Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

читать и обсуждать наши публикации в телеграме

читать и обсуждать в телеграме

Ставропольская краевая дума по инициативе губернатора Ставрополья внесла в Государственную думу проект изменений в федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Законопроект представляет серьёзную угрозу заповедной системе России.

Он предусматривает возможность исключения из заказников и памятников природы регионального значения участков в случаях необходимости их хозяйственного использования, а также участков, «на которых расположены природные комплексы и объекты, в отношении которых осуществление мер охраны в соответствии с законодательством возможно без сохранения режима особой охраны» и для размещения объектов рекреационной инфраструктуры.

Законопроект не уточняет, кто, как и на каком основаниям будет решать, что будет разрешено без экологической экспертизы на землях, выбывающих из состава ООПТ, и для какой хозяйственной деятельности эти участки могут изыматься. То есть законопроект даёт зелёный свет коррупции на особо охраняемых территориях во всех регионах.

В структуре особо охраняемых природных территорий России более 80% приходится на ООПТ регионального значения, из которых абсолютное большинство составляют заказники и памятники природы. Это более 13 тысяч уникальных природных объектов.

Если законопроект будет принят, из большей части ООПТ России могут быть исключены практически любые участки.

Во многих регионах именно в заказниках и памятниках природы охраняются наиболее ценные природные комплексы и экосистемы. Многие заказники и памятники природы сохраняют места обитания редких видов животных и растений.

Так, например, Куноватский заказник в ЯНАО создан для охраны и восстановления редчайшего белого журавля стерха, заказник «Комиссаровский» в Приморском крае создан специально для сохранения амурских тигров и дальневосточных леопардов, Двинско-Пинежский заказник в Архангельской области — для сохранения европейской популяции дикого северного оленя.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Многие российские заказники и памятники природы подпадают под действие различных международных конвенций и соглашений (в частности, Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия, Рамсарской конвенции).

При этом многим из них угрожают различные опасные для природы проекты. Например, добыча нефти и строительство связанной с этим инфраструктуры в заказниках «Нижнеобский», «Куноватский», «Бреховские острова». Законодательное закрепление упрощенной возможности изъятия их земельных участков создаст угрозу сохранности этих ООПТ, то есть к нарушению международных обязательств России.

Если из этих заказников будут исключены участки для реализации хозяйственной деятельности (добыча полезных ископаемых, рубки леса), они могут утратить свою значимость для сохранения этих редких животных.

Законопроект внесен по инициативе губернатора Ставропольского края Владимира Владимировича Владимирова.

Есть основания полагать, что его внесение связано с попытками органов власти Ставропольского края исключить из особо охраняемых природных территорий (далее — ООПТ в регионе Кавказских Минеральных Вод) их участки для вовлечения в интенсивную хозяйственную и рекреационную деятельность.

Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Эти факты вызвали справедливое и сильное возмущение у россиян и стали поводом для обращений в Совет по правам человека. Они рассматривались на выездном заседании Совета в Ставропольском крае в марте 2020 года и отражены в рекомендациях по его итогам.

Из заказника «Бештаугорский» и нескольких памятников природы Ставропольские власти попытались исключить участки, предполагаемые для устройства велотерренкура. Общественники и прокуратура обратились в суд, и он отменил все решения об изъятии земель.

Нормы закона об ООПТ Ставропольского края, позволяющие изымать земли ООПТ, также признаны судом недействительными.

То есть губернатор Ставропольского края, инициируя принятие данного законопроекта, пытается снять значимые правовые препятствия на пути реализации решений, влекущих причинение масштабного ущерба природному наследию России.

Чтобы не допустить этого, мы предлагаем всем неравнодушным к судьбе ООПТ России направить обращение руководителю профильного комитета Госдумы Владимиру Бурматову [email protected] с требованием отклонить этот законопроект. В прошлом году мы уже спасли от распила национальные парки, вместе мы сможем сохранить и заказники.

  • Пожалуйста, подпишите обращение Greenpeace к Владимиру Бурматову с просьбой не допустить изменения границ заказников и памятников природы. Поделитесь этим материалом с родными и друзьями, разместите посты в соцсетях с хештегом #СпасемЗаказники
  • Только с вами мы победим.
  • особо охраняемые природные территории

Режимы охраны особо охраняемых природных территорий в г. Москве и административная ответственность за их нарушение

Особо охраняемые природные территории — это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

В настоящее время на территории г. Москвы насчитывается 120 особо охраняемых природных территорий. К таким территориям, имеющим особый статус, относятся природно-исторические парки, ландшафтные заказники, памятники природы и др.

