Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

Результаты ОРД – это сведения, полученные в соответствии с ФЗ «Об ОРД», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ).

Необходимо соблюсти следующие требования, предъявляемые к материалам оперативно-розыскных мероприятий как к доказательствам: наличие законных оснований их получения; относимость сведений, зафиксированных на технических носителях информации; допустимость материалов, т.

е. официальное представление материалов органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность в установленной форме; полное представление о том, как результаты оперативно-розыскного мероприятия введены в уголовное производство (постановление о приобщении и т.п.).

Представляется, что такие требования должны быть зафиксированы в уголовно-процессуальном законодательстве, что значительно расширило бы возможности реализации оперативной информации и возможности создания доказательственной базы дела.

Дискуссионным в теории уголовного процесса остается вопрос об использовании результатов оперативно-розыскной деятельности. Согласно ст. 11 Федерального закона от 5 июля 1995 г.

N 144-ФЗ «Об ОПР» «результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, могут представляться в орган дознания, следователю и в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств…».

Результаты оперативно-розыскной деятельности — сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК).

Уголовно-процессуальный закон также указывает лишь на недопустимость использования в процессе доказывания результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам уголовно-процессуальным законом (ст. 89 УПК). Этот запрет носит практически абсолютный характер, поскольку процессуальный закон России не предусматривает порядка легализации (трансформации, интерпретации) оперативно-розыскных данных в доказательства, механизма их проверки.

Как и любое доказательство, вовлекаемые в уголовный процесс оперативно-розыскные сведения должны обладать свойствами относимости и допустимости.

Условием допустимости полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательств является соблюдение следующих требований Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»:

— в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий могут использоваться только такие технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде (ч. 3 ст. 6);

— запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то Федеральным законом «Об ОПР» физическими и юридическими лицами (ч. 6 ст. 6);

— проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается лишь на основании судебного решения.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, допускается проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (ч. 2 ст. 8);

Статья 11. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности

— проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8);

— проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ч. 8 ст. 8);

— при проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным п. п. 1 — 4 и 6 ч. 2 ст.

7 Закона (в частности, в отношении лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, если пока еще нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела), запрещается проводить: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи (ч. 9 ст. 8);

— предание гласности сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 12).

Представляется, что нарушение названных условий делает недопустимыми все полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий доказательства.

39. Понятие и виды доказательств и критерии классификации доказательства на виды.

Доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.

Различают следующие классификационные группы доказательств. Первоначальные и производные доказательства.Доказательства делятся на первоначальные и производные в зависимости от того, получают ли информацию следователь, суд из первоисточника или из «вторых рук».

Если установить первоисточник сведений о каком-либо факте, о котором сообщает допрашиваемый, не представляется возможным, то эти сведения теряют значение доказательства и должны быть отвергнуты.

«Не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности» (ст. 74 УПК). Такое же правило действует в отношении показаний потерпевшего.

Сведения, полученные «по слухам», не могут быть проверены, а значит, не могут быть использованы в качестве доказательства.

Обвинительные и оправдательные доказательства.Деление доказательств на обвинительные и оправдательные зависит от содержания полученных сведений и установления доказательств.

Доказательства совершения преступления обвиняемым, его вины или обстоятельства, отягчающие ответственность обвиняемого, являются обвинительными: а доказательства, которые опровергают обвинение, свидетельствуют об отсутствии общественно опасного деяния или вины обвиняемого либо смягчают его ответственность, — оправдательными.

Требование собирать обвинительные и оправдательные доказательства закреплено в законе: ст. 20 УПК предписывает выявить по каждому делу доказательства как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его вину обстоятельства.

Проверенные и оцененные обвинительные и оправдательные доказательства должны быть отражены в важнейших процессуальных документах: обвинительном заключении (ст. 205 УПК) и приговоре (ст. 314 УПК).

Прямые и косвенные доказательства. Деление доказательств на прямые и косвенные основано на том, что одни из них содержат сведения об обстоятельствах, составляющих предмет доказывания, другие — о так называемых «доказательственных», «промежуточных», «вспомогательных» фактах.

Прямыми доказательствами являются доказательства, указывающие на совершение лицом преступления, т. е. доказывающие так называемый «главный факт».

Показания обвиняемого, признающего свою вину и объясняющего, по каким мотивам, когда, где и при каких обстоятельствах он совершил преступление, являются прямым доказательством.

