Статья 56. служебная дисциплина на гражданской службе

Важную роль в обеспечении эффективности государственной службы играет служебная дисциплина. В целом социальная дисциплина рассматривается как строгое подчинение правилам поведения, порядку деятельности и отношений, установленных для какой-либо определенным образом организованной социальной группы (коллектива).

Важное место среди них занимает государственная дисциплина, которая базируется на правовых нормах, установленных государством, вследствие чего она имеет юридическую природу.

Одним из видов государственной дисциплины является служебная дисциплина на гражданской службе, которая выполняет роль организующего фактора, упорядочивает и охраняет систему отношений внутри коллектива служащих.

Понятие служебной дисциплины тесно связано с понятием законности. Однако полностью они не совпадают.

Так, законность заключается в точном, неуклонном и единообразном исполнении (соблюдении) законов и других юридических норм всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами. Принцип законности закреплен в ст.

15 Конституции Российской Федерации, которая предусматривает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Служебная дисциплина распространяет свое действие только на государственные органы и определяется нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность. Кроме того, в отличие от законности, служебная дисциплина требует исполнения не только правовых норм, но и индивидуальных предписаний, технических норм и правил, в том числе не имеющих правового характера.

Следовательно, не всякое нарушение служебной дисциплины является нарушением законности (хотя они могут совпадать) и не всякое нарушение законности является нарушением дисциплины. Это относится, в частности, к нормам гражданского, семейного и иных отраслей законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная дисциплина на гражданской службе — это обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Служебный распорядок государственного органа определяется нормативным актом государственного органа, регламентирующим режим службы (работы) и время отдыха. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Таким образом, служебная дисциплина на гражданской службе существует в диалектическом единстве ее объективной и субъективной сторон.

Объективная сторона находит свое выражение в правовых нормах, правилах дисциплины, закрепляющих требования, предъявляемые к гражданским служащим, и порядок их выполнения. Эти нормы и правила составляют содержание служебной дисциплины.

Субъективная же ее сторона проявляется в фактическом соблюдении гражданскими служащими установленных требований.

  • Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены правовые средства укрепления дисциплины. К ним относятся:
  • — поощрения и награждения за гражданскую службу;
  • — дисциплинарные взыскания.

В работе по укреплению служебной дисциплины важную роль играет применение поощрений. В юридической литературе поощрение определяется как форма отличия государственных служащих за успешную службу. В соответствии с названным Федеральным законом за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

  1. 1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
  2. 2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
  3. 3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;
  4. 4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;
  5. 5) поощрение Правительства Российской Федерации;
  6. 6) поощрение Президента Российской Федерации;
  7. 7) присвоение почетных званий Российской Федерации;
  8. 8) награждение знаками отличия Российской Федерации;
  9. 9) награждение орденами и медалями Российской Федерации.

Решения о поощрении или награждении в соответствии с п. 1-4 оформляются правовым актом государственного органа, а в соответствии с п. 5-9 — нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствующая запись о поощрении или награждении вносится в трудовую книжку и личное дело гражданского служащего.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются только порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений федерального законодательства.

Среди мер укрепления служебной дисциплины важную роль играет применение дисциплинарных взысканий.

Согласно закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дисциплинарные взыскания применяются за совершение дисциплинарного проступка, т.е.

за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него должностных обязанностей. Представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • 4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п/п. «а»-«г» п. 3, п. 5 и 6 ч. 1 ст. 37 указанного Федерального закона. К таким основаниям относятся:

  1. — прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  2. — появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  3. — разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  4. — совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  5. — принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  6. — однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
  7. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Федеральным законом регламентированы порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

При этом дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего проводится служебная проверка.

При проведении служебной проверки должны быть полностью, объективно и всесторонне установлены:

  • — факт совершения гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • — вина гражданского служащего;
  • — причины и условия, способствовавшие совершению гражданским служащим дисциплинарного проступка;
  • — характер и размер вреда, причиненного гражданским служащим в результате дисциплинарного проступка;
  • — обстоятельства, послужившие основанием для письменного заявления гражданского служащего о проведении служебной проверки.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Временное отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы производится представителем нанимателя, назначившим служебную проверку.

Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право: давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы; обжаловать решения и действия (бездействие) гражданских служащих, проводящих служебную проверку, представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, а также ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Проведение служебной проверки поручается подразделению государственного органа по вопросам государственной службы и кадров с участием юридического (правового) подразделения и выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

В проведении служебной проверки не может участвовать гражданский служащий, прямо или косвенно заинтересованный в ее результатах. В этих случаях он обязан обратиться к представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, с письменным заявлением об освобождении его от участия в проведении этой проверки.

