Статья 12. временное помещение защищаемого лица в безопасное место

Малыгин, С. С. От практики использования специальных помещений оперативными аппаратами органов внутренних дел к их месту в теории ОРД / С. С. Малыгин.

— Текст : непосредственный // Право: история, теория, практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 124-127. — URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/39/355/ (дата обращения: 27.07.2021).

Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место

Живая практика деятельности органов и подразделений, ведущих негласную борьбу с преступностью, не зная временных и государственных границ, активно использовала для достижения этой цели разнообразную палитру специальных сил, приемов и средств, которая сегодня объединена в систему теории оперативно-розыскной деятельности.

Среди специальных средств особое место с незапамятных времен отводилось специальным помещениям.

Так, с именем родоначальника французской тайной полиции (Сюрте) – Эжена Франсуа Видока связано применение такого оперативного средства, как квартиры-ловушки1. Упоминаются они и в документах российской уголовной полиции конца XIX – начала XX в.

Применение квартир-ловушек как средства выявления лиц, совершающих преступления, заключается в заблаговременной и скрытой подготовке таких помещений в местах наиболее вероятного их появления либо совершения преступлений для оперативного получения информации через конфиденциальных сотрудников или посредством скрытой аудиовидеозаписи, а также последующего внезапного задержания. Использование такой ловушки – своеобразный оперативный эксперимент, который состоит в искусственном создании условий, способствующих проявлению намерений проверяемого (разрабатываемого) лица и необходимому контролю за его поведением. Это помогает выявить его подлинные цели, сообщников и другие обстоятельства, подлежащие документированию. Сегодня квартиры-ловушки могут быть использованы и как средство технического обеспечения такого оперативно-розыскного мероприятия как оперативный эксперимент.

К истокам оперативно-розыскного искусства уходят начала применения конспиративных квартир — специальных помещений для негласных встреч с источниками информации.2 Значительное внимание подбору и использованию их уделялось в ведомственных нормативных актах (наставлениях, инструкциях) и учебных пособиях по оперативной работе органов внутренних дел.

  • Криминализация общества, в частности активизация преступников, переходящих от пассивной мимикрии к активному наступлению, вынуждает аппараты криминальной полиции и подразделения собственной безопасности других ведомств, наделенных Законом оперативно-розыскными функциями, прибегать к использованию и конспиративных помещений нового назначения – квартир-убежищ.
  • Помещения подобного типа необходимы и для «временного помещения в безопасное место» лиц, подлежащих государственной защите, для укрытия, в случае необходимости, граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, а также при наличии угрозы жизни и здоровью субъектов уголовного процесса и их близких родственников3.
  • Порядок обеспечения защиты судей и должностных лиц правоохранительных органов силами органами внутренних дел (в том числе с использованием безопасных мест) с 1995 года регламентировался Временной инструкцией, утвержденной приказом МВД России № 483. В соответствии с этим нормативным актом до создания специальных подразделений в решении задач безопасности защищаемых лиц должны участвовать все службы и подразделения органов внутренних дел в пределах своей компетенции4

Несмотря на актуальность проблемы реализации упомянутых государственных программ обеспечения безопасности, в реальной практике деятельности служб собственной безопасности правоохранительных органов, помещений такой направленности насчитывается единицы.

Об этом можно судить уже по отсутствию соответствующей графы в привычных отчетах об оперативных показателях.

Насущную потребность в таких «местах» некоторые органы – субъекты физической защиты до настоящего времени пытаются решить (в ущерб принципам оперативно-розыскной деятельности) за счет использования тех же конспиративных квартир или иных мест, что едва ли соответствует задачам безопасности.

Сегодня такую миссию, но по более широкому «кругу лиц», обеспечивает относительно «молодая» служба МВД России – Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ), в состав которого входит Центр по обеспечению безопасности с полномочиями оперативного реагирования на обращения, заявления и информацию лиц, включенных в программу защиты5.

Участников программы, наравне с личной охраной и иными мерами, «временно перемещают в безопасное место – в другой район или даже в другой город»6. Только в 2009 году такая мера безопасности применялась в 130 случаях.

