Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

Часто путают отмену нормативных правовых актов и утрату юридической силы: — утрата юридической силы предполагает прекращение действия акта из-за того, что он «устарел» и вместо него принят или должен быть принят более «свежий» акт, например, довольно распространено это в актах, привязанных к бюджетному году: в этих случаях на следующий год действует новое положение, а старое признается утратившим силу.

— отмена же акта предполагает его отмену из-за того, что он в целом противоречит законодательству, принят неуполномоченным органом или должностным лицом и поэтому в принципе не может действовать на территории муниципального образования.

Отмена или приостановление действия акта может быть осуществлена тем органом или лицом, которые издали акт, а также судом.

Если орган, принявший акт, уже не существует (упразднен) либо если изменились полномочия органа или должностного лица, то акт может быть отменен тем органом или должностным лицом, который имеет полномочия принятия такого акта на момент его отмены.

Пример, по представлению прокуратуры администрация города либо Совет депутатов (в зависимости от их компетенции) могут отменить акт, принятый исполнительным комитетом поселкового совета еще в начале 90-х гг. и не отмененный, а значит, действующий в настоящее время.

Обжалование в суд решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Для дел об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, законодательством установлена альтернативная подведомственность.

Гражданин вправе обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности муниципальному органу, должностному лицу (при условии их наличия), если он считает, что его права и свободы нарушены неправомерными действиями (решениями) органов или должностных лиц местного самоуправления.

Вышестоящие в порядке подчиненности орган или должностное лицо обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если в течение этого срока гражданином не получен ответ на жалобу либо в ее удовлетворении отказано, он вправе обратиться в суд.

Предметом обжалования являются действия (бездействие), решения указанных органов и должностных лиц, а также официальная информация, послужившая основанием для совершения действия или принятия решения, в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Под нарушением прав и свобод гражданина понимается не только прямое нарушение, но и создание препятствий для их осуществления гражданином, незаконное возложение на него какой-либо обязанности или незаконное привлечение к какой-либо ответственности.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» определяет официальную информацию как письменные или устные сведения, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий либо принятия решений (ч.5 ст.2 Закона).

Предметом обжалования в суде могут быть правовые акты как индивидуального, так и нормативного характера, нарушающие права и свободы гражданина.

Граждане-предприниматели и юридические лица вправе обжаловать незаконные действия и решения, в том числе правовые акты ненормативного характера, в арбитражный суд (п.2 ст.22АПК РФ).

Если права указанных субъектов нарушаются нормативным актом местного самоуправления, то жалоба на такой правовой акт должна рассматриваться судом общей юрисдикции.

Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия

Комментируемая статья упоминает в качестве предмета обжалования решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, не уточняя, о каких именно формах прямого волеизъявления идет речь.

Но очевидно, например, что не могут быть обжалованы решения, принятые местным референдумом, поскольку это противоречит правовой природе данного института.

Решение, принятое на референдуме, может быть отменено или изменено только путем проведения нового референдума.

Решения избирательной комиссии, оформляющие порядок проведения и итоги муниципальных выборов, могут являться предметом обжалования, если, по мнению гражданина, этими решениями были нарушены его права и свободы (например, активное или пассивное избирательное право). Решения, принимаемые собранием (сходом) граждан муниципального образования, могут быть обжалованы в общем порядке.

Гражданин вправе обратиться с жалобой в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод, а также в течение одного месяца со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа или должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если письменный ответ на нее не был получен. В жалобе гражданин должен указать, какое именно из принадлежащих ему прав нарушено, в результате какого действия (правового акта) властного субъекта, в чем конкретно состоит нарушение. Жалоба также содержит требование гражданина о восстановлении нарушенного права.

Судом истребуются все доказательства, относящиеся к делу, от участвующих в деле лиц, в первую очередь от органа или должностного лица, чьи действия обжалуются. Гражданин должен доказать лишь факт нарушения своих прав и свобод.

Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» устанавливает исключение из правил распределения обязанностей по доказыванию, возлагая при рассмотрении данной категории дел бремя доказывания на ответчика. В соответствии со ст.

