В связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности УК по управлению МКД (глава 19 ст.192 ЖК РФ) теперь осуществляется строгий контроль за соблюдением лицензионных требований.
Поэтому вам, как руководителю своей управляющей компании, нужно строго следить за исполнением своих обязанностей, особенно по раскрытию информации, чтобы не попасть под аннулирование лицензии управляющей компании из-за нарушения лицензионных требований.
Итак, рассмотрим, за что вас могут лишить лицензии.
За что могут дисквалифицировать руководителя УК.
Порядок лишения лицензии управляющей компании
Как гласит ч.1 ст.
199 Жилищного Кодекса РФ, лицензию могут аннулировать только по решению суда на основании и после рассмотрения письменного обращения в суд органа ГЖН с заявлением о нарушении УК лицензионных требований и не устранения их в срок.
Для этого у органа ГЖН на руках должно быть соответствующее решение лицензионной комиссии. В свою очередь, при принятии решения лицензионная комиссия руководствуется положением ч.2 ст.199 ЖК РФ.
Что это значит? Это значит, что если из вашего реестра управляемых домов исключили МКД, площадь которых составляет от 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах, то это автоматически становится основанием для подачи на вас в суд с целью аннулирования вашей лицензии.
Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД.
Руководствуясь ч.5 ст.198 ЖК РФ, можно выделить следующие этапы процедуры аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД:
- Сначала орган ГЖН должен в течение 1 календарного года 2 и более раз выдать вам предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких МКД, которыми вы управляете.
- Если вы не исполните эти предписания ГЖН или исполните их не должным образом, то уже суд 2 и более раз вынесет вам или ответственному должностному лиц вашей УК административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН.
- В данном случае орган ГЖН вправе в законодательном порядке и в установленные сроки исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых по решению суда вы совершили нарушение лицензионных требований.
- Лицензионная комиссия на основании имеющихся данных (если из реестра МКД ушло 15% площади МКД от общей площади домов) рассматривает вопрос об обращении на вас в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
- Орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии уже может обращаться в суд с требованием лишить вас лицензии.
Нюансы
Нужно помнить некоторые нюансы, которые есть в законодательстве и применяются на практике. Так, согласно ч.5.1 ст.
198 ЖК РФ, если в течение 1 календарного года вам или иному должностному лицу вашей УК суд 2 и более раз назначал административное взыскание за неисполнение предписания ГЖН или выполнения его не должным образом об устранении нарушений лицензионных требований, то из реестра лицензий будут исключены сведения обо всех управляемых вами МКД.
Еще одна особенность состоит в том, что управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании заключенного с собственниками помещений в МКД договора управления.
И надо отметить, что этот договор управления сохраняет свою силу и после аннулирования лицензии управляющей компании.
Исходя из этого, по закону у жильцов МКД есть право принять решение, хотят ли они и в дальнейшем пользоваться услугами вашей УК или нет. То есть, отчасти судьба вашей управляющей компании находится в их руках.
Если этот пробел в законодательстве не будет устранен, то, возможно, в скором будущем будут не редки судебные разбирательства между органами ГЖН, управляющими компаниями и жильцами МКД. Чтобы не попасть в эту неловкую ситуацию, рекомендуется исполнять все свои обязательства по соблюдению лицензионных требований.
Лицензионные требования к управляющим компаниям.
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации(заполнение портала Реформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!
За два административных правонарушения могут ли лишить лицензии охранника?
Добрый день. За два административных правонарушения могут ли лишить лицензии охранника?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. ст. 11.2, 11.5 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», предоставление лицензий на осуществление частной охранной деятельности производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере частной охранной деятельности, или его территориальным органом.
Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) охранных услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.
Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании частной охранной деятельности, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований по каждому виду охранных услуг, предусмотренных частью третьей статьи 3 настоящего Закона.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере частной охранной деятельности, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия в области лицензирования частной охранной деятельности: 1) предоставление лицензии; 2) переоформление документов, подтверждающих наличие лицензии; 3) приостановление и возобновление действия лицензии в случаях, установленных настоящим Законом; 4) ведение реестров лицензий и предоставление сведений из них; 5) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензиатами лицензионных требований, а также требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего оборот оружия и специальных средств; 6) обращение в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии; 7) прекращение действия лицензии в случае получения письменного заявления лицензиата о прекращении им осуществления данного вида деятельности. Лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления неоднократных нарушений или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований, установленных положением о лицензировании в отношении соответствующего вида деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя. При этом устанавливается срок устранения выявленных нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может быть более месяца. Приостановление действия лицензии за не являющиеся грубыми неоднократные нарушения лицензионных требований не допускается без предварительных письменных предупреждений лицензиата и без предоставления ему времени для устранения указанных нарушений. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, лицензирующий орган, выдавший лицензию, обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии.
Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего лицензию, в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае неустранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю лицензирующего органа, выдавшего лицензию. Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, аннулирование лицензии возможно только по решению суда при нарушении лицензионных правил. Совершение административных правонарушений к основаниям аннулирования лицензии не относится.
С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».
Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!
Приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии на медицинскую деятельность
Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:
Основание | Субъект | |
Юридическое лицо | Индивидуальный предприниматель | |
Добровольно | Представление заявления | |
В силу закона | Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) | Прекращение деятельности в качестве ИП |
Принудительно | Решение суда об аннулировании лицензии |
В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.
2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.
В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.
При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.
Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.
2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.
В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.
При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.
Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.
2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.
Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.
Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.
В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.
2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.
Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.
При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.
Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.
2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.
При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.
2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.
Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о | |
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований | назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований |
Срок приостановления | |
срок исполнения вновь выданного предписания | срок административного приостановления деятельности |
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем | |
вновь выданного предписания |
административного приостановления деятельности |
Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.
В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Действие лицензии прекращается со дня:
- принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
- внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
- вступление в силу решения суда.
Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.
Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.
У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.
В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.
Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.
В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.
Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).
Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.
В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.
Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.
Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.
У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.
Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Аннулирование лицензии и прекращение ее действия
- Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации.
- Содержание
- Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.
Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.
Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.
Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:
- обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
- было допущено нарушение требований лицензии;
- предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
- нарушена процедура выдачи лицензии;
- выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.
Основания аннулирования лицензии
Аннулирование лицензии возможно на основании судебного решения или в результате прекращения деятельности организации. Заявление про аннулирование в судебную инстанцию подает орган госжилнадзора. Причиной для подачи соответствующего заявления является решение лицензионной комиссии.
Несмотря на то, что решение про прекращение действия лицензии выносится судом на основе поданного заявления, судебная инстанция только принимает подобное постановление, а отзывает лицензию непосредственно ГЖН. Иск в суд ГЖН должен основываться на нарушениях управляющей компании, которые были выявлены в результате проверки.
Главным основанием для отзыва лицензии управляющей компании и подачи соответствующего заявления является несоблюдение предписаний, выданных ГЖН.
То есть заявление будет подано, если как минимум два предписания не соблюдены управляющей компанией и/или на нее наложено два взыскания. Также возможно аннулирование лицензии, если в ходе управления домами допускались нарушения требований, количество которых не меньше двух в календарный год.
Лицензия может быть как минимум приостановлена при выявлении несоответствия следующим требованиям:
- штат управляющей компании не доукомплектован специалистами или их квалификация не отвечает работам, которые выполняются;
- информация об управляющей компании не отвечает действительности.
Таким образом, основанием для того чтобы лицензия была аннулирована, является исключение из реестра лицензий сведений о МКД, совокупная площадь помещений которых составляет более 15% от совокупной площади всех помещений в домах, за управление которыми отвечал лицензиат на протяжении 12 месяцев, предшествовавшими дате подачи заявления в судебную инстанцию.
Прекращение действия лицензии
Частью 3 статьи 199 Жилищного кодекса России определено, что лицензия прекращает свое действие в связи с ее аннулированием по решению судебной инстанции с момента, когда внесена соответствующая запись в реестр лицензий субъектов России.
Другие причины для этого указаны в Федеральном законе про лицензирование отдельных видов деятельности. Причины, по которым возможно исключение из реестра лицензий сведений о МКД, обозначены в статье 198 ЖК РФ.
