Статья 10. Высший орган управления благотворительной организацией

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Гражданское право — разделы » Юр. лица » Управление фондом

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов.

Содержание

Фондом в России признается структура, созданная для реализации не противоречащих закону социально значимых целей в сфере благотворительности, культуры, образования. Работа фондов, в зависимости от сферы деятельности, регламентирована отраслевым законодательством, например – 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Правовое положение, организационная структура, органы управления фондов описаны в пределах подпараграфа первого (ст.123.17-123.20) §7 «Некоммерческие унитарные организации» гл.4 Гражданского кодекса.

Признак «некоммерческие» подразумевает отсутствие у фонда правовых оснований для реализации деятельности, связанной с извлечением прибыли.

Законодатель сделал некоторые попущения в отношении некоммерческих структур, в отдельных случаях позволяя им предоставлять платные услуги или осуществлять мероприятия, связанные с получением дохода, впоследствии направляемого на реализацию уставных целей. Для фондов запрет коммерческой деятельности является абсолютным.

Признак «унитарные» следует рассматривать в контексте ст. 65.1 ГК, действие которой распространяется также на некоммерческие структуры. Корпоративные организации функционируют на основе членства.

Иными словами, их учредители автоматически признаются членами и формируют органы управления. Учредители унитарных организаций (в т. ч.

– фондов) членства в созданных ими структурах не приобретают, в число руководящих органов не входят.

Это имеет ключевое значение для определения структуры органов фонда:

  • Во-первых, необходимо обеспечить учредителям контроль пожертвований, которые являются главным источником формирования доходов фонда, возможность эффективно контролировать расходование средств. Законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев для фондов такой надзорный орган как попечительский совет.
  • Во-вторых, необходимо предотвратить произвол, самоуправство и разного рода злоупотребления со стороны управленцев. Ввиду некоммерческого использования средств фонда проконтролировать эффективность вложений очень сложно. Проблема разрешена путем установления обязательной коллегиальности высших органов управления фондом. По задумке законодателя члены коллегиальных органов контролируют друг друга.

Высший коллегиальный орган фонда, вопросы его исключительной компетенции

Законодатель не дал названия высшему органу управления фонда, оставив этот вопрос на усмотрение учредителей.

Наибольшее распространение в правоприменительной практике получили такие наименования как «собрание» и «общее собрание». Ключевое требование к этому органу – коллегиальность. Оно отображено непосредственно в ст. 123.17, 123.19 ГК.

Общее собрание это зачастую многочисленный и «громоздкий» орган, который:

  • собирается единожды за оговоренный уставом период (например, раз в полугодие);
  • созывается по необходимости.

Законодатель применяет понятие «исключительная компетенция». Объем полномочий, которым высший коллегиальный орган обладает в силу ст.123.19 ГК, уставом может быть только расширен.

  • Общее собрание обладает статусными полномочиями. Прежде всего, оно устанавливает приоритетные сферы деятельности фонда и векторы расходования его средств. Последние должны соответствовать целям создания фонда, выписанным в уставе. При необходимости собрание вносит правки в устав или принимает документ в новой редакции.
  • Закон наделяет высший коллегиальный орган полномочиями определять источники доходов фонда. Думается, что реализовывать такие функции фонд может лишь условно. Дело в том, что члены собрания – наемные управленцы. Они не являются учредителями фонда или его финансовыми донорами. Обязывать кого-либо жертвовать средства и/или имущество в пользу фонда они, конечно, не вправе. Вместе с тем, фонд не имеет оснований отказывать в принятии пожертвований от любых заинтересованных в его деятельности лиц. Вместе с тем, общее собрание инициирует популяризацию деятельности фонда, сбор средств и т. п.
  • Высший коллегиальный орган образовывает все другие органы управления, определяет их персональный состав. Он же при необходимости прекращает деятельность должностных лиц таких органов досрочно.
  • Общее собрание утверждает годовые планы и отчеты о деятельности, составленные на основании бухгалтерской и финотчестности. Он также дает согласие исполнительному органу на совершение крупных гражданских сделок.
  • Коллегиальный орган не вправе инициировать создание или участие в действующих хозяйственных обществах. Впрочем, это полномочие может быть отнесено к компетенции иных органов. Собрание принимает решения о создании филиалов и территориальных представительств фонда.

