Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии

Статья 19. Основания для прекращения, приостановления или ограничения действия лицензии

Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:

Основание Субъект
Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель
Добровольно Представление заявления
В силу закона Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) Прекращение деятельности в качестве ИП
Принудительно Решение суда об аннулировании лицензии

В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.

2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.

2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.

Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.

При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.

2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.

При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.

Читайте также:  Статья 63. Защита интересов акционеров акционерных инвестиционных фондов и владельцев инвестиционных паев
Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований
Срок приостановления
срок исполнения вновь выданного предписания срок административного приостановления деятельности
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем
  • истечение срока исполнения
  • подписание акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения

вновь выданного предписания

  • истечение срока
  • досрочного прекращения

административного приостановления деятельности

Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.

В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Действие лицензии прекращается со дня:

  • принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
  • внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • вступление в силу решения суда.

Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.

Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.

У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.

В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.

Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.

В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.

Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).

Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.

В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.

Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.

Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.

У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.

Административное приостановление деятельности — Эльба

У госорганов есть право на три месяца остановить бизнес. Такое бывает за нарушение санпинов, пожарной безопасности и некоторых других законов. 

Из-за остановки предприниматель теряет прибыль. А ещё рискует заплатить штраф и вообще потерять своё дело, если не разберётся с нарушениями. Проблемы нарастают, как снежный ком.

Мы ответили на основные вопросы о приостановлении деятельности. Они помогут действовать эффективно, если это коснулось вас.

В чём суть административного приостановления деятельности?

Административное приостановление деятельности — это наказание за нарушение закона по ст. 3.12 КоАП РФ. 

Предпринимателю запрещают работать в конкретном помещении, оказывать услуги или торговать на срок до трёх месяцев. Тут же говорят, какие нарушения надо устранить. 

Например, пиццерию закрывают из-за шумной вентиляции не по санпину. Значит, предприниматель должен решить вопрос с уровнем шума.

Бизнес ставят на стоп по решению суда. В суд обращаются Роспотребнадзор, МЧС или миграционная служба после внеплановой проверки — зависит от нарушения. Проверяют по жалобе клиента, работника или конкурента. Остановка деятельности в малом бизнесе — всегда результат чьей-то жалобы.

После решения суда к предпринимателю в течение суток приходят приставы. Они опечатывают двери и окна, накладывают пломбы на кассы, холодильники, печи. Если в помещение не пускают, приставы зовут полицию.

Приставы составляют акт о приостановлении деятельности. С этого дня считают срок. 

Закрыть бизнес могут и до суда, если есть опасность эпидемии или катастрофы. Это называется временным запретом деятельности по ст. 27.16 КоАП РФ. Временный запрет засчитают в срок приостановления деятельности.

При наложении пломб приставам нельзя портить отделку, замки и оборудование, выключать холодильник с продуктами и вредить как-то ещё. Это сказано в ст. 32.12 КоАП РФ. Если сотрудники что-то испортили, можно взыскать деньги. 

Дальше предприниматель берётся за нарушения, а приставы следят. В опечатанное помещение заходят по согласованию с ними.

  • После устранения нарушения предприниматель работает дальше — наказание снято.
  • Как предпринимателю защититься при административной проверке
  • Как подготовиться к проверке Роспотребнадзора

За что приостанавливают деятельность?

  1. Небольшому бизнесу грозит приостановка за:
  2. — нарушение санпинов в общепите, парикмахерской;
  3. — вывоз мусора не по санпинам;
  4. — нарушение пожарной безопасности в помещении;
  5. — опасные условия труда для продавцов, мастеров;
  6. — торговлю товарами без возрастной маркировки;
  7. — труд иностранцев без разрешения на работу или неуведомление миграционной службы;
  8. — концерты с матом в баре.

Например, кафе и рестораны часто закрывают по ст. 6.6 КоАП РФ за нарушения санпинов на кухне.

Закрывают не за всякое нарушение. Проверяющие должны увидеть угрозу людям, порядку, нравственности или природе. Принцип такой: если не закрыть сейчас, потом будет хуже.

  • За небольшие нарушения не закрывают, а назначают штраф.
  • Требования пожарной безопасности простыми словами

Эльба возьмёт бухгалтерию на себя. Сервис подготовит отчётность и отправит её через интернет. Рассчитает налоги, уменьшит на взносы — и вы получите готовые платёжки для оплаты.