При использовании прямых доказательств задача состоит только в установлении их достоверности (т. е. надо установить, говорит ли обвиняемый, свидетель правду), так как значение сообщенных сведений для установления предмета доказывания здесь очевидно.

Косвенные доказательства содержат сведения о фактах, которые предшествовали, сопутствовали или следовали за доказываемым событием и по совокупности которых можно сделать вывод о том, имело ли место событие преступления, виновен или не виновен обвиняемый. Путь установления обстоятельств дела с помощью косвенных доказательств более сложный, чем при прямых доказательствах.

При доказывании с помощью косвенных доказательств надо, во-первых, установить, достоверны ли сведения, которые стали известны следователю, суду (говорит ли свидетель правду о наличии неприязненных отношений между обвиняемым и потерпевшим, действительно ли на ноже имелись отпечатки пальцев обвиняемого и т. д.): во-вторых, определить, связаны ли ставшие известными сведения с совершением преступления обвиняемым. Располагая косвенными доказательствами по делу, надо проверить их связь с доказываемым обстоятельством, чтобы исключить случайное стечение обстоятельств.

Из приведенной характеристики косвенных доказательств вытекают следующие правила их использования: а) косвенные доказательства приводят к достоверным выводам по делу лишь в своей совокупности: б) косвенные доказательства должны быть объективно связаны между собой и с доказываемым положением: в) система (совокупность) косвенных доказательств должна приводить к такому обоснованному выводу, который исключает иное объяснение установленных обстоятельств, исключает разумные сомнения в том, что обстоятельства дела были именно такими, как они установлены на основе этих доказательств.

Косвенные доказательства в своей совокупности могут служить основанием для вывода о фактах, входящих в предмет доказывания.

Они могут быть использованы при проверке достоверности прямых доказательств, восполнять их пробелы, указывать путь получения новых доказательств.

Эти доказательства чаще, чем прямые, встречаются при расследовании и рассмотрении уголовных дел и при правильном их использовании приводят к достоверным выводам.

Читайте также:  Статья 32. лицензирование деятельности субъектов страхового дела

Комментарий инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности — pdf скачать бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

30 ПРАВО ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Сущность прокурорского надзора заключается в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории, соответствия

Подробнее

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 15 марта 2010 г. N 107 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРОКУРОРА ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ С ПОДОЗРЕВАЕМЫМИ (ОБВИНЯЕМЫМИ) ДОСУДЕБНЫХ СОГЛАШЕНИЙ

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 18-АД13-21 г. Москва 7 октября 2013 г. Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Гончаровой С В на постановление

Подробнее

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний студентов направления 030900.62 Юриспруденция квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Б. 3 Б. 11Уголовный процесс 030900.62 Юриспруденция ВОПРОСЫ

Подробнее

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств «Преступления против личности» Уровень высшего образования Бакалавриат Направление подготовки

Подробнее

Наименование показателя 1 Доля оконченных фактическим исполнением производств ПРОГНО З Перечень основных показателей деятельности УФССП России по Организация исполнительного производства 013 014 Динамика

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУДА НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ Дело 50-Д13-12 г. Москва 5 марта 2013 года Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего

Подробнее

О практике расследования уклонения от уплаты налогов Последнее время появилось несколько изменений в законодательстве относительно привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов,

Подробнее

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Подробнее

Тема 17 «Надзор и контроль в досудебных стадиях» Презентация подготовлена старшим преподавателем кафедры Васильевым Ф.Ю. Обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного процесса (Протокол 10 от 24.05.2016

Подробнее

Уголовно-процессуальное право

Уголовно-процессуальный кодекс запрещает использовать в процессе доказывания результаты ОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам (ст. 89 УПК РФ).

Результатами ОРД, согласно п. 36.1 ст. 5 УПК РФ, являются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности», о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливаемых, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Термин «использование в процессе доказывания» в законе не определен. Возникает вопрос, допустимо ли использование результатов ОРД в качестве доказательств по уголовному делу или они должны быть использованы в каком-либо ином качестве?

В соответствии с ч. 2 ст.

11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

Более подробно на этот вопрос отвечает Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд1Утверждена приказом МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСНП России, ФСКН России, СК России от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68., согласно которой результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждении уголовного дела; могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий; в доказывании по уголовным делам.