Она определяет, что аннулирование лицензии управляющей компании происходит в следующем порядке:
- орган госжилнадзора на протяжении 12 месяцев как минимум дважды выдает предписание относительно МКД, управлением которого занимается лицензиат;
- управляющая компания (лицензиат) игнорирует выполнение предписаний, которые выданы органом госжилнадзора, или подходит к их выполнению ненадлежащим образом;
- судебная инстанция по заявлению органа госжилнадзора как минимум дважды назначает административное наказание для лицензиата за то, что предписание не выполнено или выполнено ненадлежащим образом;
- орган госжилнадзора исключает сведения о МКД, по отношению к которому были назначены административные взысканий, из реестра лицензий. Данная процедура производится в порядке и в срок, которые утверждены уполномоченным исполнительным органом власти.
Прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом
Управление МКД продолжается до момента, когда:
- новая организация возьмет на себя обязательства по контракту управления МКД;
- произойдет государственная регистрация жилищного кооператива или ТСЖ.
На протяжении 15 дней с момента выдачи органом госжилнадзора уведомления про факт аннулирования лицензии органом местного самоуправления созывается общее собрание.
В ситуации если не выбран способ управления или принятое решение не реализовано, структурой местного самоуправления объявляется конкурс на протяжении 3-х рабочих дней.
Если по какой-то причине конкурс не состоялся, контракт может быть заключен без конкурса.
Структура, которая утратила лицензию, обязана на протяжении двух рабочих дней передать документацию технического характера и прочие документы, которые имеют отношение к МКД, новой структуре, которая приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.
Кузнецов Федор Николаевич
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Отмена строительных лицензий
Количество лицензируемых видов деятельности с каждым годом постепенно сокращается. Теперь настала очередь и строительной деятельности выйти из списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.
До недавнего времени в это трудно было поверить: лицензирование строительства то отменялось, то вновь продлевалось, затем опять отменялось и опять продлевалось; и так – на протяжении нескольких лет, начиная с 2006 года.
Однако летом 2008 года, неожиданно для всех, был принят Федеральный закон №148-ФЗ, который внес поправки в Градостроительный кодекс, а также в Федеральный закон № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Вместо лицензирования строительных видов деятельности закон предусматривает постепенное введение саморегулирования.
В соответствии с законом, предоставление лицензий на такие виды деятельности, как: строительство зданий и сооружений, проектирование зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений – прекращается с 1 января 2009 года.
А с 1 января 2010 года закон предусматривает исключение из списка лицензируемых видов деятельности деятельность по строительству зданий и сооружений, проектированию зданий и сооружений, инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений.
Теперь для того, чтобы иметь право осуществлять указанные виды деятельности, компании обязаны вступать в так называемые “саморегулируемые организации” и получать свидетельства о допуске к работам. Однако, в законе не было прописано, что ранее выданные лицензии утрачивают свою силу. Таким образом, вокруг закона поднялись дискуссии на эту тему.
Многие строительные компании, имеющие лицензии, решили, что вступать в СРО они не будут, так как их лицензии продолжают действовать; более того, они собирались судиться, чтобы отстоять свои права. Ведь вступление в СРО – затратный и длительный процесс. Однако, новый закон (Федеральный закон №273-ФЗ от 25.11.2009 “О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”), принятый совсем недавно, в ноябре 2009 года, поправил положение и окончательно закрепил отмену лицензирования в строительной отрасли:
“Статья 1 Статью 3.2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 17; 2008, N 30, ст. 3604) дополнить частью 3 следующего содержания: “3.
С 1 января 2010 года прекращается действие лицензий (в том числе лицензий, срок действия которых продлен) на осуществление следующих видов деятельности: 1) проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 2) строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения; 3) инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.” Статья 2 Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11; N 31, ст. 3455; 2007, N 1, ст. 15; N 30, ст. 3749, 3750; N 46, ст. 5554; 2008, N 29, ст. 3413; N 30, ст. 3604; 2009, N 1, ст. 15, 17) следующие изменения: 2) абзац пятый пункта 6.1 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: “Действие лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен, прекращается с 1 января 2010 года.”.”