6Закона обязанность документального доказывания законности обжалуемых действий (решений) возлагается на органы либо должностных лиц местного самоуправления.

Установив обоснованность жалобы, суд своим решением признает обжалуемое действие или решение незаконным и обязывает удовлетворить требования гражданина, а также определяет ответственность органа или должностного лица местного самоуправления за действия или решения, повлекшие нарушения прав и свобод гражданина.

Если обжалуемые действия или решения признаются судом законными, не нарушающими прав и свобод гражданина, суд отказывает в удовлетворении жалобы.

Решение суда направляется соответствующему органу или должностному лицу местного самоуправления не позднее 10 дней после его вступления в законную силу. Об исполнении решения должно быть сообщено не позднее чем в месячный срок со дня его получения.

По своей правовой природе органы местного самоуправления — это органы власти. Одним из основных признаков осуществления ими функции властвования является издание правовых актов как нормативного, так и ненормативного характера.

Посредством таких актов могут нарушаться права физических или юридических лиц, может быть также причинен ущерб.

В этом случае физическое или юридическое лицо вправе восстановить через суд (арбитражный суд) нарушенное право, обжаловав действия органа или должностного лица местного самоуправления.

Как свидетельствует судебная практика, наибольшее количество дел, в которых обжалуются действия органов и должностных лиц местного самоуправления (то есть реализуется комментируемая норма), относится к сфере жилищных правоотношений.

Это связано с тем, что в распоряжении органов местного самоуправления находится муниципальный жилищный фонд и именно они ведают порядком и очередностью предоставления жилья гражданам.

Поэтому нередки случаи, когда в результате незаконных действий органов местного самоуправления в этой сфере нарушаются права граждан, восстановить которые можно через суд.

Так, М. обратился в суд с иском к Администрации г.Обнинска о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что как работник ГОВД — участковый инспектор — имеет право на получение квартиры в течение 6 месяцев со дня вступления в должность. Своим решением суд обязал Администрацию предоставить истцу 2-комнатную квартиру на семью из 3 человек.

В кассационной жалобе ответчик просил отменить решение суда.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оставила решение суда без изменения, указав, что согласно Закону РСФСР «О милиции» жилая площадь в виде отдельной квартиры предоставляется участковым инспекторам милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Поэтому доводы кассационной жалобы о том, что судом был нарушен порядок распределения квартир работникам милиции, неосновательны.

Таким образом, действия органов местного самоуправления, повлекшие нарушения прав граждан, признаются судом неправомерными и подлежат отмене.

Следует указать, что, если в результате такого нарушения лицу был причинен материальный или моральный вред, оно вправе предъявить иск в суд, привлекая орган местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности, связанной с возмещением причиненного вреда (см. комментарий к ст.50).

Причины отмены муниципальных правовых актов

Отмена правового акта — принятие уполномоченным органом или должностным лицом решения о признании соответствующего акта действующим и не подлежащим применению, влекущие прекращение действия содержащихся в нем предписаний.

Приостановление действия правового акта означает временное прекращение юридического свойства обязательности для исполнения и применения включенных в него норм, их временное исключение из оснований для регулирования (возникновения, изменения, прекращения) общественных отношений.

  • Федеральный законодатель предусмотрел, что муниципальный правовой акт может быть отменен либо его действие может быть приостановлено ограниченным кругом субъектов:
  • 1) самим правотворческим органом — органом или должностным лицом местного самоуправления, принявшим (издавшим) соответствующий муниципальный правовой акт;
  • 2) судом;
  • 3) уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации или субъектом Российской Федерации, если соответствующий муниципальный правовой акт принят (издан) в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий, переданных им федеральными или региональными законами.

Отмена муниципального правового акта или приостановление его действия принявшим его органом или должностным лицом местного самоуправления может производиться по разным причинам — ввиду утраты актуальности правового акта; в связи с прекращением обстоятельств и предпосылок, служивших основанием для соответствующего правового регулирования; обновлением законодательства и осуществлением новой регламентации; по иным обстоятельствам. Правотворческий орган может осуществлять отмену или приостановление действия принятого им акта как по собственной инициативе, так и в связи с признанием его судом не соответствующим законодательным актам.

