Статья 23. плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

Расскажем об изменении ставок на 2021 год и КБК для перечисления платы за НВОС

Основные положения, регулирующие расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), установлены ст. 16–16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2020 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ внесли изменения.

Основные моменты — без изменений:

  • авансовые платежи вносят лица, которые обязаны вносить плату. Исключение —  субъекты малого и среднего предпринимательства (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • срок внесения авансовых платежей — не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода (кроме IV квартала) (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ);
  • плату за НВОС, которая исчисляется по итогам отчетного периода, с учетом корректировки ее размера вносят не позднее 1 марта года, следующего за отчетным периодом (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

В 2021 году, когда будете рассчитывать плату за НВОС, руководствуйтесь в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Какие изменения

Постановление Правительства от 11.09.2020 № 1393

  • 1,08 — коэффициент индексации тарифов платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2021 год.
  • Это уровень 2020 года. Его планировали повысить до 1,12, но оставили прежним.  

Коэффициент применяют к базовым ставкам, которые установлены на 2018 год Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913.

Что учесть, если компания работает на объекте, который находится под особой охраной

Статья 23. Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов

Комментирует Наталья Герасименко, юрист, руководитель направления Охраны труда Контур.Школы:

«Если организация ведет деятельность на объекте или территории, которая находится под особой охраной в соответствии с федеральными законами, к ставке платы применяют еще один дополнительный коэффициент — 2 (п. 2 Постановления Правительства РФ от 13.09.2016 № 913)».

Каков порядок и сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду

Организации и ИП, которые осуществляют деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, вносят:

  • квартальные авансовые платежи не позднее 20-го числа месяца, следующего за I, II и III кварталом отчетного периода: 20 апреля, 20 июля и 20 октября;
  • итоговый платеж — не позднее 1 марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).  

Субъекты малого и среднего предпринимательства не уплачивают авансы. Они перечисляют в бюджет всю сумму за год единовременно не позднее 1 марта следующего года (Письмо Росприроднадзора от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155).

  • Декларацию все организации подают не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.
  • Отчетный период в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду — календарный год (п. 2 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

Таблица: что и когда сдавать при отчетах по НВОС

Поможет не пропустить срок отчетности в 2021 году

Что сдавать Когда сдавать Кто сдает (категория)
Внесение платы за НВОС До 01.03.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за I квартал 2021 года До 20.04.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за II квартал 2021 года До 20.07.2021 1, 2, 3 и без категории
Расчет платы НВОС за III квартал 2021 года До 20.10.2021 1, 2, 3 и без категории

Как применять ставки НВОС в 2021 году: расчет платежа

Чтобы рассчитать платеж за НВОС, нужно обратиться к ст. 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ:

  • регулирует Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.  

В качестве руководства по расчету платы за НВОС используйте Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду». Там найдете необходимые формулы и правила исчисления платы за НВОС.

Если ваша организация ведет деятельность, которая негативно влияет на окружающую среду, пройдите обучение по курсам

Алгоритм расчета платы за НВОС

1. Определите, какое именно воздействие на окружающую среду оказывает организация. Например, осуществляет:

  • выбросы в атмосферный воздух стационарными источниками;
  • сброс загрязняющих веществ в водные объекты;
  • размещение отходов.

2. Посмотрите Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». Найдите ставки к определенному виду негативного воздействия. Выберите соответствующий раздел.

3. Определите:

  • ставки платы для конкретного загрязняющего вещества;
  • коэффициенты, применяемые по каждому загрязняющему веществу (включая коэффициент, применяемый дополнительно в 2020 и 2021 году, — 1,08).

Данные по количеству, объемах и массе загрязняющих веществ в тоннах, выброшенных в окружающую среду, можно получить на основании данных экологического контроля предприятия.

