Статья 1. Правовое регулирование отношений в области космической деятельности

ТЕКСТ  Алиса Виролайнен

Просмотров 948

Можно ли купить Луну? За кем закреплена ответственность за космический мусор? Кто будет спасать космических туристов в нештатной ситуации? Эти и еще 7 вопросов мы задали кандидату юридических наук, доценту МГИМО Мариам Юзбашян. О современном состоянии и нерешенных вопросах международного космического права, а также практике его применения читайте в этой статье.

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области космической деятельностиЧто такое космическое право и для чего оно нужно? Где оно начинается?

Точнее международное космическое право, поскольку именно оно устанавливает правовой режим космического пространства и небесных тел и регулирует права и обязанности государств и международных межправительственных организаций в области исследования и использования космоса. Существует и национальное космическое право. В его рамках государства предусматривают специальные нормы для обеспечения исполнения своих международных обязательств, регламентируют космическую деятельность национальных субъектов космической деятельности.

Где начинает действовать космическое право?

И международное, и национальное космическое право начинаются там, где заканчивается воздушное.

Однако этот вопрос, а именно разграничение воздушного и космического пространств, к сожалению, так и не получил международно-правового закрепления ввиду недостижения консенсуса по нему в Комитете ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Известна точка зрения, согласно которой эта граница проходит на высоте порядка 100 км над уровнем океана.

Какую дату можно считать начало появления космического права?

Согласно подходу профессора Юрия Михайловича Колосова, одного из основоположников международного космического права и, к моей большой удаче, моему научному руководителю, международное космическое право (МКП) прошло три этапа развития и в настоящее время находится на четвертом.

Если говорить о доктринальных разработках МКП, они появились в тридцатые годы XX века, пионерами в этой области были советский юрист Евгений Коровин и его чешский коллега Владимир Мандль.

Первые международные документы появились после запуска СССР 4 октября 1957 года искусственного спутника Земли.

Принятие в 1967 году Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, ознаменовало становление МКП как новой отрасли международного права.

Договор по космосу 1967 года, в котором участвуют более ста государств, сохраняет свое значение и сегодня.

Большинство его норм имеют опережающий характер, и в противовес, к сожалению, не всегда профессиональной, но весьма активной критике, я бы отметила, что сложно представить, по какому пути пошло бы развитие международных отношений в этой области без этого договора. Более того, Договор по космосу, хотя и прямо не регулирует частную космическую деятельность, опосредовано обеспечивает стабильность ее развития.

Как космическое право развивалось далее?

В период с 1968 года по 1979 год были приняты еще четыре международных договора: Соглашение о спасании (1968), Конвенция об ответственности (1972), Конвенция о регистрации (1975) и Соглашение о Луне (1979) После принятия последнего из этих международных договоров из-за противоречий между различными группами государств успешная нормотворческая деятельность Комитета в области разработки юридически обязательных актов завершилась. Развитие МКП пошло по пути принятия предметных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, как известно, хотя и имеющих рекомендательный характер, но обладающих большим морально-политическим значением. В этот же период космическая деятельность приобрела экономическое значение, были учреждены международные организации спутниковой связи, большинство из которых в дальнейшем были приватизированы. С 80-х годах XX века началось постепенное нарастание тенденций приватизации, коммерциализации и глобализации космической деятельности, соответствующую актуальность приобрели и новые правовые вопросы. На современном этапе развития МКП, начавшемся во второй половине 90-х годов прошлого века, эти тенденции только усилились, увеличилось количество частных субъектов. Если кратко, сегодня мы наблюдаем возможное изменение вектора развития МКП ввиду ряда политических и экономических факторов.

Более того, с начала нового тысячелетия появились предпосылки к становлению международного частного космического права. В связи с этим можно обозначить и цель, как минимум, для неравнодушных международников – не отрицая экономического потенциала космоса, совместными усилиями обеспечить его мирное исследование и использование.  

Могут ли быть приватизированными небесные тела? А их ресурсы?

Присвоение небесных тел или их частей запрещено МКП. Принцип неприсвоения распространяется на государства, международные организации, юридические и физические лица.  В этом вопросе не может быть разночтений.

Этот принцип, согласно доктринальным оценкам, наряду с другими отраслевыми принципами МКП, закрепленными Договором по космосу, приобрел характер международного обычая. Соответственно, он распространяется и на государства, не участвующие в этом договоре.

Более того, он применим к юридическим и физическим лицам.

Согласно Договору по космосу, государства несут международную политическую ответственность за обеспечение того, чтобы вся национальная деятельность в космическом пространстве осуществлялась в соответствии с этим договором.

