Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Cкачай приложение МЧС России Правительство Российской Федерации
Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны Скачать оригинал

Осуществление функций по государственному надзору в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Саратовской области возложено на Управление государственного пожарного надзора Главного Управления МЧС России по Саратовской области.

В результате своей деятельности сотрудниками УГПН ГУ МЧС России по Саратовской области проводятся плановые и внеплановые проверки соблюдения обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

По результатам проведенных плановых проверок за 1 полугодие 2010 года сотрудниками УГПН ГУ МЧС России по Саратовской области составлены протоколы об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6,пост. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет следующее правонарушение в области гражданской обороны: «Нарушение правил гражданской обороны».

В соответствии с данной статьей нарушение правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Статья 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В соответствии с частью 1 вышеуказанной статьи невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Дела об административном правонарушении, предусмотренные ст.ст. 20.6, 20.7 КоАП РФ, рассматриваются мировыми судьями.

По результатам рассмотрения административных дел мировыми судьями за 1 полугодие 2010 года в 92 % случаев вынесены решения о привлечении должностных и юридических лиц к административной ответственности.

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

Гражданская оборона: штрафы за непроведение вводного инструктажа в 2019 году

За нарушения в области гражданской обороны штрафы на сегодня – одни из самых больших. Из этой статьи вы узнаете их точные размеры, а также, как избежать ответственности.

С мая 2017 года ответственность за гражданскую оборону замаячила перед каждым работодателем. Во-первых, от соблюдения требований в этой области в конечном итоге зависит жизнь и здоровье каждого сотрудника.

Во-вторых, риск нести ответственность в области гражданской обороны существенно возрос, поскольку в 2019 году все наниматели обязаны проводить для новых сотрудников вводный инструктаж по гражданской обороне. Это необходимо делать в течение первого месяца работы новичка (подп. «г» п. 5 Положения об организации обучения населения в области ГО, утв. постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841).

И вдогонку, необходимо предпринять ещё ряд действий. А именно:

  • разработать программу проведения вводного инструктажа по ГО;
  • планировать и проводить учения и тренировки в рамках гражданской обороны с персоналом в целом.

В России ответственность за нарушение гражданской обороны носит административный характер и установлена Кодексом РФ об административных нарушениях (КоАП РФ).

Привлекать к ответственности за гражданскую оборону в организации могут только чиновники Министерства по чрезвычайным ситуациям России (МЧС) и его территориальные подразделения.

Что говорит закон про ответственность

Административная ответственность за непроведение инструктажа по гражданской обороне в 2019 наступает по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ. Сама норма звучит следующим образом:

  Как пройти онлайн-собеседование при приеме на работу

Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории России от опасностей при ведении военных действий или вследствие них.

Сразу отметим, что данной нормой предусмотрен только штраф за отсутствие вводного инструктажа. Других мер ответственности нет (например, предупреждения).

Интересно, что несмотря на появление у всех работодателей с 02.05.

2017 новых обязанностей, размер ответственности за нарушение требований гражданской обороны, предусмотренный данной статьей, остался на прежнем уровне. Изменений с 2011 до 2019 года не было.

Это можно объяснить только тем, что размер штрафов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям и так, мягко говоря, немаленький. Об этом далее.

Размер санкций

Итак, в 2019 году штраф за отсутствие вводного инструктажа:

  • на должностное лицо – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на работодателя – от 100 000 до 200 000 рублей.

Как видно (см. выше), ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ сформулирована таким образом, что охватывает большое количество возможных нарушений в рассматриваемой сфере.

То есть по ней МЧС выпишет и штраф за отсутствие журнала вводного инструктажа, и штраф за непроведение обучения по гражданской обороне, и накажет за отсутствие приказа о вводном инструктаже (разумеется, штраф будет один за все выявленные нарушения).

Статья 19. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны

В 2019 году обучение правилам ГО приобрело уклон в сторону систематических обучающих курсов для персонала и руководства, а не как ранее (было достаточно ознакомить под роспись с памяткой, как действовать). Поэтому не нарваться на ответственность за непроведение обучения по гражданской обороне будет технически наиболее сложно.

  Можно ли принять ИП на работу?

Также см. «Программа вводного инструктажа по гражданской обороне в 2019 году: типовой образец».

В положение о гражданской обороне внесли изменения

Пока все думают, как быть с онлайн-кассами и персональными данными, незаметно вступили в силу поправки в положение о гражданской обороне.

Теперь у работодателей стало еще больше обязанностей по подготовке сотрудников: нужно готовить, заверять и обновлять кучу документов.

