Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

   Предоставление временного убежища РФ иностранным жителям – вопрос не простой, часто требующий получения юридической помощи.

ВНИМАНИЕ: мы участвуем в вопросах оформления гражданства, временного убежища, РВП, переезд на ПМЖ, а также консультируем по иным миграционным проблемам.

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

Порядок предоставления временного убежища

   Данный порядок регламентирован на правительственном уровне специальным постановлением. Согласно нему, лицу, нуждающемуся во временном убежище необходимо:

  1. Заполнить и подать в установленной форме заявление о предоставлении временного убежища. Документ составляется на русском языке, если же лицо подающее заявление не владеет русским языком – в таком случае необходимо будет воспользоваться услугами переводчика. За несовершеннолетних заявителей заявление заполняется родителем или опекуном, а в случае отсутствия таковых -должностным лицом органа по вопросам миграции.В заявлении, кроме автобиографических данных, обязательно должны указываться мотивы и обстоятельства, побудившие лицо обратиться с таким заявлением в миграционные органы.
  2. После заполненияи подачи заявления в соответствующее подразделение миграционной службы, с заявителем проводится интервью, в котором должностное лицо миграционной службыещё раз в устной форме с помощью опросника выясняет мотивы и обстоятельства, побудившие лицо обратиться с таким заявлением.
  3. После интервью лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища. Данная справка будет являться подтверждением легального пребывания в стране на весь срок рассмотрения документов, т.е. на три месяца.
  4. В случае соблюдения порядка и наличия оснований для приобретения статуса – вопрос будет решен в вашу пользу. В случае трудностей в процедуре, необходимости помощи или обжаловании отказа – Вы всегда можете обратиться к нашему миграционному адвокату.

Основания предоставления временного убежища

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

  • наличие у лица оснований быть признанным беженцем, однако, отсутствие заявления о признании беженцем;
  • наличие у лица оснований быть признанным беженцем, однако, из гуманных соображений данные лица не могут быть выдворены за пределы страны;

   Под гуманными причинами понимаются:

  • состояние здоровья лица, не позволяющее вернутся ему на место прежнего жительства, в связи с отсутствием возможности в стране жительства необходимой медпомощи.
  • реальная угроза жизни, здоровью, свободы лицу, в месте прежнего его жительства из-за голода, чрезвычайных ситуаций, войны или иных локальных конфликтов;
  • реальная угроза лицу подвергнутся несправедливому наказанию в месте прежнего жительства, путём применения к нему пыток или иных бесчеловечных видов наказания;

   Следует учесть, что данный список не является исчерпывающим, каждый случай рассматривается индивидуально.

Документы для предоставления временного убежища

   Какие необходимо предоставить бумаги, чтобы получить свидетельство о предоставлении временного убежища РФ? Первым делом заполняется заявление по образцу.

Желающие могут распечатать бланк самостоятельно, посетив электронный ресурс ФМС и скачав с него документ.

Следующим шагом должно стать обращение в миграционную службу, которая располагается в конкретном территориальном органе, и предоставить им заполненную анкету. Это все что следует сделать, чтобы получить временной убежище.

   При себе необходимо наличие паспорта, какого-либо документального подтверждения родственных отношений, миграционной карты и фотокарточек. Вот такой пакет документов открывает перед иностранным жителем новые возможности проживания в РФ.

Срок предоставления временного убежища

   Согласно законодательству, в случае положительного решения о предоставлении временного убежища – оно предоставляется на срок один календарный год. В случае получения отрицательного решения – оно может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Продление временного убежища

   Как было указано ранее временное убежище предоставляется лицу на год, однако может продлеваться на тот же срок неограниченное количество раз. Для этого, лицу нужно повторно обратиться с заявлением в миграционный орган, в котором он состоит на учете, и заявить о продлении временного убежища. В заявлении указываются обстоятельства обосновывающее данное продление.

   Данное заявление подаётся за месяц до истечения очередного календарного года с момента предоставления временного убежища, однако при уважительных причинах данный срок может быть продлён, но не более чем на месяц.