Очевидно, что такие «места» должны подбираться заблаговременно и использоваться по мере необходимости либо консервироваться до времени возникновения надобности.

Отдельно следует сказать о помещениях, которые используются для решения задач оперативного характера временно. Например, это могут быть места размещения стационарных постов оперативного наблюдения и т.п. И пусть их нельзя отнести, в полном смысле этого понятия, к собственным средствам органов, осуществляющих ОРД, тем не менее, они таковыми являются.

Федеральный закон № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности», установив за органами, ее осуществляющими, право использования в целях решения задач борьбы с преступностью по договору или устному соглашению служебных помещений предприятий, учреждений, организаций, а также жилых и нежилых помещений частных лиц7, создал легитимные условия для их применения в практике.

Так активное применение специальных помещений в разных формах и на различных этапах совершенствования оперативно-розыскной практики, являлось эмпирической предпосылкой закрепления указанного содержательного компонента средств ОРД в ее теории. Проследим логику такого предложения.

Вступление в силу положений упомянутого Закона в 1995 году привело к коренному пересмотру не только действовавшей до этого правовой основы ОРД, но и сложившейся к этому времени совокупности элементов теории оперативно-розыскной деятельности ОВД «как логически взаимосвязанной и взаимообусловленной системы категорий, понятий и принципов, интерпретирующих ее сущность и генезис»8 (основатели теории А.Г. Лекарь, В.Н. Олейник, Г.К. Синилов, В.А. Лукашов, Д.В. Гребельский и др.). К упомянутым элементам названной системы относились (а многими относятся и в настоящее время9) такие сущностные категории (компоненты) как силы, средства, методы и формы ОРД ОВД.

  1. Основываясь на этом, в практике преподавания Общей части курса ОРД активно использовалась следующая (неполная10) система категорий теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел11:
  2. Однако практика оперативно-розыскной деятельности не может стоять на месте, а действующие положения закона реализуются в ежедневной кропотливой работе оперативных служб по решению задач борьбы с преступностью, ожидая научно-обоснованных рекомендаций от теории ОРД.
Читайте также:  Статья 3. Акты гражданского состояния

В настоящий период теория ОРД находится в действительно переходном состоянии научного знания об оперативно-розыскной практике всех субъектов ОРД12 от неполного и разрозненного к единому и более полному.

13 Очевидно, что условия, в которых сегодня действуют органы внутренних дел, вынуждают ученых-юристов и практиков оперативных служб искать новые пути совершенствования организационных принципов и форм, средств и методов оперативно-розыскной деятельности, иногда пересматривая прежние14.

Однако, по нашему мнению, это не должно разрушать сложившуюся систему теории ОРД, их содержащую.

Так, если такие системообразующие категории ОРД, известные изучающим азы по первым учебникам об основах оперативно-розыскной деятельности15, как «силы», «методы» и «формы», достаточно быстро были идентифицированы в научных публикациях с обновленными элементами теории ОРД, такими как «субъекты» (ст.15 и 17 Закона), «оперативно-розыскные мероприятия» (ст. 6 Закона) и «документирование» (ст. 10 Закона), то адаптации такой категории как «средства» место в новой теории отводится весьма скромное (ч.3 ст.6. Закона), либо не отводится совсем.

В проанализированных авторами положениях современных монументальных учебников по курсу ОРД, таких как «Основы оперативно-розыскной деятельности» под ред. С.В. Степашина (М., 1999), под ред. В.Б. Рушайло (учебник для юридических вузов, изд.4-е, стереотипное, М., 2002) вообще не содержится упоминания о такой категории теории ОРД.

Учебники «Оперативно-розыскная деятельность» под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова и А.Ю. Шумилова (М., 2004) и «Теория оперативно-розыскной деятельности» под ред. К.К. Горяинова, В.С. Овчинского, Г.К. Синилова (М.

, 2009) содержат главы, посвященные только такому виду средств ОРД, как специальное техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий.

