляющих все фракции ГД.

Законом
устанавливается, что федеральные государственные образовательные стандарты
дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают
возможность образования на родных языках из числа языков народов России,
изучения государственных языков республик нашей страны, родных языков из числа языков
народов России, в том числе русского языка как родного.

Читайте также:  Глава v. морские научные исследования

При этом, как
подчеркивал Председатель Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов, перевод
госязыков национальных республик из обязательной школьной
программы в факультативную не предполагался и не предполагается.

Будет осуществляться свободный выбор родного языка,
который будет изучать ребенок в школе, а также родного языка в качестве языка
обучения (если это позволяют возможности системы образования того или иного
региона), родителями или законными
представителями ребенка перед поступлением в первый и пятый классы.

О том, как именно
в соответствии с новым законом будет осуществляться изучение родных
языков, читайте в разъясняющем материале на нашем сайте.

Вячеслав Никонов также отметил, что, принимая данный закон, ГД тем самым выполняет поручение Президента России. «Это поручение позволит родителям учеников делать выбор родного языка обучения, — сказал он. – Дети не будут обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным».

Этот закон, по словам парламентария, — «это начало большого пути, который должен привести, безусловно, к усилению внимания государства к проблеме родных языков».

Депутатская
инициатива вызвала широкое обсуждение из‑за непонимания процедуры добровольного выбора родных языков. Высказывались опасения, что языки национальных республик из обязательной школьной программы перейдут в факультативную.

В Комитете по образованию и науке была создана рабочая группа с целью снять дискуссионные моменты – ко второму чтению инициатива была серьезно
уточнена и доработана с учетом мнения субъектов Федерации, органов
исполнительной власти и депутатов, представляющих в ГД национальные республики.

Так, в частности, Комитет по образованию и науке рекомендовал Правительству РФ создать
на федеральном уровне специальный Фонд поддержки родных языков. Правительство РФ
эту инициативу ГД поддержало.

Фонд должен
будет помочь академическому, научному изучению языков народов РФ, заняться
подготовкой учебников и учебных пособий по родной речи и родной литературе,
поскольку сейчас есть утвержденные на федеральном уровне учебники только по пяти языкам. Фонд займется подготовкой и экспертизой образовательных программ
для изучения родных языков, а также должен будет обеспечить подготовку
педагогических кадров.

Реализация права обучающихся на изучение родного русского языка

И ФГОС, и ГОС-2004 г. позволяют в полном объеме реализовать права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 9 октября 2017 г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»
  • 16 ноября 2017
  • В соответствии со статьей 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
  • Согласно части 2 статьи 26 Конституции Российской Федерации каждый человек имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания.

Общие вопросы языковой политики в области образования регулируются Законом Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ) (далее — Закон о языках).

Применительно части 3 статьи 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.

Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации не должны осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.

  1. В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании.
  2. Согласно норме части 6 статьи 14 Федерального закона язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право в том числе выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
  4. С целью обеспечения реализации в полном объеме образовательных программ с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе в части выбора языка, языков образования, локальный нормативный акт, определяющий язык, языки образования, согласовывается с коллегиальным органом управления образовательной организацией.
  5. Согласно нормам статьи 28 Федерального закона образовательная организация наделена также полномочиями по разработке и утверждению образовательных программ, которые разрабатываются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) и с учетом примеренных основных образовательных программ.
  6. ФГОС общего образования и примерные образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающие несколько вариантов примерных учебных планов, обеспечивают возможность изучения и преподавания государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, а также родных языков из числа языков народов Российской Федерации.

Приказами Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г.

№№ 1576, 1577, 1578 во ФГОС начального общего, основного общего и среднего общего образования внесены изменения, предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей по русскому языку и литературе, родному языку и литературе с целью реализации в полном объёме прав обучающихся на изучение русского языка, родного языка, включая русский язык, из числа языков народов Российской Федерации.

В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и от 17 декабря 2010 г. № 1897) предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» являются обязательными для изучения.

В соответствии с пунктом 18.3.

1 ФГОС учебный план основного общего образования (далее — учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения). Основная образовательная программа основного общего образования может включать как один, так и несколько учебных планов.

  • Учебный план является составной частью основной образовательной программы, количество часов на изучение предметов определяет образовательная организация в соответствии со спецификой реализуемой основной образовательной программы.
  • В рамках обязательной части учебного плана при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) следует учитывать, что учебный предмет предусматривает изучение родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка.
  • В части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная организация с учетом интересов и запросов обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся может усилить (углубить, расширить) преподавание тех или иных учебных предметов в части увеличения количества часов на их изучение, ввести новые учебные предметы.
  • Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации может вводиться в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
  • Рабочие программы учебных предметов при реализации предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (уровень начального общего образования) и «Родной язык и родная литература» (уровень основного общего образования) разрабатываются в соответствии с ФГОС и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.

Кроме того, приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594 (зарегистрирован в Минюсте России 29 июля 2014 г., регистрационный номер 33335) утвержден порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ (далее — реестр, Порядок соответственно).

  1. Реестр содержит раздел «Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)».
  2. Учебно-методические объединения (в том числе региональные) вправе в инициативном порядке разрабатывать примерные программы, а также организовывать экспертизу примерных программ в части учёта региональных, национальных и этнокультурных особенностей региона.
  3. В субъектах Российской Федерации разрабатываются примерные рабочие программы по родным языкам, которые в соответствии с Порядком проходят экспертизу и, также по инициативе органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, могут быть рассмотрены федеральным УМО в целях их включения в реестр примерных основных образовательных программ.
  4. По ФГОС в 2017/2018 учебном году обучаются учащиеся 1-7 классов.

Введение ФГОС в штатном режиме на уровне среднего общего образования, в 10 классах начнется с 2020/2021 учебного года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р).

В 8-11 классах продолжают действовать государственные образовательные стандарты 2004 г., утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.

№ 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (далее — ГОС-2004), а также нормы приказа Минобразования России и от 9 марта 2004 г.

№ 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

  • Таким образом, рабочие программы учебных предметов по родным языкам и литературам для 8-11 классов разрабатываются в соответствии с ГОС-2004.
  • ГОС-2004 включает три компонента:
  • федеральный компонент — устанавливается Российской Федерацией;
  • региональный (национально-региональный) компонент — устанавливается субъектом Российской Федерации;
  • компонент образовательного учреждения — самостоятельно устанавливается образовательной организацией.

Следует учитывать, что в соответствии с частью 5 статьи 111 Федерального закона приказы об утверждении ГОС-2004 г. в настоящее время действуют в части, не противоречащей Федеральному закону.

Изучение государственного языка республики, входящей в состав Российской Федерации, и родного языка из числа языков народов Российской Федерации возможно в рамках регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательной организации.

Изучение родного языка также возможно в рамках федерального компонента в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденными приказом Минобразования России и от 9 марта 2004 г. № 1312.

Таким образом, и ФГОС, и ГОС-2004 г. позволяют в полном объеме реализовать права обучающихся на изучение русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации.

                               Т.Ю. Синюгина

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]