А директорам даже небольших и далеких от всех этих оборонных дел фирм придется пройти платное обучение и сдать экзамены.

Вроде полезное дело, но не такими же методами!

В России есть закон о гражданской обороне и положение о подготовке населения ко всяким плохим делам. Эти документы объясняют, кто, что, как и когда должен делать, чтобы в случае форс-мажора было меньше неприятных последствий.

Вот что теперь обязаны сделать все работодатели:

  • организовать вводный инструктаж для новичков;
  • провести курсовое обучение сотрудников;
  • разработать внутренние документы: приказы, планы, программы мероприятий;
  • провести тренировки и учения;
  • создать материально-техническую базу.

В КоАП есть статья 20.7 по штрафам за нарушение закона о гражданской обороне. Штрафы выписывает региональное МЧС. Оно контролирует, как предприниматели выполняют требования по поводу гражданской обороны.

Если не провести вводный инструктаж по гражданской обороне или не разработать программу курсового обучения сотрудников, могут выписать штраф до 200 тысяч рублей фирме и еще 20 тысяч — директору. Для сравнения, если не использовать онлайновую кассу, оштрафуют на 30 тысяч рублей; если не опубликовать на сайте политику обработки персональных данных — штраф 40 тысяч рублей.

Гражданская оборона необязательно связана с войной, хотя и с этим тоже. Все люди должны знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации. Если случится наводнение, землетрясение, пожар или теракт, нужно понимать, что можно и нельзя делать, как оказать первую помощь и уменьшить ущерб. Детей этому должны учить в школе, а взрослых — на работе.

Лучше не расслабляться. В постановлении правительства упоминаются организации, а в регламенте МЧС по делам гражданской обороны есть расшифровка, что организации — это юридические лица и предприниматели. Поэтому все, у кого есть наемные сотрудники, должны соблюдать закон, проводить обучение и составлять документы.

Перечень и содержание документов, список сотрудников, которым надо пройти обучение, и план мероприятий по гражданской обороне зависит от вида деятельности и численности штата. Есть типовые рекомендации, но их нельзя использовать бездумно. Придется адаптировать, а потом утверждать в МЧС.

Читайте также:  Статья 5. страхователи

Вот с чего нужно начать, чтобы избежать штрафа:

  1. Найдите в своем регионе учебный центр, который занимается обучением по гражданской обороне. Их деятельность не лицензируется, поэтому проверьте, могут ли они выдавать корочки. Обучение одного сотрудника стоит от двух до пяти тысяч рублей. Можно учиться дистанционно: это займет девять дней или меньше.
  2. Договоритесь об обучении.
  3. Закажите пакет документов для своей организации. В Москве это стоит 20—40 тысяч рублей с учетом согласования в МЧС. Если будете менять офис, документы придется утверждать заново, но выйдет дешевле.
  4. Можно составить документы самому, но придется этому научиться и потом ходить по инстанциям. Такое обучение тоже платное, зато при необходимости можно вносить изменения, менять программы, составлять приказы и никому не платить.
  5. Если не знаете, что делать, и не хотите платить деньги, позвоните в региональное отделение МЧС. У них есть консультационные центры, где объяснят, как быть в вашем случае.
  6. Вовремя оформляйте вводный инструктаж для новых сотрудников и обновляйте документы. Из-за забытой подписи или неправильной даты можно потерять десятки тысяч рублей.

Если к вам пришли с проверкой, а документов нет, признавайте вину, убеждайте, что исправитесь, и устраняйте нарушения. В России незнание закона не освобождает от ответственности, но признание вины может уменьшить последствия. А может и не уменьшить.

Правильно вести себя в чрезвычайной ситуации нужно самим людям, чтобы они могли защитить себя, своих детей и имущество. Заставить каждого человека пройти обучение не получится, поэтому эту обязанность возложили на работодателей. Они должны всё организовать и оплатить.

Чтобы работодатели исполняли закон, ввели штрафы. Они действовали и до этих поправок и были такими же большими. Со 2 мая поводов для штрафов стало больше, но соблюдать закон нужно было и раньше.

Если по-честному получить корочку и обучить сотрудников, от этого будет больше пользы, чем вреда. Но даже если подойти к вопросу формально, избежать штрафа несложно. Когда придет проверка, в первую очередь потребуют документы. Если всё правильно и вовремя оформить, вам ничего не грозит.

Поищите на сайтах региональных МЧС список вопросов, на которые нужно иметь ответ при проверке по поводу гражданской обороны, и подготовьте документы по этому перечню. Это может оказаться гораздо проще, чем вы думаете. Но всё равно придется потратить время и деньги.