Читайте также:  Статья 12. Гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего

Отмена правового акта является не только правом, но и в некоторых случаях выступает в качестве обязанности органа, его принявшего. В соответствии с положениями ч. 4 ст.

7 Федерального закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Муниципальные правовые акты могут быть оспорены в судебном порядке. Гражданско — процессуальным законодательством определяется порядок рассмотрения судами дел о признании недействующими нормативных правовых актов и об оспаривании иных решений органов и должностных лиц местного самоуправления (гл. 24 и 25 Гражданско — процессуального кодекса Российской Федерации).

Уполномоченные органы государственной власти вправе отменять или приостанавливать действие лишь определенной категории муниципальных правовых актов — только тех из них, которые касаются вопросов осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (гл. 4 Федерального закона о местном самоуправлении).

Определение таких уполномоченных органов государственной власти может производиться как непосредственно в самих федеральных или региональных законах, предусматривающих наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями (ч. 6 ст. 19 Федерального закона о местном самоуправлении), так и иными федеральными или региональными актами.

Оспаривание действий органов местного самоуправления по отмене ими же принятых муниципальных правовых актов

Главная  Услуги  Для всех  Оспаривание действий органов местного самоуправления по отмене ими же принятых муниципальных правовых актов

Оспаривание действий органов местного самоуправления по отмене собственных правовых актов

Юрист Станислав Рыженков

   В соответствии с ч. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Данная правовая норма, таким образом, предоставляет возможность  компетентным органам местного самоуправления, их должностным лицам, в порядке самоконтроля отменять ранее принятые ими правовые акты в целях соблюдения действующего законодательства при осуществлении публичных функций.

Однако, как показывает арбитражная практика, существуют определенные тонкости, которые необходимо учитывать органам местного самоуправления при отмене своих правовых актов. В противном случае сам акт об отмене муниципального правового акта рискует быть отмененным, но уже в судебном порядке.

  • В арбитражной практике нередки случаи, когда результатом судебных решений становилось признание судами недействительными актов органов местного самоуправления, которыми отменялись ранее принятые этими органами муниципальные правовые акты.
  • Рассмотрим некоторые примеры таких судебных споров.
  • 1. Спор о признании недействующим акта органа местного самоуправления, которым был отменен акт о согласовании сделки муниципального унитарного предприятия

Так, например, из Постановления ФАС Уральского округа  от 21 декабря 2010 г.

по делу N Ф09-10498/10-С1 следует, что орган местного самоуправления издал распоряжение об отмене принятого им правового акта, которым было согласовано заключение муниципальным унитарным предприятием сделки, на получение которого в соответствии с Законом № 161-ФЗ требовалось согласие собственника имущества данного предприятия. Поводом к отмене акта о даче согласия на совершение сделки послужил протест прокурора, направленный этому органу местного самоуправления, в котором указывалось на незаконность акта о даче согласия, поскольку этот акт был издан уже после совершения самой сделки. Орган местного самоуправления, по всей видимости, посчитал доводы, изложенные в протесте прокурора, правильными и отменил ранее изданный им акт, чем поставил под угрозу действительность совершенной сделки и создал условия для расторжения заключенного и исполняющегося сторонами договора.

  1. Хотя надо заметить, что отмена муниципального правового акта означает лишь признание акта недействующим и не подлежащим применению на будущий срок, то есть сама по себе не является признанием такого акта недействительным (лишенным юридической силы), и, соответственно, не означает порочности правовых отношений, возникших в связи с принятием такого акта, однако, несмотря на это, сторона сделки обратилась в суд с требованием о признании недействительным распоряжения органа местного самоуправления об отмене акта согласования сделки.
  2. Суд удовлетворил данное требование по следующим основаниям.
  3. Во-первых, суд указал на то, что наличие протеста прокурора само по себе не является достаточным правовым обоснованием законности оспариваемого распоряжения и не влечет возникновение обязанности органа или должностного лица, принявшего указанный акт, по отмене акта.
  4. Во-вторых, суд указал на то, что органом местного самоуправления не была подтверждена обоснованность принятия оспариваемого распоряжения, юридические основания ничтожности сделки.
  5. И наконец, в-третьих, судом было принято во внимание, что договор, заключенный муниципальным унитарным предприятием, фактически исполнялся сторонами  на момент издания оспариваемого распоряжения.
  6. Таким образом, суд не посчитал пороком, влекущим недействительность сделки муниципального унитарного предприятия, то обстоятельство, что согласие органа местного самоуправления на совершение этой сделки последовало позже даты ее заключения.
  7. 2. Спор о признании недействующим акта органа местного самоуправления, которым был отменен акт о согласовании перевода жилого помещения в нежилое

В другом деле (см. Постановление Поволжского округа от 12 января 2009 г.