А если на Луне, например, добывать полезные ископаемые, кому они будут принадлежать?

Если действующий общий правовой режим космического пространства и небесных тел однозначен, то в отношении распространения или нераспространения запрета присвоения на природные ресурсы небесных тел возможны толкования.

Договор по космосу не упоминает такие ресурсы, в Соглашении о Луне, предусматривающем правовые основы будущей космической природоресурсной деятельности, участвуют менее двадцати государств.

Ни СССР, ни США не подписали это Соглашение по причине признания Луны и других небесных общим наследием человечества.

В отсутствие специального универсального международно-правового режима природных ресурсов небесных сложилось два подхода к толкованию запрета присвоения. Согласно первому, он распространяется и на ресурсы, согласно второму, изъятые из недр небесных тел ресурсы могут стать объектом прав собственности.

Кто несет ответственность за космический мусор? 

Обязательство государств избегать вредного загрязнения космоса было установлено Договором по космосу.

В развитие этого принципа в 2007 году были приняты Руководящие принципы Комитета ООН по космосу по предупреждению образования космического мусора.

При этом под космическим мусором понимаются все находящиеся на околоземной орбите или возвращающиеся в атмосферу нефункциональные антропогенные объекты, включая их элементы и фрагменты.

Ответственность оператора в случае выхода космического аппарата из строя в отсутствие причинения ущерба по смыслу Конвенции об ответственности 1972 года –  вопрос, подлежащий регулированию применимым национальным законодательством.

Вторая группа вопросов – ответственность вследствие причинения ущерба космическим мусором.

Читайте также:  Закон ссср от 02.11.1989 n 719-1 "о порядке обжалования в суд неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан"

Международную материальную ответственность будет нести запускающее государство или солидарно запускающие государства, принимая во внимание, что понятие «запускающее государство» включает и государство, которое осуществляют или организует запуск, и то, с территории и установок которого осуществлен запуск, то есть их может быть несколько в отношении одного космического объекта. Обычно запускающие государства заключают соглашения о распределении финансовых обязательств, по которым они несут солидарную ответственность. Более того, в случае, если ущерб причинен в результате деятельности оператора, государства могут обеспечить возмещение понесенных ими расходов посредством предъявления ему регрессных исков. Часто национальное законодательство предусматривает обязательное страхование ответственности перед третьими лицами или предоставления иных финансовых гарантий в качестве одного из условий для получения лицензии на космическую деятельность.

При этом существует потенциальная проблема – невозможность идентификации нефункциональных космических объектов, вследствие чего не ясен и субъект ответственности, то есть какому государству следует предъявлять претензию о возмещении ущерба.

Какие законы действуют МКС?

Правовая система МКС состоит из нескольких уровней.

Во главе – Межправительственное соглашение по МКС, устанавливающее основополагающие принципы сотрудничества, а также требующие закрепления на межгосударственном уровне и, соответственно, подлежащие ратификации обязательства партнеров, как например, взаимный отказ от требований об ответственности, уголовная юрисдикция на станции и другие. Следующий уровень – двусторонние меморандумы о взаимопонимании между НАСА и космическими агентствами остальных государств-партнеров, регулирующие в основном технические аспекты непосредственного взаимодействия и координации при решении как текущих, так и спорных вопросов по проекту МКС. Третьим уровнем системы является «Кодекс поведения экипажа международной космической станции», одобренный в 2000 году Многосторонним советом по координации. Кодекс регламентирует права и обязанности международного экипажа станции, каждый партнер проекта обеспечивает, чтобы направленные им члены экипажа его соблюдали.

Документы всех трех уровней правовых обязательств в отношении МКС имеют двойственный характер: с одной стороны, они содержат прямую отсылку к нормам договоров ООН по космосу, с другой, в них урегулированы разнообразные частно-правовые (имущественные и личные неимущественные) отношения, осложненные иностранным элементом.

Опыт правового регулирования МКС является весьма интересным с точки зрения возможного учета отдельных положений при регулировании аналогичных отношений как в рамках будущих отдельных международных космических проектов, так и в целом в качестве общих принципов и норм применительно к регулированию международной или национальной космической деятельности.

Есть ли отдельное законодательство для частных космических компаний? Возможно ли появление их в России?

Космическая деятельность юридических и физических лиц регулируется национальным законодательством. В США, например, сложилась наиболее развитая система национально-правовых норм, учитывающих коммерческий характер такой деятельности. В России также допускается деятельность частных субъектов, однако сложившаяся система в меньшей степени учитывает ее особенности, но постепенно развивается.