    В случае не обоснования того, что Вашей жизни что-то угрожает при возврате к себе в страну Вы легко можете получить отказ в продлении. Ведь сама процедура предоставления временного убежища не является альтернативой оформления пребывания иностранного гражданина на территории РФ.

   Укажите в заявлении, какие преследования, гонения, наказания, угрозы со стороны Вашего государства могут начаться по возвращению, приведите подробные аргументы доводам.

К уважительным причинам пропуска срока подачи заявления укажите болезнь, незнание закона, отсутствие финансовой возможности, потеря работы, возможно климатические причины, если таковые имели место быть.

Перечень уважительных причин законом не закреплен и является открытым, в связи с чем подумайте, какие могли быть помехи именно в вашей ситуации.

   При отсутствии обоснования гуманных причин или оснований для придания статуса беженца иностранному гражданину временное убежище не предоставляется, а срок, на который было предоставлено временное убежище, не продлевается. То же имеет место и при пропуске иностранным гражданином или лицом без гражданства без уважительных причин срока подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища (пункт 12).

Предоставление временного убежища гражданам Украины

   Такая процедура может предоставляться иностранному лицу, не имеющему статуса беженца и не в состоянии покинуть пределы РФ. Срок предоставления временного убежища может быть оформлен на год, по истечению которого, при наличии должного на то желания, обязательно понадобится продление временного убежища.

Российская Федерация провела ряд упрощений, которые уменьшили срок рассмотрения заявок граждан Украины на предоставление данной возможности. Это спровоцировано событиями, которые стремительно развивались в Украине на протяжении 2015-2016 годов.

Теперь оформить документы на временное убежище можно в пределах трёх дней.

   Оформив свидетельство о предоставлении временного убежища на территории, гражданин может свободно устраиваться на работу, для этого ему потребуется специальное разрешение — патент на работу.

Трудоустройство иностранных граждан дает гарантию на самообеспечение себя и свою семью.  Конечно, существуют и некоторые ограничения, например, в плане получения ежемесячного пособия.

Ведь для того, чтобы получить подобные льготы гражданин должен располагать статусом беженца.

ВНИМАНИЕ: отнеситесь внимательно к вопросу соблюдения законодательства и порядка страны, которая предоставила Вам убежище т.к. за нарушения возможно выдворение иностранных граждан за пределы РФ. Миграционная консультация с нашим юристам даст Вам понимание ситуации.

   Получая от Федерации предоставление временного убежища, украинец или гражданин иного государства может рассчитывать на начисление определённых социальных льгот, а также на предоставление ему рабочего места.

Для того чтобы получить заветное разрешение, необходимо начать с самого простого – написания заявления. Его, желающий должен предоставить в конкретном территориальном органе ФМС.

Помимо самого свидетельства гражданин должен заняться оформлением полиса ОСМ, это можно осуществить в медицинском учреждении, которое находится по близости. После оформления документов возможно будет оформить брак с иностранцем в России.

Не забывайте, что любой отказ органа в оформлении документов возможно отменить через обжалование действий ФМС, как через жалобу в вышестоящий орган, так и в судебном порядке.

   Оформить свидетельство о предоставлении временного убежища можно, воспользовавшись услугами электронного сайта ФМС. Это гораздо быстрее и удобнее, сэкономит и время, и затраты на дорогу.

При получении рассматриваемого документа, человек обретает, так называемый, зелёный билет на работу.

Это значит, что он может беспрепятственно перемещаться в пределах Федерации и искать наиболее подходящую для него рабочую вакансию, создавать собственный бизнес.

Адвокат по оформлению временного убежища в Екатеринбурге

   Наш миграционный адвокат будет Вашим помощником, если возникнут проблемы с оформлением и понадобится дополнительная юридическая помощь.