по делу N А12-6718/2008) орган местного самоуправления отменил ранее принятый им акт о переводе жилого помещения в нежилое, получив сообщение о нарушении прав третьего лица произведенной перепланировкой жилого помещения.

  Формальным поводом к отмене акта о переводе жилого помещения в нежилое послужили выявленные недостоверные сведения, содержавшиеся в техническом паспорте жилого помещения.

Однако суд установил, что ошибки в техническом паспорте жилого помещения были допущены работниками БТИ, а заявление о переводе жилого помещения в нежилое было оформлено надлежащим образом и с приложением всех необходимых в соответствии со ст. 23 ЖК РФ документов. В связи с этим суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены правового акта органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое.

Что касается доводов третьего лица о нарушении его прав перепланировкой помещения, то суд указал, что такие требования не могут быть разрешены в рамках этого дела, поскольку его предметом является акт об отмене первоначального акта о переводе жилого помещения, а не сам первоначальный акт.

Полномочный орган местного самоуправления был обязан обосновать необходимость отмены правового акта. Поскольку в рассматриваемом примере орган местного самоуправления не смог обосновать необходимости принятия акта об отмене акта о переводе жилого помещения в нежилое, указать на несоответствие такого перевода законодательству, то требования заявителя были удовлетворены.

3. Спор о признании недействующим акта органа местного самоуправления, которым был отменен правовой акт — основание для регистрации права на недвижимое имущество

Следующий пример (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 марта 2009 г. по делу N А63-6677/2008) иллюстрирует еще одну особенность, которую необходимо учитывать при отмене муниципальных правовых актов.

Так, существуют определенные муниципальные правовые акты, которые сами по себе являются правоустанавливающими документами, на основании которых производится регистрация прав на недвижимое имущество.

В рассматриваемом примере таким актом явился акт органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду.

На основании этого акта юридическое лицо зарегистрировало право аренды земельного участка в органах по регистрации прав на недвижимое имущество.

  • Однако впоследствии орган местного самоуправления частично отменил принятый им акт, посчитав, что он был не вправе в одном акте принимать решение об утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении земельного участка под строительство.
  • Юридическое лицо обжаловало акт органа местного самоуправления о частичной отмене ранее принятого им акта.
  • Суд удовлетворил заявленное требование по следующим основаниям.

Орган местного самоуправления не вправе отменить указанные разрешения, если на их основании было зарегистрировано право на объект недвижимости. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.

При наличии зарегистрированного договора аренды орган местного самоуправления не вправе был отменять акт, на основании которого заключен этот договор, поскольку эти действия выходили за рамки его компетенции.

В данном случае рассмотрение вопроса о соблюдении установленного порядка предоставления земельного участка возможно лишь при проверке законности сделки, что относится к исключительной компетенции суда.

При этом орган местного самоуправления не представил доказательств оспаривания в судебном порядке зарегистрированного договора аренды земельного участка.

Доводы третьих лиц — собственников помещений в многоквартирном доме, настаивавших на сохранении в силе акта органа местного самоуправления об отмене разрешения на строительство по мотиву изменения жилищного законодательства, в результате которого собственники квартир в многоквартирном доме вправе получить в собственность прилегающий к нему земельный участок, были отклонены судом. Суд указал, что такое изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения правоотношений, возникших в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Право муниципальной собственности на спорный земельный участок путем перехода в общую долевую собственность граждан имущества в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не прекратилось, и арендные правоотношения между истцом и ответчиком сохранились. Кроме того, граждане не доказали, что предоставлением земельного участка юридическому лицу были нарушены их права.

