Статья 11. Меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения

  • Статья
    11. Меры и временные ограничения,
    применяемые при введении чрезвычайного
    положения
  •  
        Указом
    Президента Российской Федерации о
    введении чрезвычайного
    положения на период действия чрезвычайного
    положения может предусматриваться
    введение следующих мер и временных
    ограничений: 
        а)
    полное или частичное приостановление
    на территории, на которой введено
    чрезвычайное положение, полномочий
    органов исполнительной
    власти субъекта (субъектов) Российской
    Федерации, а также органов местного
    самоуправления; 
        б)
    установление ограничений на свободу
    передвижения по территории, на которой
    введено чрезвычайное положение, а
    также введение
    особого режима въезда на указанную
    территорию и выезда с нее, включая
    установление ограничений на въезд на
    указанную территорию и пребывание на
    ней иностранных граждан и лиц
    без гражданства; 
        в)
    усиление охраны общественного порядка,
    объектов, подлежащих государственной
    охране, и объектов, обеспечивающих
    жизнедеятельность населения и
    функционирование транспорта; 
        г)
    установление ограничений на осуществление
    отдельных видов финансово-экономической
    деятельности, включая перемещение
    товаров, услуг и финансовых средств; 
        д)
    установление особого порядка продажи,
    приобретения и распределения продовольствия
    и предметов первой необходимости; 
        е)
    запрещение или ограничение проведения
    собраний, митингов и демонстраций,
    шествий и пикетирования, а также иных
    массовых мероприятий; 
        ж)
    запрещение забастовок и иных способов
    приостановления или прекращения
    деятельности организаций; 
        з)
    ограничение движения транспортных
    средств и осуществление их досмотра; 
        и)
    приостановление деятельности опасных
    производств и организаций, в которых
    используются взрывчатые, радиоактивные,
    а также
    химически и биологически опасные
    вещества; 
        к)
    эвакуация материальных и культурных
    ценностей в безопасные районы в случае,
    если существует реальная угроза их
    уничтожения, похищения или повреждения
    в связи с чрезвычайными обстоятельствами. 
     
  • Статья
    12. Меры и временные ограничения,
    применяемые в условиях чрезвычайного
    положения, введенного при наличии
    обстоятельств, указанных в пункте
    «а»
    статьи
    3 настоящего Федерального конституционного
    закона

 
    В
случае введения чрезвычайного положения
при наличии обстоятельств, указанных
в пункте «а» статьи 3 настоящего
Федерального конституционного закона,
в дополнение к мерам и временным
ограничениям, указанным в статье 11
настоящего Федерального конституционного
закона, на территории, на которой вводится
чрезвычайное положение, указом Президента
Российской Федерации
о введении чрезвычайного положения
могут быть предусмотрены следующие
меры и временные ограничения: 
    а)
введение комендантского часа, то есть
запрета в установленное время суток
находиться на улицах и в иных общественных
местах без специально выданных пропусков
и документов, удостоверяющих личность
граждан; 
    б)
ограничение свободы печати и других
средств массовой информации путем
введения предварительной цензуры с
указанием условий
и порядка ее осуществления, а также
временное изъятие или арест печатной
продукции, радиопередающих, звукоусиливающих
технических средств, множительной
техники, установление особого порядка
аккредитации журналистов; 
    в)
приостановление деятельности политических
партий и иных общественных объединений,
которые препятствуют устранению
обстоятельств, послуживших основанием
для введения чрезвычайного положения; 
    г)
проверка документов, удостоверяющих
личность граждан, личный досмотр, досмотр
их вещей, жилища и транспортных
средств; 
    д)
ограничение или запрещение продажи
оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ,
специальных средств, ядовитых
веществ, установление
особого режима оборота лекарственных
средств и препаратов, содержащих
наркотические средства, психотропные
вещества, сильнодействующие вещества,
этилового спирта, спиртных напитков,
спиртосодержащей продукции. В
исключительных случаях допускается
временное изъятие у граждан оружия и
боеприпасов, ядовитых веществ, а у
организаций независимо от
организационно-правовых форм и форм
собственности — временное изъятие
наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми
веществами также боевой и учебной
военной техники, взрывчатых и радиоактивных
веществ; 
    е)
выдворение в установленном порядке
лиц, нарушающих режим чрезвычайного
положения и не проживающих на территории,
на которой введено чрезвычайное
положение, за ее пределы за их счет, а
при отсутствии у них средств — за счет
средств федерального бюджета с последующим
возмещением расходов в судебном
порядке; 
    ж)
продление срока содержания под стражей
лиц, задержанных в соответствии с
уголовно-процессуальным законодательством
Российской Федерации по подозрению в
совершении актов терроризма и других
особо тяжких преступлений, на весь
период действия чрезвычайного положения,
но не более чем на три месяца. 
 