   Поможем в процедуре получения:

  • временное убежище в РФ для граждан Украины;
  • временное убежище в РФ для граждан иных государств.
  • ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами нашего адвоката, как снять запрет на въезд РФ на нашем канале YouTube, а также пишите свои комментарии к видео с вопросами оформления гражданства и решения иной миграционной проблемы:
  • Читайте еще про миграционные дела нашего юриста:
  • Весь порядок выхода из гражданства РФ с нами
  • Узнайте, как получить РВП без квоты по ссылке
  • Про аннулирование ВНЖ иностранного гражданина в срок

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища

Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста

Признание беженцем и получение временного убежища в РФ

Российская Федерация в 1992 году присоединилась к Конвенции ООН 1951 года и Протоколу 1967 года, касающимся статуса беженцев. Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее территории, путем:

  • предоставления политического убежища;
  • признания беженцем;
  • предоставления временного убежища.

На основании статьи 63 Конституции Российская Федерация предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства политическое убежище в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Предоставление политического убежища

Предоставление политического убежища на территории России производится Указом Президента Российской Федерации и регулируется Положением «О порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 746 . Политическое убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. Ходатайства о предоставлении политического убежища принимают территориальные органы МВД России.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) МВД России и территориальных органов МВД России по рассмотрению ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, исполнению указов Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, а также порядок взаимодействия МВД России и территориальных органов МВД России с федеральными органами исполнительной власти по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства определяет Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденный приказом ФМС России от 05.12.2007 г. №451

Читайте также:  Статья 10. лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения

Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах».

В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.

Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России.

Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г.

N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.

Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России.

Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик.

Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.

Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.

На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем.

Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России.

Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.

Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано.

Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора.

На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.

Предоставление временного убежища

В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г.

№ 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище.

Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

При приеме заявления лицу выдается справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которая дает заявителю право на пребывание на территории Российской Федерации на период рассмотрения заявления.

Срок рассмотрения заявления — до трех месяцев. Решение по заявлению принимает территориальные органы МВД России. При положительном решении выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Отрицательное решение может быть обжаловано в общем порядке. Временное убежище предоставляется на один год и может продлеваться ежегодно на 12 месяцев. При определенных условиях, лицо может утратить или лишиться временного убежища.

МВД России имеет три Центра временного размещения лиц, ищущих убежище в Российской Федерации, общей емкостью 180 мест.

Адвокаты и юристы Коллегии адвокатов № 1 оказывают услуги иностранным и российским гражданам по предоставлению убежища на территории РФ и признания беженцем. Обращайтесь за помощью к нашим специалистам! 

Указ Президента Российской Федерации от 18.04.2020 г. № 274

УКАЗ

Президента российской федерации

О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в российской федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392, от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791, от 02.01.2021 № 1)

В целях урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, предупреждения дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:

1. Приостановить на период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно течение: (В редакции указов Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392, от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791, от 02.01.2021 № 1)

а) сроков временного пребывания, временного или постоянного проживания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, сроков, на которые иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания или зарегистрированы по месту жительства, в случае если такие сроки истекают в указанный период;

б) сроков нахождения за пределами Российской Федерации участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Государственная программа), членов их семей, лиц, получивших разрешение на временное проживание или вид на жительство, в случае если указанные лица не въехали в Российскую Федерацию до истечения 6-месячного срока нахождения за ее пределами, необходимого для принятия решения об аннулировании свидетельства участника Государственной программы, разрешения на временное проживание или вида на жительство; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791)

в) сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580, вступает в силу с 16 сентября 2020 г.)

г) сроков действия следующих документов, у которых в указанный период истекает срок действия: виза, разрешение на временное проживание, вид на жительство, миграционная карта с проставленными в ней отметками с истекающими сроками действия, удостоверение беженца, свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, свидетельство участника Государственной программы; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392 — вступает в силу с 16 июня 2020 г.)

д) сроков действия свидетельств участника Государственной программы, в случае если они были действительны на 15 марта 2020 г. и выданы участникам Государственной программы и (или) членам их семей, находящимся за пределами Российской Федерации. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791)

2. Установить, что в период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно: (В редакции указов Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392, от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791, от 02.01.2021 № 1)

а) (Утратил силу — Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392 — вступает в силу с 16 июня 2020 г.)