Таким образом, при наличии зарегистрированного договора аренды орган местного самоуправления не вправе отменять ненормативный акт, на основании которого заключен этот договор, поскольку эти действия выходят за рамки его компетенции

Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия

Порядок вступления в силу муниципальных правовых актов установлен в ст. 47 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте также:  Статья 8. страховые агенты и страховые брокеры

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Как правило, муниципальные правовые акты направляются для официального опубликования в официальное печатное средство массовой информации главой муниципального образования. При публикации в официальном печатном средстве массовой информации муниципального правового акта указывается наименование муниципального правового акта, дата его принятия, должностное лицо, его подписавшее, дата его подписания. Муниципальные правовые акты могут быть официально опубликованы также в виде отдельного издания. Муниципальный правовой акт, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия установлен в ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, — уполномоченным федеральным или региональным органом государственной власти.

Рекомендуемая литература к главе:

1. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации. Сургут, 1999.

2. Кабышев С.В., Козюк М.Н. Муниципальное правотворчество: научно-методическое пособие. М., 2000.

3. Савченко Д.А., Шугрина Е.С., Горожанин В.А. Понятие и виды местного нормотворчества. Новосибирск, 1997.

Вступление в силу муниципальных правовых актов. Отмена и приостановление их действия

Порядок
вступления в силу муниципальных правовых
актов установлен в ст. 47 Федерального
закона «Об общих принципах местного
самоуправления в Российской Федерации».

Муниципальные
правовые акты вступают в силу в порядке,
установленном уставом муниципального
образования, за исключением нормативных
правовых актов представительных органов
местного самоуправления о налогам и
сборах, которые вступают в силу в
соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации.

Согласно
ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской
Федерации акты законодательства о
налогам вступают в силу не ранее чем по
истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее
1-го числа очередного налогового периода
по соответствующему налогу.

Акты
законодательства о сборах вступают в
силу не ранее чем по истечении одного
месяца со дня их официального опубликования.

Федеральные законы, вносящие изменения
в Налоговый кодекс Российской Федерации
в части установления новых налогов и
(или) сборов, а также акты законодательства
о налогам и сборах субъектов Федерации
и акты представительных органов местного
самоуправления, вводящие налоги и (или)
сборы, вступают в силу не ранее 1 января
года, следующего за годом их принятия,
но не ранее одного месяца со дня их
официального опубликования.

Акты
законодательства о налогам и сборах,
устанавливающие новые налоги и (или)
сборы, повышающие налоговые ставки,
размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогам и сборах,
устанавливающие новые обязанности или
иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о
налогам и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогам и
сборах, устраняющие или смягчающие
ответственность за нарушение
законодательства о налогам и сборах
либо устанавливающие дополнительные
гарантии защиты прав налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов,
их представителей, имеют обратную силу.

Акты
законодательства о налогам и сборах,
отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие
размеры ставок налогов (сборов),
устраняющие обязанности налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов,
их представителей или иным образом
улучшающие их положение, могут иметь
обратную силу, если прямо предусматривают
это.

Муниципальные
правовые акты, затрагивающие права,
свободы и обязанности человека и
гражданина, вступают в силу после их
официального опубликования (обнародования).

Порядок
опубликования (обнародования) муниципальных
правовых актов устанавливается уставом
муниципального образования и должен
обеспечивать возможность ознакомления
с ними граждан, за исключением муниципальных
правовых актов или их отдельных положений,
содержащих сведения, распространение
которых ограничено федеральным законом.

Как правило, муниципальные правовые
акты направляются для официального
опубликования в официальное печатное
средство массовой информации главой
муниципального образования.

При
публикации в официальном печатном
средстве массовой информации муниципального
правового акта указывается наименование
муниципального правового акта, дата
его принятия «Информационный
нотариальный портал»,
должностное лицо, его подписавшее, дата
его подписания.

Муниципальные правовые
акты могут быть официально опубликованы
также в виде отдельного издания.
Муниципальный правовой акт, в который
были внесены изменения или дополнения,
может быть повторно официально опубликован
в полном объеме.