  1. Статья
    13. Меры и временные ограничения,
    применяемые в условиях чрезвычайного
    положения, введенного при наличии
    обстоятельств, указанных в пункте
    «б»
    статьи
    3 настоящего Федерального конституционного
    закона
  2.  
        В
    случае введения чрезвычайного положения
    при наличии обстоятельств, указанных
    в пункте «б» статьи 3 настоящего Федерального
    конституционного закона, в дополнение
    к мерам и временным ограничениям,
    указанным в статье 11 настоящего
    Федерального конституционного закона,
    на территории, на которой вводится
    чрезвычайное положение, указом Президента
    Российской Федерации
    о введении чрезвычайного положения
    могут быть предусмотрены следующие
    меры и временные ограничения: 
        а)
    временное отселение жителей в безопасные
    районы с обязательным
    предоставлением таким жителям стационарных
    или временных жилых помещении; 
        б)
    введение карантина, проведение
    санитарно-противоэпидемических,
    ветеринарных и других мероприятий; 
        в)
    привлечение государственного материального
    резерва, мобилизация ресурсов организаций
    независимо от организационно-правовых
    форм и форм собственности, изменение
    режима их работы, переориентация
    указанных организаций на
    производство необходимой
    в условиях чрезвычайного положения
    продукции и иные необходимые в условиях
    чрезвычайного положения изменения
    производственно-хозяйственной
    деятельности; 
        г)
    отстранение от работы на период действия
    чрезвычайного положения
    руководителей государственных организаций
    в связи с ненадлежащим исполнением
    указанными руководителями своих
    обязанностей и назначение других лиц
    временно исполняющими обязанности
    указанных руководителей; 
        д)
    отстранение от работы на период действия
    чрезвычайного положения руководителей
    негосударственных организаций в связи
    с неисполнением или ненадлежащим
    исполнением ими мер, предусмотренных пунктом
    «ж» статьи 11 настоящего Федерального
    конституционного закона и пунктом «в»
    настоящей статьи, и назначение других
    лиц временно исполняющими обязанности
    указанных руководителей; 
        е)
    в исключительных случаях, связанных с
    необходимостью проведения
    и обеспечения аварийно-спасательных и
    других неотложных работ, мобилизация
    трудоспособного населения и привлечение
    транспортных средств граждан для
    проведения указанных работ при
    обязательном соблюдении требований
    охраны труда. 
     
  3. Статья
    14. Ограничение права на участие в выборах
    и референдуме граждан Российской
    Федерации в условиях чрезвычайного
    положения
Читайте также:  Статья 63. выплата пенсии в случае смерти пенсионера

 
    На
территории, на которой введено чрезвычайное
положение, выборы
и референдумы не проводятся в течение
всего периода действия чрезвычайного
положения.

В случае истечения в период
действия чрезвычайного положения срока
полномочий соответствующих выборных
органов государственной власти, органов
местного самоуправления и должностных
лиц срок полномочий указанных органов
и лиц продлевается до прекращения
периода действия чрезвычайного положения,
если их полномочия не приостановлены
в порядке, установленном
настоящим Федеральным конституционным
законом. 
 

Статья
15. Приостановление действия правовых
актов органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и актов
органов местного самоуправления

 
    Президент
Российской Федерации вправе приостанавливать
действие правовых актов органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, правовых актов
органов местного самоуправления,
действующих на территории, на которой
введено чрезвычайное положение, в случае
противоречия этих актов указу Президента
Российской Федерации о введении на
данной территории чрезвычайного
положения. 
 