4. Чтобы рассчитать платеж, все вышеуказанные показатели умножьте друг на друга. Используйте формулы, выбранные из соответствующего раздела Правил, утв. Постановлением Правительства России от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Что еще учесть: КБК

КБК для организаций, перечисляющих в бюджет РФ платежи за вред экологии, устанавливает Минфин России.

Коды бюджетной классификации на 2021 год утверждены Приказом Минфина от 08.06.2020 № 99н.

  • 048 1 12 01010 01 6000 120 — загрязнение атмосферы стационарными объектами;
  • 048 1 12 01030 01 6000 120 — за вредные выбросы в водные объекты;
  • 048 1 12 01041 01 6000 120 — за размещение отходов производства и потребления;
  • 048 1 12 01070 01 6000 120 — сжигание попутного газа на специализированных установках.

Помните, что КБК требуют актуальной конкретизации, которую приводит в регулярно публикуемых ведомственных правовых актах Росприроднадзор.

Бесплатные вебинары по охране труда

Эксперты-практики. Онлайн-тесты. Сертификаты

Посмотреть видео

Платежные поручения на перечисление платы за загрязнение окружающей среды оформляют в соответствии с Положением Банка России от 19.06.2012 №383-П и приложениями 1 и 2 к Приказу Минфина России от 12.11.2013 №107н.

Точные реквизиты для заполнения платежных поручений можно уточнить в территориальном отделении Росприроднадзора по месту оказания негативного воздействия.

Будьте внимательны: несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пени (п. 7 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

О порядке исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

3 марта 2017 20:00

Постановление от 3 марта 2017 года №255. Утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Плата взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов. Направлено на повышение эффективности федерального государственного экологического контроля.

Справка

Подготовлено Минприроды России.

  • Постановление от 3 марта 2017 года №255 в действующей редакции

Федеральными законами от 21 июля 2014 года №219-ФЗ и от
29 декабря 2015 года №404-ФЗ в
законодательство были внесены изменения, направленные на совершенствование
системы платы за негативное воздействие на окружающую среду и стимулирование
субъектов хозяйственной и другой деятельности к снижению негативного
воздействия на окружающую среду посредством выполнения природоохранных
мероприятий и внедрения наилучших доступных технологий. В соответствии с этими
изменениями Правительство России устанавливает порядок исчисления и взимания
платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Подписанным постановлением
утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на
окружающую среду (далее соответственно – Правила, плата).

Правила
устанавливают порядок исчисления и взимания платы, контроля за правильностью её исчисления, полнотой и
своевременностью её
внесения.

Правилами предусмотрено, что плата взимается за выбросы загрязняющих
веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, сбросы загрязняющих
веществ в водные объекты, за размещение отходов.

В соответствии с Правилами
плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические
лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся хозяйственной или другой
деятельностью на территории России, континентальном шельфе и в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, если эта деятельность оказывает
негативное воздействие на окружающую среду. Эта норма не распространяется на
хозяйствующие субъекты, которые ведут хозяйственную или другую деятельность
только на объектах, оказывающих минимальное негативное воздействие на
окружающую среду (объектах IV
категории).

К плательщикам платы за
размещение отходов, за исключением твёрдых коммунальных отходов, отнесены юридические лица и
индивидуальные предприниматели, при хозяйственной или другой деятельности
которых образовались отходы.

К плательщикам платы за размещение твёрдых коммунальных отходов – региональные операторы по
обращению с твёрдыми
коммунальными отходами, операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, занимающиеся их
размещением.

В связи с тем, что в настоящее
время действует налог акцизного типа на автомобильное и дизельное топливо в
зависимости от класса топлива (чем экологически безопаснее топливо, тем ниже на
него налог), в состав
видов негативного воздействия на окружающую среду, за которые взимается плата,
не включены выбросы загрязняющих веществ от передвижных источников. Таким
образом, двойная плата
за такое воздействие исключается.