Причем результаты ОРД, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны позволять формировать доказательства, удовлетворяющие требованиям уголовно-процессуального законодательства, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств.

Полагаем, что приемлемы следующие правила использовании в процессе доказывания результатов ОРД:

  1. устная, вербальная информация, полученная от конфиденциальных сотрудников в ходе ОРД, по общему правилу доказательством не является. Однако если конфиденциальный сотрудник, получив определенные гарантии безопасности, согласится дать показания, то они будут являться доказательством. Вместе с тем в данном случае речь уже не идет о результатах ОРД, поскольку его показания получены по правилам, предусмотренным УПК РФ, и, следовательно, в доказывании будут использоваться не результаты ОРД, а свидетельские показания;
  2. в холе ОРД могут быть получены предметы, документы, составлены соответствующие акты (проверочной закупки, обследования помещения, участка местности и др.).

Согласно ч. 1 ст.

81 УПК РФ, помимо предметов, служивших орудиями преступления или сохранивших на себе следы преступления, вещественными доказательствами признаются иные предметы и документы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела. Иными словами, перечень предметов и документов, которые могут быть использованы в качестве вещественных доказательств, не является исчерпывающим, закрытым.

Следовательно, все материальные объекты, полученные в ходе ОРД (аудиозапись, видеозапись, изъятые предметы, документы) и содержащие сведения, имеющие значение для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела, в конечном итоге при соблюдении правил их приобщения к материалам уголовного дела могут получить статус вещественных доказательств.

Перечень иных документов, являющихся доказательствами согласно ст. 84 УПК РФ, законом также не ограничен, поэтому акты проверочной закупки, контролируемой поставки, акты обследования зданий, сооружений, иные письменные материалы, имеющиеся в деле оперативного учета, могут войти в уголовный процесс в качестве иного документа.

  • Проблема проверяемости результатов ОРД
  • Неясность обстоятельств получения результатов ОРД, невозможность исследования этих вопросов путем производства следственных и судебных действий порождают сомнения в достоверности такой информации и по общему правилу лишают ее доказательственного значения.
  • Однако существуют ситуации, когда для оценки доказательственного значения, относимости и достоверности сведений, которые несет определенный предмет или документ, вопросы о том, где, когда, кем и при каких обстоятельствах он получен, не имеют решающего значения (так, представленная следователю для приобщения к уголовному делу фотография или видеозапись, на которой запечатлено совершение преступления (например, встреча взяткодателя и взяткополучателя), сами по себе, независимо от того, при каких обстоятельствах они получены, обладают всеми признаками вещественных доказательств).

Источником сведений, имеющих значение для дела, в данном случае будет являться сама фотография, видеозапись, полученные с помощью технических средств изображения фрагмента объективной реальности.

Следовательно, исследование и проверка достоверности этого вещественного доказательства (в частности, экспертным путем) касается исключительно самого фотоизображения, видеозаписи, а все обстоятельства, связанные с его получением, не нуждаются в уголовно-процессуальном исследовании, находятся за его рамками.

Доказательственная ценность этих объектов будет зависеть исключительно оттого, насколько достоверно само изображение.

Если же отвергать допустимость их использования в уголовно-процессуальном доказывании, то необходимо признать, что эти источники не являются доказательствами и во всех других случаях, когда по каким-либо причинам остался неизвестным их изготовитель (например, если фотография поступила следователю по почте, а отправитель не указал своего имени и адреса, и даже когда подобная вещь обнаружена при осмотре места происшествия или в ходе обыска, но никто не признался в ее авторстве). Это означало бы неоправданное сужение возможностей доказывания в уголовном судопроизводстве.

Вместе с тем если аудиовидеозапись произведена в жилище, куда входить без соответствующего разрешения запрещено, то данная аудиовидеозапись не будет иметь доказательственного значения, если не установлено, каким образом был получен доступ в жилище. Но если аудиовидеозапись произведена в общедоступном месте, то отсутствие сведений о порядке ее получения не должно влиять на признание ее в качестве вещественного доказательства.

Вовлечение результатов ОРД в уголовный процесс

Согласно ч. 1 ст.

86 УПК РФ собирание доказательств в ходе уголовного судопроизводства осуществляется путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ.

К иным процессуальным действиям относятся истребование и представление предметов и документов. Истребование и представление являются «каналами» вхождения в уголовный процесс не только предметов и документов, полученных подозреваемым, обвиняемым, защитником, потерпевшим и др., но и результатов ОРД.