А можно выбрать приостановление деятельности вместо штрафа?

За многие нарушения закон предлагает два наказания: штраф или приостановление деятельности. Наказание выбирает суд. 

Часто предпринимателю дешевле перетерпеть остановку бизнеса, чем заплатить штраф. 

Например, за найм иностранцев в Москве без разрешения на работу юрлицу грозит штраф до 1 000 000 ₽ или приостановление деятельности по ст. 18.15 КоАП РФ. 

В сравнении с максимальным штрафом потеря прибыли и хлопоты с разрешением от миграционной службы многим покажутся мелочью.

Заменить штраф на приостановление деятельности нельзя. 

Считается, что приостановление суровее штрафа — ст. 3.12 КоАП РФ. Бизнес останавливают, когда есть опасность. Если чиновники не видят угрозу массовых отравлений, пожаров или падения нравственности, бизнес штрафуют. Правило странное: наказание легче, а предпринимателю больнее. 

Обжаловать штраф и просить приостановление бесполезно — вы проиграете. Такая замена запрещена пунктом 18.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10.

Предприниматель ремонтировала фасад магазина. В подсобные рабочие взяла молодого человека из Узбекистана. Разрешение на работу не проверила. 

Кто-то пожаловался в миграционную службу и предпринимателя оштрафовали на 250 000 ₽.

Женщина пожаловалась в суд и попросила замену на приостановление деятельности. Мол, за это время оформят разрешение. 

В замене ей отказали, объяснив следующее. Остановка работы — это крайняя мера. Вы не поняли, штраф — лёгкое наказание, вам повезло. Тем более штраф выписали в самом маленьком размере. 

Дело № А06-6411/2012 

Что будет, если продолжить работать во время приостановления?

Во время остановки предпринимателя проверяют приставы. Они следят за целостностью печатей и пломб.

Если приставы узнают, что вы работали как ни в чём не бывало, составят новый акт и заново опломбируют. Время остановки увеличится на дни вашей работы.

Что будет, если тихо переждать приостановление?

Когда выйдет срок остановки, придёт чиновник, проводивший проверку. Теперь его задача — проверить устранение нарушений.

За неустраненные нарушения чиновник оштрафует по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Штраф небольшой: ИП до 500 ₽, юрлицу до 20 000 ₽. Но штрафом дело не кончится.

Формально после окончания остановки можно работать дальше даже с нарушениями. Но бизнес останется на контроле у чиновников. Рано или поздно придёт новая проверка, снова закроют, потом оштрафуют. Как в колесе сансары.

Ещё чиновник может через суд закрыть насовсем ваш опасный бизнес по ст. 1065 ГК РФ. Обычно запрещают работать в конкретном помещении или торговать определённым товаром. Но такой запрет для малого бизнеса может стать полным финишем.

Как быть с зарплатой, налогами и арендой, пока нельзя работать?

Остановка работы — проблема предпринимателя. От выплат поставщикам, арендодателю, налогов и взносов за персонал не освобождают.

Увольнять работников нельзя. Но по зарплате есть небольшие послабления.

Когда бизнес поставили на стоп из-за опасных рабочих мест, работодатель обязан платить средний заработок по ст. 220 ТК РФ. На это время работника можно перевести на другую работу. Например, администратору выдачи заказов в интернет-магазине поручить приём звонков клиентов. О переводе издают приказ.

При нарушении санитарных, пожарных и других правил принимают приказ о простое. Во время простоя сотрудники не работают, но получают две трети среднего заработка. Так сказано в ст. 157 ТК РФ. Или можно перевести на другую работу, но со средним заработком.

Как отменить приостановление деятельности раньше срока?

Бизнес останавливают, чтобы снять угрозу. Если нарушения убрали, можно открываться для клиентов, не выжидая конца срока. Но понадобятся формальности и немного времени. 

Предприниматель снова зовёт чиновника. Тот фиксирует, что с нарушениями разобрались и выдаёт акт. 

Дальше предприниматель подаёт в суд ходатайство о досрочном прекращении приостановления деятельности и прикладывает акт.

Суд рассмотрит ходатайство в течение пяти дней. Если вопросов нет, разрешат работать дальше. И можно выдохнуть.

Статья актуальна на 03.02.2021

Прекращение права пользования недрами

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Недропользование » Прекращение права пользования недрами

  • В статье раскрыты такие вопросы как: прекращение права пользования недрами (общие положения); приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами (понятие и особенности); основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами
  • Содержание
  • Ввиду особой значимости предмета правоотношений по недропользованию, законодателем установлен особый механизм их возникновения и прекращения.