Читайте также:  Глава VII. Взаимоотношения правительства российской федерации и органов судебной власти

В целях стимулирования
хозяйствующих субъектов к снижению негативного воздействия на окружающую среду
и внедрению наилучших доступных технологий Правилами предусмотрено, что к
ставкам платы могут применяться стимулирующие коэффициенты.

Принятые решения направлены на
повышение эффективности федерального государственного экологического контроля.

Таблица коэффициентов (расшифровка) в соответствии с Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (утв. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255)

Уважаемые коллеги!

Приближается срок сдачи декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем напоминаем о коэффициентах, используемых с 2020 г. при расчете суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.   

Таблица коэффициентов (расшифровка) в соответствии с Правиламиисчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

(утв. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255) (далее – Правила)

Название Содержание Значение
Кот дополнительный коэффициент к ставкам платы в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной в соответствии с федеральными законами Равен 2
Кнд коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов Равен 1
Кво коэффициент к ставкам платы за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросах загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды) Равен 0,5 
Кл коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с декларацией о воздействии на окружающую среду либо отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов Равен 1
Кст стимулирующий коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности, принимаемый в соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» Определяется законодательством
Ксл коэффициент к ставке платы за размещение отходов j-го класса опасности за объем или массу отходов, размещенных с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов, равный 5, а с 1 января 2020 г. Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
Квр коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах установленных временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов загрязняющих веществ, равный 25.     Равен 25
Равен 1 для ЦСВ поселений на период реализации ППЭ или ПМОО
Кпр коэффициент к ставкам платы за выбросы или сбросы соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных комплексным экологическим разрешением для объектов I категории, а также за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, указанных в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории Равен 100
Равен 1 для ЦСВ поселений на период реализации ППЭ или ПМОО
Кср Новая редакция Правил не содержит определения для указанного коэффициента.
Действовавшая до 1 января 2020 г. редакция Правил определяла указанный коэффициент как коэффициент к ставкам платы за выброс или сброс соответствующего i-го загрязняющего вещества за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, разрешениями на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.С учетом изложенного по своему содержанию коэффициент Кср аналогичен коэффициенту Кпр.

Равен 25 для 2019 г.

Для отчетных периодов с 2020 г. не определен.

