Страхование представляет систему, которая направляется на покровительство имущественных ценностей физических и юридических лиц. Такая потребность необходима в случае возникновения угрозы для существования интересов материального характера. Именно поэтому необходимость наличия страхового продукта на финансовом рынке так велика и объяснима.
Следует выделить несколько пунктов, характеризующих страховой продукт:
- определённый вид объекта (то, что подлежит страховке);
- наличие главных факторов для оформления (возможные обстоятельства, способные причинить материальный вред);
- анализ страхового риска (расчёт вероятности наступления случая, размер возможного ущерба);
- страховая сумма (определение стоимости);
- тариф по страховке (расценка данного продукта);
- расчёт условий осуществления финансовых платежей.
Регистрация продукта фиксируется специальным документом – страховым полисом. Данное свидетельство подтверждает заключение договора на оказание услуг страхования между организацией и заинтересованным гражданином.
Помимо обязательного страхования в Российской Федерации большой интерес проявляют к такому виду услуги, как негосударственное пенсионное страхование. Оно осуществляется на добровольной основе в дополнение к обязательному. На территории РФ данный вид страхования появился в 2002 году.
Суть механизма и системы страхования негосударственных пенсионных фондов в целом
Общественные пенсионные фонды представляют специальные некоммерческие учреждения социального обеспечения. В их основную структуру входит реализация сервиса общественного обеспечения населения. Главной целью такой организации служат пенсионные компенсации личностям, преодолевшим установленный возрастной порог.
Возможность данного страхования доступна для каждого заинтересованного человека.
При непринудительном обращении в негосударственную организацию достаточно оформить контракт для получения пенсионного страхования, который составляется при участии организации и страхующего лица, и подписывается в двухстороннем порядке. Оформление данного страхования, как и государственного, подтверждается наличием страхового полиса.
В структуре негосударственного пенсионного страхования есть некоторые особенности:
- наличие пенсионных начислений производится и при отсутствии официального трудового стажа у застрахованного лица, в то время, как в государственном фонде необходима надлежащая выслуга лет, отработанных гражданином на официальном трудоустройстве;
- такая система страхования предоставляет независимый выбор организации и оформление документов любым совершеннолетним жителем страны.
Особенности функционирования системы негосударственных пенсионных фондов
Пенсионное страхование способно осуществляться с любым фондом: государственным или коммерческим. Окончательный выбор зависит от гражданина, решившего обратиться за услугами.
При страховании пенсионных взносов в негосударственных организациях следует обратить внимание на то, что они относятся к страховщикам накопительной составляющей всей суммы количества трудовой пенсии.
По итогам преобразований, завершившихся в 2013 году, существует три альтернативы распоряжения накопительными пенсионными средствами:
- при переводе из Пенсионного Фонда России в негосударственную организацию существует возможность не предпринимать какую – либо деятельность, что позволяет сохранить накопления не тронутыми;
- возможность добровольного перевода пенсии с помощью применения программы обязательного страхования посредством оформления контракта;
- По истечении времени накопления, в соответствии с ростом инфляции, размер денежных средств увеличивается, что свидетельствует об их обязательном инвестировании.
Взаимодействие двух видов негосударственного пенсионного страхования
Система пенсионных организаций Российской Федерации представляет самостоятельный функционирующий сегмент экономического отдела государства. Этот механизм регулирует и обеспечивает компенсирование гражданам с помощью перераспределяющихся накоплений.
Ежемесячные выплаты для нескольких категорий граждан являются одним из главных направлений деятельности Пенсионного Фонда. Военные, инвалиды, пожилые люди, многодетные и неполные семьи, граждане с доходом ниже установленного прожиточного минимума ежемесячно получают пенсии, а также пособия социального направления.
Стоит отметить, что данные виды страхования имеют свои преимущества и недостатки. Среди положительных качеств государственного пенсионного страхования следует выделить:
- вероятность увеличения своего пенсионного объёма с применением аккумулятивных (накопительных) средств;
- исключение возможности закрытия или исчезновения фонда, пребывающего под надзором государства. Это даёт большую гарантию безопасности и сохранения накопленных сбережений.
Свои положительные стороны имеет негосударственное пенсионное страхование:
- регулярная отчётность всех зачислений, поступивших на личный счёт застрахованного лица;
- индивидуальная работа с каждым заинтересованным заказчиком;
- возможность распоряжения накоплениями раньше возрастного срока, предполагаемого государством;
- обеспечение дополнительного состояния накопленных средств;
- возможность инвестирования накоплений в фондовый рынок страны.