Прекращение права пользования недрами. Общие положения

Прекращение права пользования недрами представляет собой одну из самых действенных государственных мер в сфере недропользования, побуждающих пользователей недр соблюдать условия лицензий и все иные требования закона. Очевидно, что риск потери прибыли или возникновения убытков в связи с прекращением коммерческой деятельности является эффективным способом воздействия на недропользователей.

Одной из особенностей прекращения права недропользования является его внесудебный порядок. В первую очередь, это связано с тем, что пользователи недр «работают» с участком недр, являющимся государственной собственностью, обеспечивающей публичный интерес.

Помимо этого, такая деятельность сопряжена с повышенной экологической опасностью, а также риском возникновения опасности для жизни и здоровья населения.

Поэтому процедура прекращения права пользования участком недр должна быть предельно быстрой, простой и эффективной.

Основания прекращения права пользования недрами (ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах»):

  1. Истечение установленного в лицензии срока ее действия.

Лицензия в обязательном порядке содержит срок ее действия (п. 5 ст. 12 Закона «О недрах»). Срок действия лицензии фактически означает срок, на который участок недр предоставляется в пользование.

Как следует из ст. 10 Закона «О недрах», участок может быть предоставлен для недропользования на определенный срок либо бессрочно. Если пользователь не предпринимает меры, направленные на продление указанного в лицензии срока действия, право недропользования прекращается.

  1. Отказ владельца лицензии от права пользования недрами.

Возможность отказаться от права недропользования – безусловное правомочие владельца лицензии. Основания отказа правового значения не имеют. Единственное условие реализации этого права заключается в своевременном — не менее чем за 6 месяцев — уведомлении об этом органа, выдавшего лицензию.

Письменное заявление об отказе от права пользования участком недр составляется владельцем лицензии в произвольной форме и направляется руководителю территориального органа Федерального агентства по недропользованию (далее по тексту – Роснедра).

В рассмотрении такого заявления может быть отказано по формальным основаниям ввиду не предоставления необходимых документов, определенных нормативно-правовыми актами (Административным регламентом Роснедр № 315 от 29.09.2009). В остальных случаях, при выполнении заявителем мероприятий, обеспечивающих сохранность участка недр, право недропользования будет прекращено. 

  1. Возникновение условия, с наступлением которого прекращается право недропользования, если это условие отражено в лицензии.

Законодательно такие условия не закреплены. Исходя из сложившейся судебной практики, под ними понимаются любые обстоятельства, существенно изменяющие изначально определённые условия пользования участком недр и влекущие необходимость прекращения этого права. Для того, чтобы породить такие юридические последствия, соответствующее условие обязательно должно быть обозначено в лицензии.

  1. Переоформление лицензии с нарушением требований закона.

Лицензия подлежит переоформлению при переходе права пользования участком недр. При этом условия, установленные предыдущей лицензией, не пересматриваются (ст. 17.1 Закона «О недрах»). В первую очередь, это положение касается перехода права пользования недрами при реорганизации либо ликвидации юридического лица – недропользователя.

Нарушение требований Закона «О недрах», а также соответствующих ведомственных нормативных актов при переоформлении такой лицензии влечет прекращение права пользования недрами и восстановление этого права первоначального пользователя.

  1. Случаи, предусмотренные законодательством РФ о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Отсылая правоприменителя к законодательству о концессионных соглашениях, положения п. 5 ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах» касаются участка недр, который предоставлялся концессионеру для возведения и использования подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В реальной жизни положения данной нормы практически не применяются.

Перечень оснований для прекращения права недропользования является закрытым, расширительному толкованию не подлежит. Возникновение любого из этих обстоятельств является безусловным основанием для прекращения права пользования участком недр.

Прекращение права пользования недрами в силу закона (ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах»), необходимо отличать от досрочного прекращения, приостановления или ограничения такого права на основании специального решения уполномоченного органа (ч. 2 ст. 20 Закона «О недрах»).

Приостановление, ограничение и досрочное прекращение права пользования недрами. Понятие и особенности

Анализ положений п. 107 Административного регламента Роснедр № 315 от 29.09.2009 позволяет определить следующее:

  1. Приостановление права пользования недрами – это временное прекращение основной деятельности субъекта и связанных с ней вспомогательных работ, исключая деятельность, направленную на обеспечение сохранения природных ресурсов и безопасности объекта.