При несоблюдении указанного требования результаты служебной проверки считаются недействительными.

Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.

В письменном заключении по результатам служебной проверки указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки, а также предложение о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания.

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Читайте также:  Статья 53. Порядок обжалования решений об увольнении и о переводе сотрудников таможенных органов

Служебная дисциплина государственных гражданских служащих

Статья 56 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает определение служебной дисциплины.

Наряду с сотрудниками в органах внутренних дел  несут службу государственные гражданские служащие.

Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Статья 56 Федерального  закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дает определение служебной дисциплины.

  • Служебная дисциплина на гражданской службе — обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
  • За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
  •  увольнение с гражданской службы за:
  • -неоднократное  неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
  • — однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей:
  • а) прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня);
  • б) появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
  • в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • г) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • — принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа;
  • — однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.

До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

Дисциплинарные взыскания, налагаемые на государственных гражданских служащих: проблема выбора

Главная / Трудовое право / Ответственность / Дисциплинарная

Назад

Опубликовано: 04.06.2016

  • Время на чтение: 9 мин
  • 4978

Государственные гражданские служащие выделены с отдельную категорию работников, поскольку регулирование их труда осуществляется в особом порядке. Помимо ТК РФ, на них также распространяется действие отдельных законов и постановлений.

Определенные особенности есть и при наложении на государственного служащего дисциплинарного взыскания. Стоит более подробно рассмотреть, какие могут быть применены виды таких взысканий и по каким основаниях.

  • Законодательное регулирование и виды дисциплинарной ответственности
  • Основания для привлечения к ответственности
  • Порядок наложения
  • Сроки привлечения к ответственности
  • Ситуации, при которых госслужащий не может быть привлечен к ответственности

Кто относится к государственным служащим

Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.

Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.

Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):

Руководители Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно.
Помощники (советники) Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства.
Специалисты Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций.
Обеспечивающие специалисты Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов.

Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.

Понятие муниципальной службы

Для начала следует выделить основные особенности сферы местного самоуправления. Муниципальная представляет собой один из видов публичной службы. Это целая система, включающая в себя органы местной публичной власти, то есть, муниципальные образования. Муниципальный служащий замещает должность в системе местного самоуправления, которая, к слову, не является выборной.

Работники рассматриваемой системы реализуют свою профессиональную деятельность в соответствующих инстанциях и получают за это финансовое вознаграждение. Зарплата сотрудникам формируется за счет средств местного бюджета, то есть бюджета муниципального образования. Сама работа находится в его подчинении. Ответственность муниципального служащего, в связи с этим, можно считать повышенной.

Виды взысканий

Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.

Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.

Важно! За один дисциплинарный проступок на госслужащих может быть наложено только одно взыскание.

За что могут наложить взыскание

По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.

Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:

  1. соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
  2. исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
  3. исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  4. соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
  5. соблюдать служебный распорядок государственного органа;
  6. поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
  7. не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
  8. беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
  9. представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
  10. сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
  11. соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  12. сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
  1. Комментарий специалиста
  2. Горчаков Владимир
  3. Юрист
  4. Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.

Понятие гражданской службы

  • Суть гражданской службы определена в статье 11 ФЗ № 79.
  • Под ней подразумевается деятельность, связанная с осуществлением Федеральных или муниципальных полномочий и функций лицом, принятым на такую службу на основании специального приказа, с которым подписан соответствующий контракт, и получающего оплату за свой труд из Федерального или муниципального бюджетов.
  • Правовой статус госслужащего подразумевает собой четыре основных критерия:
  • он должен быть наделен особыми полномочиями, то есть вести деятельность от имени государства или муниципалитета;
  • он должен быть назначен на должность только на основании специального ведомственного приказа, выдающегося государственным органом, и дать специальную присягу;
  • с ним в обязательном порядке должен быть подписан специальный контракт, в котором детально оговариваются его права и обязанности, а также ответственность за совершение дисциплинарного проступка;
  • его денежное содержание выплачивается только из средств Федерального или муниципального бюджета.
Читайте также:  Статья 18. Международное сотрудничество по проблемам беженцев

Если хоть один из этих критериев отсутствует, тогда человек не относится к данной категории граждан, и на него не распространяются ограничения, установленные для государственных служащих.

Как пример, можно привести солдат срочной службы или технический персонал органов муниципалитета, медицинских учреждений (например, уборщики, слесари). Они не назначаются на свои должности специальным приказом и не подписывают контракт.