Исполнительный орган управления фонда, его функции и компетенция

Организационное обеспечение текущей деятельности фонда ложится на исполнительный орган. Законодатель не предъявляет к составу исполнительных органов каких-либо требований, а также не устанавливает его названия.

Основываясь на предписаниях ГК и правоприменительной практике можно утверждать следующее:

  • Исполнительный орган фонда бывает коллегиальным и единоличным.
  • Есть возможность комбинирования: гендиректор/председатель + правление. Тогда значимые вопросы подведомственны коллегиальному, малозначимые – единоличному исполнительному органу.
  • В пределах коллегиального исполнительного органа крупных фондов могут функционировать отделения, сектора.

Исполнительный орган фонда по общему правилу избирается его высшим коллегиальным органом. Однако профильным законодательством о фондах отдельных видов, а также уставом фонда это полномочие может быть отнесено к прерогативам учредителей.

К компетенции исполнительного органа/органов фонда относится разрешение всех вопросов его функционирования и деятельности, кроме отнесенных к исключительной компетенции общего собрания или иного высшего коллегиального органа.

В пределах п.3 ст. 123.19 ГК законодатель ссылается на возможность возложения на члена исполнительного органа обязательства компенсировать убытки, причиненные фонду его неправомерными действиями/бездействием, ненадлежащим исполнением служебных обязанностей и т. п. Основания и порядок привлечения к ответственности должностных лиц исполнительных органов юридических лиц оговорен ст.53.1 ГК.

Понятие и полномочия попечительского совета фонда

Попечительский совет фонда – это контрольно-надзорный орган, необходимость существования которого обусловлена унитарностью фонда и отсутствием в его пределах членских отношений.

Учредители и финансовые доноры фонда не входят в состав его руководящих органов, поэтому контролировать и влиять на расходование средств они могут только косвенно:

  • избирая исполнительный орган (если предусмотрено уставом);
  • участвуя в работе попечительского совета.

Членами попечительского совета обычно выступают его учредители и благотворители, пожертвования которых формируют основу финансовой деятельности фонда.

Для обеспечения надлежащей прозрачности деятельности и улучшения имиджа фонда (способствует сбору средств) в попечительский совет зачастую приглашают представителей общественности, известных деятельней культуры, искусства. Это особо актуально для фондов с единственным учредителем.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Регистрация НКО

Под органом управления фонда понимается лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью фонда.

Состав, структура, порядок формирования и распределение полномочий органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Органы фонда являются его частью, а не самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Через свои органы управления фонд приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

К органам управления фонда относят:

  • Совет фонда;
  • Попечительский совет фонда ;
  • Единоличный исполнительный орган фонда (президент, председатель, директор и т.д.).
  • Ревизор фонда.

Совет фонда (коллегиальный орган) – является высшим органом управления фонда. Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей только в случае, если это предусмотрено уставом фонда. 

*Стоимость в Москве и МО составляет 19500р

Органом, выполняющим надзорные функции и обеспечивающим общественный контроль за деятельностью фонда – является попечительский совет фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно.

Основной функцией ревизора является осуществление контроля финансово-хозяйственной деятельности фонда. Ревизор вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. 

Ревизор фонда имеет право:

  • проводить полную или частичную ревизию финансовой деятельности фонда;
  • проводить проверку учета поступлений пенсионных взносов, использования полученных средств, правильности выплат негосударственных пенсий;
  • определять размер ущерба, нанесенного фонду неправомерными действиями должностных лиц фонда, и ходатайствовать перед советом фонда о привлечении должностных лиц фонда к материальной ответственности;
  • требовать внеочередного созыва совета фонда.

Структура и порядок формирования совета фонда определяются в уставе фонда. Например, первоначально совет фонда может состоять из учредителей или их представителей. Дальнейшие изменения состава совета фонда определяются самим советом фонда. Совет фонда выбирается на определенный срок, определенный уставом фонда.