Приостановление права недропользования – одна из самых мягких мер, применяемых при возникновении оснований, предусмотренных законом. При такой процедуре лицензия на право пользования участком недр с государственного учета не снимается.

  1. Ограничение права пользования недрами представляет собой временный (либо постоянный) запрет на осуществление определенных видов деятельности, если они создали (либо могут создать) угрозу жизни и здоровью, а также отрицательно повлиять на окружающую среду.

Ограничение права пользования недрами применяется до устранения соответствующих причин, вызвавших такую ситуацию. При ограничении права пользования участком недр лицензия остается в силе в части тех видов деятельности, запрет на которые не наложен.

  1. Досрочное прекращение права пользования недрами влечёт полное прекращение всех видов деятельности на участке (за исключением работ, направленных на консервацию и ликвидацию объекта).

Досрочно прекращённая лицензия, предоставлявшая лицу право пользования недрами, снимается с государственного учета и передаётся на хранение в соответствующий орган.

Приостановление (и ограничение) права пользования участком недр не равнозначно досрочному прекращению такого права, так как, в отличие от последнего, действия лицензии не прекращает.  Более того, если обстоятельства, послужившие причиной приостановления (ограничения) устранены, право недропользования может быть полностью восстановлено (ст. 21 Закона «О недрах»).

Решение вопроса о применении определённой меры воздействия (приостановление, ограничение либо досрочное прекращение деятельности) относится к компетенции органа, выдавшего лицензию.

Основания и порядок досрочного прекращения (приостановления или ограничения) права пользования недрами

Основаниями приостановления, ограничения и досрочного прекращения права пользования недрами являются:

  1. Непосредственная угроза жизни (здоровью) людей, которые работают или проживают возле зоны проведения соответствующих работ.
  2. Возникновение различных чрезвычайных ситуаций.

Поскольку эта группа оснований связана с возможностью возникновения экологической опасности и причинения серьёзного вреда как людям, так и природным ресурсам, законодателем закреплен механизм быстрого реагирования и устранения подобных ситуаций.

 При наличии таких оснований использование участка недр прекращается сразу же после принятия государственным органом соответствующего решения и письменного уведомления недропользователя об этом;

  1. Нарушение недропользователем существенных условий лицензии;
  2. Нарушение (систематическое) недропользователем правил пользования недрами;
  3. Бездействие недропользователя, выражающееся в том, что работы по пользованию недрами в установленные сроки им не начаты;
  4. Нарушение недропользователем норм о предоставлении отчётности и геологической информации.

Эта группа оснований связана с нарушением пользователем недр своих обязанностей. Выявив такие нарушения, компетентный государственный орган может принять решение о прекращении (приостановлении, ограничении) права пользования недрами.

Для этого в адрес недропользователя направляется письменное уведомление о допущенных нарушениях и необходимости их устранения.

Если в течение трёх месяцев со дня получения такого уведомления нарушения не устранены, право пользования недрами может быть досрочно прекращено (приостановлено, ограничено).

  1. Инициатива владельца лицензии либо инициатива недропользователя по его заявлению.

Эти два основания представляют собой форму выражения свободной воли недропользователей и не зависят от вмешательства контролирующего государственного органа.

В отличие от ч. 1 ст. 20 Закона «О недрах», положения ч.2 этого закона носят не императивный, а альтернативный характер.

Государственному органу, выдавшему лицензию на недропользование, предоставлена возможность выбора – досрочно прекратить (приостановить, ограничить) право пользования недрами либо нет.

Такое решение принимается в каждой конкретной ситуации, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ограничение, приостановление и отзыв лицензии на осуществлении страховой деятельности

Органы по страховому надзору наделяются полномочиями по принятию мер к недобросовестно настроенным страховщикам, которые нарушают законодательство, представляют угрозу для интересов страхователей. В соответствии с Федеральным законом «Об организации страхового дела в РФ» при выявлении нарушений у страховщиков надзорные органы вправе:

  • Выдавать им предписания по устранению недостатков;
  • Приостанавливать или ограничивать действие лицензий при неисполнении предписаний;
  • Принимать решения по отзыву лицензий.

Замечание 1

Органы надзора вправе обратиться в арбитражный суд с иском по ликвидации страховой компании при неоднократных нарушениях ею законодательства, а также с иском по ликвидации организаций, которые занимаются страхованием без лицензий.