Постановление правительства — это не формальная бумажка, оно официально вступило в силу. Федеральный закон — тоже официальный и действующий нормативный документ. И административные штрафы по 200 тысяч рублей тоже самые настоящие.

Можно предположить, что инспекторы из МЧС завтра не пойдут с проверками в маленькие офисы, а в первую очередь будут обращать внимание на заводы, которые должны работать, даже если война, или на водоканал с межрайгазом. Готовить сотрудников к работе во время войны или стихийных бедствий важно для больниц, банков, хлебозаводов, школ и атомных станций. А для интернет-магазинов и продавцов инфокурсов, может быть, не так важно.

Но в законе нет ограничения, что его должны соблюдать только компании с большой численностью или стратегически важным видом деятельности. Этот закон касается всех. И проверить тоже могут всех.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Московской области

Срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение предписания, выданного для устранения выявленных нарушений независимо от регулируемой сферы, составляет три месяца

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.

2008
№ 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предпринимателю, который допустил нарушение обязательных требований, должностными лицами контролирующего (надзорного) органа выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего надзор (контроль) согласно статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для привлечения предпринимателя к ответственности в пределах санкции, предусмотренной соответствующими частями названной статьи.

В статье 19.5 КоАП РФ виды административной ответственности размежеваны в зависимости от полномочий контролирующих органов
и оберегаемых ими общественных отношений.

К примеру, в отдельные нормы вынесена ответственность
за невыполнение предписаний органов, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, ветеринарного надзора, федерального государственного пожарного надзора, контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, надзора

за соблюдением трудового законодательства и т.п.

По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности по делу об административном правонарушении, составляет
два месяца, а если дело рассматривается судом – три месяца. При этом
в статье 4.

5 КоАП РФ регламентированы особенности, в соответствии
с которыми давность привлечения к ответственности, исходя из сферы нарушенных законов, составляет один, два, три и шесть лет.

Так, например, за нарушение законодательства о пожарной безопасности,
о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле
срок давности составляет один год, а за нарушение законодательства

о противодействии коррупции – 6 лет.

В правоприменительной практике порядок применения сроков
давности привлечения к ответственности трактовался по-разному, встречались случаи, когда за невыполнение предписания применялся годичный срок давности. Обосновывалось такое применение тем,
что в предписании содержались требования об устранении нарушений законов, за неисполнение которых срок давности привлечения

к административной ответственности составляет один год со дня совершения правонарушения (например, законодательство о градостроительной деятельности, о техническом регулировании и т.п.).

Однако Конституционный Суд Российской Федерации в Определении
от 26.03.2019 № 823-О указал, что закрепление специальных (особых) сроков давности привлечения к административной ответственности, производных
от нарушения законодательства Российской Федерации того или иного вида,
не влечет за собой применения специальных сроков и определяется

по общему правилу.

Данная позиция была применена Верховным Судом Российской Федерации при принятии судебного решения по жалобе предпринимателя.

Таким образом, ответственность за совершенное правонарушение, предусмотренное статьей 19.5 КоАП РФ, может наступить лишь в пределах двух и трех (если дело рассматривается судом) месяцев со дня
его совершения.

COVID-19: введена уголовная и административная ответственность за нарушения в период действия особых правовых режимов

09.04.2020

Примерное время чтения: 10 мин.

Максим Кошкин Леонид Кравчинский

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о включении в УК РФ и КоАП РФ специальных видов ответственности за нарушение режимов, которые введены или могут быть введены в условиях пандемии коронавируса.

Поправки включают административные штрафы[1]:

— до 40 тыс. руб. для граждан, до 150 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 500 тыс. руб. для юридических лиц,

— до 300 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или смерти;

Читайте также:  Статья 29. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке

до 3 млн. руб. – для юридических лиц,

до 5 млн. руб. – для юридических лиц, при наличии последствий в виде вреда здоровью, имуществу, нарушения порядка и безопасности,

до 10 млн. руб. – для юридических лиц при повторном совершении;

— до 30 тыс. руб. для граждан, до 50 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц, до 300 тыс. руб. – для юридических лиц,

— до 50 тыс. руб. для граждан, до 500 тыс. руб. для должностных лиц, до 1 млн. руб. для предпринимателей и юридических лиц – при наличии последствий в виде вреда здоровью или имуществу;

Поправки предусматривают уголовную ответственность[5]:

  •  за нарушения санитарно-эпидемиологических правил[6]:

— которые повлекли (или создали угрозу повлечь) массовое заболевание или отравление людей – от штрафа от 700 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 2 лет,

— повлекли смерть человека – – от штрафа от 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет,

— повлекли смерть двух или более лиц – лишение свободы до 7 лет;

— от штрафа до 700 тыс. руб. до ограничения свободы на срок до 3 лет, если деяние не имело последствий,

— от штрафа до 1 500 тыс. руб. до лишения свободы на срок до 3 лет, если деяние повлекло причинение вреда здоровью,

— от штрафа до 2 млн. руб. до лишения свободы на срок до 5 лет, если деяние повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия.