б) в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791)

21. Установить, что в период с 16 июня 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно: (В редакции указов Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791, от 02.01.2021 № 1)

а) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, вправе обратиться с заявлением о выдаче (переоформлении) патента без учета требований к установленному сроку подачи документов для его оформления, к заявленной цели визита; (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.12.2020 № 791) 

б) работодатели, заказчики работ (услуг), получившие в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников, при условии выполнения установленных ограничений и иных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, вправе обратиться с заявлением о выдаче (продлении) разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы. Такое разрешение выдается (продлевается) без учета требований к заявленной цели визита иностранного гражданина или лица без гражданства на любой срок до 15 июня 2021 г. включительно. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580, от 15.12.2020 № 791)

(Дополнен пунктом — Указ Президента Российской Федерации от 15.06.2020 № 392 — вступает в силу с 16 июня 2020 г.)

Читайте также:  Статья 63.1. Обжалование ненормативных актов, решений и действий (бездействия) Банка России

22.

 Разрешить выезд иностранных граждан из Российской Федерации в государства их гражданской принадлежности (без осуществления транзитного проезда через территории иных иностранных государств) по документам, которые удостоверяют их личность и признаются в Российской Федерации в этом качестве, в случае если сроки действия таких документов истекли после 14 марта 2020 г. (Дополнен — Указ Президента Российской Федерации от 23.09.2020 № 580, вступает в силу с 16 сентября 2020 г. )

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

  • Президент Российской Федерации                              В.Путин
  • Москва, Кремль
  • 18 апреля 2020 года
  • № 274

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

Статья 18.12. Нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил пребывания (проживания) в Российской Федерации

Неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанности сняться с учета в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, к которому он прикреплен, а равно неисполнение обязанности своевременно встать на учет в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, по новому месту пребывания или месту жительства либо несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства —

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч пятисот рублей.

Комментарий к ст. 18.12 КоАП

Вынужденный переселенец — это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка (ст. 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах», в ред. Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ).

Вынужденным переселенцем может быть гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации; гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации; иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по указанным обстоятельствам, либо гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.

Правовое положение лица, ходатайствующего о признании его вынужденным переселенцем или беженцем, и лица, которому предоставлен статус вынужденного переселенца или беженца, различается (ст. 4, 5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах», а также ст. 1 Федерального закона «О беженцах»).

Учет лиц, ходатайствующих о признании беженцами, или лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также лиц, получивших временное убежище, ведет ФМС МВД России.

Поэтому вынужденный переселенец обязан при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, а также проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы (п. 2 ст. 17 Федерального закона «О беженцах»).

Кроме того, в целях контроля за реализацией лицом, признанным беженцем, и прибывшими с ним членами его семьи прав и исполнением обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О беженцах», в территориальном органе миграционной службы по месту учета беженца проводится обязательный переучет.

Место временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, является федеральным государственным учреждением системы ФМС МВД России, прием в которое осуществляется по направлению, выдаваемому территориальным органом миграционной службы или по его поручению постом иммиграционного контроля, и предназначено для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, подавших в пункте пропуска через Государственную границу РФ ходатайства о признании беженцами на территории РФ, а также прибывших с ними членов их семей на период предварительного рассмотрения ходатайств,

При получении лицом разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо приобретении гражданства РФ лицо утрачивает статус беженца (п. 1 ст. 9 Федерального закона «О беженцах»).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями.

Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину, находящемуся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию

Ответственность за совершение указанных действий установлена частью 3 статьи 19.9 КоАП РФ. Объективная сторона правонарушения предполагает установление факта предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства:

I) жилого помещения. Ряд судов прямо указывают, что состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 3 статьи 18.

9 КоАП РФ, возникает в случае предоставления иностранному гражданину помещения, имеющего статус жилого в соответствии с требованиями, установленными пунктами 2 и 3 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации: жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее — требования).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2012 г. № А33-15993/2011, Решение АС Иркутской области от 10 декабря 2012 г. по делу № А19-7343/2012, Решение Свердловского областного суда от 13 марта 2014 г. по делу № 72-170/2014, Постановление АС Северо-Западного округа от 8 сентября 2015 г. по делу № А56-69856/2013).

Вместе с тем существует обширная судебная практика привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 18.9 КоАП РФ в случае предоставления иностранным гражданам помещений, «приспособленных для проживания», оборудованных спальными местами, местами для приема пищи, отдыха.

