Конституционный суд РФ разрешил охотникам из числа малых коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока добывать зверя на всех членов общины.
По обращению долгана Геннадия Щукина КС проверил федеральный закон об охоте и признал, что он не противоречит Конституции, однако толковаться должен таким образом, чтобы добычи хватало для обеспечения не только охотников, но и на остальных членов общин.
Положения ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» признаны не противоречащими Конституции РФ, при этом норма об «объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» распространяется на всех членов общины, а не только на тех, кто имеет статус охотника, сообщает «Российская газета».
С жалобой на положения федерального закона об охоте в КС РФ обратился этнический долган Геннадий Щукин.
Как председатель семейно-родовой общины коренного малочисленного народа долган, а также президент Ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов Севера Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края, он предложил соседям устроить массовую охоту на диких северных оленей. Часть мяса предполагалось продать, часть — использовать для собственных нужд.
«Это наша традиция — охотник добывает мясо для всех, делится с теми, кто не может охотиться сам, — рассказал на слушании его дела в КС Геннадий Щукин. — Я и сам в детстве носил мясо старикам и женщинам».
Рассказывая о том, как нужна его землякам охота, Щукин буквально не мог сдержать слез. Мясо оленей — основа их существования: это не только пища, одежда и шкуры для чумов, но и возможность покупать сахар, бензин, лекарства. Число туш рассчитали исходя из общего количества членов общин — добыли в общей сложности 217 особей.
Однако надзорные органы, а позже суды общей юрисдикции посчитали, что норма в восемь туш на человека (установлена законодательством Красноярского края) распространяется только на тех, кто способен охотиться.
Щукин был признан виновным в подстрекательстве к незаконной охоте, совершенной группой лиц по предварительному сговору, и приговорен к штрафу, от которого был освобожден по амнистии.
По словам председателя общины, цель его обращения в КС — защитить «престарелых, инвалидов, детей, которые ограничены в доступе к биоресурсам, поскольку у них нет ни сил, чтобы добывать их, ни права на ношение оружия».
Много веков его земляки питались именно олениной и сейчас начинают болеть от смены рациона.
Судьи КС РФ сочли этот довод весьма весомым, как и тот факт, что охотниками могут быть не все члены общины, и это не должно лишать остальных права на традиционный образ жизни и режим питания.
«Каждый член общины имеет право на использование животного мира, — отметил судья-докладчик по данному делу Владимир Ярославцев. — Если в общине только один или два охотника, остальные должны иметь право передать ему возможность охотиться в своих интересах».
По словам адвоката Геннадия Щукина Владимира Цвиля, узнав о решении КС РФ, тот во второй раз не смог сдержать слез.
«Это первое постановление КС РФ, которое касается защиты прав коренных малочисленных народов. Теперь оно должно стать знаковым решением, чтобы эти права были дополнительно гарантированы, — считает адвокат. — В самое ближайшее время мы будем инициировать процедуру пересмотра приговора, и доброе имя Геннадия Кирилловича будет восстановлено».
В постановлении КС также указано, что федеральный законодатель может совершенствовать правовое регулирование охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Однако до тех пор, пока такое регулирование не будет разработано, право на свою долю добычи имеют все члены общины.
Новый порядок эксклюзив
В Госдуме сейчас находится проект федерального закона, который кардинально изменит жизнь более 300 тысяч представителей коренных малочисленных народов (КМН). Рождался этот правовой акт тяжело, было сломано немало копий.
Ожесточенно спорили буквально обо всем, вплоть до названия: несколько лет говорили о реестре КМН, теперь речь идет об учете граждан.
Кто в него попадет? Как войти и можно ли выйти из этой системы? За разъяснениями по этим и многим другим вопросам «НацАкцент» обратился к статс-секретарю – заместителю руководителя Федерального агентства по делам национальностей АННЕ КОТОВОЙ.
— У этого законопроекта действительно сложная история, он — результат долгой и кропотливой работы нашего Агентства.
При разработке законопроекта нам необходимо было учесть множество аспектов, одновременно основываясь на действующем законодательстве о гарантиях прав коренных малочисленных народов, его принципах и правоприменительной практике субъектов Российской Федерации. Мы использовали правовые механизмы из различных отраслей и предусмотрели некоторые новеллы.
— Какова основная цель законопроекта?
— Ответить на вопрос «КТО?».
Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» дает понятие коренных малочисленных народов, но не отвечает на главный вопрос: а кто этот гражданин, который относится к коренным малочисленным народам, как его определить, как его идентифицировать? Отсюда и множество проблем, которые возникают в правоприменительной практике.
— Очень много было нареканий к авторам законопроекта. Ну, например: «Нас хотят лишить национальности!», «Не важно, что мы больше не в тундре и не живем охотой, все равно мы — представители коренных народов, и имеем право в свой отпуск приехать на родовые угодья и иметь все преференции, положенные коренным».
— Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» определяет признаки коренных малочисленных народов.
Это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
Применительно к конкретному гражданину в нашем законопроекте используются три из них: этническая самоидентификация, проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р, и ведение традиционных образа жизни и хозяйственной деятельности КМН.
Вне зависимости от места жительства и рода деятельности гражданин, относящий себя к коренным и имеющий документы, содержащие сведения о его национальности или национальности его предков, сможет представить сведения о себе и быть включенным в список граждан, относящихся к коренным малочисленным народам.
Если же этот гражданин живет в местах традиционного проживания КМН и (или) ведет традиционные образ жизни и хозяйственную деятельность, в списке будут учтены и эти его характеристики.
— Но ведь по Конституции каждый гражданин сам определяет свою этническую принадлежность безо всяких подтверждений, а Вы предлагаете подтверждать и опираться на документы фактически еще советского времени, где была зафиксирована этническая принадлежность?
— Мы не ставим под сомнение незыблемые конституционные принципы. Включение в список будет осуществляться только по инициативе самого гражданина. И да, это будут в том числе документы советского времени.
В семьях коренных очень бережно хранятся такие документы.
Однако и в некоторых современных официальных документах имеются сведения о национальности, например, в выдаваемых органами ЗАГС свидетельствах о рождении или заключении брака, в военном билете.
— А если был потоп или пожар и все уничтожено?
— В законопроект включен широкий перечень документов, содержащих сведения о национальности.
Гражданин сможет представить не только свои документы, но и документы родственников, подтвердив при этом родство, архивные документы и материалы.
При этом совсем не обязательно будет представлять оригиналы или нотариально заверенные копии, проект предполагает возможность заверения представляемых копий любым из предусмотренных российским законодательством способов.
— 316 000 представителей коренных народов потянутся с фотографиями дедушек-бабушек и заверенными копиями документов в ФАДН! А это не парализует работу агентства?
— ФАДН максимально широко откроет свои двери. Мы будем использовать возможности многофункциональных центров и Единого портала государственных муниципальных услуг.
К тому же наш законопроект содержит новеллу, ранее не используемую ни в одном правовом акте, — возможность представления документов так называемым «коллективным заявителем» — общиной коренных малочисленных народов в отношении ее членов с их письменного согласия.
— Бывали случаи, когда в такие общины входили представители кавказских, славянских и других уважаемых, но отнюдь не малочисленных народов. Как будете поступать в этом случае?
— Представление общиной сведений о своих членах не исключает представление документа, содержащего сведения о национальности.
Мы исходим из необходимости упрощения порядка представления документов для граждан, проживающих в труднодоступных местностях или ведущих кочевой образ жизни, для тех, кто в силу обстоятельств не имеет доступа к «точкам» предоставления государственных услуг. Поэтому и родилась идея наделить общины правом представлять нам документы о своих членах.
— То есть, если у человека не сохранились никакие старые документы и в архивах тоже ничего, то достаточно будет свидетельства так называемых «понятых» из общины?
— Никакие показания «понятых» мы принимать не будем. Это была бы коррупционно емкая норма. Несмотря на то, что практика доказывания в суде своей этнической принадлежности воспринимается крайне негативно, многие граждане обращались в суды.
И судебный акт об установлении факта принадлежности к коренным малочисленным народам тоже может быть основанием для включения в список лиц, относящихся к коренным малочисленным народам. Мы не собираемся подменять собой судебную систему.
Если гражданин считает, что ему проще и удобнее обратиться в суд, чем воспользоваться нашей государственной услугой, то он всегда вправе это сделать.
— Сколько будет стоить эта государственная услуга и сколько времени будет занимать постановка на учет?
— Она будет оказываться бесплатно. Предполагается, что общий срок предоставления государственной услуги будет равняться 30 дням. Но предусмотрена возможность увеличения срока до 180 дней при необходимости направления запроса по месту жительства гражданина. Человека при этом обязательно уведомим, указав предельный срок ожидания.