Изменения вступили в силу 1 апреля 2020 года. Подробности – ниже.

1. Ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил.

1.1. Введена административная ответственность [8] за допущенные в периоды режима чрезвычайной ситуации или карантина или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания

— нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических правил и противоэпидемических мероприятий),

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Зависит от последствий в виде причинения вреда здоровью или смерти человека

При отсутствии последствий При наличии последствий[9]
  • — для юридических лиц – штраф в размере от 200 000 до 500 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • — для должностных лиц и предпринимателей – штраф в размере от 50 000 до 150 000 рублей (для предпринимателей также возможно приостановление деятельности на срок до 90 суток);
  • — для граждан – штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
  1. — для юридических лиц и предпринимателей – штраф в размере от 500 000 до 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  2. — для должностных лиц – штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет;
  3. — для граждан – штраф в размере от 150 000 до 300 000 рублей.

Нарушение законодательства о гражданской обороне влечет привлечение к административной ответственности виновного лица — прокуратура разъясняет — пресс-центр — главная — официальный сайт городского округа среднеуральск

11 августа 2014

НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ВЛЕЧЕТ ПРИВЛЕЧЕНИЕ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВИНОВНОГО ЛИЦА

Приводится перечень документов для обязательного исполнения

 В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12.02.

1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 21.12.

1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583 утверждены и введены в действие «Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны».

В силу п.3.2.1.

Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

  • При этом должна быть обеспечена сохранность:
  • — защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения;
  • — инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.

Аналогичные требования к защитным сооружениям предусмотрены п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575.

Согласно п.2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.04.1994 № 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.

37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.

С правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.

В силу указанных требований нормативных правовых актов следует, что обязанность по содержанию, обеспечению готовности к использованию защитного сооружения гражданской обороны по предназначению возложена на организации, которым переданы данные сооружения и на учете которых они находятся.

Использование защитных сооружений гражданской обороны в нарушение указанных требований законодательства является существенным нарушением действующего законодательства, ведет в совокупности к нарушению целостности и готовности объекта к использованию в чрезвычайных ситуациях.

Невыполнение указанных требований является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – то есть использование находящегося в федеральной собственности объекта нежилого фонда с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда.

Назад к списку

Режим повышенной готовности в г. Москве и ответственность за его нарушение: коронавирус 2020

Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция была добавлена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

С 5 марта 2020 года Указом Мэра г. Москвы № 12-УМ (далее — «Указ Мэра»), на территории г. Москвы был введен режим повышенной готовности в связи с распространением коронавируса, который устанавливает ряд мер в отношении всех физических лиц, а также работодателей, находящихся в г. Москве и/или прибывающих в г. Москву.

Читайте также:  Глава III. Управление племенным животноводством

В отношении физических лиц, включая иностранных граждан:

  • сообщать о месте и датах пребывания в странах с зарегистрированными случаями коронавируса на горячую линию по номеру телефона +7(495)870-45-09;
  • оперативно обратиться за медицинской помощью на дому;
  • соблюдать постановления санитарных врачей о нахождении в режиме изоляции на дому, а также обеспечить самоизоляцию на дому на срок 14 дней со дня возвращения в Россию из Китая, Кореи, Италии, Ирана, Франции, Германии, Испании, Швейцарии, Великобритании, Норвегии и США.

Это означает, что указанные лица не должны посещать работу, учебу и должны минимизировать посещение общественных мест.

Список стран, посещение которых требует принятия мер, размещается на сайте Роспотребнадзора и постоянно обновляется.