В ряде случаев предоставление нежилых помещений для проживания расценивается какоказание иных услуг иностранным гражданам (Постановление 10-го ААС от 20.04.2015г. по делу № А41-83300/14, Постановление 10-го ААС от 25 сентября 2014 г. по делу № А41-24802/14, Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 7 мая 2015 г.

по делу № А33-10789/2014, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 июля 2014г. по делу № А46-14974/2013).

II) транспортного средства (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2013 г. № А33-10162/2012);

III) оказания иных услуг (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 апреля 2013 г. по делу № А56-38266/2012, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2013 г. по делу № А53-5903/2013);

IV) установление факта нарушения иностранными гражданами, а также лицами без гражданства, находящимися в Российской Федерации, которым предоставлено жилое помещение или транспортное средство либо оказываются иные услуги, установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Порядок въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан регулируется Федеральным законом от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (далее по тексту – Федеральный закон № 114-ФЗ).

Статья 12. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища. 1. Предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации. 2.

Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они: 1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации; 2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации. 3. Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе выдается свидетельство установленной формы. Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти по внутренним делам по месту пребывания. Форма бланка свидетельства, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации. При получении свидетельства национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность лица, получившего временное убежище, передаются данным лицом на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти по миграционной службе. 4. Правовое положение лица, получившего временное убежище, определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства). На лицо, получившее свидетельство, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием. 5. Лицо утрачивает временное убежище: 1) в связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для предоставления ему временного убежища; 2) при получении права на постоянное проживание на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства другого иностранного государства; 3) при выезде к месту жительства за пределы территории Российской Федерации. 6. Лицо лишается территориальным органом федерального органа исполнительной власти по миграционной службе временного убежища, если оно: 1) осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации; 2) сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления данному лицу временного убежища, либо допустило иное нарушение положений настоящего Федерального закона. 7. Лицо, утратившее временное убежище или лишенное временного убежища по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 5 и подпунктом 2 пункта 6 настоящей статьи, и не имеющее иных законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, обязано по предложению территориального органа федерального органа исполнительной власти по миграционной службе в месячный срок покинуть территорию Российской Федерации.Комментарий к статье 12

Читайте также:  Статья 19. верховный суд российской федерации

В соответствии с Законом от 24 июня 1981 г. N 5152-Х «О правовом положении иностранных граждан в СССР» (в редакции Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ) иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть предоставлено убежище на территории Российской Федерации.

Процедура и порядок предоставления убежища регламентируются, помимо комментируемой статьи, Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 746 .

В соответствии с названным Положением Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно — политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права. При этом принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища. ———————————

Ведомости Верховного Совета СССР. 1981. N 26. Ст. 836; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 30. Ст. 3601.Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации в отношении каждого конкретного лица.

Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Исходя из содержания комментируемой статьи очевидно, что временное убежище предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства как имеющим основания для признания их беженцами, так и не имеющим таковых.

Лица, имеющие основания для признания их беженцами, но не желающие приобретать данный статус, могут ограничиться представлением заявления в письменной форме с просьбой о возможности временно пребывать на территории России.

Лицам, не имеющим оснований для признания их беженцами, также по их заявлению может быть предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации по соображениям гуманности. Данный Закон не определяет круг лиц, которым не предоставляется временное убежище. Такой перечень содержится в Положении о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища.