Членами совета фонда могут быть полностью право и дееспособные лица, достигшие 18-летнего возраста.

Совет фонда выполняет свои функции в соответствии с уставом фонда. К исключительной компетенции совета фонда Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» относит вопросы:

  • изменения устава фонда;
  • определения приоритетных направлений деятельности фонда, принципов формирования и использования его имущества;
  • образования исполнительных органов фонда и досрочного прекращение их полномочий;
  • реорганизации фонда.
Читайте также:  Статья 20. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников органов государственной охраны

Совет фонда принимает решение и по другим вопросам, таким как:

  • участие в других организациях;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана фонда и внесение в него изменений;
  • создание филиалов и открытие представительств фонда;
  • утверждение правил организации и осуществления внутреннего контроля, внесение в них изменений;
  • утверждение пенсионных и страховых правил фонда, внесение в них изменений
  • иные вопросы, отведенные к компетенции Совета фонда уставом фонда.

Фонд. Регистрация, деятельность и ликвидация

  1. Реорганизация фонда по общему правилу не допускается, кроме негосударственных пенсионных фондов.
  2. Фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, по иску заинтересованных лиц.
  3. Обязательное наличие надзорного органа — Попечительского совета фонда.
  4. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

Разновидности фондов

Фонды относятся к категории некоммерческих унитарных организаций.

Использование в наименовании слова «фонд» у большинства вызывает некоторое замешательство, так как в наименовании слово «фонд» имеют и другие организации, которые не являются разновидностью некоммерческой организации — фондом и не соответствуют данному определению  (бюджетные и внебюджетные фонды, фонды хозяйственных обществ, фонды охраны труда, инвестиционные, жилые, компенсационные, архивные, страховые и иные фонды).

Как разновидности фондов, именно некоммерческих организаций, необходимо выделить следующие часто используемые виды:

  • Фонд;
  • Благотворительный фонд;
  • Общественный фонд;
  • Негосударственный пенсионный фонд.

Особенностью законодательного регулирования деятельности фондов является специфический правовой статус их имущества. В соответствии с п. 4 ст. 213 ГК РФ благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.

  В случае ликвидации фонда имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах. Переданное учредителями имущество, в случае ликвидации, не может быть возвращено учредителям. Данная норма распространяется и на общественные организации (то есть и на общественные фонды).

Кроме того, уточнено, что учредители фонда не имеют имущественных прав в отношении созданного ими фонда и не отвечают по его обязательствам, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно имущества, передаваемого в собственность фонда. Для пополнения своего имущества фонд может использовать результаты своей предпринимательской деятельности.

Фонд становится собственником имущества, переданного ему учредителями или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Ни при каких условиях фонд не может распределять полученное имущество между своими учредителями или работниками.

Основным видом деятельности фонда является финансовое посредничество, то есть по своей сути фонд, это своего рода инструмент для привлечения денежных средств, которые расходуются на его уставные цели.

Учредители фонда

Учредителями фонда могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей фонда  не ограничено.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом. Следовательно, фонды могут создаваться и одним учредителем.

Исключением является общественный фонд, который может быть учрежден не менее чем тремя учредителями, которыми могут быть физические лица, наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — только общественные объединения.

  • В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности фонда, и имеют возможность участвовать в управлении его делами исключительно через органы управления фонда, только войдя в состав Высшего коллегиального органа, Попечительского совета и иных органов, созданных в фонде.
  • Нередко возникает вопрос учредителей о создании Высшего коллегиального органа, в форме Общего собрания учредителей фонда, данная позиция ошибочна, так как законодательство достаточно четко разделяет Высший коллегиальный орган и учредителя как самостоятельных субъектов, так например, если это будет определено уставом, либо Высший орган либо учредитель сможет изменять устав фонда.
  • Еще одним признаком самостоятельной компетенции учредителя является то, что учредитель вправе принять решение о ликвидации фонда, так по иску учредителя фонда в случае невозможности достижения целей, ради которых фонд создан, в том числе если осуществление деятельности фонда становится невозможным или существенно затрудняется, суд общей юрисдикции может принять решение о ликвидации фонда.