Что такое предписание?

Предписание является письменным указанием органов по страховому надзору, которое обязывает страховщика в учрежденный срок устранять выявленные нарушения. Оно выдается при нарушении страховщиками законодательных требований. Основаниями для выдачи предписаний являются следующие разновидности нарушений:

  1. Осуществление разновидностей страхования, которые не предусмотрены лицензией, а также приложением к ней, либо на территории, в ней не заявляемой.

  2. Осуществление разновидностей деятельности, которые запрещены законодательством для страховых компаний, а именно:

    • торгово-посреднической,
    • производственной,
    • банковской.
  3. Нарушения финансового плана:

    • нарушение учрежденного порядка по формированию и размещению страховых резервов;
    • несоблюдение страховщиками нормативного отношения между обязательствами и активами;
    • неисполнение страховщиком обязанностей, которые предусмотрены ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»;
    • непредставление статистической и бухгалтерской отчетности или ее представление при нарушении учрежденного порядка и сроков ее представления;
    • непредоставление (не полное предоставление) в срок документации, требуемой органом по страховому надзору либо его территориальными органами;
    • учреждение факта по представлению недостоверной информации в документации, явившейся основанием для выдачи лицензионного документа, а также в отчетах по деятельности страховщика;
    • несообщение в месячный срок в надзорные органы о дополнениях и изменения, которые внесены в учредительную документацию, структуру тарифных ставок и правила страхования;
    • иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Замечание 2

После устранения недостатков, которые указаны в предписании, страховщик должен предоставить отчет об их устранении. Если на протяжении установленного срока предписание не исполнено, то возможно ограничение, а позже и приостановление действия лицензии.

Ограничение, приостановление, отзыв лицензии

Ограничение действия лицензии является запретом (до устранения нарушений, которые установлены в деятельности страховщика) на заключение новых страховых договоров и продление действующих по отдельным разновидностям страховой деятельности либо на некой определенной территории.

Приостановление действия лицензии является запретом до устранения нарушений, которые были установлены в деятельности страховщика, заключать новые страховые договоры, а также продлевать действующие по всем разновидностям страховой деятельности, на которые выдавалась лицензия.

При приостановлении и ограничении действия лицензии страховщик исполняет принятые обязательства по заключенным ранее страховым договорам до истечения их срока действия.

Решение по ограничению либо приостановлению действия лицензии должно приниматься коллегией надзорного органа, оно сообщается страховщику, соответственному налоговому органу и публикуется в печатном издании.

Решение по возобновлению лицензии может приниматься лишь после устранения нарушений, оно также публикуется в печатном издании.

Отзыв лицензии является запретом на реализацию страховой деятельности, исключая исполнение обязательств, которые приняты по действующим страховым договорам. Притом средства резервов страхования могут использоваться страховщиком только для исполнения обязательств по страховым договорам.

Основаниями для отзыва лицензии являются:

  1. Неоднократное (свыше одного раза) принятие решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа;
  2. Неустранение в установленный срок нарушения, явившегося основанием по принятию решения по ограничению либо приостановлению действия лицензионного документа, либо непредоставление отчетности по устранению таких нарушении;
  3. Судебное решение, которое подтверждает факт осуществления страховщиком противозаконной деятельности;
  4. Представление федерального антимонопольного органа и его территориальных подразделений по установлению фактов нарушения страховщиком требований к деятельности рекламного характера;
  5. Иные основания, которые предусмотрены действующим законодательством.

Решение по отзыву лицензии сообщается страховщику, органам страхового надзора на местах, соответственному налоговому органу, а также должно быть опубликовано в печати. Отозванную лицензию страховщик должен вернуть в федеральный надзорный орган в срок, не превышающий десяти дней, со дня получения (публикации) решения.

Решение по приостановлению либо прекращению действия лицензии медицинской страховой организации принимается органами надзора в таких случаях:

  • Систематическое неисполнение обязательств по договорам медицинского обязательного страхования;
  • Отказ представления затребованных органами надзора документов, связанных с произведением медицинского обязательного страхования;
  • Установление фактов по предоставлению недостоверных сведений в документации, послужившей основанием для выдачи лицензионной документации;
  • Систематическое несвоевременное сообщение о внесении дополнений и изменений в учредительную документацию и др.
Ссылка на основную публикацию