Так в кратком учебном курсе ОРД под редакцией этих уважаемых корифеев теории ОРД под исследуемой категорией понимаются информационные, технические, программные и иные предметы и продукты специального назначения, а также служебно-розыскные собаки16.

В интересной авторской работе В.Ю. Голубовского к средствам ОРД относятся оперативная техника, оперативный учет и розыскные собаки17.

А.Ю. Шумилов определяет средства ОРД как элемент содержания ОРД, как предметы материального мира, применяемые для достижения целей и решения задач оперативно-розыскной деятельности, включая оперативную и специальную технику, транспорт и иные средства, документы оперативного прикрытия, информационные системы, вещества, вооружение, животных и т.п.18

Авторы учебного пособия (под ред. А.Е. Чечетина) предлагают более объемный перечень упомянутых средств ОРД.19

  • Столь неоднозначный подход к трактовке понятия и содержанию одного из основных элементов сложившейся теории оперативно-розыскной деятельности, с одной стороны, вызывает озабоченность в сохранении ее преемственности и развитии, а с другой (несмотря на то, что попытки уточнения состава средств ОРД уже предпринимались20, но дальнейшего развития не получили) – дает возможность предложить расширение «горизонтов» современного содержания категории «средства ОРД», за счет такого ее самостоятельного компонента, каким являются специальные помещения.
  • По нашему мнению это, позволит привести действующий Закон в соответствие с теорией оперативно-розыскной науки, которая на основе практики конкретизирует и трансформирует научные положения и выводы в правовые нормы, обязательные для исполнения субъектами оперативно-розыскной деятельности.

1 Торвальд Ю. Сто лет криминалистики. – М., 1984

2 См.: например, Якимов И.Н. Современное розыскное искусство// Административный вестник… – 1925, № 5

3

В россии вступили в силу требования к эвакуации населения при чс

2 июня 2021 в 18:17

Статья 12. Временное помещение защищаемого лица в безопасное место

С первого июня в силу вступает национальный стандарт по организации информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Документ разработан Федеральным центром науки и высоких технологий.

Документом устанавливаются требования к разработке регламентов по информированию населения через СМИ и по иным каналам о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях. Также население должно быть проинформировано о приёмах и способах защиты от ЧС.

Кроме того, в документе указаны этапы подготовки планов по эвакуации и оповещению населения, приёму и размещению людей и способов эвакуации. Способы будут различаться в зависимости от особенностей конкретной ситуации.

Согласно ГОСТу, эвакуация может проводиться с использованием любых видов транспорта: автомобили, самосвалы, метро, вагоны, самолёты и так далее. Установлено и количество человек, которое может поместиться в то или иное транспортное средство. Например:

  • В одном вагоне электропоезда может находиться до 250 человек;
  • Автобус, рассчитанный на 25 мест, может эвакуировать 40 человек;
  • Грузовой автомобиль следует использовать для эвакуации 20 человек и т. д.

Требования к ПВР

Установлены и требования к жилой площади, выделяемой в безопасном районе. Норма площади, на которую может рассчитывать человек, покинувший зону бедствия, составляет два квадратных метра. При этом на одну тысячу человек в безопасном районе должно приходиться семь банных и десять койко-мест в больнице.

Читайте также:  Глава II. Полномочия органов государственной власти российской федерации, органов государственной власти субъектов российской федерации, органов местного самоуправления в области предупреждения распространения туберкулеза в российской федерации

Определены требования к пунктам временного размещения. Данные требования распространяются и на модульные здания, и на палаточные городки/полевые лагеря. При этом положения не касаются тех пунктов, которые размещены в школах, больницах, общежитиях и так далее.

Согласно регламенту, на развертывание пункта временного размещения малой вместимости (до 250 человек) должно уходить не более суток; средней вместимости — не более двух суток; большой вместимости (от тысячи человек и более) — не более трёх суток.

Пострадавшие должны иметь возможность на стирку и чистку одежды не менее двух раз в неделю. Умывальник же будет рассчитан на 10-20 человек.