Поскольку особо охраняемые территории относятся к объектам общенационального достояниям, для создан режим охраны, ограничивающий или полностью запрещающий хозяйственную деятельность.

Законом города Москвы от 26.09.2001 № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» установлено, что на особо охраняемых природных территориях, категория и режим охраны и использования которых позволяют осуществление хозяйственной деятельности, не допускаются действия, причиняющие вред природным объектам, в том числе:

  • — искажение исторически сложившегося охраняемого ландшафта;
  • — возведение объектов капитального строительства, не связанных с использованием особо охраняемой природной территории, без положительного заключения государственной экспертизы;
  • — проведение работ, которые могут привести к нарушению гидрогеологического режима местности, почвенного покрова, возникновению и развитию эрозионных и оползневых процессов, без заключения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;
  • — применение солей в качестве противогололедных средств без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;
  • — проведение рубок в выводково-гнездовой период с 1 апреля по 31 июля;
  • — нарушение местообитаний видов растений и животных, включенных в Красную книгу Москвы или являющихся редкими на конкретной особо охраняемой природной территории; — разведение костров, проведение мероприятий, предусматривающих использование открытого огня, использование мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи с помощью открытого огня вне специально обустроенных площадок, сжигание сухих листьев и травы, в том числе весенние палы;
  • — заготовка и сбор всех видов растений и их частей (за исключением регулируемого сенокошения, осуществляемого с целью предотвращения зарастания лугов древесной растительностью); — использование земель для садоводства и огородничества;
  • — повреждение или самовольные порубки деревьев и кустарников;
  • — самовольные посадки деревьев и кустарников, а также другие самовольные действия граждан, направленные на обустройство отдельных участков особо охраняемой природной территории; — умышленное причинение беспокойства, отлов и уничтожение, разорение гнезд и нор диких животных;
  • — пребывание посетителей с пневматическим и иным оружием, рогатками, сачками и другими орудиями отстрела или отлова животных;
  • — проведение массовых спортивных, зрелищных и иных мероприятий вне специально выделенных для этих целей мест и без разрешения уполномоченного Правительством Москвы органа исполнительной власти города Москвы;
  • — изменение функционального назначения земельного участка или его части, если оно может привести к увеличению антропогенных нагрузок на природный комплекс особо охраняемой природной территории;
  • — размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети в границах особо охраняемой природной территории без согласования с уполномоченным Правительством Москвы органом исполнительной власти города Москвы;
  • — выгул собак в границах заповедных участков особо охраняемой природной территории;
  • — въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории в нарушение порядка, установленного Правительством Москвы.
Читайте также:  Статья 26. ответственность за нарушение законодательства субъекта российской федерации

Законом г. Москвы от 21.11.2007 № 45 «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях» установлены следующие размеры штрафов:

  1. За нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также их охранных зон — от 4 000 до 5 000 руб. для граждан; от 30 000 до 40 000 руб. для должностных лиц; от 200 000 до 300 000 руб. для юридических лиц.
  2. За уничтожение животных и растений на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 500 руб. для граждан; до 50 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  3. За уничтожение, повреждение или снос информационных щитов на особо охраняемых природных территориях – от 2 000 до 2 500 руб. для граждан; до 10 000 руб. для должностных лиц; до 100 000 руб. для юридических лиц.
  4. За нарушение установленных правовыми актами города Москвы экологических требований к уровню шума на особо охраняемых природных территориях – от 3 000 до 4 000 руб. для граждан; до 30 000 руб. для должностных лиц; до 300 000 руб. для юридических лиц.
  5. За выгул собак без поводка на особо охраняемых природных территориях – для граждан от 1 000 до 2 000 руб.; для должностных лиц от 2 000 до 3 000 руб.
  1. Разъяснение подготовил:
  2. старший помощник межрайонного
  3. природоохранного прокурора г. Москвы

Зайцева А.В.

Комментарий к статье 8.39 КоАП РФ

Особый правовой режим на охраняемых природных территориях Консультация юриста по ст. 8.39 КоАП РФ в Новосибирске. Частые вопросы адвокату. Нарушение правил охраны природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях

Комментируемая статья 8.39 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.

Объективная сторона комментируемой статьи заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.

При этом диспозиция ст. 8.39 КоАП РФ распространяется на любые особо охраняемые природные территории и не содержит исключений в зависимости от субъектов, в ведении которых они находятся.

При этом указанная норма является бланкетной и предусматривает ответственность за нарушение норм и правил, регулирующих режим использования окружающей природной среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (решение Верховного Суда Республики Крым от 14.03.2018 по делу N 21–246/2018).

В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, устанавливаются защитные и охранные зоны.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной.

Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории (ч. 1 ст. 52, ч. 1 ст. 58 Закона N 7-ФЗ).

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений, в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий:

  • а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
  • б) национальные парки;
  • в) природные парки;
  • г) государственные природные заказники;
  • д) памятники природы;
  • е) дендрологические парки и ботанические сады.

Задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

  • а) режима особо охраняемой природной территории;
  • б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;
  • в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий (ст. ст. 2, 33 Закона N 33-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», в составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны, выделяется до трех зон.

На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.

На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями, землевладельцами, арендаторами, собственниками земельных участков и проживающими в этих зонах гражданами (ч. ч.

3, 4 ст. 16).

Субъектами правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ могут быть граждане, должностные лица, юридические лица.

Субъективная сторона правонарушения по ст. 8.39 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.

Скачиваем действующий Кодекс об административных правонарушениях РФ с изменениями 2021.

Документ в формате Acrobat (.pdf). 958 страниц. Размер файла — 46 Mб.

Читайте также:  Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными

Ответственность за нарушение природно — заповедного режима

Статья 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» установлена ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.

Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, и иных особо охраняемых природных территориях, а также их охранных зон влечет за собой наложение в административном порядке штрафа от одного до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией орудий и продукции незаконного экологопользования или без таковой.

В результате проведения уголовно-правовой и административно-правовой реформы в УК и КоАП РФ законодателем выделены специальные статьи, предусматривающие ответственность за нарушения режима охраны окружающей природной среды на территориях (объектах), наделенных соответствующим статусом (ст.

262 УК РФ и ст. 8.39 КоАП РФ), сохранены в измененном виде статьи о посягательствах на памятники истории, культуры, комплексы, в которых органично соединены природные и культурно-исторические элементы (ст. 245 УК РФ и ст. 7.

13 КоАП РФ), а также введены статьи, предназначенные для охраны археологического наследия.

  • КоАП РФ предусматривает ответственность:
  • 1) за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах;
  • 2) нарушения требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, включенных в Государственный реестр объектов культурного наследия;

3) несоблюдение ограничений, установленных в зонах их охраны.

В ст. 7.13 КоАП РФ уточнены признаки объекта (предмета) и объективной стороны, расширен круг предметов посягательства за счет включения зон охраны, указания на территории, где расположены эти объекты, проведена грань охраняемых объектов. Все составы – формальные. Специальные составы содержатся в ст. 7.14–7.16 КоАП РФ.

УК РФ в ст. 262 «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов» распространяет данный уголовно-правовой запрет на нарушение режима всех без исключения особо охраняемых природных территорий (объектов) независимо от их значения.

  1. Статьей 243 УК РФ устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима природных комплексов, памятников общероссийского значения, объектов, взятых под охрану государства.
  2. Физические и юридические лица обязаны возместить вред, причиненный нарушением режима особо охраняемых природных территорий, в соответствии с таксами, установленными законодательством РФ.
  3. Федеральным законом «О лечебных местностях и курортах» также установлена ответственность за его нарушение: дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная в соответствии с законодательством РФ.
  4. Задача № 1

В канун Нового года гражданин Попыняев срубил ель в городском дендропарке, но был задержан сотрудниками полиции. В тот же день был задержан гражданин Силанов, перевозивший на машине » Жигули » ель диаметром 9 см.

, срубленную им по пути в город в пригородном лесу.

В пригородном электропоезде была задержана с елкой диаметром 7 см гражданка Криянова 65 лет, заявившая, что елка куплена ею на перроне пригородной станции 73 км у неизвестного гражданина.

  • Определите вид и меру ответственности граждан по каждому из приведенных случаев их задержания.
  • Ответы на вопросы задачи
  • Вид – уголовная ответственность.

Мера – в соответствии со ст. 254, п.

1, отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде -наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Субъекты – предприятия нефтеуправления, земли сельскохозяйствен-

ного назначения.

Основным свойством земель сельскохозяйственного назначения является их плодородие, способность производить сельскохозяйственную продукцию.

Именно в силу этого их качества, являющегося определяющим для этих земель, земля в сельском хозяйстве, в отличие от земель промышленности, транспорта и других отраслей, где она выступает лишь как пространственный базис соответствующей деятельности, является главным средством производства.

Задача № 2

В ходе подготовки документов на строительство объектов филиала завода «Автодизель» — на территории Кировского района встал вопрос о выборе места расположения производственных и жилых зданий, других служб и определении примерных размеров земельной площади, намечаемой к изъятию у других землепользователей. Заместитель директора завода по административно-хозяйственной работе обратился за разъяснением в районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

Составьте проект разъяснения районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Ответственность за нарушение правового режима особо охраняемых природных территорий

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Ответственность за нарушения режима ООПТ и объектов предусмотрена в ст. 7.13 — 7.16, 8.39 КоАП РФ, ст. 245, 262 УК РФ.

Действующая редакция статьи 36 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территорий» не содержит указания на возможность наступления административной ответственности за нарушение режима ООПТ, устанавливая лишь уголовную и гражданско-правовую (в виде возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ) ответственность за правонарушения в данной сфере.

Между тем некоторые нарушения законодательства об ООПТ могут повлечь за собой наступление административной ответственности. Так, п. 2 ст. 7.

2 КоАП РФ предусматривается наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в установленном размере за уничтожение или повреждение знаков, определяющих границы ООПТ. Дела о данном правонарушении, в соответствии со ст. 23.

13 КоАП РФ, рассматривают органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), а от их имени уполномочены на рассмотрение данных дел Главный государственный санитарный врач РФ и его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов РФ и их заместители; главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном) и их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов; главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, юстиции, контроля за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их заместители — об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Читайте также:  Карта: русско-японская война 1904-1905 гг - история России

Административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных ООПТ либо в их охранных зонах (округах) устанавливается положениями ст. 8.39 КоАП РФ.

В данном случае в соответствии с нормами ст. 23.

25 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, квалифицированных по данной статье, рассматриваются органами охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а от их имени — главными государственными инспекторами по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, а также их заместителями.

Как уже отмечалось, Перечнем должностных лиц структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ее территориальных органов и учреждений, осуществляющих контроль и надзор в сфере природопользования, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 12 ноября 2004 г. N 146 , была установлена новая система должностных лиц Росприроднадзора, осуществляющих инспекционный контроль в различных сферах природопользования, в том числе и в сфере охраны территорий государственных природных заповедников и национальных парков (см. ст. 3 и ст. 33).

Нормами уголовного законодательства предусматривается возможность наступления уголовной ответственности за нарушение режима ООПТ. Так, положениями ст.

262 УК РФ за нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, определяется наказание в виде штрафа в установленном размере, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо исправительными работами на определенный срок.

Пункт 3 статьи 36 Федерального закона об ООПТ устанавливает обязательность возмещения вреда, причиненного природным объектам и комплексам в границах ООПТ.

Платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде — один из основополагающих принципов охраны окружающей среды, установленных ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Пунктом 4 ст.

16 названного Закона отмечается, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда окружающей среде.

Статья 77 данного Закона устанавливает обязанность полного возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии с положениями данной статьи юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) субъектом хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 78 указанного Федерального закона закрепляет порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

Так, компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

При этом определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в данной сфере, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии — в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В настоящее время действуют, например, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г.

N 388 ; Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением наземных млекопитающих, птиц, рептилий, амфибий и наземных беспозвоночных животных, утвержденные Приказом Минприроды России от 4 мая 1994 г. N 126 , и ряд иных такс и методик.

При отсутствии соответствующих такс и методик размер ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, определяется по фактическим затратам на их восстановление.

На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

При этом Федеральным законом «Об охране окружающей среды» устанавливаются сроки давности на предъявление исков о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, — такие иски могут быть предъявлены в течение 20 лет.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Ссылка на основную публикацию