Если следователь располагает информацией о наличии у органа, осуществляющего ОРД, предметов и документов, имеющих отношение к делу, он вправе их истребовать. В свою очередь, орган, осуществляющий ОРД, может по собственной инициативе предоставить следователю предметы и документы, полученные в ходе ОРД, для приобщения к материалам уголовного дела.

  1. В соответствии с указанной выше Инструкцией представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, руководителя органа, осуществляющего ОРД (начальника или его заместителя).
  2. При представлении результатов ОРД, полученных при проведении проверочной закупки, контролируемой поставки или оперативного эксперимента, к ним прилагается постановление о проведении данного оперативно-розыскного мероприятия, утвержденное руководителем органа, осуществляющего ОРД.
  3. В случае представления результатов ОРД, полученных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, к ним прилагаются копии судебных решений о проведении оперативно-розыскного мероприятия.
Читайте также:  Статья 5. Виды мер безопасности

§ 2. Порядок и пределы представления результатов оперативно-розыскной

  Согласно ФЗ об ОРД (ст. 11) результаты ОРД могут представляться в орган дознания, следователю, прокурору или в суд, в производстве которого находится уголовное дело.

Представление результатов ОРД осуществляется на основании постановления руководителя OPO в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами.

Таким образом, ФЗ об ОРД определил перечень органов, которым представляются результаты ОРД, общее основание (постановление руководителя) и порядок их представления, который носит отсылочный характер.

В целом ФЗ об ОРД лишь в общей форме декларирует порядок представления результатов ОРД, поскольку порядок передачи материалов должен быть определен в ведомственных нормативных правовых актах.

В настоящее время такой порядок регламентируется межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд (далее — Инструкция).

В соответствии с Инструкцией (п.

10) представление результатов включает в себя: вынесение руководителем OPO постановления о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд; вынесение, при необходимости, постановления о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну; оформление сопроводительных документов и фактическую передачу материалов (пересылка по почте, передача с нарочным и т.п.). Такой порядок представления результатов ОРД не имеет никакого уголовно-процессуального значения и не всегда представляется оправданным. Это связано с тем, что само постановление о представлении результатов ОРД подготавливается в одном экземпляре, подписывается соответствующим руководителем OPO и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатур

ного дела (п. 17 Инструкции). По смыслу данной нормы такое постановление необходимо только для того, чтобы удостоверить сам факт передачи конкретных документов и материалов, в какой орган и для каких целей, т.е.

речь идет о соблюдении порядка оперативно-служебного делопроизводства. Это, безусловно, имеет определенное значение, однако прямо не вытекает из нормы ст. 11 ФЗ об ОРД.

По смыслу ФЗ об ОРД вынесение соответствующего постановления необходимо только в том случае, когда речь идет о материалах (документах), имеющих соответствующий гриф секретности, и руководитель OPO должен принять решение о возможности рассекречивания соответствующих материалов, а в случае невозможности такового — решение о передаче материалов без их рассекречивания в порядке секретного делопроизводства либо об отказе в их представлении.

В этой связи в Инструкции (п. 8) отмечается, что результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки-меморандума) или в виде подлинников соответствующих оперативно-служебных документов.

Степень секретности представляемых материалов, виды приложений и способ передачи определяются в соответствии с правилами ведения секретного делопроизводства в каждом конкретном случае, в том числе в зависимости от существа полученного запроса (поручения) и наличия сведений, подлежащих засекречиванию.

Материалы (сведения), которые не могут быть рассекречены, в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О государственной тайне», который определяет передачу сведений, составляющих государственную тайну, представляются органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями.

В соответствии с п. 11 Инструкции в каждом конкретном случае возможность представления результатов ОРД, содержащих сведения об организации и тактике проведения оперативно-технических мероприятий, используемых технических средствах, ШНС, оперативно-технических и оперативно-поисковых подразделениях, должна в обязательном порядке согласовываться с исполнителями соответствующих мероприятий.

По смыслу нормы под исполнителями OPM здесь понимаются не конкретные должностные лица, а соответствующие подразделения, которые проводили ОРМ.

Необходимость такого обязательного согласования связана с тем, что опасность причинения вреда, который может наступить в результате рассекречивания соответствующих сведений или их распространения, возникает по отношению к деятельности оперативных подразделений, осуществляющих оперативнотехнические и оперативно-поисковые мероприятия, а также их ШНС, а не подразделений — инициаторов проведения таких ОРМ.

