Статья 15. Тайна связи

В век информационных технологий сложно представить нашу жизнь без связи. Одним из важнейших правовых актов, регулирующих эти сферу, является федеральный закон «О связи» (ФЗ №126). Расскажем, какую роль он играет и как регулирует предоставление коммуникационных услуг.

Суть закона

Правовой акт принят в 2003 году, с этого времени он регулирует отношения, связанные с вводом в действие и использованием коммуникационных сооружений и сетей радиочастотного спектра, оказанием услуг почтовой и электросвязи.

Пять основных целей закона:

  • создать условия для развития современных технологий;
  • защищать интересы пользователей коммуникационных услуг;
  • обеспечить честную конкуренцию на рынке;
  • контролировать радиочастотные ресурсы;
  • помогать работе органов правопорядка, обороны и безопасности.

Он действует и за пределами страны, если операторы работают на территориях, подведомственных РФ. Отношения, которые не входят в сферу действия ФЗ №126, регулируются другими правовыми актами.

Сфера связи регулируется комплексно. Законодательство в этой области состоит из Конституции, международных договоров, постановлений Правительства, распоряжений президента. Применяются нормы международного соглашения, если ФЗ «О связи» устанавливает иные правила.

Кто владеет коммуникационными средствами

  • Объекты связи могут находиться в федеральном, региональном, муниципальном, частном владении или принадлежать юридическим лицам.
  • Изменение формы владения разрешено, если оно не ухудшит качество услуг и права пользователей.
  • Структура и состав объектов утверждаются в процессе планирования развития населенных пунктов. Выделяют следующие виды объектов связи:
  • линейно-кабельные сооружения;
  • помещения для размещения коммуникационных средств;
  • мощности для стабильной работы системы.

Госорганы обязаны содействовать созданию новых объектов для коммуникационных организаций. Агенты заключают соглашения с владельцем инфраструктур, где определяется порядок ее использования. За неисполнение контракта предусмотрена ответственность. Так, если объект становится непригодным для эксплуатации, то контракт расторгается через суд.

Какие возможности дает закон

Правовой акт регулирует порядок заключения договора с операторами. Абоненты должны предоставить свои реальные паспортные данные, а оператор обязан эту информацию проверить. Сейчас интернетом пользуется почти каждый, и зачастую пользователи недовольны качеством услуг. Правительство утверждает правила взаимодействия пользователей и операторов:

  • права и обязанности сторон;
  • расчеты по договору;
  • порядок направления претензий;
  • ответственность сторон.

Многие абоненты безумно устали от бесконечных рассылок. ФЗ №126 защищает их права: отправка сообщений допускается только при наличии их одобрения. При возникновении разногласий оператору придется доказывать, что пользователь услуги действительно согласился на рассылку. Если одобрения не было, действия оператора признаются незаконными.

Шесть основных прав абонентов:

  • получение качественной связи, соответствующей требованиям лицензий и технических регламентов;
  • сохранение мобильного номера в случае перехода к другому оператору в том же регионе;
  • информирование о порядке обслуживания сторонними лицами в случае их подключения оператором;
  • свободный доступ инвалидов к почтовым отделения и салонам связи;
  • бесплатное получение информационного обслуживания;
  • бесплатный просмотр основных телевизионных и радиоканалов.

Оператор связи не вправе самовольно изменять список транслируемых каналов. Любые перемены обязательно согласовываются с вещателем.

Статья 15. Тайна связи

Изменения в законе

Коммуникационные технологии развиваются стремительно, и правовое регулирование должно за ними успевать. Поэтому в ФЗ №126 неоднократно вносились коррективы. Статья 12 была дополнена важным пунктом. Правительство должно следить за подготовкой и эксплуатацией ресурсов единой электросвязи РФ, от которых зависит работа критически важных объектов.

Контроль над использованием коммуникационных сетей усилился. Операторов обязали прекратить оказание услуг в случае получения запроса оперативно-розыскных структур или контролирующих органов. Запрос поступает в ситуациях расхождения информации, указанной абонентом с паспортными данными или для предотвращения преступлений в сфере связи (п. 1 ст. 46 ФЗ №126).