Пенсионные фонды, государственные и некоммерческие организации, имеют ряд преимуществ и недостатков. Принятие единого верного решения является довольно сложным и непростым процессом.
Таким образом, окончательный выбор для страхования пенсионных начислений следует делать после тщательного анализа деятельности всей структуры выбранных фондов и детального сравнения полученных результатов.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда
Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.
Н.В.
Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].
В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Правовой статус фондов социального страхования регулируют:
- Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
- Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
- Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
- Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»
Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.
Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.
Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.
- На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
- ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
- ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
- ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].
Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:
- Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
- Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
- Целевой характер деятельности.
- Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.
Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].
Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».
Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.
После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст.
2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].
Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.
- Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
- — сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
- — организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
- — международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
- — статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
- — юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
- ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
- Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].
При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями.
Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные.
Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:
- Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
- Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
- НПФ обязан:
- — исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
- — осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
- -не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].
Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].
НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.
НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу.
По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов.
В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]
Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству.
Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству.
Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.
Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]
А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР).
Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу.
Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.
Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.
В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.
Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций.
В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью.
Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.
Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы.
Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.
Список литературы:
- Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
- Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
Что такое НПФ (негосударственный пенсионный фонд)?
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это организация, которая занимается пенсионным обеспечением своих клиентов. НПФ инвестирует доверенные ему средства в финансовые инструменты, чтобы получить инвестиционный доход. Выплаты от НПФ участник фонда начнет получать с момента выхода на пенсию.
Из этой статьи вы узнаете, чем занимаются и могут быть полезны НПФ, как регулируется их деятельность, как защищены хранящиеся в них средства граждан и на что следует обратить внимание при выборе НПФ.
Что именно делает НПФ?
1. Он управляет пенсионными накоплениями гражданина, которые формируются на индивидуальном счете.
Эти средства входят в систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Когда клиент НПФ достигает пенсионного возраста, фонд назначает и выплачиваем ему пенсию из накопленных средств. Чем лучше работает НПФ, тем больший доход он зарабатывает своим клиентам – и тем выше их будущая пенсия.
Подробнее – читайте статью «Что такое накопительная пенсия и кто ей управляет?».
2. С его помощью можно
формировать дополнительную пенсию.
К примеру, вы направили свои накопления в НПФ и полностью довольны тем, как он распоряжается вашими средствами.
В таком случае можно также начать накапливать и на дополнительную пенсию, предварительно заключив с фондом еще один договор. Или выбрать другой фонд для формирования дополнительной пенсии.
Это и есть негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) – деньги, которые вы откладываете самостоятельно и отдаете под управление НПФ.
Подробнее – читайте статью «Как увеличить будущую пенсию: разбираемся в негосударственном пенсионном обеспечении (НПО)».
Что такое НПФ?
Как регулируется деятельность НПФ?
Работу НПФ контролирует Банк России. Их деятельность регламентируется законом «О негосударственных пенсионных фондах» и множеством других правовых актов.
Сколько НПФ в России?
Актуальный список НПФ вы всегда найдете на сайте Агентства по страхованию вкладов и Банка России. Год от года количество действующих НПФ в России уменьшается. По данным Банка России и АСВ, по состоянию на июнь 2021 года лицензию имели 41 НПФ, из которых 28 состоят в системе гарантирования прав застрахованных граждан (то есть могут управлять пенсионными накоплениями).
Количество НПФ в России по годам, шт.
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
290 | 289 | 252 | 235 | 165 | 151 | 146 |
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
134 | 120 | 120 | 102 | 83 | 68 | 47 |
Уменьшение количества НПФ за последние годы, в основном, вызвано следующими причинами: 1. Ужесточение требований законодательства.
2. Повышение требований к качеству активов НПФ со стороны регулятора – Банка России.
А мои деньги в НПФ или ПФР?
Выяснить это можно в
личном кабинете на «Госуслугах» или сайте ПФР, а также в отделениях ПФР.
Подробнее см. статью «Как узнать размер своей накопительной пенсии и страховщика».
Как выбрать НПФ?
Подробнее см. статью «ПФР или НПФ: как выбрать, где лучше хранить деньги?».