Постановление о представлении результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд должно включать в себя его наименование, место, время и основания вынесения, фамилию, имя, отчество, должность и звание (воинское, специальное) руководителя ОРО.

Постановление должно конкретизировать вид материалов, а также содержать сведения об ОРМ, в результате которых они получены, когда и кем санкционировалось конкретное ОРМ, наличие судебного решения на его проведение.

В нем также подробно должны быть перечислены подлежащие направлению (передаче) конкретные документы.

В ФЗ об ОРД (ст. 12) отмечается, что судебное решение на право проведения OPM и материалы, послужившие основанием для принятия такого решения, хранятся только в ОРО. В этой связи остается неясным, может ли такое судебное решение представляться в органы дознания, следователю или в суд.

Инструкция не дает ответа на этот вопрос. Практика также складывается неоднозначно. В одних случаях судебное решение передается вместе с результатами ОРД в качестве документа, подтверждающего законность проведения ОРМ, в других делается только ссылка на наличие судебного решения.

Учитывая, что судебное решение является не результатом ОРД, а условием проведения отдельных ОРМ, вопрос о его представлении, на наш взгляд, должен решаться в зависимости от целей передачи результатов ОРД.

Если предполагается, что они будут использоваться в качестве доказательств, то судебное решение должно быть представлено вместе с результатами ОРМ, для проведения которых оно испрашивалось.

В случае необходимости одновременно с постановлением готовится план мероприятий по защите сведений об OPO и безопасности непосредственных участников ОРМ.

Решение о непредставлении результатов ОРД оформляется постановлением руководителя OPO и приобщается к материалам ДОУ или соответствующего номенклатурного дела.

Такое решение принимается и имеет смысл только в тех случаях, когда OPM проводятся по поручению органа дознания, следователя, прокурора или суда либо из этих органов исходит запрос о представлении соответствующих материалов. О принятом решении уведомляется инициатор запроса.

Решение об отказе в представлении результатов ОРД также должно быть мотивированным. Представляется, что такая мотивировка должна быть связана прежде всего с нормами самого ФЗ об ОРД, определяющими основания, при которых сведения, отнесенные к государственной тайне, не могут быть рассекречены либо преданы огласке хотя бы ограниченному кругу лиц.

  • В частности, сведения об используемых или использованных при проведении негласных OPM силах, средствах, источниках, методах,
  • планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и о конфидентах, а также об организации и тактике проведения OPM составляют государственную тайну и могут быть представлены в указанные органы только после принятия решения о рассекречивании соответствующих материалов.
  • Вместе с тем предание гласности сведений о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС, а также о конфидентах допускается лишь с их согласия в письменной форме и в случаях, предусмотренных ФЗ.

В этой связи если отсутствует письменное согласие ШНС, конфидента или лица, внедренных в ОПГ, то материалы (результаты) ОРД, содержащие сведения об этих лицах, не могут быть ни рассекречены, ни преданы какой-либо огласке. Безусловно, здесь идет речь только о конкретных лицах, а не об абстрактных ШНС, конфидентах и участниках оперативного внедрения.

Исходя из требования нормы ФЗ об ОРД о соблюдении правил конспирации при осуществлении ОРД предоставление информации законодатель ограничивает требованиями конспирации и неразглашения государственной тайны.

Это означает также, что органу дознания, следователю, прокурору или суду может быть предоставлена только информация, а не оперативные материалы (документы), причем в объеме и с содержанием, из которого неясен источник и способ ее получения, а также невозможно их определить при сопоставлении предоставляемой информации с имевшими место реальными событиями.

Оперативно-служебные документы, содержащие сведения о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, об организации и тактике проведения ОРМ, не могут быть представлены даже по запросу суда (ч. 3 ст. 9 ФЗ об ОРД).

В этой связи технические, документальные и другие носители информации об указанных лицах, а также оперативно-служебные документы, содержание которых может привести к их расшифровке, не подлежат представлению органу дознания, следователю, прокурору и суду. Вместе с тем не исключается представление справок или выписок из таких документов.