Несмотря на краткие сроки создания ПВР, на их территории должны быть размещены пожарные сигнализации, охранные сигнализации, системы оповещения.

Обязательная эвакуация

18 мая в первом чтении был принят законопроект, согласно которому россияне будут обязаны эвакуироваться из зон ЧС.

Предлагаемыми изменениями планируется закрепить за гражданами России обязанность по самостоятельной эвакуации с территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация.

Эвакуироваться граждане должны в тот момент, когда была получена информация о проведении эвакуационных мероприятий. Будет ли предусмотрена какая-либо ответственность за отказ от эвакуации — неизвестно.

  • Читайте далее:
  • Какие законопроекты будут рассмотрены в июне?
  • Как ФНС не хотела возвращать переплату налогоплательщику
  • КС РФ объяснил муниципалитетам, как публиковать правовые акты

Существуют ли меры обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей?

Иногда при расследовании уголовного дела или его рассмотрении в суде возникает необходимость обеспечить безопасность потерпевшего или свидетеля.

Принятие в отношении потерпевшего или свидетеля мер безопасности может быть обусловлено наличием данных о возникновении реальной угрозы жизни, здоровью, имуществу указанных лиц, или их близких родственников.

Принятие мер безопасности в отношении потерпевшего и свидетеля может быть вызвано угрозой применения к нему физического воздействия, шантажа, попытками их подкупа и другими обстоятельствами.

Для обеспечения безопасности свидетеля и потерпевшего закон предусматривает комплекс мер, которые принимаются на стадии расследования и судебного рассмотрения уголовного дела с учетом, возникшей конкретной ситуации.

В целях обеспечения безопасности свидетеля или потерпевшего следователь может принять меры о сохранении в тайне сведений о личности данного лица в порядке ч. 9 ст. 166 УПК РФ. В этом случае свидетелю или потерпевшему присваивается псевдоним, который используется при проведении следственного действия.

При этом в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания сведения о личности свидетеля или потерпевшего не указываются, указывается присвоенный данному лицу псевдоним. Аналогичные меры может принять суд при рассмотрении дела в суде.

Решение о засекречивании данных о личности свидетеля или потерпевшего оформляется постановлением следователя или судьи, в данном постановлении указываются причины принятия решения о сохранении в тайне сведений о личности,    псевдоним участника следственного действия и другие сведения.

Сведения о личности засекреченного лица и постановление следователя или судьи помещаются в конверт, который запечатывается и хранится при деле.

Вскрыть указанный конверт имеет право только судья, рассматривающий уголовное дело, для установления и проверки личности свидетеля или потерпевшего, сведения о котором сохранены в тайне.

Засекреченные лица в суде допрашиваются в условиях, исключающих их визуальное наблюдение другими участниками судебного заседания. Личность такого лица проверяется председательствующим судьей в отсутствии других участников процесса.

При наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении свидетеля и потерпевшего, или их близких родственников в период следствия по заявлению указанных лиц на основании судебного решения допускается контроль и запись телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186 УПК РФ). Для обеспечения безопасности потерпевшего и свидетеля предъявление для опознания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления, осуществляется в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ).

По постановлению судьи слушание уголовного дела может быть проведено в закрытом судебном процессе, если этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их родственников или близких лиц. При проведении закрытого разбирательства посторонние в зал судебного заседания не допускаются.

Помимо мер обеспечения безопасности свидетелей и потерпевших, предусмотренных Уголовно — процессуальным кодексом Российской Федерации, существует еще система мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, установленных Федеральным Законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных частников уголовного судопроизводства от 20.08. 2004 года № 119- ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями). Этим законом также определены основания применения мер защиты, порядок их применения, процедура отмены мер безопасности при устранении оснований их применения.

Указанным законом предусмотрены, такие меры защиты, как, личная охрана, охрана жилища и имущества; обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; временное помещение в безопасное место; замена документов; переселение в другое место жительства и другие.

Государственные меры защиты принимаются при наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества, в связи с участием в уголовном судопроизводстве. Меры безопасности применяются по письменному заявлению защищаемого лица и с его согласия, по решению судьи, начальника органа дознания, руководителя следственного органа или следователя.