— А не легче ли было бы вернуть графу «национальность»?
— Такое предложение звучало неоднократно. Мы его не поддерживаем. Но даже в случае его реализации потребовалось бы, тем не менее, решить вопрос об источнике сведений о национальности гражданина, установить процедуру. Наш законопроект решает обе задачи без вмешательства в нормы, затрагивающие права существенно более широкого круга лиц, нежели КМН.
— Много лет говорили про реестр КМН, а теперь в законопроекте вдруг «система учёта». В чем принципиальная разница?
— Принципиальной разницы нет. Реестр предполагает другую структуру сведений внутри этого ресурса. Кроме того, мы знаем примеры, когда какая-то группа граждан, в отношении которых ведется реестр, делятся на «реестровых» и «нереестровых». Не хотелось, чтобы среди коренных произошла такая сегрегация.
- — Давайте подробнее поговорим про «три галочки» системы учета.
- — Первая – я чувствую себя представителем коренного малочисленного народа и имею, например, свидетельство о рождении или другой документ где указана этническая принадлежность, в том числе родственников.
- — Если принести документ, что прабабушка была ненка, этого будет достаточно?
— Достаточно. Вторая «галочка» — проживание в местах, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 631-р. Сведения о регистрации гражданина по месту жительства мы планируем получать от органов внутренних дел.
— Есть вопрос о справедливости, который возникает последние 15-20 лет: в одном селе живут ханты и русские, ведут абсолютно одинаковый образ жизни, но когда приходит время ловить рыбу, то русскому можно только согласно купленной лицензии и в строго отведенные сроки, а хантам круглогодично без ограничений только потому что они ханты.
— У нашего законопроекта иные цели. Но ответ на данный вопрос есть.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены права и преференции для граждан, проживающих на тех же территориях и ведущих такой же традиционный образ жизни, как и коренные, либо часть из них. Так сделали, например, на Ямале.
Кстати, на Ямале действует система учета, включающая в себя сведения о гражданах, которые получают поддержку в связи с введением традиционного образа жизни, традиционных видов деятельности.
- — А третья «галочка» учета коренных народов о чем?
- — Ведение традиционного образа жизни.
- — По этому поводу часто слышны обвинения от представителей коренных, мол, власти хотят вернуть нас в каменный век, чтобы мы вместо ружей охотились с гарпунами…
— Нам бы хотелось переломить эту позицию. Я с ней категорически не согласна. Мы будем учитывать осуществление либо не осуществление традиционных видов хозяйственной деятельности. Здесь все прозрачно, эти виды деятельности определены Правительством.
При этом речь не идет о том, чтобы контролировать, какие виды деятельности с использованием каких орудий осуществляются. Мы ни в коем случае не должны воспринимать представителей коренных народов как какой-то фольклорный элемент или музейный экспонат. Это живые народы, которые, как все российское общество, развиваются.
В перечне традиционных видов хозяйственной деятельности говорится о том, ЧТО делается, а не КАК.
Естественно, промышленный лов, или промышленная добыча морских биологических ресурсов с трудом могут быть отнесены к традиционным видам деятельности. Традиционные виды хозяйственной деятельности – это в первую очередь неистощительное природопользование.
— Какие еще новации есть в законопроекте?
— Преемственность сведений.
Например, если отец семейства, представляет о себе сведения, как представитель коренного малочисленного народа, то его детям, внукам и их потомкам подтверждать национальную принадлежность больше не нужно.
Нужно будет лишь подтвердить родство. Фактически граждане, которые представят сведения о себе в самом начале работы нашей системы учета, закладывают возможность для своих потомков пользоваться этой системой в упрощенном порядке.
— Будет ли организована какая-то информационная компания, чтобы представители коренных малочисленных народов узнали о всех деталях постановки на учет?
— Да, конечно! Помимо возможностей Агентства мы надеемся на наших партнеров – Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока, у которой есть отличная региональная сеть. Рассчитываем на общественные организации и органы власти субъектов.
- — Была ли апробация этого законопроекта в каком-то из регионов?
- — Нет, законопроект не так давно поступил в Думу.
- — Будет?
— Надеюсь. Регион пока не определен, а желающих много. Уже сейчас в законопроекте заложен двухлетний переходный период, во время которого система учета будет наполняться информацией. После этого будет введен запрет для органов власти требовать от гражданина представление других документов, если сведения о нем есть в системе учета КМН.