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения на период действия чрезвычайного положения может предусматриваться введение следующих мер и временных ограничений:

  1. полное или частичное приостановление на территории, на которой введено чрезвычайное положение, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;
  2. установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее, включая установление ограничений на въезд на указанную территорию и пребывание на ней иностранных граждан и лиц без гражданства;
  3. усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;
  4. установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  5. установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  6. запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;
  7. запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;
  8. ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  9. приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;
  10. эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

В случае введения чрезвычайного положения при наличии обстоятельств, указанных в пункте «а» статьи 3 ФКЗ «О чрезвычайном положении», в дополнение к мерам и временным ограничениям, указанным выше, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, указом Президента РФ могут быть предусмотрены следующие меры и временные ограничения:

  1. введение комендантского часа, то есть запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность граждан;
  2. ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;
  3. приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  4. проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  5. ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;
  6. выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;
  7. продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца.

В случае введения чрезвычайного положения для ликвидации стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ, в дополнение к вышеуказанным могут применяться следующие меры:

  1. временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением таким жителям стационарных или временных жилых помещений;
  2. введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий;
  3. привлечение государственного материального резерва, мобилизация ресурсов организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, изменение режима их работы, переориентация указанных организаций на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции и иные необходимые в условиях чрезвычайного положения изменения производственно-хозяйственной деятельности;
  4. в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ при обязательном соблюдении требований охраны труда.
Читайте также:  Статья 13. Преобразование муниципальных образований

На территории, на которой введено чрезвычайное положение, выборы и референдумы не проводятся в течение всего периода действия чрезвычайного положения.

В случае истечения в период действия чрезвычайного положения срока полномочий соответствующих выборных органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц срок полномочий указанных органов и лиц продлевается до прекращения периода действия чрезвычайного положения, если их полномочия не приостановлены в порядке, установленном настоящим Федеральным конституционным законом.

Ограничения прав и свобод человека в условиях режима чрезвычайного положения

Определим причины и порядок ограничения прав и свобод человека в условиях режима чрезвычайного положения.

Объективная потребность во временном ограничении прав и свобод может возникнуть в определенных экстремальных и чрезвычайных ситуациях. В Конституции России строго обозначены рамки, порядок и причины для подобных ограничений.

В части 3 статьи 55 Конституции установлено, что права и свободы могут ограничиваться федеральным законодательством лишь в той мере, в какой необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья и прав других лиц, а также обеспечения обороны и безопасности государства.

Вышеуказанная общая норма находит конкретизацию в статье 56 Основного закона, где зафиксирована допустимость введения отдельных ограничений в правах и свободах в условиях чрезвычайного положения.

Согласно части 1 статьи 56 Конституции России в ситуации чрезвычайного положения для гарантии безопасности граждан и защиты конституционного строя России в соответствии с положениями ФКЗ «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ от 30 мая 2001 года (в ред. от 03 июля 2016 года) возможно установление отдельных ограничений в правах и свободах, но с обязательным указанием пределов и срока их применения.

  • Согласно данному ФКЗ к условиям, при которых допускается введение чрезвычайного положения, отнесены:
  • во-первых, попытка насильственного изменения конституционного строя, захвата либо присвоения власти, массовые беспорядки, вооруженный мятеж, террористические акты, а также региональные, межнациональные и межконфессиональные конфликты;
  • во-вторых, чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера, чрезвычайные экологические ситуации, которые требуют проведения масштабных аварийно-спасательных и иных неотложных работ.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на территории всей России, не может превышать 30 суток, а при введении его в отдельных регионах, – 60 суток.

При этом по истечении указанных сроков чрезвычайное положение считается завершенным.

Если в течение данного срока поставленные цели не были достигнуты, то срок его действия может продляться указом Президента РФ, но при соблюдении установленных ФКЗ требований.

  1. Не подлежат ограничению следующие права:
  2. – право на жизнь (статья 20 Конституции РФ);
  3. – право на охрану достоинства (ст. 21);
  4. – право на неприкосновенность частной жизни, семейную и личную тайну, защиту доброго имени и чести (часть 1 статья 23);
  5. – право на ознакомление с документами, которые затрагивают права человека (статья 24);
  6. – свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 28);
  7. – право на свободное использование собственных способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности (часть 1 статья 34);
  8. – право на жилище (часть 1 статья 40);
  9. – право на получение квалифицированной юридической помощи и помощи адвоката (защитника) (ст. 48);
  10. – свобода от обязательства доказывать свою невиновность (ст. 49);
  11. – право на пересмотр приговора вышестоящим судом и право на прошение о помиловании либо смягчении наложенного наказания (ст. 50);
  12. – свобода от обязательства свидетельствовать против себя, своего супруга или близких родственников (ст. 51);
  13. – право потерпевших на осуществление правосудия и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52);
  14. – право на возмещение государством вреда, который был причинен незаконными действиями (либо бездействием) органов государственной власти либо их должностных лиц (ст. 53);

– никто не может нести ответственность за те деяния, которые на момент их совершения не признавались правонарушениями, а если после их совершения ответственность за них была устранена либо смягчена, то должны применяться положения нового закона (ст. 54).