  • Таблица применения коэффициентов в соответствии с Правилами
  • Сокращения:
  • КЭР – комплексное экологическое разрешение;ВРВ – временно разрешенные выбросы;ВРС – временно разрешенные сбросы;ЦСВ — организации, эксплуатирующие централизованные системы водоотведения поселений или городских округов;Декларация – декларация о воздействии на окружающую среду.Отчет ПЭК – отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
  • ТКО – твердые коммунальные отходы.
Условие применения Номер пункта Коэффициент
I категория (выбросы и сбросы) Выбросы и сбросы в пределах разрешений на выбросы и сбросы, КЭР Пункт 12.1
Пункт 17
Коэффициент 1
Выбросы и сбросы в пределах ВРВ и ВРС Пункт 19 Коэффициент 25
Выбросы и сбросы в пределах ВРС для ЦСВ поселений или городских округов Пункт 19 Коэффициент 1
Выбросы и сбросы при превышении показателей, указанных в разрешениях для отчетного периода 2019 г. Пункт 12.1
Пункт 21
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы при превышении показателей, указанных в разрешениях, КЭР для отчетных периодов, начиная с 2020 г. Пункт 12.1
Пункт 21
Коэффициент 100
Выбросы и сбросы при отсутствии разрешений в отчетном периоде – 2019 г. Пункт 12.1
Пункт 21.1
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы при отсутствии разрешений в отчетных периодах, начиная с 2020 г. Пункт 12.1
Пункт 21.1
Коэффициент (Кср) точно не определен [1]
Выбросы и сбросы при отсутствии КЭР Пункт 12
Пункт 21.1
Коэффициент (Кср) точно не определен
I категория (размещение отходов) Размещение отходов в пределах лимитов (КЭР) Пункт 18 Коэффициент 1
Размещение отходов сверх лимитов Пункт 20 Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
Размещение отходов при отсутствии лимитов (КЭР) Пункт 12
Пункт 20
Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
II категория (выбросы и сбросы) Выбросы и сбросы в пределах разрешений на выбросы и сбросы, декларации Пункт 12.1
Пункт 17
Коэффициент 1
Выбросы и сбросы в пределах ВРВ и ВРС Пункт 12.1
Пункт 19
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы в пределах ВРС для ЦСВ поселений или городских округов Пункт 19 Коэффициент 1
Выбросы и сбросы при превышении показателей, указанных в разрешениях (для всех отчетных периодов), декларации для отчетного периода 2019 г. Пункт 12.1
Пункт 21
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы при превышении показателей, указанных в декларации для отчетных периодов, начиная с 2020 г. Пункт 12.1
Пункт 21
Коэффициент 100
Выбросы и сбросы при отсутствии разрешений, декларации в отчетном периоде – 2019 г. Пункт 12.1
Пункт 21.1
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы при отсутствии декларации Пункт 12
Пункт 21.1
Коэффициент (Кср) точно не определен
II категория (размещение отходов) Размещение отходов в пределах лимитов (декларации) Пункт 18 Коэффициент 1
Размещение отходов сверх лимитов (декларации) Пункт 20 Равен 5 в 2019 г. Равен 25 с 1 января 2020 г.
Размещение отходов при отсутствии лимитов (декларации) Пункт 12
Пункт 20
Равен 5 в 2019 г. Равен 25 с 1 января 2020 г.
III категория (выбросы и сбросы) Выбросы и сбросы в соответствии с отчетом об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля Пункт 11.1
Пункт 17
Коэффициент 1
Выбросы и сбросы в пределах ВРВ и ВРС Пункт 19 Коэффициент 25
Выбросы и сбросы, соответствующие расчетам для веществ I, II класса опасности Пункт 11.1
Пункт 17
Коэффициент 1
Выбросы и сбросы при превышении объема или массы выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ над указанными в отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля Пункт 11.2
Пункт 21
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы, превышающие расчеты для веществ I, II класса опасности Пункт 11.2
Пункт 21
Коэффициент 25
Выбросы и сбросы при непредставлении отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля Пункт 21.1 Коэффициент 25
III категория (отходы) Размещение отходов в соответствии с отчетностью об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (отчетность предоставляется в составе отчета ПЭК) Пункт 13
Пункт 18
Коэффициент 1
Превышение фактических значений размещенных отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) над указанными в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов Пункт 20 Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
Размещение отходов при непредставлении отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета ПЭК) Пункт 12
Пункт 20
Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
Твердые коммунальные отходы (Все категории, применяется для операторов и региональных операторов по обращению с ТКО) Размещение отходов в пределах установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов Пункт 18.1 Коэффициент 1
Размещение отходов с превышением установленных лимитов на их размещение, либо указанных в декларации о воздействии на окружающую среду, либо указанных в отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов Пункт 18.1 Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
При отсутствии комплексных экологических разрешений у лиц, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, а также при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов Пункт 12
Пункт 18.2
Равен 5 в 2019 г.
Равен 25 с 1 января 2020 г.
Читайте также:  Статья 1. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства

[1] В тексте Правил не дано отдельное определение для указанного коэффициента. Первый раз упоминание о коэффициенте Кср встречается в п. 21 Правил, в соответствии с которым Кср равен 25. С учетом того, что за превышение показателей выбросов установлен коэффициент 100, целесообразно при отсутствии разрешительной документации также применять коэффициент 100.

Плата за нвос: главные изменения в 2021 году

Источник:https://www.ecoindustry.ru/news

Лица, обязанные вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду

Плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.

Напоминаем: от авансовых платежей освобождены только субъекты МСП: они платят лишь итоговую сумму.