Исходя из требований норм ФЗ об ОРД, в соответствии с которыми приоритетными являются требования конспирации и безопасность участников ОРМ, в Инструкции отмечаются случаи, когда результаты ОРД не представляются, если: невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием результатов в уголовном судопроизводстве; их использование в уголовном судопроизводстве создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных OPM силах, средствах, источниках, методах, планах и результа

тах ОРД, о лицах, внедренных в ОПГ, о ШНС и конфидентах, а также об организации и тактике проведения ОРМ, отнесенных законом к государственной тайне (кроме случаев, когда указанные сведения предаются гласности в порядке, установленном ФЗ об ОРД).

Согласно Инструкции при подготовке и оформлении для передачи органу дознания, следователю, прокурору или в суд результатов ОРД должны быть приняты необходимые защитные меры по сохранности и целостности представляемых материалов при пересылке их по конкретному адресу (защита от деформации, размагничивания, обесцвечивания, стирания и т.п.).

Читайте также:  Сокращенный предпраздничный день при неполном рабочем дне - советы юриста

Представляемые материалы должна сопровождать информация о времени, месте и обстоятельствах изъятия в ходе ОРД предметов и документов, получения видео- и аудиозаписей, кино- и фотоматериалов, копий и слепков, при этом должно быть приведено описание индивидуальных признаков указанных предметов и документов.

Фонограммы для осмотра и прослушивания передаются в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны даты, время начала и окончания записи переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств.

Допускается представление материалов в копиях, в том числе с переносом наиболее важных моментов (разговоров, сюжетов) на единый носитель, что обязательно оговаривается в сопроводительных документах (протоколах). Тип носителя определяется инициатором ОРМ.

Оригиналы материалов в этом случае хранятся в оперативном подразделении до завершения судебного разбирательства и вступления приговора в законную силу.

Наряду с оперативно-розыскным следует рассмотреть и уголовно-процессуальный порядок представления результатов ОРД. При этом следует учитывать, что согласно Инструкции результаты ОРД могут представляться по инициативе OPO либо при выполнении отдельных поручений органа дознания, следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.

Вместе с тем в УПК (ст.

86) представление материалов в качестве способа доказывания и как результат их сбора для приобщения к уголовному делу предусматривается только как право подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей. Соответственно, для OPG представление результатов ОРД не может рассматриваться как самостоятельная форма их сбора и доказывания.

Применительно к деятельности дознавателя, следователя, прокурора и суда сбор доказательств осуществляется в ходе уголовного судопроизводства путем производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК. Например, на письменное поручение дознавателя, следователя должен быть дан и письменный ответ, к которому могут быть приложены соответствующие оперативно-служебные документы и материалы.

По смыслу нормы ФЗ об ОРД (ст. 12) дознавателю, следователю, прокурору или в суд представляются только те результаты ОРД, которые могут быть положены в основу принимаемых процессуальных решений и подготавливаемых или проводимых следственных, судебных и иных процессуальных действий.

Представлять имеет смысл только конкретные оперативно-служебные документы, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.

Соответственно, такие документы или материалы могут являться приложением к сопроводительному письму, адресованному дознавателю, следователю, прокурору или суду, либо к рапорту об обнаружении признаков преступления.

Результаты ОРД не всегда имеют письменную (официальную) форму их представления. В частности, следователь имеет право на содействие органов дознания при производстве отдельных следственных и процессуальных действий (ст. 38 УПК).

Такое содействие может выражаться и в форме ознакомления следователя с полученной информацией.

В ситуации, когда виновное в совершении преступления лицо не обнаружено, оперативные подразделения, принимающие соответствующие розыскные и оперативно-розыскные меры, обязаны лишь уведомлять следователя об их результатах (ст. 157 УПК). 

Результаты оперативно-розыскной деятельности

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда.

Источник: Словарь по уголовному праву.

Результаты оперативно-розыскной деятельности

сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 36.1 ст. 5 УПК РФ). Результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании в виде показаний свидетелей, вещественных доказательств, иных документов.

Источник: Большой юридический словарь

Результаты (результат) оперативно-розыскной деятельности

Одно из важнейших понятий общей части теории опер.-розыск. Различают норм, (легальное, официальное) и науч. (неофициальное) определения Р. ОРД. Официальной нормы-дефиниции о Р. ОРД в открытых НПА (как законодательных, так и иных) до 1998 не имелось. Впервые легальное определение Р. ОРД приведено в Инструкции о ППР ОРД. В соотв. с ней под Р. ОРД понимаются фактич.