Выбор организации, которая будет управлять вашими пенсионными накоплениями – это важный и ответственный шаг. Для того чтобы принять правильное решение – оставить накопления под управлением государственной управляющей компании ВЭБ.РФ (или вернуть их туда), перевести в НПФ или сменить один НПФ на другой, – нужно:
- проверить наличие лицензии. НПФ не может вести свою деятельность без лицензии, поэтому если у организации, которая представляется НПФ, ее нет – перед вами мошенники. Список лицензированных фондов размещен на сайте Банка России;
- убедиться, что НПФ входит в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Все фонды, работающие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны участвовать и в системе гарантирования;
- посмотреть актуальный рейтинг НПФ. Это позволит оценить риски: наивысший рейтинг (ruAAA) с высокой вероятностью говорит о финансовой стабильности, низкий – о потенциальной неустойчивости. Имейте в виду, что не все НПФ дали согласие рейтинговому агентству на оценку – ряд фондов ее не имеют;
- посмотреть количество застрахованных лиц, объем средств под управлением и объем собственного имущества. Такие рэнкинги есть на сайте «Национального рейтингового агентства». Кроме того, посмотреть ТОП-10 НПФ по объему средств под управлением вы можете в разделе «Доходность» на нашем сайте;
- сравнить доходность за прошлые периоды. Об эффективности работы НПФ можно судить по тому, какой доход он приносит своим вкладчикам. Причем смотреть доходность лучше не за один год, а за несколько. Если на протяжении ряда лет показатели доходности держатся выше инфляции, это хороший знак. Провести сравнение вы можете все в том же разделе «Доходность». Однако необходимо помнить, что заработанная в прошлом доходность не может быть гарантирована в будущем!
Как защищены средства в НПФ?
Подробнее – читайте статью «Что делать, если у вашего НПФ отозвали лицензию?»
НПФ, работающие с накоплениями, входят в систему гарантирования прав застрахованных лиц. Это означает, что накопления их вкладчиков застрахованы Агентством по страхованию вкладов.
Если по какой-то причине у НПФ, который управляет вашими пенсионными накоплениями, аннулируют лицензию, вам не нужно предпринимать никаких действий чтобы вернуть ваши средства: начиная с даты аннулирования лицензии, вашим новым страховщиком станет ПФР.
Подробную информацию о гарантировании прав можно получить на сайте АСВ.
Я решил сменить НПФ: как это правильно сделать?
Подробнее – читайте статью «Как избежать потерь при смене страховщика?»
Если вы хотите поменять НПФ,
то нужно учитывать, что без потерь это можно делать не чаще, чем 1 раз в 5 лет.
В противном случае у вас есть риск потерять инвестиционный доход. Как это
работает?
Тот доход, который НПФ заработал для своего клиента, прибавляется к его счету раз в 5 лет – это называется фиксинг.
Если клиент меняет страховщика после того, как доход зафиксировался на его персональном счету, то такой переход считается срочным и не приводит к потере накопленного дохода.
А вот досрочный переход к другому страховщику происходит до истечения пятилетнего периода. В таком случае гражданин теряет инвестиционный доход с момента прудыдущего фиксинга.
Советуем вам внимательно обдумать решение о смене страховщика и взвесить все возможные выгоды и потери.
Каждый вправе
самостоятельно принимать решения, которые влияют на будущую пенсию.
Можно ли
доверять свои пенсионные накопления НПФ? Разумеется, да: деятельность НПФ
строго регламентирована и контролируется со стороны государства, а средства под
их управлением застрахованы. Однако важно не только доверять, но проверять.
Чтобы обеспечить сохранность средств и получить хороший доход, рекомендуем внимательно следить за состоянием своего
пенсионного счета, результатами работы вашего страховщика и его конкурентов на
рынке.
Оценить статью: Сохранить статью
Система обязательного пенсионного страхования
Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.
Опс в системе пенсионного обеспечения
Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.
В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.
Тариф, в свою очередь, разделяется на:
- солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
- индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).
Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.
Страховая пенсия
Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:
Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.
В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.
Накопительная пенсия
Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).
Президент России подписал Федеральный закон, направленный на повышение эффективности деятельности негосударственных пенсионных фондов
30 декабря 2013 10:30
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №410-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 16 октября 2013 года №1885-р.
Федеральным законом, в частности, предусмотрено создание новых негосударственных пенсионных фондов в форме акционерных обществ и преобразование НПФ, действующих в форме некоммерческих организаций, в открытые акционерные общества.
Кроме того, все НПФ, осуществляющие деятельность в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, должны завершить реорганизацию до 1 января 2016 года. НПФ, не действующие в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, должны завершить реорганизацию до 1 января 2019 года.
- Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных
пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее
– Федеральный закон) был внесён
в Госдуму распоряжением Правительства от 16 октября 2013 года №1885-р. - Федеральный закон
принят Государственной Думой 23 декабря 2013 года и одобрен Советом Федерации
25 декабря 2013 года. - Федеральным
законом предусмотрено создание новых негосударственных пенсионных фондов (далее
– НПФ) в форме акционерных обществ и преобразование НПФ, действующих в форме
некоммерческих организаций, в открытые акционерные общества.
Не
предусматривается создание новых НПФ в форме некоммерческих организаций.
Установлены ограничения на выбор форм реорганизации действующих некоммерческих НПФ
и детально урегулирована процедура их реорганизации.
В
отношении НПФ, которые будут действовать в форме акционерных обществ,
предусмотрено сохранить все установленные законодательством требования к
деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному
пенсионному страхованию.
Определён
ряд особенностей правового статуса и деятельности НПФ в форме акционерных
обществ (далее – акционерный пенсионный фонд).
В
частности, предусмотрена необходимость согласия Банка России на приобретение в
собственность либо получение в доверительное управление юридическим или
физическим лицом (группой лиц) более 10% акций акционерного пенсионного фонда.
Определены правовые последствия нарушений, допущенных при приобретении акций таких
фондов. Урегулированы вопросы, касающиеся установления контроля над акционерными
пенсионными фондами, в том числе ответственности контролирующих лиц.
Установлены
требования к лицам, предлагаемым к назначению (избранию) на должности
единоличного исполнительного органа такого фонда, его заместителей, членов
коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера и заместителей
главного бухгалтера фонда. Урегулирован порядок назначения (избрания) этих лиц,
предусматривающий необходимость предварительного согласования их назначения с Банком
России.
Из
Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» исключены
положения, касающиеся профессиональных пенсий, а также создания и функционирования
профессиональной пенсионной системы. Из перечня видов деятельности НПФ исключена
деятельность по профессиональному пенсионному страхованию.
- Уточнены
порядок представления лицензии на осуществление деятельности по пенсионному
обеспечению и пенсионному страхованию, а также порядок перехода застрахованного
лица из одного пенсионного фонда в другой. - Урегулированы
вопросы, касающиеся досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, а также
особенности учёта средств для выплаты пенсий по пенсионным договорам досрочного
негосударственного пенсионного обеспечения. - Предусмотрены
особенности процедуры банкротства НПФ. - Оригинал
Негосударственное пенсионное обеспечение в РФ — что это такое, образец договора
Помимо государственных пенсий по старости, инвалидности, потери кормильца есть система негосударственного пенсионного обеспечения. Она позволяет гражданину самостоятельно повлиять на свой уровень доходов в старости путем совершения добровольных взносов в частные фонды.
- В этой статье мы:
- расскажем, что такое негосударственная пенсия, накопительная пенсия и НПФ;
- рассмотрим основные отличия НПО от государственной пенсии (ОПС);
- поможем определиться, что лучше: ПФР или НПФ;
- расскажем, как стать участником НПО и как выбрать надежный частный фонд;
- поговорим о нюансах заключения соглашений с частными фондами.
В качестве бонуса мы подготовили для вас рейтинг лучших НПФ в России.
Понятие негосударственной пенсии
Граждане РФ могут обеспечить себе в старости дополнительный доход в виде негосударственной пенсии. Сущность этой пенсии заключается в следующем:
- это денежное пособие, размер и периодичность выплаты которого заранее оговаривают в договоре;
- оно будет выплачиваться лицу, которое добровольно и регулярно уплачивало взносы в негосударственный пенсионный фонд (НПФ);
- момент начала выплаты: достижение 55 лет женщинами, 60 лет мужчинами.
Другими словами, отношения по негосударственному пенсионному обеспечению носят договорной характер. Они напоминают долгосрочный вклад под проценты. С одной стороны соглашения будущий пенсионер, с другой – НПФ.
СПРАВКА: Негосударственный фонд – это финансовая организация, которая имеет лицензию на осуществление деятельности, связанной с пенсионным страхованием и обеспечением. В таких организациях не стоит сомневаться (они надежны), потому что находятся под пристальным контролем Банка России, и между самими фондами существует серьезная конкуренция.