В соответствии с ним политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если: лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации; лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»; лицо представило заведомо ложные сведения; лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется. В данном акте также определен порядок представления и рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища. Лицо, желающее получить политическое убежище на территории Российской Федерации, обязано в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности либо страну своего обычного местожительства, обратиться лично в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания с письменным ходатайством, которое при наличии достаточных оснований для его рассмотрения направляется в Федеральную миграционную службу России. Не принимаются к рассмотрению ходатайства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации от лиц, которым в соответствии с названным Положением убежище не предоставляется. Министерство иностранных дел Российской Федерации ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и Федеральную миграционную службу России. На период рассмотрения ходатайства обратившемуся лицу выдается справка установленного образца, которая наряду с его документом, удостоверяющим личность, является подтверждением законного пребывания на территории Российской Федерации. После принятия решения по ходатайству справка изымается органом, ее выдавшим. В ходатайстве на имя Президента Российской Федерации о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о мотивах обращения с ходатайством, а также необходимые автобиографические сведения. Федеральная миграционная служба России рассматривает поступившие ходатайства, запрашивает заключения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и затем направляет все материалы в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления лицу политического убежища Российской Федерацией. Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации рассматривает ходатайства и материалы к ним и вносит свои предложения по каждому ходатайству Президенту Российской Федерации для принятия им решения. Срок рассмотрения ходатайств в Федеральной миграционной службе России, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службе безопасности Российской Федерации не должен превышать одного месяца в каждом из этих органов. По окончании процедуры рассмотрения ходатайства в случае его положительного решения принимается Указ Президента Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации о предоставлении Российской Федерацией политического убежища лицу вступает в силу со дня его подписания. Федеральная миграционная служба России в семидневный срок со дня издания указа Президента Российской Федерации уведомляет лицо, ходатайствующее о предоставлении Российской Федерацией политического убежища, через свои территориальные органы о принятом решении. В случае отклонения ходатайства лицу сообщается, что его дальнейшее пребывание регулируется законодательством Российской Федерации, определяющим порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Лицу, которому предоставлено Российской Федерацией политическое убежище, а также членам его семьи выдается свидетельство установленного образца по месту обращения лица с ходатайством. Органы внутренних дел Российской Федерации на основании письменного обращения Федеральной миграционной службы России и свидетельства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища оформляют вид на жительство.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.

N 212, утвердившим Правила пребывания иностранных граждан в СССР , виды на жительство иностранным гражданам, достигшим 16-летнего возраста, выдаются органами внутренних дел по месту их постоянного жительства на срок действия заграничных паспортов, но не более чем на пять лет, а достигшим 45-летнего возраста — на весь срок действия заграничных паспортов. Лицам без гражданства виды на жительство выдаются сроком на пять лет, а достигшим 45-летнего возраста — бессрочные. Заявления о продлении срока действия имеющегося или о выдаче нового вида на жительство должны подаваться иностранными гражданами в орган внутренних дел по месту их жительства не позднее десяти дней до истечения срока действия вида на жительство, а в случае его утраты — незамедлительно. ———————————

Собрание постановлений Правительства СССР. 1991. N 12 — 13. Ст. 55.Иностранным гражданам, которые в течение года со дня окончания срока действия имеющихся у них заграничных паспортов не предъявят новых или продленных документов, органами внутренних дел выдаются виды на жительство как для лиц без гражданства.

Лицам, состоящим в гражданстве государства, с которым Россия имеет международный договор или иную соответствующую договоренность о предотвращении двойного гражданства, виды на жительство для лиц без гражданства выдаются при представлении ими документа, свидетельствующего о том, что компетентными органами этого государства им разрешен выход из гражданства.

Вид на жительство для лиц без гражданства, если его владелец предъявит в органы внутренних дел действующий заграничный паспорт, заменяется видом на жительство для иностранного гражданина. В п. 5 комментируемой статьи Федерального закона перечислены обстоятельства, в силу которых лицо утрачивает право на предоставленное убежище.

Утрата политического убежища определяется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации по представлению Федеральной миграционной службы России на основании заключений Министерства иностранных дел Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Решение Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации доводится до сведения лица, утратившего политическое убежище.

Лицо может быть лишено предоставленного ему Российской Федерацией убежища, если оно совершило преступление и в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда и если им были сообщены заведомо ложные сведения либо предъявлены фальшивые документы, послужившие основанием для предоставления ему временного убежища.

Кроме того, в Законе оговаривается и возможность других оснований, по которым лицо может быть лишено права на временное убежище.

К ним относится нарушение положений комментируемого Федерального закона, в частности, им может быть деятельность, противоречащая целям и принципам Организации Объединенных Наций, а также другие обстоятельства, по которым может быть отказано в предоставлении статуса беженца.

Ссылка на основную публикацию