Беседовала Маргарита Лянге.
Тэги
«Мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться». Что не так с поправками в закон об учете коренных народов
Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Он будет регламентировать, как гражданам России доказывать свою национальность и на каком основании пользоваться землей, водными и биологическими ресурсами. Чего опасаются правозащитники и представители КМНС — в обзоре «7×7».
Федеральное агентство по делам национальностей подготовило поправки в закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов».
Чиновники предлагают создать федеральный реестр коренных малочисленных народов России, чтобы было проще распределять льготы и господдержку. В новом документе будет описан порядок, как россияне должны доказывать свою принадлежность к коренным народам малого Севера.
Те, кто выполнит требования закона, попадут в реестр и смогут на правах коренных жителей территории пользоваться природными ресурсами.
— Именно эта категория наших граждан пользуется такими льготами и преференциями государства, как ранний выход на пенсию, особый режим пользования лесными, водными ресурсами.
А поскольку в паспорте гражданина России сегодня отсутствует графа «национальность», то для получения предусмотренных законом льгот представители этих народов идут в суд и через эту процедуру доказывают свою национальную принадлежность.
Конечно, это неправильно, — объяснил журналистам председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.
Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова считает, что закон об учете представителей коренных малочисленных народов России необходим — он позволит им реализовать свои законные права: «После изменений в пенсионной системе коренные малочисленные народы попали в категорию граждан, которая имеет право на досрочную пенсию. Но реализовать это право для них оказалось практически невозможно, потому что никакого документального подтверждения о своей принадлежности к коренным малочисленным народам они не имеют». По данным уполномоченного, за последние два года ей пришло около 4 тыс. обращений по этой теме.
Что не так с поправками. Точка зрения представителей КМНС
Юристы неформального объединения лидеров и активистов 22 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России «Абориген- Форум» подготовили письмо, в котором перечислили свои замечания к законопроекту.
Система доказательств
Чтобы подтвердить свое происхождение и принадлежность к национальности, нужно предоставить пакет документов, в том числе сведения об умерших родственниках. В признании национальности могут отказать.
Большой объем фискальной информации, которую требуют от заявителя: кроме прочего — идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета.
— Разработчики законопроекта считают, что национальную принадлежность нужно доказывать. На мой взгляд, это прямое нарушение Конституции, — прокомментировала уполномоченный по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лена Иванова.
— Введение данного порядка учета лиц, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, не решает самого главного — документального подтверждения национальной принадлежности, из-за чего многие годы мы как коренные встречаем проблемы при реализации своих прав.
Республика Саха (Якутия) с 2000 года на протяжении 15 лет выдавала жителям региона вкладыши к паспорту, удостоверяющие их принадлежность к коренным народам.
С 2015 года руководство республики настойчиво пытается на федеральном уровне решить вопрос о документальном подтверждении национальной принадлежности, предлагается внести изменения в постановление правительства РФ о паспорте гражданина РФ.
Это основной момент, который не дает мне оснований полностью поддерживать редакцию проекта федерального закона. Но такой учет лиц, ведущих традиционный образ жизни и занимающихся оленеводством, охотпромыслом, рыболовством и другими видами традиционной хозяйственной деятельности, действительно нужен.
Участники Центра содействия коренным малочисленным народам Севера тоже опубликовали вопросы к законодателям.
«С какой целью эта информация требуется? Будет ли ее отсутствие или содержание служить причиной для отказа во включении в реестр? Неясным из текста законопроекта остается вопрос: будут ли в реестр вноситься дети, в том числе учащиеся, проходящие срочную службу в армии, нетрудоспособные члены семьи и ближайшие родственники, которые нуждаются в продукции традиционной хозяйственной деятельности?» — говорится в обращении.
Одно из предложений общественников — ставить отметку в паспорте или выдавать вкладыш. Это будет дешевле и проще. Изменить придется только административный регламент о паспорте. Опыт с вкладышем есть у Якутии и других регионов, где живут представители малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
— В законах есть нормы прав и преференций для малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Для того чтобы ими пользоваться, нужно доказать, что гражданин России относится к этой категории.
Соответственно, отметка, в том числе и в паспорте, могла бы решить проблему доступа к правам и преференциям.