Во главе современной российской системы Федеральный закон «О космической деятельности» 1993 года, ее дополняют ряд нормативных и подзаконных актов, прежде всего, регулирующих вопросы лицензирования, сертификации, экспортного контроля в отношения товаров и технологий двойного назначения, отчасти страхования рисков в этой области, вопросов ответственности.

В последние годы и в России появились частные космические проекты. Существующие сложности в пересмотре национальной системы, ориентированной изначально на государственное участие, постепенно преодолеваются. 

Как вы считаете, нужно ли создавать специальное законодательство о космическом туризме?

Потенциально проблемы могут возникнуть в контексте распространения норм Соглашения о спасании 1968 года на космических туристов.

Тем не менее, следует признать, что даже если туристы формально не подпадают под правовой статус космонавтов, чья деятельность имеет профессиональный характер, в случае аварии или бедствия и туристам должна быть оказана необходимая помощь, они должны быть спасены и возвращены соответствующему государству в силу международного обычая и различных кодифицированных актов общего международного права.

Можно упомянуть проект Конвенции о пилотируемых космических полетах, разработанный в 1990 году юристами России, США и ФРГ, согласно которому любое лицо в космическом пространстве рассматривается как космонавт в смысле ст. V Договора по космосу. Интересен также национально-правовой подход США, согласно которому космические туристы являются «участниками космического полета».

На мой взгляд, с одной стороны, с развитием космического туризма могут стать востребованными и специальные международно-правовые и в большей степени новые национально-правовые нормы.

Они могут затронуть отдельные вопросы имущественных и личных неимущественных прав, ответственности, специальных видов страхования, экспортного контроля.

С другой стороны, правовую основу всех этих вопросов можно было бы обеспечить в рамках общесистемного правового подхода к коммерческой космической деятельности, необязательно в специальном порядке применительно к отдельному ее виду – космическому туризму.     

Кадастровый учёт и кадастровая деятельность

«Нормативно-правовое регулирование в сфере государственного кадастрового учета объектов недвижимости.

В настоящее время регулирование вопросов государственного кадастрового учета объектов недвижимости осуществляется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 221-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ).

В соответствии с частью 13 статьи 22 Закона № 218-ФЗ органом нормативно-правового регулирования устанавливаются форма, состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка.

Согласно части 13 статьи 24 Закона № 218-ФЗ органом нормативно-правового регулирования также устанавливаются требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г.

№ 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» Росреестру переданы полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.

Читайте также:  Статья 4. требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2020 г.

№ 851 «О признании утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых актов и отдельных положений актов Министерства экономического развития Российской Федерации, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии мероприятий по государственному контролю (надзору)» с 1 января 2021 г. отменяются некоторые нормативные правовые акты и отдельные положения актов Министерства экономического развития Российской Федерации, в том числе приказ Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения».

2.1. Правовое регулирование основных направлений космической деятельности Российской Федерации

Основополагающей нормой права, регулирующей деятельность России в космосе, является статья 71 Конституции Российской Федерации [44], пунктом «и» которой к федеральному ведению отнесена деятельность в космосе как система, обеспечивающая общие интересы Российской Федерации, которые в силу своих особенностей не могут быть разделены между субъектами Российской Федерации.

Статьей 67 Конституции также установлено, что территория России включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. При этом высотный предел воздушного пространства практически не устанавливается, но не касается космоса.

За пределами национальной территории России и других государств мира находятся открытое море, Арктика, Антарктика, воздушное пространство над ними, космос. Эти пространства составляют достояние народов мира, использование которых регулируется нормами международного права.

По существу, международный статус космического пространства и определяет специфику деятельности в нем.

Основным действующим нормативным актом в России в этой сфере является Закон Российской Федерации «О космической деятельности» [46], который .

направлен на обеспечение правового регулирования космической деятельности в целях развития экономики, науки и техники, укрепления обороны и безопасности России и дальнейшего расширения международного сотрудничества.

В преамбуле к этому закону записано, что в России «исследование и использование космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел; являются важнейшими приоритетами государственных интересов». Таким образом, законодательно закреплено соответствие космической деятельности национальным интересам России, в том числе и геополитическим.

В статье 2 закона введено понятие космической деятельности России как любой деятельности, связанной с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела.

Космическая деятельность рассматривается как комплекс мероприятий по созданию (в том числе разработка, изготовление и испытания), использованию (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказанию иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество России в области исследования и использования космического пространства.

  • В статье 3 закона сформулированы цели космической деятельности России. К ним относятся:
  • содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния его населения путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования;
  • укрепление и развитие научно-технического и интеллектуального потенциала космической индустрии и ее инфраструктуры;
  • содействие укреплению обороны и обеспечению безопасности государства;
  • дальнейшее совершенствование и накопление научных знаний о Земле, космическом пространстве и небесных телах;
  • развитие и расширение международного сотрудничества государства в интересах его дальнейшей интеграции в систему мировых хозяйственных связей и обеспечения международной безопасности.
  • В статье 4 закона закреплены принципы космической деятельности России:
  • содействие поддержанию мира и международной безопасности путем использования достижений космической науки и техники; поощрение привлечения внебюджетных средств в космическую деятельность при сохранении государственного контроля за их использованием и обеспечения гарантий соблюдения государственных интересов России;
  • обеспечение безопасности космической деятельности и охрана окружающей природной среды;
  • равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество России в области космоса;
  • международная ответственность России за осуществляемую космическую деятельность;

рациональное сочетание и сбалансированное развитие космической техники и космических технологий, применяемых в научных, социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности России (т.е. космической техники двойного назначения);

недопущение космической деятельности, запрещенной международными договорами России.

В статье 5 закона определено, что общее руководство космической деятельностью России осуществляет Президент Российской Федерации, определены его полномочия.

В этой же статье закона закреплены функции Правительства Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в области космической деятельности в интересах науки, техники, различных отраслей экономики и международного сотрудничества России.

В статье 6 закона определена компетенция федерального органа исполнительной власти по космической деятельности как органа, осуществляющего руководство космической деятельностью в интересах науки, техники и различных отраслей экономики, организующего работу по созданию космической техники научного и социально-экономического назначения, а также двойного назначения. Таким федеральным органом в соответствии с [62,64] является Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), осуществляющее реализацию государственной политики, координацию и государственное регулирование деятельности предприятий и организаций в области космической деятельности, проведение работ по боевой ракетной технике стратегического назначения, ракетно-космической технике военного назначения. Среди основных задач, возложенных на Росавиакосмос в соответствии с [64], следует отметить:

  1. обеспечение реализации государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях;
  2. организацию и координацию работ, выполняемых ракетно-космической промышленностью по боевым ракетным комплексам стратегического назначения наземного и морского базирования, космическим системам и комплексам военного назначения;
  3. организацию и обеспечение функционирования объектов космодрома Байконур для подготовки и проведения запусков космических аппаратов различного назначения, в том числе в интересах обороны и безопасности страны, а также по программам международного сотрудничества и коммерческим проектам.

В статье 7 закона определена компетенция в области космической деятельности федерального органа исполнительной власти по обороне как органа, осуществляющего реализацию государственной политики в области космической деятельности в интересах обороны и безопасности России, а также организующего работу по созданию космической техники военного и двойного назначения.

Таким федеральным органом в соответствии с [48] является Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России), которое осуществляет размещение государственного оборонного заказа на разработку, производство к поставки космического вооружения и военной техники, а также планирует и осуществляет их использование (эксплуатацию) в интересах обороны и безопасности государства.

Читайте также:  Статья 13.1. Порядок присвоения судье Конституционного Суда Российской Федерации квалификационного класса

В статье 8 закона определен статус Федеральной космической программы России как официального документа^ на основании которого формируется государственный заказ на создание и использование космической техники в научных и социально-экономических целях.

Федеральная космическая программа России разрабатывается с учетом ряда факторов: установленных целей, задач и принципов космической деятельности; интересов субъектов Федерации; экономического положения в стране; состояния космической науки и промышленности; необходимости комплексного развития космического и наземного сегментов космической инфраструктуры; интересов потребителей и производителей космической техники и космических технологий; состояния и тенденций развития космонавтики; конъюнктуры мирового космического рынка; принятых государством международных обязательств и задач расширения международного сотрудничества. В настоящее время действует и реализуется Федеральная космическая программа России на 2001 — 2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации [66]. Основные цели программы определены в соответствии с целями, сформулированными в законе Российской Федерации «О космической деятельности», но при этом выделяется одна из них — поддержание Россией статуса ведущей космической державы и обеспечение гарантированного доступа в космос, что еще раз подтверждает тезис о национальных интересах России в исследовании и освоении космического пространства.

В законе также определены такие направления, как лицензирование космической деятельности, сертификация космической техники и экспертиза по вопросам космической деятельности.

В статье 1 закона записано, что отношения в области космической деятельности России регулируются также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России, иными нормативными правовыми актами (в качестве примеров можно привести [14,24,72]).

Процесс совершенствования нормативной правовой базы в сфере космической деятельности продолжается непрерывно. Так, Федеральным законом от 10.01.