данные, полученные опер, подразделениями в установленном ФЗ об ОРД порядке, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ (п. 1). В нормах рос. федер. зак-ва (включая ФЗ об ОРД) вплоть до 2003 не было сформулировано определения Р. ОРД, и только ФЗ от 4 июля 2003 № 92- ФЗ было внесено в УПК соотв. доп., содержащее его определение: сведения, полученные в соотв. с федер. законом об ОРД, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда (п. 361 ч. 1 ст. 5). В отечеств, юр. науке на протяжении десятилетий единства о понятии и содержании Р. ОРД не достигнуто. Обобщая различные точки зрения, можно дать следующее определение: Р. ОРД — информ. и (или) материальный продукт, в соотв. с ФЗ об ОРД полученный в итоге конкретного опер.-розыск. действия (мероприятия или операции) или иного поведенческого акта субъекта, непосредственно осуществл. ОРД. Опер.-розыск. практика понимает под ними фактич. данные, полученные опер, подразделением в установленном ФЗ об ОРД порядке (или на его основе): о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления; о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших правонарушение; о лицах, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших; о событиях или действиях, создающих угрозу гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ; о лицах, в отнош. кот. осуществл. адм. опер.-проверочная работа в соотв. с ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД. Общие правила о Р. ОРД определены в ст. 11 ФЗ об ОРД и Инструкции о ППР ОРД. Р. ОРД классифицируют по различным критериям. Так, по виду продукта различают результат: информ. (т.е. фактич. информация о (об): совершении (не совершении) преступления и лице, его совершившем (не совершившем); без вести пропавшем лице или обнаруженном трупе; угрозе гос., военной, экономической или экологической безопасности РФ; необходимости проверки лица по адм.-правовым основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД); материальный: а) предметы материального мира (вещи, материалы, сообщения и др.), кот. в итоге проведения конкретного ОРМ либо изъяты (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД), либо обнаружены бесхозяйными; б) опред. вред (материальный, физич. или моральный), вынужденно причиненный конкретному лицу (как изучаемому, так и третьим лицам) ОРО в ходе ОРМ (см., напр., п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД). По способу получения продукта выделяют результат, кот. получен: непосредственно в итоге ОРМ или иного поведенческого акта субъекта, непосредственно осуществл. ОРД (меры пресечения опер.-розыск.; поисково-розыск. меры — блокирование, заслон, облава, прочесывание местности и др.); опосредованно (в итоге аналитической работы). По содержанию известен результат положительный (получение фактич. данных, позволяющих решить конкретную задачу ОРД и достичь ее целей) и отрицательный, т.е. вывод об объективной невозможности получения фактич. данных. По х-ру последствий отмечают результат позитивный (фактич. данные о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших, а также о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ) и негативный (допускаемое ФЗ об ОРД причинение вреда опред. субъекту (напр., ограничение конст. права гр-на в итоге прослушивания его телефона). Науч. разработка понятия Р. ОРД (и их реализации) — пограничная проблема теории опер.-розыск. (формирующегося уг.-розыск. права) и тех наук, кот. исследуют соотв. области юр. деятельности, в кот. реализуют Р. ОРД (в част., науки уг. процесса и адм. права). Для потребностей опер.- розыск. практики одним из наиболее значимых является разрешение вопроса о формировании в ОРД фактич. данных для последующей реализации в уг. судопроизводстве, уг.-исполнительном производстве, а также в адм. сфере правоприменения. См. Информ. продукт (в сыске), Результатов ОРД использование, Результатов ОРД реализация. Воробьев ИМ. Оперативно-розыскная информация и основные формы использования ее при расследовании преступлений (по материалам уголовного розыска): А.д. к.ю.н. — М., 1974; Трусов А.И. Вероятность и достоверность в уголовном судопроизводстве и в оперативно-розыскной деятельности: Мо-ногр. — М., 1982; [в]; Доля Е.А. Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности. — М., 1996; [29]; [28]; Земскова А.В. Правовые проблемы использования результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовно-процессуальном доказывании: Моногр. — Волгоград, 2000; [33]; Шумилов А.Ю. Основы уголовно-правовой оценки сыскной информации: Моногр. — М., 2000; Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Моногр. — Н. Новгород, 2001; [16]; Зникин В.К. Оперативно-розыскное обеспечение раскрытия и расследования преступлений: Моногр. Кемерово, 2003; [30].

Источник: Оперативно-розыскная энциклопедия

Ссылка на основную публикацию