Изменилась форма декларации

За два дня до конца отчётной кампании за 2019 год была изменена форма декларации о плате за НВОС (новая редакция Приказа Минприроды от 09.01.2017 № 3). Кто сдавал декларацию в последние дни, делали это уже по новой форме. Но многие успели отчитаться по старой. А значит, в этот раз увидят новую декларацию впервые.

Изменились наименования столбцов в разделах 1, 1.1, 1.2 и 2:

Было

Стало

Предельно допустимые выбросы (ПДВ) Нормативы допустимых выбросов, технологические нормативы (НДВ, ТН)
Временно согласованные выбросы (ВСВ) Временно разрешённые выбросы (ВРВ)
Нормативы допустимых сбросов (НДС) Нормативы допустимых сбросов, технологические нормативы (НДС, ТН)
Временно согласованные сбросы (ВСС) Временно разрешённые сбросы (ВРС)

Переименованы столбы в соответствии с актуализацией требований к объектам НВОС, относящимся к различным категориям. Теперь нормы зависят от категории объектов.

Изменился раздел декларации 3.1, который заполняют предприятия с объектами размещения твёрдых коммунальных отходов. Изменилось количество столбцов, появились новые коэффициенты по аналогии с коэффициентами в разделе 3.

  • В расчёте платы по ОКТМО изменились наименования некоторых строк и добавились новые строки по плате за размещение ТКО.
  • Выбор способа расчёта авансов
  • С l квартала 2020 года природопользователь может сам выбирать вариант расчёта для каждого вида НВОС, уведомив при этом РПН о выбранном способе.

В минувшую отчётность уведомляли сопроводительными или отдельными письмами. С отчётности за 2020 год способ расчёта авансов на следующий год нужно будет указать в самой декларации. Для этого введут дополнительный лист (проект приказа на рассмотрении).

3 варианта расчета авансовых платежей

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2021 году

К сожалению, не все виды деятельности человека благотворны или хотя бы нейтральны по отношению к окружающей среде.

Предприниматели, чья деятельность связана с вредом, наносимым атмосфере, воде и другим источникам жизни на планете, должны стараться минимизировать отрицательное воздействие.

Но совсем устранить его на данном этапе развития технологий не представляется возможным. Поэтому установлена система компенсации этого вреда путем наложения на предпринимателей дополнительного финансового бремени.

Вопрос: Должна ли организация вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате ее деятельности образуются твердые коммунальные отходы?
Посмотреть ответ

  • Как регламентируется внесение платы за воздействие на окружающую среду?
  • Сколько именно нужно платить?
  • Какие документы понадобятся для оформления экологических платежей?
  • Как часто и кому именно их требуется вносить?

Внесем ясность также в порядок расчетов.

Вопрос: Как отразить в учете плату за негативное воздействие на окружающую среду, уплачиваемую в текущем отчетном году в виде авансовых платежей?
Организация в процессе производственной деятельности на объекте осуществляет сбросы загрязняющих веществ (включенных в соответствующий перечень) в водные объекты.

Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленной за предшествующий год, составил (условно) 100 000 руб., сбросы осуществлены в пределах допустимых (временно разрешенных) нормативов. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, относится ко II категории.

Для целей налогообложения прибыли доходы и расходы учитываются методом начисления.

Посмотреть ответ

Закон «Об охране окружающей среды»

Платное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) устанавливает Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».

В нем приводятся все виды воздействия, несущие отрицательное влияние на недра, атмосферу, водные ресурсы и т.д. Но не каждое из них подразумевает обязательное внесение платы: внесение изменений в ст.

16 в 2016 году уточнило список воздействий, подлежащих данному сбору.

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду, если вывоз отходов осуществляется на основании договора по сбору, вывозу и захоронению отходов?
Посмотреть ответ

Конституционный суд 10 декабря 2002 г. № 284-О в своем определении установил, что данный платеж:

  • является публично-правовым;
  • обязательным;
  • индивидуально-возмездным;
  • компенсационным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Плата за НВОС – это не налог, а фискальный сбор. Это значит, что его уплата обязательна для получения соответствующей лицензии или разрешения.

Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду?

Кто обязан платить?

Если предприниматель в своей деятельности использует источники негативного влияния на среду, он является потенциальным плательщиком данного сбора.

При этом не имеет значения, из какого бюджета финансируется его деятельность, а также ее организационно-правовой характер.

Если организация или частное лицо действует на территории РФ и своими действиями наносит вред окружающей среде, плательщиками будут считаться:

  • предприятия;
  • учреждения;
  • физические лица;
  • юридические лица;
  • россияне и подданные других государств.

Какие последствия неперечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду?

За что взимается плата?

С января текущего года плата за НВОС начисляется за следующие виды отрицательного влияния:

  • попадание в атмосферу загрязняющих веществ из стационарных источников;
  • проникновение жидких фракций вредных веществ в различные водные объекты;
  • вредные отходы деятельности, размещаемые различными способами.

К СВЕДЕНИЮ! Из данного перечня убраны вредные выбросы в атмосферу из мобильных объектов, оставлены только стационарные.

Сроки оплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Платежи за НВОС перечисляют те предприятия или лица, в результате деятельности которых это воздействие образовалось. Они должны совершать этот платеж самостоятельно ежеквартально.

Расчетным периодом по данному сбору, является год, но порядок уплаты предусматривает авансовые платежи, совершаемые раз в квартал не позже 20 числа первого месяца следующего квартала. Годовой отчет по сбору составляется не позже марта следующего года.

ИСКЛЮЧЕНИЕ!
Предприниматели Ростовской области отчитываются перед Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу РФ.

Для осуществления оплаты предприниматели должны задекларировать свою деятельность в территориальном органе Росприроднадзора по месту нахождения объекта, осуществляющего НВОС.

Декларацию нужно предоставлять один раз в год (до 10 марта наступившего за отчетным года). Туда же перечисляется оплата.

Расчет, сдаваемый в Росприроднадзор, должен быть прошит, листы пронумерованы, а подпись скреплена печатью.

Если источников загрязнения несколько, по каждому нужна отдельная декларация.

Нерадивые бизнесмены, не осуществившие данный платеж или рассчитавшие его неправильно, просрочившие выплату или подачу отчетности заплатят внушительный штраф и пеню за просрочку в размере 1/300 от ключевой ставки Банка России.

Коэффициенты вредности

При расчете суммы данного сбора учитывается степень вреда, наносимого предприятием окружающей среде. В зависимости от применяемого коэффициента, плата может быть выше или ниже. Это дополнительно стимулирует предпринимателей принимать адекватные меры по уменьшению НВОС.

В таблице представлены виды воздействий, связанных с размещением отходов, в зависимости от присвоенного им коэффициента.


Коэффициент
Особенности размещения отходов
1 Размещение отходов, относящихся к V классу опасности, путем закладки их в специально созданные пустоты горных пород (в добывающей промышленности).
2 0,3 Размещение вредных отходов на специальных объектах, оборудованных согласно установленных требований, без превышения установленных предельных норм.
3 0,33 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.
4 0,49 Размещение отходов IV класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов III класса опасности.
5 0,5 Размещение отходов IV и V классов опасности, приобретших эту степень в процессе утилизации отходов, размещенных в более ранние сроки.
6 0,67 Размещение отходов III класса опасности, которые приобрели этот класс после обезвреживания отходов II класса опасности.

На отдельной странице нашего сайта предлагаем ознакомиться с полной таблицей ставок за НВОС.

Кроме коэффициентов размещения отходов, имеет значение коэффициент инфляции. Поскольку плата устанавливается каждый год, нужно принимать во внимание внутренние экономические факторы. Коэффициент инфляции ежегодно обновляется Постановлением Правительства РФ, в 2016 году он составляет 2,56 (было 2,45) и 2,07 (было 1,98).