Закон касается вещателей, провайдеров, операторов мобильной связи и агентов. Он играет важную роль в жизни общества: защищает интересы абонентов и создает условия для безопасного пользования коммуникационными средствами.

Юрист Крапивницкая Анна Владимировна.

Об ответственности за разглашение государственной тайны

Статья 15. Тайна связи

Адвокат Антонов А.П.

Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) 283 «Разглашение государственной тайны» и 284 «Утрата документов, содержащих государственную тайну» предусматривают уголовную ответственность официально допущенных к госсекретам лиц, чьи деяния нарушают установленный порядок обеспечения сохранности государственной тайны. Эти преступления совершаются без преступного сговора с зарубежными спецслужбами и без намерений вступить в такой сговор с целью причинения ущерба безопасности России, тем не менее они объективно способствует утечке российских секретов за рубеж и последующему использованию в деятельности против безопасности нашей страны.

Основным непосредственным объектом как разглашения государственной тайны, так и утраты документов, содержащих государственную тайну, следует считать безопасность государства как состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешних и внутренних угроз, связанных с утратой Россией монопольного владения своими секретами. Дополнительным непосредственным объектом выступают установленные правила обращения со сведениями, составляющими гостайну.

В качестве предмета разглашения выступают сведения, составляющие государственную тайну, понятие и содержание которой дается в Законе РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (ред. от 20.07.2018) «О государственной тайне».

Согласно статье 2 этого нормативного акта гостайну образуют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности России.

Тематика сведений, составляющих государственную тайну, указана в ст. 5 того же Федерального закона, а их исчерпывающий круг определен в открытом для всеобщего сведения Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента России от 30 ноября 1995 г. N 1203 (ред. от 08.08.2019)).

Сведениям, составляющим гостайну, присваиваются грифы секретности «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Предметом утраты документов, содержащих гостайну, являются материальные носители (документы, предметы) сведений, составляющих государственную тайну.

Документом согласно Федеральному закону «Об обязательном экземпляре документов» признается материальный носитель с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи (фонограммы), изображения или их сочетания, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования и хранения. Каждый из перечисленных видов документов, если он содержит отнесенные к государственной тайне сведения, и будет составлять предмет рассматриваемого преступления. Предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, следует считать различные материальные объекты, информацию о которых государство посчитало целесообразным засекретить. Это могут быть различного рода изделия, материалы, образцы техники, вооружения, отдельные узлы и детали технических устройств, оборудование, компоненты ракетного топлива, шифры, коды, негативы, фотоснимки и т.п.. К носителям сведений, содержащих государственную тайну следует относить и физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Объективную сторону простого разглашения государственной тайны (ч. 1 ст. 283) составляют любые деяния, приводящие к преданию данной информации огласке различными способами.

Способы разглашения могут быть: устными (выступление, ведение переговоров, частные разговоры), письменными (использование секретных сведений в несекретной служебной переписке, опубликование в книге, газете, научной статье, указание в письме), демонстрационными (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), связанными с нарушением установленного порядка хранения и пользования гостайной (ведение переговоров по незащищенным линиям связи, оставление секретных документов или предметов в местах, где возможно ознакомление с ними других лиц, занесение секретных сведений в не предназначенные для этого блокноты и их последующая потеря), в сети Интернет (в электронных письмах, на общедоступных сайтах и личных страничках пользователей).

Признаки диспозиции, да и название ст. 283 УК РФ не в полной мере соответствуют фактическому содержанию криминализуемого ею деяния. Термин «разглашение» предполагает доведение информации до кого-либо исключительно устным способом (при помощи голоса).

Фактически же разглашение гостайны происходит не только в устной, но и письменной, электронной, демонстрационной и иных формах. В этой связи представляется логичным заменить в названии и в тексте статьи «разглашение» на «предание огласке».

«Предание огласке» подразумевает все способы распространения каких-либо сведений, ибо проистекает из понятия «гласность», которая приобрела сегодня универсально широкий смысл.

