Федеральный закон от 26.11.1996 N 139-ФЗ «О внесении дополнений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации»

Материал опубликован в
книге:

Государственная Дума России.
Энциклопедия: В 2-х т. Т. 2 Государственная Дума
Российской Федерации (1993-2006 гг.). М.: РОССПЭН, 2006,
с. 362-367

Основные гарантии избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации.

В первоначальных планах работы
над избирательным законодательством на 1994 разработка подобного закона не
предусматривалась. Однако практика
проведения региональных выборов быстро
внесла коррективы в планы законотворческой
деятельности.

В соответствии с указами
Президента РФ в период с
декабря 1993 по март 1994 года прошли
выборы представительных органов
государственной власти в 56 субъектах
Федерации.

Регулирование этих выборов на
федеральном уровне в тот момент
осуществлялось с помощью “основных
положений о выборах”, утвержденных указами
Президента, и было далеко от совершенства.

В
результате избирательные кампании в
регионах изобиловали примерами нарушений
избирательных прав: повышенные возрастные
цензы и цензы оседлости, завышенные нормы
необходимого числа подписей, значительное
неравенство избирательных округов по числу
избирателей.

Все эти факты вызвали возмущение
депутатов Государственной Думы. 11.2.1994 Дума приняла Постановление “О
правовой основе выборов органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного
самоуправления и об обеспечении
избирательных прав граждан”.

В этом
постановлении Президенту РФ как гаранту Конституции, прав и
свобод человека и гражданина
рекомендовалось принять меры,
обеспечивающие устранение нарушений
избирательных прав граждан, а также “в
первоочередном порядке внести проект
федерального закона о гарантиях
избирательных прав граждан при выборах
органов государственной власти и органов
местного самоуправления”.

В этом же постановлении
комитетам Государственной Думы по делам
Федерации и региональной политике и по
вопросам местного самоуправления
поручалось подготовить обращение
Государственной Думы к Президенту РФ, Совету Федерации,
Правительству РФ,
органам государственной власти субъектов
Федерации, Генеральному прокурору РФ и Центральной
избирательной комиссии РФ. Такое обращение было
подготовлено, и 25 февраля оно было принято
Думой. В нем выражалась озабоченность
фактами несоответствия проходящего в
регионах избирательного процесса
положениям Конституции России, отсутствием
должного контроля за соблюдением
законности со стороны федеральных органов
государственной власти и сообщалось, что “Государственная
Дума в первоочередном порядке рассмотрит
проекты федеральных законов о гарантиях
избирательных прав граждан РФ при выборах органов
государственной власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления… которые могут быть
внесены Президентом РФ,
Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Правительством
РФ, другими субъектами
права законодательной инициативы”.

Таким образом, на первый план
вышла работа над “рамочным” федеральным
законом, призванным в первую очередь
защитить избирательные права граждан.
Концепция такого закона была предложена А.Е. Постниковым,
он же возглавил рабочую группу
Центризбиркома по подготовке
законопроекта. 20.4.1994 проект,
разработанный этой группой, был внесен в
Государственную Думу Президентом РФ.

Этот проект был критически
воспринят большинством фракций, поэтому он
был снят с повестки дня пленарного
заседания и отправлен на доработку. 10 мая
появился новый вариант проекта.

Однако и
этот новый проект не удовлетворил
депутатов. 20 мая распоряжением первого
заместителя председателя Государственной
Думы М.А. Митюкова для согласования
проекта была создана рабочая группа во
главе с В.А.

 Рыжковым, куда вошли
представители всех фракций и профильных
комитетов.

Проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" (по вопросу усиления ответственности за распространение заведомо ложных сведений о кандидатах (списках кандидатов))

Дополнить Федеральный закон «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» («Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєР°СЏ газета» РѕС‚ 15 РёСЋРЅСЏ 2002 РіРѕРґР°, в„– 106(2974)) 1. Р’ статье 76 РїСѓРЅРєС‚ 5 подпунктом Р¶) следующего содержания: «СЂР°СЃРїСЂРѕСЃС‚ранения кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, доверенным лицом кандидата заведомо ложных сведений Рѕ кандидатах, СЃРїРёСЃРєРµ кандидатов, порочащих честь Рё достоинство кандидатов» 2. Р’ статье 77 РїСѓРЅРєС‚ 2 подпунктом Рґ) следующего содержания:

«РєР°РЅРґРёРґР°С‚, признанный избранным, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие СЃРїРёСЃРѕРє кандидатов, допущенный Рє распределению депутатских мандатов, распространяли заведомо ложные сведения Рѕ кандидатах, СЃРїРёСЃРєРµ кандидатов, порочащие честь Рё достоинство кандидатов, Рё указанное нарушение РЅРµ позволяет выявить действительную волю избирателей.»

Статья 2

Дополнить Гражданский процессуальный кодекс РСФСР («Р’едомости Р’РЎ РСФСР«, 1964, в„– 24, СЃС‚. 407) 1. Р’ статье 99 абзацем следующего содержания:

«Р”ела РїРѕ жалобам РІ период выборной кампании Рѕ распространении кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, доверенными лицами кандидатов заведомо ложных сведений Рѕ кандидатах, СЃРїРёСЃРєРµ кандидатов, порочащих честь Рё достоинство кандидатов, рассматриваются СЃСѓРґРѕРј РІ трехдневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ подачи жалобы.».

Статья 3

  • Настоящий Федеральный закон вступает РІ силу РїРѕ истечении РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ его официального опубликования.
  • Президент Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации

Пояснительная записка Рє проекту федерального закона «Рћ внесении дополнений РІ Федеральный закон «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё РІ Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» (РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ усиления ответственности Р·Р° распространение заведомо ложных сведений Рѕ кандидатах (списках кандидатов))

Федеральным законом «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» предусмотрена ответственность Р·Р° распространение заведомо ложных сведений порочащих честь Рё достоинство кандидатов.

Однако инертность судебной системы и отсутствие четко определенных сроков рассмотрения дел указанной направленности не позволяют оперативно принимать меры. Как правило, ответственность наступает гораздо позже дня голосования и не влечет за собой отстранения от участия в выборной кампании, это обстоятельство позволяет некоторым кандидатам влиять на волеизъявление граждан, отсекая лживой информацией потенциальных лидеров от конечной цели.

Предлагаемые дополнения РІ Федеральный закон «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» позволят решением СЃСѓРґР° аннулировать регистрацию недобросовестных кандидатов РґРѕ РґРЅСЏ голосования, Р° РІ случае затягивания СЃСЂРѕРєРѕРІ рассмотрения дела – отменять решение избирательной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё после установления результатов выборов.

Дополнение в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР определяет сроки рассмотрения дел, связанных с распространением заведомо ложных сведений порочащих честь и достоинство кандидатов.

Официальный отзыв Правительства РЅР° проект федерального закона в„– 262076-3 «Рћ внесении дополнений РІ Федеральный закон «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё РІ Гражданский процессуальный кодекс РСФСР«

В Правительстве Российской Федерации проект федерального закона рассмотрен.

Представленный законопроект направлен на установление дополнительных оснований для отмены регистрации кандидата или решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов, а также на закрепление сокращенных (трехдневных) сроков рассмотрения дел по жалобам о распространении заведомо ложных сведений о кандидатах, списке кандидатов в период предвыборной компании.

Статьей 2 законопроекта предлагается дополнить Гражданский процессуальный кодекс РСФСР нормой, устанавливающей новые сроки рассмотрения соответствующих дел.

РџСЂРё этом СЃСЂРѕРєРё обращения РІ СЃСѓРґ Рё рассмотрения соответствующих заявлений РІ настоящее время определены Гражданским процессуальным кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, введенным РІ действие Федеральным законом РѕС‚ 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2002 Рі. в„– 137-ФЗ СЃ 1 февраля 2003 Рі. Согласно пункту 2 статьи 260 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заявление, поданное РІ СЃСѓРґ РІ С…РѕРґРµ избирательной кампании или подготовки референдума, должно быть рассмотрено РІ течение пяти дней СЃРѕ РґРЅСЏ его подачи, РЅРѕ РЅРµ позднее РґРЅСЏ, предшествующего РґРЅСЋ голосования, Р° заявление, поступившее РІ день голосования или РІ день, следующий Р·Р° днем голосования, – немедленно.

  1. На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие законопроекта.
  2. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Г. Карелова
Читайте также:  Статья 10. язык нотариального делопроизводства

Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы РїРѕ проекту федерального закона в„– 262076-3 «Рћ внесении дополнений РІ Федеральный закон «РћР± основных гарантиях избирательных прав Рё права РЅР° участие РІ референдуме граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рё РІ Гражданский процессуальный кодекс РСФСР«

РџРѕ статье 2 представленного законопроекта сообщаем, что правовых оснований для внесения дополнений РІ статью 99 Гражданского процессуального кодекса РСФСР нет, поскольку СЃ 1 февраля 2003 РіРѕРґР° введен РІ действие Гражданский процессуальный кодекс Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° Федеральным законом «Рћ введении РІ действие Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» РѕС‚ 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2002 РіРѕРґР° в„– 137-ФЗ Гражданский процессуальный кодекс РСФСР (Р·Р° исключением глав 34, 35 Рё 36) признан утратившим силу.

Заместитель начальника Управления Н.Д. Шевченко

Федеральный закон о Центральном банке РФ (Банке России)

  • Принят Государственной Думой 27 июня 2002 года
  • Глава I. Общие положения
  •      Статья 1.
  • Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
  •      Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

     Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

     Местонахождение центральных органов Банка России — город Москва.

     Статья 2.

Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью.

В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России.

Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.

  1.      Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
  2.      Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.
  3.      Статья 3.
  4.     Целями деятельности Банка России являются:
  5.      защита и обеспечение устойчивости рубля;
  6.      развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
  7.      обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
  8.      Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
  9.      Статья 4.
  10.      Банк России выполняет следующие функции:
  11.      1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
  12.      2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
  13.      3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  14.      4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
  15.      5) устанавливает правила проведения банковских операций;
  16.      6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  17.      7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
  18.      8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
  19.      9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее — банковский надзор);
  20.      10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  21.      11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;
  22.      12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  23.      13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
  24.      14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  25.      15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  26.      16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  27.      17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;
  28.      18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;
  29.      19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
  30.      Статья 5.
  31.      Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
  32.      Государственная Дума:
  33.      назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  34.      назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  35.      направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  36.      рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  37.      рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  38.      принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  39.      проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  40.      заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).
  41.      Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.
  42.      Статья 6.
  43.      Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
  44.      Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
  45.      Статья 7.
  46. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
  47.      Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
Читайте также:  Статья 31. установление санитарно-защитной зоны, зоны наблюдения и зоны безопасности с особым правовым режимом

     Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

  •      Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
  •      Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие:
  •      курсы иностранных валют по отношению к рублю;
  •      изменение процентных ставок;
  •      размер резервных требований;
  •      размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
  •      прямые количественные ограничения;
  •      правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
  •      порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
  •      Также не подлежат государственной регистрации иные нормативные акты Банка России, которые в соответствии с порядком, установленным для федеральных органов исполнительной власти, не подлежат регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации.
  •      Нормативные акты Банка России в полном объеме направляются в необходимых случаях во все зарегистрированные кредитные организации.
  •      Нормативные акты Банка России могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.
  •      Проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
  •      Статья 8.
  •      Банк России не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами.
  •      Действие части первой настоящей статьи не распространяется на участие Банка России в капиталах Сберегательного банка Российской Федерации (далее — Сбербанк), Банка внешней торговли (далее — Внешторгбанк), а также в капиталах следующих кредитных организаций, созданных на территориях иностранных государств: Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне.
  •      Банк России выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 года.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, не приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Сбербанка и Внешторгбанка, приводящие к сокращению какой-либо из указанных долей участия до уровня менее 50 процентов плюс одна голосующая акция, осуществляются на основании федерального закона.
  •      Уменьшение или отчуждение долей участия Банка России в уставных капиталах Донау-банка АГ, Вена; Ист-Вест Юнайтед банка, Люксембург; Коммерческого банка для Северной Европы — Евробанка, Париж; Московского Народного банка Лтд, Лондон; Ост-Вест Хандельсбанка АГ, Франкфурт-на-Майне, осуществляется в порядке и сроки, которые определяются Банком России по согласованию с Правительством Российской Федерации.
  •      Банк России не вправе участвовать в капиталах или являться членом иных коммерческих или некоммерческих организаций, если они не обеспечивают деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
  •      Статья 9.
  •      Банк России может участвовать в капиталах и деятельности международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками, иностранных государств.
  •      Взаимоотношения Банка России с кредитными организациями иностранных государств осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами, а также с межбанковскими соглашениями.
  • Глава II. Капитал Банка России
  •      Статья 10.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.

  1.      Статья 11.
  2. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 настоящего Федерального закона банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 настоящего Федерального закона.
  3. Глава III. Национальный банковский совет и органы управления Банком России
  4.      Статья 12.
  5.      Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России.

     Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

  •      Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
  •      Члены Национального банковского совета, за исключением Председателя Банка России, не работают в Банке России на постоянной основе и не получают оплату за эту деятельность.

Склад законов проект n 268543-3 федеральный закон рф "о внесении изменений в федеральный закон "о безопасности дорожного движения"

  • Проект N 268543-3


  • Федеральный закон РФ

  • «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  • Внесен депутатом
  • Государственной Думы

В.В. Похмелкиным


Статья 1.
Дополнить

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 1999, N 10, ст. 1158; 2002, N 18, ст. 1721) статьей 14.1 следующего содержания:


«Статья 14.1. Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы

1. Установка и использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков не допускается.

  1. 2. Специальными сигналами (проблесковыми маячками синего или синего и красного цветов и специальными звуковыми сигналами) могут быть оборудованы только транспортные средства:
  2. а) оперативных служб при наличии специальных цветографических схем на наружных поверхностях этих транспортных средств;
  3. б) оперативного назначения МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФАПСИ, ФСО России и иных государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия;
  4. в) специального назначения, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны, иностранные делегации, государственные и политические деятели при приеме в России на высшем и высоком уровне в соответствии с международными договорами, соглашениями, действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также иностранные послы по случаю вручения ими верительных грамот Президенту Российской Федерации.

3. Перечень оперативных служб и государственных органов, транспортные средства которых могут быть оборудованы специальными сигналами, а также порядок их установки и использования определяются Правительством Российской Федерации».


Статья 2.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.


Статья 3.
Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

  • Президент
  • Российской Федерации

  • Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

Источником постоянного недовольства и серьезного напряжения в обществе является вопрос об использовании на транспортных средствах большого количества должностных лиц органов государственной власти и ряда организаций особых государственных регистрационных знаков и специальных световых и звуковых сигналов. Перечень таких лиц определен

Постановлением Правительства РФ «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков» от 4 января 2000 г. N 2 (в редакции

Постановления Правительства РФ от 23 января 2002 года N 35).

Особые государственные регистрационные знаки, то есть номера, на которых вместо кода региона и надписи «RUS» размещено большое изображение Государственного флага РФ, выполняют в нашей стране роль символа принадлежности к привилегированной касте российской номенклатуры.

Формально не давая преимуществ перед другими участниками дорожного движения, фактически они служат индульгенцией на случай нарушения водителем автомобиля с такими номерами

Правил дорожного движения. Каждый сотрудник ГАИ знает, что машины с флагом на номере остановке и досмотру не подлежат.

Количество же таких автомобилей давно перевалило за тысячу.

Для усиления производимого на граждан страны эффекта 650 автомобилей депутатов и чиновников, кроме спецномеров, оборудуются еще и спецсигналами (проблесковыми маячками синего цвета и специальными звуковыми сигналами), дающими в соответствии с правилами дорожного движения преимущества перед другими участниками дорожного движения. Нередки случаи и маскировки «под власть», когда спецсигналы получают (покупают), например, крупные бизнесмены и криминальные авторитеты. Для сравнения: в самое застойное время на все республики, а не только РСФСР, было 124 машины со спецсигналами.

Можно смело утверждать, что такого количества машин с «мигалками», как в России, нет ни в одной стране мира. Во многих странах спецсигналами не оборудуются автомобили даже самых высокопоставленных должностных лиц государства. Например, нет «мигалок» ни у президента США, ни у английской королевы.

В результате особенностей национального подхода и к этому вопросу по улицам наших городов и дорогам страны носятся, игнорируя правила дорожного движения, порождая пробки и создавая аварийные ситуации, сотни автомобилей со спецномерами и «мигалками».

Очевидно, что пора вернуться к первоначальному предназначению спецсигналов и перестать относиться к ним как к атрибутам номенклатурного благополучия. Столь же очевидно, что сделать это в тиши правительственных кабинетов невозможно.

В связи с этим предлагается урегулировать эту проблему на уровне закона и дополнить

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» новой статьей: «Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы».

Прежде всего в проекте предлагается полностью исключить возможность установки и использования на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков. Кроме того, в проекте приводится перечень транспортных средств, которые могут быть оборудованы спецсигналами.

К числу таких автомобилей прежде всего отнесены машины оперативных служб (скорой помощи, противопожарной охраны, милиции, аварийно-спасательных служб и т.п.) при наличии специальных цветографических схем на их наружных поверхностях.

Во вторую группу попали оперативные автомобили МВД России, Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФАПСИ и иных спецслужб и правоохранительных органов, при условии наличия у них полномочий по осуществлению оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

За Правительством РФ останется утверждение перечня оперативных служб и государственных органов, транспортные средства которых могут быть оборудованы спецсигналами, а также определение порядка их установки и использования.

Что касается номенклатурных автомобилей, то в проекте предлагается сохранить спецсигналы только на автомобилях специального назначения, в которых следуют должностные лица, являющиеся объектами государственной охраны, иностранные делегации, государственные и политические деятели при приеме в России на высшем и высоком уровне в соответствии с международными договорами, соглашениями, действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также иностранные послы по случаю вручения верительных грамот Президенту Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» к числу российских должностных лиц, подлежащих государственной охране, отнесены Президент Российской Федерации, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации РФ, Председатель Государственной Думы РФ, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ.

  1. Принятие и реализация предложенного
    проекта Федерального закона не потребует дополнительных бюджетных затрат, но позволят серьезно оздоровить ситуацию как на дорогах страны, так и в обществе в целом.

  2. Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О внесении изменений в
    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  3. Принятие
    проекта Федерального закона «О внесении дополнений в

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.


  4. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
  5. Принятие
    проекта Федерального закона «О внесении дополнений в

    Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.


Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ от 17 января 2003 г. N 2.2-1/6658 по проекту Федерального закона N 268543-3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»(1 чтение)

Соответствие
законопроекта федеральным законам и основным отраслевым законодательным актам

1. Данным
проектом (статья 1) предлагается дополнить

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (далее — Закон) новой статьей 14.1 «Особые государственные регистрационные знаки. Специальные сигналы», в соответствии с которой не допускаются установка и использование на транспортных средствах особых государственных регистрационных знаков (пункт 1).

Кроме того, в этой статье (пункт 2) предусматривается возможность оборудования соответствующими специальными сигналами только транспортных средств оперативных служб и транспортных средств оперативного и специального назначения.

В свою очередь, указанное означает, что водители таких транспортных средств имеют определенные преимущества перед другими участниками дорожного движения.

В этой связи необходимо отметить, что установление порядка дорожного движения на территории Российской Федерации относится к компетенции Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 22 Закона единый порядок дорожного движения устанавливается

Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Так, в разделе 3

Правил дорожного движения, утвержденных

Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.

93 N 1090 с последующими изменениями и дополнениями, содержатся нормы, касающиеся применения соответствующих специальных сигналов (проблесковых маячков и специальных звуковых сигналов).

Ссылка на основную публикацию