Если негативное воздействие превысило установленные лимиты, используется еще один, повышающий коэффициент, он составляет 5 единиц (п. 5 Постановлением Правительства РФ № 632 от 28 августа 1992 г.).

Расчет платежа НВОС

Чтобы правильно рассчитать сумму сбора НВОС, нужно учитывать следующие данные.

  1. Нормы и лимиты вредных выбросов, стоков и размещенных отходов, установленные Росприроднадзором и актуальные на текущее время.
  2. Ставки платежа за НВОС, установленные Постановлением Правительства РФ.
  3. Коэффициент инфляции и размещения отходов.
  4. Размер НВОС: в пределах установленных норм и сверх них.

В настоящее время существуют специальные онлайн-сервисы, помогающие произвести расчет платежа НВОС.

ПРИМЕР РАСЧЕТА. ООО «Приор» получило разрешение на осуществление выброса сажи в окружающую среду.

В 2016 году выброс сажи в I квартале 2016 года не превысил нормативного лимита. Базовая ставка для учета выброса сажи была принята в 2005 году, поэтому применимый к ней коэффициент составляет 1,98. Базовая сумма ставки за выброс сажи, установленная Росприроднадзором, составляет 80 руб.

Рассчитаем, сколько должно заплатить ООО «Приор» за выбросы сажи, осуществляемые стационарными установками, в I квартале 2016 года. Для этого нам необходимы данные о фактическом количестве выброшенной в атмосферу сажи (примем его за 0, 0040 т, как это значится в документах ООО «Приор»).

Сначала определим ставку, по которой будет считаться платеж конкретно для ООО «Приор». Для этого нужно умножить значение базовой ставки на коэффициенты, соответствующие деятельности ООО. 1,9 (региональный коэффициент за выбросы в атмосферу) х 1,98 = 3,76. Умножим эту цифру на базовую ставку 3,76 х 80 = 300,96.

Теперь вычислим сумму согласно дифференцированной ставке: количество фактически выброшенной в атмосферу сажи умножим на полученный коэффициент: 0,0040 х 300,96 = 1,2 руб.

Эту сумму ООО «Приор» должно перечислить в качестве авансового платежа НВОС за I квартал 2016 года. Платеж должен быть совершен не позже 20 апреля 2016 года.

Информация Росприроднадзора по поводу изменений в законодательстве об охране окружающей среды в 2019 году

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования проинформировала об изменениях в природоохранном законодательстве с 1 января 2019 года.

С начала этого года вступают в силу положения касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.

Информация актуальная слушателям курсов повышения квалификации по направлениям:

Кем выдается комплексное экологическое разрешение?

Комплексное экологическое разрешение (КЭР) выдается уполномоченным органом после рассмотрения заявки на ее получение. 

Уполномоченными на выдачу комплексных экологических разрешений являются территориальные органы Росприроднадзора.

В какой срок уполномоченный орган будет выдавать КЭР?

В месячный срок на основании положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования комплексного экологического разрешения. 

Разработан проект федерального закона которым для получения КЭР проведение государственной экологической экспертизы материалов его обосновывающих не требуется, при комплектности материалов заявки на получение КЭР и соблюдении требований к заполнению заявки КЭР выдается в течение 3 месяцев с даты регистрации заявки в территориальном органе Росприроднадзора.

Кто обязан получать КЭР?

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории.
  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение. 
  • Нужно ли получать КЭР для объектов II категории?

Для объектов II категории Вы не обязаны получать КЭР, но должны подавать декларацию о воздействии на окружающую среду (ст. 31.2 Закона «Об охране окружающей среды»).

При этом Вы имеете право получить КЭР при наличии отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (п. 12 ст. 31.1, п. 1 ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Каковы сроки обращения на получение КЭР ?

Ссылка на основную публикацию