Обязательный признак объективной стороны разглашения — государственная тайна становится достоянием посторонних лиц. «Постороннее лицо — это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным».

Простое разглашение государственной тайны может совершаться как умышленно (с прямым или косвенным умыслом), так и по неосторожности (в форме легкомыслия или небрежности).

Мотивами разглашения гостайны чаще всего выступают хвастовство, болтливость, стремление показать свою значимость, компетентность, сопричастность к делам государственной важности, желание помочь близким в подготовке научной работы.

Хотя мотивы не являются составообразующим признаком, они подлежат обязательному установлению, ибо характеризуют личность субъекта, степень его вины и в конечном счете влияют на назначаемое судом наказание.

Объективную сторону квалифицированного состава разглашения государственной тайны (ч. 2 ст. 283 УК РФ) составляют деяния, образующие объективную сторону простого разглашения, но повлекшие по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжкие последствия имеют оценочный характер, т.е. признаются таковыми с учетом обстоятельств совершенного преступления, конкретной политической, экономической или боевой обстановки.

К их числу можно отнести: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв важных государственных мероприятий или научных исследований, крупный экономический ущерб, вынужденную передислокацию стратегического объекта, провал крупной оперативной или войсковой операции, срыв важных переговоров и соглашений Российской Федерации, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России.

  • Субъективная сторона квалифицированного разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом неосторожностью (само разглашение совершено, и тяжкие последствия наступили по неосторожности), либо «двойной» формой вины (разглашение является умышленным, а тяжкие последствия наступают по неосторожности).
  • Объективная сторона утраты документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (материальных носителей гостайны) (ст. 264 УК РФ), складывается из совокупности четырех обстоятельств:
  • а) нарушения секретоносителем установленных правил обращения с материальными носителями государственной тайны;
  • б) утраты таких документов или предметов вследствие нарушения установленных правил обращения с секретами;
  • в) наступления тяжких последствий;
  • г) причинной связи между утратой материальных носителей гостайны и наступившими тяжкими последствиями.
Читайте также:  Статья 3. государственная гражданская служба российской федерации

Под утратой документа или предмета понимается происшедший в результате нарушения установленных правил обращения выход материального носителя гостайны из владения ответственного лица, имеющего допуск к государственной тайне. Документ (предмет) считается вышедшим из владения секретоносителя, если он не находится ни у него, ни в месте постоянного хранения.

Правила обращения с документами и предметами, содержащими или составляющими государственную тайну, регламентируются Законом «О государственной тайне» и различными общефедеральными и ведомственными подзаконными актами (инструкциями, положениями, уставами, наставлениями).

Как показывают материалы оперативно-следственной практики, чаще всего нарушение таких правил состоит в следующем: снятии копий с секретных документов без письменного разрешения режимно-секретного органа; неучтенной передаче документов и изделий другим лицам; выполнении секретных работ вне режимных помещений; подготовке документов закрытого характера на незащищенном компьютере; оставлении документа или предмета без присмотра; перевозке секретных документов и материалов в общественном транспорте и т.д.

Тяжкие последствия утраты материальных носителей, сведений, составляющих государственную тайну, те же самые, что и в результате разглашения таких сведений.

Если утрата секретного документа или предмета, не вызвавшая тяжких последствий, привела к ознакомлению с государственной тайной посторонних лиц, она является одним из способов ее разглашения.

Если же этого не произошло, то допустившие нарушение режима секретности лица в зависимости от обстоятельств привлекаются к административной (ст. 13.

12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) или служебно-дисциплинарной ответственности.

Субъективная сторона утраты материальных носителей секретной информации, содержащих государственную тайну, характеризуется неосторожной формой вины.
Субъекты разглашения государственной тайны и утраты документов, содержащих государственную тайну, схожи, но не одинаковы.

Субъект разглашения специальный: физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или известна по службе или работе.

Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, имеющих специальный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, исполнение которых связано с созданием или оборотом материалов, содержащих государственную тайну.

Под лицами, которым тайна стала известна по службе или работе, следует понимать субъектов, не состоящих на должностях в указанных организациях, но получивших доступ к государственной тайне в связи с выполнением трудовых обязанностей (судьи и адвокаты, участвующие в качестве защитников, по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы; лица, получившие допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или выполнением иных научных исследований и т.д.). Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Субъектом же утраты документов, составляющих государственную тайну, как это однозначно вытекает из диспозиции статьи 284 УК РФ, может быть только лицо, имеющее официальный допуск к государственной тайне.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Тайна связи лишится места

Минцифры предлагает изменить правила получения информации о координатах мобильных телефонов

Минцифры предложило вывести геоданные абонентов из-под действия тайны связи. В министерстве объясняют это необходимостью более оперативного получения информации при поиске пропавших людей

Статья 15. Тайна связи

Юрий Кочетков / EPA / ТАСС

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) разработало поправки в закон «О связи», по которым информация о местоположении мобильного устройства, а также сведения об объемах и стоимости оказанных услуг будут выведены из-под охраны тайны связи.

В связи с этим госорганы, ведущие оперативно-разыскную деятельность, смогут получить эти данные по запросу без решения суда. Это следует из проекта документа и пояснительной записки (есть у РБК, их подлинность подтвердил представитель Минцифры).

Первым о документе сообщил Telegram-канал «ОрдерКом».

Замглавы Минцифры Олег Иванов объяснил РБК, что сейчас координаты абонентских устройств являются тайной и операторы обязаны обеспечивать ее соблюдение.

Тем не менее операторы могут предоставлять служебную информацию, включающую координаты пропавших граждан.

Но в настоящее время координаты не всегда могут быть оперативно переданы в органы, которые занимаются оперативно-разыскной деятельностью, а в случае с поиском пропавших людей «счет идет на часы».

«Ежегодно в стране теряются десятки тысяч людей. Для их поиска привлекаются как ресурсы федеральных органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность, так и поисковые общественные организации и операторы связи», — указал Иванов.

Преподаватель Moscow Digital School Екатерина Ипполитова напоминает, что определить местонахождение лица в экстренном порядке через геолокацию его гаджета было возможно только в случае, если без вести пропал несовершеннолетний и на получение этих данных есть согласие родителя или опекуна. Органы были обязаны уведомить суд в течение 24 часов о проведении оперативно-разыскного мероприятия и получить судебное решение на это в течение 48 часов, объяснила она.

Иванов добавил, что законопроект направлен на рассмотрение в заинтересованные ведомства, после чего будет представлен на общественное обсуждение. Ранее «Коммерсантъ» сообщил, что проект направлен на согласование в ФСБ и Минэкономики.

Осенью прошлого года Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который обязывает оператора связи без решения суда предоставлять данные о местоположении абонентов для поиска пропавших людей.

Как говорилось в пояснительной записке к документу, ежегодно в России пропадают около 120 тыс. человек, включая 45 тыс. детей. В розыск объявляют около 60 тыс. человек в год.

При этом 90% пропавших имеют при себе мобильный телефон, который остается включенным на протяжении трех дней с момента исчезновения. Но второе чтение проекта до сих пор не состоялось.

Как пояснила пресс-служба Минцифры уже после публикации материала, в середине прошлого года президент России Владимир Путин поручил правительству доработать законопроект, внесенный в Госдуму, с учетом замечаний об условиях доступа к данным, которые высказывала Общественная палата.

Риски запросов

Проект в нынешнем виде облегчит жизнь правоохранительных органов, поскольку для получения данных о местоположении им не нужно будет получать решения суда, говорит управляющий партнер юридической группы AVG Legal, адвокат Алексей Гавришев.

Сейчас запрашивать такие данные могут органы Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Федеральной службы охраны, Федеральной службы исполнения наказаний, Службы внешней разведки и Федеральной таможенной службы, следует из закона «Об Оперативно-разыскной деятельности».

«Естественно, запрашивать подобную информацию имеют право исключительно оперативные сотрудники этих служб в рамках дел оперативного учета, при наличии обоснованной необходимости.

Однако практика показывает, что по сути любой оперативный сотрудник может без всяких проблем формально обосновать необходимость получения сведений о любом лице, даже не являющимся объектом его разработки», — указывает Гавришев.

Сейчас в ст. 64 закона «О связи», посвященной тайне связи, не упоминаются сведения о местоположении абонента. Операторы передают эти данные, например в госсистемы, которые отслеживают выполнение карантина заболевшими коронавирусом.

Однако в конце прошлого года операторы писали в Минцифры, что, по их мнению, подобные данные о передвижении абонентов могут передаваться только с согласия самих граждан (за исключением случаев, предусмотренных законом), поскольку сведения о местоположении абонентского оборудования считается информацией с ограниченным доступом. Чтобы не нарушать это требование, операторы предлагали собирать согласия с абонентов. Впрочем, представитель Минцифры тогда заявлял, что в системе хранятся обезличенные данные, что позволяет соблюсти нормы закона «О персональных данных».

Читайте также:  Раздел VII. Ответственность

Представители крупнейших сотовых операторов МТС, «МегаФона» и «ВымпелКома» (бренд «Билайн») отказались комментировать документ. Два собеседника РБК в телекоммуникационных компаниях назвали документ «сырым» и «требующим доработки с участием операторов».

Ограничения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений «антитеррористическим пакетом» И. Яровой

Шигуров Александр Викторович1, Крысин Виктор Александрович2, Пинясова Оксана Алексеевна3, Маркелова Елена Сергеевна41Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного права и процесса2Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса3Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), студент4Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), Средне-Волжский институт (филиал), студент

Shigurov Aleksandr Viktorovich1, Krysin Victor Alexandrovich2, Pinyasova Oksana Alekseevna3, Markelova Elena Sergeevna41Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), Candidate of legal Sciences, associate Professor, assistant Professor of Criminal Law and Procedure2Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), senior lecturer in criminal law and procedure3Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), student4Mid-Volzhskiy Institute (branch) of Russian State University Justice (RPA Russian Ministry of Justice), student

Библиографическая ссылка на статью:
Шигуров А.В., Крысин В.А., Пинясова О.А., Маркелова Е.С.

Ограничения неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений «антитеррористическим пакетом» И.

Яровой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74961 (дата обращения: 08.06.2021).

10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой провозглашаются основные права и свободы человека, их признание, уважение, соблюдение и государственная защита.

Задачей данной декларации является внушение стремления уважать права и свободы народов; обеспечение с помощью мероприятий, проводимых как на государственном, так и на международном уровнях, всеобщего признания и реализации прав и свобод народов тех государств, которые являются членами ООН.

В статье 12 Всеобщей декларации запрещается произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь любого человека, посягательство на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и достоинство. Право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции также провозглашено в Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. в пункте 1 статьи 8.

И далее, уже на государственном уровне в Конституции России в части 2 статьи 23 было закреплено право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничить данное право можно только согласно судебному решению [1, c. 315].

Данное право можно считать субъективным (индивидуальным), так как, во-первых, оно характеризует индивидуальную свободу каждого человека, которая выражается в возможности обмена сообщениями без цензуры и в охране права от посягательств со стороны третьих лиц; во-вторых, соблюдение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является гарантией конституционного правопорядка в обществе [2, c. 33]. Реализация данного права во многом зависит от законных действий государственных органов [3, c. 107]. В частности, органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, имеют возможность ограничить принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных и иных сообщений, при проведении оперативно-розыскных мероприятий только по решению суда. Исключение составляют ситуации, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии сведений о каких-либо действиях, которые угрожают государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности России. В таких ситуациях оперативно-розыскная деятельность может осуществляться на основании обоснованного решения руководителя органа, занимающегося оперативно-розыскной деятельностью, с последующим обязательным согласованием с судьей в течение 24 часов.

Принцип тайны переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений обеспечивает тайну связи так же и в иных формах, непосредственно не перечисленных в статьи 13 УПК России [4, c. 44]. Иные формы нашли свое отражение, например, в ФЗ «О почтовой связи», ФЗ «О связи».

Однако, тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений может быть нарушена в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ [5]. В частности, Федеральным законом от 17 июля 1999 г.

№ 176-ФЗ «О почтовой связи» тайна почтовых сообщений ограничивается операторами почтовой связи, которые «в пределах своей компетенции обязаны принимать меры по недопущению к пересылке в почтовых отправлениях предметов и веществ, указанных в статье 22 настоящего Федерального закона».

В целях осуществления такой компетенции они могут использовать специальную аппаратуру, а также другие устройства, способные обеспечить выявление запрещенных или ограниченных в обращении устройств, предметов и веществ.

  • Так как в Законе не указано, что такие действия операторы почтовой связи обязаны производить по требованию органов (должностных лиц), выполняющих оперативно-розыскную деятельность, следует вывод, что все почтовые сообщения всех граждан без исключения должны проверяться операторами с помощью указанных устройств.
  • Изменения коснулись и Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», часть 1 статьи 64 которого была дополнена обязанностью операторов связи хранить на территории России:

«Тайн» у связи станет меньше?

3 сентября Минэкономразвития России разместило на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов проект изменений в ст. 63 Федерального закона «О связи», регулирующую тайну связи, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений и иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи и почтовой связи (далее – законопроект).

Первый вопрос, возникающий еще до изучения содержания законопроекта, – почему поправки в узкопрофильный федеральный закон, к тому же в столь фундаментальную по смыслу и содержанию норму о тайне связи, разрабатывает Минэкономразвития? Второй (ключевой) вопрос – не нарушают ли планируемые изменения положения ст. 23 Конституции РФ о неприкосновенности права «на тайну переписки, телефонных переговоров ˂…˃ и иных сообщений», ведь ограничение названного права допускается только на основании судебного решения?

На первый взгляд, указанный диссонанс очевиден, но если углубиться в тему, такое положение дел уже не кажется случайным: замена профильного Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, для которого Закон о связи является основным, на не имеющее отношения к связи Минэкономразвития как раз и выглядит попыткой уйти от проведения параллелей между внесением поправок в ст. 63 Закона о связи и покушением на непреложные положения ст. 23 Конституции РФ – ведь если этим занимается непрофильное ведомство, значит, и цели у такого действия чисто утилитарные.

Собственно, в сопроводительных документах к законопроекту практически так и обосновывается необходимость внесения указанных изменений. Например, как сообщается в пояснительной записке, изменения вносятся на основании и во исполнение вехи 01.01.003.

003 федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного протоколом № 6 президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 27 декабря 2018 г.

Кроме того, если более тщательно проанализировать содержание законопроекта – с учетом современных тенденций цифровой трансформации, перехода от аналоговой экономики к цифровой, можно сделать неочевидный в первом приближении вывод, что в нем косвенно может идти речь об обороте больших данных, хотя на это прямо и не указано.

А вот вопросы сбора, оборота, в том числе продажи, BigData как нового цифрового актива, который может стать той самой «цифровой нефтью», как раз и находятся в ведении Минэкономразвития. Так, по оценкам компании Frost & Sullivan, в 2021 г. объем мирового рынка аналитики BigData составит 67,2 млрд долларов, увеличившись тем самым с 2016 г.

более чем в 2,5 раза при ежегодных темпах роста порядка 36%.

Но если абстрагироваться от данных проблем, содержание поправок может показаться достаточно любопытным, и их принятие с высокой вероятностью способно стать переломным моментом, разделяющим практику применения Закона о связи на «до» и «после».

Предлагаемые изменения в абз. 1 и 2 п. 1 ст. 36 носят по большому счету корректирующий характер, служа примером законов «новой формации», разработанных, в первую очередь, для людей, а не для бюрократического аппарата.

Читайте также:  Статья 15. Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), органами государственной власти, органами местного самоуправления

Думается, что сокращение формулировок, зачастую кочующих из пункта в пункт в рамках одной статьи или даже целого закона, и их замена компактными и ясными аббревиатурами должны войти в привычку законодателей – благодаря этому законы станут не только более читаемыми, но и более понятными гражданам без юридического образования, которые должны разбираться в том, что им следует соблюдать. Так что это новое, крайне важное и несомненно заслуживающее уважения начинание и данную практику следует распространить на весь законотворческий процесс.

С юридической точки зрения хочется обратить внимание на абз. 3, которым планируется дополнить п. 1 ст. 63 Закона о связи.

Так, предлагается не считать нарушением права на тайну связи обработку таких данных, как дата и время оказания услуги связи, продолжительность телефонных переговоров, абонентские номера и уникальные коды идентификации абонентов.

Из указанного перечня особо интересен как раз «уникальный код идентификации абонента», который может быть как внутренним номером абонента в системе, так и привязкой сим-карты к определенному устройству связи и его IMEI.

А это говорит о том, что органы исполнительной власти готовят почву для внедрения в будущем возможности использования телефона и сим-карты как аналога удостоверения личности, при котором обработка таких данных будет попросту необходима.

Также следует особо отметить положение законопроекта о том, что обработка перечисленной информации уполномоченным работником оператора связи не является нарушением тайны связи.

Это означает, что законодательным путем фактически будет легализован сбор операторами связи дополнительной информации об абонентах – в частности, информации об их телефонах и IMEI, которая в дальнейшем уже на вполне легальных основаниях может быть использована в том числе в рекламных целях, позволяя рекламодателям в лице операторов связи давать таргетированную рекламу полностью известному и понятному для него потребителю.

В настоящее время такого рода скрытая реклама находится в «серой» зоне. В качестве примера рассмотрим два варианта интеграции человека и рекламы, уже присутствующих на рынке, но если первый из них позволяет идентифицировать клиента, то второй представляет собой именно «партизанский» подход, который как раз и станет легализованным.

Итак, первый способ – реклама по телефону (многим постоянно поступают рекламные обращения в виде как сообщений, так и телефонных звонков). Принятие рассматриваемой поправки полностью легализует такой «поиск» клиентов и звонящим, например, не нужно будет придумывать, каким образом к ним попал номер телефона, – они смело смогут ссылаться на оператора связи.

Второй способ интеграции – это как раз реклама с использованием IMEI телефона, достигшая невероятной эффективности.

Так, когда владелец телефона проходит мимо рекламного экрана в торговом или бизнес-центре, специализированное оборудование оперативно выявляет телефон и выясняет его IMEI (это возможно, если на телефоне включены wi-fi или Bluetooth), после чего не без помощи операторов связи (которые идентифицируют IMEI телефона, сим-карту абонента, выдаваемую при предъявлении паспорта) рекламодатели за доли секунды предлагают таргетированную рекламу, основанную на интересах абонента, его поисковых запросах и любой другой имеющейся об абоненте информации. Данный способ взаимодействия также будет легализован после принятия рассматриваемых поправок в Закон о связи.

О правилах хранения информации по «Закону Яровой»В настоящий момент операторы связи не имеют возможности исполнять установленные требования

Еще один вариант возможного использования предлагаемых изменений – совершенствование нормативно-правовой базы в целях исполнения операторами связи так называемого «пакета Яровой», до сих пор реализуемого с большими сложностями. Снятие одного из правовых барьеров для его применения определенно лишним не будет.

Подводя итог, можно отметить, что законопроект отвечает духу времени и задачам цифровой трансформации экономики и при этом легализует ряд практик в бизнесе, которые еще до принятия планируемых поправок уже вовсю внедряются на разных уровнях. Именно для развития экономики, а также для формирования задела на будущее рассматриваемые нововведения выглядят актуальными и обоснованными.

Понятие и содержание тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

Понятие и содержание тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

Перед исследованием элементов и признаков состава преступления, которое заключается в нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений (или тайны связи) необходимо изучить содержание непосредственного объекта и ответить на вопрос, какие посягательства подлежат квалификации по ст. 138 УК РФ. Исходя из буквального толкования закона, можно выделить 5 отдельных групп охраняемых объектов, каждая из которых требует своего разъяснения. Во-первых, это переписка. Перепиской может считаться совокупность сообщений любого типа. Переписка может носить личный или деловой характер и осуществляться между физическими лицами, организациями, учреждениями, органами власти. Однако синтаксис диспозитивной части ст. 138 УК РФ не позволяет с точностью определить, распространяется ли ее действие на переписку физических лиц с юридическими лицами и органами власти или только на переписку между двумя или более гражданами. Вторым объектом обозначены телефонные переговоры. Телефонные переговоры — это обмен речевой информацией между абонентами посредством ее передачи на расстояние с помощью электрических сигналов по проводам или радио (радиотелефонная связь).

К тайне телефонных переговоров, относятся любые сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью телефонной аппаратуры, включая данные о входящих и исходящих сигналах соединения телефонных аппаратов конкретных пользователей связи; для доступа к указанным сведениям необходимо получение судебного решения». Под информацией о входящих и об исходящих сигналах соединения между абонентами или абонентскими устройствами пользователей связи понимается дата, время, продолжительность соединений, номера абонентов, другие данные, позволяющие идентифицировать абонентов.

Понятие и содержание тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

Телеграфные сообщения — буквенно-цифровые сообщения, именуемые телеграммами, которые обязательно записываются в пункте приёма; их передача осуществляется электрическими сигналами по проводам или радиосигналами. Данный вид сообщений потерял свою практическую значимость, и в большей части заменен на другие сообщения, передаваемые по сетям электрической связи или посредством сети «Интернет».

Почтовой перепиской следует считать только письменную корреспонденцию, к которой соответствующим законом относятся письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.

Почтовые отправления в виде посылок, прямых почтовых контейнеров, если они не содержат вложений с письменными сообщениями, предметом рассматриваемого преступления не являются, так как они предназначены для пересылки товарно-материальных ценностей.

Их вскрытие с целью завладения чужим имуществом, которое содержится в них, следует квалифицировать как кражу по ст. 158 УК.

В статье 15 федерального закона «О почтовой связи» раскрываются способы соблюдения тайны связи: наличие судебного для вскрытия и осмотра почтовых оправлений и предоставление данных отправлений и сведений, связанных с ним, непосредственно адресатуотправителю или его представителю.

Последняя, пятая, группа информации названа «иные сообщения».

В Постановлении Пленума Верховного Суда таковыми признаются «сообщения граждан, передаваемые по сетям электрической связи, например СМС- и ММС-сообщения, факсимильные сообщения, передаваемые посредством сети «Интернет» мгновенные сообщения, электронные письма, видеозвонки, а также сообщения, пересылаемые иным способом».

При этом перечень открытый, что позволяет закону быть гибким и действенным вне зависимости от уровня технического процесса, способного привести к появлению новых, вероятно, востребованных видов сообщений и их передачи.

Стоит отметить, что, в отличие от телефонных номеров абонентов, адреса их электронной почты судебной практикой не отнесены к охраняемым объектам.

Суды объясняют такой казус следующим: «как правило, для создания почтового ящика требуется введение логина и пароля, при этом конкретный пользователь — физическое лицо не обязан указывать в адресе электронной почты свои персональные данные, например, Ф.И.О., год рождения и т.п., телефонный номер, паспортные данные» .

Таким образом, суды допускают истребование без согласия владельцев адресов их электронной почты, если при этом не запрашиваются личные данные или информация из писем. Стоит разграничивать указанные выше сведения от персональных данных, которые могут включать в себя фамилию, имя, паспортные данные, дату рождении и так далее.

Их главное отличие – отсутствие связи со способами передачи информации (переписка, переговоры). Нарушение законодательства о персональных данных влечет уголовную ответственность в соответствии со ст. 138, 140 и 272 УК РФ, в некоторых случаях может быть предусмотрена административная ответственность. Тем не менее, данные нарушения могут быть взаимосвязаны: незаконный сбор и обработка персональных данных могут поспособствовать в нарушении тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных, почтовых и иных сообщений. В то же время, содержание переговоров, переписки, сообщений могут составлять персональные данные. В последнем случае усматривается совокупность преступлений, названная в теории уголовного права идеальной.

Ссылка на основную публикацию