В ФКЗ «О чрезвычайном положении» отмечено, что в указе Президента РФ о введении чрезвычайного положения должны отражаться полный перечень временных ограничений прав и свобод российских и иностранных граждан либо лиц без гражданства.

В вышеуказанном законе имеется конкретный перечень подобного рода ограничений. Он затрагивает свободы передвижения, въезда и выезда, проведения собраний, демонстраций, митингов, шествий и других массовых мероприятий, забастовок, а также иных отраженных в законе прав и свобод.

Чрезвычайное положение и его правовой режим

  • Чрезвычайное положение – это вводимый на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особый правовой конституционный режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей.
  • Введение чрезвычайного положения применятся исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.
  • Чрезвычайное положение (ЧП) является временной мерой, объявляемой в соответствии с законодательными актами в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики.
  • Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.
  • Чрезвычайное положениевводится при наличии следующих оснований:
Читайте также:  Глава XIV. Рассмотрение дел о толковании конституции российской федерации

а.) попытки насильственного изменения Конституционного строя, захвата власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, региональные, межнациональные конфликты и др.;

б.) чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.;

  1. Чрезвычайное положениевводится Указом Президента РФ с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
  2. В Указе должны быть определены:
  3. а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;
  4. б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;
  5. в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;
  6. г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;
  • д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;
  • е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;
  • ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.
  • Данный указ подлежит немедленному обнародованию по каналам радио и телевидения, а также немедленному опубликованию.

Срок действия Ч.П., вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в её отдельных местностях – 60 суток. Данные сроки могут быть продлены Указом Президента РФ.

Меры и временные ограничения, применяемые при введении Ч.П.(ст.11. общие ограничения):

  1. 1)полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федераций, а также органов местного самоуправления;
  2. 2)установление ограничений на свободу передвижения по территории, а также особого режима въезда на указанную территорию и выезда с неё;
  3. 3)усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирования транспорта;
  4. 4)установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово – экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • 5)установление особого порядка продажи, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;
  • 6)запрещение или ограничение проведения массовых мероприятии;
  • 7)запрещение забастовок;
  • 8)ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;
  • 9)приостановление деятельности опасных производств и организации, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химические и опасные биологические вещества;
  • 10)эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы.
  • Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения, введенного при наличии обстоятельств указанных в пункте «а» (ст.12):
  • 1)введение комендантского часа;
  • 2)ограничение свободы печати и др. средств массовой информации, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники;
  • 3)приостановление деятельности политических партии и иных общественных объединений;
  • 4)проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;
  • 5)ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции;

6)выдворение в установленном порядке лиц, нарушивших режим Ч.П. и не проживающих на территории, на которой введено Ч.П., за её пределы за их счет.

Меры и временные ограничения, применяемые в условиях Ч.П., введенного при наличии обстоятельств, указанных в пункте «б» (ст.13):

1)временное отселение жителей в безопасные районы;

2)введение карантина, проведение санитарно – противоэпидемических, ветеринарных и др. мероприятии;

3)отстранение от работы на период действия Ч.П. руководителей государственных организации в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначение др. лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей;

4)в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения и обеспечения аварийно – спасательных и др. неотложных работ, мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения указанных работ.

Для обеспечения режима чрезвычайного положения используются силы и средства органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и средства органов по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В исключительных случаях на основании указа Президента Российской Федерации в дополнение к указанным силам и средствам для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Пограничные органы, осуществляющие защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации, привлекаются для обеспечения режима чрезвычайного положения только в целях охраны Государственной границы Российской Федерации.

Для координации действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения, в составе комендатуры территории, на которой введено чрезвычайное положение, указом Президента Российской Федерации может быть создан объединенный оперативный штаб из представителей органов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.

Объединенным оперативным штабом руководит комендант территории, на которой введено чрезвычайное положение.

Ссылка на основную публикацию