Органы управления

Высший коллегиальный орган управления

при создании фонда учредители формируют высший коллегиальный орган управления, запрета на включение в данный орган учредителей фонда — нет.

  в дальнейшем высший орган управления формируется путем кооптации в него новых членов, то есть введения в состав новых членов на основании решения высшего органа управления без проведения дополнительных выборов, так же подтверждения полномочий ранее принятых членов, либо путем принятия решений об исключении из членов высшего органа (досрочном прекращении полномочий члена высшего коллегиального органа управления фондом). полномочия данного органа определяются уставом с учетом п. 1 ст. 123.19 гражданского кодекса российской федерации.

 в соответствии с п. 3 ст. 10 федерального закона n 135-фз в составе высшего органа управления именно благотворительного фонда может быть не более одного работника его исполнительных органов. то есть, если директор благотворительного фонда включен в состав высшего органа, то остальные сотрудники, занимающие руководящие должности, не могут в нем состоять.

попечительский совет

единоличный исполнительный орган

только высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т. д.). наличие единоличного исполнительного органа в фонде обязательно и он подотчетен совету фонда и попечительскому совету.

к компетенции единоличного исполнительного органа относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию высшего коллегиального органа фонда.

так например, уставом может быть предусмотрено решение следующих вопросов и выполнение полномочий:

  • руководство оперативной деятельностью;
  • решение вопросов хозяйственной и финансовой деятельности;
  • действие без доверенности от имени фонда, представление его интересов во всех учреждениях, организациях и предприятиях, как на территории российской федерации, так и за рубежом;
  • вправе принимать решения и издавать приказы по вопросам деятельности фонда, а также давать указания, обязательные для всех работников;
  • распоряжение в пределах предоставленных полномочий имуществом фонда, заключение договоров осуществление юридических действий от имени фонда, по своему усмотрению открывает и закрывает счета в банках, включая валютный, распоряжается находящимися на счетах денежными средствами;
  • возлагается ответственность в пределах своей компетенции за использование средств и имущества фонда в соответствии с его уставными целями;
  • утверждение штатного расписания в пределах сметы расходов, утвержденных высшим органом управления;
  • издание приказов о приеме на работу, переводе и увольнении работников, применение мер поощрения и наложения дисциплинарных взысканий;
  • контроль деятельности филиалов и представительств;
  • организация ведения статистического и бухгалтерского учета и отчетности, предоставление отчетности в порядке, предусмотренном действующим законодательством российской федерации;
  • внесение предложений в повестку заседаний попечительского совета и высшего органа управления;
  • организация исполнения решений высших и надзорных органов;
  • осуществление подготовки связанной с проведением собраний советов фонда.

в отношении создания и деятельности благотворительных фондов действуют общие положения гк рф о фондах с учетом особенностей, установленных законом о благотворительности и законом об нко.

благотворительные фонды могут создаваться в целях, перечень которых содержится в п. 1 ст. 2 закона n 135-фз, данный перечень направлений деятельности благотворительных организаций (фондов) является закрытым.

основным направлением благотворительной деятельности являются благотворительные пожертвования, которые могут осуществляться в формах:

  • бескорыстной передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности;
  • бескорыстного наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности;
  • бескорыстного выполнения работ, предоставления услуг.

общие требования к благотворительной организации установлены ст. 12 закона n 135-фз. в частности, благотворительный фонд:

  • вправе заниматься деятельностью по привлечению ресурсов и ведению внереализационных операций;
  • для создания материальных условий реализации благотворительных целей вправе учреждать хозяйственные общества. участие в хозяйственных обществах совместно с другими лицами не допускается;
  • не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний.
Читайте также:  Статья 10. Государственное финансирование участия национального фильма в международном кинофестивале

благотворительный фонд отличается от обычного фонда в основном тем, что благотворительный фонд не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых им за финансовый год.

данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения фондом этого пожертвования.

благотворительный фонд может быть признан социально ориентированным нко.

общественный фонд является одновременно и фондом и общественным объединением.