Их трудовая деятельность полностью регулируется нормами Трудового кодекса РФ.

Важно запомнить, что на всех госслужащих заводятся трудовые книжки, и в них делаются соответствующие записи о принятии на работу и увольнении.

За что могут уволить государственного служащего

Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:

  • неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
  • прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
  • появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
  • разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
  • совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
  • принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
  • однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.

Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.

Обязанности служащего

В перечень обязанностей входит соблюдение Конституции РФ, исполнение должностных обязанностей, поддержание или повышение существующей квалификации, неразглашение тайных сведений, сбережение государственного или муниципального имущества и прочее.

Муниципальный служащий не имеет права исполнять переданное ему поручение, которое считается незаконным. За неисполнение обозначенных обязательств работник организации будет подвержен санкциям. Если инстанция считается частной, то ее может ожидать банкротство. Новокузнецкий муниципальный банк – хороший тому пример.

Правила наложения взыскания

При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст.

58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.

Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

  1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

  2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
  3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

  4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

  5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

  6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
  7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

  8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

  9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.

Объяснительная записка госслужащего (образец)

Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.

  1. Комментарий специалиста
  2. Колесникова Анна
  3. Юрист
  4. При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.

Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.

Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка.

Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года.

Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.

Служебная проверка

Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.

Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.

Во время проверки комиссия должна установить:

  • действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
  • содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
  • какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
  • характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
  • обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.

На служебную проверку отводится месяц с момента вынесения решения о ее проведении. При этом закон позволяет отстранить лицо, в отношении которого идет проверка, от работы с сохранением денежного содержание. Решение о целесообразности такой меры принимает представитель нанимателя.

Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:

  • давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
  • обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
  • по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.

По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе. Комментарий к Федеральному закону О государственной гражданской службе Российской Федерации

Статья 56. Служебная дисциплина на гражданской службе

Комментируемая статья Федерального закона содержит определение понятия «служебная дисциплина», которое достаточно сходно с определением «дисциплина труда», данным в ст. 189 Трудового кодекса РФ, а различия обусловлены правовым статусом гражданского служащего.

В контексте рассматриваемого вопроса весьма важно указание законодателя на обязанность представителя нанимателя — создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

Таким образом, если представителем нанимателя не будут созданы соответствующие условия, то в случае ненадлежащего соблюдения гражданским служащим служебной дисциплины «ставить вопрос» о возможности применения к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания будет достаточно дискуссионно.

Поскольку служебная дисциплина включает в себя обязательное для гражданских служащих соблюдение, в частности, служебного распорядка государственного органа, процедура его утверждения регламентируется ч. 3 и 4 комментируемой статьи.

  • Служебный распорядок должен содержать в себе как минимум разделы: общие положения, порядок поступления на гражданскую службу и увольнения с гражданской службы, основные права и обязанности представителя нанимателя, основные права и обязанности гражданских служащих, служебное время и время отдыха, поощрения и награждения, дисциплинарные взыскания.
  • В настоящее время действуют, в частности:
  • Служебный распорядок центрального аппарата Министерства промышленности и торговли РФ (утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 7 ноября 2008 г. N 277);
  • Служебный распорядок Министерства культуры РФ (утвержден Приказом Минкультуры РФ от 22 октября 2008 г. N 157);
  • Служебный распорядок Министерства здравоохранения и социального развития РФ (утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 июля 2007 г. N 480);
  • Служебный распорядок Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ (утвержден Приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 15 сентября 2008 г. N 24);
  • Служебный распорядок Министерства внутренних дел РФ для федеральных государственных гражданских служащих (утвержден Приказом МВД РФ от 19 июня 2008 г. N 531);
Читайте также:  Раздел iv. смешанные формы детективной и охранной деятельности (статьи 13 - 15)

Служебный распорядок Министерства обороны РФ для федеральных государственных гражданских служащих (утвержден Приказом Минобороны РФ от 31 января 2007 г. N 45).

К вопросу о дисциплинарной ответственности государственных служащих

В данной статье рассматривается дисциплинарный проступок как причина привлечения гражданских госслужащих к ответственности по нарушению дисциплины.

Мы рассмотрели и проанализировали порядок законодательства, обнаружили индивидуальности нормативного закрепления причин ответственности за нарушение дисциплины, привели различные виды дисциплинарных взысканий.

По нашему мнению, обоснованное привлечение гражданских госслужащих к ответственности за нарушение дисциплины считается одной изо важных задач для возглавляющего госорган. Сохранение дисциплины в различных государственных органах — важное условие для его действенной и устойчивой службы.