Преимущества заключения договора с частным фондом:
- можно заранее обговорить условия формирования и начисления пособия с фондом;
- получение пенсии начинается по достижении 55/60 лет для женщин и мужчин соответственно, тогда как страховая пенсия по старости назначается с 60/65 лет (изменения, связанные с пенсионной реформой 2019);
- в случае смерти стороны договора негосударственного пенсионного обеспечения денежные средства не пропадут, эти деньги перейдут по наследству правопреемникам (их также можно обозначить в соглашении);
- гражданин может сам влиять на размер пособия, которое будет получать в старости – это зависит от величины отчислений в фонд;
- можно досрочно снять средства со счета (не во всех компаниях);
- в некоторых фондах можно формировать пенсию не только для себя, но и для других лиц;
- фонды занимаются страхованием сбережений;
- прозрачность информации о состоянии счета будущего пенсионера (как правило, доступ в личный кабинет через сайт фонда);
- деньги вносятся в фонд под процент, то есть при грамотном управлении ими специалистами фонда можно увеличить сумму накоплений, а соответственно и будущее пенсионное пособие;
- возможность выбора между различными частными фондами;
- возможность перейти из одной организации в другую.
Негосударственная пенсия – это тот инструмент, который поможет сохранить пенсионеру привычный уровень жизни (избежать ситуации, когда после выхода на пенсию, человек теряет значительную часть привычного дохода).
Нормативно-правовое регулирование
Правовое регулирование отношений, вытекающих из негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в основном осуществляется тремя нормативными актами.
- ФЗ № 75 «О НПФ» 1998 года, который регулирует создание и деятельность частных фондов, в частности, порядок осуществления НПО.
- ФЗ № 424 «О накопительной пенсии» 2013 года, который устанавливает основания и порядок осуществления гражданами права на получение пенсий из НПФ по договору обязательного пенсионного страхования.
СПРАВКА: С 2002 по 2014 год отчисления работодателей (22 %) шли на формирование не только страховой пенсии в ПФР, но и накопительной пенсии: 16 % на страховую, 6 % на накопительную.
При этом граждане сами решали, нужна ли им накопительная часть – допустимо было отправлять все 22 % на страховую пенсию. Сейчас до 2022 года установлен мораторий на формирование накопительной пенсии, но то, что успело накопиться, «остается в силе».
Накопительной пенсией можно распорядиться, путем направления ее в частный фонд.
- Налоговый кодекс РФ (ст. 213.1), который регулирует особенности налогообложения по договорам НПО.
Как работает негосударственное пенсионное обеспечение в России?
Принцип работы НПФ примерно такой же, как и у Пенсионного фонда России (ПФР). Разница лишь в том, что отчисления в частный фонд – это добровольное решение гражданина, а взносы в ПФР носят обязательный характер.
После того как на счету гражданина накапливается определенная сумма средств, НПФ инвестирует их в какое-либо направление, что:
- приносит прибыль вкладчику в виде большего размера пенсии в будущем;
- защищает средства гражданина от инфляции.
СПРАВКА: Информация об инвестиционном портфеле гражданина является закрытой. Однако в отдельных случаях сотрудники могут предоставить подобные сведения своему клиенту.
Отношения между вкладчиком и фондом регулируются на основании договора. В нем обязательно указывается величина индексации, возможные корректировки, оговаривает график будущих выплат пособия.
- Человек пишет заявление в НПФ по предоставленному сотрудником организации образцу. Прикладывает требуемые документы.
- Сотрудники фонда изучают представленную информацию и подбирают для гражданина наиболее подходящие для него программы НПО, которые помогут увеличить его доход на пенсии в будущем.
- Заявитель выбирает понравившийся ему вариант.
- Гражданин и НПФ подписывают соглашение.
- Далее гражданин, согласно условиям договора, совершает периодические отчисления на формирование своей будущей негосударственной пенсии.
- По достижении оговоренного договором срока/пенсионного возраста гражданин начинает получать негосударственное пенсионное пособие в размере, определенном в договоре (или выше – если удалось получить доход от инвестиций).
Важные нововведения 2020 года
Наверняка каждый слышал о нашумевшей пенсионной реформе 2019 года. Ее суть заключается в поэтапном увеличении пенсионного возраста граждан с 55 до 60 лет (женщины), с 60 до 65 лет (мужчины). Изначально эти изменения касались всех видов пенсий в РФ: как страховой пенсии, так и негосударственной пенсии.
Кто имеет право на одновременное получение двух пенсий
Раньше статья 10 ФЗ № 75 «О НПФ» 1998 года, которая регулирует основания назначения пенсии из частного фонда, звучала: «основаниями в пенсионных договорах являются пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством РФ». То есть НПО невольно попало под реформирование государственной пенсионной системы.