Порядок
отмены муниципальных правовых актов и
приостановления их действия установлен
в ст. 48 Федерального закона «Об общих
принципах местного самоуправления в
Российской Федерации».

Муниципальные
правовые акты могут быть отменены или
их действие может быть приостановлено
органами и должностными лицами местного
самоуправления, принявшими (издавшими)
соответствующий муниципальный правовой
акт, судом, а в части, регулирующей
осуществление органами местного
самоуправления отдельных государственных
полномочий, переданных им федеральными
и региональными законами, — уполномоченным
федеральным или региональным органом
государственной власти.

Порядок обжалования муниципальных правовых актов — Документы — Главная — Официальный сайт Администрации Шалинского городского округа

  • Порядок обжалования муниципальных правовых актов
  • Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти могут быть обжалованы в суд.
  • Порядок судебного обжалования нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) органов власти урегулирован в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) и Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (далее – АПК РФ).
  • Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов органов местного самоуправления или должностного лица подаются по подсудности, установленной главой 2 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу местного самоуправления подается в суд по месту его нахождения, к должностному лицу, муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

Административное исковое заявление о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов администрации Шалинского городского округа, должностных лиц администрации Шалинского городского округа, главы Шалинского городского округа, заместителей главы администрации Шалинского городского округа  подается в Шалинский районный суд города Свердловской области по адресу: 623030, Свердловская область, Шалинский район, п.г.т. Шаля, ул.Кирова, д. 37 А.

  1. В силу частей 1 и 2 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы, общественные объединения – в защиту прав, свобод и законных интересов всех членов данного общественного объединения в случае, если это предусмотрено федеральным законом.
  2. Административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

При рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 КАС РФ (часть 9 статьи 208 КАС РФ).

  • В соответствии с частью 1 статьи 209 КАС РФ форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 КАС РФ.
  • Согласно части 2 статьи 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны:
  • 1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому КАС РФ предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями КАС РФ, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел;
  • 2) наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт;
  • 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования;
  • 4) сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом;
  • 5) сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 КАС РФ, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения;
  • 6) наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части;
  • 7) ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи;
  • 8) требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
  • К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 данной статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
Читайте также:  Статья 48. предвыборная агитация, агитация по вопросам референдума

По административному иску об оспаривании нормативного правового акта суд вправе принять меру предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца. Принятие иных мер предварительной защиты по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов не допускается.

Административные дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются судом в срок, не превышающий двух месяцев со дня подачи административного искового заявления.
Административное дело об оспаривании нормативного правового акта рассматривается с участием прокурора.
Соглашение о примирении сторон по административному делу об оспаривании нормативного правового акта не может быть утверждено.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 КАС РФ.
Апелляционные жалоба, представление на решение Шалинского районного суда Свердловской области по делу об оспаривании нормативных правовых актов подаются в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд Свердловской области.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, их представителями и иными лицами, права, свободы и законные интересы которых затрагиваются решением суда.
Судебные акты могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что лицами, указанными в части 1 статьи 318 КАС РФ, были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции. Кассационные жалоба, представление на вступившее в законную силу решение Шалинского районного суда Свердловской области подаются в Седьмой кассационный суд по адресу: 454000, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Кирова, д. 161

  1. Особенности оспаривания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) местного самоуправления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности

В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, включая дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок рассмотрения таких дел

 установлен статьей 197 АПК РФ:
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) исполнительных органов местного самоуправления, должностных лиц рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Производство по таким делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд

 с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными регламентировано статьей 198 АПК РФ:
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с данным заявлением, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев

 со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Требования к заявлению

 о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными предусмотрены статьей 199 АПК РФ:
Заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.
В заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

К заявлению прилагаются

 документы, указанные в статье 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

Заявление заинтересованного лица с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий  администрации Шалинского городского округа, должностных лиц администрации Шалинского городского округа, главы Шалинского городского округа, заместителей главы администрации Шалинского городского округа  подается в Арбитражный суд Свердловской области по адресу: 620075, Свердловская область, г.Екатеринбург,  ул.Шарташская, д.4.

Ссылка на основную публикацию