Ключевые слова: дисциплинарная ответственность, дисциплинарный проступок, государственные гражданские служащие, служебная дисциплина.

This article considers disciplinary offense as a reason for bringing civil civil servants to justice for misconduct.

We reviewed and analyzed the procedure for legislation, found the individuality of the normative fixing of the reasons for responsibility for breaching discipline, and led to various types of disciplinary actions.

In our opinion, the reasonable involvement of civil servants to responsibility for the violation of discipline is considered one of the most important tasks for the head of the state body. Maintaining discipline in various government bodies is an important condition for his efficient and sustainable service.

Keywords: disciplinary responsibility, disciplinary misconduct, civil servants, service discipline.

Актуальность исследования института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих ориентируется возрастанием значения дисциплины и правопорядка среди них, а еще потребностью предстоящего улучшения института дисциплинарной ответственности гражданских служащих.

Ответственность государственных служащих приходит за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение должностных обязанностей. Применительно к законодательству, служащие имеют все шансы быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной и материальной ответственности.

Говоря о привлечении государственных служащих к ответственности за нарушение дисциплины, нужно обратится к взгляду экспертов. Так, В. М.

Грибовский ориентировал: «В Российской Федерации дисциплинарные мероприятия ответственности виноватых в совершении коррупционных преступлений госслужащих давно характеризовались многообразием и бескомпромиссностью.

Среди них: вычеты из жалованья, смещение с высокой должности на низкую, устранение от службы без разъяснения обстоятельств, если чиновник подозревается, а его вина никак не имеет возможность быть подтверждена фактами. При данном использование схожих мер никак не могло быть обжаловано привлеченными к ответственности лицами» [3, c.

128]. Как считал А. А.

Гришковец, рассуждая о дисциплинарном проступке, муниципальные служащие отвечают со стороны нарушения дисциплины не только за действия, сопряженные с несоблюдением либо ненадлежащим осуществлением собственных официальных прямых обязанностей в момент несения службы, однако и за безнравственные проступки за пределами служебного времени [5, c. 147]. А. В. Пятаков показывал на надобность распространения дисциплинарной ответственности на проступки, не представляющимися нарушениями дисциплины, однако несопоставимые с их должными положениями [8, c. 148]. Дисциплинарная ответственность — это ответственность сообразно подчинённости.

Главным вариантом ответственности государственных служащих считается дисциплинарная ответственность (за свершение должностного проступка), так как выполнение служебной дисциплины и укрепление государственной дисциплины имеют отношение к важным обязанностям работника [6, с.

20]. Дисциплинарная ответственность налагается на муниципальных служащих конкретным руководством (начальниками), которые обладают возможностью принимать их на работу. Свершение проступка считается законным обстоятельством для привлечения к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность государственных служащих в России регулируется законодательными актами. Согласно ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07. 2004 г. № 79-ФЗ [2], за свершение дисциплинарного проступка, т. е.

за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение гражданским служащим по его вине препорученных на него должностных обязательств, представитель нанимателя обладает правом использовать последующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о недостаточном должностном соответствии; 4) освобождение от занимаемой должности гражданской службы; 5) сокращение с гражданской службы на базе п. 2 (многократное несоблюдение гражданским служащим в отсутствии уважительных причин официальных обязанностей, в случае если он обладает дисциплинарным взысканием), п.п. «а, г» п. 3 (пропуск — отсутствие на служебном месте в отсутствии уважительных оснований наиболее 3 часов подряд в течение служебного дня; выход на службу в состоянии алкогольного, газонаркотического либо другого токсического опьянения; разглашение данных, составляющих государственную либо другую охраняемую федеральным законодательством тайну, и служебных сведений, ставших известными гражданскому служащему в отношении с исполнением им официальных обязанностей; свершение сообразно месту службы хищения (в том числе небольшого) чужого имущества, траты, предумышленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленной ликвидации либо дефекта такового имущества, установленных вступившим в законную силу вердиктом суда либо распоряжением органа, который уполномочен для рассмотрения дела об административном преступлении), п. 5 и 6 ч.1 (осуществление гражданским служащим, который замещает обязанность гражданской службы осуществляемой «руководителями», безосновательного решения, повлекшего повреждение сохранности имущества, незаконная его эксплуатация либо другое нанесение вреда имуществу муниципального органа; единоразовое грубое нарушение гражданским служащим, замещающим обязанность гражданской службы группы «руководители», собственных официальных повинностей, повлекшее принесение ущерба муниципальному органу и нарушение законодательства Российской Федерации) ст. 37 указанного ранее закона. Установленный список взысканий считается подробным и использовании других мер взыскания в касательстве государственного служащего не позволяется. За свершенное преступление государственный служащий имеет возможность быть привлечен лишь один раз.