В отношении работодателей:

  • обеспечить измерения температуры тела работникам на рабочих местах;
  • отстранять от нахождения на рабочем месте работников с повышенной температурой и оказывать содействие работникам в обеспечении режима самоизоляции;
  • по запросу, предоставлять Роспотребнадзору информацию о контактах заболевшего работника, которые были у него в связи с исполнением трудовых функций;
  • проводить дезинфекцию помещений, где находился заболевший.
  • Указ Мэра вводит запрет до 10 апреля 2020 года на проведение любых массовых мероприятий (включая спортивных, публичных и иных) с числом участников более 5 тысяч человек.
  • Режим повышенной готовности также вводится и в других регионах России (например, Липецкая область, Амурская область, Новгородская область, Курская область).
  • Требования Указа Мэра распространяются на всех физических лиц вне зависимости от гражданства, а также всех работодателей, осуществляющих деятельность в городе.
  • Нарушение Указа Мэра влечет наступление уголовной и административной ответственности.

Уголовная ответственность:

Уголовный кодекс РФ (далее — «УК РФ») устанавливает ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил, когда такие нарушения повлекли за собой массовое заболевание или отравление людей, в том числе смерть человека (ст. 236 УК РФ), в виде:

  • штрафа в размере до 80,000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 6 месяцев; либо
  • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; либо
  • обязательных работ на срок от 360 до 480 часов; либо
  • исправительных работ на срок от 6 месяцев до 2 лет; либо
  • принудительных работ на срок до 5 лет; либо
  • ограничения свободы на срок до 1 года; либо
  • лишения свободы на срок до 5 лет.

УК РФ также устанавливает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (несообщение о возвращении из стран с неблагополучной ситуацией с распространением новой коронавирусной инфекции) может повлечь наступление уголовной ответственности (ст. 237 УК РФ) в виде:

  • штрафа в размере до 300,000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 2 лет; либо
  • принудительных работ на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового; либо
  • лишения свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Уголовная ответственность наступает только в отношении физических лиц и только на основании решения суда.

Административная ответственность:

Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее — «КоАП РФ») устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (ст. 6.3 КоАП РФ). Неисполнение мер, предусмотренных Указом Мэра, может быть основанием для привлечения компании и ее должностного лица (например, Генерального директора), а также физических лиц к административной ответственности в виде:

  • для компаний — штрафа в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток;
  • для должностных лиц — штрафа в размере от 500 рублей до 1,000 рублей;
  • для физических лиц — штрафа в размере от 100 рублей до 500 рублей.

Потенциально возможно также применение ст. 19.4, 19.5, 20.

6 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор, невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор, невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, соответственно, в виде:

  • для компаний — штрафа в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ); в размере от 100,000 рублей до 200,000 рублей (ст. 20.6. КоАП РФ);
  • для должностных лиц — штрафа в размере от 2,000 рублей до 4,000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ); в размере от 1,000 рублей до 2,000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет (ст. 19.5 КоАП РФ); в размере от 10,000 рублей до 20,000 рублей (ст. 20.6. КоАП РФ);
  • для физических лиц — штрафа в размере от 500 рублей до 1,000 рублей (ст. 19.4 КоАП РФ); в размере от 300 рублей до 500 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

Указанная ответственность в полной мере распространяется и на иностранных лиц.

Кроме того, нарушение иностранцами положений Указа Мэра может также расцениваться проверяющими органами как нарушение правил режима пребывания в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ). За указанное нарушение в г.

Москве иностранные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере до 7,000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.

Закон г. Москвы «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» также предусматривает административную ответственность за нарушение установленных нормативными актами г. Москвы требований в области защиты населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 3.18), в виде:

  • для должностных лиц — штрафа в размере от 4,000 рублей до 5,000 рублей.
  1. Соблюдение Указа Мэра, в частности, соблюдение режима самоизоляции, отслеживается с помощью системы видеонаблюдения.
  2. В случае нарушения режима самоизоляции, физическое лицо может быть размещено в специальном обсервационном центре.
  3. Дела об административных правонарушениях будет рассматривать Административная комиссия при Правительстве Москвы по делам об административных правонарушениях.
  4. Протоколы о совершении административного правонарушения составляет Департамент по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы.
  5. В ближайшее время в Минздрав РФ и Роспотребнадзор будут направлены запросы с просьбой разъяснить предусмотренные ограничительные меры.

Надеемся, предоставленная информация окажется для вас полезной. Если вы или кто-то из ваших коллег хотели бы получать наши информационные письма по почте, пожалуйста, заполните форму «Подписаться на рассылки» внизу страницы.

Практики: Трудовое право

Примечание: Обращаем ваше внимание на то, что вся информация была взята из открытых источников. Автор данного письма не несет ответственность за последствия, возникшие в результате принятия решений на основе данной информации.

Ссылка на основную публикацию