03 № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» была введена в действие новая редакция статьи 9 закона [46] в части лицензирования космической деятельности.

Обсуждавшийся с декабря 1999 года законопроект «О государственной поддержке ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры Российской Федерации» (был призван установить правовые, экономические и организационные основы государственной поддержки ракетно-космической промышленности и космической инфраструктуры России в интересах осуществления ее космической деятельности) [67], принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, но отклоненный в январе 2001 года. Президентом Российской Федерации, был в результате снят с рассмотрения в апреле 2003 года. По мере необходимости вносятся изменения и дополнения в Федеральную космическую программу России на 2001 — 2005 годы [66], а также в Федеральную целевую программу «Глобальная навигационная система» (2002 — 2011 годы), которой предусмотрен комплекс мероприятий по сбалансированному развитию орбитального и наземного сегментов космической системы ГЛОНАСС.

Космическая деятельность требует правового регулирования

Всероссийский государственный университет юстиции в рамках празднования общенационального праздника Дня космонавтики 10 апреля стал местом проведения научной конференции «Освоение космического пространства: гуманитарное и правовое значение».

Конференция, охватывающая вопросы правового регулирования космической деятельности, проводилась в Университете впервые и стала для студентов вуза уникальной возможностью узнать не только о полетах в космос, но и о законодательных аспектах проведения работ в открытом космосе из первых уст.

Среди почетных гостей Конференции присутствовали летчик-космонавт России, главный научный сотрудник Института истории естествознания и техники имени С. И.

 Вавилова РАН, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН Юрий Батурин, профессор Калужского юридического института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России), член-корреспондент Российской академии космонавтики имени К. Э.

 Циолковского, доктор юридических наук, доцент Юрий Гаврилин, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института ФСИН России, доктор филологических наук, доцент Артем Бондаренко.

С приветственными словами к участникам Конференции обратились ректор Всероссийского государственного университета юстиции Ольга Александрова и член организационного комитета конференции, директор Калужского филиала ВГУЮ Андрей Савинов.

Ректор ВГУЮ (РПА Минюста России) Ольга Александрова:

«Тема нашей Конференции как никогда актуальна и важна для формирования мировоззренческой и правовой культуры подрастающего поколения россиян.

Сегодня космическая деятельность – это сфера формирования передовых технологий, имеющих стратегическое значение с точки зрения политического, экономического и социально-правового статуса государства.

Освоение космоса немыслимо без формирования международного космического права, направленного на регулирование отношений в области космической деятельности».

Выступление с докладом летчика-космонавта Юрия Батурина оказало большое влияние на ход конференции и вызвало неподдельный интерес у участников. Невыдуманные истории Юрия Михайловича, который в числе многих своих заслуг и регалий имеет степень доктора юридических наук, не могли не впечатлить молодых юристов, только начинающих свой путь в профессии.

Юрий Батурин рассказал о своих полетах в космос, а также в ходе выступления смог разобрать основные проблемы космического права, над которыми работали и продолжают работать юристы всего мира.

Среди проблем современности летчик-космонавт отметил такие важные вопросы, как правовой статус космонавта и экипажа в целом, определение границ космоса, задачи сведения крупных космических объектов с орбиты и возмещения ущерба и многие другие. Кроме того, Юрий Михайлович успел затронуть и проблемы внутреннего права Российской Федерации в отношении космической деятельности.

По-прежнему актуальны вопросы отсутствия положения и профессии космонавта. Эти и многие другие задачи предстоит решить тем студентам, кто свяжет свою жизнь с космическим правом. Юрий Батурин выразил надежду на то, что молодому поколению это удастся.

Продолжил Конференцию и выступление космонавта докладом об усовершенствовании правового регулирования космической деятельности Юрий Гаврилин, затронув её экономические аспекты.

Он рассказал о перспективах в этой отрасли и использовании результатов космической деятельности.

Артем Бонадаренко в ходе своего доклада подробно остановился на работе по решению актуальных вопросов международно-правового регулирования.

Заведующая кафедрой русского языка, риторики и профессиональной культуры ВГУЮ (РПА Минюста России), доктор филологических наук, доцент Ольга Киянова выступила перед участникам с докладом «Байконур в моей судьбе». Завершили конференцию доклады студентов Университета и Калужского Филиала ВГУЮ: Ксении Кацеваловой, Елизаветы Мерцаловой, Ильи Савельева и Марии Осиповой.

Конференция прошла в режиме активной дискуссии, спикерами были определены задачи современного космического права и намечены пути решения. Студенты смогли задать докладчикам интересующие их вопросы в данной области.

Ссылка на основную публикацию