Беззаконное виновное несоблюдение либо ненадлежащее выполнение государственным служащим препорученных на него официальных повинностей, никак не влекущее уголовной ответственности, (полагается называть должностным проступком.

Однако опять же под должностным проступком подразумевается не любое несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей, а лишь то, которое случилось в итоге виновных и беззаконных деяний государственного работника.

При данном принципиально знать, что предписание (приказ) либо распоряжение о дисциплинарном взыскании, указывая его мотивы его внедрения оглашается государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку [7, c.363].

В том случае, когда происходит наложение дисциплинарного взыскания, гражданский служащий имеет право его апеллировать в соответственный вышестоящем государственном органе либо в суде. Однако по настоящее время не явен порядок обжалования взысканий, и в данном случае в практике используется ст.193 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующая общий распорядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий [8, c. 133].

Потому нужно знать о имеющейся судебной практике, устанавливающей дисциплинарный проступок. В п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г.

«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывается, что несоблюдением работников в отсутствии уважительных причин трудовых обязанностей считается несоблюдение либо ненадлежащее выполнение по вине сотрудника возложенных на него трудовых повинностей (нарушение условий законодательства, обязательств сообразно трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, официальных инструкций, положений) [5, с. 34].

Еще нужно отметить, что индивидуальной стороной проступка считается вина. Вина содержится в действии государственного работника, когда он свершает проступок специально либо безрассудно.

Если чиновник совершает специально проступок, он осознаёт беззаконный характер действия, ожидает его вредные результаты, желает либо преднамеренно допускает их наступление, или относится к ним равнодушно.

В качестве образца совершения проступка умышленно можно назвать распивание алкогольных напитков на службе, табакокурение. Однако в практике в основной массе ситуаций муниципальные служащие совершают преступления по неосмотрительности.

Невозможно говорить о должностном проступке, когда несоблюдение либо ненадлежащее выполнение обязанностей произошло сообразно первопричинам, никак не зависящим от муниципального работника (к примеру, из-за неимения соответствующих условий для их исполнения, нетрудоспособности государственного работника) [1].

Говоря о видах дисциплинарных взысканий на территории Российской Федерации в целом, мы думаем, что их нужно различить сообразно группам. К первой группе возможно отнести такие виды, как замечание, выговор, предостережение о недостаточном должностном соответствии, т. е.

использование каких преследует цель воздействия на муниципального работника, на его персону.

Ко 2-ой группе имеется возможность отнести взыскания — освобождение от занимаемой должности и сокращение, конкретно данными взысканиями ограничиваются полномочия государственных служащих на смену должности, и тем более прекращается дальнейшее прохождение службы.

Дисциплинарная ответственность считается главным видом ответственности государственных служащих в сегодняшнем российском государственном аппарате в силу ее непосредственности, своевременности и способности учета определенной обстановки преступления осведомленным лицом — начальником муниципального служащего.

При использовании мер дисциплинарной ответственности гражданского работника появляются конкретные трудности. Объясняется это тем, что в настоящий момент недостает особого закона о дисциплинарной ответственности государственных служащих в РФ.

Непременное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка в муниципальном органе и должностного распорядка регулируется ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, а именно, статьей 56 «Служебная дисциплина на гражданской службе».

На наш взгляд, вернее было именовать указанное поведение служащих — режимом законности.

Литература:

  1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // СПС КонсультантПлюс.
  2. Комментарий к ФЗ «Об основах государственной службы РФ» и законодательству о государственной службе зарубежных государств. // СПС КонсультантПлюс
  3. Агапов А. Б. Административное право. — М.: Юрайт, 2013. — 880 c.
  4. Грибовский В. М. Государственное устройство и управление Российской империи (из лекций по русскому государственному и административному праву). — Одесса:Техник, 1912 (издание в ИПС «Гарант»).
  5. Гришковец А Л. Правовое регулирование государственной гражданской службы в РФ: Учебный курс. — М., 2003. С. 147.
  6. Козбаненко В. Л. Правовой статус государственных гражданских служащих: структура и содержание: монография. — М., 2003. С. 133.
  7. Морозова П. Л. Проблемы правовой ответственности государства, его органов и служащих // Государство и право. 2000. № 3. С. 20.
  8. Пятаков А. В. Укрепление трудовой дисциплины: правовые проблемы. — М., 1979. С. 148.
Ссылка на основную публикацию