следовательно общественный фонд, как и все общественные организации, считается созданным не с момента государственной регистрации, а с момента принятия решения учредителями о создании общественного фонда и может быть создан как общероссийский, межрегиональный, региональный и местный общественный фонд, при соблюдении определенных требований и как международный общественный фонд.

  1. деятельность общественного фонда должна быть гласной, а информация об учредительных и программных документах — общедоступной.
  2. органы управления общественного фонда имеют значительное отличие от других фондов, так как структура органов управления должна одновременно удовлетворять требования предъявляемые как к общественным организациям, так и к фондам.
  3. общественный фонд создается по инициативе его учредителей — не менее трех физических лиц.

отчетность фонда

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества. Данная норма закреплена в ст. 123.18 ГК, но порядок исполнения этой обязанности законом не определен. Представляется, что фонд самостоятельно выбирает способ публикации.

Если для этого выбрано печатное издание, то целесообразно учитывать территорию деятельности фонда и помещать информацию в изданиях, распространяемых в соответствующих регионах.

Оптимальным способом публикации отчета, может быть размещение бухгалтерского баланса на собственном сайте и размещение отчета о деятельности фонда на сайте Министерства юстиции. Фонды подлежат обязательному аудиту.

Часто задаваемые вопросы

После заключения договора Вы также сможете получить ответы на следующие вопросы:

Как заключить договор на оказание благотворительной помощи?

Чем отличаются пожертвования от дарения и спонсорской помощи?

Как получить статус социально ориентированного фонда?

Как учредителю выйти из некоммерческой организации — фонда? Какова процедура смены учредителей в фонде?

После успешного прохождения государственной регистрации фонда мы можем предложить Вам разработку локальных нормативных актов и проектов программ, постановку и ведение бухгалтерского, налогового и кадрового учета, юридическое сопровождение деятельности Фонда и представление интересов в суде по различным категориям споров.

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

               Законодательством Российской Федерации определено, что  фонд — это не имеющая членства  некоммерческая организация, учрежденная гражданами  и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья  7  Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996  «О коммерческих организациях»,  статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

              Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие  Федерального закона от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

        Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания.

Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

              Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований.

Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти  и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

              Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие  Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения  в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

              Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным.

При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев.

В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

              Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

              К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения.

По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

              Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд,  и соответствующей этим целям.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

              В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

              Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

              Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г.

Читайте также:  Статья 86.2. Представление документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения   о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

              Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

              Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

              Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет.

НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования                  (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

              Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

  •               если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей  и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  •               если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  •               в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
  •               в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  •               Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.
  •               Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Устав и органы управления благотворительного Фонда

Благотворительный фонд — это не организация для заработка, его основная цель — оказание помощи нуждающимся. Поэтому и мы предлагаем помощь в составлении основного документа, чтобы предупредить излишние траты при регистрации.

Устав — основной документ благотворительного Фонда, который очень внимательно рассматривается в Минюсте. Когда необходимо пройти этапы регистрации благотворительного фонда следует начать с разработки Устава. Если в документе будут размыты формулировки, то Министерство юстиции вправе отказать в регистрации.

Органы управления благотворительного фонда — совокупность лиц, уполномоченных учредительными документами, на законных основаниях осуществлять управление деятельностью фонда.

Чтобы пройти процедуру без проблем и в короткие сроки обращайтесь в нашу компанию за юридической поддержкой.

Преимущества работы с нами

Наши юристы постоянно занимаются составлением регистрационных документов и знают все подводные камни регистрационных действий. От сотрудничества вы получите:

  • четкую формулировку цели Фонда;
  • разработку Устава организации с подбором уникального названия;
  • выбор подходящей структуры будущего Фонда;
  • строгое соответствие действующему законодательству;
  • помощь при регистрации документов.

Справка. Мы готовы оказывать всестороннюю юридическую поддержку при регистрации документов в Минюсте.

Цена на услугу по разработке Устава благотворительного Фонда:

Вид услуги Цена Срок исполнения
Разработка Устава благотворительного Фонда от 3 тыс.руб. от 5 дней

На заметку.

Помните, что благотворительный фонд создается не с целью обогащения, а для реализации собственных возможностей с привлечением неравнодушных юридических и физических лиц.