Ведь данные о группе крови и налоговый номер можно внести по желанию гражданина, а о национальности — нет, — рассказал корреспонденту «7х7» член «Абориген-Форума» Геннадий Щукин. — Реестр не решает ничего, кроме дележки благ.
Он усилит коррупцию и еще больше усложнит условия жизни коренных: разделит народ на тех, кто имеет права на социальные программы государства, и на тех, кто их не получит. Народ един в своей культуре, традициях и хозяйственном укладе жизни. Его нельзя делить.
Образ жизни
Чтобы попасть в реестр, нужно вести традиционный образ жизни, заниматься хозяйством или работать в таких организациях, например в оленеводческом кооперативе.
— Этим летом я получил решение суда о том, что в моем охотбилете нельзя поставить отметку, разрешающую охоту, так как для ведения традиционной охоты коренные народы должны проживать в тундре, в традиционных жилищах, пищу и все для жизни добывать сами, нельзя иметь другого дохода. В общем, назад в средневековье. Никаких современных благ цивилизации. Вот что будет происходить, если примут такие правила реестра-учета КМНС, — считает саами из Ловозера Андрей Данилов.
Вне списка
Даже если человек живет в местах компактного проживания коренных малочисленных народов, нужно заниматься только тем видом деятельности, который есть в специальном перечне.
По мнению представителей ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», этот список неполный.
В нем не учитываются работники здравоохранения, образования, культуры, участники фольклорных ансамблей, а также консультанты в области прав коренных народов.
Активисты «Аруны» считают, что этот пункт законопроекта противоречит третьей статье 82-го федерального закона, где говорится, что промыслы — это подсобные виды деятельности по отношению к основной работе.
Доктор наук якутского университета Ульяна Винокурова побывала в гостях у потомственной эвенской семьи, которая живет на окраине Якутска, — у дочерей шамана, которые по семейным обстоятельствам были вынуждены переехать ближе к городу, сестрам 84 и 73 года:
«Я напросилась на эту встречу для того, чтобы убедиться, насколько косный законопроект придумали в Госдуме. Я ездила более 10 раз в США, чтобы изучить положение и юридический статус коренных американцев.
У них более 500 племен имеют прямые договорные отношения с федеральным правительством, свои конституции и автономию самоуправления.
Подобный опус, как вышеназванный законопроект, является вопиющим нарушением и ущемлением прав коренных народов, утвержденных ООН в 2007 году».
По словам уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха Лены Ивановой, в Якутии ни столица, ни некоторые районные центры не отнесены к местам традиционного проживания коренных малочисленных народов, несмотря на то что в столице края живут около 14% от общего числа КМНС.
В Мурманской области областной центр и большая территория региона тоже не отнесены к местам традиционного компактного проживания саами.
Что дальше
Участники «Абориген-Форума», ассоциации коренных малочисленных народов Севера «Арун», другие национальные общественные организации и омбудсмены по правам КМНС отправили в Госдуму анализ предлагаемого закона. Они предложили упростить порядок определения национальности — сохранить принцип свободного самоопределения.
Официальной информации, когда планируется второе чтение законопроекта, пока нет.
Если поправки примут без изменений, они начнут вступать в силу через три месяца, первая статья, в которой описан порядок работы разных ведомств, начнет действовать только через два года.
Это тоже вызвало недоумение у активистов: непонятно, по каким «спискам» и «порядкам» коренные народы будут взаимодействовать с властями и компаниями, которые имеют лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых.
— Мы не испытываем иллюзий, так как этот проект одобрила «Единая Россия». Но если коренные останутся в стороне, то мы угодим в капкан, из которого сложно будет выбраться. Сам по себе реестр не плох.
Он мог бы позволить собрать серьезный массив информации о коренных малочисленных народах, которые находятся под охраной государства. Однако процесс настолько бюрократизирован, что доказать национальность представляется крайне трудным.
Представителей КМНС и так мало, а если большинство не сможет доказать свою принадлежность, то формально нас просто не будет.
Этот закон разделит народы на «правильные и неправильные», — прокомментировал член Экспертного механизма ООН по правам коренных народов от региона Восточной Европы, Центральной Азии, Российской Федерации и Закавказья Родион Суляндзига.
Общественники полагают, что закон мог бы работать, если бы подтверждать национальность помогали муниципальные власти, общины и организации КМНС. Например, в отдаленных поселках больше полной и достоверной информации о семьях можно получить от местных жителей и в районной администрации, нежели в региональных ведомствах.