Лариса Никитина,

старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в апелляционной и кассационной стадиях уголовного судопроизводства прокуратуры Хабаровского края

Читайте также:  Статья 2. делимитация континентального шельфа

Программа защиты свидетелей в России. Справка

  • В соответствии с действующей редакцией ФЗ от 24 июля 2007 года под государственной защитой потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства понимается «осуществление мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и (или) имущества, а также мер социальной поддержки указанных лиц в связи с их участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами».
  • В соответствии с законодательством государственной защите подлежат следующие участники уголовного судопроизводства: 1) потерпевший; 2) свидетель; 3) частный обвинитель; 4) подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; 5) эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; 6) гражданский истец, гражданский ответчик;
  •  7) законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя.
  • Государственной защите также подлежат установленные Уголовно‑процессуальным кодексом Российской Федерации родственники и близкие лица, противоправное посягательство на которых оказывается в целях воздействия на потерпевших и свидетелей.
  • Меры государственной защиты могут быть также применены до возбуждения уголовного дела в отношении заявителя, очевидца или жертвы преступления либо иных лиц, способствующих предупреждению или раскрытию преступления.
  • Согласно ФЗ в отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности: 1) личная охрана, охрана жилища и имущества; 2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности; 3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 4) переселение на другое место жительства; 5) замена документов; 6) изменение внешности; 7) изменение места работы (службы) или учебы; 8) временное помещение в безопасное место;
  •  9) применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
  • В отношении защищаемого лица могут применяться также другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
  • Меры безопасности, предусмотренные пунктами 4‑7 части, осуществляются только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях.
  • Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.
  • 10 апреля 2006 года в целях реализации ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» была утверждена Государственная программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006‑2008 годы».

В 2006‑2008 годах эта государственная программа применялась к 3296 участникам уголовного судопроизводства. Преимущественно применялись такие меры безопасности, как личная охрана, охрана жилища и имущества и обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. В большинстве случаев государственная защита требовалась свидетелям (63,2 %), реже ‑ потерпевшим (23 %), подозреваемым и обвиняемым (3,12 %).

  1. 2 октября 2009 года постановлением правительства РФ была утверждена государственная  программа «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009‑2013 годы».
  2. Программа разработана в соответствии с ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и учитывает опыт реализации Государственной программы «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2006 ‑ 2008 годы», а также зарубежный опыт планирования и проведения мероприятий в этой области.
  3. Программа направлена на осуществление определенных ФЗ мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц независимо от их гражданства, национальности, пола, имущественного, должностного и социального положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.
  4. В ходе реализации программы будут применены меры государственной защиты в отношении свыше 10 тысяч участников уголовного судопроизводства.

Общий объем финансирования программы из федерального бюджета составит более 1,6 миллиарда рублей, из которых свыше 837 млн рублей пойдут на «временное помещение защищаемых лиц в безопасное место». На переселение защищаемых лиц на другое место жительства предусмотрено 260,9 млн рублей, изменение внешности защищаемых лиц – 9,8 млн рублей.

В соответствии с указом президента Дмитрия Медведева от 6 сентября 2008 года в МВД РФ было образовано специальное структурное подразделение ‑ управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (УОГЗ).

По данным УОГЗ, сотрудники МВД РФ в первом полугодии 2009 году взяли под государственную защиту около 700 свидетелей, потерпевших и других участников уголовного судопроизводства ‑ столько же, сколько за весь 2008 год.

Среди них 459 (человек) – участники судопроизводства по уголовным делам, возбужденным по тяжким и особо тяжким составам, 160 – по преступлениям, совершенным организованной группой, преступным сообществом.

В их числе обеспечена безопасность 268 потерпевших, 185 свидетелей, семи заявителей или очевидцев, 52 подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, защитников, законных представителей, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование было прекращено.

Кроме того, МВД взяло под государственную защиту более 80 человек из числа близких родственников лиц, подлежащих защите.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Ссылка на основную публикацию