Основное содержание Устава

Устав — основной документ благотворительного Фонда.  Он должен соответствовать ФЗ «О некоммерческих организациях» и содержать информацию:

  • юридический адрес и наименование;
  • четко обозначенную цель деятельности;
  • информацию о филиалах и представительствах (при наличии);
  • структуру управления
  • распределение прав и обязанностей участников;
  • порядок приема новых участников и выход из Фонда
  • полномочия управления;
  • принцип принятия решений органами управления;
  • сведения о внесении изменений в учредительные документы;
  • источник финансовых вливаний и распределение имущества после ликвидации. 

Справка. В Уставе могут быть иные сведения, не противоречащие законодательству и не ущемляющие права участников.

Если вы сомневаетесь в правильности составления основного документа, обращайтесь — мы всегда поможем. Причем включаемся в работу на любом этапе формирования пакета для регистрации.

Основные аспекты, на которые следует обратить внимание при составлении документа:

  • в наименовании обязательно должно фигурировать слово “фонд”;
  • указаны органы управления, попечительский совет и порядок назначения и освобождения должностных лиц.

На заметку. После составления устава, он проходит государственную регистрацию в Минюсте, где подвергается тщательной проверке на соответствие нормам действующего законодательства.

Кто может быть учредителем благотворительного фонда

Зарегистрировать фонд могут как физические, так и юридические лица. Чаще фонды открывают известные лица, так проще привлечь внимание к своему детищу и найти благотворителей желающих помочь нуждающимся. Но если вы не обладаете громким именем, но имеете определенный круг общения, который готов заразиться вашей идеей, то вам все под силу.

Мы всегда готовы помочь в ваших начинаниях и подготовить необходимый пакет документов для регистрации.

Состав органов управления фонда

К органам управления фонда относят:

  • Совет фонда. Члены совета фонда могут получать вознаграждение за выполнение ими своих обязанностей, если это предусмотрено уставом фонда. Изначально, в совет могут входить учредители или их полномочные представители, но по истечении срока, указанного в уставе, возможно изменение состава.
  • Попечительский совет фонда. Этот орган осуществляет общественный контроль деятельности благотворительного фонда. Порядок формирования и полномочия попечительского совета определяются уставом фонда. Выполнение обязанностей членов попечительского совета – безвозмездно.
  • Президент, директор или председатель — единоличный исполнительный орган фонда. 
  • Ревизор фонда осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности. Он вправе требовать от должностных лиц фонда предоставления необходимой информации, документов или личных объяснений. 

Органы управления благотворительного фонда не являются самостоятельным субъектом гражданских правоотношений. Т.к.

управление является частью фонда, то  с его помощью благотворительный фонд приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.

Порядок формирования и распределение полномочий, так же как состав и структура органов управления определяются уставом фонда в соответствии с законодательством РФ. 

Почему отказывают в регистрации благотворительного фонда

В отличие от общества с ограниченной ответственностью, все фонды, как некоммерческие структуры являются целевыми. Они не могут заниматься всеми видами деятельности. Фонд распределяет пожертвования меценатов только на уставные цели. 

Как только фонд проходит регистрацию, он приобретает статус юридического лица. С этого момента он отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Может приобретать и осуществлять личные неимущественные права, нести обязательства и отстаивать интересы в суде от своего имени.

Обязательное требование при открытии благотворительного фонда — использовать полученные средства строго в указанный срок и по целевому назначению, своевременно готовить документацию об их реализации и вести раздельный учет доходов и расходов.

По этой причине столь внимательное отношение контролирующих органов к учредительным документам благотворительного фонда.

Самой распространенной причиной отказа в регистрации является:

  • отсутствие структуры управления;
  • размытые формулировки цели;
  • представлены недостоверные сведения;
  • сформирован неполный пакет документов. 

Чтобы не затягивать процедуру регистрации до бесконечности, пользуйтесь услугами профессионалов.

Справка. Оплата госпошлины при возврате документов на доработку не возвращается, а по истечении 3 месяцев с момента первичной подачи документов требуется повторная оплата.

Ссылка на основную публикацию