Источники:
Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 148-ФЗ г. Москва “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
Федеральный закон N 273-ФЗ от 25.11.2009 “О внесении изменений в статью 3.2 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”)
Гжи вправе лишать лицензии управляющую компанию мкд? 2021 год
Суд может лишить УО лицензии на управление МКД, если сведения о домах, которыми управляет организация, исключат из реестра лицензий субъекта РФ.
Избежать процесса прекращения лицензии на управление можно, если вовремя принять меры по устранению нарушений. Чтобы понять, как действовать УО, рассмотрим поэтапно процедуру аннулирования лицензии.
Так, орган ГЖН сначала выдает предписание в отношении МКД, а затем проводит проверку исполнения.
Если УО не исполнила предписание, орган ГЖН:
- обращается в суд о назначении административного наказания;
- исключает из реестра лицензий субъекта РФ сведения о МКД;
- по решению лицензионной комиссии подает в суд заявление об аннулировании лицензии УО.
- Эти действия должны произойти в течение календарного года, предшествующего дате, когда лицензионная комиссия приняла решение об обращении в суд.
- Такой порядок предусматривают части 1, 2 статьи 199 и часть 5 статьи 198 Жилищного кодекса РФ.
- Аннулировать лицензию вправе только суд, но действие лицензии можно прекратить добровольно.
Если УО решит отказаться от деятельности по управлению МКД на основании договора управления, она вправе подать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Это предусматривает пункт 1 части 13 статьи 20 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ).
Заявление о прекращении лицензии на деятельность по управлению МКД направьте за 15 календарных дней до дня фактического прекращения деятельности одним из двух способов (ч. 14, 15 ст. 20 Закона № 99-ФЗ):
- заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
- электронным документом, подписанным электронной подписью.
Если в ходе проверки деятельности УО орган ГЖН выявил нарушения законодательства в отношении МКД, он выдает предписание об их устранении. Это предусматривает пункт 1 части 1 статьи 17 Закона от 26 декабря 2008 г.
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Предписание госжилинспекция может выдать в отношении одного или нескольких МКД, которыми управляет УО.
Основную работу по предупреждению аннулирования лицензии следует провести именно на этом этапе.
Ознакомьтесь со сроками предписания и устраните нарушения. Если какие-либо меры нельзя выполнить в срок, обратитесь в госжилинспекцию с ходатайством о продлении сроков предписания.
Если вы не согласны с результатами проверки или отдельными действиями должностных лиц органа ГЖН, отразите это в акте проверки (п. 3 ст. 21 Закона № 294-ФЗ).
Также несогласие с фактами или выводами, которые инспектор изложил в предписании, можно указать в форме письменных возражений.
Возражения и подтверждающие документы (при наличии) представьте в течение 15 дней с даты получения акта проверки.
Направьте эти материалы, например, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица. Такую возможность предусматривает часть 12 статьи 16 Закона № 294-ФЗ.
Письменные возражения на предписание помогут вам оспорить его в дальнейшем.
УО вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов ГЖН (ст. 198 АПК РФ).
После того как истек срок выполнения предписания, орган ГЖН проводит внеплановую проверку. Если УО не выполнила предписание, инспектор направляет в суд заявление о назначении административного наказания (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).
Штрафные санкции за невыполнение предписания предусматривают части 1 и 24 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если вы обжалуете выданное предписание, сообщите об этом в суде и приложите подтверждающие документы. По данному основанию суд может приостановить рассмотрение дела о назначении административного наказания за невыполненное предписание до того, пока не разрешится вопрос о его правомерности (абз. 5 ст. 215 ГПК РФ).
Орган ГЖН принимает решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ, если в течение календарного года суд два раза и более назначил УО либо ее должностному лицу административное наказание за неисполнение предписания в отношении МКД (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ).
Орган ГЖН может единовременно исключить из реестра лицензий субъекта РФ сведения обо всех МКД, которыми управляет УО.
Это произойдет, если в течение календарного года суд два раза и более назначит УО или ее должностному лицу административное наказание за неисполнение предписания об устранении нарушений лицензионных требований, которые установлены пунктами 1–5 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса РФ (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ).