Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

Правила общего характера комплектования Вооруженных Сил РФ осуществляются основываясь на законе федеральной направленности «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе» и специальных положениях о порядке прохождения военной службы. Комплектование личным составом осуществляется с учетом конкретных задач и, что не менее важно функций, которые выполняются федеральным органом власти исполнительного характера.

Определение 1

Под комплектованием в свою очередь понимается установленная государством и при этом регулируемая законодательными документами система обеспечения потребности какой-либо соответствующей организации в составе личного характера, а также в оружии, военной и, что самое главное специальной технике, и каких-либо средствах материального типа. В данной теме под комплектованием будет пониматься только комплектование органа власти личным составом.

Виды комплектования войск

Также стоит отметить, что в исторической литературе отмечают сразу несколько видов комплектования вооруженных сил.

Определение 2

Армия наемного характера – это специальные войска, которые состоят из профессиональных воинов нанимавшихся государствами, а также различными городами и определенными отдельными феодалами. Они существовали с древности, в 15-18 веке это была основа вооруженных сил в Западной Европе.

Определение 3

Ополчение – это конкретная категория военнообязанных в России в 1874–1917 году (не служившие на действительной службе и старше возраста запасников), которые в военное время призываются для выполнения различных задач вспомогательного типа.

Определение 4

Вербовкой называется процесс в ходе которого осуществляется наем людей на службу военного характера. В России такой процесс применялся ограниченно до 18 века. Во многих государствах капиталистического порядка вооруженные силы комплектуются полностью или же частично по найму.

Определение 5

Рекрутская повинность – определенный способ комплектования русской регулярной армии в 17-19 века. Рекрутской повинности подлежали податные сословия (мещане, крестьяне и др.), которые выставляли от своих общин какое-либо конкретное число рекрутов. В 1874 году заменена воинской повинностью. Что же касается термина «рекрут», то он заменен словом «новобранец».

Определение 6

Повинность воинской направленности называется установленная тем или иным законом обязанность населения нести службу военного характера в вооруженных силах своей страны.

Замечание 1

В России повинность воинской направленности сначала осуществлялась в форме определенных ополчений, с 1705 года – рекрутской повинности, с 1874 года – всеобщей воинской повинности, а с 1924 года по настоящее время – в форме обязанности воинского порядка.

Цель комплектования – по большей части заключается именно в обеспечении военной организации государства военнослужащими, поступающими в добровольном порядке на службу военной направленности на контрактной основе в количестве, которое требуется для укомплектования тех или иных вакантных должностей замещаемых солдатами, а также сержантами (старшинами), прапорщиками (мичманами) и офицерами.

На данный момент задачами комплектования военной организации государства составом личного характера являются:

  • в то время, которое является мирным – пополнение определенных воинских частей (кораблей), различных соединений, каких-либо учреждений, а также заведений личным составом до установленных штатами норм и накопление военно-обученного запаса (то есть резерва) личного состава;
  • во время войны – восполнение потерь и, что самое главное обеспечение людскими ресурсами новых воинских формирований.

В соответствии с конкретными требованиями закона Федеральной направленности «Об обороне» комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации военнослужащими в ходе:

  • призыва граждан Российской Федерации на службу военного характера по какому-либо экстерриториальному принципу;
  • добровольного поступления граждан (зарубежных граждан) на службу военной направленности.

17 статьей частью 3 отмеченного Федерального закона предусмотрено, что комплектование иных войск, каких-либо воинских формирований и, что самое главное органов осуществляется на конкретных принципах, и в порядке, который в свою очередь установлен для Вооруженных Сил Российской Федерации.

Система комплектования организации

Определение 7

Специальная система комплектования организации военной направленности государства военнослужащими – это ее внутренняя структура, совокупность определенных элементов определяющих признаки основного характера в соответствии с которыми осуществляется процесс по поступлению граждан (военнослужащих) на военную службу и состояние граждан в запасе.

Одними из самых главных элементов системы комплектования являются:

  • источники комплектования;
  • различные требования, которые предъявляются к конкретным лицам, которые поступают на военную службу по контракту;
  • определенные способы комплектования;
  • специальные принципы комплектования;
  • какие-либо особенности подготовки офицеров, прапорщиков, сержантов, а также старшин.

Стоит рассмотреть каждый элемент по отдельности.

Под конкретным источником комплектования военнослужащими подразумевают именно тех граждан, которые в свое время подлежат призыву или поступают на службу военной направленности с соблюдением конкретных установленных законом требований: возраст, состояние здоровья, отношение к гражданству, подготовка профессионально-психологического характера и др. Такие требования по большей части устанавливаются именно законодательством федеральной направленности и при этом конкретизируются руководителем федерального органа власти исполнительного порядка, в котором предусмотрена военная служба.

Также важно, что различают такие виды источников комплектования:

  • граждане, которые уже достигли возраста совершеннолетия и призываемые на военную службу;
  • граждане, которые достигли возраста совершеннолетия и поступающие на службу военного характера по определенному контракту;
  • граждане, которые поступают в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования;
  • граждане, окончившие учреждения высшего профессионального образования и при этом поступающие на службу военной направленности по призыву, и по контракту на должности какого-либо офицерского состава.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Конкретные требования, которые в свое время предъявляются к тем или иным гражданам, поступающим на военную службу закреплены в специальных нормах действующего законодательства, и делятся на общие (то есть предъявляемые ко всем гражданам, которые решили пойти на военную службу), и специальные (предъявляемые к лицам, поступающим на военную службу в какие-либо отдельные органы федеральной направленности исполнительной власти). Требования общего характера по большей части закреплены именно в Федеральном законе «О военной службе, а также воинской обязанности», специальные – в законах федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране» и др.

К требованиям общего характера имеют отношение:

  • владение государственным языком Российской Федерации;
  • возраст: так как процесс призыва осуществляется в рамках конкретного возраста, а именно от 18 до 27 лет, что касается первого контракта, то он подлежит процессу заключения в возрасте от 18 до 40 лет (с достаточно высококвалифицированными специалистами в отдельных органах власти – до 65 лет);
  • требования медицинской направленности;
  • прохождение определенных мероприятий по профессиональному психологическому отбору;
  • уровень профессионального образования и, что не менее важно профессиональной подготовки.

Особый характер службы военной направленности в каких-либо иных органах федеральной направленности исполнительной власти подразумевает и наличие определенных требований к гражданам, которые решили поступить на военную службу.

Например, для конкретных органов федеральной службы безопасности в качестве специальных требований выступают:

  • наличие гражданства Российской Федерации – на основании 16 статьи закона Федеральной направленности «О федеральной службе безопасности», сотрудником органов федеральной службы безопасности вполне может быть какой-либо гражданин Российской Федерации, который не обладает гражданством зарубежного государства;
  • способность по каким-либо своим качествам личного, а также профессионального характера исполнять возложенные на него обязанности;
  • соответствие того или иного гражданина квалификационным требования к конкретным профессиональным знаниям и, что не менее важно навыкам;
  • необходимость согласия для прохождения процесса проверки с целью определения пригодности гражданина к службе в органах службы безопасности федеральной направленности.

Определение 8

Способ комплектования – это конкретный установленный законом порядок определения граждан на службу военного характера.

В соответствии с законом Федеральной направленности «О военной службе, а также о воинской обязанности» используются два специальных способа комплектования личным составом: добровольное поступление граждан на службу военного порядка и обязательный воинский призыв.

Замечание 2

Специальные принципы комплектования, как и иные элементы системы комплектования осуществляют необходимые действия по характеризации порядка достижения основной цели комплектования – обеспечить ту или иную потребность вооруженных формирований в личном составе.

Удовлетворение конкретных потребностей армии в личном составе осуществляется в том числе принадлежностью определенного источника комплектования к территории.

Основываясь на этом выделяют такие принципы комплектования: территориальный, экстерриториальный, а также смешанный.

Законодательство Российской Федерации в свое время указывает на то, что комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими осуществляется именно на основе призыва граждан Российской Федерации на службу военной направленности по экстерриториальному принципу. Принцип комплектования для граждан, которые поступили на военную службу по контракту, законодательством не указывается.

Особенности подготовки сержантов, старшин, а также прапорщиков и офицеров как определенный элемент системы комплектования – это процесс в ходе которого осуществляются необходимые действия по обучению командного состава различных категорий порядку и, что самое главное специальным способам руководства личным составом. Подготовка прапорщиков (которых также еще называют мичманами) осуществляется именно в военных образовательных учреждениях среднего и, конечно, высшего образования профессионального характера, в которые зачисляются именно те лица, которые желают проходить военную службу по контракту и прошедшие установленные испытания. Что касается воинского звания прапорщика (мичмана), то важно заметить, что оно присваивается военнослужащему, который успешно завершил обучение в данном учебном учреждении по установленной программе подготовки.

Подготовка офицеров осуществляется в специальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования.

Присвоение определенного воинского звания лейтенанта осуществляется после окончания военного образовательного учреждения высшего профессионального образования.

Гражданам, которые в свое время окончили образовательные учреждения высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается в тоже время, когда происходит и назначение на воинскую должность офицера.

Читайте также:  Глава II. Права и обязанности субъектов обязательного социального страхования

Вывод 1

Основываясь на вышеперечисленных вопросах можно подвести итог и сделать следующие выводы.

  1. Комплектование организации военной направленности государства – это установленная государством и при этом регулируемая специальными нормами военного права система пополнения Вооруженных Сил Российской Федерации, и каких-либо других органов федеральной направленности исполнительной власти, в которых в свое время предусмотрена служба военного характера, подготовленным в военном отношении личным составом в мирное, и военное время.
  2. Система комплектования организации и военного порядка государства военнослужащими, которые проходят военную службу по контракту – это структура внутреннего порядка, а также совокупность элементов определяющих одни из самых важных признаков в соответствии с которыми осуществляется процесс поступления граждан (военнослужащих) на военную службу по контракту.
  3. К главным элементам системы комплектования военной организации государства военнослужащими на контрактной основе имеют отношение определенные источники комплектования; требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту; специальные принципы комплектования; способы комплектования; особенности подготовки офицеров, а также прапорщиков.

Не получается написать работу самому?

Доверь это кандидату наук!

Комплектование ВС РФ

Комплектование Вооружённых Сил личным составом является составной частью военного строительства Российской Федерации и представляет собой установленную государством и регулируемую нормами военного права систему обеспечения армии и флота военнослужащими и гражданским персоналом в мирное и военное время, а также создания запаса военно-обученных людских ресурсов.

Система комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими представляет собой установленную действующим военным законодательством совокупность принципов, способов, условий и порядка обеспечения армии и флота военнослужащими, подготовки граждан к военной службе их военного обучения, а также нахождения в запасе военно-обученных ресурсов в интересах мобилизационного развёртывания.

К основным элементам системы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими относятся: правовые основы комплектования; принципы комплектования; способы комплектования.

Также в систему комплектования входят: условия комплектования; порядок подготовки граждан к военной службе; порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы; сроки военной службы и нахождения в запасе; порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Правовые основы комплектования Вооружённых Сил военнослужащими установлены Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области военного права.

Так, статьёй 59 Конституции установлено, что гражданин России несёт военную службу в соответствии с федеральным законом. Таким базовым законом является Федеральный закон от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы.

Общий порядок комплектования Вооружённых Сил Российской Федерации установлен Федеральным законом от 31 мая 1996 г.

№ 61-ФЗ «Об обороне», статья 12 которого предусматривает, что комплектование Вооружённых Сил осуществляется в соответствии с законодательством России военнослужащими путём призыва граждан на военную службу по экстерриториальному принципу и путём добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу, а также гражданским персоналом путём добровольного поступления на работу.

Кроме того, порядок комплектования Вооружённых Сил регламентирован и подзаконными актами, в их числе: Положение о воинском учёте; Положение о призыве на военную службу; Руководство по комплектованию Вооружённых Сил солдатами, матросами, сержантами и старшинами, Положение о порядке прохождения военной службы, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, и др.

Комплектование Вооружённых Сил Российской Федерации военнослужащими строится на основании принятых в России принципов и способов комплектования.

Комплектование Вооруженных Сил РФ

Система комплектования Вооруженных Сил включает в себя следующие элементы:

  • 1. правовые основы комплектования;
  • 2. условия комплектования;
  • 3. принципы комплектования;
  • 4. способы комплектования;
  • 5. порядок подготовки граждан к военной службе;
  • 6. сроки военной службы и нахождения в запасе;
  • 7. порядок подготовки военных кадров в процессе военной службы;
  • 8. порядок создания запаса военно-обученных людских ресурсов и другие аспекты.

Под принципами комплектования понимается порядок комплектования, установленный нормами права, который осуществляется исходя из места жительства призываемых военнослужащих на военную службу и проходящих военную службу на контрактной основе, то есть добровольно, а также места постоянной дислокации войск.

На основе современных военно-научных работ можно выделить три основных принципа комплектования военной организации России:

  • 1) экстерриториальный;
  • 2) территориальный;
  • 3) смешанный.

Экстерриториальный принцип комплектования военной организации подразумевает под собой комплектование войск из населения различных регионов страны.

Данный принцип на практике чаще всего используют государства, являющиеся федерациями по форме своего государственного устройства, а также многонациональными с дифференцируемой плотностью населения в различных регионах, имеющие внушительную численность военнослужащих за пределами располагаемой территории государства.

Территориальный принцип комплектования представляет собой процедуру организации войск из населения той местности, где размещены комплектуемые воинские части.

Данного принципа придерживаются многие государства, прежде всего те, в которых население скорее мононациональное, чем многонациональное, а население равномерно распределено по территории государства.

В данном случае формирование войск происходит на добровольной основе, и государство не ставит перед собой целью поиск значительной численности военнослужащих за пределами располагаемой территории.

Территориальный принцип предпочтительнее и с моральной точки зрения вопроса благодаря тому, что военнослужащие, которые проходят военную службу по месту их жительства, гораздо сильнее ощущают психологическую поддержку близких и родных, и лучше обеспечены в материально бытовом плане.

Смешанный принцип комплектования сочетает в себе черты как экстерриториального, так и территориального принципов.

В Российской Федерации сложился смешанный способ комплектования Вооруженных Сил, который базируется на чертах как экстерриториального, так и территориального. Однако в законодательстве не предусмотрен данный принцип, поэтому было бы целесообразно внести изменения в закон от 31 мая 1996 г.

, №61-ФЗ «Об обороне» с указанием на то, что комплектование в Российской Федерации производится по смешанному принципу: гражданами, добровольно поступающими на военную службу — путём заключения контракта о прохождении военной службы, а гражданами, призываемыми на военную службу — по экстерриториальному принципу.

Отличия военной службы от других видов государственной службы: повышенные требования к состоянию здоровья военнослужащего, его общеобразовательному цензу, уровню профессиональной подготовки, к морально-психологическим качествам и выполнению нормативов физической подготовки.

Являясь одним из видов социальной ответственности, юридическая ответственность имеет вместе с тем ряд специфических особенностей. Так, юридическая ответственность регулируется нормами права. Ее содержание определяется государством в лице компетентных органов власти и управления, в том числе и военного.

Заключается она в применении к правонарушителю установленных санкций (мер принуждения), право применять которые предоставлено только государственным органам и должностным лицам в пределах их полномочий.

Применение юридической ответственности к военнослужащим имеет ряд особенностей. Можно выделить следующие особенности юридической ответственности военнослужащих:

  • — гораздо более широкий, чем у гражданских лиц, круг состава правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность, что обусловлено спецификой воинской службы и ее жесткой правовой регламентацией (конкретные составы правонарушений установлены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, Положением о материальной ответственности за ущерб, причиненный государству, и другими нормативными правовыми актами в военной области);
  • — более строгая ответственность военнослужащих за совершение аналогичных с гражданскими лицами правонарушений;
  • — наличие у командиров (начальников) специальных законодательно закрепленных полномочий по привлечению военнослужащих к юридической ответственности; воинский оборона государство
  • — наличие специальных условий для реализации этих полномочий и применения мер юридической ответственности;
  • — наличие специфических мер юридической ответственности.

В ряде установленных законодательством случаев лицо (в том числе и военнослужащий) освобождается от юридической ответственности. К таким основаниям относятся:

  • — необходимая оборона;
  • — задержание, крайняя необходимость;
  • — физическое принуждение, исполнение приказа, а также в определенных случаях исполнение обязанностей военной службы.

Административное право России

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной военной службы в Вооруженных Силах РФ.

Организация комплектования Вооруженных Сил определяется двумя основными законами: «Об обороне» и «О воинской обязанности и военной службе».

Установлено, что все мужчины — граждане РФ обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. На военную службу могут быть приняты граждане женского пола на основе принципа добровольности (по контракту) и при наличии вакантных воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими женского пола.

  • ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту).
  • На действительную военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу.
  • Для проведения организованного призыва в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта РФ образуется призывная комиссия, на которую возлагается медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.
  • Такими решениями могут быть:
  1. о призыве на военную службу;
  2. о направлении на альтернативную гражданскую службу;
  3. о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
  4. об освобождении от призыва на военную службу;
  5. о зачислении в запас;
  6. об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Читайте также:  Статья 237 - 238 БК РФ. Утратили силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ. (действующая редакция)

Она принимает также решение о виде и роде войск Вооруженных Сил РФ или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.

Контрактная система комплектования Вооруженных Сил предполагает добровольное заключение письменного контракта о прохождении военной службы между гражданином и Минобороны России.

Предварительно гражданин подлежит медицинскому освидетельствованию; проходит профессиональный психологический отбор. Он также должен соответствовать требованиям, установленным в законе: по уровню образования, профессиональной подготовки, физической подготовки и др.

Только при соответствии предъявляемым законом требованиям гражданин может заключить контракт о прохождении военной службы.

Действующее законодательство РФ разрешает законно находящимся на территории РФ иностранным гражданам поступать на военную службу по контракту на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Кроме тех требований, которые предъявляются к российским гражданам, иностранные граждане также должны владеть государственным языком РФ.

При комплектовании Вооруженных Сил учитывается конституционное право граждан РФ (ст. 59 Конституции РФ) на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это право дано гражданам, поступающим на военную службу по призыву.

Развитие данной конституционной нормы нашло свое закрепление в ФЗ от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе». Закон определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

При этом и Конституция РФ, и названный Закон ограничили круг лиц, на которых может распространяться это право.

Право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой имеют граждане, для которых несение военной службы противоречит их убеждениям и вероисповеданию, а также граждане коренных малочисленных народов, которые ведут традиционный образ жизни, осуществляют традиционное хозяйствование и занимаются традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу направляются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о замене военной службы гражданской, обосновали эту замену и в отношении которых призывная комиссия приняла соответствующее решение.

Законом установлены сроки альтернативной гражданской службы: для граждан, проходящих ее в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ — 21 месяц; в организациях Вооруженных Сил — 18 месяцев.

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром.

Специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по организации данной службы являются Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Минобороны РФ, Федеральная служба по труду и занятости.

В ее организации участвуют также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, организации, подведомственные указанным органам.

Все они при этом руководствуются названным выше Законом, а также постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2003 г. «Об организации альтернативной гражданской службы».

На службу не направляются граждане, которые имеют основания для освобождения от призыва на военную службу, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Прохождение альтернативной гражданской службы регулируется Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г.

Успешное комплектование Вооруженных Сил в значительной мере зависит от организации подготовки молодежи к военной службе. Эту подготовку граждане приобретают на обязательной и добровольной основе в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении.

КОМПЛЕКТОВА́НИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ

Авторы: Д. Ф. Зиганшин

КОМПЛЕКТОВА́НИЕ ВООРУЖЁННЫХ СИЛ, обес­пе­че­ние в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом го­су­дар­ст­ва по­треб­но­стей воо­руж. сил в лич­ном со­ста­ве, а в бо­лее ши­ро­ком по­ни­ма­нии так­же в воо­ру­же­нии, во­ен. тех­ни­ке (ВВТ) и др. ма­те­риаль­ных сред­ст­вах. К. в. с.

 лич­ным со­ста­вом мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся: на ос­но­ве во­ин­ской обя­зан­но­сти (по­вин­но­сти) гра­ж­дан – по при­зы­ву (мо­би­ли­за­ции); на доб­ро­воль­ных на­ча­лах – по най­му, кон­трак­ту или идей­ной мо­ти­ва­ции; пу­тём со­че­та­ния ука­зан­ных спо­со­бов. За­да­ча К. в. с.

 в мир­ное вре­мя – под­дер­жа­ние по ус­та­нов­лен­ным шта­там чис­лен­но­сти ар­мии и фло­та, на­ко­п­ле­ние во­ен­но-обу­чен­но­го за­па­са, по­пол­не­ние со­еди­не­ний, час­тей и под­раз­де­ле­ний ВВТ и др. ма­тери­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми до ус­та­нов­лен­ных норм; при пе­ре­во­де воо­руж. сил на во­ен. по­ло­же­ние – обес­пе­че­ние свое­вре­мен­но­го и пол­но­го мо­би­ли­зац.

раз­вёр­ты­ва­ния; в ус­ло­ви­ях вой­ны – вос­пол­не­ние по­терь дей­ст­вую­щих ар­мии и фло­та, а так­же обес­пе­че­ние лич­ным со­ста­вом и ма­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми но­вых фор­ми­ро­ва­ний.

В кон­крет­ных ис­то­рич. ус­ло­ви­ях при­ме­ня­лись разл. спо­со­бы К. в. с. В ра­бо­вла­дельч. го­су­дар­ст­вах Древ­не­го Вос­то­ка (Еги­пет, Ас­си­рия, Пер­сия и др.) вой­ска ком­плек­то­ва­лись на ос­но­ве со­слов­ной во­ин­ской по­вин­но­сти из ра­бо­вла­дель­цев, во­ен. по­се­лен­цев, зем­ле­дель­цев. В пе­ри­од Сред­не­ве­ко­вья в ос­но­ву К. в. с.

 вна­ча­ле бы­ли по­ло­же­ны слу­жеб­но-по­зе­мель­ные от­но­ше­ния. Гл. во­ен. си­лой яв­ля­лось феод. опол­че­ние, вклю­чав­шее ры­цар­скую кон­ни­цу и пе­хо­ту из кре­сть­ян и ре­мес­лен­ни­ков. С об­ра­зо­ва­ни­ем аб­со­лю­ти­ст­ских го­су­дарств (15–16 вв.) в стра­нах Зап. Ев­ро­пы осн.

спо­со­бом ком­плек­то­ва­ния войск ста­но­вит­ся вер­бов­ка, воз­ни­ка­ют по­сто­ян­ные на­ём­ные ар­мии. Круп­ные мор. дер­жа­вы (Анг­лия, Ис­па­ния и др.) соз­да­ва­ли так­же по­сто­ян­ные на­ём­ные во­ен.-мор. фло­ты. В кон. 18 – нач. 19 вв. в ря­де го­су­дарств на­чал­ся пе­ре­ход к К. в. с.

 на ос­но­ве все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти (Фран­ция, Прус­сия, Ав­ст­ро-Венг­рия, Ита­лия и др.). Даль­ней­шее раз­ви­тие К. в. с. на ос­но­ве обя­за­тель­ной во­ен. служ­бы в боль­шин­ст­ве го­су­дарств шло по пу­ти со­кра­ще­ния сро­ков дей­ст­вит. во­ен.

служ­бы до 2–4 лет с по­сле­дую­щим за­чис­ле­ни­ем ря­до­во­го со­ста­ва в за­пас, а так­же со­че­та­ния доб­ро­воль­но­го по­сту­п­ле­ния и при­зы­ва на во­ен. служ­бу. На ру­бе­же 20 и 21 вв. в за­ру­беж­ных го­су­дар­ст­вах на­ме­ти­лась ус­той­чи­вая тен­ден­ция к пе­ре­хо­ду К. в. с. пол­но­стью на доб­ро­воль­ной ос­но­ве (США, Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ка­на­да и др.). В во­ен.

вре­мя в боль­шин­ст­ве го­су­дарств пре­ду­смат­ри­ва­ет­ся при­зыв в воо­руж. си­лы всех год­ных к не­се­нию во­ен. служ­бы муж­чин и час­тич­но жен­щин. В со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом ря­да го­су­дарств в оп­ре­де­лён­ных слу­ча­ях гра­ж­да­нам пре­дос­тав­ля­ет­ся пра­во на за­ме­ну во­ен. служ­бы по при­зы­ву аль­тер­на­тив­ной гра­ж­дан­ской служ­бой.

В Рос­сии с сер. 16 в. ар­мия ком­плек­то­ва­лась пу­тём доб­ро­воль­но­го по­сту­п­ле­ния гра­ж­дан на во­ен. служ­бу. Пётр I явил­ся соз­да­те­лем ре­гу­ляр­ной кад­ро­вой ар­мии и фло­та Рос­сии на ос­но­ве во­ин­ской по­вин­но­сти всех клас­сов и со­сло­вий.

Дво­ря­не, по­лу­чив­шие офи­цер­ский чин, слу­жи­ли по­жиз­нен­но, а ос­таль­ной со­став ком­плек­то­вал­ся за счёт рек­рут­ской по­вин­но­сти. В ре­зуль­та­те во­ен. ре­форм 1860–70-х гг.

был осу­ще­ст­в­лён пе­ре­ход от рек­рут­ской сис­те­мы к все­со­слов­ной (все­об­щей) во­ин­ской по­вин­но­сти. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 К. в. с. Сов. Рес­пуб­ли­ки пер­во­на­чаль­но осу­ще­ст­в­ля­лось на доб­ро­воль­ной ос­но­ве. В мае 1918 на тер­ри­то­рии Сов.

Рос­сии бы­ла вве­де­на во­ин­ская обя­зан­ность гра­ж­дан, по­ря­док вы­пол­не­ния ко­то­рой уточ­нял­ся в 1922, 1923, 1925, 1939 и 1967.

Ком­плек­то­ва­ние Воо­руж. Сил РФ рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ. В мир­ное вре­мя К. в. с. во­ен­но­слу­жа­щи­ми осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тём при­зы­ва и доб­ро­воль­но­го (по кон­трак­ту) по­сту­п­ле­ния гра­ж­дан РФ (иностр. гра­ж­дан) на во­ен. служ­бу, гражд.

пер­со­на­лом – пу­тём доб­ро­воль­но­го по­сту­п­ле­ния на ра­бо­ту; в пе­ри­од мо­би­ли­за­ции и во­ен. вре­мя – пу­тём при­зы­ва гра­ж­дан РФ для про­хо­ж­де­ния во­ен. служ­бы на во­ин­ских долж­но­стях или на­прав­ле­ния их для ра­бо­ты на долж­но­стях гражд.

пер­со­на­ла, пре­ду­смот­рен­ных шта­та­ми во­ен. вре­ме­ни.

Обес­пе­чен­ность Воо­руж. Сил РФ ВВТ и др. ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми обу­слов­ли­ва­ет­ся во­ен.-тех­нич. по­ли­ти­кой го­су­дар­ст­ва, реа­ли­зуе­мой на ос­но­ве гос. про­грам­мы воо­ру­же­ния и гос. обо­рон­но­го за­ка­за, а так­же его эко­но­мич. со­стоя­ни­ем и уров­нем раз­ви­тия на­уч.-тех­нич., тех­но­ло­гич. и про­из­водств. ба­зы ОПК.

Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации. Военная служба

Конституция Российской Федерации (ст. 59) устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Российской Федерации, которые реализуются, как правило, по­средством прохождения действительной военной службы в Воо­руженных Силах Российской Федерации.

Порядок и организация комплектования Вооруженных Сил России регулируются законами: «О воинской обязанности и военной службе» , «Об обороне» , а также Положением о воин­ском учете, утвержденным постановлением Правительства Рос­сийской Федерации от 22 марта 1995 г.

Воинская обязанность предусматривает: воинский учет; под­готовку к военной службе; поступление на военную службу; прохождение военной службы; пребывание в запасе (резерве); военное обучение в военное время.

Законодательством установлено, что гражданин вправе в соответствии с законом вместо прохождения военной службы проходить альтернативную службу. От воинской обязанности освобождаются граждане: мужского пола моложе 16 лет и стар­ше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.

На военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение от призыва на военную службу или его отсрочку.

Призыв граждан на военную службу организует глава адми­нистрации района или города совместно с военным комиссаром района или города.

Для организации и проведения призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каж­дого изних индивидуального решения.

Такими решениями мо­гут быть: о призыве гражданина на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении от­срочки от призыва; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от воинской обязанности. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призыв­ная комиссия направляет соответствующие материалы в следст­венные органы.

Призывная комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в котором гражда­нин будет проходить военную службу. Решение комиссии может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

Читайте также:  Статья 20.1. Учет мелиоративных защитных лесных насаждений

Комплектование Вооруженных Сил посредством контракта предполагает добровольное заключение письменного договора о прохождении военной службы между гражданином и Министер­ством обороны Российской Федерации (министерством, ведомст­вом, в которых законодательством предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Предвари­тельно желающие служить по контракту подлежат медицинскому освидетельствованию.

Их данные: общеобразовательный ценз; уро­вень профессиональной подготовки; морально-психологические качества; физическая подготовка должны соответствовать также требованиям, установленным законом. При соответствии предъ­являемым требованиям граждане могут заключить контракт о прохождении военной службы.

Отказ в заключении с граждани­ном контракта может быть обжалован в суд.

Законом о воинской обязанности и военной службе установ­лены три вида контрактов: а) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки или в органах феде­ральной службы безопасности; б) контракт о прохождении воен­ной службы в кадрах конкретной воинской части; в) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в кон­кретной воинской части.

Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок. Он может быть расторгнут досрочно с согласия подписавших его сторон в случае заключения военнослужащим иного вида контракта о прохожде­нии военной службы.

Таким образом, комплектование Вооруженных Сил осуществля­ется: военнослужащими путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан России на военную службу. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется также гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

Успешное комплектование Вооруженных Сил Российской Фе­дерации во многом зависит от организации подготовки граждани­на к военной службе.

Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний по вопросам обороны, воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области граждан­ской обороны, занятия военно-прикладными видами спорта, овла­дение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в образовательных учреждениях.

Порядок подготовки молодежи к военной службе определен Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Закона Российской Федерации от 12 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Военная служба. Статья 35 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет воен­ную службу как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах службы без­опасности.

Порядок организации и прохождения военной служ­бы в Вооруженных Силах определен вышеуказанным законом, Законом Российской Федерации «Об обороне». Законом Россий­ской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» , воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти.

Особенности прохождения во­енной службы в других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности определяются зако­нами, регулирующими их деятельность.

Военная служба подразделяется на действительную службу и службу в запасе. Действительная служба — это служба граж­дан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках, частях, подразделениях, учебных заведениях и других военных органах. Лица, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими.

Их правовой статус определя­ется военным законодательством, в частности Законом Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих». Граждане, состоящие в запасе, именуются военнообязанными. Ли­ца, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе.

Продол­жительность каждого военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Порядок прохождения военных сборов опре­деляется законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке проведения военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Военнослужащие и военно­обязанные приносят Военную присягу.

Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав. Последний подразделяется на младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана вклю­чительно и им равные), старший офицерский состав (от майора до полковника включительно и им равные), высший офицер­ский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к кото­рым относятся: участие в боевых действиях; исполнение долж­ностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой служ­бы); участие в учениях и походах кораблей; выполнение прика­зов, распоряжений, отданных командиром; нахождение на территории воинской части в течение установленного распоряд­ком дня служебного времени или дольше если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной команди­ровке; прохождение военных сборов; следование к месту служ­бы; лечение; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; защита жизни, здо­ровья, чести и достоинства личности и др.

Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязан­ности и военной службе» от 7 апреля 1995 г.

для военнослужа­щих определены следующие сроки службы: для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту — на срок контракта.

Военнослужащие по окончании срока службы и достижении установленного законом предельного возраста увольняются из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и зачисляются в запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.

Военнообязанные, пребывающие в запасе и достигшие пре­дельного возраста пребывания в запасе либо признанные не годны­ми к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

Правовой статус военнослужащих. Права, свободы, обязан­ности и ответственность военнослужащих определены Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а также иными нормативными актами.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен­нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации.

На членов семей во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле­нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права­ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде­рации.

Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными наних обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо­стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю­бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь­ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом.

Они име­ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу­ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо­устройстве.

Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об­разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга.

Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди­ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами.

Военнослу­жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя­тельствах. выполняют специальные обязанности.

Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак­тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин­ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи­тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи­стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию