Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: …, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу истца МРО ФСС РФ на решение от 24 июля 2002 года по делу N А40-22961/02-126-111 Арбитражного суда г.Москвы, принятому судьей …, по иску МРО ФСС РФ о взыскании штрафа 100 руб. к ООО «Спортстройуниверсал», установил:
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — МРО ФСС РФ) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО «Спортстройуниверсал» о взыскании штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление отчетности по страховым взносам.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 24.07.2002 в иске отказано. В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МРО ФСС РФ просит вышеназванный судебный акты отменить, ссылаясь на нарушение арбитражным судом ст.11 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах», ст.10 Федерального закона от «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год».
В судебное заседание представители сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, не явились.
Проверив в порядке ст.286 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, решением филиала N 7 МРО ФСС РФ от 23.01.2002 N 857/860 на основании п.1 ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации ООО «Спортстройуниверсал» привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 100 рублей за несвоевременное представление расчетной ведомости по средствам социального страхования за IV квартал 2001 года.
Разрешая спор, арбитражный суд пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для привлечения ответчика к налоговой ответственности.
поскольку в действие Налогового кодекса Российской Федерации в части применения финансовых санкций к плательщикам страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не распространяется на отношения, связанные с нарушением сроков предоставления расчетной ведомости в органы ФСС РФ.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы арбитражных судов правильными.
В соответствии со ст.ст.
9, 30, 34_1 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов отнесены к числу участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В случаях, когда законодательством на эти органы возложены обязанности по налоговому контролю, они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные вышеназванным Кодексом.
Фсс — федеральный закон рф от 02.01.2000 24-фз
- О БЮДЖЕТЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
- РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2000 ГОД
- Принят Государственной Думой 1 декабря 1999 года
- Одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года
Статья 1.
Утвердить бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) на 2000 год по доходам в сумме 72 431,9 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12965,7 млн.
рублей, по расходам в сумме 70 453,5 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12 051, 3 млн. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 1 978,4 млн.
рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 914,4 млн. рублей.
- Статья 2. Установить, что доходы бюджета Фонда на 2000 год формируются за счет следующих источников:
- (млн. рублей)
- Остаток средств на начало года 1 523,3
- из них:
- средства федерального бюджета 236,3
- Страховые взносы 66 758,2
- из них:
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
- производстве и профессиональных заболеваний 12 168,6
- Сумма единого налога на вмененный доход на определенные виды
- деятельности, поступающая в Фонд 212,7
- Прочие поступления 3167,8
- из них:
- на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
- производстве и профессиональных заболеваний 60,8
- Средства федерального бюджета, всего 769,9
- в том числе на:
- выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение
- и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального бюджета 269,9
- возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
- заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением
- ими трудовых обязанностей на ликвидированных и ликвидируемых шахтах и
- разрезах угольной и сланцевой промышленности 500,0
Статья 3.
Установить, что в 2000 году финансирование расходов, связанных с санаторно-курортным лечением и оздоровлением граждан и их детей, предоставлением льгот по выплатам пособий по социальному страхованию в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», осуществляется в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2000 год, путем перечисления их Фонду.
Статья 4.
Установить, что в 2000 году финансирование расходов на выплаты сумм в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидированных и ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой промышленности, организационно-технических расходов в связи с такими выплатами осуществляется исполнительными органами Фонда в пределах средств, полученных фондом из федерального бюджета, с учетом переходящего остатка средств федерального бюджета по указанному направлению финансирования, перечисленных Фонду в 1999 году, а также соответствующих сумм, капитализированных ликвидированными и ликвидируемыми шахтами и разрезами угольной и сланцевой промышленности для возмещения вреда пострадавшим.
- Статья 5. Направить в 2000 году средства бюджета Фонда на следующие цели:
- (млн. рублей)
- Выплата пособий, всего 37 630,5
- в том числе:
- по временной нетрудоспособности 30 100,6
- из них:
- в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным
- заболеванием 914,3
- по беременности и родам 3481,4
- по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 2113,0
- при рождении ребенка 1570,4
- на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и
- социальные пособия на погребение 207,5
- прочие пособия 157,6
- Санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей,
- включая участников Великой Отечественной войны 12661,7
- Капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений Фонда 461,0
- Оздоровление детей 5 718,8
- Выплата пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное
- лечение и оздоровление, финансируемые за счет средств федерального
- бюджета 269,9
- Возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным
- заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с
- исполнением ими трудовых обязанностей на ликвидированных и
- ликвидируемых шахтах и разрезах угольной и сланцевой
- промышленности 736,3
- Единовременные страховые выплаты 154,7
- Ежемесячные страховые выплаты 6234,8
- Доставка и пересылка страховых выплат 223,6
- Дополнительные расходы на медицинскую, социальную и
- профессиональную реабилитацию 2556,9
- Обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных 337,9
- Осуществление социального страхования, всего 2995,3
- из них:
- содержание исполнительных органов Фонда 2710,9
- капитальные вложения 170,0
- Организация и ведение единой информационной системы социального
- страхования и обязательного социального страхования от несчастных
- случаев на производстве и профессиональных заболеваний 251,7
- Финансирование научно-исследовательских работ по охране труда 10,0
- Прочие расходы 210,4
- из них:
- на страхование от несчастных случаев на производстве и
- профессиональных заболеваний 10,4
Статья 6.
Установить норматив оборотных денежных средств по бюджету Фонда на 2000 год на начало каждого квартала в размере 25 процентов объема среднемесячных расходов на выплату пособий в предстоящем квартале, 25 процентов объема квартальных расходов на оздоровление детей и санаторно-курортное обслуживание в предстоящем квартале, объема среднемесячных расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Остаток денежных средств в размере норматива оборотных денежных средств не является свободными средствами и изъятию не подлежит.
Установить норматив оборотных денежных средств по бюджету Фонда на 2000 год:
на 1 апреля 2000 года в сумме 3 443, 5 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчаст ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 924,8 млн. рублей;
на 1 июля 2000 года в сумме 2 967, 1 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 924,8 млн. рублей;
на 1 октября 2000 года в сумме 2 711, 9 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 924,8 млн. рублей;
на 1 января 2001 года в сумме 2 856, 5 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1 017,3 млн. рублей.
Направить сумму превышения доходов над расходами по бюджету фонда на 2000 год в размере 1 978,4 млн. рублей на формирование норматива оборотных денежных средств на 1 января 2001 года, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 914, 4 млн. рублей.
Статья 7. Установить, что в 2000 году обеспечение Фондом страховых выплат пострадавшим и других расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний может производиться за счет общих доходов по бюджету Фонда.
Статья 8. Работодатели организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору (контракту), регистрируются в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда.
Заявление о регистрации в качестве страхователя подается организацией в исполнительный орган Фонда в течение 10 дней после ее государственной регистрации, а гражданином (физическим лицом) в течение 10 дней после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.
Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета при предъявлении организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователей.
Статья 9. Фонд и его исполнительные органы взыскивают в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счета плательщика юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходимых денежных средств.
Инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда на перечисление недоимок и пеней должно содержать указание на те счета плательщика Фонда, с которых должно быть произведено перечисление обязательного платежа, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщика Фонда, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
Статья 10.
Установить, что начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляются в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. При этом осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тысяч рублей, а осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда более 90 дней штрафа в размере 20 процентов выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.
Статья 11.
Установить, что в 2000 году пени на недоимку по перечислениям обязательных платежей в Фонд, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по государственному заказу, в том числе оборонному (работ, услуг), финансируемому из федерального бюджета, по заключенным договорам (контрактам), начисляются со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций при подтверждении государственным заказчиком наличия задолженности соответствующего бюджета.
Статья 12. Установить, что Фонд вправе предоставлял.
в 2000 году плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд с учетом финансового состояния этих плательщиков на основе соглашений, заключаемых Фондом и плательщиками страховых взносов на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей в Фонд.
На период действия указанных соглашений пени на сумму задолженности по обязательным перечислениям в Фонд не начисляются.
Статья 13.
Установить, что в случае поступления в ходе исполнения бюджета Фонда доходов сверх сумм, установленных статьей 2 настоящего Федерального закона, а также в случае снижения фактических расходов на пособия, установленных статьей 5 настоящего Федерального закона, Фонд имеет право направлять средства на дополнительное финансирование расходов на оздоровление детей, санаторно-курортное обслуживание и оздоровление работников и членов их семей, участников Великой Отечественной войны, а также на приобретение новогодних подарков для детей.
Статья 14. Установить, что Фонду разрешается использовать в работе по погашению задолженности плательщиков страховых взносов государственные ценные бумаги, а также векселя кредитных и иных организаций.
Статья 15.
Правительству Российской Федерации возместить Фонду задолженность федерального бюджета по расходам на выплату пособий, санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в сумме 689, 5 млн. рублей, в том числе задолженность в сумме 177, 6 млн. рублей, образовавшуюся в 1994-1995 годах, задолженность в сумме 247, 8 млн рублей, образовавшуюся в 1996 году, задолженность в сумме 167,6 млн. рублей, образовавшуюся в 1997 году, и задолженность в сумме 96,5 млн. рублей, образовавшуюся в 1998 году.
Порядок, сроки и условия погашения указанной задолженности устанавливаются федеральным законом о федеральном бюджете на 2001 год и федеральным законом с бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2001 год.
Статья 16.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а в части формирования и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с момента введения в действие федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В. Путин
Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Внебюджетные фонды как составная часть финансовой системы РФ. Понятие и характерные признаки
Бюджетным кодексом РФ установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации.
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.
- Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ, обладают рядом характерных признаков:
- · образуются вне федерального бюджета;
- · средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат;
- · средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности;
- · расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством РФ, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность;
- · управляются органами государственной власти РФ;
- · сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляется тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.
- Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.
Начиная с 1992 г. в РФ создано и действует большое количество внебюджетных фондов. В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды подразделяются на государственные (федеральные) и региональные; по целевому назначению — на экономические и социальные.
- Статья 144 БК РФ относит к государственным внебюджетным фондам Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
- Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- · добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели;
- · сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб;
· сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей;
· иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов имеет четкое законодательное закрепление и обладает рядом особенностей.
В частности, проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
- Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
- Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.
- Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда, направляется в Правительство Российской Федерации. Отчет представляется на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Правовое положение Фонда социального страхования Российской Федерации
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г.
, 23 декабря 1999 г.
)1 утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, которое устанавливает, что указанный Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
- Фонд является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
- Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.
- Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
- Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
- Основными задачами Фонда являются:
- · обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования и др.
- Средства Фонда образуются за счет:
- · страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- · страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- · страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
- · доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
- · добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- · ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях;
- · прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством; уплаченных в установленном порядке сумм за путевки, приобретенные страхователем за счет средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду в результате исполнения регрессных требований к страхователям, и других).
- Средства Фонда направляются на:
- · выплату пособий по временной нетрудоспособности; беременности и родам; женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- · оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах — участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации, а также на лечебное (диетическое) питание;
- · частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видом деятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, заработную плату работников, культурно-массовое обслуживание);
- · частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- · частичное содержание детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату труда тренерско-преподавательского состава и за аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного процесса);
- · оплату проезда к месту лечения и обратно;
- · осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда.
Средства Фонда используются только на целевое финансирование мероприятий. Не допускается зачисление средств социального страхования на личные счета застрахованных.
- Средства, полученные от взимания пеней и наложения финансовых санкций (в размере 20%), образуют фонд развития Фонда социального страхования Российской Федерации.
- Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством Российской Федерации.
- Уплата страховых взносов в Фонд осуществляется в соответствии с тарифом, установленным федеральным законом.
Работодатели регистрируются в качестве страхователей в региональных и центральных отраслевых отделениях (филиалах) Фонда.
Статья 8 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» устанавливает, что работодатели — организации и граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору (контракту), регистрируются в качестве страхователей в исполнительных органах Фонда.
Заявление о регистрации в качестве страхователя подается организацией в исполнительный орган Фонда в течение 10 дней после ее государственной регистрации, а гражданином (физическим лицом) — в течение 10 дней после заключения трудового договора (контракта) с первым из нанимаемых работников.
Банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета при предъявлении организациями документа, подтверждающего регистрацию в качестве страхователей.
Страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
При нарушении плательщиками и банками порядка уплаты и перечисления страховых взносов в Фонд к ним применяются финансовые санкции в соответствии с Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статья 9 Федерального закона от 2 января 2000 г.
№ 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год» предоставляет право Фонду и его исполнительным органам взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней путем направления в банк или иную кредитную организацию, в которой открыты счета плательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание со счета плательщика — юридического лица и перечисление в соответствующий исполнительный орган Фонда необходимых денежных средств.
Инкассовое поручение (распоряжение) исполнительного органа Фонда на перечисление недоимок и пеней должно содержать указание на те счета плательщика Фонда, с которых должно быть произведено перечисление обязательного платежа, и сумму, подлежащую перечислению.
Взыскание недоимок и пеней может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщика Фонда, за исключением ссудных, бюджетных и депозитных (если не истек срок депозитного договора) счетов.
Начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в Фонд, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляются в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. При этом осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда влечет взыскание штрафа в размере 10% выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности, но не менее 20 тыс. руб., а осуществление деятельности организацией без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда более 90 дней -штрафа в размере 20% выплат, начисленных в пользу работников в период осуществления такой деятельности.
- В 2000 году пени на недоимку по перечислениям обязательных платежей в Фонд, образующуюся вследствие задержек финансирования из бюджетов всех уровней бюджетных организаций или задержек оплаты работ по государственному заказу, в том числе оборонному (работ, услуг), финансируемому из федерального бюджета, по заключенным договорам (контрактам), начисляются со дня фактического поступления денежных средств на счета таких организаций при подтверждении государственным заказчиком наличия задолженности соответствующего бюджета.
- Фонд вправе предоставлять в 2000 году плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд с учетом финансового состояния этих плательщиков на основе соглашений, заключаемых Фондом и плательщиками страховых взносов на срок не более одного года, при условии своевременной уплаты текущих платежей в Фонд.
- Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с налоговыми органами Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях — Фондом с участием профессиональных союзов.
Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органам в соответствии с законодательством. Федеральный закон от 2 января 2000 г.
№ 24-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год»1 устанавливает бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год по доходам в сумме 72 431,9 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12 965,7 млн.
рублей, по расходам в сумме 70 453,5 млн. рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 12 051,3 млн. рублей, с превышением доходов над расходами в сумме 1 978,4 млн.
рублей, из них на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 914,4 млн. рублей.